ГЛАВА I .Исследование Феодосийского музея древностей.
Целью первой главы есть исследовать историю Феодосийского музея древностей, по типу своему он являлся краеведческим музеем, но имел и имеет в себе различные археологические предметы; ныне он именуется музеем древностей. Нам необходимо проследить его историю, в частности в археологическом аспекте музея. Узнать о творческом росте музея и его старателях.
1.1.Начальный этап становления Феодосийского музея древностей
Начальный этап становления музея, берет свое начало в девятнадцатом веке. В этом разделе говорится о самой истории создания Феодосийского учреждения. Целью есть узнать историю музея.
С. М. Броневский, приступив к обязанностям феодосийского градоначальника, уже в сентябре 1810 г. писал в Министерство полиции, что, «обозревая город Феодосию, нашел в городских стенах, в ломку назначенных, надписи и барельефы, в камне и мраморных досках иссеченные, многие такие же камни из стен выломанные, иные между развалинами лежащие, другие уже вошедшие в новые строения, и хотя «сии надписи» частью описанные путешественниками, частично вовсе неизвестные и суть остатки глубокой древности, будучи нисаны готическими буквами и, следовательно, принадлежат к временам владычествовали здесь генуэзцев, желая сохранить сии памятники, сделал запрещение употреблять их в строения, а для хранения их назначил одну из пустых мечетей, приказав складывать их в оную по мере как будут отыскиваемы между развалинами [1, Государственный Архив Республики Крым. Фонд. 222. Феодосийская городовая дума. Опись. 1. Дело. 55. Лист. 175-176 ]».
Броненский просил позволить ему «находящиеся в Керчи и Еникале подобные камни с греческими надписями присовокупить к собираемым в Феодосии, дабы составить здесь по времени музей». Министр полиции доложил записку С. М. Броневского императору Александру 1, который нашел предложение градоначальника «полезным» и утвердил его 8 ноября 1810 г. Полгода спустя, Феодосийская городская дума постановила создать музей [8, С. 9-10].
«1811 года мая 31 дня. Среда. Феодосийская дума по предложенному от городскою главы по предписанию Феодосийского градоначальника и кавалера музеуме, приказали: что как составление сдесь музеума может быть к пользе города, привлекая вояжиров, украшением по ученой части, то и нужно употреблять старание для умножения вещей, и Дума, полагая, что сие интересное и полезное заведение будет весьма ограничено собранием только материалов своих от феодосийских развалин, которые содержат одни генуэзские надписи, маловажные по недавности времени владения в Крыму сего народа» [4, С. 37].
Торговые связи Феодосии со всеми берегами Черного моря, прежде [основанные] греческими колониями, также дают верный способ достать от разных мест многие редкости, медали и надписи греческие и отчасти вещи для коллекции натуральной истории, особливо минералами Малой Азии и Мингрелии изобильными, и приведя сие в действо составить можно малыми иждивениями важное собрание редкостей, служить могущих по части естественной истории, род депо для снабжения некоторых пещей другим в России находящимся кабинетам [31, С. 92].
Для скорейшего достижения этой цели нужно пригласить служащих при таможнях и карантинах подведомственных Феодосии чиновникам, и скупить при удобных случаях таковые вещи в Керчи, от развалин на Таманском полуострове и в Закубанских местах находящихся, также в Севастополе и Балаклаве от остатков Херсонеса, что все и предать на благоусмотрение господину феодосийскому градоначальнику и кавалеру. Ознакомив сеже думою собрание разных редкостей у здешнего купца Дживарджи при рапорте представить с сочиненным реестром и при том доложить, что цена оным тысяча двести пятьдесят рублей [5, С. 76].
Предметы: 1. Мраморная женская головка обыкновенной величины. 2. Глиняная фигурка, изображающая женщину, обернутою маптою; 13 головок глиняных разных. 4 глиняных бюстов. 5 тоже без голов. 5 глиняных барельефов из базусов. 2 звериных голов. 1 отломок головы. 1 ламп, 5 маленьких глиняных амфоры и разные отломки вазусов. 1 вазус. 34 серебряные медали греческие и римские. 100 медных разной величины римские медали.Все расходы, какие произойдут на исправление мечети для хранения памятников древности, градоначальником предложено думе (6 июля 1811 г.) обратить на счет городской суммы» [6, С. 18].
Первым приобретением музея стало собрание древностей феодосийского купца Дживарджи (или Джеварджи), купленное думой за 1250 руб. Оно включало мраморную женскую головку, женскую терракотовую статуэтку, 13 глиняных головок, 4 глиняных бюста (скорее всего, протомы), 5 терракот без голов, 5 глиняных барельефов «из базусов» (вероятно, фигурные сосуды), 2 «звериные головки», 1 «обломок головы» (возможно, терракоты), 1 светильник, 5 «малых глиняных амфор и разные обломки» ваз, 1 вазу, 34 серебряные греческие и римские монеты, 100 медных римских монет.
В служебной записке, адресованной министру полиции гр. А. Д. Балашёву в ноябре 1811 г., С. М. Броневский сообщал: «Учрежденный по моему представлению музеум для хранения памятников древности обращает уже на себя внимание любопытствующих посетителей. Опись музеума не представлена еще потому, что многие вещи ожидаются из Керчь-Ениколя, Фанагории и Севастополя. Он заключает в себе камней с надписями греческими и генуэзскими, с барельефами, вазов, торсов, надгробных памятников и других огромной величины редкостей числом 42 штуки; глиняных обломков от статуй, вазов, ламп, лакриматорий и прочего 38 штук. Медалей греческих, римских, босфорских и понтийских 231 серебряных и бронзовых. Все это стоит казне не более ста рублей за перевозку вещей» [43, С. 45].
Музей разместился в «упраздненной» и пустующей «малой» четырехугольной каменной турецкой мечети в центре города, «влево от площади» [18, С. 74]. Непонятно, почему Е. Ч. Скржинская и Э. Б. Петрова приписывают музею совершенно другие здания: первая помещает его в христианском храме в виде базилики, вторая сначала в старой мечети на карантине, куда городские власти в 1860-х гг. планировали переместить музей, но этот перевод не состоялся [12, С. 111]. Затем с 1871 г. в той же церкви, что и Е. Ч. Скржинская писала.
Расходы на ремонт и содержание музея С. М. Броневский предложил думе обратить на счет городского бюджета. Городским головой Феодосии был в то время дворянин Анжело Галлера. Он стал его первым заведующим (хранителем), которому «для собирания и описания разных предметов древности, для составления в Феодосии музеума» и на археологическую поездку в Керчь и Еникале было отпущено 100 руб. А. Галлера повелел сломать «каменную перегородку» в здании мечети, предназначенной для музея, «по сломке которой оказалось три кубических сажени дикого камня, которые он взял себе, взаи мообразно» [7, С. 14].
Не только А. Галлера способствовал перевозке в музей боспорских памятников. С. М. Броневский в 1811 г. поручил «отцу боспорской археологии» Полю Дюбрюксу, в то время надзирателю Керченской таможенной заставы, собрать в Керчи и на Таманском полуострове и перевезти в музей мраморы и другие древности с целью пополнения фондов Феодосийского музея. Видимо, по протекции С. М. Броневского, 24 июля 1813 г. П. Дюбрюкс был переведен из Керчи в Феодосийскую портовую карантинную контору комиссаром 1-го квартала, где служил вплоть до 13 сентября того же года. Это ведомство играло важнейшую роль в жизни портов: опустошительная чума 1812 г. превратила многие пункты юга России, в частности, Одессу, в «гробницы», где царствовала «скорбная тишина». «Здесь, употребляем, был феодосийским градоначальником по делам моровой язвы и за отличное исполнение порученное удостоен Высочайшего благоволения» [10, С. 12]. Со времен службы в Феодосии дружеские связи П. Дюбрюкса и С. М. Броневского с годами лишь крепли
[23, С. 15].
Таким образом, в этом разделе, цель мы выполнили, узнали историю музея. О пополнениях коллекций музеев, и о развитии музея благодаря городским деятелям. Узнали о его открытии: музей был открыт 13 (25) мая 1811 года, по инициативе феодосийского градоначальника С. М. Броневского. Проект этот, был утвержден приказом императора Александра I, в ноябре 1810 года. Основу музейного собрания, на тот момент составила коллекция купца Джеварджи, она была куплена за 1000 рублей, и сейчас можно наблюдать эти экспонаты в музее.
Гора Митридат (рис.1)
Музей часто переезжал, в этом разделе говорится о его уникальном местонахождении – горе Митридат.
Яркое событие в истории музея связано с художником Иваном Константиновичем Айвазовским. В Феодосию Айвазовский приехал в начале апреля. «Это чувство или привычка, моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Санкт-Петербурге... Но чуть повеет весной, и на меня сразу нападает тоска по родине, меня тянет в Крым, к Черному морю».
В 1871 году Иван Константинович на собственные средства построил новое здание Музея древностей. Возвышалось оно на горе Митридат, у подножия которой находился дом, где художник родился. Айвазовский очень тонко уловил, в каком стиле здесь, на вершине горы, необходимо возвести строение, чтобы оно стало архитектурной доминантой города. Работы были поручены профессору Императорской Академии художеств Александру Ивановичу Резанову. Академик архитектуры справился с проектом блестяще. Внешне музей напоминал колоннаду афинского Акрополя, словно возвращал феодосийцев во времена основания древнего города. К сожалению, здание в период Великой Отечественной войны было разрушено [5, С. 5].
В указателе пишется следующее: всех вещей в музее ̶ 437, плюс собрание монет (12 золотых, 1000 серебряных и 975 медных) и маленькая историко-археологическая библиотека из 121 названия и 173 томов. В числе вещей - наибольшее количество − (258) эллинских памятников. В том числе: два мраморных льва древнейшего типа, найденные в начале XIX в. в Фанагории и лежащие у входа в музей; большое количество плит, подножий статуй и надгробий; группа сосудов − глиняных амфор, статуэток, золотых вещей, пластинок и прочие, барельефов, мраморных остатков и пр.
В Греко − Византийском отделе − 15 номеров, в том числе, каменные иконы Святого Николая, бронзовые кресты, мраморные столбы и фресковые изображения. Памятников генуэзской эпохи − 47, причём наибольшее количество вещей составляют плиты с надписями. Все они готического шрифта на латинском языке с гербами города Генуи (красный крест на белом поле), города Кафы (красного цвета и полумесяц на белом поле), и консулов, правивших и Кафой, и её соседями. Большинство плит − известковые, попадаются также и мраморные. Армянских памятников всего 14, в том числе резные створные двери Сергиевской армянской церкви с узорчатыми восточными орнаментами и надписями (XIV века); остальные памятники ̵ мраморные надгробия. Восточных памятников всех - 50, в том числе мраморные столбы, колонны и доски времён турецкого владычества.
Европейских памятников - 5 (надгробия и часть позолоченной люстры из старой еврейской синагоги) и исторических портретов - 17 (Императора Александра I, св. кн. Г. А. Потёмкина, М. С. Воронцова, адм. Соковнина, ген. Котляревского, д. с. с. Г. С. Кушникова, Феод.градонач. А. И. Казначеева, и др.). Кроме того в музее находится 8 разных планов (Крыма, Кафы, Судака, Старого Крыма и пр.) и 234 различных предмета (остатки мечей, сабель; ядра войн 54-го и 77-го г., зубы, клыки и кости мамонта, найденного в 1884 г. в Аджиголе, и печать Феодосийской масонской ложи, главой коей в 1848 году был член карантина д-р И. И. Граперон). Помимо всего этого в музее хранятся следующие 5 картин, подаренных ему И. К. Айвазовским: 1) Турецкий город Кефе при занятии русскими в 1783 году; 2) Буря на Чёрном море ночью; 3) Буря на Северном море; 4) Туманное утро у Итальянских берегов и 5) Ледяные горы в полярных странах.
Из этого раздела мы узнали, что Феодосийский музей древностей, на средства художника Ивана Константиновича Айвазовского, расположился на горе Митридат, постройка и ремонт которого были в греческом стиле, датируется 1871 годом.
1.2.Развитие Феодосийского музея древностей.
Данный раздел расскажет о дальнейшем развитии музея. О его археологическом аспекте и творческом росте.
Находками с Тамани, Судака и местных окрестностях пополнялись коллекции учреждения [33, С. 49]. Было время, когда хранилище находилось в старой мечете, которая не сохранилась до наших дней. Крым был захвачен некоторое время, и соответственно работа была прервана.
В 20-е годы музей стал археологическим и разместился в доме Айвазовского вместе с галереей картин, а в конце 40 - х годов минувшего столетия он перепрофилирован в краеведческий. Следовал перерыв, в виду оккупации немцев Крыма, все дальнейшие планы были отложены. Некоторые музейные собрания, в целях их сохранения в 40-х годах были перевезены в соседние регионы, но позднее большинство не было возвращено на место.
В 1988 года музей расположен в здании-памятнике архитектуры конца XIX века, так называемом доме Лагорио, в котором в начале XX века была гостиница «Генуэзская» [9, С. 56]. Долгое время музей носил наименование "краеведческий музей". Собрание содержит 82 тысячи музейных предметов, из них 61 480 относится к основному фонду. Археологическая коллекция насчитывает более 14 тысяч предметов античного и средневекового времени. В их числе находки А. Л. Бертье-Делагарда, обнаруженные при строительстве феодосийского порта в 1892–1894 годах, материалы исследований города, его округи, античного некрополя [15, С. 98]. Самым ранним письменным документом в музейном собрании является «Свидетельство о благородном происхождении» на арабском языке, датируемое 1464 годом. Представляют интерес книги отзывов о музее XIX -начала XX века с автографами многих выдающихся людей. В научной библиотеке музея хранятся уникальные и редкие издания XVIII–XIX веков. Существующая экспозиция создавалась с 1988 года при участии группы художников Ленинградского комбината живописно-оформительского искусства и Ленинградского комбината диорамно - макетных работ. Есть собрание лапидарных памятников.
Сегодня музей древностей расположен в центре города Феодосия на проспекте Айвазовского в здании бывшей гостиницы «Генуэзская», памятнике архитектуры начала 20 - го века. Музейная коллекция недаром известна своими удивительными экспонатами.
Таким образом, музейное учреждение являлось одним из ведущих центров культуры Крыма в ХIX - XX вв. Феодосийский музей древностей, открытый с 1811 года функционирует и по сегодняшний день и является одним из ведущих музеев Крыма. Целью данного изучения, и есть исследование истории Феодосийского музея древностей, необходимо проследить археологическую канву в аспекте крымского регионоведения и краеведческого музееведения. Основным приоритетом является изучение и фиксация документальных источников его творчестве, и его старателей.