Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ритмические упражнения (по возрастным группам)



 

 Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет)  уже способны передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях:

•   хлопки в ладоши;

•   одновременное топанье ногами;

•   полуприседания;

•   покачивания с ноги на ногу и т.д.

 

В ходе обучения этим танцевальным движениям я использую ритмические подговорочки, различные подпевания. Это помогает детям быстрее освоить ритмический рисунок, ему не нужно запоминать количество притопов или прихлопов.

 

В работе над ритмом мне помогает использование игровых образов: «потопаем и испугаем мишку», «будем прятать руки от зайки». Эти упражнения способствуют выразительному и ритмичному выполнению движений.

 

При выполнении хлопков в ладоши  можно  рассказывать  детям о «веселых и грустных» ладошках (веселые ладошки - хлопки на каждую восьмую, грустные - хлопки на каждую четверть).

 

При разучивании песенки «Ай-да» Г.И.Ильиной обр. Т.Попатенко: в первой части (мелодия состоит из четвертных длительностей - долгих), предлагаем детям покачать с ноги на ногу и произнести «Ай-да», а на вторую часть (восьмыми длительностями - короткими) – легко пробежать по залу.

 

    Уже с первых шагов обучения побуждаем детей проявлять самостоятельность: проигрывая русскую народную мелодию «Ах вы, сени», предлагаем потопать малышам так, как подсказывает им музыка. Как правило, все ребята безошибочно находят правильный темп и ритм движения, выполняют притопы двумя ногами или одной ногой.

 

  В средней группе задания усложняются: знакомим  детей с ритмом тройного притопа. Так, при разучивании песни «Барабанщик» М.Красева обращаем  внимание на ритм музыки «Тра-та-та» и предлагаю детям самостоятельно воспроизвести ритмический рисунок на барабане, хлопками, притопами.

 

Опыт показывает, что разучивание в определенной последовательности различных танцевальных движений положительно влияет на ритмичность исполнения. Чтобы выполнение бокового галопа стало ритмичнее, обучение детей разделила на несколько этапов. Первый этап - выполнение пристав-ного шага. Второй этап - приставной шага с приседанием. Третий этап –

Выполнений  бокового галопа. В итоге дети четко приставляют пятку к пятке, сохраняют оптимальный разворот ступней.

   

Чтобы помочь детям самостоятельно уловить характер, ритм и темп, предлагаемого музыкального образца, проигрываем  детям разную по характеру музыку: для выполнения шага с притопом в умеренном темпе, в старшей группе, сначала предлагаем  русскую народную мелодию «Ходила младешенька по борочку», что помогает детям выполнять движение четко, без торопливости. Затем - быструю мелодию «Полянка» (русская народная мелодия), что обусловливает перемену темпа, изменение ритма шага.

В работу по ритмическому воспитанию включаем  задания на воспитание и развитие творческих умений.

Детям старшего дошкольного возраста предлагаем   самостоятельно подобрать движения к танцам. Обращаю, их внимание на то, что в одной музыке польки можно услышать ритм бега, в другой -ритм поскоков. После проигрывания польки Ю.Слонова дети выполняют поскок; а под «Латвийскую польку» А.Жилинского легко бегут на носочках.

В старшем дошкольном возрасте знакомим  детей с понятием сильная доля или акцент и предлагаем  им самим отразить его в движении. Сначала ритмический рисунок дети отмечают хлопками и лишь после этого включают его в движение. Услышав акцент, предлагаю детям отметить его каким – либо движение (хлопком, притопом и т.д.). В упражнении «Передача платочка», дети слушают акцент и передают на него платок соседу.

Развитию чувства ритма у дошкольников помогают групповые танцы и упражнения с различными предметами (пластмассовые крышечки, ложки, бубны, деревянные палочки, кубики и т.д.) Ударами палочек или кубиков дети поддерживают нужный ритм движений (пьеса «Лошадки»), игрой на барабане уточняют ритм шага («Барабанщики»).

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения: торжественное звучание праздничного марша радует и бодрит - это выражается в подтянутой осанке, точно подчеркнутых движениях рук и ног, а спокойный, плавный характер пляски позволяет сделать свободнее осанку, движения неторопливыми, более мягкими и округлыми. С развитием музыкальных и двигательных навыков у детей появляется способность изобретать и комбинировать по своему усмотрению полученный материал, используя фантазию и выдумку. С большим энтузиазмом старшие дошкольники помогают придумывать движения для новогодних хороводов, стараясь согласовать их с музыкой и текстом песни. Все движения в этом случае выполняются непринужденно, ритмично, выразительно, с желанием. Мотивация понятна: ведь дети будут водить хороводы с Дедом Морозом вокруг нарядной елки.

Какие же приёмы и навыки мы применяем на занятиях для развития метроритма у старших дошкольников? С самых первых занятий начинаем работу над метроритмом, используя игры. Для начала просто слушаем окружающие звуки (биение сердца, тиканье часиков, гудок автомобиля...). Выясняем, что многие звуки в нашей жизни имеют равномерную повторяемость, стук, пульс. Воспроизводим с детьми равномерную последовательность одинаковых по протяженности звуков (для нас уже длительностей). Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации ровных долей уже с первых шагов развивает чувство метра, а следовательно и темпа. Детям предлагается подвигаться под музыку и ощутить движения, характерные для того или иного услышанного музыкального фрагмента. Сильные и слабые доли изучаем на примерах слов, состоящих из 2, 3, 4 слогов. Слова придумываем с детьми на разные темы: слова — имена, сладкие слова, слова-зверушки, слова-ягоды (сли-ва, ма-ли-на, го-лу-би-ка)... Сразу учимся тактировать сильные и слабые доли (в двухдольном пульсе на сильную долю опускаем ладонь на стол, а на слабую долю запястье остается на столе, опускаем только пальчики. В трехдольном пульсе пальцы подчёркивают две слабые доли).

Освоение длительностей начинаем с четвертной и восьмой длительностей и сразу даем понятие ритмослогов ТА и ТИ-ТИ. Сначала слова, затем фразы, далее две строчки, наконец, четыре строчки переводим в ритмослоги.    Разучиваем детские песенки, тактируем, хлопаем ритм со словами, с ритмослогами, записываем ритмический рисунок.

   На начальном этапе, после знакомства с длительностями и ритмослогами полезно проговаривать, хлопать, пропевать, проигрывать разученные попевки, песенки с произношением ритмослогов. Произношение и пение вслух ритма при помощи ритмослогов даёт детям  чёткое осмысление усваемого ритмического рисунка, запоминание ритмоформул, правильное исполнение услышанного или увиденного музыкального материала. Для закрепления пройденных длительностей применяем на занятиях  разные виды заданий: ритмические игры, например, «Змейка» (Первый участник придумывает два такта своего ритмического рисунка, следующий повторяет второй такт и добавляет свой такт и т. д.), карточки (выкладываем ритм предложенного стишка, песенки), уравновешиваем корзиночки (мы закрепляем корзиночки на магнитной доске, в одной находятся карточки с длительностями, во вторую вкладываем карточки с другими ритмическими группировками, но так, чтобы количество длительностей было такое же, что и в первой корзиночке).

Можно разыгрывать сценки, небольшие театральные действа с использованием ударных, шумовых инструментов, с применением инструментального сопровождения, фонограммы, ритмодекламации.

 

5.3. Творческие задания

Творческие задания также дают большой толчок к развитию чувства метроритма.

Это может быть:

- сочинение своего собственного ритма;

 

-сочинение мелодии на заданный ритмический рисунок;

 

- сочинение мелодии на стихотворный текст;

 

- сочинение ритмических партитур;

 

- запись ритма на предложенное четверостишие в разных размерах;

 

- сочинение ритма в жанровом сегменте (полька, вальс, марш, мазурка...)  с использованием характерных  ритмоформул.

 

 Умение свободно оперировать закреплёнными ритмическими шаблонами даёт дошкольнику  посыл к дальнейшему музыкальному творчеству — сочинению и импровизации.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь