Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часы, изобразительны, Великая вечерня и литургия.



Итак, служба Великой субботы должна пройти архиерейским чином. Прошлый раз при архиерейском служении была сокращена самая интересная и познавательная часть этой службы – 15 паремий, пророчествующих о воскресении Христовом или приводящих его прообразы. Будет ли такое в этот раз? Тот факт, что служба начинается на полчаса раньше, вроде бы, должен говорить о том, что служба может быть совершена полнее. Так или иначе, я иду на службу к означенному времени. Погода на улице стоит чудесная, ясная, природа, будто бы, готовится к Пасхе, вместе с людьми. Вот и храм. Во дворе два человека собирают и настраивают турникеты металлодетекторов, которые, очевидно, будут стоят у ворот в пасхальную ночь. В самом храме пока еще народу немного. В центре стоит архиерейский амвон, что свидетельствует о том, что архиерейское богослужение состоится. В Великую субботу духовенство читает входные молитвы перед плащаницей, поэтому необходимости ставить на амвоне аналои нет (но их все-таки поставили). Вскоре начинается служба. Служба эта – единственная из великопостных субботних служб, начинающихся великой вечерней, а значит, и часы читаются, как и во все эти дни: 3, 6, 9 и изобразительны. Читающий (некий человек в гражданском, без стихаря или иного атрибута церковнослужителя) прочитывает все до конца. Отпуст изобразительных так и не прозвучал. Вместо этого он начал читать молитвы ко святому причащению (видимо из последования, предназначенного для священников, ибо в нем есть молитвы, коих нет в наших обычных молитвословах). Он прочитывает больше половины этих молитв, когда, наконец, на амвон выходят иподиаконы с архиерейским жезлом и подсвечником. Открываются Царские врата и в центр выходит правящий архиерей в сопровождении о.Александра Корниенко. Они становятся у плащаницы. Начинается чтение входных молитв, в которых духовенство испрашивает благословения Божия на совершение литургии (во время служения священство обязательно причащается Святых Таин, но чтение входных молитв не избавляет священника от чтения последования ко Святому причащению – священническое последование даже длиннее предназначенного для мирян). По окончании чтения молитв духовенство традиционно просит прощения у верующих, дабы «примирившись со всем миром», спокойно совершать литургию. При этом архиерей на три стороны благословляет народ, после чего духовенство уходит в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец продолжает читать молитвы. Читающий дочитывает молитвы ко святому причащению все до конца, когда духовенство выходит в центр. Начинается чтение предначинательных молитв. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко!» - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». Но это и всякая душа, живущая по заповедям Господним. Хотелось бы, чтобы и нашим душам быть таким же Царством!

Начало литургии.

После произнесения возгласа Царские врата закрываются. Читается предначинательный псалом Великой вечерни. Так как Литургия эта начинается Великой вечерней, то как и любая вечерня, начинается служба чтением 103 псалма (в начале всенощного бдения, насколько, читатель, надеюсь, заметил, псалом этот ПОЕТСЯ, хоть и не полностью): «Благослови душе моя Господа (при пении поется еще «Благословен еси Господи, благослови душе моя Господа»), Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (весьма), во исповедание (славу) и велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простирая небо, яко кожу, покрывая водами превыспренняя своя. полагая облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветерню, творяй ангелы Своя духи и слуги своя в пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится век века. Бездна, яко раза одеяния ея, на горах станут воды, от запрещения Твоего побегнут. от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, егоже основал еси, предел положил еси, егоже не прейдут. ниже обратятся покрытии землю. Посылая источники в дебрех, посреди гор пройдут воды. Напаяй вся звери сельныя, ждут онагри[184]. На тых птицы небесныя привитают, посреди камени дадят глас. Напаяй горы от превыспренних свой, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от лица земли, и вино веселит сердце человека, умастити елеом лице человека и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедры Ливанстии, ихже еси насадил, от нихже птицы небесныя угнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камени - прибежище заяцем. Сотворил еси Луну во времена, солнце позна запад свой, положил еси тьму и бысть ночь, внейже пройдут вси звери дубравнии, скимни (молодые львы) рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Взыде солнце и соберутся и в ложах своих лягут и изыде человек на дело и на делание свое до вечера, яко возвеличишася дела Твоя, Господи – вся премудростию сотворил еси. исполнь земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий, егоже создал еси ругатися (играть) ему. Вся к тебе чают, дати пищу во благо время. Давшу Тебе им соберут; отверзшу руку, всяческая исполнятся благости исполнятся, отвращшу же Тебе лице и возмятутся, отымеши дух – и исчезнут и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего и созиждутся и обновиши лице земли. Буди Слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех своих, призираяй на землю и творяй ю трястися, прикасаяся горам и дымятся. Воспою Господеви в живот моем, пою Богу моему, дондеже есмь (пока жив). Да усладится Ему беседа моя, аз же воспою Господеви. Да исчезнут грешницы от лица земли и беззаконницы, еже не бытии им. Благословен еси Господеви» (в Псалтири этот псалом этим и заканчивается, но в начале вечерни в конце читаются или поются слова: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». На всенощном же бдении еще поются и слова: «Слава Тебе Господи, сотворившему вся!»). Священник в это время в Царских вратах читает специальные так называемые светильничные молитвы. Их же читает и архиерей в центре храма, по книге, которую пред ним держит иподиакон. После их прочтения в центр выносится умывальница, и архиерей умывает руки... Лишь после окончания чтения псалма начинается великая ектения и мы, как всегда, призываемся к молитве о себе и о ближних и обо всей Церкви. Ектению возглашает о.Евгений Габов. После конечного славословия сразу начинается пение стихир на «Господи воззвах». В алтаре в это время заканчивается проскомидия[185], поле чего диакон кадит весь храм. Архиерей в это время сидит в поднесенном кресле, встав лишь в конце пения стихир.

И вот, поется последняя стихира – так называемый догматик, посвященный, обычно, воплощению Сына Божия от Пречистой Девы Марии. Из алтаря выходит процессия иподиаконов с архиерейским жезлом, со свечами и рипидами, затем диаконы с кадилами, и о.Евгений Габов с Евангелием, а затем и прочее священство, которое выстраивается в центре. В этот момент Владыка Феогност вручил ряд наград. Отец Александр Корниенко получил золотой наперсный крест, а протодиакон о.Евгений Габов – камилавку. Как всегда, при этом духовенство и хор поют «Аксиос» (достоин). Уже после этого протодиакон просит благословение предстоятеля на вход и после окончания пения хора, как всегда, звучит возглас «Премудрость!» После этого духовенство начинает пение «Свете Тихий[186]…», при этом, как и при обычной литургии, архиерей благословляет народ на 3 стороны, а затем духовенство входит в алтарь, после чего Владыка Феогност с амвона благословляет народ еще раз и при этом хор начинает петь песнопение со слов «…Достоин еси…», а затем то же самое повторяет духовенство (несколько нестройно). Заканчивается пение, и как всегда, Владыка Феогност кадит алтарь и солею с дикирием в руках в сопровождении диакона с трикирием под протяжное пение хора «Исполла эти дэспота», а по окончании каждения хор поет то же многолетие, но уже величественно, буквально гремя голосами и также оглушительно его поет и духовенство в алтаре

После окончания этой торжественной части чтец сразу же, без прокимна, начинает читать первую из 15 паремий Великой субботы. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 1): В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом и между тьмою. И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.

Русский текст: 1В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился[187] над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди

небесной. [И стало так.]

21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Паремия 2. Книга пророка Исаии (Глава 60): Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе узрится. И пойдут царие светом твоим, и языцы светлостию твоею. Возведи окрест очи твои, и виждь собранная чада твоя: се приидоша вси сынове твои издалеча, и дщери твоя на рамех возмутся. Тогда узриши, и возрадуешися, и убоишися, и ужаснешися сердцем, яко преложится к тебе богатство морское и языков и людей. И приидут к тебе стада вельблюд, и покрыют тя вельблюди Мадиамстии и Гефарстии: вси от Савы приидут, носяще злато, и ливан принесут, и камень честен, и спасение Господне благовозвестят. И вся овцы Кидарския соберутся тебе, и овни Навеофстии приидут к тебе, и вознесутся приятная на жертвенник Мой, и дом молитвы Моея прославится. Кии суть, иже яко облацы летят, и яко голуби со птенцы ко Мне? Мене острови ждаша, и корабли Фарсийстии в первых, привести чада твоя издалеча, и сребро и злато их с ними, имене ради Господня Святаго, и за еже Святому Израилеву славну быти. И созиждут сынове инороднии стены твоя, и царие их предстояти будут тебе: за гнев бо Мой поразих тя, и за милость Мою возлюбих тя. И отверзутся врата твоя присно, день и нощь не затворятся, ввести к тебе силу язык и цари их ведомыя. Языцы бо и царие, иже не поработают ти, погибнут, и язьщы запустением запустеют. И слава Ливанова к тебе приидет, кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое Мое, и место ног Моих прославлю. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя и раздраживших тя, и поклонятся следом ног твоих вси прогневавшии тя: и наречешися град Господень, Сион Святаго Израилева. За сие, яко был еси оставлен и возненавиден, и не бе помогающаго ти, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. И изссеши млеко языков, и богатство царей снеси, и уразумееши, яко Аз Господь спасаяй тя и избавляяй тя Бог Израилев.

Русский текст: 1Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3 И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию.

4 Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут.

5 Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

6 Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама[188] и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

7 Все овцы Кидарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

8 Кто это летят, как облака, и как голуби - к голубятням своим?

9 Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь