Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Незаконченные предложения



Эту интерактивную технологию часто объединяют с "микрофоном", она дает возможность развивать у учеников связную речь, собственные высказывания, сравнивать их с другими, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.

Организация работы

Учитель четко называет тему, по которой ученики будут высказываться (можно использовать и воображаемый "микрофон"), формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам закончить его. Каждый следующий участник должен начать свое выступление из предложенной формулы. Например: "На сегодняшнем уроке я усовершенствовал свои умения...", "На сегодняшнем уроке самым важным открытием было...", "Этот рассказ научил меня ..." и т.п.

Дерево решений.

Эта технология является вариантом решения конкретной проблемы. "Дерево решений" помогает детям проанализировать и лучше понять механизм принятия сложных решений.

Организация работы

1. Выберите проблему, которая не имеет однозначного решения. Изложить ее можно в виде интересной истории, ситуации из жизни, эпизода из литературного произведения.

2. Предложите ученикам необходимую информацию для решения проблемы, которая возникла во время домашнего чтения.

3. Подготовьте на доске (отдельном плакате), раздайте каждому участнику образец "дерева решений".

4. Четко сформулируйте проблему, ее суть, запишите на доске, заполняя схему.

5. Дайте необходимую дополнительную информацию относительно проблемы.

6. Спросите у учеников об актуальности проблемы, выясните, почему именно стороны хотят ее решения.

7. Пути и варианты решения проблемы можно определить проведением " мозгового штурма". На этом этапе ни один из вариантов не может быть неправильным. Важно набрать как можно больше идей.

8. Обсудите каждый из вариантов решения. Выясните, что положительного или негативного для каждой из сторон он содержит. Таким образом, часть идей можно отклонить и оставить три-четыре.

9. Объедините учеников в малые группы и предложите заполнить схему. Группа путем обсуждения должна дойти до одного варианта решения. Если единства нет, можно применить голосование.

Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу.

Участниками этой технологии есть все ученики класса. Ее цель - обретение учениками привычек публичных выступлений, дискутированный, отстаивание собственной позиции, формирование гражданской позиции. Эта технология дает возможность привлечь всех учеников класса к участию, контролировать ход дискуссии, оценивать участие каждого. Учитель на таком уроке является ведущим. Он имеет право задавать вопрос или, за неимением времени, перебивать того, кто выступает.

Организация работы

1. Объявите тему дискуссии, сообщите правила проведения:

  • все участники говорят сжато и конкретно;
  • предоставлять слово может только ведущий;
  • ведущий имеет право остановить того, кто превысил лимит времени.

2. Предложите участникам короткий рассказ или видео фрагмент по исследуемой проблеме.

3. Предоставьте слово «приглашенным», потом зрителям, которые могут высказать свою мысль или задавать вопрос «приглашенным» в течение минуты.

4. Подбейте итоги дискуссии.

Дебаты

Чрезвычайно сложный образ обсуждения дискуссионных вопросов. Его используют лишь тогда, когда ученики хорошо умеют работать в группах, знают технологии решения проблем. В дебатах реакция на противоположные точки зрения приобретает наибольшую остроту, поскольку ученикам нужно долго готовиться и публично выступать.

Обосновывать правильность своей позиции. Каждая группа должна убедить оппонентов и склонить их к мысли изменить свою позицию. Очень важно, чтобы участники дебатов общались спокойно.

Организация работы

І. Подготовка.

1. Сообщите ученикам тему дебатов.

2. Объедините учеников в группы (две-три). Можно придумать роли длягрупп.

3. Объясните, где найти информацию по теме дебатов. Ученики должны подготовиться к дебатам заранее.

4. Подготовьте аудиторию.

II. Ход дебатов.

1. Объявите тему дебатов и представьте группы.

2. Напомните правила ведения дискуссии.

3. Определите время и порядок проведения дебатов: подготовка в группах -15 мин; выступление каждой группы - 10 мин; общая дискуссия - 15 мин.

4. Во время подготовки группа должна распределить роли, продумать эффективность использования времени, подготовить вопрос для других групп.

5. Чтобы оценить выступления участников дебатов, можно пригласить судей.

6. Учитель должен тщательно следить за временем.

7. Если была задача найти общее решение, то после дискуссии можно провести голосование.

Подбейте итоги, а если были судьи - предоставьте слово им.

 

ОБОБЩЕНИЕ

Как видим, существуют самые разнообразные методы интерактивного обучения. И применение каждого из них дает возможность не только развить у учащегося коммуникационные навыки и умения, но и дать активный толчок к социализации личности, развить умение работать в команде, а также максимально ликвидировать психологическое напряжение, возникающее между педагогом и детьми

 

 

 

Тема: Технология интерактивного обучения

Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную.

Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.

Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

 

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной

технологии

1.    Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2.    Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

3.    Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

4.    Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

5.    Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.

Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они могут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.

Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Большинству игр присущи 4 главные черты:

1.    Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.

2.    Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.

3.    Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.

4.    Наличие прямых и косвенных правил.

Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.

Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования.

Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы.

Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:

-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;

-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;

-формирование объективной самооценки обучаемых;

-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;

-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.

Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.

Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.

Одной из современных педагогических технологий, в последнее время активно внедряющихся в практику работы учителя химии является кейс – технология.
Кейс-технологиясовременная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Цели кейс-технологии:

  • углубленное изучение предмета;
  • подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА;
  • индивидуализация учебного процесса.

Данная технология помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников (и у студентов) такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь