Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постмодернизм: Питер Акройд «Дом доктора Ди».



(нет в учебнике)

 


Одним из ярчайших представителей постмодернизма в английской литературе является Питер Акройд. (5 октября 1949, Лондон) британский писатель,

поэт и литературный критик. Его книги получили широкую известность не только в Англии, но и в других станах, в том числе и в России. Поэт, романист, автор биографий, Акройд опубликовал около четырех десятков книг, важное место среди которых занимают произведения о собственном родном городе- Лондоне. Лондон – не столько реальный, сколько воображаемый, созданный стараниями писателей 19 и 20 вв. является, по всей вероятности, центральной темой в творчестве Акройда. Он отзывается об этом городе с неизменной теплотой и нежностью: «Лондон всегда давал простор для моего воображения». Его наиболее известные произведения об этом городе – «Великий лондонский пожар» (The Great Fire of London, 1982), «Хоксмур» (Hawksmoor, 1985), «Лондон: Биография» (London: The Biography, 2000), «Темза. Священная река» (2007) и «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1993).

Остановимся на романе «Дом доктора Ди», потому что этот роман является воплощением постмодернизма и отражением реалий Лондона всех времен.

В осознании семантики пространства важно высказанное М.Ю.Лотманом суждение о том, что, «возникнув в определенных исторических условиях, географическое пространство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [2, 408]. Лотман говорит и об архетипичности пространства, и о связи его с образами человеческого сознания. Пространство текста характеризуется через систему культурологических и исторических координат. Текст предстает системой знаков, имеющих, с одной стороны, широкий культурный и социальный смысл, а с другой стороны, индивидуально авторский.

Индивидуально авторский смысл заключается в идее произведения, построении его композиции и акцентировании определенных деталей.Все главы в романе чередуются определенными временными рамками: 16 век, современный, 16 век, современный и т.д. но по сюжету, основные события концентрируются в средневековье. В центре внимания город Лондон и его историческая жизнь. В доме, расположенном в Кларкенуэлле, живут прославленный алхимик елизаветинской эпохи Джон Ди и современный ученый Мэтью Палмер, которых разделяет время, но объединяет место. Повествование в романе ведется то от лица одного, то от лица другого персонажа, соответственно меняется и время. Посредством истории жизни доктора Ди Мэтью начинает понимать собственную жизнь и открывает в себе новые грани, которые даже не мог предположить. Лондон играет далеко не последнюю роль в этом вечном поиске собственного «я».

Лондон Акройда – это живой организм, неизменный по сути, но вечно меняющийся в деталях, огромный, но немыслимый без самой малой его части, живущий сегодняшним днем, но никогда не забывающий о том, что происходило тысячи лет назад. Детали описания города помогают воссоздать общую картину Лондона.

По Лотману, Лондон является эксцентрическим городом, расположенным «на краю» культурного пространства, так как город стоит на реке Темзе. Здесь актуализируется антитеза “естественное-искусственное”. Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что дает двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращенности естественного порядка, с другой. Вокруг имени такого города будут концентрироваться различного рода мифы, предсказания гибели, идея обреченности и торжества природы будет неотделима от этого цикла городской мифологии. И правда, мифы являются важнейшей составляющей частью лондонского текста. В первую очередь Питер Акройд обращает внимание читателя на миф о создании города. По одной из версий Лондон имеет божественное происхождение, как сообщает Гальфрид Монмутский, Брут, который родился около 2855 года от сотворения мира. Далее, сей Брут выстроил город на реке, каковую мы теперь называем Темзой, и нарек его Тронуантом, или Тренуантом. После чего, в году 1108 до Рождества Христова, король Люд не только восстановил его, но и добавил к нему множество прекрасных зданий, башен и валов, в честь себя самого дав ему имя Людстаун. Есть и другая теория, пишет Акройд, полностью подтвержденная многими старинными хрониками и генеалогиями, – она повествует о еще более раннем основании града в те туманные дни минувшего, когда Альбион победил самосийцев, изначальных обитателей Британии. Мы зовем их исполинами из-за гигантских могильных холмов или курганов. Третья же версия говорит о том, что остров Британия был вообще не островом, а окраиной древнего царства Атлантиды; затем волны поглотили эту великую страну, пощадив лишь ее западную часть, ставшую королевством. В приведенных мифах Акройд демонстрирует позицию постмодернистского плюрализма, но вывод из всех теорий главный герой делает один: «Рядом со мною лежат повествования о далеких временах, отстающих от нашего века более чем на три тысячелетия, – тогда на земле пребывала такая сила, что все люди были равны богам. Именно представители сей допотопной расы – если я, конечно, не заблуждаюсь – и основали волшебный град Лондон. Где-то под землей, среди древних руин, могут и поныне лежать эмблемы и символы того священного поколения, чья власть была столь велика, что его нарекли поколением исполинов, славных не физической, но духовной мощью.»[1, 105]

Также автор пишет о популярном мифе моста над Темзой. Это мост из света, мерцающий мост, перекинутый через реку. Акройд дает собственную интерпретацию явления- в третьем веке от Рождества Христова этот мост был примитивной каменной переправой, и в современном мире он является лишь проекцией прошлого. Автор уверен в том, что прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены и являются лишь совокупностью одного и того же явления. Для автора синхронный и диахронный аспекты сопряжены: архитектурные сооружения, городские обряды и церемонии, план города, наименования улиц и тысячи других реликтов прошедших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого. Город – механизм, постоянно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно. В этом отношении город, как и культура, – механизм, противостоящий времени. Пространственная характеристика помогает разобраться в этом читателю.

В романе очень подробно описан маршрут передвижений героев. Это и названия улиц, и характеристика зданий, и подробное описание различных районов города.Например: «Я нашел Клоук-лейн на карте Лондона и в своем воображении уже зачислил ее в разряд прочих стандартных улиц, забитых магазинами и офисами; но, идя по Тернмилл-стрит к площади Кларкенуэлл-грин, я понял, что это место не похоже на другие центральные районы города. Здесь было одновременно и просторнее, и пустыннее, точно после какого-то давнишнего вражеского набега. Саму Клоук-лейн оказалось трудно найти. Я думал, что она проходит ярдах в тридцати к северо-западу от площади, но, двинувшись в этом направлении, обнаружил, что огибаю территорию, примыкающую к церкви Св. Иакова.» [1, 1] Знакомство с Лондоном больше напоминает экскурсию, но такое подробное описание, несомненно, сближает героя и читателя. В тексте можно увидеть описания и происхождение церквей, памятников, популярных зданий Лондона.Но центральным знаком в прочтении пространства Лондона становится знак дома. В представлении Питера Акройда, «Лондон-дом» – это живой организм, на протяжении сюжета он населен, он меняется, в нем разыгрываются человеческие драмы. Он совмещает в себе черты как современного мира, так и позднего средневековья: «С улицы мне показалось, что это постройка девятнадцатого века, но теперь я понял, что его нельзя отнести к какому-то определенному периоду. Дверь и веерообразное окно над ней наводили на мысль о середине восемнадцатого столетия, но желтый кирпич и грубоватые лепные украшения третьего этажа явно были викторианскими; чем выше дом становился, тем моложе он выглядел …Центральная часть дома напоминала торс человека, который приподнялся, опираясь на руки. Когда я шагнул на ступеньки, у меня возникло ощущение, будто я собираюсь войти в человеческое тело.» Эта двойственность подчеркивается объединением различных исторических пластов. Лондон-дом – это, в первую очередь, архитектура, этот знак многогранен, автор рисует через архитектуру пространство Лондона как модель английской жизни и модель мира. Герой романа Мэтью называет свой собственный дом- Аббатством Кошмаров.

Также очень важную роль играют и описания природы и атмосферы города. Сам дом расположен на пустыре, что символизирует его отрешенность от внешнего мира- «здесь царила мертвая тишина». Древний же Кларкенуэлл- это край холмов и бегущих ручьев. Рядом зеленели ровные лужайки. Но отличительной чертой Лондона в целом является туман, заполоняющий все вокруг и придающий таинственности окружающему миру.

 

Доктор Ди так отзывается об этом явлении: « но разве не учит нас Парацельс, что материальный мир есть просто-напросто сгустившийся дым? » [1, 17]. Такая позиция говорит о том, что туман естественен для жителей города. Лондон глазами главных героев- это неоднозначное явление. Мэтью так говорит о своей родине: «Мне памятен тот день, когда я впервые начал понимать Лондон…небо над Ноттинг-хилл-гейт и Куинзуэем было затянуто облаками, но вдруг в них открылась брешь и вырвавшийся оттуда солнечный луч упал на металлический поручень передо мной. Это ослепительное сверкание точно заворожило меня; вглядываясь в глубины света и сияющего металла, я ощутил такой необыкновенный восторг, что не смог усидеть на месте. Я чувствовал, что меня посвятили в какую-то тайну – что я краем глаза увидел ту внутреннюю жизнь и реальность, которая скрывается во всех вещах. Я подумал о ней как о мире огня; я верил, что смогу найти его следы повсюду. Но этот огонь был и во мне самом, и я обнаружил, что бегу по улицам, словно они – моя собственность. Каким-то неведомым образом я присутствовал при их рождении; вернее, внутри меня самого было нечто, всегда существовавшее в здешней почве, здешних камнях и здешнем воздухе. Теперь этот изначальный огонь покинул меня; должно быть, потому-то я и кажусь самому себе чужаком. Постепенно, с течением лет, город внутри меня померк.» Для доктора Ди город является обманом. Герой уверен, что истинный Лондон находится под землей, а то что выше- это лишь блеклое отражение волшебного града, который когда-то канул в небытие. Но самым важным является отношение самого автора к Лондону. Город залит светом, говорит Акройд, он празднует свой триумф. Он научился расти, вбирая в себя энергию своих обитателей и отнимая у них силы.

 

Лондон является не просто пространством, в котором живут люди. Лондон- это часть каждого жителя, так же как каждый житель является частью него. Один из героев романа говорит: «Иногда мне чудится, что я раскапываю в себе какой-то сгинувший город.» [1, 46]. В этой фразе кроется значение всех параллелей, проведенных автором в связи с городом. Современный Лондон, Лондон 16 века, Лондон как подземный волшебный град, Лондон в душе каждого жителя воплощает в себе идею многогранности города и его единства. Но самый таинственный, великий и прекрасный город- это затерянный подземный Лондон- является основой всех его проявлений. И в конце романа автор так говорит о нем: «сей град воздвигнут в духовном теле человека». [1, 149]. Это значит, что этот город невозможно увидеть и постичь, пока человек не постигнет самого себя. А познать собственное «я» можно только путем любви к ближнему своему, считает Акройд. Поэтому становится не важным в каком веке происходит действие, кто является героем романа, жив он или мертв, важно то, что если человек постиг любовь и понял кем он является на самом деле, то он соприкоснется с этим вселенским волшебным Лондоном, о котором мечтают великие умы разных времен и народов.


 

 

 

Вопрос 31. Социальная мифология в романах Т. Драйзера (стр.420, амер. лит-ра)


Романы:

«Сестра Керри» (1900) - стр. 422

«Дженни Герхард» (1911) - стр. 421

«Американская трагедия» (1925) - стр. 424

 

Творчество Теодора Драйзера (1871-1945) отражает важный этап эволюции американской литературы от реализма к натурализму. В поисках типичных обстоятельств автор опирался на опубликованные в газетах хронику преступлений, совершаемых охваченными соц-мифологическими видениям людей. Они убивали своих возлюбленных, т.к. те являлись препятствием на пути к их социальному самоутверждению. Героям романов Драйзера предстояло освободиться от сдерживающих нравственных норм, которые оценивались как наивные. Борьба героя за самоутверждение приводила к саморазрушению личности.

Историческая тенденция определяла антивоспитательную форму его романов.

 

«Сестра Керри» (1900) - первый роман Д., в нем он показывает закономерность подавления и разрушения личности обстоятельствами. Герой теряет самость.

Керри, Каролина Кибер, провинциальная девушка из Колумбия-Сити, отправляется в Чикаго на поиски счастья. Всезнающий автор, которому знаком психологический механизм «перевоспитания» личности соц. мифологией, начинает роман с констатацией ее наивности. Она остановилась у сестры Минни, которая казалась ей неудачницей, задавленной семейными заботами. Вскоре Керри начинает привлекать роскошь. Элегантность модных женщин вызывает у нее зависть, подстегивает честолюбие, желание овладеть престижными вещами. Но у нее нет специальности, и она не может устроиться на работу. Тогда она решается продать то, что находи спрос в этом новом для нее мире - обаяние своей молодости, и становится любовницей коммивояжера Чарли Друэ. Овладев навыками элегантности, она решает оставить его ради более престижного любовника Герствуда - управляющего самым модным баром в Чикаго. Но на этом она не останавливается. Ее начинает завораживать вид особняков. «Да, там, несомненно царит счастье! » «Если бы она могла очутиться среди этой роскоши и богатства, о, как скоро отлетела бы ее грусть, исчезла бы боль из сердца! »

Став популярной актрисой, она бросает Герствуда, и идет навстречу очередным «победам». Однако, как пишет автор, «Дверь, за которой таится полное человеческое счастье, так и не открылась для нее».

 

«Американская трагедия» (1925) - правдивая история о том, что жизнь делает с человеком;

- синтез и обобщающий итог творчества Драйзера.

Д, в согласии со своей эстетикой, «дает фон и психологию действительности», и «объясняет» соц-психологический механизм, приводящий обыкновенного, в сущности, юношу к преступлению. Родители Клайда - активисты религиозной Миссии, неспособные мыслить самостоятельно. Клайд рано начинает мечтать о щегольской одежде и тяготиться пассивной покорностью родителей. Его ст. сестра Эста убежала с актером за «красивой жизнью».

Культура, в глазах героев Д., проникает демонизмом жизни, а жизнь завораживающе облекается в демонические одежды культуры. Делая первые шаги по социально-мифологическому пути, Клайд устраивается продавцом, затем рассыльным в отеле, и всюду старается «произвести хорошее впечатление», т.е. приспособиться, задавая себе ценностную установку на всю жизнь.

В 17 лет он утаивает чаевые по 5 долл в день от родителей и отводит душу с друзьями в ресторане, тратит деньги на «продажную любовь». Потом он решает найти девушку не слишком строгих правил, и тратить чаевые на нее, а не на продажных шлюх.

Он ориентируется на внешние образы, его характеризует экстравертная завороженность объектом. Но многообещающая форма оборачивается пустотой и обманом. Гортензия, его девушка, оказывается глуповатой кокеткой, которая заставляя Клайда тратиться на нее, развлекается с другими юношами. Его сестра Эста возвращается домой беременная и разбитая. Волна разочарований накрывает его, когда они с друзьями отправляются на пикник на украденной машине, и на обратном пути сбивают на дороге девочку и скрываются. Этим позорным бегством Клайда от ответственности заканчивается I часть романа.

Во второй части ему 25 лет, он приезжает в Ликург и устраивается на фабрику к своему дяде. Намереваясь любой ценой «сделать жизнь», он взвешивает свое поведение, сверяя его с прообразом «удачливого» молодого человека.

на семейном ужине он знакомится с «роскошной» Сондрой Финчли. Дядя Сэмюел повышает его в должности, и здесь он встречает Роберту Олден. Роберта, увидев Клайда, решила, что он - представитель высшего общества, и в душу ей проник тот же яд беспокойного тщеславия. У них начался роман. Однажды утешая поцелуями плачущую Роберту, Клайд переживает неведомое ему до сих пор состояние гармонии с собой и миром. Однако встреча с Сондрой положила начало параллельной интриге, вырастающей в социально-онтологический конфликт.

Он разрывается между онтологической привязанностью с Робертом и соц. зависимостью от Сондры. У него случаются кошмарные сновидения.

В итоге Клайд убивает беременную Роберту. Он ударил ее фотоаппаратом по лицу, после чего девушка упала в озеро и утонула. Уго приговорили к смертной казни на эл. стуле. Вторая часть романа завершается более страшным преступлением, совершенным слабостью среднего человека, неспособного вынести напряжения социально-онтологического конфликта.


 

 

 

Вопрос 21 Постмодернизм: П. Акройд «Дом доктора Ди» (нет в учебнике, материал из интернета! )

 


Одним из ярчайших представителей постмодернизма в английской литературе является Питер Акройд.

Питер Акройд (5 октября 1949, Лондон) британский писатель, поэт и литературный критик. Его книги получили широкую известность не только в Англии, но и в других станах, в том числе и в России. Поэт, романист, автор биографий, Акройд опубликовал около четырех десятков книг, важное место среди которых занимают произведения о собственном родном городе- Лондоне. Лондон – не столько реальный, сколько воображаемый, созданный стараниями писателей 19 и 20 вв. является, по всей вероятности, центральной темой в творчестве Акройда. Он отзывается об этом городе с неизменной теплотой и нежностью: «Лондон всегда давал простор для моего воображения». Его наиболее известные произведения об этом городе – «Великий лондонский пожар» (The Great Fire of London, 1982), «Хоксмур» (Hawksmoor, 1985), «Лондон: Биография» (London: The Biography, 2000), «Темза. Священная река» (2007) и «Дом доктора Ди» (The House of Doctor Dee, 1993).

Мне бы хотелось подробнее остановиться на романе «Дом доктора Ди», потому что этот роман является воплощением постмодернизма и отражением реалий Лондона всех времен.

В осознании семантики пространства важно высказанное М.Ю.Лотманом суждение о том, что, «возникнув в определенных исторических условиях, географическое пространство получает различные контуры в зависимости от характера общих моделей мира, частью которых оно является» [2, 408]. Лотман говорит и об архетипичности пространства, и о связи его с образами человеческого сознания. Пространство текста характеризуется через систему культурологических и исторических координат. Текст предстает системой знаков, имеющих, с одной стороны, широкий культурный и социальный смысл, а с другой стороны, индивидуально авторский.

Индивидуально авторский смысл заключается в идее произведения, построении его композиции и акцентировании определенных деталей.Все главы в романе чередуются определенными временными рамками: 16 век, современный, 16 век, современный и т.д. но по сюжету, основные события концентрируются в средневековье. В центре внимания город Лондон и его историческая жизнь. В доме, расположенном в Кларкенуэлле, живут прославленный алхимик елизаветинской эпохи Джон Ди и современный ученый Мэтью Палмер, которых разделяет время, но объединяет место. Повествование в романе ведется то от лица одного, то от лица другого персонажа, соответственно меняется и время. Посредством истории жизни доктора Ди Мэтью начинает понимать собственную жизнь и открывает в себе новые грани, которые даже не мог предположить. Лондон играет далеко не последнюю роль в этом вечном поиске собственного «я».

Лондон Акройда – это живой организм, неизменный по сути, но вечно меняющийся в деталях, огромный, но немыслимый без самой малой его части, живущий сегодняшним днем, но никогда не забывающий о том, что происходило тысячи лет назад. Детали описания города помогают воссоздать общую картину Лондона.

По Лотману, Лондон является эксцентрическим городом, расположенным «на краю» культурного пространства, так как город стоит на реке Темзе. Здесь актуализируется антитеза “естественное-искусственное”. Это город, созданный вопреки Природе и находящийся в борьбе с нею, что дает двойную возможность интерпретации города: как победы разума над стихиями, с одной стороны, и как извращенности естественного порядка, с другой. Вокруг имени такого города будут концентрироваться различного рода мифы, предсказания гибели, идея обреченности и торжества природы будет неотделима от этого цикла городской мифологии. И правда, мифы являются важнейшей составляющей частью лондонского текста. В первую очередь Питер Акройд обращает внимание читателя на миф о создании города. По одной из версий Лондон имеет божественное происхождение, как сообщает Гальфрид Монмутский, Брут, который родился около 2855 года от сотворения мира. Далее, сей Брут выстроил город на реке, каковую мы теперь называем Темзой, и нарек его Тронуантом, или Тренуантом. После чего, в году 1108 до Рождества Христова, король Люд не только восстановил его, но и добавил к нему множество прекрасных зданий, башен и валов, в честь себя самого дав ему имя Людстаун. Есть и другая теория, пишет Акройд, полностью подтвержденная многими старинными хрониками и генеалогиями, – она повествует о еще более раннем основании града в те туманные дни минувшего, когда Альбион победил самосийцев, изначальных обитателей Британии. Мы зовем их исполинами из-за гигантских могильных холмов или курганов. Третья же версия говорит о том, что остров Британия был вообще не островом, а окраиной древнего царства Атлантиды; затем волны поглотили эту великую страну, пощадив лишь ее западную часть, ставшую королевством. В приведенных мифах Акройд демонстрирует позицию постмодернистского плюрализма, но вывод из всех теорий главный герой делает один: «Рядом со мною лежат повествования о далеких временах, отстающих от нашего века более чем на три тысячелетия, – тогда на земле пребывала такая сила, что все люди были равны богам. Именно представители сей допотопной расы – если я, конечно, не заблуждаюсь – и основали волшебный град Лондон. Где-то под землей, среди древних руин, могут и поныне лежать эмблемы и символы того священного поколения, чья власть была столь велика, что его нарекли поколением исполинов, славных не физической, но духовной мощью.»[1, 105]

Также автор пишет о популярном мифе моста над Темзой. Это мост из света, мерцающий мост, перекинутый через реку. Акройд дает собственную интерпретацию явления- в третьем веке от Рождества Христова этот мост был примитивной каменной переправой, и в современном мире он является лишь проекцией прошлого. Автор уверен в том, что прошлое, настоящее и будущее тесно переплетены и являются лишь совокупностью одного и того же явления. Для автора синхронный и диахронный аспекты сопряжены: архитектурные сооружения, городские обряды и церемонии, план города, наименования улиц и тысячи других реликтов прошедших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого. Город – механизм, постоянно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно. В этом отношении город, как и культура, – механизм, противостоящий времени. Пространственная характеристика помогает разобраться в этом читателю.

В романе очень подробно описан маршрут передвижений героев. Это и названия улиц, и характеристика зданий, и подробное описание различных районов города.Например: «Я нашел Клоук-лейн на карте Лондона и в своем воображении уже зачислил ее в разряд прочих стандартных улиц, забитых магазинами и офисами; но, идя по Тернмилл-стрит к площади Кларкенуэлл-грин, я понял, что это место не похоже на другие центральные районы города. Здесь было одновременно и просторнее, и пустыннее, точно после какого-то давнишнего вражеского набега. Саму Клоук-лейн оказалось трудно найти. Я думал, что она проходит ярдах в тридцати к северо-западу от площади, но, двинувшись в этом направлении, обнаружил, что огибаю территорию, примыкающую к церкви Св. Иакова.» [1, 1] Знакомство с Лондоном больше напоминает экскурсию, но такое подробное описание, несомненно, сближает героя и читателя. В тексте можно увидеть описания и происхождение церквей, памятников, популярных зданий Лондона.Но центральным знаком в прочтении пространства Лондона становится знак дома. В представлении Питера Акройда, «Лондон-дом» – это живой организм, на протяжении сюжета он населен, он меняется, в нем разыгрываются человеческие драмы. Он совмещает в себе черты как современного мира, так и позднего средневековья: «С улицы мне показалось, что это постройка девятнадцатого века, но теперь я понял, что его нельзя отнести к какому-то определенному периоду. Дверь и веерообразное окно над ней наводили на мысль о середине восемнадцатого столетия, но желтый кирпич и грубоватые лепные украшения третьего этажа явно были викторианскими; чем выше дом становился, тем моложе он выглядел …Центральная часть дома напоминала торс человека, который приподнялся, опираясь на руки. Когда я шагнул на ступеньки, у меня возникло ощущение, будто я собираюсь войти в человеческое тело.» Эта двойственность подчеркивается объединением различных исторических пластов. Лондон-дом – это, в первую очередь, архитектура, этот знак многогранен, автор рисует через архитектуру пространство Лондона как модель английской жизни и модель мира. Герой романа Мэтью называет свой собственный дом- Аббатством Кошмаров.

Также очень важную роль играют и описания природы и атмосферы города. Сам дом расположен на пустыре, что символизирует его отрешенность от внешнего мира- «здесь царила мертвая тишина». Древний же Кларкенуэлл- это край холмов и бегущих ручьев. Рядом зеленели ровные лужайки. Но отличительной чертой Лондона в целом является туман, заполоняющий все вокруг и придающий таинственности окружающему миру. Доктор Ди так отзывается об этом явлении: « но разве не учит нас Парацельс, что материальный мир есть просто-напросто сгустившийся дым? » [1, 17]. Такая позиция говорит о том, что туман естественен для жителей города. Лондон глазами главных героев- это неоднозначное явление. Мэтью так говорит о своей родине: «Мне памятен тот день, когда я впервые начал понимать Лондон…небо над Ноттинг-хилл-гейт и Куинзуэем было затянуто облаками, но вдруг в них открылась брешь и вырвавшийся оттуда солнечный луч упал на металлический поручень передо мной. Это ослепительное сверкание точно заворожило меня; вглядываясь в глубины света и сияющего металла, я ощутил такой необыкновенный восторг, что не смог усидеть на месте. Я чувствовал, что меня посвятили в какую-то тайну – что я краем глаза увидел ту внутреннюю жизнь и реальность, которая скрывается во всех вещах. Я подумал о ней как о мире огня; я верил, что смогу найти его следы повсюду. Но этот огонь был и во мне самом, и я обнаружил, что бегу по улицам, словно они – моя собственность. Каким-то неведомым образом я присутствовал при их рождении; вернее, внутри меня самого было нечто, всегда существовавшее в здешней почве, здешних камнях и здешнем воздухе. Теперь этот изначальный огонь покинул меня; должно быть, потому-то я и кажусь самому себе чужаком. Постепенно, с течением лет, город внутри меня померк.» Для доктора Ди город является обманом. Герой уверен, что истинный Лондон находится под землей, а то что выше- это лишь блеклое отражение волшебного града, который когда-то канул в небытие. Но самым важным является отношение самого автора к Лондону. Город залит светом, говорит Акройд, он празднует свой триумф. Он научился расти, вбирая в себя энергию своих обитателей и отнимая у них силы.

Лондон является не просто пространством, в котором живут люди. Лондон- это часть каждого жителя, так же как каждый житель является частью него. Один из героев романа говорит: «Иногда мне чудится, что я раскапываю в себе какой-то сгинувший город.» [1, 46]. В этой фразе кроется значение всех параллелей, проведенных автором в связи с городом. Современный Лондон, Лондон 16 века, Лондон как подземный волшебный град, Лондон в душе каждого жителя воплощает в себе идею многогранности города и его единства. Но самый таинственный, великий и прекрасный город- это затерянный подземный Лондон- является основой всех его проявлений. И в конце романа автор так говорит о нем: «сей град воздвигнут в духовном теле человека». [1, 149]. Это значит, что этот город невозможно увидеть и постичь, пока человек не постигнет самого себя. А познать собственное «я» можно только путем любви к ближнему своему, считает Акройд. Поэтому становится не важным в каком веке происходит действие, кто является героем романа, жив он или мертв, важно то, что если человек постиг любовь и понял кем он является на самом деле, то он соприкоснется с этим вселенским волшебным Лондоном, о котором мечтают великие умы разных времен и народов.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь