Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 5. Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговой деятельности.Стр 1 из 11Следующая ⇒
Раздел 5. Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговой деятельности. Тема 5.1. Основные этапы работы над созданием сценария культурно-досуговой программы. Сценарий – это итальянское слово, раньше обозначало «декорация», определял канву пьесы. Сценарий – это краткое изложение сюжетной схемы, по которой проводится Праздничное массовое действо, это произведение синтетическое. Иногда сценарий называют сценарной разработкой. Чтобы понять, что такое сценарий, сравним его с драматическим произведением (пьесой).
Специфика сценария: Актуальность; Монтажный принцип построения; Ориентация на развитие личности и развлечение человека; Теперь перейдем непосредственно к методике написания сценария. Существуют два типа сценария: Сценарии, создающиеся автором спонтанно, берется любая интересующая тема автора. Социально – ориентированные сценарии, по социально – творческому заказу. Работа над сценарием начинается со сценарного замысла – основа будущего сценария. Если не будет замысла, вы не будете знать, чего хотите, и, следовательно, не напишите сценария. Определение темы. Тема – это объект изображения, сжатый до одной фразы сюжет сценария или пьесы. Определяйте тему так, чтобы это предложение можно было сыграть. Она должна быть сформулировано очень четко и конкретно. От этого зависит ваша дальнейшая работа над сценарием. Чаще всего сценарии пишутся к известным датам, например 8 марта, новый год и т.д. Но название праздничного дня – 9 мая – еще не тема. К этому дню можно написать несколько сценариев с разными темами. Определите для себя тему узкую, желательно с указанием жанра будущего мероприятия: вечер встречи ветеранов «Никто не забыт и ничто не забыто», театрализованное представление «У войны не женское лицо» и т.д. Определение идеи. Идея – это телеграмма в зал, т.е. что должен унести из зала зритель, что он должен понять, посмотрев мероприятие. Идея – это воспитательный момент, о чем сегодня вы хотите сообщить зрителю. Например: рыцарский турнир – благородное отношение к женщине, правила этикета. Традиции. У каждого праздника есть свои сложившиеся особенности и традиции. Пример: не новый год всегда приходят дед Мороз и Снегурочка. Традиционными могут быть персонажи, структура праздника, обряды и ритуалы. Тема, идея и традиции – вот три компонента сценарного замысла. Теперь переходим к написанию сценария. Главное средство воплощения – слово! Будет ли сценарий в стихах или прозе, слова должны быть тщательно отобраны (без речевых ошибок, ненормативной лексики, без пошлости и обидных выражений). Приступаем к сбору материала. Отбираем игры, конкурсы, номера, стихи, песни, тезисы. Краеугольный камень в создании сценария – это монтаж номеров и блоков, т.е. композиционное построение. Существует схема композиционного построения сценария: Экспозиция – это начало, пролог, зачин всего мероприятия. В экспозиции надо расписать, как встретить зрителей, как погрузить их в атмосферу праздника. Обычно экспозиция идет в фойе, где зрителей встречают традиционные герои (образы) праздника. Экспозиция всегда выделяется музыкой, светом. Приемы зачина: Вербальный (яркое вступительное слово ведущего или героя). Ритуальный (вынос флага, церемония хлеба – соли, фанфары). Музыкальный (звучит увертюра или общая песня). Кинопролог. Технический (использование специальных эффектов, запуск шаров и т.д.). Завязка запускает в движение сюжет праздника, то с чего все начинается. Это первое действие, появление персонажа, начало интриги. Развитие действия – это все номера, сценки праздника. Каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, связываться с предыдущими и последующими по смыслу, и при этом не повторять их одним и тем же набором выразительных средств. Кульминация – наивысшая эмоциональная точка праздника. Все номера, фрагменты должны идти по нарастающей. Развязка – это последняя точка в развитии действия, сюжета. Финал (эпилог) должен закрепить в душах зрителей то главное, что заключал в себе праздник. Развязка и финал могут совпадать. Из этой схемы выделим три главных компонента – завязка, кульминация, финал. Это облегченная схема. Фрагменты сценария должны быть так распределены, чтобы сначала захватить внимание зрителя и вести его до кульминации, потом – финал, чтобы остался в памяти. В середину сценария ставят самые слабые номера. В первой половине праздника должны идти номера более сложные для восприятия. Термин «композиция» в переводе с латинского означает составлять. Выделяют пять типов композиций: Хронологический (все события, блоки разворачиваются поступательно). Ретроспективный (события разворачиваются в обратном направлении – настоящее, прошлое, будущее). Пример вечер – портрет. Кольцевой (события происходят по кругу). Игра – путешествие по станциям. Эпический (очень много событий, в центре которых главный герой). Исторический эпос, легенда, баллада. Сцены из жизни (отдельные номера, нет последовательного развития). Капустник. Для начала надо написать сценарный план, а затем сценарий, в котором четко и подробно пропишите действующих лиц, их слова, название музыкальных фрагментов, конкурсы, игры с аудиторией. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания данного вечера, это последовательность блоков, номеров, забав, потех и т.д. Сценарий или программа имеет свое построение, или композицию, т.е. имеет начало, середину и конец. В сценарии есть: экспозиция, завязка, развитие действия / состоит из нескольких блоков зрелищных, игровых, художественных, интересных конкурсов, аукционов и других / кульминация, финал, развязка. Каждая программа, сценарий всегда начинается с описательной части: описывается оформление фойе, зала, ведущие в каких костюмах, какая звучит музыка, как и откуда, появляются ведущие и т.д. Режиссерские замечания, описание действия, ремарки и сценарии заключаются в скобках. Например: / на сцену, под музыку русской народной песне «У нас нынче субботе»…выходят ведущие в русских сарафанах, в расписных кокошниках /. В плане отмечается, кто составляет сценарий, к какому сроку сценарий должен быть готов. Порядок подготовки мероприятия по сценарию / кто будет участвовать, как будет идти подготовка, какие репетиции, каких художественных коллективов, какие игры, реквизит подготовить, призы и т.д. / Игровой реквизит должен быть удобен в использовании, должен быть красочным и привлекательным. Внешний вид вещей от крупных до мелких – влияет на настроение, подбирают реквизит так, чтобы он мог быть использован в нескольких играх. Материально – техническое обеспечение мероприятия, / какие заказать костюмы, взять их на прокат, подобрать в костюмерной. Какие нужны музыкальные инструменты: трещотки, ложки, дудочки, свирель, балалайку. Технические средства, кинофильм, транспорт и т.д. / покупка призов, сувениров /. Художественное оформление мероприятия / украшение помещений, входа, сцены, фойе, зала, декораций и т.д. Указываются конкретные тексты пословиц, поговорок, шуток, плакатов, шаржей, атрибутов оформления: цветы, шары, флажки, ленты, бумажные фонарики и т.д. Музыкальное оформление мероприятия / Музыка подбирается по теме мероприятия, определяется в каких местах, какая музыка звучит. Подбирается фонограмма, приглашается баянист, ВИА. Информация о мероприятии / афиши, пригласительные билеты. Основные требования к информации: должно быть интересное название, при этом используются – цитаты из литературных произведений «крылатые выражения» пословицы, поговорки. Название может прийти, исходя из проблемы, темы мероприятия. В афише можно указать и программу мероприятия, где можно выделить наиболее интересные ударные блоки, моменты. В афише применяют также девиз, эпиграф, а также эмблемы. Особенно эмблемы используются в буклетах, пригласительных билетах, листовках. В качестве эмблем часто используются общепринятые символы, например, пылающий факел, чаша со змеёй, изображение раскрытой книги – для книголюбов, силуэт танцующей пары, - для танцевального вечера и т.д. В общем, должна быть интересная оригинальная реклама. Кроме того, большим достоинством обладает и персональное приглашение. Персональное приглашение человек всегда расценивает как проявление чуткости и заботы, возникает чувство признательности и даже известной обязательности присутствия на мероприятии и участия в нем. Могут быть именные пригласительные билеты, как формы персонального приглашения. Подготовка художественных номеров и игровых конкурсов, программ, подготовка ведущих и культорганизаторов, дискжоккея. / Если это дискотека. / Обязанности судьи во время проведения игровых программ, конкурсов выполняется ведущим. Может быть и выборное жюри. Встреча и проводы участников мероприятия – продумывается и вручение эмблемы мероприятия, сюрпризы, игровые атрибуты. Могут работать зазывалы: скоморохи, клоуны, петрушки, матрешки, Сударушки, Хозяин, Хозяйка и т.д. Исходя из темы и формы досугового мероприятия, создать праздничную атмосферу. Необходимо также и интересно закончить мероприятие / обязательно, пожелания посетителям, прощание до следующего вечера, неожиданные сюрпризы, например: «Под счастливой звездой» и другое. Порядок проведения мероприятия, / т.е. в плане записывается очередность элементов мероприятия и их регламент, т.е. время, отведенное на блоки, эпизоды.
Салон Специально отведённое, оборудованное и оснащённое в соответствии с его назначением помещение, в котором ведётся культурно-просветительная работа, осуществляется разнообразная культурно-досуговая деятельность. Вообще-то салон – понятие не однозначное. В аристократическом доме так называли гостиную, в российском дворянском обществе салон называли политический или литературно-художественный кружок, собиравшийся в частном доме. Салоном называют также зал для демонстрации произведений литературы и искусства, а во Франции и сегодня салон – это выставка произведений искусства. Применительно к культурно-просветительной работе понятие салон как бы вбирает в себя все приведённые значения. Посиделки Популярная форма клубного отдыха и культурных развлечений, разностороннего нерегламентированного общения. Заимствованная из старинного русского быта, эта форма наполняется в наши дни новым смыслом и содержанием. В основе современных посиделок – естественная тяга людей к общению, совместным занятием на досуге, повседневному обмену разнообразной информации. Примечательно, что посиделки – форма популярна не только среди пожилых людей или только среди женщин. На посиделках охотно бывает молодёжь, пользуются они благосклонным отношением и со стороны мужчин. Полезная информация усваивается на таких мероприятиях естественно и ненавязчиво, а посредственное общение людей друг с другом способствует повышению общей культуры, эрудиции, досуговой квалификации, развитию способностей, обретению новых друзей. В условиях бесконечных социально-экономических проблем и значительных эмоциональных перегрузок подобные «психологические ниши» - эффективное средство рекреации, восстановления физических и моральных сил. Характерные особенности вечера отдыха: Концерт Едва ли не самая популярная форма, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств. Наконец, удачный концерт, всё равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня. По целевому назначению можно выделить текущие, отчётные, смотровые, праздничные, юбилейные. По месту проведения – стационарные, выездные, гастрольные. По способу построения, программ – дивертисменты, филармонические, театрализованные. Кроме того, концерты отличаются один от другого по составу участников выступлений – концерты любительские, профессиональные, смешанные, и по числу участвующих – концерты сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или студии), и т.п. Иногда концерты подразделяются и по составу зрителей – для детей, ветеранов труда, для женщин, для делегатов и депутатов и т.д. Наиболее сложным в содержанном и методическом плане является театрализованный концерт. Такой концерт готовится и становится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный, обычный концерт лишь на основе составленной накануне его проведения программы. Особенности классификации тематических вечеров досуговой деятельности: Массовая культурная акция, отличающаяся особой социальной значимостью затрагиваемых проблем и органическим слиянием документального, жизненного материала с произведениями искусства или частичную театрализацию. Подготовка их начинается с разработки сценария, состоящего из ряда дополняющих друг друга фрагментов. Здесь, как и в любом театрализованном мероприятии, присутствуют все композиционные элементы: пролог, экспозиция, завязка, событийный ряд, кульминация и финал. Отдельные эпизоды тематического вечера могут быть представлены выступлением хора, демонстрацией фильма, героическим танцем, выступлением чтеца, массовой пантомимой и т.п. Если, скажем, повествование ведётся в хронологической последовательности свершившихся или грядущих событий, рождается вечер-хроника. В другом случае за основу повествования берётся конкретная человеческая судьба и тогда формируется другой жанр – вечер-портрет. В случае смещения двух этих подходов и объединения их какой-либо общей идеей создаётся вечер-рассказ, вечер-размышление. Группировка событий в связи с местом их протекания или определённым временам подводит постановщиков к вечеру-репортажу. Выделяются также вечера-митинги, вечера-депутаты, вечера-обозрения и др. Практически каждый тематический вечер предполагает непосредственное вовлечение в происходящее действие реальных людей, присутствующих в зале. Общими методическими требованиями к вечерам являются: своевременное планирование и проведение подготовительных работ; яркое и убедительное рекламирование и афиширование предстоящего мероприятия; тщательный отбор высокохудожественных произведений искусства или их психологическая подготовка к возможным выступлениям; обеспечение тематического вечера исправным техническими средствами, их органичное включение в программу будущего представления; коллективность творчества, привлечение как можно большего числа активистов к подготовке и проведению мероприятий такого рода. Характерные черты интерактивных форм досуговой деятельности: Диспут Диалогическая форма устной пропаганды, публичный спор на значимую для аудитории тему. Предметом спора традиционно являются проблемы долга, чести, доблести, геройства, достоинства, товарищества, дружбы, любви, а также важнейшие нравственные категории – патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм, уважение к старшим и т. п. В воспитательном плане диспут весьма эффективная форма, обеспечивающая условия для общения людей, способствующая формированию и распространению общественного мнения, воспитывающая гражданскую активность людей, формирующая их политическое чутьё и эстетические вкусы, утверждающая здоровые нравственные нормы общежития, наконец, развивающая ораторские навыки. Для того, чтобы диспут прошёл живо и интересно, а только в этом случае рассматриваемая форма имеет право на существование, в основу его кладётся актуальная и злободневная, по крайней мере, для спорящих, тема или проблема. Та и другая не придумываются искусственно устроителями диспута, но органически вытекают из какой-либо конкретной жизненной ситуации, служащей поводом для публичного обсуждения. Вообще важное свойство избираемой темы – её дискуссионность, т. е. наличие заведомо разных мнений. Успех или неудача диспута по-своему закладывается уже на стадии его подготовки. Важное значение здесь имеют правильный выбор темы, формулирование альтернативных друг другу вопросов для обсуждения, подбор и рекомендация литературы, документального и художественного материала. Приоритетная роль на диспуте отводится ведущему. Его эрудиция, кругозор, личный авторитет в глазах спорящих позволяют умело «дирижировать» спором, направлять его в нужное русло, своевременно расставлять акценты, подводить итоги обсуждения проблемы, активизировать внимание аудитории. Близко к диспуту примыкает схожая с ним форма – дискуссия. От дискуссии е. отличает ряд качеств: компетентность участников спора в обсуждаемой теме или проблеме; допустимость различных точек зрения; наличие условий, при которых можно было бы смело и откровенно высказывать самые неожиданные точки зрения и т. п. По коренным методическим признакам диспут – эпизодическая форма. Там, где обсуждение волнующих проблем становится нормой жизни, создаются досуговые объединения – дискуссионные клубы. Характерные черты современных форм досуговой деятельности: Праздник Массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей. Праздник стал поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижению отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют потребности людей – нравственные, эстетические, культурно-бытовые, потребность в общении, отдыхе, развлечении. Велика роль праздника в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому. Подготовка и проведение праздника – ответственная работа, требующая значительных материально-финансовых затрат, активного участия в подготовительных работах всех членов создаваемого в таких случаях оргкомитета – сценаристов, режиссёров, музыкантов, балетмейстеров. Гуляние Массовое празднество под открытым небом, проходящее в парках культуры и отдыха, на улицах и площадях, в загородных садах или рощах как в весенне-летний, так и осенне-зимний периоды года. Народные гуляния уходят своими корнями в далёкие дореволюционные годы, когда широко и повсеместно праздновались Рождество Христово, Масленица, другие религиозные праздники. На рубеже 19-20 веков массовые гуляния стали постепенно наполняться революционным содержанием. На селе массовые гуляния устраиваются также в связи с окончанием весеннее-полевых работ, завершением уборки урожая; повсеместно устраиваются гуляния в дни проводов зимы, встречи Нового года; с новой силой пробудился интерес народа к рождественским праздникам, как и прежде сопровождающимся всенародным гулянием и в городе, и на селе. В дни гуляния в парках и садах устраиваются эстрадные и симфонические концерты, на специально сооружённых площадках и эстакадах выступают профессиональные и любительские художественные коллективы, играют традиционные в таких случаях духовые оркестры, работают организаторы досуга, проводятся всевозможные конкурсы, состязания, лотереи, викторины. Активно работают на таких мероприятиях и выездные торговые точки, предприятия общественного питания. Участвующие в гулянии имеют возможность непосредственного включения в хороводы, конкурсы на лучшего плясуна, дети получают нечастую возможность прокатиться в санях-розвальнях, в полную силу работают разнообразные аттракционы, устраиваются кавалькады и карнавалы. Такие мероприятия всё открываются традиционной «торжественной частью». Карнавал Народное празднество под открытым небом или в помещении, сопровождающееся шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и затеями. Своеобразие и неповторимость этой масштабной по размаху и содержанию культурно-творческой акции дают основание рассмотреть её отдельно от других разновидностей праздников. Почти 3 столетия назад на берегах Невы была заложена традиция празднования наступления Нового года. Как бы продолжая эту традицию, в наши дни на Невском проспекте ежегодно устраивают карнавал по случаю наступления Нового года. Но начало Нового года – не единственный повод для устройства карнавала. Он может быть так же приурочен к проводам зимы, празднику урожая и т.п. Подготовка к карнавалу начинается с создания штаба или оргкомитета, в состав которого включается необходимое число организаторов и специалистов по написанию сценариев, режиссёров, музыкальных оформителей, художников и т.п. В задачи штаба прежде всего входит общее руководство подготовкой к карнавалу. Во всём остальном карнавал – дело рук будущих его участников. Действие на карнавале развёртывается одновременно или последовательно на ряде площадок. Это могут быть эстрадные концерты и цирковые представления, выступление фольклорных ансамблей, театрализованные игровые программы и конкурсы на лучшего плясуна. Центральное место в карнавале занимает костюмированное шествие через центральную улицу города. Дискотека Популярная форма культурного отдыха и развлечений, а также специально оборудованное помещение для проведения танцевально-развлекательных вечеров. Этимология этого сравнительно нового слова проста: первая его часть означает предмет плоского круга – диск, позднее – основа музыкального стиля – «диско»; вторая часть – «тека» происходит от греческого «тэкэ», что означает «собрание, хранилище». Иными словами, дискотека в её первоначальном значении – хранилище грампластинок, подобно тому, как существует фильмотека, картотека и т. п. На рубеже 70-80-х гг. в клубах, студенческих общежитиях, спортивно-молодёжных лагерях и т. п. стали практиковаться музыкально-танцевальные молодёжные вечера, отличительной особенностью которых являлось органическое сочетание музыки, танца проецируемых на экраны слайдов с изображением исполнителей, чьи голоса звучали в танцевальном зале. Почти одновременно на таких вечерах появляются и своеобразные комментаторы исполняемой музыки и сопровождающего её видеоряда – ведущие танцевальных вечеров, дискжокеи. Всё это взятое вместе получило быстро ставшее популярным название № дискотека. В программе дискотеки постепенно стали включаться занимательные конкурсы, музыкальные викторины, показы современных бальных танцев, они стали носить не только сугубо развлекательный, но познавательно-тематический характер, правда, последние готовились, главным образом, в рамках конкурсов и смотров. Между тем приставка «диско» послужила основой для образования целого ряда современных форм культурно-досуговой деятельности. Появились дискотанцы, дисковечера, дискобары, дискотеатры, дискобалет, даже дискоколлекции. В связи с подготовкой и проведением такого рода мероприятий образовались вначале инициативные группы, а позднее – своеобразные досуговые объединения – дискоклубы. Повальное увлечение молодёжи данной формой отдыха и развлечений привело к необходимости иметь специальное отведённое и соответствующим образом оборудованное помещение, которое естественным образом унаследовало то же название – дискотека. Презентация Торжественное официальное представление собранию общественности вновь созданного учреждения, объединения или организации. В культурно-досуговой деятельности презентация ещё только предстоит занять подобающее ей место. Здесь делаются лишь первые и не всегда удачные попытки. Между тем потребность в официальных презентациях вновь создаваемых фирм, объединений, коммерческих банков, кооперативов, культурно-досуговых объединений, периодических изданий и радиостанций возрастает. Проводятся презентации вновь созданных театральных коллективов, народных филармоний, студий … Торжественная презентация социально-культурных образований повышает информированность населения, придает значимость новым начинаниям, служит своеобразным «благословлением» на предстоящий путь.
Тема 6.3. Методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы. Драматургия культурно-досуговой программы предполагает дифференцированный подход к аудитории, изучение ее культурных интересов и запросов, так как сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также " закладывается" в структуру сценария, органично используя приемы активизации участников программы, где он, зритель, становится одним из действующих лиц. И, наконец, еще одна особенность, занимающая одно из ведущих мест в ряду особенностей драматургии культурно - досуговой программы - ее педагогическая, направленность. Ориентированный на конкретную аудиторию, сценарист ставит перед собой определенные цели и задачи, которые и раскрывает в формах, присущих культурно - досуговой программе. Поэтому сценарий культурно - досуговой программы рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Можно выделить и еще одну немаловажную особенность драматургии культурно - досуговой программы, когда сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами ее подготовки и проведения. Описывая подробно такие рекомендации, автор решает целый ряд педагогических и художественных задач, формируя и стимулируя интерес к предстоящей программе, раскрывая возможности и условия для духовной деятельности и социального творчества участников и зрителей. Любое массовое зрелище или камерная программа эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной, художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зрителей и уже опосредованно влияет на реальный мир. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его " несущих" конструкций. В основе сценарного замысла культурно - досуговой программы, прежде всего, лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно - досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и характерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуальны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции. Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист - заставляет своих героев действовать Определенность и ясность выбранной темы культурно – досуговой программы неразрывно требующей ответа на вопрос " что я хочу сказать зрителям?! ', " к каким общениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?, то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и каково будет её воздействие на зрителя? Структура досуговой программы: - Кому адресована программа, какие потребности удовлетворяет. - Целевое назначение программы, её задачи. - Какие виды досуговой деятельности включает. - Краткое содержание предлагаемой досуговой деятельности. - Предлагаемые формы деятельности. - Возможные варианты участия детей в программе. - Продолжительность программы. - Условия, необходимые для реализации программы. - Участники – организаторы досуговой деятельности. - Литература, необходимая для освоения программы. - Ожидаемые результаты реализации программы. Методика подготовки: Создание постановочной группы: Сценарист – режиссер; Художник; Музыкальный руководитель; Осветитель. Создание сценария: 1 вариант – социальный заказ; 2 вариант – плановое мероприятие; Определение темы (О чем? ); Определение сверхзадачи (Ради чего? ) Подбор и исследование материала (художественного или документального); Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу – программа, конкурсная программа и др.); Написание сценария; Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации); Составление сметы расходов. Постановка мероприятия: Распределение обязанностей среди членов постановочной группы; Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов; Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты); Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров). Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку). Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала. Этапы работы над образом ведущего досуговых программ Ключевой фигурой любой досуговой программы, будь то сюжетная игровая программа, игра-спектакль или встреча с интересным человеком, является ведущий. От него зависит, насколько, данное действо станет для зрителя ярким, зрелищным, запоминающимся событием. Ведущий игровой программы для детей и подростков – прежде всего педагог. Он формулирует для себя педагогическую задачу праздника и реализует её в ходе всей программы. В этом ведущему помогает образ, который он создаёт для данной программы. В работе над созданием образа прослеживается несколько этапов: Погружение в тему. На этом этапе ведущему помогает работа с литературой, прослушивание и отбор музыки, посещение выставок, музеев, просмотры кинофильмов и спектаклей, консультации со специалистами – практически это открытие для себя нового мира: новых красок, звуков, ритмов. Увлекаясь сам, заряжаешь окружающих. Увлечённому начинают помогать. Зачастую ценным бывает даже чьё-то брошенное на ходу слово. На этом этапе самое трудное – из множества имеющегося материала отобрать то, что необходимо в рамках данного сценария, данного возраста, данных материальных средств, выделенное на новое дело. Выбор образа ведущего. Он зависит от возраста участников программы, специфики материала, от педагогической задачи. В выбранный образ нужно вжиться: пока он нов и особенно интересен, пока к нему ещё не привык, может показаться, что находишься в неком театре, имя которому – этот самый образ, каков бы он ни был: Скоморох, Коломбина, Императрица… Работа над словом. Несмотря на то, что сценарий игровой программы не выписывается с точностью до единого слова, существуют ключевые фразы, выражения, которые отвечают идейному содержанию и стилю программы, а вся речь ведущего, включая его импровизацию, должна следовать нормам литературного языка. Высшее достижение речевой характеристики образа ведущего – когда ведущий и его партнёры, позволяя себе свободную импровизацию, не выходят из роли. Ценным является слово-ключ, слово-формула. Например, азартное словечко «давайте» помогает наладить контакт и между партнёрами на сцене, и между ведущим и аудиторией. Это «давайте» мгновенно объединяет ведущего и детей, делает их соучастниками происходящего. Также ведущему приходится быть внимательным к речи детей и уметь, не выходя из образа, исправлять их речевые ошибки. Репетиционный период. Это проверка, насколько правильно был выбран и разработан образ, как он соответствует общему замыслу программы, как он понимается партнёрами, как данный сценарий укладывается во времени и пространстве. Это отработка взаимодействия в команде с другими ведущими; привыкание к образу, к работе в костюме, с определённым реквизитом. Групповые формы работы. Очевидное отличие групповых форм от массовых - численность, но это не главный признак. Точную грань провести сложно (лекция для 25 и беседа для 25 человек). Признаки групповых форм работы: - Состав отличается значительной однородностью (образование, возраст), общность интересов. - важный показатель - индивидуальные особенности людей, главное их социально - психологическое отношение (симпатии и антипатии, лидерство) - массовые формы создают благоприятные условия для проявления эмоций, то групповые формы работы направлены, прежде всего, на познавательные интересы, поисковые, творческие формы активности. - групповые формы возникают, как правило, на основе профессиональных или возрастных интересов (имеет значение специфика местных условий); - групповые формы дают возможность контакта каждого с каждым. Легче преодолевается барьер неуверенности в своих способностях. Поэтому содержание групповых форм работы в значительной степени определяется пожеланиями участников. Методика подготовки групповых форм социально-культурной деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы, общения друг с другом. При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, потому что методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличие материальных средств. Методика подготовки групповых форм предполагает: изучение закономерностей творческого процесса в творческих коллективах и любительских объединений. Методика групповых форм имеет структуру, которая соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует, воспитанию участников коллектива позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников. При организации групповых форм работы необходимо учитывать: национальные, возрастные, профессиональные особенности. В коллективе художественного творчества и любительских объединениях участники реализуют свои творческие возможности через совместную творческую и общественно- полезную деятельность. Публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию «своей» психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей, конкурсов, смотров. Анализ деятельности творческих объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, они часто выступают как субъекты технологического процесса. В объединениях происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками участников. Групповые формы организации: - беседа, консультация, творческая встреча, викторина, - клубные объединения, творческие коллективы; - коллективы научно-технического творчества, - кружки прикладного творчества. Инициативные группы: Клубная гостиная, музыкальный салон, деловые игры, аукцион. Сочетание массовых и групповых форм работы: Рациональное сочетание массовых и групповых форм работы способно не только расширить охват аудитории, но и обогатить воздействие на посетителей. Поочередное включение одних и тех же людей то в групповые, то в массовые формы работы могут идти в 2 основных вариантах: «От группы к массе» Успех многих праздников, конкурсов, диспутов, концертов в решающей мере зависит от ярких эмоциональных реакций аудитории, от подготовки организаторов, участников самодеятельности. Способ «от массы к группе» главная задача этого способа - стабилизировать заинтересованность группы и в дальнейшем включить их в активную жизнь учреждения. Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговых учреждениях предполагает: сознательное, целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Поэтому необходимо учитывать: - социальные, национальные особенности; - психологические и эмоциональные черты; - возрастные и демографические данные; - образовательные и профессиональные качества личности. Методика индивидуального воздействия на личность приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в культурно-досуговых учреждениях условий для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей. Посетитель всегда должен найти в культурно-досуговых учреждениях то, что ему может быть интересно: общение с друзьями в уютной обстановке, бильярдные комнаты, игровые залы, кафе, читальный зал, компьютерный зал, тренажерный зал и (неорганизованный досуг). Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание на базе культурно-досуговых учреждений информационно-справочного стола (график работы, подбор дежурных консультантов, журнал учета поступающих вопросов) В качестве консультантов могут выступать: юристы, психологи, педагоги, врачи, работники государственных органов (военкомат, отдел социального обеспечения) Значительное место в методике СКД занимают индивидуальные занятия, которые проводятся коллективах самодеятельного творчества, (кружки прикладного творчества - резьба, чеканка, вышивание) Вывод: методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов: - всестороннее изучение личности и определения основных форм.
Основные принципы монтажа: -Идейность - направленность материала (идея автора); -Композиционная целостность - монтируя материал, нужно стремиться к стройности, целостности сценария к гармоничному сочетанию отдельных частей, эпизодов в единую композицию; - Контрастность - ритмическое разнообразие материала сценария. Монтаж является родовым для драматургии СКД. Метод иллюстрирования - является родовым видом для режиссуры. Метод иллюстрирования, театрализации, игры соединяет стихи, песни, фрагменты из к/ф в соответствии с темой, замыслом постановщика. Важно определить категории «меры» количество и порядок использования различных художественных, выразительных средств, составляющих конструкцию КДП. Метод иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа, в какой либо форме. Иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно-досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Он соответствует типу информационно-просветительных программ, а в художественно-публицистических, культурно-развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. Метод театрализации. Суть метода в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве, времени, раскрывающих образ, принося его через единое « сквозное действие». Наиболее органичен художественно-публицистическому типу программ. Этот метод призван, прежде всего, создать зрелищно-активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет не просто пассивным созерцателем, а активно, реагирующим зрителем. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением. Метод игры. Потребности личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира. Поэтому умение играть – это показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Играющий человек стремится к творчеству, раскрытию собственного потенциала. Каждое игровое театрализованное действие отличает эмоциональная реакция, активный отклик на события. Каждая игровая ситуация ставит личность в положение участника, а не зрителя. Метод игры в практической деятельности культурно-досуговые трансформируется в форму социально-культурной деятельности (игровые программы, сюжетно-игровые программы) Технология проведения игры: отбор участников, формирование команд, завязка - условие игры, основное действие-игра ход игры - управление игровым действием, организация игрового финала, кульминация достижение игровой цели, финал - чествование победителей. Вывод: Специалисту социально-культурной сферы необходимо помнить основные принципы: - соответствие идейного содержания форме программы; - сочетание логического и эмоционального в моделировании культурно-досуговой программы; - комплексное использование художественно- выразительных средств различных видов искусств.
Детская аудитория. Финансово, морально, физически, материально зависит от взрослых. Бурный физический рост. Познание окружающей действительности и поиском своего места. Освоение практических умений и навыков по самообеспечению, творческому познанию и развитию. Дошкольники: Доверчивые и наивные. Учатся быть составляющей частью коллектива. Повышенная любознательность. Как правило, хорошая память. Попытка игры в жизнь. Наделены безграничной любовью к окружающему миру (3, 4 – 6, 7 лет). Основные задачи: Помощь в познании мира. Помощь в подготовке к школьному обучению. Нравственно-эстетическое и творческое развитие. Формы работы: беседы, игры, кружки, экскурсии, студии дошкольной подготовки. Особенности: продолжительность занятий и программ 20-30 минут. Утренник максимум 30 минут, как правило, игрового характера и праздничного содержания Начальная школа: Сильное чувство коллективизма. Высок авторитет взрослых. Слияние жажды познания с творческим началом. Поиски прикладного характера, полученных данных. Повышенная активность. Основные задачи: Помощь в применении полученных знаний в практической жизни. Продолжается по нравственно-эстетическому воспитанию. Привитие хозяйственных навыков по самообеспечению и помощь старшим. Формирование любви к малой родине. Физическое развитие с использованием традиционных игр. Формы работы: кружки, игровые программы, праздники, экскурсии. Подростки: Бурный физический рост, в связи с этим психологический дискомфорт, переходящий в комплекс зарождения конфликта Отцов и Детей. Снижение, практически до нуля, авторитета взрослых, создание не реальных кумиров (романтические герои). Практически исчезает чувство коллективизма. Формируется обособленность личности, создаются группировки. Начинаются попытки эксперимента над внешностью и телом. Жажда повышенного риска, проба силы, не подкреплённое чувством ответственности. Основные задачи: Нравственное воспитание, профилактика правонарушений. Индивидуальная работа (организации консультационных служб для подростков, телефон доверия). Физическое развитие, пропаганда здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое просвещение. Создание подростковых клубов и развитие самодеятельно-художественного и декоративного творчества. Формирование патриотических чувств и патриотическое воспитание. Трудовое воспитание. Организация полноценного досуга. Формы работы: беседы, лекции, дискуссионные формы, любительские клубы, коллективы художественной самодеятельности, досуговые программы, состязательные, показательные выступления, демонстрации Юношество: Формируются основы мировоззрения, смягчается конфликт Отцов и Детей. Возможна относительная самостоятельность. Трудовое воспитание. Профессиональная адаптация. Завершается физический рост. Формируются реальные идеалы, реальные герои. Желание иметь наставника (старший брат, близкий родственник, но как правило не родители). Основные задачи: Профориентационная работа. Дальнейшее развитие патриотических чувств, подготовка к службе. Организация информационно-просветительской работы. Формирование навыков личного и делового общения. Нравственно-эстетическое воспитание. Формирование основ политической культуры. Формы работы: дискуссионные вечера, круглые столы, нформационно-просветительная работа, тематические вечера, художественные вечера, профессионально-ориентированная работа в форме профессиональных курсов и клубов, тематические недели, ярмарка профессий, фестиваль творчества. С учётом профессионального обучения тематические дни: день музыки, театра, хореографии. Тематические недели, содержание которых основано на социально-психологических проблемах (проблема будущей профессии, наркотики). Молодёжь: Приобретение полной самостоятельности, получение профессии и дальнейшее совершенствование практических навыков в качестве молодого специалиста. Познание мира диктует аналитическое осмысление. Поиск своего места в жизни Для данного возраста характерно создание семьи. Основные задачи: Помощь в совершенстве мировоззрения, организации форм, ориентированных на общение (дискуссии, ток-шоу). Развитие самодеятельного, художественного творчества молодёжи. Дальнейшее формирование политической культуры. Помощь молодым семьям в подготовке и адаптации в семейной жизни. Поддержка и совершенствование молодёжного движения. Пропаганда эстетических вкусов молодёжи, организация полноценного досуга. Формы работы: дискуссионные, общение, самодеятельные и любительские кружки, вечера отдыха и их вариативность, конкурсные вечера интеллектуально-творческой направленности фестивали, конкурсы, оценки. Люди среднего возраста: Накоплен определённый жизненный опыт и профессиональный, который хочется передать подрастающему поколению. Достигнуты профессиональные высоты, благодаря чему можно принимать самостоятельные решения и прогнозировать будущее. Не смотря на полную самостоятельность, более чем другие группы подвержены социальному стрессу. Возможно стремление к производственной деятельности Появляются внуки Основные задачи: Организация полноценного отдыха. Помощь в организации здорового образа жизни и профилактика заболеваний. Формирование системы наставничества. Организация самодеятельного и декоративно-прикладного творчества. Организация дней семейного отдыха. Формы работы: вечера отдыха, ретро-вечера, гостиные, любительские клубы, формы, способствующие общению с молодой аудиторией, группы здоровья, дни спорта, отдыха, самодеятельные коллективы и клубы Лица пожилого возраста: Финансовая стабильность. Относительная свобода от профессиональной деятельности, возможно бескорыстное участие в рамках общественной деятельности. Проблемы со здоровьем. Совершенствование сознания. Начинается новая жизнь и желание иного, отличного от профессионального вида деятельности. Основные задачи: Организация общения для данной возрастной группы. Использование данной возрастной группы в инструкторской работе. Развитие самодеятельного, художественного творчества. Формы работы: Самодеятельные коллективы, в основном направление на вокал, клубы по интересам, вечера отдыха, ретро-вечера. В работе с каждой возрастной группой, необходимо опираться на конкретную функцию: Дети – просветительская. Молодёжь – творчество. Лица среднего возраста – отдых. Лица пожилого возраста – общение. Свободное время – является не только личной, но и социальной ценностью. Отношение к досугу – это показатель культуры личности. На основе многих социологических исследований можно определить следующие типы людей по отношению к досугу: 1 тип – Рационально-деятельный: Люди такого типа стремятся к максимально полному использованию свободного времени, просчитывая каждый час. Очень изобретательны к своим возможностям и успевают почти всё. Главные качества: организованность и целеустремлённость, разумно используют досуг для саморазвития, обычно увлекают за собой других. 2 тип – Натура деятельная и активная: Единый интерес определяет конкретный вид деятельности, которому отдаётся всё свободное время. Люди такого типа знают цену времени и стараются любую свободную минуту посвятить интересу, стремятся к глубокому познанию, считаются настоящими знатоками. Испытывают настоящее удовольствие от занятий. Склонны к самоограничениям, от чего-либо, если это мешает главному увлечению. Натура эмоциональная и увлечённая, заражающая других людей своим любимым занятием. 3 тип – Работник-энтузиаст: Практически лишён досуга, все мысли, все интересы, всё свободное время – посвящено досугу. К ним относятся: журналисты, писатели, творческие люди. Окружающие ценят их преданность профессии, но не хотят им подражать. Организация отдыха для такого типа людей должна быть ориентирована на содержание, отражающая профессиональную деятельность 4 тип – Отличается пассивностью и склонен к домашним формам досуга: Такие люди тяжелы на подъем, редко посещают досуговые учреждения. Основной вид досуга – просмотр телепередач. Живут по форме 3 Т – тапочки, тахта, телевизор. 5 тип – Время убиватели: Социально опасны для общества, характеризуются негативными проявлениями, часто бывают, агрессивны, не имеют никаких глубоких привязанностей, интересов, увлечений. Такая классификация может быть использована для дифференцированного подхода к воспитанию культуры досуга клубной аудитории.
Интервью. Это ни что иное, как беседа с нужными вам людьми. Но от бытового разговора социологический устный опрос отличается строгой и чёткой выстроенностью (последовательностью) вопросов по конкретной теме. Это значит, что ведущий интервью (интервьюер) задаёт заранее сформулированные вопросы. Как правило, интервью используют в тех случаях, когда важна не столько массовая статистика, сколько развёрнутая характеристика изучаемой проблемы. Например, выяснение удовлетворения участников занятиями в коллективе самодеятельного творчества. Различаются 2 вида интервью: Стандартизированное (от слова стандарт). Интервьюер обязан строго придерживаться формулировок вопросов и их последовательность (такое интервью ещё называют формализованным). Иначе говоря, в стандартизированном интервью преобладают закрытые вопросы, когда предлагается, возможные варианты ответов и ему остаётся выбрать вариант ответа, соответствующий его мнению. Нестандартизированное интервью – это интервью с открытыми вопросами – предусматривается меньшая степень регламентации поведения респондентов и интервьюера. Опрашиваемый задаёт вопросы без отклонений от составленных вопросов, зафиксированных в бланке интервью, а респондент даёт ответы в свободной форме, без предложенных вариантов ответов Формулирование вопросов должно быть максимально приближенно к обстановке (ситуации) беседы и разработаны в разговорном, устном стиле. Технология интервью. Темп интервью. Если затрагивается серьёзные проблемы, требуется обдумывание перед ответом на вопросы, желательно вести в более быстром темпе, чтобы у респондента в долгих паузах не исчез интерес к обсуждаемой проблеме. Регистрация ответов 1. Запись с применением стенографии. Запись лучше делать во время пауз. Запись во время ответа собеседника вызывает беспокойство, что сказывается на результаты опроса. 2. Механическая звукозапись с применением технических средств, (магнитофон, диктофон) если не против респондент. 3. Запись по памяти. Опрашиваемый внимательно слушает и восстанавливает суть ответов после встречи с респондентом. Регистрация ответов дело очень серьёзное. Поэтому рекомендуют проводить опросы вдвоём, один опрашивает, другой записывает ответы, не привлекая внимания. Требования к интервьюеру - Значительная возрастная разница между интервьюером и респондентом отрицательно сказывается на результатах. - Внешний вид. Одежду надо подбирать с учётом обстановки. Если опрос на работе – официальная одежда. Домашняя обстановка – то одежда может быть более свободной, чтобы не смущать официальным видом хозяев. Одежда не должна отвлекать, настораживать, отталкивать. - Качества личности интервьюера. Внимательность к собеседнику; наблюдательность (оценить правильно атмосферу); терпение (умение слушать всё); умение говорить понятно; умение молчать (когда респонденту надо собраться с мыслями). Возраст респондента. Социологами отмечено довольно существенное изменение в отношение к опросу. Которое происходит с увеличением возраста. - Среди пожилых людей в 2 раза чувство страха больше, чем у молодёжи (отвечать опасно из-за непредсказуемых последствий). - Молодёжь охотно участвует во всех видах опросов, хотя предпочитает личное интервью или групповой опрос. - 30-45 лет предпочитают чаще почтовый или уличный опрос, отвергая телефонный. - Пожилые люди предпочитают домашний опрос, почтовый, прессовый.
Тема 10.1. Содержание социально-культурных программ. Приоритетные направления культурной политики - это наиболее значимые в социальном и личностном плане направления социально-культурной деятельности, требующие финансовой, организационной и др. поддержки со стороны государства. Каждый регион имеет свою специфику, которая определяется многими факторами, в том числе культурными традициями, состоянием профессионального самодеятельного искусства, доминирующими интересами и проблемами различных социальных групп, бюджетом свободного времени, уровнем готовности населения к личному участию в социально-культурной деятельности. ПО мнению экспертов наибольшую личностную и общественную значимость в современной культурной жизни имеют следующие направления: 1. Искусство (формирование художественной культуры). 2. История (историческая культура). 3. Нравственность (нравственная культура). 4. Экология (экологическая культура). 5. Здоровье (физическая и психическая культура). 6. Политика (политическая культура). 7. Труд (профессиональная культура). Данные направления социально-культурной деятельности можно рассматривать в качестве приоритетов культурного развития. Искусство (художественная культура). До последнего времени по традиции утверждалось, что система художественного воспитания в стране действует вполне успешно, а художественная самодеятельность является эффективным средством приобщения населения к ценностям культуры. Исследования последних лет показали, что уровень художественной воспитанности населения на протяжении последних лет не только не повышается, но и имеет тенденцию к снижению. Уменьшается интерес к национальной культуре, утрачиваются местные культурные традиции, стандартизируются культурные запросы. Массовое тиражирование западных Моделей жизни, поведения, обычаев, культурных ценностей приводят к отрицанию своеобразия собственной культуры. Культурно - досуговые программы в этом направлении социо - культурной деятельности должны решать задачи эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярных контактов с художественными ценностями, возрождать местные народные традиции (фольклор). Содержание программ в сфере искусства должно ориентироваться на интересы реальных и потенциальных участников художественной самодеятельности, любителей искусства, коллекционеров художественных ценностей. В содержании культурно-досуговых программ развития художественной жизни региона обязательно необходимо учитывать резервы народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители), предусматривать участие неорганизованной самодеятельности в мероприятиях (праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, в виде персональных выставок, конкурсов сказателей, частушечников). Пример региональной программы «Народные традиции»: Задачи программы: -Развитие традиционной народной культуры. -Создание условий для культуротворчества населения. -Возрождение и пропаганда фольклора, народных промыслов. -Укрепление исторического сознания. -Воспитание уважения к отечественному искусству. Форма осуществления. 1. Открытие художественных промыслов и ремесел, специализированных школ, мастерских народного творчества, профессионально-художественных училищ. 2. Создание на базе РДК специализированных фольклорно - этнографических центров, которые могли бы заниматься: а) изучением народной культуры, участвуя в поисково-исследовательских мероприятиях; б) организацией фольклорных фестивалей и научно- практических конференций; в) развитием художественного вкуса населёния на примере лучших образцов мирового искусства путем концертной деятельности, лекционной и просветительной работы; г) организацией ансамблей и коллективов народного творчества (в качестве такового может выступить и сельский культурно-этнографический комплекс). История (историческая культура). Сегодня это одна из наиболее актуальных проблем. Нам предстоит отыскать в истории и в современности идеи и ценности, которые могли бы стать духовной опорой человека, объектов поклонения, восхищения и подражания. В рамках данного приоритета культуре - досуговые программы могут быть нескольких типов: а) поисково-исследовательские; б) просветительные; в) торжественно-ритуальные; г) творческие (общественные инициативы). Каждая из обозначенных программ может выполнять целый спектр задач: сохранение исторической памяти народа; восстановление культурно-исторической среды; ценностей традиций, утраченных в последние десятилетия; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта, защита, сохранение и восстановление памятников культуры, развитие историко-культурной среды региона. В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития. В разных городах России действуют центры и общества; польской, еврейской, татарской, корейской и других культур. Среди русских национально- культурных объединений и инициатив наиболее известными являются «Товарищество русских художников», «Фонд славянской письменности и славянских культур», общество русских культур «Отечество». Задачи историко-культурного движения - историческое, культурное, экологическое и демократическое возрождение русского народа и всех народов России. Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно - досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально- культурный центр. Данная форма получила в последние годы широкое распространение. Если в регионах нет возможности для создания национально-культурного центра. Временно компенсировать отсутствие условий могут культурно-досуговых учреждений. Они могут организовать кружки по изучению языка, фольклорные коллективы, просветительские объединения по пропаганде национальной символике, архитектуры, праздников, обычаев, обрядов и т.д. Клубные учреждения могут совместно с национально-культурными центрами и землячествами проводить дни культуры братских народов с рассказом об истории, национальном эпосе, кинопросмотрами, концертами фольклорных коллективов. К подготовке и проведению подобных мероприятий можно привлекать историков, археологов, языковедов, геологов, архитекторов и других. В рамках рассматриваемого приоритета можно разработать программу «Национальные праздники». Задача программы: продолжение целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных появлениях. Форма - возрождение, подготовка и проведения общенациональных, христианских и языческих праздников - Пасхи, Рождества, Крещения, Масленицы. В рамках программы праздники должны составить единую схему, связанную с годовыми циклами, демографическими событиями (рождение, свадьбы, рождения детей, изменение в служебной деятельности, уход на песню, смерть близких людей и так далее). Субъект реализации - профессиональные организаторы досуга (работники культурно досуговых, прежде всего, клубных учреждений региона). По аналогичной логике и методике может быть сформирована программа «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрации и консервация исторических и художественных объектов) и так далее. Экология (экологическая культура). Необходимость информационно - просветительских программ и организация общественного движения в сфере охраны природы связана, прежде всего, с актуальностью экологических проблем в стране. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической. Задачей экологических программ должно стать воспитание нравственного отношения человека к природе, информирование населения по экологической ситуации в регионе. Культурно-досуговые программы в области экологии могут разрабатываться совместно с обществом охраны природы, другими службами и организациями, профессионально занимающиеся проблемами экологии региона. Нравственная культура. Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами: - произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти. Основной акцент культурно-досуговых программ в сфере нравственности необходимо сегодня сделать на поиски методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых программ в рамках данного приоритета должно стать - распространение идей мирного устройства жизни, создание кружков и объединений с целью обучения молодежи и подростков способам преодоления конфликтных ситуаций мирными средствами. При разработке культурно-досуговых программ в рамках нравственной культуры необходимо скоординировать усилия учреждений организации досуга с обществами «Милосердия», службами социального обеспечения. Одна из наиболее распространенных сегодня и действующих программ в сфере нравственной культуры - движение милосердия и клубы социальной помощи. Формы работы социальной помощи и объединений «Милосердие» самые разнообразные: рейды в больницы, детские дома и дома престарелых, материальная и моральная помощь инвалидам войны, одиноким людям (по данным Всесоюзного совета ветеранов войны и труда, в стране насчитывается несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в постоянном медицинском уходе. В рамках данного направления для подростков можно предложить программу «Сопричастность», которая распространена во многих странах мира. Задачи программы: развитие чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам. Формы осуществления программы: кураторство над учащимися спецшкол и интернатов, домов престарелых, организация и про ведение досуговых программ. Здоровье (физическая и психическая культура). Наиболее общая проблема в рамках данного приоритета - возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Весьма широк набор программ связанных с пропагандой и утверждением здорового образа жизни. Существуют программы направленные на преодоление вредных привычек. Эти программы целесообразно формировать и реализовывать на базе сотрудничества учреждений культуры и медицинских учреждений (культуротерапия, музыкотерапия, театротерапия). Культурно-досуговые учреждения и спортивные общества могут разрабатывать программы Физкультурно-оздоровительной ориентации. Например: программа «Здоровье в ваших руках» предполагает лекции, беседы, консультации, практические занятия. Представляют интерес программы ориентированные на семью. Например: «Всей семьей на стадион», «Страна Спортландия», «Стадион под окном». Политика (политическая культура). Формирование и реализация программ культурно-досуговых центров в сфере политике предполагает активизацию общественной и государственной жизни региона, повышения уровня компетентности людей в социально-политических вопросах. Задачи программ: формирование политического и гражданского самосознания борьба с политической апатией. Формы реализации: лекции, семинары, диспуты, беседы за круглым столом, политические диалоги, театрализованные дискуссии общественно-политические акции. Программа « Лидер 21» Рассчитана на подростковую аудиторию. Задачи: преодолеть социальное отчуждение молодежи, воспитать инициативное поведение, сформировать потребность активной деятельности в различных сферах социальной жизни, придать нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер, помочь подростку в поиске собственного «Я». Труд (профессиональная культура). Отношение к труду для молодежи перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому в рамках данного направления социально-культурной деятельности необходимо пропагандировать достоинства творческого труда. Для профориентационной работы среди молодежи целесообразно иметь программу-календарь трудовых праздников. Программа« Твоя профессия». Включает организацию учебных курсов для подготовки подростков по наиболее перспективным профессиям («Юные менеджеры», «Художники модельеры»). Задачи образовательных программ в рамках данного приоритета - сформировать личность, стремящуюся к реализации интеллектуальных, творческих возможностей в трудовой деятельности.
Раздел 5. Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговой деятельности. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 2034; Нарушение авторского права страницы