Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поучение 4. О небесном состоянии христиан
Есть мир несовершенный и есть мир совершенный. Мир несовершенный и преходящий обладает многими видами, подобными (видам) мира совершенного и вечного. Здесь есть дворец и (обитающий в нем) царь, облаченный в порфиру и увенчанный короной из драгоценных камней; есть его служители и телохранители: одни пребывают во дворце, другие суть комиты и (множество) прочих, имеющих различные чины, — все они также облачены в одежды светлые и ценные. На небе тоже есть дворец и Царь-Христос, облаченный в царскую порфиру. Там несут службу придворные, есть комиты и (другие) чиновные лица, величавые и увенчанные венцами из драгоценных камней: ибо «положил еси на главе его венец от камене честна» (Пс. 20, 4). На этой земле есть воины и полководцы, прошедшие через множество сражений, победившие тьму врагов и воздвигшие бесчисленные памятники победы над ними. Здесь также имеется множество храбрых мужей и бранников, одолевших диавола и ангелов его (Мф. 25, 41) и продвинувшихся в (духовном) преуспеянии. В зримом дворце ромеев есть мужи знатные, удалившиеся от всяких споров и суеты, никем не принуждаемые носить оружия или становиться воинами. Они называются царскими евнухами, почитаемы всяким человеком и возлюблены самим царем; одним из них вверена порфира, и они несут ее, другие же (несут) диадему, а третьи - (прочие) знаки царского достоинства. И на небесах также есть мужи, почтенные Царем Небесным, — истинные скопцы, оскопившие (сами себя) (Мф. 19, 12) и очистившиеся от брани с грехом. Им вверены благословенные отчизны, преисполненные мира и покоя, они назначены (начальниками) над царской порфирой и небесными сокровищами; они полностью освобождены от тягот войны, проводя свою жизнь в беззаботности. Есть там умельцы и мудрецы. И здесь есть мудрецы, умудренные духовной мудростью от всемудрого Христа: они облачены в светозарные одежды и обладают непреходящим духовным богатством. Поэтому дело христиан — более почтенно, чем всякое плотское изобретение или (мирское) занятие. Ибо творят они дело Божественное, о котором не ведает мир. 2. Один ум отличается от другого, и один человек бывает более достоин почтения, чем другой. Все зримые вещи кажутся мне противоположными и чуждыми (вещам) умосозерцаемым. Ибо есть ум, шествующий и устремляющийся к небу, идущий путем чистых помыслов своих и через этот путь достигающий тропинок и стезей, уготованных святым на небесах. И есть другой ум, ползающий по земле и валяющийся в грязи путей похоти. Поэтому есть ум плотский и ум духовный, и один многим отличается от другого. Ибо как птицы, возносимые легкими крыльями, рассекают воздух с помощью их и самим воздухом поднимаются (ведь, махая крыльями, они словно привлекают к себе некий ветер, поддерживающий их и содействующий полету), а бескрылые живые существа, привязанные к земле, даже если в них и возникает желание воспарить, не в силах сделать это; - так и очистившийся и стяжавший духовные крылья ум, с помощью (своего) горячего стремления (к горнему), воспаряет на небо, принимаемый воздухом Божества. А ум звероподобный, дикий и вещественный коснеет (в грязи) и ползает по земле, ища для себя пустынные места, не в силах постигнуть ум, устремляющийся к горнему. Есть виды деревьев, которые ни летом, ни зимой не сбрасывают своей листвы, но всегда покрыты и украшены свежестью зелени: например, олива, кипарис и им подобные. Но есть и другие (деревья), которые обнажаются и сбрасывают свою листву зимой. Этот пример подходит к христианам, ибо они в Писании называются «деревьями» (Мф. 7, 17; 12, 33) и никогда не сбрасывают украшение и благолепие листьев (Пс. 1, 3): даже под напором зимних злых ветров и суховеев они всегда остаются облаченными в славу Духа. Об этом и говорится в Писании: «Еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет» (Пс. 1, 3). Но есть и другие (христиане), ум которых более легковесен и которые при наступлении искушений, стужи и (злых) ветров не могут противостоять им и остаться незыблемыми, по причине обволакивающей их немощи. 3. Духовные (люди), по своему внутреннему устроению, суть враги (людей) плотских. (Живые существа), обитающие и питающиеся в воде, не переносят жизни на суше, но гибнут, извлеченные из воды; а (существа), населяющие землю, избегают пребывания в воде, ибо им противна жизнь в (водной) глубине. Подобным же образом и христиане, озабоченные и вовлеченные в дела века сего, удручаются ими и кажутся в некотором роде придушенными. А (люди) плотские, удаляясь от материальных (забот) и вынужденные прилагать старания к духовному, испытывают головокружение, стеснение и удушье. Поэтому весьма редки (истинные) мужи, терпеливо доводящие до конца (Евр. 3, 14) дело свое. Они нуждаются в великом дерзновении и (духовной) устремленности для того, чтобы обращаться с молитвенным прошением к Богу «в настоящее время» (Рим. 3, 26). Ибо как наиболее стремительные из птиц, благодаря легкости своих крыльев, оказываются над западнями, посмеиваясь над уловками охотников, так и (человек) с умом проницательным и стремительным избегает силков и ловушек диавола. Ведь много духов (злобы) теснят душу и влекут к себе все, пресмыкающееся по земле, занимают и кружат ум. Поэтому христианин должен быть подобен атлету и борцу. Когда чужеземец, неопытный в делах общественных, прибывает в некий город, наполненный толпами неспокойного народа, то он не доверяется своей неопытности и немощи, а обращается к помощи какого-либо простата, опытного и могущего защитить от насилия толпы. Если он без стеснения сразу припадет к ногам этого влиятельного лица, то благополучно завершит свой путь. Но если, закруженный толпой, он придет в смущение и удалится, то будет лишен помощи. Но и в таком случае, если он все же приложит старание, презрит трудности и, «препоясав чресла» (Еф. 6, 14) силою, разорвет сжимающие объятия толпы и дойдет до простата, то удостоится его поддержки. Так обстоит дело и с душами людей, которые именуются «градом Божиим» (Мф. 5, 14; Откр. 3, 12); на площадях их ныне толпятся (темные) духи, а улицы ума и сердца заполнены массой помыслов, но они обращают взоры к Владыке и Покровителю своему, Иисусу Христу, благоразумному Даятелю великих почестей. Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянности, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Поучение 5
1. Удалившиеся от мира, с чистым сердцем внявшие Слову Божиему и проводящие жизнь в святости, но еще находящиеся под покровом страстей, который приобрели все через преслушание Адама, — ибо этот покров есть плотское помышление лукавых мыслей, именуемое Апостолом «смертью», поскольку он говорит: «Помышления плотские суть смерть» (Рим. 8, 6), — таковые (анахореты) подобны людям, бродящим во тьме ночной. Освещаемые мерцанием звезд, то есть заповедями Священных Писаний, они еще суть в ночи, то есть в незримом действии страстей, спотыкаются и не могут ясно различать все (вещи) по причине действенной тьмы страстей. Поэтому им следует, проводя свою жизнь в трудах добродетели и многой вере, часто обращаться с просьбой к Небесному Владыке, чтобы засверкал день Солнца Правды в сердцах их и они смогли точно познать и многообразный и различный вред, (причиняемый) духовными зверями, и неизреченную, необычайную и многовидную красоту благ, вкушаемых в нетленном мире. Духовные и совершенные мужи, чьи сердца действительно озарены умным Светом, (с присущей им) истинной способностью различения распознают и добродетели лучших, и страшную силу худших по различному действию каждого. Об этом говорят и блаженный Павел: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14), и блаженный Петр: «И мы имеем пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1, 19). И в другом месте (Писания говорится): «И возсияет вам боящымся» Господа «Солнце Правды, и изцеление в крилех Его» (Мал. 4, 2). А смешавшиеся с миром (этим) кажутся людьми, блуждающими в ночи, мрачной от темных туч и преисполненной мглы, — ни малейшего мерцания звезды не пробивается (через этот мрак), то есть нет ни одного лучика Бога Слова, освещающего душу, а поэтому такие люди похожи на слепцов. Целиком слившись в объятиях с материальными вещами, они (не ведают) страха Божия, не исполняют заповеди и не творят никаких добрых дел, но, вводимые в заблуждение (напрасными) тяжкими хлопотами, предаются тщете мира. Наоборот, живущие по заповедям Божиим словно озаряются мерцанием звезд; пребывая в вере и страхе Божием, они не погружаются целиком во мрак и темноту ночи, а поэтому и могут иметь надежду на спасение. 2. Как люди в мире сем собирают имущество, занимаясь различными ремеслами и делами, как стяжают они себе богатство, в различных чинах неся воинскую службу, и как злато для домовладельца собирается от имущества, животных и прочего, так и от разных дарований — ведь сказано: «По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12, 6), — от разных подвигов, оправданий и добродетелей, совершенных ради Бога, каждый, соответственно благой жизни, рвению и вере, стяжает небесное злато, то есть небесное богатство духа вечной жизни. И ради него нельзя судить, порицать или презирать любого богача, но пусть каждый только с верой подвизается ради Бога и устремляется к стяжанию духовной пользы. 3. Задавшиеся высочайшей целью поспешать к совершенству, непоколебимо и непрестанно устремляющиеся к ней кажутся золотоискателями, разыскивающими золотоносные жилы. Ибо (и среди золотоискателей) одни с (великим) долготерпением и выдержкой разрабатывают искусные приемы своего ремесла, не теряя надежды, копают землю и постепенно становятся богатыми и известными в мире; другие же, будучи боязливыми илотами-наемниками, трудятся спустя рукава, сразу проедают случайно найденное (ими золото) и остаются всегда голыми и неимущими. Так и те, кто с надеждой и усердием, запасшись долготерпением и выдержкой, творят дела добродетели, кто с верой ожидают небесное упование и (всегда) имеют перед глазами подкрепляющую их благодать, — таковые, благодаря своей выдержке, долготерпению, труду и молению, подлинно собирают богатство Духа, а поэтому будут славными перед Богом в веке том. Наоборот, нетерпеливые, готовые только хватать благодать, но не запасшиеся выдержкой и долготерпением для того, чтобы тяжко трудиться и во всем благоугождать Богу, — таковые лишаются и той благодати, которую уже стяжали. Ибо немощное и боязливое произволение всегда несозвучно благодати, оно лишено добрых дел и бедно добродетелями, а поэтому явится пред Богом в веке том как негодное и бесславное.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы