Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поучение 3. О распятии Господнем и о терпении



 

1. Древо безоружное, Крест без железа и тело мертвое победили и умертвили диавола и ангелов его (Мф. 25, 41), ибо собственным оружием Сильнейший (Лк. 11, 21-22), по­бедив сильного воина, предал смерти его. И ныне (Господь) приходит ко всякой душе, истинно взыскующей Его, и, при­ближаясь к ней, сокрушает и уничтожает силу тьмы, сковыва­ющую и стерегущую душу.

Душа должна иметь такое влечение и любовь к обручен­ному с ней Жениху-Христу, какое (побуждает) жену цело­мудренную и любящую мужа, когда она видит мужа своего многажды (брошенным) в темницу, (закованным) в кандалы или (подверженным) иному наказанию, сострадать ему: она, по причине своей любви (к мужу), кажется находящейся вме­сте с ним в узах и душа ее претерпевает даже большие муче­ния, чем сам узник. И каким образом Мария, стоящая рядом с распятым Господом (Ин. 19, 25), рыдала и обливалась сле­зами, уязвляемая тоской любви, и (сама) казалась сораспинаемой (с Господом), таким же образом и душа, любящая Госпо­да, приявшая в себя ревностный пыл любовного восторга и поспешающая поистине сочетаться со своим Женихом-Хрис­том, должна сострадать страстям Его, всегда помня и имея пред очами язвы Его, полученные из-за нее; (она должна видеть), сколь многое претерпел ради нее Бесстрастный и как был наказан из-за нее Тот, Кто превыше всякого наказания; как бывший образом Божиим принял образ раба (Флп. 2, 6-7), — должна душа сопретерпевать (с Господом) во всем и быть заключенной в узы вместе с Ним, ибо подобным образом она и прославится вместе с Ним (Рим. 8, 17).

И как некогда силой Божией был отвален камень от гроба (Мф. 28, 2) и Мария увидела Господа (Ин. 20, 14), так и (ныне) силой и посещением Святого Духа камень, наложен­ный надушу, покрывало (2 Кор. 3, 15-16) греха, отваливает­ся и устраняется средостение, душа удостаивается видеть лицо Христово и обрести покой в Духе Его, избавившись и освобо­дившись от наложенного (на нее) камня греха. Ибо всякая душа, любящая Господа, угнетается бесами, ведущими брань с нею и не позволяющими ей приступить к животворящему Христу. Это происходит с согласия и позволения Бога; ведь Он испытывает душу: подлинно ли она любит Владыку, оста­ется ли твердой в (своем) намерении, несмотря на (все) тяго­стные труды; не откажется ли когда-нибудь, испугавшись, и не попросит ли освободить ее от тяжкого пути; не побежит ли с (поля) брани против «духов злобы» (Еф. 6, 12); пребывает ли она незыблемой, многие годы испытываемая злыми искуше­ниями и доверчиво отдающая себя, покинутую и не удостоив­шуюся никакой помощи, на суд Господа.

2. Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая . Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: «Приди в мире, ближняя Моя» (Песн. 2, 10 и 13); она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, «обретоша мя стражие» ночные, «обходящие во граде» (Песн. 5, 7), и мучили меня». Господь же-, преисполнен­ный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» (Песн. 2, 10 и 14). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоз­дей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, ви­дишь раны? — Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое раб­ство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскую­щей (Меня), для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по при­чине самой себя вверженная в столь великое зло и погружен­ная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, (Господь) показывает, что это Он даровал ей (силы) выдержать мучения, Он укре­пил ее в искушениях и скрыто ободрил ее.

3. Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), от­вечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей (Песн. 2, 6) Твоей и обретающую покой на груди Твоей». И Господь являет Себя душе в двух ликах: в язвах Своих и в славе Света Своего. Душа зрит и страсти (Господни), которые Он претер­пел ради нее, и преосиянную славу Божественного Света Его; она преображается «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18), преуспеяет соответственно обоим ликам (Христа): соответственно лику страсти (Его) и соответ­ственно лику славного Света (Его); в некотором роде она забывает (даже о собственной) природе, (целиком) охвачен­ная Богом, слившись И смешавшись с Небесным Человеком (1 Кор. 15, 47-48) и со Святым Духом и сама став духом. Ведь как некий нищий, весьма нуждающийся и бродящий от двери к двери в поисках «дневного пропитания» (Иак. 2, 15), а затем сразу и внезапно ставший царем, обретя благоденствие, забывает прежнюю нищету, так и душа, обогатившаяся богат­ством небесным, уже не вспоминает о своей прежней бедно­сти. Ибо если Христос, будучи по естеству образом Божиим, забыл в некотором роде (Свое Божественное) достоинство, приняв «образ раба и сделавшись подобным человекам» (Флп. 2, 6-7), то тем более душа, приняв в себя сущность, силу и естество Божий, забывает о своем прежнем безобразии.

4. Поэтому будем взывать к Господу и ожидать, что Он, по (Своей) любви (к нам), явится и отныне освободит нас от мрака, чтобы таким образом при Воскресении и (наше) не­мощное тело просветилось светом, сущим в душе, и сопрославилось с душой. Господь близок (Флп. 4, 5) нам, если мы взыскуем Его искренним сердцем. Ведь всякий, внимающий (этим) словам, пусть уповает на то, что он принимает Слово, сущее в ипостаси, и научается от Него всякой правде. Виждь же ты, уповающий быть наследником Божиим и смешать (свою) душу с Духом Господним, какое житие и какую святость жиз­ни должно воспринять тебе, к какому образу бытия обратить­ся и как вести себя. Ибо все это ты должен делать и являть, насколько то в твоих силах. Аминь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь