Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ученики и воспитанники школы имама



Знания и деяния имама Казима (да будет мир с ним! ) были отражением знаний и деяний Пророка Ислама, а также его непорочных предков. Все жаждущие знаний и совершенства, утоляли эту жажду из родника его школы, и имам так обучал своих учеников, что они за короткое время достигли высших степеней науки и праведности.

Его светлости имаму Казиму было около 20 лет, когда не стало его отца, и многие ученики, воспитанники его отца стали обращаться к нему и свыше тридцати лет совершенствовали у него свои знания[525]. С воспитанниками школы имама Казима никто не мог сравниться в таких науках как фикх, хадисы. В догматической теологии и научных диспутах им не было равных, а в нравственности, служении мусульманам были примером в свое время.

Знатоки науки догматической теологии не имели силы для спора ни с одним из учеников этой школы, а в диспутах быстро сдавали свои позиции, признавая своё бессилие. Душевное величие и непревзойдённая личность этих учеников имама изумляла и поражала противников, в частности правителей того времени, которые боялись, что, пользуясь своей известностью и расположением, ученики поднимут на восстание и поведут за собой народные массы.

Таким образом, остановимся на изложении краткой биографии некоторых из воспитанников имама Казима:

 

Ибн Аби Умайр.

Умер в 217 году хиджры, прожив во времена трёх имамов (имама Казима, имама Ризы и имама Джа’фара). Он входил в число выдающихся ученых и глубокоуважаемых сподвижников непорочных имамов. После него осталось многочисленное количество преданий по различным вопросам. Упоминание его высокого положения шиитами и суннитами говорит о доверии к нему обеих религиозных течений. Джахиз, один из суннитских ученых писал о нем: «В свое время Ибн Аби Умайр не имел себе равных в знаниях и науке»[526].

Фазл ибн Шазан говорит: «Властям донесли на Ибн Аби Умайра, что он знает имена всех последователей Пророка и его непорочного рода в Ираке. Правители хотели, чтобы он назвал их имена. Он отказался говорить. Тогда его раздели и, подвесив между двумя финиковыми деревьями, высекли ста ударами плети, а также нанесли ущерб его имуществу на сумму в размере 10 тысяч дирхемов»[527].

Ибн Букайр рассказывает: «Ибн Аби Умайра заточили в тюрьму, где его пытали, а также отобрали все имущество. В этот период исчезли и его книги с хадисами»[528]. Шейх Муфид пишет: «Ибн Аби Умайр семнадцать лет провел в тюрьме, все его имущество было отобрано. Один человек был должен ему десять тысяч дирхемов, когда он понял, что Ибн Аби Умайр потерял все свое состояние, то продал свой дом и отнес ему долг. Ибн Аби Умайр спросил его:

- Откуда ты взял эти деньги? Получил наследство или нашел клад?

- Продал свой дом.

- Имам Садык сказал, что дом, в котором проживаешь, является необходимым исключением для ссуды и долга. Поэтому я не приму эти деньги, даже если нуждаюсь и в одном дирхеме»[529].

 

Сафван ибн Михран.

Сафван ибн Михран был одним из истинных друзей имама Казима. Предания, переданные, им признают и принимают все крупнейшие ученые. В нравственности и своих деяниях Сафван достиг такого высокого положения, что даже имам подтверждал это. Ранее мы уже указывали на то, что, когда он услышал от имама, что нельзя помогать злодеям, он начал воздерживаться от всякого рода помощи им. Верблюдов, которых хотел арендовать Харун, продал, чтобы не быть принужденным каким-нибудь путем оказывать помощь насильникам[530].

 

Сафван ибн Яхья.

Один из величайших учеников имама Казима. Шейх Туси пишет о нем: «Среди ученых-хадисоведов своего времени считался благочестивым, честнейшим и надежнейшим человеком»[531].

Сафван ибн Яхья знал восьмого имама и имел перед ним высокое положение»[532].

Имам Казим (будет мир с ним! ) говорил: «Вред, который наносят отаре два хищных волка, напавших на стадо без пастуха, меньше того, что наносит религии властолюбие и корыстолюбие личности, но Сафван не из властолюбивых»[533].

 

Али ибн Яктин.

Али ибн Яктин родился в 123 г. лунной хиджры в Куфе[534]. Отец его был шиитом. Он отправлял имаму Садыку кое-что из своего имущества, за что Марван преследовал его. Поэтому он бежал вместе с супругой и двумя сыновьями, Али и Абдуллой, в Медину. Когда закончилось правление династии Омейдов, и власть перешла в руки Аббасидов, Яктин перестал скрываться и вместе с женой и детьми вернулся в Куфу[535].

Али ибн Яктин упрочил связь с Аббасидами и поэтому занимал некоторые важные государственные посты. В то время он укрывал шиитов, помогал им, а также устранял их трудности. Харун Рашид назначил Али ибн Яктина визиром в своем правительстве. Ибн Яктин спросил у имама Казима о его мнении об участии в делах правительства. Имам ответил: «Если у тебя нет выхода, то старайся (хотя бы) не забирать имущества шиитов».

Передатчик этого хадиса рассказывает: «Али ибн Яктин говорил мне, что внешне, он якобы забирал имущество шиитов, но затем втайне возвращал им»[536].

Однажды Али написал имаму Казиму:

«Мне надоели дела правительства. Да сделает Господь меня твоей жертвой, если разрешишь, я отстранюсь от этих дел». Имам в ответ написал: «Разрешения на отстранение от этих дел не даю, побойся Всевышнего»[537].

Также однажды имам сказал Али ибн Яктину: «Обещай мне одно. Я поручаю тебе исполнить три вещи: ты не должен брать на себя дела, связанные с убийством мечом, бедностью и тюрьмой».

Али ибн Яктин спросил: «Какое дело я должен взять в свою обязанность? » Имам ответил: «Каждый раз, когда один из наших сподвижников придет к тебе, окажи ему уважение»[538].

Абдулла ибн Яхья Кахили говорит: «Я был у имама Казима, когда к нему пришел Али ибн Яктин. Имам повернулся в его сторону и сказал:

 «Каждый, кто желает увидеть друзей Посланника Всевышнего Аллаха, пусть посмотрит на того, кто сейчас пришел к нам». Один из присутствующих спросил: «Так он из тех, кто будет в раю? » Имам ответил: «Я свидетельствую, что он из тех, кто будет в раю»[539].

Али ибн Яктин никогда не допускал небрежности в выполнении указаний имама Казима. Каждое указание имама было выполнено им, даже если он и не понимал его тайного смысла. Однажды Харун Рашид, в качестве подарка, дал Али ибн Яктину одежду, среди которой был халат падишаха. Эту одежду, вместе с халатом и другими вещами, Али ибн Яктин послал имаму Казиму. Имам принял все вещи, кроме того халата и написал Али ибн Яктину, чтобы он эту вещь сохранил и никому не давал, так как скоро она ему пригодится.

Али ибн Яктин, хотя и не понял, почему его светлость вернул халат обратно, сохранил его. Прошло несколько дней. Али ибн Яктин разгневался на своего доверенного слугу и выгнал его. Слуга, который знал о дружбе Али ибн Яктина и имама Казима, а также о том, что Яктин послал вещи имаму, пошел к Харуну и рассказал тому обо всем, что знал. Харун рассердился и сказал: «Разберусь и, если все обстоит действительно так, как ты рассказал, я убью его». В тот же момент халиф пригласил Али ибн Яктина и спросил: «Что ты сделал с халатом, который я подарил тебе? » Яктин ответил: «Я надушил его и спрятал в специальное место». Харун приказал: «Сейчас же принеси его! » Али ибн Яктин послал одного из своих служащих, тот принес одежду и положил рядом с Харуном. Правитель при виде одежды, успокоился и сказал Али ибн Яктину: «Верни халат на свое место и сам возвращайся. После этой клеветы, я не поверю ни одному, говорящему о тебе плохое». И дал указание, чтобы тому слуге произвели 1000 ударов плетью. Слуга, не получив и пятисот плетей, скончался[540].

Али ибн Яктин умер в 182 г. лунной хиджры, когда его светлость имам Муса ибн Джа’фар находился в заключении[541]. Имелись некоторые из его книг, которые упоминаются шейхом Муфидом и шейхом Садуком[542].

Мумин Так.

Мухаммад ибн Али ибн Ну’ман (его конья[543] Абу Джа’фар), в народе его называли - Мумин Так. Он был одним из сподвижников имамов Садыка и Казима (да будет мир с ними! ) и занимал достойное место у имама Садыка и его светлость упоминал его в первых рядах своих выдающихся сподвижников[544]. Мумин Так имел такую силу, что ведя диспут с любым противником побеждал его.

Имам Садык некоторым из своих сподвижников, ввиду отсутствия у них сил и способностей, не разрешал словесных догматических и теологических споров, а Мумин Так отлично зарекомендовал себя в таких диспутах, что имам Садык (да будет мир с ним! ) говорил Халиду: «Мумин Так вступает в дискуссию с людьми, словно охотник, вновь приближающийся к своей жертве, и если он оторвет твое крыло, то никогда больше не взлетишь»[545].

Когда имам Садык умер, Абу Ханифа с насмешкой сказал Мумин Таку: «Имам твой умер», на что тот незамедлительно ответил: «Но твой имам до определенного дня дал отсрочку»[546]. То есть, имам твой - шайтан про которого Всевышний сказал в Коране: «[Аллах] ответил: «Воистину тебе дана отсрочка до дня, наступление которого определено»[547].

 

Хишам ибн Хаким.

Хишам ибн Хаким обладал талантом ведения диспутов, споров и знанием догматической теологии, в которой превосходил других. Ибн Налим пишет: «Хишам был из тех шиитских собеседников, который созрел в спорах про имамат и в науке калам был готов к любому ответу»[548].

Хишам написал много книг и провел интересные диспуты с выдающимися религиозными учеными.

Яхья ибн Халид Бармаки в присутствии Харуна Рашида спросил Хишама:

- Может ли истина быть на стороне обеих противоположных сторон?

- Нет, - ответил Хишам.

- Когда две противоположные друг другу стороны спорят, то либо обе стороны справедливы, либо неправы, либо справедливость одной стороны ложна по отношению к другой, разве не так? - спросил Яхья. Хишам ответил:

- Да, больше, чем эти три ситуации, не существует, но первая – абсолютно невозможна! Невозможно, чтобы обе (разногласящие) стороны были правы.

- Если ты убежден, что невозможно, чтобы двое в выполнении предписаний Ислама были друг с другом в конфликте или противоречили, и в то же время оба были справедливы, то, кто из двоих был прав, когда Али и Аббас, пошли к Абу Бакру для разрешения спора о наследстве Пророка? – спросил Яхья.

- Никто из них не совершил ошибку, это история имеет себе аналогичную. В Коране в истории Дауда два ангела были в споре друг с другом, они пришли к Дауду, чтобы он разрешил, кто из них прав[549], - ответил Хишам.

- Они оба были справедливы и противоречий не имели. Спор их был формальный, они хотели таким образом обратить внимание Дауда на их дела, - сказал Яхья.

- Спор Али и Аббаса был таким же, они не имели противоречий и конфликта и поступили так, чтобы указать Абу Бакру на совершенную им ошибку, что его слова о том, что никто не наследует наследство Пророка – неправда, ибо они являются наследниками его.

Яхья был поражен и не в силе был возражать ему. Харун Рашид похвалил за это Хишама[550].

Юнус ибн Я’куб рассказывает: «Группа из сподвижников имама Садыка, такие как Химран ибн А’ян, Мумин Так, Хишам ибн Самим, Тайяр и Хишам ибн Хаким, находились рядом с его светлостью. Хишам тогда был молод. Имам спросил его:

- Не расскажешь ли нам, что ты сделал с Амром ибн Абидом, о чем расспрашивал его?

- Я слушаюсь вас, но язык мой в вашем присутствии отказывается повиноваться мне, - ответил Хишам.

- Когда тебе повелевают, ты должен выполнять, - успокоил его имам.

Хишам начал рассказывать:

- Я узнал, что Амр ибн Абид сидит в мечети Басры и проводит беседы с людьми, это заинтересовало меня. В пятницу я пришел в мечеть Басры и увидел, что Амр ибн Абид сидит в окружении людей, которые задают ему вопросы. Я подсел поближе и сказал: «О, ученый, я чужестранец, разреши мне задать вопрос». Он разрешил, и я спросил его:

- У тебя есть глаза?

- Эй, мальчишка, что это за вопрос?! – яростно воскликнул он.

Я сказал, что мой вопрос такой. Тогда Амр ибн Абид сказал: «Спроси о чем-нибудь другом, ибо этот вопрос глупый и бессмысленный». Я вновь спросил:

- Имеешь ли глаза?

- Да, - ответил Амр ибн Абид.

- Что ты различаешь при помощи глаз?

- Цвета и лица.

- Имеешь ли ты нос?

- Ну, да!

- Для чего он нужен тебе?

- Им различаю запахи.

- Рот имеешь? Для чего он необходим тебе?

- Я различаю им вкус пищи.

- Имеешь ли ты мозг и органы чувств?

- Имею.

- Что делаешь ими?

- Ими ощущаю и различаю всё.

- Разве эти твои конечности сделали тебя не нуждающимся в мозге и органах чувств?

- Нет!

- Как? Если все твои органы и конечности являются здоровыми.

- Каждый раз, когда конечности сомневаются в какой-то вещи, то они обращаются к мозгу и органам чувств, которые рассеют сомнения.

- Значит, Всевышний создал мозг и органы чувств для разрешения сомнений, вызываемых конечностями?

- Да.

- Отсюда вытекает, что мы нуждаемся в мозге и органах чувств?

- Несомненно! – воскликнул он.

Тогда я сказал ему:

- Разве допустимо, чтобы Господь, создавший для твоих конечностей путеводителя, чтобы отличить правильное от неправильного, оставил человечество, впадающее в смятение, без имама, к которому все обращались бы в момент разногласий и сомнений?! » Амр ибн Абид замолчал, ничего не сказал, затем повернулся ко мне и спросил:

- С каких ты мест?

Я ответил:

- С Куфы.

- Ты Хишам, - сказал он, повел меня, посадил на свое место и не произнес ни слова, а я встал и ушел».

Имам Садык (да будет мир с ним! ) улыбнулся и спросил:

- Кто научил тебя приведению этих аргументов?

- О, сын Посланника Аллаха, все это само исходило из моих уст, - промолвил Хишам.

- О, Хишам! Клянусь Всевышним, эти аргументы приведены в Священных книгах Ибрахима и Мусы! – сказал имам[551].

 

Изречения имама

• Скромность заключается в том, чтобы обходиться с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они обходились с тобой[552].

• Лучшим способом приближения к Всевышнему, после познания Его, является намаз, доброжелательность к родителям, отдаление от зависти, себялюбия, гордости и чванства[553].

• Тот, кто совершает предательство или другими путями обманывает, хитрит, поступает коварно по отношению к мусульманину, несомненно, заслуживает проклятие Всевышнего[554].

• Худшими из рабов Божьих являются те, которые лицемерны и двуличны. То есть, перед братом по религии восхваляет его, а как только отдалится от него, говорит о нем плохое, или же если его брат-мусульманин становится обладателем богатства, то в нем просыпается зависть, а как только его брат-мусульманин становится нуждающимся, то покидает его[555].

• Боязнь Судного дня, покидает сердце того, кто полюбил мирские блага[556].

• Лучшие дела - те, которые в пределах умеренности[557].

• Свои дела оберегайте выдачей заката[558] *.

 

 

ИМАМ РИЗА (да будет мир с ним! )

Перевод: Саиды Муравской

 

Солнце имамата в каждом из двенадцати непорочных имеет свой особый блеск. Его свет и лучи слепят глаза, его тепло и сияние дарят животворность и оживление, и всё, от колючек пустынных кустарников до высочайших деревьев, нуждается в нём. Ни единый лист не может жить без ласкового прикосновения его добрых лучей, ни одна ветвь не принесёт плода…

Таково солнце! И наш живой мир без него обречен на гибель.

Имамат наших непорочных предводителей в устройстве жизненной сущности и для мусульман подобен именно солнцу. Эти великие личности в особенностях каждого времени и в зависимости от требований эпохи, наставляли на истинный путь и освещали сердца своих приверженцев. Путь, и особенности жизни каждого из них имели свой неповторимый блеск. И было так, что одни из них проявили свою доблесть на поле сражения, кровью воззвав к миру, другие - проявили старание на учебной кафедре, распространяя науку и знания, третьи же, перенося неволю и гнет, восставали в борьбе с дьяволом и в любом положении они были солнцем для общества, занимаясь воспитанием мусульман и побуждая их к истине.

И если, в силу необходимости, в их делах была видна разница, несомненно, для них, обладающих долей проницательности и знаний, не было скрыто, что цель их едина, и она соответствует цели Всевышнего, Его пути, Его книге, распространению Его религии, воспитанию Его рабов.

Нашим непорочным вождям, да будет им благословение Аллаха и Его ангелов, по причине высокого положения имамата, предназначенного для них, требовались мудрость и знания, которые были их божественным даром. Они, в соответствии с требованиями своей эпохи, были более других сведущи и осведомлены о способе руководства людьми. И всё это ясно и неопровержимо для тех, кто неуклонен в вере в истинность Ислама и убеждён, что назначение имама происходит по повелению Аллаха и определено в исторически важной сцене «Гадир».

Истории жизней наших пречистых имамов полны эпизодов, говорящих об их осведомлённости и божественных знаниях. По причине этой глубокой осведомлённости об обществе своей эпохи, о тайнах бытия вселенной и всём том, что произойдёт до Дня Воскресения, наши предводители правильно применяли эти знания и, действуя очень тонко, решали проблемы своей эпохи, осуществляя этим движение к божественным целям.

Весьма интересным примером было то, что почтенный имам Али ибн Муса Риза (да будет мир с ним! ) после своего отца прямо заявил о себе перед правительством Харуна и открыто занимался пропагандой имамата, да так, что даже близкие друзья были в страхе за него. Он говорил на это: «Если бы Абу Джахль смог бы хоть волосинку уронить с головы Пророка, значит, Харун тоже сможет причинить мне вред».

То есть это указывает на полную осведомлённость имама о том, что он не будет предан смерти грязными руками Харуна, и знал, что годы его жизни ещё не сочтены. Если внимательно проследить жизненный путь имамов – можно распознать эту самую осведомлённость по их поступкам и поведению.

Восьмой вождь и имам Али ибн Муса Риза (да будет мир с ним! ) жил в эпоху, когда бесчестие Аббасидского правления достигло своего апогея, т.к. в цепи династии Аббасидских правителей фигур, значительнее Харуна и Ма’муна не было. И с другой стороны, политика Аббасидов относительно имамов, особенно со времён имама Ризы, была политикой полной хитрости и лжи, вкупе с лицемерием и притворством. Они, жаждя крови рода, обладавшего имаматом, и желая оставаться в безопасности от недовольств Алавидов, старались притягивать к себе сердца шиитов и иранцев, показывая, что искренне привязаны к семейству Повелителя правоверных Али (да будет мир с ним! ) и этим самым обеспечить свою законность. Пик этой коварной политики можно наблюдать во времена правления Ма’муна. Но имам Риза, в ответ на коварные уловки Ма’муна, действовал тонко и остроумно. Он предпринимал такие методы, чтобы цели Ма’муна не были достигнуты, и люди в обширных мусульманских землях приблизились к истине и поняли, что настоящий халифат может быть только исламским, назначенным Богом и Пророком, и вменён в обязанность имамов. И нет никого, кроме них, достойного и соответствующего этому положению.

Если внимательно проследим, то заметим, что Аббасидские и Омейядские халифы всегда держали имамов под своим пристальным наблюдением и контролем, удерживая народ от связи с ними и, стараясь оставить этих великих в безызвестности, нераспознанными. Поэтому, когда какой-либо из имамов становился хоть немного известным в исламских странах, он тут же был убит или отравлен халифами.

Имам Риза вынужденно принял престолонаследие, навязанное ему Ма’муном, но принял с такими условиями, что это нельзя было назвать принятием власти. Это стало известно во всём исламском государстве, как признание Ма’муном имама достойным предводителем исламского общества и достойным халифата. Всё это: и предложение Ма’муном управления имаму, и отказ имама, и всё-таки принятие им престолонаследия с упорной настойчивостью Ма’муна и со своими условиями – само по себе было важным делом в пользу имама и проигрышем в политике халифов.

Весь этот процесс очень напоминает события, когда со стороны второго халифа Умара был навязан совет с участием в нём Повелителя правоверных Али (да будет мир с ним! ). Между прочим, имам Риза (да будет мир с ним! ) тоже намекал на сходство этих двух случаев.

Умар, будучи на смертном одре, отдал приказ, чтобы после него собрали совет с участием в нем: Усмана, Тальхи, Абдуррахмана ибн Ауфа, Саида ибн Аби Ваккаса, Зубейра и Повелителя правоверных Али, чтобы эти шесть человек сами между собой выбрали халифа, а в случае возражений – воспротивившегося убить. План был задуман так, чтобы лишить Али халифата, в надежде, что он воспротивится, и будет убит, но убийство это будет законным!

Кто-то из близких имама Али спросил:

- Зачем, идешь на этот совет, зная, что халифат не будет твоим?

- Умар выдумал хадис, что Пророк якобы сказал: «Пророчество и имамат не будут собраны в одном доме» и, ссылаясь на эти слова, отстранил меня от халифата, считая недостойным этого дела, но уже тем самым, что сделал меня участником этого совета, объявил, что я достоин халифата. Я войду в это собрание лишь за тем, чтобы доказать, что дела Умара расходятся с его словами.

И еще одной целью принятия имамом престолонаследия – было дать понять обширному исламскому обществу, кто есть достойнейший, и зачем Ма’мун «признал истину». Проезжая путь от Медины до Мерва, имам заезжал в разные города и встречался с народом. Ввиду того, что в те времена не было средств связи – народ был лишен многих сведений и, встречаясь с имамом, люди раскрывали для себя истину. Результаты этих встреч заслуживают более внимательного рассмотрения. Примеры этому можно видеть в том, как в Нишабуре пылающий любовью народ окружил имама…, и как во время праздничного намаза в Мерве…

А также знакомства имама с мыслителями и учеными на диспутах и полемиках, утверждение его научного величия, проигрыш Ма’муна и провал его козней – все это сыграло политическую роль в пользу имама и требует глубокого изучения.

 

Имам Абу Аль Хасан Али ибн Муса ар-Риза (да будет мир с ним! )

11 зилька’да 148 года по лунной хиджре в городе Медина в доме имама Мусы ибн Джа’фара (да будет мир с ним! ) увидел свет младенец[559], который, воплотив в себе веру и науку отца, стал следующим имамом. Его назвали Али, а также он стал известен под именем Риза. Его уважаемую мать звали Наджме[560], она была известна, как мудрая, праведная и богобоязненная женщина[561]. Происхождение всех наших пречистых имамов было от лучших отцов, и воспитаны они были благороднейшими матерями.

После мученической смерти имама Казима (да будет мир с ним! ) в тюрьме Харуна, в 183 году по лунной хиджре имам Риза в 35-летнем возрасте достигает имамата. Его имамат, подобно имамату других непорочных имамов, был определен и назначен Пророком Аллаха и передан ему отцом – имамом Казимом. Имам Казим, прежде чем быть схваченным и заключенным в тюрьму, определил, кто из его сыновей является восьмым имамом – знамением Бога на земле, чтобы ищущие истину и последователи имамов не сбились с истинного пути и не впали в заблуждение.

Махзуми рассказывает: «Имам Муса ибн Джа’фар пригласил нас и сказал:

- Знаете ли вы, зачем я позвал вас?

- Нет.

- Я хотел, чтобы вы засвидетельствовали, что этот из моих сыновей, – сказал он, указывая на Али Ризу – мой преемник и наследник»[562].

Язид ибн Салид рассказывает: «Когда мы направлялись в Мекку, чтобы совершить малое паломничество, по пути встретили имама Казима, я спросил его:

- Узнаете ли вы это место?

- Да. Ты тоже узнал?

- Да, когда-то на этом самом месте я со своим отцом встретил Вас с Вашим отцом – имамом Садыком (да будет мир с ним! ) и другие Ваши братья были с вами. Отец мой тогда попросил: «Родители мои да будут Вашей жертвой (выражение признательности к почетному собеседнику у арабов), вы – наши чистейшие имамы, но никто не избежит смерти, укажите на (последующего имама), чтобы я и те, кому я буду рассказывать это, не сбились с верного пути». Тогда имам Садык сказал: «О, Абу Аммарат! Это мои дети, и этот, старший из них, – говорил он, указывая на Вас, - в нем мудрость, разум, щедрость и он знает нужды народа. Он сведущ во всех мирских и религиозных делах, в которых всегда разногласят люди. Благонравный, он – одна дверь из дверей Аллаха». Тогда и я тоже попросил:

- Отец и мать мои да будут Вашей жертвой! И вы тоже, подобно Вашему отцу, укажите имама, который унаследует имамат после Вас.

И имам, после разъяснений о том, что такое имамат, назначение на который осуществляется с повеления Аллаха и Пророка, сказал:

- После меня дела перейдут к Али, которого зовут так же, как и первого имама – Али ибн Аби Талиба и четвертого имама – Али ибн Хусейна.

Но, по причине удушающей политики со стороны властей по отношению к мусульманам, имам Казим в конце своей речи сказал:

- О, Язид! То, что я сказал тебе, сохрани в тайне и не говори никому, кроме тех, кому доверяешь и в искренности которых уверен».

А также Язид ибн Салид рассказывает, что после гибели имама Мусы ибн Джа’фара он удостоился чести встретиться с имамом Ризой: «Прежде чем я успел что-то произнести, его светлость сказал:

- Язид, не хочешь ли вместе со мной совершить паломничество?

- Отец и мать мои да станут Вашей жертвой! Воля Ваша, но у меня нет достаточных средств на это.

- Все расходы я беру на себя.

И вместе с его светлостью мы двинулись в сторону Мекки, дойдя до того самого места, где произошли встречи с имамом Садыком и имамом Казимом…, я поведал его светлости их историю и то, что слышал тогда»[563].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь