Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ГЛАВА 1. ЦИКЛ КОДИФИКАЦИИ
Как представляется, большинство специалистов придерживались и придерживаются концепции линейной эволюции права1, отстаивая ее через призму самых разнообразных и привлекательных теорий. Скажем, с точки зрения сэра Самнера Мэна, общество постепенно переходит от регламентации, установленной сверху, к регламентации договорной (от статута — к договору)2. По мнению Габриеля де Тарда*, развитие права характеризуется все возрастающим упрощением3, тогда как для Макса Вебера** прогресс права происходит в направлении все возрастающей рационализации, влекущей специализацию и бюрократизацию: конечным завершением такой рационализации является, сообразно с его концепцией, как раз кодификация права4. 1 J. Carbonnier, Sociologie juridique, PUF, «Quadrige», 1994, p. 351: «Очень многие придерживаются идеи поступательного прогресса права (в нем становится все больше и больше определенности, все больше и больше справедливости, все больше и больше правды и т.д.). Это оптимистическое представление господствует, начиная с эпохи Просвещения». 2 H.S. Maine, Ancient law, London, 1861, p. 26—29 et 123—174: «Можно сказать, что движение обществ прогрессистских (или динамических) по сравнению со статическими обществами являлось до сих пор движением от регламентации статутного типа к регламентации договорной» (с. 170). О так называемом законе Мэна см., например: J. Carbonnier, Sociologie juridique, op. cit., p. 89. * Г. де Тард (1843-1904) - французский социолог и криминолог, один из основоположников психосоциологии и французской криминологической школы. В русском переводе см., например, несколько глав его труда «Уголовно-правовая философия» (La philosophie pé nale) в издании: Тард Г. Преступник и преступление. М., 1906. См. также составленный В. Набоковым некролог, где отмечены основные вехи научной карьеры Г. Тарда: Набоков В. Габриэль Гард// Право. 1904. № 19. С. 1069-1071. - Примеч. пер. 3 См. его: Les transformations du droit, 1894, ré é d. 1994, p. 118: развитие права характеризуется феноменом, связанным со «всеобщим и постоянным стремлением к достижению максимума пользы минимумом усилий». Далее автор добавляет, что «столь утомительные и обременительные античные правовые формы, касающиеся передачи (традиции) продаваемых вещей, мало-помалу упростились настолько, что стало достаточно простого рукопожатия - соприкосновения двух ладоней». ** М. Вебер (1864—1920) — выдающийся немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Начал университетскую карьеру в качестве преподавателя торгового права (приват-доцент Берлинского университета с 1893 г.). В юридической науке известен прежде всего своим сочинением «Социология права», мысли из которого здесь и приводятся. Рукопись этого сочинения, написанного Вебером в 1911-1913 гг., была обнаружена в 1957 г. в США и впервые опубликована на немецком языке Иоханнесом Винкельманом. - Примеч. пер. 4 M. Weber, Sociologie du droit, PUF, 1996, trad. J. Grosclaude, p. 194 et s. 112 Цикл кодификации В свою очередь циклическая природа некоторых правовых механизмов и институтов также уже отмечалась доктриной1. Что касается источников права, то в современной литературе имеется интересный очерк, где показана история циклического развития роли и формы правовых обычаев2. Циклическая эволюция правовой мысли также получила в литературе весьма эффектное отражение через призму «общего закона развития юридической мысли: после мощного прилива следует неизбежный отлив; день сменяется ночью, когда видны лишь слабые отблески света»3. Даже циклический характер самой кодификации уже отмечался в эмпирическом аспекте некоторыми авторами: «Ее распространение во времени и в пространстве отнюдь не исключает чередования периодов экспансии и периодов летаргии, периодов почитания и периодов безразличия... Кодификация отражает не некую высшую и неподвижную стадию правового развития, а право в его становлении; следовательно, она подвержена чередованию периодов расцвета и упадка»4. Представляется, что это интуитивное ощущение подтверждается историей и что развитие кодификации подчинено определенному циклу, обладающему своей внутренней логикой, которую мы постараемся выявить. Схематично данный цикл может быть разделен на четыре фазы: период создания кодексов (I), период их действия (II), период кризиса (III) и период реформ (IV). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы