Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утреня с чином погребения.



Крестный ход с плащаницей в конце утрени.

Эта служба – красивейшая из служб Страстной седмицы. Пропустить ее и не написать о ней я просто не мог. Конечно же, я был на службе в Свято-Успенском соборе. Вхожу в храм. К плащанице через полхрама тянется очередь. В центре храма стоит архиерейский амвон, а рядом приготовлен аналой. На сей раз действительно архиерей, как и говорилось ранее, будет служить. Начал службу о.Антоний Новицкий при пении обоих хоров собора. В начале, он кадил весь храм, а по прочтении обычных тропарей – произносил краткую ектению. Шестопсалмие пономарь читал, немного отойдя от плащаницы, чтобы не мешать верующим поклоняться ей (народу было много). Однако священник светильничные молитвы (тайные молитвы, которые священник читает во время шестопсалмия) читал у плащаницы. На этой службы, вообще, многое из того, что происходит а амвоне, проходит у плащаницы. Здесь и диакон провозглашает ектении. После Великой ектении диакон возглашает: «Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне!» Последующие стихи он, как всегда, читает наскоро, а оба хора начинают попеременно петь эти слова ликования, тем же красивым распевом, что днем пелись тропари. Вскоре открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении иподиаконов с подсвечником, а также архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, а также духовенства – в числе сослужащих были, помимо уже упомянутого о.Антония Новицкого, еще о.Димитрий Осипов, о.Александр Корниенко, а также еще один незнакомый священник. Хоры, тем временем, начинают тем же распевом петь тропари Великой субботы. После этого Владыка в предшествии диаконов с подсвечниками и иподиаконов с дикирием и трикирием кадит весь храм. Когда Владыка возвращается в центр, то хор начинает петь строки из 17 кафизмы, а Владыка читает особые похвалы, посвященные смерти и погребению Христа, выражающие благоговением и одновременно скорбь по поводу этого события. Хоры строки из псалма поют по очереди. Этот чин разделяется на три части, между этими частями два раза верхний хор поет особые песнопения, при этом один из священников кадит центр храма и солею, а затем провозглашается малая ектения (на практике она произносилась лишь один раз). По окончании чтения хор начинает петь «Ангельский собор….» - антифоны, посвященные Воскресению Христову. Этим как бы подчеркивается, что это еще не празднование Пасхи, но уже преддверие ее, уже все наполнено ожиданием Воскресения Христова. Звучит малая ектения, после чего духовенство уходит в алтарь, а находящиеся центре храма чтецы читают канон Великой субботы. Примечательно, что на сей раз верхний хор поет ирмосы канона, также наполненного ожиданием Воскресения Христова и напоминающего о том, что Господь уже победил ад и вызволил томившихся там праведников. После прочтения каждой из его песен хор боковой повторяет их в качестве катавасии. Ирмос 9 песни канона является одновременно задостойником, который поется на литургии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». После малой ектении, как в Воскресный день, диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш». Возглас повторяет хор, а диакон возглашает «Яко свят Господь Бог наш», «над всеми людьми Бог наш». Когда-то прежде чем петь стихиры в конце утрени, неукоснительно прочитывались хвалитные псалмы. На сей раз они были опущены. стихиры были пропеты всего 3. Еще в конце чтения канона в центр храма были вынесены фонарь и запрестольные Крест и образ Божией Матери. При пении последней все духовенство снова выходит в центр. Народ временно расходится в стороны. В этот момент снова всем верующим начали раздаваться свечи. Архиерей провозглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»[183], а затем благословляет духовенство дикирием и трикирием, а потом и народ – на три стороны. При пении Великого славословия он троекратно кадит плащаницу, а при начале пения Трисвятого делает три земных поклона. Затем плащаница поднимается и в предшествии иподиаконов с рипидами и прочим, а также духовенства, она выносится из храма. Архиерей идет, находясь под плащаницей, держа Евангелие, лежащее ранее на ней. Под пение Трисвятого и погребальный перезвон начинается Крестный ход. Он без остановок обходит вокруг храма, после чего возвращается внутрь. Встав на амвоне, архиерей провозглашает: «Премудрость прОсти», после чего плащаница возвращается в центр. Архиерей снова кадит ее. В этот момент один из иподиаконов читает особый тропарь, а затем возглашает прокимен. Это также слова ожидания Воскресения Христова: «Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего». Читается паремия, отрывок из книги пророка Иезекииля (Глава 37), пророчествующий о грядущем общем Воскресении мертвых: Бысть на мне рука Господня, и изведе мя в дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих. И обведе мя окрест их около, и се многи зело на лицы поля, и се сухи зело. И рече ко мне: сыне человечь, оживут ли кости сия? И рекох: Господи Боже, Ты веси сия. И рече ко мне: сыне человечь, прорцы на кости сия, и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне. Се глаголет Адонаи Господь костем сим: се Аз введу в вас дух животен, и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь. И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, и се трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо к составу своему. И видех, и се быша им жилы, и плоть растяше и восхождаше, [и протяжеся] им кожа верху, духа же не бяше в них. И рече ко мне: прорцы о дусе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. И прорекох, якоже повеле ми: и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело. И рече Господь ко мне, глаголя: сыне человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии бо глаголют: сухи быша кости наша, погибе надежда наша, убиени быхом. Того ради прорцы, [сыне человечь], и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои, и введу вы в землю Израилеву. И увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсти Ми гробы ваша, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие Мои: и дам дух Мой в вас, и живи будете. И поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Русский текст: 1Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи.

3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это.

4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!"

5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете.

6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь.

7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею.

8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них.

9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище.

11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня".

12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, 14и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь.

После этого возглашается еще один прокимен и читается отрывок из Апостольского послания – отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6 Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

9Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; 10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Апостол увещевает паству отвергнуть прежний греховный образ жизни, вырвав с корнем старые мирские привычки, которые он сравнивает с закваской. Увы, сделать это труднее, чем говорить об этом, но с Богом возможно все, а потому дорогу осилит идущий…

Также читается отрывок из послания апостола Павла к Галатам, составляя с предыдущим отрывком как бы один отрывок, так что на слух незаметно, что читаются два разных послания: 1О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?

3Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!

5Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?

6Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.

7Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

8И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.

9Итак верующие благословляются с верным Авраамом, 10а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе), 14дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.

17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.

18Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.

20Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

21Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

23А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

24Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

26Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

28Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

29Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Человек оказался неспособен соблюсти Закон, данный Моисею, потому он не смог спасти человека. Потому и понадобилось приходить Христу, дабы спасти человека….

Евангелие (от Матфея): 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам.

5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.

6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови.

7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется

земля та "землею крови" до сего дня.

9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь.

11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18ибо знал, что предали Его из зависти.

19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.

23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

33И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить.

35Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.

38Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

45От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

47Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

48И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́в на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его.

50Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

51И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

54Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею** 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.

65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.

66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

В древности после пения Великого славословия следовал вход, как на литургии, а затем чтение Священного Писания, так что здесь мы как бы возвращаемся в древние времена…. Как и всегда, следуют две ектении, а затем – обычное окончание утрени. В это время архиерей помазывает оставшихся верующих. Отпуст он произносил с архиерейского амвона, после чего, под пение многолетия, перешел на амвон обычный. Некоторое время он призывал верующих, подходящих к плащанице, соблюдать порядок и не толкать друг друга. Потом он начал говорить на тему нынешнего дня. В этот день мы переживаем пребывания Христа во гробе. По просьбе Божией Матери два члена синедриона, Иосиф и Никодим, ранее «страха ради Иудейска» приходившие ко Христу тайно, теперь пришли к Пилату просить возможности взять тело Христа, а получив, погребли Его. Пострадав ради нас и нашего спасения, Он сошел в ад, даровав человеку путь спасения и очищения греха. Ради нас Он претерпел страшные муки: избиения, оплевание, заушения, биение палкой, бичевание, издевательства, когда римские воины, нарядив Его в багряницу, а на голову возложив терновый венец, насмехались над Ним, говоря, «радуйся, царь Иудейский». Наконец, Он претерпел самое распятие, при котором человек, вися на Кресте, не может дышать. Чтобы вдохнуть, он должен на что-то опереться, а опереться он может лишь на гвозди, которыми проткнуты его ноги, а они при этом рвут его тело. Это страшная, мучительная казнь, придуманная в Персии, а затем усовершенствованная римлянами. И все это Господь претерпел добровольно, ради спасения человека, ради врачевания последствий грехопадения Адамова. Адам некогда согрешил, нарушив единственную заповедь Божию. В том, что он съел запретный плод, нет никакой мистики. Мистика в том, что он нарушил повеление Божие. Точно также в отношениях детей и родителей – если родители заставляют ребенка заправить кровать, то в кровати нет никакой мистики. Мистика – в послушании родителям. Если бы первые люди не нарушили повеление Божие, то трагедии падения человечества бы не было. Они, выполнив одно послушание, получили бы что-то более сложное. А так, их непослушание породило грех, последствия которого легли на все человечества, так что понадобилась жертва Христова, чтобы снова вернуть человеку возможность входа в Царство Божие. Кто может представить мучения, которые Он претерпел ради нас? Мы, люди грешные, не можем даже представить того, что ощущают праведные. Можем ли мы тогда ощущать то, что ощущал сам воплотившийся Господь? И сойдя в ад, Он вызволил томящихся там праведников. И с этих пор Крест Христов, на котором он претерпел страшные муки, стал знаменем победы. Итак, созерцая плащаницу Господню, да разумеем то, какой ценой дано нам спасение…

Благословив народ, он ушел в алтарь. 1 час читался также у плащаницы. После его окончания о.Антоний заметил, что служба Великой субботы начнется не в 8.30, как написано в расписании, а в 8.00, так как ожидается архиерейское служение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь