Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нравственность имама Ризы



Наши пречистые имамы (да будет мир с ними! ) всегда жили в среде народа и давали людям практические уроки нравственности и совершенства и сами были образцом для подражания. Высокое положение имамата выделяло их из народа и то, что они избраны Богом и являются Его знамением на земле, не стало причиной дистанции и отдаления их от общества. Подобно тщеславным тиранам, они никогда не обосабливались и не отделялись от людей, не презирали их и не ввергали в рабство и унижение.

Ибрахим ибн Аббас рассказывает: «Мы никогда не видели, чтобы имам Риза заставил кого-либо страдать, чтобы прервал чью-либо речь, прежде чем выслушать до конца. Никогда не отказывал нуждающемуся, нужду которого мог удовлетворить. Никогда не позволял себе лечь в присутствии других или вытянуть ноги. Никогда мы не видели, чтобы он сквернословил с прислугой, его смех не был хохотом, а всего лишь улыбкой. Когда в его доме накрывался стол, он усаживал за трапезу всех домочадцев, даже привратников и конюхов, чтобы все ели вместе с ним. Ночами он спал мало и преимущественно бодрствовал, часто бывало, что с вечера до утра он совсем не спал и предавался богослужениям. Он много постился, соблюдал желательный пост три дня в месяце**. Не одно благодеяние имам совершил скрыто, был безмерно щедр и темными ночами тайно помогал бедным и сиротам»[564].

Мухаммад ибн Аби Абад говорит: «Летом вместо ковра его светлость стелил циновку, а зимой палас. Дома он носил простую одежду, но, на общественных собраниях одевался в лучшую, и выглядел весьма опрятно»[565].

Однажды ночью у него были гости, и во время беседы сломался светильник. Один из гостей потянулся, чтобы исправить, но имам не дал этого сделать, и, исправив сам, сказал: «Мы из тех, которые не утруждают работой своих гостей»[566].

Однажды в бане, человек, который не был знаком с имамом в лицо, попросил его потереть спину. Имам согласился и стал выполнять просьбу. Когда другие дали знать тому человеку, что это имам, смутившись, он начал извиняться. Но имам, не обращая внимания на извинения, продолжал тереть его мочалкой, успокаивая и говоря, что ничего не случилось»[567].

Один человек сказал имаму:

- Клянусь Богом, никто на всей земле по превосходству и благородству происхождения не достигнет Вас!

Имам на это сказал:

- Богобоязненность придала моим предкам величия, и поклонение Всевышнему сделало их благородными[568].

Один из жителей Балха рассказывает: «Однажды мы вместе с имамом Ризой держали путь в Хорасан. Когда накрыли скатерть, имам усадил к трапезе всю прислугу и даже конюхов, чтобы есть всем вместе. Я сказал имаму: «Да буду я Вашей жертвой! Но лучше было бы, если они поедят отдельно». Он ответил: «Помолчи, Всевышний у всех один, отец и мать (Адам и Ева) – одни, и воздаяние каждого зависит от его деяний»[569].

Ясир – слуга имама рассказывает: «Однажды имам Риза сказал нам: «Если я попрошу вас выполнить какую-либо работу, а вы в это время будете заняты едой, не вставайте, пока не закончите трапезу». Поэтому часто бывало, что когда имам звал нас, и ему отвечали, что мы кушаем, он говорил: «Дайте им закончить есть»[570].

Однажды некий чужеземец пришел к имаму, и, поздоровавшись, сказал: «Я сторонник Ваш, Ваших отцов и предков, возвращаюсь из хаджа, но деньги по дороге закончились. Если можете, пожалуйте мне некоторую сумму, чтобы я мог добраться до своей родины, а там я от Вашего имени раздам ровно столько же милостыней. В своем городе я не беден и только в пути мне понадобились деньги». Имам встал и ушел в другую комнату, отсчитав 200 динаров, позвал гостя: «Возьми эти 200 динаров, запасись в дорогу и да благословит тебя Господь. Можешь не раздавать милостыни от моего имени». Человек, взяв деньги, ушел. Имам вышел из той комнаты и вернулся на прежнее место. У него спросили: «Почему вы сделали так, чтобы во время передачи денег вас никто не видел? » Он ответил: «Чтобы не видеть смущения просящего»[571].

Наши пречистые имамы (да будет мир с ними! ) в воспитании и руководстве своих приверженцев не ограничивались только наставлениями, а, напротив, внимательно следили за применением их людьми, указывая на ошибки. Так же имамы предостерегали людей от уклонения с истинного пути, чтобы они, воспитывая будущие поколения, направили их по этому же прямому пути.

Сулейман Джа’фари, один из приверженцев имама Ризы, рассказывает: «Я по одному делу был у имама, и так как дела были завершены, хотел уходить. Имам сказал: «Сегодня вечером оставайся у нас». Вместе с имамом мы пошли в его дом. Было время заката. Слуги имама занимались строительством. Он увидел среди них незнакомца и спросил:

- Кто этот человек?

- Он помогает нам, и мы ему что-нибудь дадим за это.

- Назначили плату за работу?

- Нет, он согласен на все, что мы ему предложим.

Имам возмутился, и сказал мне: «Прежде я уже говорил им, пока не назначили плату и не заключили договор – не берите никого на работу. Тот, кто работает без заключения договора и без установления платы, даже если ему заплатят в три раза больше, будет полагать, что заплатили мало. А если заранее определить цену и заплатить по договору, останется довольным, и будет считать, что с ним поступили согласно оговоренному. В том случае если заплатить чуть больше назначенного, сколько бы мало ни было, будет считать, что ему заплатили с избытком и останется благодарным»[572].

Ахмад ибн Мухаммад ибн Аби Наср Базанти, который считается одним из почтеннейших сторонников имама, рассказывает: «Я и еще трое сторонников имама пришли к нему и, проведя некоторое время в беседе, собрались уходить. Имам сказал мне: «Ахмад, останься». Мои спутники ушли, а я остался с имамом, продолжая задавать вопросы. Так мы проговорили с ним до позднего вечера. Когда я засобирался уходить, имам сказал: «Уходишь или желаешь остаться у нас? » Я ответил: «Как вы скажете. Если захотите, чтобы я ушел – уйду, а если пожелаете, чтобы я остался – останусь». Имам сказал: «Оставайся, вот твоя постель», - (он указал на одеяло) и, поднявшись, ушел в свою комнату. От радости я бросился в земной поклон и произнес: «Слава Аллаху, который удостоил нас чести оказаться в окружении этого великого человека – наследника пророческих знаний. И слава Аллаху, что он особо выделил меня из других». Все еще находясь в земном поклоне, я услышал, что имам вернулся в мою комнату. Я встал. Он, взяв мою руку и сжав ее, сказал: «О, Ахмад! Повелитель правоверных Али однажды пошел навестить Са’са’а ибн Сухана (одного из близких сторонников его светлости) и, прежде чем уйти, сказал ему: «О, Са’са’а! Не возгордись перед своими братьями тем, что я пришел навестить тебя и не посчитай себя лучше их. Бойся Господа и будь праведным, проявляй смирение пред Всевышним. Он возведет тебя на высокое положение»[573].

Этими словами имам давал понять, что ничего не делает человека лучше, только лишь самосовершенствование и совершение праведных дел и никакие преимущества не могут стать причиной гордости, даже благоволение и расположение к самому имаму.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь