Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5.1.  Основные этапы работы над созданием сценария культурно-досуговой программы.



Сценарий – это итальянское слово, раньше обозначало «декорация», определял канву пьесы.

Сценарий – это краткое изложение сюжетной схемы, по которой проводится

Праздничное массовое действо, это произведение синтетическое. Иногда сценарий называют сценарной разработкой.

Чтобы понять, что такое сценарий, сравним его с драматическим произведением (пьесой).

Общее Различия
1. И сценарий и пьеса создаются для их воспроизведения на сцене средствами других искусств. 1. Пьеса имеет автора и изначально художественное произведение, может жить самостоятельно. Сценарий пишется для конкретного праздника, авторов может быть много, но чаще всего они не известны.
2. И сценарий и пьеса отличаются завершенностью, как каждого эпизода, так и всего произведения в целом, т.е. целостность образной картины. 2. В пьесе все герои художественные, а в сценарии могут вводиться жизненные, реалистические герои – обычные люди.

Специфика сценария:

Актуальность;

Монтажный принцип построения;

Ориентация на развитие личности и развлечение человека;

Теперь перейдем непосредственно к методике написания сценария. Существуют два типа сценария:

Сценарии, создающиеся автором спонтанно, берется любая интересующая тема автора.

Социально – ориентированные сценарии, по социально – творческому заказу.

Работа над сценарием начинается со сценарного замысла – основа будущего сценария. Если не будет замысла, вы не будете знать, чего хотите, и, следовательно, не напишите сценария.

Определение темы.

Тема – это объект изображения, сжатый до одной фразы сюжет сценария или пьесы. Определяйте тему так, чтобы это предложение можно было сыграть. Она должна быть сформулировано очень четко и конкретно. От этого зависит ваша дальнейшая работа над сценарием. Чаще всего сценарии пишутся к известным датам, например 8 марта, новый год и т.д. Но название праздничного дня – 9 мая – еще не тема. К этому дню можно написать несколько сценариев с разными темами. Определите для себя тему узкую, желательно с указанием жанра будущего мероприятия: вечер встречи ветеранов «Никто не забыт и ничто не забыто», театрализованное представление «У войны не женское лицо» и т.д.

Определение идеи.

Идея – это телеграмма в зал, т.е. что должен унести из зала зритель, что он должен понять, посмотрев мероприятие. Идея – это воспитательный момент, о чем сегодня вы хотите сообщить зрителю. Например: рыцарский турнир – благородное отношение к женщине, правила этикета.

Традиции.

У каждого праздника есть свои сложившиеся особенности и традиции. Пример: не новый год всегда приходят дед Мороз и Снегурочка. Традиционными могут быть персонажи, структура праздника, обряды и ритуалы.

Тема, идея и традиции – вот три компонента сценарного замысла. Теперь переходим к написанию сценария. Главное средство воплощения – слово! Будет ли сценарий в стихах или прозе, слова должны быть тщательно отобраны (без речевых ошибок, ненормативной лексики, без пошлости и обидных выражений). Приступаем к сбору материала. Отбираем игры, конкурсы, номера, стихи, песни, тезисы. Краеугольный камень в создании сценария – это монтаж номеров и блоков, т.е. композиционное построение.

Существует схема композиционного  построения сценария:

Экспозиция – это начало, пролог, зачин всего мероприятия. В экспозиции надо расписать, как встретить зрителей, как погрузить их в атмосферу праздника. Обычно экспозиция идет в фойе, где зрителей встречают традиционные герои (образы) праздника. Экспозиция всегда выделяется музыкой, светом.

Приемы зачина:

Вербальный (яркое вступительное слово ведущего или героя).

Ритуальный (вынос флага, церемония хлеба – соли, фанфары).

Музыкальный (звучит увертюра или общая песня). Кинопролог.

Технический (использование специальных эффектов, запуск шаров и т.д.).

  Завязка запускает в движение сюжет праздника, то с чего все начинается. Это первое действие, появление персонажа, начало интриги.

  Развитие действия – это все номера, сценки праздника. Каждый фрагмент должен обладать сюжетной логикой, связываться с предыдущими и последующими по смыслу, и при этом не повторять их одним и тем же набором выразительных средств.

Кульминация – наивысшая эмоциональная точка праздника. Все номера, фрагменты должны идти по нарастающей.

Развязка – это последняя точка в развитии действия, сюжета.

Финал (эпилог) должен закрепить в душах зрителей то главное, что заключал в себе праздник. Развязка и финал могут совпадать.

Из этой схемы выделим три главных компонента – завязка, кульминация, финал. Это облегченная схема. Фрагменты сценария должны быть так распределены, чтобы сначала захватить внимание зрителя и вести его до кульминации, потом – финал, чтобы остался в памяти. В середину сценария ставят самые слабые номера. В первой половине праздника должны идти номера более сложные для восприятия.

Термин «композиция» в переводе с латинского означает составлять. Выделяют пять типов композиций:

Хронологический (все события, блоки разворачиваются поступательно).

Ретроспективный (события разворачиваются в обратном направлении – настоящее, прошлое, будущее). Пример вечер – портрет.

Кольцевой (события происходят по кругу). Игра – путешествие по станциям.

Эпический (очень много событий, в центре которых главный герой). Исторический эпос, легенда, баллада.

Сцены из жизни (отдельные номера, нет последовательного развития). Капустник.

Для начала надо написать сценарный план, а затем сценарий, в котором четко и подробно пропишите действующих лиц, их слова, название музыкальных фрагментов, конкурсы, игры с аудиторией.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания данного вечера, это последовательность блоков, номеров, забав, потех и т.д. Сценарий или программа имеет свое построение, или композицию, т.е. имеет начало, середину и конец. В сценарии есть: экспозиция, завязка, развитие действия / состоит из нескольких блоков зрелищных, игровых, художественных, интересных конкурсов, аукционов и других / кульминация, финал, развязка.

Каждая программа, сценарий всегда начинается с описательной части: описывается оформление фойе, зала, ведущие в каких костюмах, какая звучит музыка, как и откуда, появляются ведущие и т.д. Режиссерские замечания, описание действия, ремарки и сценарии заключаются в скобках. Например: / на сцену, под музыку русской народной песне «У нас нынче субботе»…выходят ведущие в русских сарафанах, в расписных кокошниках /.

В плане отмечается, кто составляет сценарий, к какому сроку сценарий должен быть готов.

Порядок подготовки мероприятия по сценарию / кто будет участвовать, как будет идти подготовка, какие репетиции, каких художественных коллективов, какие игры, реквизит подготовить, призы и т.д. / Игровой реквизит должен быть удобен в использовании, должен быть красочным и привлекательным. Внешний вид вещей от крупных до мелких – влияет на настроение, подбирают реквизит так, чтобы он мог быть использован в нескольких играх.

Материально – техническое обеспечение мероприятия, / какие заказать костюмы, взять их на прокат, подобрать в костюмерной. Какие нужны музыкальные инструменты: трещотки, ложки, дудочки, свирель, балалайку. Технические средства, кинофильм, транспорт и т.д. / покупка призов, сувениров /.

Художественное оформление мероприятия / украшение помещений, входа, сцены, фойе, зала, декораций и т.д. Указываются конкретные тексты пословиц, поговорок, шуток, плакатов, шаржей, атрибутов оформления: цветы, шары, флажки, ленты, бумажные фонарики и т.д.

Музыкальное оформление мероприятия / Музыка подбирается по теме мероприятия, определяется в каких местах, какая музыка звучит. Подбирается фонограмма, приглашается баянист, ВИА.

Информация о мероприятии / афиши, пригласительные билеты. Основные требования к информации: должно быть интересное название, при этом используются – цитаты из литературных произведений «крылатые выражения» пословицы, поговорки. Название может прийти, исходя из проблемы, темы мероприятия.

В афише можно указать и программу мероприятия, где можно выделить наиболее интересные ударные блоки, моменты.

В афише применяют также девиз, эпиграф, а также эмблемы. Особенно эмблемы используются в буклетах, пригласительных билетах, листовках. В качестве эмблем часто используются общепринятые символы, например, пылающий факел, чаша со змеёй, изображение раскрытой книги – для книголюбов, силуэт танцующей пары, - для танцевального вечера и т.д. В общем, должна быть интересная оригинальная реклама.

Кроме того, большим достоинством обладает и персональное приглашение. Персональное приглашение человек всегда расценивает как проявление чуткости и заботы, возникает чувство признательности и даже известной обязательности присутствия на мероприятии и участия в нем.

Могут быть именные пригласительные билеты, как формы персонального приглашения. 

Подготовка художественных номеров и игровых конкурсов, программ, подготовка ведущих и культорганизаторов, дискжоккея. / Если это дискотека. / Обязанности судьи во время проведения игровых программ, конкурсов выполняется ведущим. Может быть и выборное жюри.

Встреча и проводы участников мероприятия – продумывается и вручение эмблемы мероприятия, сюрпризы, игровые атрибуты. Могут работать зазывалы: скоморохи, клоуны, петрушки, матрешки, Сударушки, Хозяин, Хозяйка и т.д. Исходя из темы и формы досугового мероприятия, создать праздничную атмосферу. Необходимо также и интересно закончить мероприятие / обязательно, пожелания посетителям, прощание до следующего вечера, неожиданные сюрпризы, например: «Под счастливой звездой» и другое.

Порядок проведения мероприятия, / т.е. в плане записывается очередность элементов мероприятия и их регламент, т.е. время, отведенное на блоки, эпизоды.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь