Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Развитие обществознания в середине XIX — начале XX в
⇐ Предыдущая12345 6 78910Следующая ⇒
Немецкая классическая философия завершила эпоху, когда представлялось возможным охватить всю совокупность знаний о мире в некой целостной системе, на основании определенного принципа. Знание специализировалось. На смену всеобъемлющим философским построениям приходили частные науки, относительно независимые Друг от друга, отличающиеся строгостью методов и определенностью предметов, а на смену всезнающим энциклопедистам — ученые-профессионалы, гордящиеся своей компетентностью в собственных узких областях и воздерживающиеся от слишком общих «метафизических» суждений. Образцами знания стали физика, химия, позже биология, а к философии, как к знанию нестрогому, стали относиться весьма скептически. Интеллектуалы середины XIX — начала XX в. унаследовали эпохи Просвещения веру в прогресс, основанный на развитии Разума, только теперь Разум все больше связывался с конкретными науками, наука становилась синонимом Разума. Прогресс приобрел значение прогресса науки и основанного на ней переустройства общественной жизни. В области социального знания это означало, во-первых, дифференциацию отдельных его отраслей, многие из которых оформлялись как конкретные строгие науки (экономическая теория, теории права и т. д.). Во-вторых, предпринимались попытки создать «строгую» интегративную науку об обществе вообще. Одним из первых и наиболее классических выражений этих можно считать позитивизм, основоположником которого был упомянутый в первой главе Огюст Конт. Согласно Конту, человечески! разум проходит в своем развитии три стадии: теологическую (религиозную), метафизическую (философскую) и позитивную (научную! Конт считал, что в XIX в. человечество переходило к научной стадии развития. Этой стадии развития Разума соответствовало промышленное (индустриальное) общество, основанное на широком прима нении науки и техники, открывающих безграничный простор прогрессу. Конт ввел понятие «социология» для обозначения строго свободной от метафизики науки об обществе. Обществознание ориентировалось не только на теоретическое изучение устройства общества, но и на решение социальных проблем. Это выражалось как в исследовании институтов буржуазно общества (рынка, демократии и т. д.), так и в острой критике это общества, обосновании необходимости его переустройства. Однако необходимость общественных преобразований не просто постулировалась или основывалась на абстрактных моральных соображениях, но обосновывалась научно. Показателен в этом плане «научный социализм» Карла Маркса (1818—1883) и Фридрих Энгельса (1820—1895). К. Маркс на основании научной философии общих представлений о природе, обществе и истории стремился доказать необходимость преодоления буржуазного (капиталистического) строя и становления коммунизма — общества без частной собственности и эксплуатации человека человеком. В теории Марк предлагалось видение истории как процесса, в основании которого лежит смена общественно-экономических формаций, каждая из которых представляет собой определенный тип общественной организации, соответствующий определенному типу социально-экономических отношений (формационный подход к истории). Изменение общества основывалось на закономерном развитии экономики. Необходимость коммунистической революции, возникновения коммунизма Маркс стремился доказать как экономическую необходимость. Этому посвящен, в частности, его знаменитый труд — «Капитал», представляющий собой не только теоретическое обоснование коммунизма (которое вряд ли можно считать приемлемым), но и серьезнейшее исследование буржуазных экономических отношений. Безоговорочную веру в науку и прогресс разделяли, однако, не все мыслители этой эпохи. Так, в конце XIX — начале XX в. большую популярность приобретает философия жизни, виднейшим представителем которой был немецкий философ Фридрих Ницше (1844— 1900). Ницше — иррационалист, свои убеждения он не доказывает, а провозглашает. Ницше выступал с критикой существующей буржуазной морали, призывая к «переоценке всех ценностей». Критика Ницше велась не с социалистических позиций, предполагающих призыв к равенству, а с позиции интеллектуального и морального аристократизма. Ницше считал, что «человек есть нечто, что должно превзойти» и провозглашал пришествие некоего «сверхчеловека», носителя новой, сильной, волевой морали. Ницше выступал и с опровержением христианства как религии, защищающей слабость. Другой представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер (1880—1936) предложил своеобразное видение истории, которую он рассматривал не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет собой историю отдельного народа или группы народов. Такой цикл Шпенглер называл культурой. Специфика каждой культуры определяется «душой», которая не может быть исследована научными средствами и непроницаема для человека иной культуры. Вопреки распространенной тогда вере в прогресс Шпенглер считал, что Европа начала XX в. уже вступила в стадию заката, т. е. ее исторический цикл подходит к концу. Пессимизм Шпенглера был в значительной мере связан с драматическими событиями начала века, Первой мировой войной, принесшей огромные человеческие жертвы и ввергнувшей Европу в разруху. На рубеже веков многие мыслители обосновывали невозможность постижения социальных явлений методами естественных наук. Так считали, в частности, Вильгельм Дильтей (1833—1911) и представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (1848—1915) и Генрих Риккерт (1863—1936). Итак, в середине XIX — начале XX в. заметно продвинулось вперед научное обществознание. Это время веры в прогресс, основанный на развитии научного знания и его применении во всех сферах общества. Однако появлялись мыслители, которые под влиянием реальных исторических событий, а также исходя из трудностей, сопровождавших попытки научного исследования общества, высказывал сомнения и в прогрессе, и в универсальности научных (естественнонаучных) методов познания и преобразования реальности.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы