Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 14 / 27 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких и Рязанских святых
Родился 3 / 16 мая 1878 году в селе Маккавеево (ныне поселок Сынтул) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Маккавеево. C 1905 года, по окончании церковноприходской школы и духовного училища, стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. Женился, родилась дочь. В 1919 году был рукоположен во диакона к этой церкви. Часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону; она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму. В январе 1932 года рукоположен во священника архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским), ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района. С этого времени он стал духовником блаженной Матроны, которой было тогда шестьдесят два года; отец Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал. В 1934 году отец Александр был переведен в Троицкий храм в село Гусь-Железный. Впоследствии, давая характеристику на священника, председатель сельсовета написал, что отец Александр совершал службы в храме, не испрашивая на них разрешения сельсовета, служил молебен о дожде, ходил на Пасху с крестным ходом по площади и проповедовал с «уклонением против советской власти. Даваемые по решению сельсовета задания по сбору сучьев не выполнял, за что давался штраф… Часто ходил на дом к церковной старосте, которая настроена антисоветски»[181]. В июне 1935 года сотрудники НКВД Касимовского района начали дело против блаженной Матроны и ее почитателей. 30 июня 1935 года отец Александр был арестован по делу "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Всего по групповому делу "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г." было арестовано 10 человек, все отправлены в Рязань, затем в Москву. Священник Александр Орлов был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен. Следователь потребовал от священника, чтобы он рассказал все, что знает о блаженной Матроне. Отец Александр ответил, что блаженная Матрона пользуется большим авторитетом среди верующих и ее посещает множество людей из различных мест; сам он удивляется ее терпению, уму и мудрости тех советов, которые она дает посетителям. – Признаете ли вы себя виновным в том, что вы в контрреволюционных целях прославляли блаженную Матрену Белякову, проводили среди верующих антисоветскую агитацию и распространяли ложные слухи о войне и неизбежной гибели советской власти? – спросил его следователь. – В прославлении блаженной Матреши виновным себя признаю. Я действительно почитаю ее и живу по ее советам. Об этом я говорил верующим и советовал им сходить к ней для советов. В антисоветской агитации и распространении ложных слухов виновным себя не признаю, – ответил священник. – Нам известно, что вы в целях прославления блаженной Матреши Беляковой, проживающей в деревне Анемнясево… рассказывали верующим о ее праведной жизни, о ее мудрых советах и советовали больным обращаться к ней, как могущей исцелить от болезней. Скажите, проводили ли вы упомянутую деятельность по прославлению блаженной Матреши? – Я, как духовник блаженной Матреши, бывал у нее, знал о ее благочестивой жизни и мудрости, поэтому я действительно рассказывал верующим о ней, как о блаженной и праведнице, могущей давать мудрые советы по всем жизненным вопросам и имеющей способность чудесно исцелять от болезней; при этом я советовал верующим и особенно больным сходить к ней и получить исцеление от своей болезни. – Скажите, какие советы давала своим почитателям блаженная Матреша?
– В моем присутствии блаженная Матреша советовала своим почитателям чаще ходить в церковь, больше молиться, служить молебны угодникам Божьим. Советовала вести трезвую жизнь. Уважать родителей и старших. Какие советы давала блаженная Матреша по вопросу о вступлении в колхозы, мне неизвестно, так как в моем присутствии на эту тему никаких разговоров не было. В обвинительном заключении следователь написал, что священник, «являясь участником контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославлял “блаженную Матрешу” Белякову, организовывал к ней паломничество верующих и на ее квартире совершал тайные богослужения…»[182]. 2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило священника Александра Орлова к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Заключение отбывал сначала в Соловецком лагере особого назначения, откуда в 1937 году был переведен в Карелию, Медвежьегорсклаг, лагпункт Сосновец. За время его заключения его жена и дочь переехали в село Митино Касимовского района и стали помогать при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Когда в 1940 году отец Александр освободился из заключения, то прежде чем идти к родным, он зашел к одной из своих прихожанок, жившей в соседнем селе, – оборванный, голодный, едва живой, и, не проходя внутрь дома, попросил постелить ему на коврике возле двери, так как вся его одежда была переполнена вшами. Отмывшись в бане и несколько придя в себя, он направился в Митино. Когда он подошел к храму, шла всенощная под праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и в это время из храма вышла его супруга с кадилом в руках, намеревавшаяся разжечь посильней угли перед началом полиелея. Священник поздоровался с ней, но за время заключения он изменился настолько, что супруга его не узнала, и отец Александр, горько заплакав, сказал: «Видимо, я недолго проживу, что ты меня с кадилом вышла встречать». Тут супруга узнала его и тоже заплакала. Отец Александр стал служить вторым священником в Скорбященском храме. Будучи с детства слабого здоровья, он еще более истощился здоровьем в лагере и уже жил и служил, все время перемогаясь; менее года он прожил, возвратившись из заключения. Скончался 27 апреля 1941 года, священник подошел к окну в комнате, где жил, и, увидев кого-то, хотел было встретить, вздохнул – и почил. Похоронен в с. Шеянки (по сведениям игумена Дамаскина (Орловского) - у алтаря Покровского храма в селе Маккавеево). 14 августа 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Рязанской области. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания. 21 августа 2001 года мощи священноисповедника Александра были обретены и находятся ныне в Покровском храме поселка Сынтул. Использованные материалы
События дня. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы