Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие ритма в жизни и искусстве.



План

 

1.Понятие ритма в жизни и искусстве ………………………………стр.2-3

2.Понятие метра ……………………………………………………...……..стр.4

3.Сравнение ритма и метра ……………………………………………...стр.5

4. Значение ритма в жизни ребёнка ………………... ……………….....стр.6

5. Методические рекомендации по развитию чувства ритма у дошкольников …………………………………………………………...стр.7- 13

 

5.1. Алгоритм  работы……………………………………………………….стр.7

 

5.2.Ритмические упражнения (по возрастным группам)……….……стр.8-10  

 

5.3.Творческие задания на развитие ритмических способностей….....стр.11

 

5.4.Работа с детьми, имеющими слабо развитое чувство ритма…..стр.12

 

5.5.Применение ИКТ……………………………………. ………………..стр.13

 

Заключение ………………………………………………………………...стр.14

 

Библиография, Интернет-ресурсы ………………………….. ……...….стр.15

 

Терминологический словарик …………………………………………………………………стр.16-17

 

 

Аннотация

В докладе на тему «Метр и ритм-сердце музыки» музыкального руководителя ГДОУ №2 «Звёздочка» г.Оленегорск -1 Мурманской области Буториной Т.В. представлены:

-теоретическая часть;

 -практические формы работы по   развитию чувства   метроритма у дошкольников;

- методические рекомендации;

 

 

Данная  работа может оказаться полезной  практикующим   музыкальным руководителям ДОО.   

 

Понятие метра.

 

Другим важным временным аспектом в музыке является метр.

Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы.

 

Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые (2- или 3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) и переменные. Каждая группа долей, начинающаяся с сильной (в простых метрах) или самой сильной (в прочих метрах), образует такт.

 

  Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс - это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным.

 

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку.

 

 Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы   создать ощущение пространства или остановившегося времени.

 

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра.

 

 

Сравнение ритма и метра.

 

Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.

 

Известный крупнейший физиолог В.М.Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребёнка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Еще он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

  Г. П. Шипулин ещё в 1928 году отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать,

активизировать и побуждать интерес к деятельности вообще. Делая

Поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать чувство ритма у детей, так как оно способствует формированию у ребёнка целостно восприятия и пространства времени, гармонизации его психического развития.

 

5. Методические рекомендации по развитию чувства ритма

у дошкольников

Алгоритм работы.

Формирование чувства ритма у  дошкольников — одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики, и в то же время, одна из самых сложных. В чём же суть этих трудностей? В звуке длительность — компонент более слабый, нежели высота звука. Высота звука может быть чётко зафиксирована, а продолжительность звука поддаётся относительной фиксации.

Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

 

        Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры.

 

Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

 

Методика музыкального воспитания предоставляет прекрасный материал для работы в этом направлении: развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.

 

Этот материал оформляется в виде специальных упражнений или дается

 в качестве составной части игр, хороводов, танцев. Приступая к работе с детьми, поступившими в детский сад, надо помнить, что формирование чувства ритма начинается с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра( от двудольного к четырехдольному, затем к трехдольному), позднее  ритмического  рисунка( от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начинать надо с более легких заданий.  

 

Любой вид моделирования ритмических отношений может стать основой для множества игр, развивающих у детей метроритмическое чувство.

Применение ИКТ.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) даёт большие возможности для усвоения музыкального материала, в том числе и ритма. Демонстрационный материал (таблицы, понятия), слайд-иллюстрации, видео-проекты, которые можно почерпнуть из интернет-ресурсов или создать самостоятельно, не только дадут образную, запоминающую подачу учебного материала, но и установят больший контакт между педагогом-музыкантом  и дошкольниками, за определённое количество времени донесут больший объём словесной, зрительной и слуховой информации.

http: //www.metronomid.ru

Онлайн метроном на этом сайте использует современные веб-технологии для создания звука, чтобы обеспечить максимальную совместимость со всеми браузерами и операционными системами.

 

Заключение

 

О чем же рассказывает музыкальный ритм?

  Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств.  Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.

       

 

Библиография

 

Льговская Н.И. «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста» (АЙРИС-ПРЕСС Москва 2007)

Романец Д. «Нотная грамота. Тетрадь-раскраска для дошкольников и младших школьников» (Ростов-на-Дону «Феникс» 2012) 

Цитнер Н.А. «Развитие метроритмического чувства у детей при индивидуальном обучении на музыкальном инструменте (фортепиано)» -журнал «Музыкальная палитра» №4/2001

 

Интернет-ресурсы

 

 

http: //school.4igi.ru/index.php? topic=740.0

http: //artwwworld.org.ua/Teorija_i_praktika/Kompozicija/Priemy_kompozicii/Ritm_i_metr/

http: //music-fantasy.ru/content/vyrazitelnye-sredstva-muzyki-dialog-metra-i-ritma

http: //учебныепрезентации.рф/muzykalnyj-ritm-i-ego-vospitanie-v-klasse-solfedzhio.html

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК

 

Ритм -соотношение долгих и коротких звуков.

     -временная организация музыкальных звуков и их сочетаний (БЭС)

 

План

 

1.Понятие ритма в жизни и искусстве ………………………………стр.2-3

2.Понятие метра ……………………………………………………...……..стр.4

3.Сравнение ритма и метра ……………………………………………...стр.5

4. Значение ритма в жизни ребёнка ………………... ……………….....стр.6

5. Методические рекомендации по развитию чувства ритма у дошкольников …………………………………………………………...стр.7- 13

 

5.1. Алгоритм  работы……………………………………………………….стр.7

 

5.2.Ритмические упражнения (по возрастным группам)……….……стр.8-10  

 

5.3.Творческие задания на развитие ритмических способностей….....стр.11

 

5.4.Работа с детьми, имеющими слабо развитое чувство ритма…..стр.12

 

5.5.Применение ИКТ……………………………………. ………………..стр.13

 

Заключение ………………………………………………………………...стр.14

 

Библиография, Интернет-ресурсы ………………………….. ……...….стр.15

 

Терминологический словарик …………………………………………………………………стр.16-17

 

 

Аннотация

В докладе на тему «Метр и ритм-сердце музыки» музыкального руководителя ГДОУ №2 «Звёздочка» г.Оленегорск -1 Мурманской области Буториной Т.В. представлены:

-теоретическая часть;

 -практические формы работы по   развитию чувства   метроритма у дошкольников;

- методические рекомендации;

 

 

Данная  работа может оказаться полезной  практикующим   музыкальным руководителям ДОО.   

 

Понятие ритма в жизни и искусстве.

                                    

  Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму. Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями. Все окружающее нас живет по законам ритма.

Музыка, как временное искусство, имеет ту или иную форму ритмической организации.  Академик Асафьев назвал  ритм  пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

 

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

 

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и называется ритмом.

В 1816 году немецкий механик Мельцел изобрел метроном - это приспособление для отстукивания ритма - определенного количества ударов в минуту. При этом если выставить на шкале механического метронома 90, то мы получим равномерные удары, которых будет ровно 90 в минуту. Большинство метрономов производят звук щелчка " тик-так-тик-так", который легко услышать во время игры на музыкальном инструменте.                     

Метрономы предоставляют несколько функций:

- производят устойчивый удар, так что музыканты могут развить сильное чувство темпа.

-позволяют узнать, если мы при игре делаем замедления или ускорения.

-определяют точный темп, так как композиторы часто указывают, что они хотят, чтобы их музыка была сыграна в определенном темпе.

-помогают увеличить разнообразие методов практики.

 

Вы можете использовать метроном не только если вы музыкант, но также и для:

*разучивания танцевальных движений;

*делая утреннюю зарядку;

*для практики быстрого чтения, читая некоторое число абзацев за один удар;

*сосредоточения во время медитации.

 

Виды метрономов:

Механический метроном – это коробочка с маятником, и ползунком для настройки темпа. В отличие от электронных аналогов он не требует батареек, а движение маятника легко видеть боковым зрением.

 

Электронный метроном – это небольшое устройство с дисплеем и кнопками. Компактный размер делают его привлекательным для использования, но маленький динамик может быть плохо слышно, поэтому многие модели имеют вход для наушников или даже выполнены в форме наушника.

 

Программный метроном – это приложение, которое можно установить, и обычно имеет вид, имитирующий электронный или механический девайс. Существует большое количество приложений для различных операционных систем и устройств, таких как мобильный телефон.

 

Веб-метроном – это веб-приложение, то есть приложение, которое работает в веб-браузере как часть веб-сайта. Это означает, что не требуется скачивания, установки и настройки. Использование звука на веб-сайтах стало доступно с появлением новых технологий.

 

 

Понятие метра.

 

Другим важным временным аспектом в музыке является метр.

Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы.

 

Метр в музыке - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые (2- или 3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-, 12-дольные), смешанные (напр., 5-дольные) и переменные. Каждая группа долей, начинающаяся с сильной (в простых метрах) или самой сильной (в прочих метрах), образует такт.

 

  Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс - это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным.

 

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку.

 

 Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы   создать ощущение пространства или остановившегося времени.

 

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра.

 

 

Сравнение ритма и метра.

 

Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь