Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образ женщины в Священном Коране



В эпоху, когда в культуре практически всех народов мира женщина представала в качестве низкого, паразитического и второсортного существа, когда она была лишена всех прав в политической, культурной и экономической жизни, когда на нее смотрели с предубеждением и подозрением и подвергали ее клеветническим измышлениям, когда положение женщин казалось совершенно безнадежным и перед ней была только тьма, в которую не проникала ни одного луча надежды, воссияло солнце ислама, осветило все и призыв Пророка ислама Мухаммада Мустафы (с)вдохнул в человечество дух радости и надежды, открыл перед людьми путь развития и прогресса.

Пророк ислама с самого начала указал на важнейшее положение женщины в обществе, ибо она обладает великими добродетелями и способностями, данными ей Творцом. Пророк передал людям аяты из Священного Корана, которые свидетельствовали о высокой ценности женщины для человечества.

Было сказано, что женщина, как и мужчина, является настоящим человеком, достойным обретения всех совершенств и человеческого благородства, ибо она также является наместником Бога на земле. Таково было послание ислама.

Хотя все аяты Корана ниспосланы в наставление как мужчинам, так и женщинам, мы рассмотрим здесь только те их них, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме. Целесообразно разделить их на пять категорий по тематическому принципу.

1) Аяты о месте человека в мироздании

Сюда входят аяты, которые утверждают, что человеку принадлежит особое высокое место в мироздании. Человек – наместник Бога на земле, уникальное существо, наделенное Божественной благодатью.[3]

Во имя человека Всевышний воздвиг небосклон и расстелил землю под его ногами. Тучи небесные проливают на землю дождь ради человека, а земля родит для него плоды. Ради него созданы солнце и луна, ради него волнующиеся морские воды и полноводные реки были заключены в земные границы. Ради человека Господь создал успокоительную ночную темноту и яркий день.

Человеку служат облака и ветер, туман и солнце, небо и звезды. Очевидно, что в таких аятах, свидетельствующих о величии и особом, привилегированном положении человека, речь идет о центральном положении в мироздании как мужчин, так и женщин.[4]

В этой связи достаточно рассмотреть только один аят:

«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигались по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими тварями». (Сура Перенос ночью, 70).

 

2) Привилегии людей – мужчин и женщин – в силу творения

Многие аяты Священного Корана говорят о привилегированном сотворении человека, причем и в этих аятах говорится как о мужчинах, так и о женщинах. В качестве примера приведем только два аята:

а) «Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл [злое] в душе»(Сура Солнце, аяты 7-10).

Очевидно, что слово «нафс» в арабском тексте этого аята обозначает человеческую душу, без различия между мужчиной и женщиной. Коран восхваляет человеческую душу и говорит о ее величии.

б) «Клянусь смоковницей и оливой, клянусь горою Синаем (где было ниспослано откровение Мусе) и этим надежным городом (Меккой, где было дано откровение самому Мухаммаду (с), что Мы сотворили человека в прекраснейшем облике». (Сура Смоковница, 1-4).

Обратим внимание на то, что плоды смоковницы и оливы – пища для человеческого тела, тогда как Божественное откровение имеет отношение к душе человеческой. Господь клянется здесь как пищей для тела, так и пищей для души, и эти четыре клятвы свидетельствуют о сотворении человека: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике».

Важное замечание. Следует иметь в виду, что у аятов Корана имеется две стороны – внешняя и сокровенная, причем вторая из них доступна только членам пречистого рода Пророка, которые и дают нам наставления и указания. Об этом имеются высказывания от членов рода Пророка (а), согласно некоторым из которых под «смоковницей и оливой» подразумеваются имам Хасан и имам Хусейн (а), тогда как «гора Синай» - это имам Али, предводитель правоверных (а), а «этот надежный город» - сам Пророк Мухаммад (с).[5]

Как мы знаем, твердью любой вещи является ее краеугольный камень, основа ее бытия. А потому смысл этого аята состоит в следующем: Мы создали человека в прекраснейшем виде в том, что касается его человеческой сущности и составляет основу и привилегию его творения, как то разум, мысль, воля, лицо и тело, высокие стремления, стремление к красоте и совершенству.

Таким образом, Всевышний без всякого различия в равной степени наделил мужчину и женщину одними и теми же качествами и привилегиями.

3) Преимущество любого человека – как мужчины, так и женщины – перед другим заключается только в его набожности

В этой категории аятов Священного Корана говорится, что только набожность и богобоязненность может считаться основанием для преимущества одного человека перед другим, будь это мужчина или женщина, ибо каждый человек рожден отцом им матерью и в этом плане не отличается от других.

Такие аяты несут в себе два основных смысла:

а) Все люди по происхождению и родству восходят к одному отцу и одной матери, все относятся друг к другу, как браться и сестры. Все отличия между ними, которые возникли в течение веков и выражаются в цвете кожи, расе, племени, языках и наречиях, - это всего лишь некие акцидентальные, привнесенные, но не сущностные моменты. Понимая, что мы все произошли от одних родителей, одного рода-племени и что все мы браться и сестры, имеющие одного Бога, не нужно отказываться от этого единства только лишь на основе неких внешних характеристик. Это не должно становиться причиной для вражды и раскола между людьми.

б) Только набожность является критерием превосходства.

Как мы знаем, набожность и богобоязненность у людей может иметь разные степени, которые связаны с разными степенями веры, знаний, ума, отношения к людям, благих дел, благородных черт характера, как то терпение, мягкость, смелость и т.д. Человек – как мужчина, так и женщина – который обладает более высокой степенью набожности, обладает преимуществом перед тем – как мужчиной, так и женщиной, - кто стоит ниже по этому признаку. Так что, женщина, обладающая большей набожностью, стоит выше мужчины, имеющего более низкую ее степень.

А теперь обратимся к аяту:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий. » (Сура Комнаты, 13).

В Коране имеется много аятов, в которых говорится, что только вера и добрые дела являются основой счастья и блаженства человека. Таких аятов насчитывается 52, но в некоторых из них особо подчеркивается, что их содержание относится как к мужчинам, так и к женщинам. Приведем один из них:

«Кто бы ни совершил благое деяние, мужчина или женщина, имея в сердце веру в Бога, такому человеку Мы даруем чистую жизнь, а воздаяние ему будет больше того, что он сделал» (Сура Пчелы, 79).

И еще один аят:

«Совершающие добрые дела – как мужчины, так и женщины – и имеющие веру в Бога войдут в рай без учета» (Сура Верующий, 40).

Но самым ярким образом эта мысль выражена в следующем аяте:

«Воистину, для обратившихся [в ислам] мужчин и женщин, для верующих мужчин и женщин, послушных мужчин и женщин, верных данному слову мужчин и женщин, терпеливых мужчин и женщин, смиренных мужчин и женщин, подающих милостыню мужчин и женщин, постящихся мужчин и женщин, хранящих свое целомудрие мужчин и женщин и поминающих многократно Аллаха мужчин и женщин[6] уготовил Он прощение и великое вознаграждение» (Сура Сонмы, 35).

Наш учитель алламе Табатабаи в комментарии «Ал-Мизан» дает следующие пояснения:

«В тот период, когда были ниспосланы эти аяты, люди придерживались заблуждений своего времени, согласно которым, если женщина совершала грех, то должна была сама отвечать за него и нести наказание, но если она совершала благое деяние, то вознаграждение за него получали мужчины. То есть бытовало мнение, что женщины настолько низкие существа, что они не достойны какой-либо награды. Приведенные же выше аяты свидетельствуют о том, что женщины, как и мужчины получают воздаяние за свои добрые дела. Тем самым были отвергнуты ложные представления той эпохи».[7]

4) Коран дает примеры образцовых мужчин и женщин

Как мы знаем, в обычных беседах и в научных дискуссиях всегда важно приводить примеры, что значительно облегчает понимание того, что говорится. Так как Священный Коран был ниспослан на обычном языке, доступном пониманию людей, он также прибегает к этому способу.

В Коране приводятся примеры достойных и добродетельных людей, таких как великие пророки (а)и приближенные к Богу праведники, которые должны стать людям примером для подражания. Приводятся примеры непокорных грешников, как фараон, Карун (Корей) и Самери, печальная участь которых должна стать увещеванием и предостережением для людей. Имеются также и примеры достойных женщин для подражания и грешниц для увещевания.

Приведем пример такого аята:

«Аллах приводит как назидательный пример для не уверовавших жену Нуха и жену Лута. Они обе были [замужем] за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и ничто не спасло их от [гнева] Аллаха, и было им сказано: " Войдите в ад вместе с теми, кто входит [туда]! " Для тех, кто уверовал, привел Аллах как назидательный пример жену Фир'ауна, которая говорила: " Господи! Избавь меня от Фир'ауна и деяний его! Возведи мне жилище в раю при Тебе, избавь меня от народа нечестивого! "  Назидательным примером служит  также Марйам, дочь 'Имрана, которая сберегла свое лоно. Мы вдули в него частицу Нашего духа, и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему» (Сура Запрещение, 9 – 12).

5) Мужчина и женщина созданы как пара друг для друга

Пятую категорию аятов Священного Корана составляют те, которые свидетельствуют о том, что женщина создана как «пара для мужчины».

Чтобы вопрос стал более понятным, обратим внимание на то, что Коран говорит об этом неоднократно, подчеркивая, что Господь создал живые существа парами.

Например, в нескольких аятах говорится о том, что растения были созданы в этом мире Всевышним попарно. Например:

«Ты видишь землю ссохшейся. Но стоит Нам ниспослать ей воду, как она набухает, раздается и родит парами всяческие прекрасные растения». (Сура Паломничество, 5).

И еще один пример:

«Он - тот, который сделал землю для вас подстилкой и проложил для вас по ней дороги, низвел с неба [дождевую] воду". И Мы взрастили благодаря ей пары всевозможных растений». (Сура Таха, 53).

Нужно понимать, что Господь в этих аятах указывает на парность растений, подразумевая их «брак». Это свидетельствует о том, что в мире флоры, как и фауны, превалирующим принципом является наличие женского и мужского начала. В результате их связи друг с другом растение становится плодоносным и дает потомство.

В некоторых аятах говорится также о парности животных, в частности в следующем аяте (Сура Звезда, 45): «Бог создал мужское и женское парой друг к другу».

Еще один пример: «Мы создали попарно все живые существа, чтобы вы помнили могущество Божие» (Сура Рассеивающие Прах, 49).

Таким образом, все, вышедшее из «мастерской Творения», то есть все малое и большое, мелкое и крупное, легкое и тяжелое, абстрактное или материальное, ночь и лень, земля и небо, движущееся и недвижное, люди и духи, море и пустыня, свет и тьма, счастье и страдание, путь истинный и блуждание, дух и тело, - все было создано попарно.

 

 

Научное чудо Корана

Можно сказать, что это одно их научных чудес Корана, ибо на тот день, когда был ниспослан Священный Коран, люди полагали, что принцип парности распространяется только на людей и животных, и никто даже не подозревал о парности растений. Коран же со всей ясностью заявил: «Он (Бог) создал все попарно». Прогресс науки, достигнутый за прошедшие более 14 веков, доказал, что даже такая малая величина, как атом, который является базовым строительным материалом для всех существ на небе и на земле, средний диаметр которого составляет примерно одну десятимиллионную миллиметра и количество которого в одной капле воды больше, чем все население земли; так вот, столь малая величина также делится на электрон и протон, то есть и здесь присутствует принцип парности. Причем электрон с высокой скоростью обращается вокруг второго, и эта скорость в атоме водорода составляет 30000 км в секунду, а в атоме урана – 201164 км в сек. А фактором их парности является то, что электрон заряжен отрицательно, а протон – положительно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь