Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проведение праздничного намаза



В один из мусульманских праздников - это был или праздник Фитр (в конце месяца рамадан) или Курбан (праздник жертвоприношения) - Ма’мун отправил имаму послание с приглашением возглавить праздничный намаз. Имам ответил: «Ты знаешь условия, поставленные между нами и избавь меня от проведения этого намаза». Ма’мун сказал: «Намерение моё в этом деле такое, чтобы убедить народ и дать ему получше узнать твои достоинства. Послания несколько раз пересылались, так как Ма’мун очень настаивал, имам так ответил ему: «Больше всего я хочу, чтобы ты освободил меня от этого дела, но, так как ты слишком настаиваешь, я вынужден сделать это. Но я выйду для проведения праздничного намаза, так же, как выходил Посланник Аллаха и Повелитель правоверных (да будет мир с ними! )». Ма’мун принял это и сказал: «Выходите, как пожелаете». Он распорядился, чтобы все его подчиненные, приказчики и народ ранним, праздничным утром собрались перед домом имама.

В то утро, еще до восхода солнца, переулки города были заполнены народом, жаждущим видеть имама. Даже женщины с малыми детьми были здесь в ожидании появления его светлости. Главнокомандующие вместе со своей конницей также собрались перед домом имама. Солнце взошло. Имам совершил полное ритуальное омовение, надел одежду и белую чалму, сотканную из хлопка, один конец которой свешивался на грудь, а другой был заброшен за спину, умостил себя благовониями и взял в руку посох. Затем он сказал своим спутникам, чтобы они делали то же, что и он. Он вышел босым, подобрав подол одежды до середины голени и сделав несколько шагов, поднял голову к небу и произнес такбир*. Его спутники так же произнесли такбир. Дойдя до ворот, имам остановился. Военные, завидев имама, спешились и сняли с ног свою обувь, оставшись стоять босыми на земле. У ворот имам вновь произнес такбир и весь народ повторил вслед за ним. Все это было настолько величественно, что, казалось, небеса и земля возвеличивают Бога, эхом повторяя такбиры за ним. Город Мерв был охвачен плачем и стенаниями.

Фазл ибн Сахл, видя такое положение, известил об этом Ма’муна, сказав: «О, эмир! Если Риза таким образом дойдет до места проведения намаза, может подняться смута и бунт, а наши души окажутся в опасности, прикажи ему вернуться». Ма’мун тут же отправил имаму послание: «Мы доставили Вам много хлопот, но больше не хотим затруднять, возвращайтесь в дом, а люди прочитают намаз под руководством прежнего имама». Имам попросил принести ему его обувь, и, обувшись, сел на лошадь и вернулся домой[603]. Так народ распознал лицемерие и демагогию Ма’муна, поняв, что он притворяется и не имеет других целей, кроме как достижения своей корыстной политики…

 

Споры и обсуждения

Ма’мун в своей политике, направленной против имама, задумал и другие интриги. Испытывая немалые трудности от высокого положения имама, он старался сталкивать лицом к лицу его светлость с учеными и, под предлогом диспутов, научных дискуссий и использования знаний имама, старался в этих спорах подвергнуть его светлость провалу. Он надеялся этим снизить его популярность в обществе и сделать в глазах народа несостоятельным и ничтожным. Однако и эти коварства ничего, кроме роста величия имама и позора для самого Ма’муна, не достигли. Солнце божественной науки имама блистало на научных собраниях, а Ма’мун как летучая мышь коварства, каждый раз ослеплялся огнем зависти.

Шейх Садук – законовед и почетный знаток шиитских хадисов, живший тысячу лет назад, писал: «Ма’мун приглашал собеседников из различных групп и людей неверующих и сбившихся с истинного пути, ожидая от них победы над имамом. Это исходило от зависти и ревности, сидевшей в его сердце. Но не было такого человека, который бы в итоге беседы с имамом не признал бы его достоинств и не склонил бы голову перед его аргументами…»[604]

Нуфейли рассказывает: «Ма’мун Аббаси отдал распоряжение Фазл ибн Сахлу, чтобы тот собрал глав различных религиозных направлений и течений, таких как: христианского епископа, иудейского раввина, глав сабиинов, предводителей огнепоклонников, византийских врачевателей и других теологов - знатоков вероубеждений различных исламских сект, которые выражали бы свои мнения на этом собрании.

Ма’мун, посредством Ясира – управляющего делами имама Ризы, попросил имама: «Если вы не против, подискутируйте с главами религиозных течений». Имам согласился. И когда Ясир ушел, имам сказал мне:

- О, Нуфейли! Ты иракец, а иракцы рассудительны, как ты думаешь, для чего Ма’мун собрал многобожников и представителей различных убеждений?

- Да буду я Вашей жертвой! Он хочет проверить Вас и взвесить Ваши знания.

- Не боишься, что они отразят мои аргументы?

- Нет, клянусь Богом, нет у меня такого страха. Я надеюсь, что Господь даст Вам победу над ними!

- Хочешь знать, когда Ма’мун раскается?

- Да.

- Тогда, когда я повергну последователей Моисея, евреев, приводя доказательства из Торы. Когда одержу победу над последователями Евангелия – христианами, приводя аргументы из Евангелия. Над обладателями Псалтыря, ссылаясь на Псалтырь. И над сабеями на их древнееврейском языке, а над ахменидами на их древнеперсидском. Когда людям писания приведу аргументы, используя их стиль слова. Когда повергну каждую группу, отразив их доказательства, и когда откажутся они от своих убеждений и признают правоту моих слов, тогда Ма’мун поймет, что не достоин поста, который занял, и раскается».

Затем имам произнес: «И нет бога, нет могущества кроме Аллаха Великого и Всесильного! »

На следующее утро имам пришел на это собрание… Расс аль Джалут – еврейский ученый сказал: «Мы не примем от тебя доказательств, кроме, как из Торы, Евангелия, писания Давуда и священных книг Ибрахима и Мусы»*. Его светлость согласился, и обстоятельно, со всеми деталями привел им доказательства о Пророке Ислама (да благословит Аллах его и его семейство! ) из Торы, Евангелия и Псалтыря. Они согласились с ним. И с другими так же вступал в дискуссию на эту тему. И когда все умолкли, сказал: «Собрание! Если есть среди вас несогласные и имеющие вопросы, без стыда и страха говорите! »

Имран Саби, который был непревзойденным в дискуссиях теологом, сказал: «О, ученый! Если бы ты сам не попросил задать тебе вопрос, я бы не спросил, но, бывая в Куфе, в Басре, в Шаме, в Джазире, дискутируя со знатоками тех мест, не встретил никого, кто доказал бы мне единственность Бога. Имам (да будет мир с ним! ) привел ему убедительные доводы в доказательство единобожия*. Имран был удовлетворен и сказал: «Предводитель мой! Я принимаю и свидетельствую, что Бог таков, как ты говоришь и Мухаммад - раб Его, посланный для указания истинного пути и истинной религии». Обернувшись в сторону Каабы – киблы мусульман он опустился в земном поклоне и принял Ислам.

Знатоки, услышав слова Имрана Саби, больше ничего не спросили. В конце дня Ма’мун поднялся и ушел с имамом в дом, народ разошелся[605].

 

Ответы имама на некоторые вопросы

У имама спросили: «Каков Бог и где Он? » Имам ответил: «Само это представление неправильно, так как Аллах Сам создал пространство и не вместим в эту категорию. Свойства тоже Его создание и Сам Он свободен от этих понятий. Он непознаваем по свойствам и в пространстве. Его нельзя почувствовать, Он не имеет аналогий, и нет ничего подобного Ему. Человек не может постичь Его посредством своих пяти органов чувств.

- Когда появился Аллах?

- Лучше скажи, когда Его не было, тогда я скажу, когда Он начал существовать.

- Какие существуют доказательства тому, что мир был создан из ничего?

- Сначала тебя не было, затем ты появился и прекрасно знаешь, что сам себя не создал, и кто-то подобный тебе тоже тебя не создал.

- Можете ли вы описать нам Аллаха?

- Тот, кто характеризует Аллаха через аналогии, конечно, ошибается и представления его не приемлемы. Я опишу Аллаха такими словами, которыми Он Сам Себя представляет нам… Он не сравним с людьми, и не познаваем посредством сравнений. Имея такое величие, Он вместе с тем очень близок ко всем. Он не имеет подобного себе и не имеет сходств со Своими творениями. Он справедливо судит и никому не причиняет зла. Он познаваем через знамения, которые Сам предъявляет людям[606].

- Возможно ли, чтобы земля осталась без имама – знамения Бога на земле?

- Если хоть на мгновение ока земля останется без имама, она поглотит своих обитателей.

- Поведайте нам что-либо о пришествии двенадцатого имама (да ускорит Аллах его пришествие! ).

- Ожидание пришествия – часть самого пришествия[607].

- Что такое вера и покорность?

- Пятый имам – Бакир аль Улум (да будет мир с ним! ) сказал: «Вера в Бога значит больше, чем покорность и повиновение, а богобоязненность на степень выше веры, а реальная убежденность («якийн») еще выше богобоязненности и ничем иным, как этой убежденностью меньше всего наделены люди[608].

- Что такое реальная убежденность?

- Это беззаветное упование на Бога и безоговорочная покорность Его воле, соглашаться со всем, что исходит от Него и во всем полагаться на Него. Желать от Него всего того, что в конце станет для нас благом[609].

- Что такое высокомерие, уничтожающее деяния?

- Высокомерие делится на степени: одна из них это, когда непристойность представляется человеку благом и доставляет удовольствие, и он полагает, что, совершая непристойные поступки, делает хорошее дело. Другая, - когда человек становится верующим и как будто делает этим одолжение своему Господу, хотя это Господь делает ему одолжение тем, что наставил его на верный путь, который в итоге приведет человека к Его же (Аллаха) неисчислимым благам[610].

- Его светлость Ибрахим (да будет мир с ним! ) разве имел сомнения, когда сказал: «Мой Бог, дай мне узреть, как мертвым жизнь Ты возвращаешь»?

- Нет, он имел убежденность, но хотел больше укрепиться в своей вере[611].

- Почему люди отдалились от Повелителя правоверных – имама Али примкнули к другим, тогда как его достоинства и положение были отмечены Пророком Аллаха и были всем известны?

- Так как имам Али (да будет мир с ним! ) убил многих из их отцов, братьев и дядьев, которые пошли против божественных указов. Это и привело к тому, что люди стали враждовать с ним, не желая видеть его своим лидером и покровителем и примкнули к другим, так как те не были так старательны перед Пророком Аллаха и не вызвали их неприязни[612].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь