Разбирать выходящие на русском и иностранных языках сочинения, имеющие тот же предмет, и определять степень их достоверности
6) издавать результаты своих занятий, посредством печатания, во всеобщее сведение [15, С. 9].
Вскоре, благодаря раскопкам, а также приобретениям в дар и покупкам в обществе собралась большая музейная коллекция. По большей степени это заслуга выдающих деятелей. Инициатива создания общества принадлежала воспитанникам Московского университета Н. Н. Мурзакевичу и М. М. Кирьякову, а также Д. М. Княжевичу, А. С. Стурдзе и Я. Я. Фабру. Почетным президентом общества стал Михаил Семёнович Воронцов, президентом попечитель Одесского учебного округа Дмитрий Максимович Княжевич. Вначале Общество насчитывало 28 членов, в 1914 - до 200. Среди активных деятелей общества были А. Л. Бертье - Делагард , А. Б. Ашик, П. В. Беккер [16, С. 70-75].
Членами общества были также видные ученые, чьи труды явились важным вкладом в российскую науку. После основания в 1865 году Новороссийского университета возросла роль Одессы как центра археологической науки, на Юге России, ученые университета Ф.К. Брун, В. Н. Юргевич, Н. П. Кондаков, А. И. Маркевич, Ф. И. Успенский, Э. Р. Штерн, директор Московской Оружейной палаты Талызин, Аркадий Александрович и другие принимали деятельное участие в работе общества и содействовали развитию музея [24, С. 24].
За время деятельности Одесского общества был накоплен огромный материал по археологии Северного Причерноморья, что способствовало широкой известности музея не только в России, но и за рубежом. Было издано 33 тома «Записок Одесского общества истории и древностей», в которых печатались статьи по археологии и истории, публиковались документы и археологические памятники, освещались результаты полевых исследований. В приложениях к каждому тому публиковались протоколы заседаний общества, содержащие важные сведения о характере поступавших в музей коллекций и отдельных находок [17, C. 21]. Кроме «Записок» общество издало три выпуска каталога античных терракот музея и керамики из Феодосии, описание восточных монет, старинных планов и карт.
Этот раздел рассказал нам о создании Одесского научного общества, начало которого берет с середины девятнадцатого века, а точнее 25 марта 1839 года, по ходатайству М. С. Воронцова. Общество получило «право на производство археологических разысканий по всей Южной России: на казенных землях с разрешения местного начальства, а на частных ̶̶ с согласия владельцев». С этого времени общество вело археологические раскопки (Керченские курганы, затем и др. местах побережья).
3.2.Взаимосвязь трех учреждений.
С первых своих дней общество говорило о Таврическом полуострове. В этом разделе говорится о проделанной работе Одессой в Крыму. Также о деятелях принимавших участие в сотрудничестве. И говорится о связи трех учреждений.
Первые работы о развитии музейного дела в Крыму появились в первой половине XIX века, в газетных и журнальных изданиях таких как «Крымский листок», «Южный вестник», «Таврические губернские новости» (1838 г.). При этом в условиях подъема краеведческого движения переживавшего «золотой век», исследование музейного дела рассматривалось как основная часть краеведческого анализа. В ряде случаев авторы рассматривали историю Крымских музеев и музейного дела через призму развития краеведения в регионах, деятельности краеведческих организаций. Характерный для исследовательских трудов первой половины XX века спор о том, являются ли музеи центрами научно - исследовательской и краеведческой работы или учреждениями политико - просветительного характера завершился после IV Крымской музейной конференции в Керчи в сентябре 1926 г.[29. С. 1].
В конце 1930-х гг. краеведческой и музейной работы был подготовлен план-конспект монографического исследования «История музейного дела СССР», о чем есть упоминания в труде А. А. Непомнящего «Очерки развития исторического краеведения Крыма в XIX - начале XX века». Также в 1950-1980 гг. вышли в свет тематические сборники освещающие историю музейного дела в Крыме, но и по всей территории СССР. В статьях Д. А. Равиковича разрабатывались вопросы музейного строительства и формирования музейной сети [30. С. 3].
О взаимосвязи с Феодосийским и Керченским музеями Древностей.
Определенный этап был у Одесского общества истории и древностей, когда оно взяло собрание Феодосийского музея под свою опеку. Первоначальной причиной пристального внимания одесских любителей истории к феодосийскому музею стал нереализованный эпиграфический проект. Еще в 1823 г. И. А. Стемпковский, высказал мысль о необходимости создания полного свода всех эпиграфических памятников Северного Причерноморья, для составления которого необходимо было провести первоначальный учет, сбор в музеях (по возможности) и копирование всех известных на то время лапидарных надписей [22, С. 112-114].
Немного позднее в Керчи, также происходят определенные перемены.
В 1852 году в исследовании керченских курганов принимают участие члены Одесского общества истории и древностей (Мурзакевич совместно с Кондаковым).
Первые исследования археологов были направлены на изучение погребальных комплексов некрополей Боспора [25, С.11], итоги которых были подведены в работах А. С. Линевича и Э. Г. Муральта. Издания музея начинаются публикацией в 1845 году А . Б . Ашика стенных росписей в открытой им гробницы , а в 1848–1849 гг . в Одессе вышел трехтомный труд Ашика «Боспорское царство сего палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами», первая попытка осмыслить накопленный за первую половину XIX века материал [11, С. 98].
В данном разделе было упомянуто о опубликованных работах: статьях в газетах и журналах. О проводимых съездах учёных Ф. К. Брун, В. Н. Юргевич, Н. П. Кондаков, А. И. Маркевич, Ф. И. Успенский, Э. Р. Штерн, директор Московской Оружейной палаты Талызин, Аркадий Александрович и другие принимали деятельное участие в работе общества и содействовали развитию музея. Отмечается активная работа Одесского общества истории и археологии с Феодосийским музеем, с момента создания общества, в начале девятнадцатого века. Описывается и начало сотрудничества с Керченским музеем, с конца девятнадцатого века.
Таким образом, прослежена взаимосвязь трех городов и трех учреждений. Одесское общество истории и древностей (и другие названия этого общества) развивало Крымскую научную деятельность. Главным образом расширили коллекции Феодосийского и Керченского музеев Древностей, содействовали организационным вопросам, направляли специалистов, проводили археологические экспедиции для умножения экспонатов музея.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы, исследована тема «Музеи Древностей Крыма», была изучена история каждого музея, Феодосийского и Керченского. Их связь, и объединяющий фактор их историй, – Одесское общество истории и древностей (археологии).
Исследования двух музеев древностей Крыма, показывают тенденцию развития краеведческого дела региона, а также показывает, что археологический профиль развит и нашел выражение общих закономерности развития музейного дела, а также особые черты, присущие только этим музейным учреждениям. Исследования культурного наследия, выявление своеобразия музеев обращают на себя внимание специалистов в этом деле, которые определяют значимость развития музеев.
И таким образом поставленную цель курсовой работы – проследить историю музеев, в археологическом профиле мы выполнили. Поставленные задачи проследить истории Феодосийского музея древностей и Керченского музея древностей мы выполнили. Повсеместно изучили историю пополнения коллекций с помощью археологических находок.
Два учреждения в Крыму были открыты в начале девятнадцатого века.
Феодосийский музей древностей был открыт 13 мая 1811 года, благодаря усилиям феодосийского градоначальника С. М. Броневского. Называясь музеем Дюбрюкса, Керченский музей древностей официально был открыт 2(14) июня 1826 года, под руководством И. П. Бларамбергом.
Для прогрессивной работы и светлого будущего у учреждений был тернистый путь. Они пережили Первую Отечественную(1812), Первую Мировую(14-18) и революции семнадцатого года, Второю мировую(39-45), Великую Отечественную(41-45). Военные периоды тормозили развитие музейного дела.
Тем не менее, археологические экспедиции, последовавшие, к концу девятнадцатого века обогащали коллекции музейных собраний, как Феодосийского музея, так и Керченского музея. Периодически музеи теряли свои экспозиции, когда перевозили свои предметы.
Музеям приходилось часто менять место. Интересна параллель что, оба музея находились на горе Митридат, каждый в своем городе. И даже их внешний архитектурный стиль был похож, здания были выполнены в греческом интерьере.
В итоге мы также изучили взаимосвязь Одесского общества истории и археологии с крымскими музеями древностей, также узнали, что общество хотело сотрудничать с крымскими специалистами и работать с материалом полученного благодаря многочисленным экспедициям.
За время деятельности общества (1839 – 1922), был накоплен материал по археологии Северного Причерноморья, что способствовало сотрудничеству с Феодосией и Керчью.
Проследили также и следующее: изменяющиеся тенденции развития музеев. Создание музеев изначально в начале девятнадцатого века, было характерным процессом культуры. Крым, с его огромной историей и накопленными археологическими реликвиями не остался в стороне. Не мало важно то что данные музеи вызывают интерес. Что бы оставаться актуальным, а не только сохранять «наследие», музеи проделываю работы, в виде: экспозиций, выставок и различных проектов.
Стоит отметить аналогичность истории Феодосийского и Керченского музеев древностей, развитие в течение многих годов. Их состояние как культурных центров полуострова. Интересной аналогией есть и хронологические рамки учреждений культуры в разное время.
На данном этапе можно отметить, что музеи успешно выполняют свою работу. Знакомят посетителей с историей, начиная с античных времен до элементов, которые датируется началом двухтысячных годов. Учреждения имеют свое будущее в культурно – просветительской сфере.
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники: