Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 30. От воспитания к становлению: эволюционирующие герои в творчестве Д. Лондона (стр. 411)




Сборники рассказов:

«Северные рассказы» - 411

«Смок Белью» - 411

«Зов предков» - 411

«Белый клык» - 411

Романы:

«Железная пята» - 411, 413

«Мартин Иден» - 413, 416-420

«Морской волк» - 414-416

Джек Лондон, настоящее имя Джон Гриффит (1876 – 1916) – писатель-самоучка. Все его творчества вырастает из тяжелого жизненного опыта и потому автобиографично.

Сюжеты «Северных рассказов» и сборника «Смок Белью» вынесены из Клондайка, куда он отправился в надежде заработать, чтобы в дальнейшем посвятить себя писательскому труду.

- Знания моря и матросского быта (почерпнуты из плавания на шхуне в Беренговом море за котиками) отражены в романе «Морской волк».

- Участие в походе «армии Келли» (безработных, двинувшихся на Вашингтон за социальной справедливостью) и

Членство в Социалистической рабочей партии – в образах «Железной пяты» - американской политической ухронии.

- Путешествие в Англию – социальный самоотчет-исповедь «Люди бездны»

Вопросы о человеке:

1) человек – жертва промышленной экспансии или носитель природных свойств, пробудив которые он возродит и свое истинное «Я» (Сборники рассказов: «Северные рассказы», «Зов предков», «Белый клык», «Сын волка», «Дети Мороза» - Л. утверждает «волю к жизни» более истинную, нежели жажда обогащения)

Рассказ «Любовь к жизни» - инстинкт самосохранения могущественнее товарищества (Билл предаст своего спутника - экстремальные условия Севера), алчности (старатель освободится от запаса добытого золота), нечеловеческой усталости.

Идея витализма – воля к жизни властвует по ту сторону этического. Имморальная философия «любви к жизни» - теоретический предел лондонского «всебытия».

Контрапунктом витальности выступают также возвышающие человеческое достоинство случаи благородной жертвенности. – «Конец сказки»

Поэтизируемые герои отправились на Север как эскаписты, с надеждой возвратиться в цивилизацию на правах победителей.

2) анализ социальных причин конфликта человека с обществом: «Люди бездны», «Морской волк», «Железная пята».

стр. 413 роман «Железная пята»: речь на о борьбе за физической выживание, а за социальное становление. → главная причина унижения человека – монополии, железной пятой попирающие права «маленьких людей».

Борьба с социальным бесправием выливается в либо в восстания рабочих, либо в революции (- рассказ «Мексиканец»)

3) Анализ социальных мотиваций привел к более широким художественным обобщениям. Индивид – существо более общественное, чем природное, → этически значимым будет такое произведение, которое достоверно изобразит ответственный выбор героя.

«Морской волк» (1904). Хемфри Ван-Вейден, литературный критик, изнеженный городской средой обитания предпринимает небольшое путешествие к другу на катере через бухту Сан-Франциско. Катер, столкнувшись со встречным судном перевернулся, и Хэмфри из воды подобрал матрос со шхуны «Призрак». Капитан шхуны Ларсен для Хэмфри – символ витального самоутверждения по ту сторону этических понятий. Позиция Ларсена – социальный нигилист и индивидуалист «Сильные пожирают слабых, чтобы сохранить свою силу». Со временем Хэмфри понимает, что нехитрая философия Ларсена – право сильнейшего – разрушает мораль, которая является основой человеческого общежития. Хэмфри о Ларсене: «Вам нельзя доверять даже в мелочах» - Ларсен подтверждает – возможно в целях витального самосохранения, не в силах выносить разрушающее его сознание раздвоенности. *Спасенная женщина внезапно появляется на корабле и отдает предпочтение Хэмфри, который догадывается, что философия Ларсена – следствие бесчеловечных условий его существования. В череде совместных испытаний, событий Ларсен остается верен своей философии жестокости. И только природа лишает возможности действовать дальше – он разбит параличом, оглох и ослеп. Итог его жизни – символ обреченности любой формы витального высокомерия. Оптимистический итог романа –возвращение Хэмфри и Мод (спасенная женщина) в цивилизацию – наставление тем, кто пытается судить о мире либо на основе книжных знаний, либо исходя из собственного жизненного опыта. – Лондонская, американская и фаустовская тема.

«Мартин Иден» (1909) - наиболее проблемный роман Д.Л. о судьбе художника-самоучки в мире «борьбы всех против всех».

- отказ героя от социальной адаптации – сознательный уход автора в идиллическую сферу дружественных или семейных отношений. → Эволюция писателя от витализма и позитивизма к символизму.

Мартин Иден – классический образец героя романа воспитания. Увалень-матрос Мартин стремится достичь высокого образовательного и духовного уровня своей возлюбленной (Руфь). Самоотверженно, интенсивно (на основе строжайшей самодисциплины и экономии) занимается саморазвитием, похоже на иступленную одержимость. Все для того, чтобы стать писателем. Несколько раз отправлял свои работы в редакции, но их возвращали. Бедность заставила его заложить все – костюм и пишущую машинку - и пойти на работу гладильщиком – после 2 недель отупляющего и изнурительного труда сделал вывод, что работа превращает его в животное. Проходит через все тяготы, добивается признания как писатель. Докопавшись до глубины миропонимания сделал вывод, что его возлюбленная - заурядный представитель «массовой психологии», увидел скрытую в ней обыкновенную женскую природу. В память о своем кумире философе и поэте Бриссендена отрекся от литературы. Добровольно расстался с жизнью, выбросившись из иллюминатора первого класса роскошного лайнера… причина: якобы «Мартин Иден-моряк и гуляка были реальными, существовали на самом деле, а Мартин Иден-писатель – был измышлением толпы».

(из другого источника) Мысль о мнимой популярности (скорее всего присвоил подаренную кумиром поэму, благодаря которой его впервые заметили, и он начал преуспевать) отравляет существование Мартина. Он не принимает любовь раскаявшейся Руфь. Его не радует и встреча с Джо, которому он дарит прачечную. Мартин бежит из Сан-Франциско на Таити. На борту «Марипозы» он отчаянно скучает и постоянно спит. Прочитав стихотворение Суинберна, Мартин прыгает в открытое море, чтобы достичь покоя, возможного только в смерти.

Д.Л. выходит за пределы отвергаемой им социальности и предопределяет вступление в идиллическую область романов последнего периода твоего творчества.

* Позитивизм - философское направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания позитивные, т.е. положительные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность чисто умозрительных исследований (теоретических). Основатель – О. Конт.

* Витализм - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; у некоторых виталистов особое нематериальное жизненное начало, творческая сила, якобы направляющая развитие организмов.

* Символизм - символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

* Идиллия (Идиллической области романов не нашла) - произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь