Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6.2. Характерные особенности форм организации досуговой деятельности.



Культурно – досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс народных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.

Культурно – досуговая программа несет в себе цель, коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории. Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Характерные черты камерных форм организации досуговой деятельности: Гостиная

 Специально оборудованное и соответствующим образом оснащённое для отдыха посетителей помещение в культурно-просветительном учреждении, а также сама форма такого отдыха, организованного по заранее созданному сценарию или программе.

Наиболее часто в практике культурно-просветительской работы встречаются литературные и музыкальные гостиные. Уютная мебель, мягкое освещение, со вкусом сделанная драпировка стен, дополняющие интерьер картины в старинных рамках создают благоприятную обстановку для музыцирования, просмотра и обсуждения предметов декоративно-прикладного искусства, чтения и обсуждения литературных произведений, прослушивания музыкальных записей, а в целом – для спокойного, ненавязчивого культурного общения людей на досуге.

 В литературных и музыкальных гостиных проводятся творческие встречи с артистами и поэтами, диспуты и дискуссии об искусстве, заседания различных клубных объединений, иногда экспонируются камерные по характеру выставки, устраиваются подготовленные по специальной программе посиделки.

Салон

 Специально отведённое, оборудованное и оснащённое в соответствии с его назначением помещение, в котором ведётся культурно-просветительная работа, осуществляется разнообразная культурно-досуговая деятельность. Вообще-то салон – понятие не однозначное. В аристократическом доме так называли гостиную, в российском дворянском обществе салон называли политический или литературно-художественный кружок, собиравшийся в частном доме. Салоном называют также зал для демонстрации произведений литературы и искусства, а во Франции и сегодня салон – это выставка произведений искусства. Применительно к культурно-просветительной работе понятие салон как бы вбирает в себя все приведённые значения.

Посиделки

 Популярная форма клубного отдыха и культурных развлечений, разностороннего нерегламентированного общения. Заимствованная из старинного русского быта, эта форма наполняется в наши дни новым смыслом и содержанием. В основе современных посиделок – естественная тяга людей к общению, совместным занятием на досуге, повседневному обмену разнообразной информации.

Примечательно, что посиделки – форма популярна не только среди пожилых людей или только среди женщин. На посиделках охотно бывает молодёжь, пользуются они благосклонным отношением и со стороны мужчин. Полезная информация усваивается на таких мероприятиях естественно и ненавязчиво, а посредственное общение людей друг с другом способствует повышению общей культуры, эрудиции, досуговой квалификации, развитию способностей, обретению новых друзей. В условиях бесконечных социально-экономических проблем и значительных эмоциональных перегрузок подобные «психологические ниши» - эффективное средство рекреации, восстановления физических и моральных сил.

Характерные особенности вечера отдыха:

 Концерт

 Едва ли не самая популярная форма, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом. Главная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств. Наконец, удачный концерт, всё равно профессиональный он или любительский, - это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня. По целевому назначению можно выделить текущие, отчётные, смотровые, праздничные, юбилейные. По месту проведения – стационарные, выездные, гастрольные.

 По способу построения, программ – дивертисменты, филармонические, театрализованные. Кроме того, концерты  отличаются один от другого по составу участников выступлений – концерты  любительские, профессиональные, смешанные, и по числу участвующих – концерты сольные (бенефисы), групповые (полубенефисы), коллективные (одного кружка или студии), и т.п. Иногда концерты  подразделяются и по составу зрителей – для детей, ветеранов труда, для женщин, для делегатов и депутатов и т.д.

Наиболее сложным в содержанном и методическом плане является театрализованный концерт. Такой концерт готовится и становится по специально разработанному сценарию, в то время как традиционный, обычный концерт лишь на основе составленной накануне его проведения программы.

Особенности классификации тематических вечеров досуговой деятельности:

 Массовая культурная акция, отличающаяся особой социальной значимостью затрагиваемых проблем и органическим слиянием документального, жизненного материала с произведениями искусства или частичную театрализацию. Подготовка их начинается с разработки сценария, состоящего из ряда дополняющих друг друга фрагментов. Здесь, как и в любом театрализованном мероприятии, присутствуют все композиционные элементы: пролог, экспозиция, завязка, событийный ряд, кульминация и финал. Отдельные эпизоды тематического вечера могут быть представлены выступлением хора, демонстрацией фильма, героическим танцем, выступлением чтеца, массовой пантомимой и т.п. Если, скажем, повествование ведётся в хронологической последовательности свершившихся или грядущих событий, рождается вечер-хроника. В другом случае за основу повествования берётся конкретная человеческая судьба и тогда формируется другой жанр – вечер-портрет. В случае смещения двух этих подходов и объединения их какой-либо общей идеей создаётся вечер-рассказ, вечер-размышление. Группировка событий в связи с местом их протекания или определённым временам подводит постановщиков к вечеру-репортажу. Выделяются также вечера-митинги, вечера-депутаты, вечера-обозрения и др. Практически каждый тематический вечер предполагает непосредственное вовлечение в происходящее действие реальных людей, присутствующих в зале.

 Общими методическими требованиями к вечерам являются: своевременное планирование и проведение подготовительных работ; яркое и убедительное рекламирование и афиширование предстоящего мероприятия; тщательный отбор высокохудожественных произведений искусства или их психологическая подготовка к возможным выступлениям; обеспечение тематического вечера исправным техническими средствами, их органичное включение в программу будущего представления; коллективность творчества, привлечение как можно большего числа активистов к подготовке и проведению мероприятий такого рода.

Характерные черты интерактивных форм досуговой деятельности:   

Диспут

 Диалогическая форма устной пропаганды, публичный спор на значимую для аудитории тему. Предметом спора традиционно являются проблемы долга, чести, доблести, геройства, достоинства, товарищества, дружбы, любви, а также важнейшие нравственные категории – патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманизм, уважение к старшим и т. п. В воспитательном плане диспут весьма эффективная форма, обеспечивающая условия для общения людей, способствующая формированию и распространению общественного мнения, воспитывающая гражданскую активность людей, формирующая их политическое чутьё и эстетические вкусы, утверждающая здоровые нравственные нормы общежития, наконец, развивающая ораторские навыки. Для того, чтобы диспут прошёл живо и интересно, а только в этом случае рассматриваемая форма имеет право на существование, в основу его кладётся актуальная и злободневная, по крайней мере, для спорящих, тема или проблема. Та и другая не придумываются искусственно устроителями диспута, но органически вытекают из какой-либо конкретной жизненной ситуации, служащей поводом для публичного обсуждения. Вообще важное свойство избираемой темы – её дискуссионность, т. е. наличие заведомо разных мнений. Успех или неудача диспута по-своему закладывается уже на стадии его подготовки. Важное значение здесь имеют правильный выбор темы, формулирование альтернативных друг другу вопросов для обсуждения, подбор и рекомендация литературы, документального и художественного материала. Приоритетная роль на диспуте отводится ведущему. Его эрудиция, кругозор, личный авторитет в глазах спорящих позволяют умело «дирижировать» спором, направлять его в нужное русло, своевременно расставлять акценты, подводить итоги обсуждения проблемы, активизировать внимание аудитории.

Близко к диспуту примыкает схожая с ним форма – дискуссия. От дискуссии е. отличает ряд качеств:

компетентность участников спора в обсуждаемой теме или проблеме;

допустимость различных точек зрения;

наличие условий, при которых можно было бы смело и откровенно высказывать самые неожиданные точки зрения и т. п.

По коренным методическим признакам диспут – эпизодическая форма. Там, где обсуждение волнующих проблем становится нормой жизни, создаются досуговые объединения – дискуссионные клубы.

Характерные черты современных форм досуговой деятельности:

Праздник

Массовая общественно-политическая или культурно-просветительная акция, рассчитанная на один или несколько дней и представляющая собой по структуре и содержанию целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей.

Праздник стал поистине неотъемлемым элементом общественной жизни, они несут в себе социальные и культурные функции. Способствуя сохранению достижению отечественной культуры, они передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам международной и внутренней жизни, удовлетворяют потребности людей – нравственные, эстетические, культурно-бытовые, потребность в общении, отдыхе, развлечении.

 Велика роль праздника в нравственном, трудовом, эстетическом воспитании. Они способствуют также физическому воспитанию, правовому, экологическому. Подготовка и проведение праздника – ответственная работа, требующая значительных материально-финансовых затрат, активного участия в подготовительных работах всех членов создаваемого в таких случаях оргкомитета – сценаристов, режиссёров, музыкантов, балетмейстеров.

Гуляние

 Массовое празднество под открытым небом, проходящее в парках культуры и отдыха, на улицах и площадях, в загородных садах или рощах как в весенне-летний, так и осенне-зимний периоды года. Народные гуляния уходят своими корнями в далёкие дореволюционные годы, когда широко и повсеместно праздновались Рождество Христово, Масленица, другие религиозные праздники. На рубеже 19-20 веков массовые гуляния стали постепенно наполняться революционным содержанием. На селе массовые гуляния устраиваются также в связи с окончанием весеннее-полевых работ, завершением уборки урожая; повсеместно устраиваются гуляния в дни проводов зимы, встречи Нового года; с новой силой пробудился интерес народа к рождественским праздникам, как и прежде сопровождающимся всенародным гулянием и в городе, и на селе.

В дни гуляния в парках и садах устраиваются эстрадные и симфонические концерты, на специально сооружённых площадках и эстакадах выступают профессиональные и любительские художественные коллективы, играют традиционные в таких случаях духовые оркестры, работают организаторы досуга, проводятся всевозможные конкурсы, состязания, лотереи, викторины. Активно работают на таких мероприятиях и выездные торговые точки, предприятия общественного питания. Участвующие в гулянии имеют возможность непосредственного включения в хороводы, конкурсы на лучшего плясуна, дети получают нечастую возможность прокатиться в санях-розвальнях, в полную силу работают разнообразные аттракционы, устраиваются кавалькады и карнавалы. Такие мероприятия всё открываются традиционной «торжественной частью».

 Карнавал

 Народное празднество под открытым небом или в помещении, сопровождающееся шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми и затеями. Своеобразие и неповторимость этой масштабной по размаху и содержанию культурно-творческой акции дают основание рассмотреть её отдельно от других разновидностей праздников. Почти 3 столетия назад на берегах Невы была заложена традиция празднования наступления Нового года. Как бы продолжая эту традицию, в наши дни на Невском проспекте ежегодно устраивают карнавал по случаю наступления Нового года. Но начало Нового года – не единственный повод для устройства карнавала. Он может быть так же приурочен к проводам зимы, празднику урожая и т.п. Подготовка к карнавалу начинается с создания штаба или оргкомитета, в состав которого включается необходимое число организаторов и специалистов по написанию сценариев, режиссёров, музыкальных оформителей, художников и т.п. В задачи штаба прежде всего входит общее руководство подготовкой к карнавалу. Во всём остальном карнавал – дело рук будущих его участников. Действие на карнавале развёртывается одновременно или последовательно на ряде площадок. Это могут быть эстрадные концерты и цирковые представления, выступление фольклорных ансамблей, театрализованные игровые программы и конкурсы на лучшего плясуна. Центральное место в карнавале занимает костюмированное шествие через центральную улицу города.

Дискотека

Популярная форма культурного отдыха и развлечений, а также специально оборудованное помещение для проведения танцевально-развлекательных вечеров. Этимология этого сравнительно нового слова проста: первая его часть означает предмет плоского круга – диск, позднее – основа музыкального стиля – «диско»; вторая часть – «тека» происходит от греческого «тэкэ», что означает «собрание, хранилище». Иными словами, дискотека в её первоначальном значении – хранилище грампластинок, подобно тому, как существует фильмотека, картотека и т. п. На рубеже 70-80-х гг. в клубах, студенческих общежитиях, спортивно-молодёжных лагерях и т. п. стали практиковаться музыкально-танцевальные молодёжные вечера, отличительной особенностью которых являлось органическое сочетание музыки, танца проецируемых на экраны слайдов с изображением исполнителей, чьи голоса звучали в танцевальном зале. Почти одновременно на таких вечерах появляются и своеобразные комментаторы исполняемой музыки и сопровождающего её видеоряда – ведущие танцевальных вечеров, дискжокеи.

Всё это взятое вместе получило быстро ставшее популярным название № дискотека. В программе дискотеки постепенно стали включаться занимательные конкурсы, музыкальные викторины, показы современных бальных танцев, они стали носить не только сугубо развлекательный, но познавательно-тематический характер, правда, последние готовились, главным образом, в рамках конкурсов и смотров. Между тем приставка «диско» послужила основой для образования целого ряда современных форм культурно-досуговой деятельности. Появились дискотанцы, дисковечера, дискобары, дискотеатры, дискобалет, даже дискоколлекции. В связи с подготовкой и проведением такого рода мероприятий образовались вначале инициативные группы, а позднее – своеобразные досуговые объединения – дискоклубы. Повальное увлечение молодёжи данной формой отдыха и развлечений привело к необходимости иметь специальное отведённое и соответствующим образом оборудованное помещение, которое естественным образом унаследовало то же название – дискотека.

 Презентация

 Торжественное официальное представление собранию общественности вновь созданного учреждения, объединения или организации. В культурно-досуговой деятельности презентация ещё только предстоит занять подобающее ей место. Здесь делаются лишь первые и не всегда удачные попытки. Между тем потребность в официальных презентациях вновь создаваемых фирм, объединений, коммерческих банков, кооперативов, культурно-досуговых объединений, периодических изданий и радиостанций возрастает.

Проводятся презентации вновь созданных театральных коллективов, народных филармоний, студий … Торжественная презентация социально-культурных образований повышает информированность населения, придает значимость новым начинаниям, служит своеобразным «благословлением» на предстоящий путь.

 

Тема 6.3. Методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы.

 Драматургия культурно-досуговой программы предполагает дифференцированный подход к аудитории, изучение ее культурных интересов и запросов, так как сценарий пишется для конкретного зрителя. Организация общения также " закладывается" в структуру сценария, органично используя приемы активизации участников программы, где он, зритель, становится одним из действующих лиц. И, наконец, еще одна особенность, занимающая одно из ведущих мест в ряду особенностей драматургии культурно - досуговой программы - ее педагогическая, направленность. Ориентированный на конкретную аудиторию, сценарист ставит перед собой определенные цели и задачи, которые и раскрывает в формах, присущих культурно - досуговой программе. Поэтому сценарий культурно - досуговой программы рассматривают как программу педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников.

Можно выделить и еще одну немаловажную особенность драматургии культурно - досуговой программы, когда сценарист вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами ее подготовки и проведения. Описывая подробно такие рекомендации, автор решает целый ряд педагогических и художественных задач, формируя и стимулируя интерес к предстоящей программе, раскрывая возможности и условия для духовной деятельности и социального творчества участников и зрителей.

Любое массовое зрелище или камерная программа эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной, художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие – действующие материализованную авторскую мысль воздействует на восприятие зри­телей и уже опосредованно влияет на реальный мир.

Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его " несущих" конструкций.

В основе сценарного замысла культурно - досуговой программы, прежде всего, лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Работая над замыслом культурно - досуговой программы, из всего многообразия окружавших автора жизненных явлений и всего многообразия свойств каждого из них он выбирает лишь некоторые. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, те жизнен­ные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззре­ние, те явления и связи, которые он считает наиболее важными и ха­рактерными. Поэтому выбор явления, отображение связей, в которые они вступают с другими явлениями, глубоко личностны и индивидуаль­ны, они зависят от оценки автора, его мировоззренческой позиции.

Однако, изображая ту или иную сторону жизни, тот или иной человеческий характер, сценарист - заставляет своих героев действовать
так, чтобы в их поступках выявились черты наиболее существенные и
важные. Через тему автор доносит главную мысль сценария до зрителей, поднимая целый ряд вопросов, волнующих аудиторию, отвечающих ее интересам, поскольку сценарий культурно - досуговой программы не пишется абстрактно, а всегда рассчитан на определенную
конкретную аудиторию. Автор обычно знакомится с рейтингом популярности тех или иных программ, изучает ее культурные запросы и интересы, возрастные, образовательные, профессиональные особенности
аудитории. Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти,
войны и мира, власти и капитала и т.д. становятся основой творческого
замысла сценаристов, а раскрытие их носит глубоко индивидуализированный, авторский характер.   

Определенность и ясность выбранной темы культурно – досуговой программы неразрывно тре­бующей ответа на вопрос " что я хочу сказать зрителям?! ', " к каким  общениям он придет, побывав на предполагаемой программе? какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного?,  то есть, ради чего и с какой целью раскрывается автором тема и ка­ково будет её воздействие на зрителя?

Структура досуговой программы:

- Кому адресована программа, какие потребности удовлетворяет.

- Целевое назначение программы, её задачи.

- Какие виды досуговой деятельности включает.

- Краткое содержание предлагаемой досуговой деятельности.

- Предлагаемые формы деятельности.

- Возможные варианты участия детей в программе.

- Продолжительность программы.

- Условия, необходимые для реализации программы.

- Участники – организаторы досуговой деятельности.

- Литература, необходимая для освоения программы.

- Ожидаемые результаты реализации программы.

Методика подготовки:

Создание постановочной группы:

Сценарист – режиссер;

Художник;

Музыкальный руководитель;

Осветитель.

Создание сценария:

1 вариант – социальный заказ;

2 вариант – плановое мероприятие;

Определение темы (О чем? );

Определение сверхзадачи (Ради чего? )

Подбор и исследование материала (художественного или документального);

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу – программа, конкурсная программа и др.);

Написание сценария;

Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации);

Составление сметы расходов.

Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов постановочной группы;

Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов;

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты);

Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров).

Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку).

Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

  Этапы работы над образом ведущего досуговых программ

Ключевой фигурой любой досуговой программы, будь то сюжетная игровая программа, игра-спектакль или встреча с интересным человеком, является ведущий. От него зависит, насколько, данное действо станет для зрителя ярким, зрелищным, запоминающимся событием. Ведущий игровой программы для детей и подростков – прежде всего педагог. Он формулирует для себя педагогическую задачу праздника и реализует её в ходе всей программы. В этом ведущему помогает образ, который он создаёт для данной программы.

 В работе над созданием образа прослеживается несколько этапов:







Погружение в тему.

На этом этапе ведущему помогает работа с литературой, прослушивание и отбор музыки, посещение выставок, музеев, просмотры кинофильмов и спектаклей, консультации со специалистами – практически это открытие для себя нового мира: новых красок, звуков, ритмов. Увлекаясь сам, заряжаешь окружающих. Увлечённому начинают помогать.

Зачастую ценным бывает даже чьё-то брошенное на ходу слово. На этом этапе самое трудное – из множества имеющегося материала отобрать то, что необходимо в рамках данного сценария, данного возраста, данных материальных средств, выделенное на новое дело.

Выбор образа ведущего.

 Он зависит от возраста участников программы, специфики материала, от педагогической задачи.

 В выбранный образ нужно вжиться: пока он нов и особенно интересен, пока к нему ещё не привык, может показаться, что находишься в неком театре, имя которому – этот самый образ, каков бы он ни был: Скоморох, Коломбина, Императрица…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь