Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ ИНДИЙСКОЙ ЧУДО–ВЕРЕВКИ



 

Индийская чудо–веревка (или канат) — трюк с заклинаниями, столетиями поражавший воображение и порождавший неисчислимые догадки. Некоторые утверждают, что это — всего лишь миф или иллюзия, возникающая под действием гипноза.

Веками европейские путешественники привозили из Индии рассказы о невероятных трюках, которые показывают бродячие индийские фокусники. Но более других поражали воображение выступления со знаменитой чудо–веревкой. Подобные истории вызывали множество толков и предположений, включая версию о том, что это — всего лишь миф, ибо не удалось найти человека, своими глазами видевшего удивительный трюк. Точно одно: индийская чудо–веревка вызывала более горячие дискуссии, чем любой другой вид заклинаний. Было ли это на самом деле? Если да, то как это делалось?

Возможно, часть ответа скрыта в особой тренированности тех, кто показывает необычный номер. Многие индийские фокусники (или "факиры", что в переводе с арабского означает "нищий") способны совершать поистине замечательные подвиги — такие, как управление своей нервной системой посредством силы воли, что достигается постоянными упражнениями по методикам йогов. Кроме того, факиры в совершенстве владеют артистическим искусством, даром внушать иллюзии и делать трюки с заклинаниями. На Западе многие номера их репертуара относят к категории "массовых галлюцинаций" или "массового гипноза". Более того, говорят, будто нет ни одного человека, который сам был бы очевидцем трюка или лично знал такового. Обреченная, по–видимому, на вымирание, индийская чудо–веревка запомнится — если вообще запомнится — как массовая иллюзия или красочный миф. И если кто‑то с этим не согласен, его можно простить, поскольку уж очень долгая и сенсационная история у этой загадки.

Вряд ли Запад услышал бы о чудо–веревке и хоть один человек воспринял бы эти рассказы всерьез, если бы не записки великого марокканского естествоиспытателя и писателя Средневековья Ибн Баттуты. В 1360 году в числе прочих именитых гостей он получил от Акбах–хана приглашение на обед в царском дворце в Хань–Чу в Китае. После обильной трапезы Акбах–хан предложил насытившимся гостям последовать за ним в сад, где все было подготовлено в началу удивительного развлечения. Вот что Ибн Баттута написал об этом в своем дневнике: "После пира один из артистов взял деревянный шар, в котором было несколько отверстий. Через них он продел веревку. Затем так швырнул шар вверх, что тот исчез из вида и там остался, хотя никакой видимой опоры не было. Когда в руке остался лишь небольшой конец веревки, артист приказал одному из мальчиков–ассистентов уцепиться за веревку и взобраться по ней наверх, что тот и сделал. Он лез выше и выше, пока тоже не исчез из вида. Артист трижды звал его — ответа не последовало. Разозлившись, он взял нож, ухватился за веревку и тоже исчез в вышине.

Затем артист спустился на землю, принеся с собой руку своего помощника, который первым поднялся по веревке; потом принес ногу, вторую руку, вторую ногу, туловище и наконец голову. Помощник, естественно, умер. Одежды артиста и мальчика были в крови. Окровавленные части тела факир приложил на полу одну к другой в их изначальном порядке. Затем он поднялся и слегка пнул сложенное из кусков тело, которое вновь оказалось ребенком — совершенно нормальным, целым и невредимым".

Поскольку не существует рационального объяснения таким чрезвычайно необычным явлениям, как левитирующие веревки и чудесное воскрешение, последующие поколения считали сообщения Ибн Баттуты и им подобные пустой болтовней или шумихой, призванной вытянуть несколько монет у наиболее легковерных. Средневековые ученые объявили трюк с веревкой ложью. В XIX веке его объясняли с точки зрения новой захватывающей науки о гипнозе.

Предприимчивая американская газета "Чикаго дейли трибюн", испытывавшая в 1890–е годы трудности с тиражом, возвестила о своем вступлении в дискуссию и отправке своих журналистов — писателя С. Эллмора и художника Лессинга — в далекую Индию со смелой миссией. Им поручено было сфотографировать, сделать эскизы и наброски и в конечном счете доказать, что этот трюк — всего лишь фокус.

Хотя было известно, что номер с индийской чудо–веревкой демонстрируют очень редко, американцы вскоре возвратились в Чикаго с несколькими эскизами и фотографиями, которые, казалось, нанесли сокрушительный удар по славе трюка, доказывая, что он был, как и предполагалось, "массовой галлюцинацией". Когда пленку проявили, на снимке был только индус в мешковатых штанах, окруженный загипнотизированной толпой. Не оказалось и отвердевшей веревки, по которой можно было подняться наверх. Естественно, напрашивался вывод, что "увиденное" являлось плодом коллективного внушения. Газета напечатала статью, и стало ясно, что усилия проницательных журналистов "Трибюн" завершились триумфальным разоблачением.

Прошло несколько месяцев, и был пролит свет на другой "дерзкий трюк" — удача отвернулась от чикагской "Трибюн". Работы Лессинга–Эллмора были разоблачены как фальшивки, каковыми они и оказались на самом деле. Лессинг никогда не ступал на азиатскую землю и уж тем более не был очевидцем оклеветанного им трюка с индийской веревкой. Более того, журналист с именем "С. Эллмор" вообще не существовал. Уступив давлению, издатель сам выступил с опровержением, объявив содеянное шуткой, разыгранной с целью увеличения спроса на газету.

Тридцать лет спустя газеты вновь запестрели статьями о чудо–веревке, поскольку некто полковник Эллиот обратился в лондонский "Кружок магии" с предложением решить проблему раз и навсегда. В марте 1919 года полковник назначил премию в пятьсот фунтов стерлингов тому, кто сможет продемонстрировать трюк в условиях тщательного научного контроля. В связи с полным отсутствием факиров в самом Лондоне в "Таймс оф Индия" было опубликовано объявление, сулившее баснословное вознаграждение любому индусу, способному совершить подвиг с индийской веревкой. Однако заманчивое предложение осталось без ответа.

Чопорным джентльменам из "Кружка магии" пришлось согласиться со сторонниками парапсихологической версии, что индийская чудо–веревка была результатом "коллективной галлюцинации". Им даже в голову не пришло, что факиры отнюдь не принадлежат к числу праздных богачей, которые проводят день в клубе для джентльменов за чтением газет, издаваемых на английском языке. Большинство факиров того времени не умели читать даже на родном языке и уж тем более говорить и читать по–английски.

Однако через несколько лет после упомянутой акции "Кружка магии" несколько ирландских и английских солдат, служивших в Индии, стали очевидцами представления, почти полностью совпадавшего с чудесами, описанными Ибн Баттутой в XIV веке.

Трюк с веревкой часто трактуют как форму гипнотического внушения. Однако представьте себя на месте гипнотизера, странствующего по Индии и дающего представления любой собравшейся публике. Логично допустить следующее. Ваша аудитория состоит, скажем, из пятидесяти индусов из Нью–Дели (которые почти всегда говорят на английском) и пятидесяти ламаистов — буддистов из Сиккима (мало кто из них говорит по–английски), северной провинции Индии. Не умея говорить ни на хинди, ни на тибетском наречии, вы начинаете сеанс гипноза на английском языке, и вскоре ваше умение начинает действовать. Вы заставляете их войти в состояние глубокого сна и "видеть" дракона с золотыми крыльями. И тут замечаете, что англоговорящие делийцы созерцают мифическое существо, а пятьдесят буддистов сидят напротив вас в ожидании начала представления.

Принцип вполне понятен. Насколько нам известно, гипнотическое внушение всегда сопровождалось воздействием речи; если субъект не понимает языка, на котором производится внушение, он не войдет в состояние гипноза. Коль скоро массовый гипноз не является ответом на интересующий нас вопрос, то следует искать иное объяснение трюка.

Удивительное свойство веревки тщательно хранят в секрете и передают от отца к сыну как фамильную реликвию. Во все времена людей, знавших тайну трюка, можно было пересчитать по пальцам одной руки — к тому же говорят, что этот номер очень рискованный и при малейшей ошибке можно свернуть себе шею. Полагают, что к 1940–м годам факиры, демонстрировавшие сей удивительный номер, стали слишком старыми для выступлений с чудо–веревкой. Но если этот трюк — не миф, то как его делали?

Предположим, что секрет скрыт в самой веревке и что в прямом состоянии ее поддерживает механизм из вставок (металлических или деревянных) или скрытое в земле устройство. Главная же тайна буквально висит в воздухе.

Когда впервые был исполнен этот номер — задолго до появления невидимой проволоки, зачастую используемой современными иллюзионистами, — искусно сделанные длинные прочные шнуры были черными. Поскольку они отнюдь не отличались "незаметностью", трюк всегда демонстрировался с наступлением сумерек, когда черный шнур становился невидимым на фоне потемневшего неба. Кроме того, номер следовало исполнять на достаточно тесной площадке и ни в коем случае не посреди пустыря или иного открытого места. Впрочем, чтобы избежать разоблачения при выступлении в долине, достаточно было расположиться между двумя буграми или холмиками. Шнур натягивали между ними так, чтобы он скрывался в листве деревьев. Чтобы наверняка утаить его от пытливых глаз скептически настроенных зрителей, факир начинал выступление в сгущающихся сумерках и поначалу "разогревал" толпу прибаутками и банальными фокусами до тех пор, пока небо наконец не становилось черным.

Тогда помощники выносили фонари и располагали их на специальных подставках вокруг сидевшего на земле мага, который предварял главный трюк достаточно скучным и долгим традиционным предисловием, дабы отвлечь внимание аудитории.

Представьте себе такую сцену: расположившись на расстоянии всего трех–четырех метров от публики, факир непрестанно что‑то рассказывает, достает из плетеной корзины веревку, многократно изгибает и скручивает ее, подбрасывает в воздух, показывая всем, что веревка совершенно обыкновенная. Обычно маги не рискуют прикреплять утяжеляющий деревянный шарик под взглядами зрителей и вплетают его в конец веревки заранее. И вот, продолжая балагурить, он размахивает поднятыми руками и швыряет ее вверх в очередной раз… Зрители уже утомились и не замечают, как факир ловким движением вставляет металлический крюк в специальное отверстие в деревянном шарике. Этот крюк привязан к очень тонкому и прочному волосяному шнуру, незаметному на фоне черного неба. Шнур поднимается на высоту приблизительно восемнадцати метров, где он переброшен через главный горизонтальный шнур. Зрители же, ослепленные светом фонарей, видят, что веревка поднимается в воздух, подчиняясь неведомой магической силе. При резком контрасте между освещением площадки и чернотой неба им кажется, что она парит в воздухе, поднявшись на высоту 60—90 метров. Зрители попросту не видят, что ее вытягивают наверх спрятавшиеся в укрытии помощники факира.

Когда маг приказывает своему помощнику — мальчику в возрасте восьми–девяти лет — подняться по веревке, публика хорошо понимает ребенка, упорно не желающего следовать в пугающую неизвестность. Конечно, в итоге мальчик уступает, взбирается все выше и выше и в конце концов исчезает из вида — на высоте около десяти метров он оказывается недосягаемым для света фонарей. Добравшись до главного шнура, он цепляется за него крюком и проверяет надежность крепления веревки.

Тем временем факир безуспешно зовет мальчика — тот не удостаивает его ответом. Разъяренный маг хватает огромный нож, сжимает его зубами и бросается наверх вслед за помощником. Через несколько мгновений он тоже исчезает в темноте, и зрители слышат лишь его злобную ругань и предсмертные крики мальчика. Потом — о ужас! — на землю начинают падать части тела несчастной жертвы. На самом деле это — части тела крупной обезьяны, обмотанные окровавленными тряпками, похожими на одежду мальчика. Они были спрятаны под просторным халатом самого факира. Последней падает отрезанная голова, обмотанная тюрбаном. Естественно, зрители не выказывают желания осмотреть ее.

Четыре помощника бросаются к останкам товарища с громкими причитаниями. Тем временем наверху мальчик прячется в опустевших просторных одеяниях факира. Маг спускается вместе с ним вниз, причем внимание зрителей приковано прежде всего к "окровавленному" клинку в его зубах. При виде расчлененного тела факир "осознает" происшедшее, начинает "раскаиваться" и падает наземь рядом с останками. Помощники, пытаясь утешить хозяина, окружают их плотным кольцом. В это время мальчик выскальзывает наружу, а части тела обезьяны вновь исчезают под одеждами мага. Помощники отходят, а зрители видят факира, склонившегося над сложенными вместе кусками тела жертвы. Наконец он встает и произносит несколько волшебных слов, после чего наносит чувствительный резкий удар, и вдруг, — о чудо! — мальчик оживает.

 

"ХАРРИКЕЙН" АТАКУЕТ "АРГО"

 

Загадочную историю, представленную ниже, сообщил Британскому королевскому метапсихическому обществу в 1954 году бывший пилот–истребитель RAF майор Перси Л. Стаффхорн, кавалер многих высших военных орденов.

Сэр Джеймс Хоукинс, профессор, дипломат и историк, хорошо знавший Стаффхорна, характеризовал его как рационального материалиста, верного канонам пресвитерианской церкви, человека правдивого и добропорядочного. Он считал, что Королевское общество должно быть ознакомлено с этим необъяснимым случаем, несмотря на то, что с того дня минуло уже двенадцать лет.

"Эту историю я рассказал лишь один раз в жизни. Лежал в госпитале после вторжения в Нормандию — случайная немецкая пуля прошила голень. Однажды доверился соседу по палате, тоже летчику. Он лишь странно посмотрел на меня, а на следующее утро был уже в другой палате и начал избегать меня.

Это произошло в июне 1942 года. Наша эскадрилья базировалась в Дерне, на ливийском побережье мы патрулировали Левантское море. Позади были бои у Эль–Аламейна, в Тобруке. Итальянцы и Африканский корпус Роммеля уже бежали из Туниса. Наши "Харрикейны" и "Китти–Хоуки", используя подвесные баки, могли залетать достаточно далеко. Самолеты противника сюда проникали редко — ожидали десанта на Сицилию.

Так что проблем с "воздухом" не было. Нужно было идентифицировать морские суда и сразу сообщать на базу, если корабль был подозрителен. Одному из наших пилотов удалось засечь нацистскую субмарину, которая вылезла "подышать", быть может, у нее испортился "шнорхель"; обменялись несколькими очередями, потом она нырнула, а утопили ее через несколько часов корветы, вызванные от побережья.

В этот день у моего напарника Финнея Кларка забарахлил мотор "Харрикейна", техникам никак не удавалось найти неисправность. Коммодор решил направить в свободный поиск меня одного.

Легко и просто — воскресная прогулка. Яркое солнце — ни облачка на небе. Взлетел. Вскоре вышел в начальный квадрат барражирования, поглядывая вниз. Транспортный "Либерти" полз куда‑то под охраной малого противолодочного корабля. Ближе к берегу сбились в стайку рыбачьи суда. Ничего интересного…

Через несколько минут мне захотелось протереть стекла защитных очков. Слева, в полумиле, плыл парусный корабль. Небольшой, изящный. Не похожий на грубые фелюги аборигенов. С большим квадратным белым парусом. А по бокам ритмично вспенивали воду весла! Ничего подобного не видывал в наши дни. Заложил крутой вираж, чтобы рассмотреть необычное судно. Оно шло на зюйд–вест. Откуда? Куда?

Развернулся, приблизился, снижаясь. Ни флага, ни названия. На палубе стояли несколько человек в белых длинных одеждах, напоминающих арабские галабии, косматых и бородатых. Они потрясали поднятыми руками. На носу корабля, по обе стороны от форштевня, были намалеваны два огромных человеческих глаза.

Вспомнилось предупреждение о судах–ловушках, но это… Команда видела, конечно, британские знаки на крыльях, но явно проклинала и угрожала.

Неожиданно заглох мотор. На приборах все было в норме. Перевел "Харрикейн" в планирование, прекрасно понимая, что до берега не дотянуть.

Покрутил ручки "Бендикса". Напрасно — только треск помех. Отличный американский аппарат имел привычку отказывать в самые неподходящие моменты. Не отзывались ни база, ни контрольный пункт в Кимносе.

И тут мотор снова взревел. Набирая высоту, заложил вираж и снова оказался над странным судном. Весла теперь были неподвижны, а народа на палубе прибавилось. Видно, и гребцы решили поглазеть на меня — все лица были обращены вверх.

Мотор "чихнул" пару раз — и заглох опять. Теперь я был совершенно уверен, что это связано с необычным суденышком.

"Тайное оружие фрицев, останавливающее моторы?" — мысль казалась слишком дикой, хотя такие предположения были уже давно. Немцы не стали бы устраивать подобную кричащую "маскировку", лишь привлекающую внимание.

Планируя, уходил в сторону берега, проклиная свое бессилие. И тут, словно отвечая моему горячему желанию, мотор снова ожил. Решил заставить их поднять флаг.

Развернулся, поймал судно в перекрестье прицела, немного отвернул в сторону и плавно нажал гашетку пулеметов. Дымные трассы протянулись вперед, пули вспенили полосу воды по курсу корабля. Никакой реакции, кроме размахивания руками!

То, что оружия у них не видно, ничего не значит, но настроены они явно враждебно.

Значит, нужно топить? Конечно!

Спикировал на странное судно, решив всей мощью огня пушек и пулеметов изрешетить его. Пусть кормят рыбу!

Нажал гашетки, ожидая привычной дрожи отдачи… Ничего! Небывалый случай — отказало сразу все оружие!

Какая‑то дьявольская мистика. Невольно я перекрестился.

И тут почувствовал сильный удар по голове. Дернувшись, взглянул влево — и на мгновение оцепенел. На кромке кабины сидело, вцепившись когтистыми лапами, что‑то отвратительное, пучеглазое, напоминавшее птицу. Оно явно собиралось вновь проверить крепость шлема длиннющим зубастым клювом. Перья "птицы" казались металлическими. Совершенно инстинктивно я ткнул непонятную тварь кулаком. Когти ее скользнули, и она кувырнулась вниз.

Пощупал шлем — в нем зияла дыра, была пробита защитная металлическая пластина, но до кожи клюв не достал.

Чертыхнувшись, покрутил верньер — по–прежнему ничего, кроме потрескивания.

Что‑то заставило меня повернуть голову. С изумлением узрел чудовище — распластав крылья, оно мчалось в десятке футов от самолета, явно собираясь напасть вновь.

Птица, летящая с такой скоростью? Это было непостижимо. Мелькнула мысль о "чудо–оружии", россказнями о котором нас постоянно пичкали (для поддержания боеготовности!). Нет, ЭТО явно не имело никакого отношения к военной технике.

Вдобавок "птица" совсем не двигала крыльями!

Закрыть колпак? Это не поможет — ведь клюв легко пробил дюралевую пластину шлема.

С трудом расстегнул кобуру, вытащил пистолет, снял с предохранителя (патрон был в стволе).

Монстр продолжал стремительный полет, постепенно приближаясь к кабине. Выстрелил трижды — от крыла и туловища "птицы" полетели искры, но видимых повреждений не было.

Сунул пистолет в кобуру и сорвал "Харрикейн" в резкое пике. Тварь, отброшенная ударами пуль, с трудом выдерживала скорость и пока не нападала.

На минимальной высоте вывел самолет из пике. Зловещая "птица" исчезла. Немного отвернув, увидел на поверхности моря фонтан брызг там, где она врезалась в воду.

Сделал круг, чтобы увидеть проклятое судно. Но его не было! Поверхность моря была совершенно чистой, пустой на много миль вокруг! Куда оно девалось? Нырнуло? Теперь я был готов предположить что угодно…

Прибавил скорость, набирая высоту. Радио ожило, и я сообщил на базу, что возвращаюсь. Благо время поиска истекало, а горючее вот–вот могло кончиться.

По возвращении попросил механиков проверить мотор и оружие. Конечно, все было в полном порядке. Радиооператор бормотал что‑то о "внеплановой магнитной буре", но обещал проверить "Бендикс".

Продырявленный шлем бросил за борт, подлетая к берегу. Потом пожалел об этом.

В рапорте я не стал упоминать ни о необычном парусновесельном судне, ни о птице, ни об отказе оружия и мотора.

Мне не хотелось, чтобы меня отстранили от полетов, а то и отправили на психиатрическую экспертизу.

Через неделю не вернулся из такого же полета Финней Кларк. Он сообщил на базу, что атакует вражеское парусное судно. Затем связь прервалась.

Самолеты, посланные в квадрат, не обнаружили ничего, кроме масляного пятна на воде. Рыбаки, возвратившиеся в порт к вечеру, сообщили, что видели самолет, упавший в воду.

Через три дня водолазы из Александрии обнаружили на дне изуродованный "Харрикейн" и извлекли тело Кларка. По медицинскому заключению, "смерть наступила от осколочного ранения черепа с повреждением мозга", хотя самого осколка в ране не было. Я‑то знал, какой это был "осколок".

Значит, и он повстречался с дьявольским кораблем. Но что изменилось бы, если бы я все‑таки рассказал о том, как это происходило со мной? Никто не поверил бы.

Чувство вины преследовало меня все последующие годы. Но я не настолько был близок с Финнеем Кларком, чтобы надеяться на его корректность, если бы поделился с ним этой неправдоподобной историей. Скорее всего, он сразу доложил бы командованию, что я "тронулся".

Случай в госпитале укрепил меня в этом мнении.

С тех пор я молчал. Не обратился ни к психиатру, ни к модному теперь психоаналитику.

Через пару лет после окончания войны произошел случай, укрепивший меня в вере в оккультную сущность тех событий лета 1942 года. Зашел в большой букинистический магазин на Пикадилли. Побродил вдоль стеллажей. Бездумно снял с полки какой‑то толстенный том, машинально открыл его. Видимо, это было веление свыше.

На рисунке был изображен ТОТ КОРАБЛЬ. Подпись гласила: "Реконструкция внешнего вида корабля "АРГО" по изображениям на античных вазах". Перевернул страницу — еще один рисунок, еще одна аналогичная реконструкция. Квадратный парус, изящный корпус, ряд весел, огромные глаза, украшающие нос.

Пробежал текст — их рисовали, чтобы отпугнуть злых духов и чудовищ морских пучин (через несколько лет узнал, что и в Юго–Восточной Азии их рисуют по той же причине).

Значит, мне довелось встретиться с аргонавтами или их современниками? Они приняли мой истребитель за какого‑то воздушного дракона и воззвали к богам о помощи. Или воспользовались древним волшебством. Да, ничего себе заклинания, могущие останавливать моторы или стопорить пушки и пулеметы!

А металлическая "птица"? Я был уверен, что смогу найти ее в легендах Древней Греции. Но мне совсем не хотелось искать…

Посмотрел на титульный лист книги. Баумгартен, "Эллинская культура", 1904 год.

Я не стал искать в книгах, задавать вопросы специалистам. Все равно разгадку этой истории найти невозможно. Как они попали в наше время? Куда плыли? Почему неожиданно исчезли? Их волшебных сил было недостаточно, чтобы отправить меня к Всевышнему.

Лишь случайно — благодаря современной технике и быстроте собственной реакции — мне удалось остаться в живых.

А Кларку не повезло. Его смерть по–прежнему на моей совести.

Тогда, в 1942–м, мне хотелось— под любым предлогом — вырезать кусок борта самолета со следами когтей. Но в таком случае избежать "психушки" не удалось бы…

На следующий день царапины заполировали. А шлем, дыра в котором точно соответствовала бы подобному отверстию в шлеме Кларка, я бросил в море. Никаких следов…".

 

ПРОКЛЯТИЕ ПАЛЬМИРЫ

 

Большинство из нас, вероятно, знают классические истории о домах с привидениями или о призраках на кладбищах и болотах. Существуют подобные истории и с морским сюжетом — о Бермудском треугольнике и кораблях–призраках. Но может ли быть привидение на острове или бывают ли проклятые острова? Многие моряки, посетившие остров Пальмира до и после убийства, совершенного там в 1974 году, говорили о том, что "что‑то не в порядке" на этом острове, и о злой ауре и его способности предвещать роковой конец. Яхтсмен Ричард Тейлор, побывавший на Пальмире в 1977 году, сделал показания на суде по делу об этом убийстве: "У меня было дурное предчувствие в отношении острова. Он казался враждебным. Я был на нескольких атоллах, но пребывание на этом острове не было приятным. Я полагаю, что и другие люди сталкивались с трудностями на Пальмире".

Норман Сэндерс, другой яхтсмен, проводивший геологические эксперименты на Пальмире и выступивший на этом суде, так говорил об острове: "Пальмира — один из последних необитаемых островов в Тихом океане. Он очень опасный. Я записал в своем журнале: "Пальмира — это мир, вырванный из времени, место, где даже винил гниет. Я никогда не видел, чтобы винил гнил в каком‑либо другом месте". Он также написал, что "Пальмира всегда будет принадлежать себе и никогда человеку. Это очень неприветливое место".

По–видимому, многие из этих опытных, искавших приключений мореплавателей отважились посетить Пальмиру, надеясь найти нирвану, но их романтические представления о Пальмире скоро развеялись.

Убийства, которые произошли там, — лишь один из пунктов длинного списка бедствий и несчастий, связанных с Пальмирой со времени ее открытия. (Кристин Лоусон в статье "Таинственное появление и исчезновение Марии Лаксары" в журнале "Стрейндж" рассказывает о другом таинственном острове — Марии Лаксаре, который имеет обыкновение "исчезать". Интересно, что в репродукции редкой морской карты в статье Лоусон также указано местоположение острова Пальмира в нижней части иллюстрации!).

Хотя официально Пальмиру относят к островам, фактически она является атоллом. Различие между атоллом и островом заключается в том, что атолл — это коралловое образование, имеющее форму сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну. Основанием для атолла служит обычно вершина подводного вулкана. Распространены атоллы в тропических широтах Тихого океана.

Пальмира, Кристмас, или остров Рождества, Фаннинг и Вашингтон образуют архипелаг Фаннинг, или Лайн. Координаты острова Пальмира: 5 градусов 52 минуты северной широты и 162 градуса 6 минут западной долготы. Он находится почти в самом центре Тихого океана, на расстоянии около 1000 морских миль на юго–юго–запад от Гавайев, на полпути от них до американского Самоа. Длина острова около 1,5 мили, ширина — 0,5 мили. В географическом обзоре, подготовленном по поручению американского правительства, говорится: "Находясь на широте 6 градусов над экватором, Пальмира состоит из 50 островков, покрытых густой растительностью, кокосовыми деревьями и подобными бальсе деревьями до 30 метров высотой. В западную лагуну ведет канал, по которому могут пройти только суда, имеющие осадку не более 4 метров. Значительная часть дороги, взлетно–посадочная полоса и многие дамбы, построенные в годы Второй мировой войны, непригодны к использованию и заросли".

На морской карте Пальмира выглядит лишь пятнышком на голубом фоне Тихого океана. Остров лежит далеко от судоходных линий между Азией и Америкой. Местная фауна представлена комарами и другими насекомыми, ящерицами, крабами на земле и на кокосовых деревьях, большим числом птиц, а флора — пальмами и мангровыми кустарниками. Внутри джунгли. Коралловый риф и лагуны Пальмиры являются местом размножения опасных серых и черных акул, агрессивность которых хорошо известна по всему Тихому океану. Хотя рифы и лагуны изобилуют рыбой, основная часть ее несъедобна из‑за сигватеры — разновидности водорослей, растущей на кораллах и фрагменты которой содержатся в теле рыб.

Остров Пальмира был открыт случайно однажды ночью в 1798 году американским капитаном Эдмондом Фаннингом, когда его корабль "Бетси" двигался в сторону Азии. История открытия была связана с особым состоянием, в котором находился капитан в тот момент. Фаннинг, будучи один в своей каюте, три раза просыпался от таинственного предчувствия опасности (или благодаря шестому чувству, которое сохранило жизнь многим морякам, и вследствие того воздействия, которое может оказывать сама Пальмира). В конце концов он вышел на палубу и крикнул рулевому, чтобы тот в темноте положил корабль в дрейф. На рассвете следующего дня прямо перед "Бетси" был обнаружен опасный риф, при столкновении с которым было бы распорото все днище корабля и он пошел бы ко дну. Как выяснилось, это был северный край кораллового рифа, окружающего остров Пальмира. Журнал "Фейт" так описал в 1953 году этот инцидент:

"Капитан Фаннинг лег спать как обычно в девять часов вечера, но очнулся от глубокого сна между 9 и 10 часами, оказавшись на верхних ступенях сходного трапа. Это обеспокоило его, потому что раньше он никогда не ходил во сне. После непродолжительного разговора с первым помощником, который расхаживал по палубе, он вернулся в каюту. Фаннинг проспал меньше получаса, снова проснулся, обнаружив себя вновь на верхней части сходного трапа. На этот раз он провел более длительную беседу с помощником и вернулся в каюту. Затем капитан проснулся в третий раз, оказался на том же месте, но полностью одетым. Это так встревожило Фаннинга, что он пришел к выводу (по его собственным словам) о своего рода "сверхъестественном вмешательстве" и решил лечь в дрейф на оставшуюся часть ночи. Другие офицеры и члены экипажа были удивлены и, очевидно, подумали, что капитан потерял душевное равновесие. Приказав позвать его на рассвете, Фаннинг вернулся в каюту и на этот раз долго крепко спал. Утром корабль лег на другой галс и продолжал идти тем же курсом. Однако моряки не успели проплыть далеко, так как впереди показались буруны. Руль был тотчас положен на борт, а на расстоянии меньше мили был отчетливо слышен шум бурунов. Все на корабле были потрясены, понимая, что если бы они шли попутным ветром еще полчаса, то никто не дожил бы до восхода солнца".

Хотя капитан Фаннинг отметил положение острова в вахтенном журнале, он не сделал своевременный отчет, и официальная заслуга открытия была приписана капитану Суэйлу, чей корабль "Пальмира" сбился с курса во время шторма, который пригнал судно к острову в 1802 году.

В 1816 году "Эсперанса", испанский пиратский корабль, нагруженный золотом и серебром — добычей, награбленной в храмах инков в Перу, подвергся нападению со стороны другого судна, и произошел жестокий бой. Несколько членов экипажа "Эсперансы", сумевших выжить в сражении, отплыли с сокровищем, но потерпели крушение, натолкнувшись на ближайший риф. Пока корабль тонул, они сумели перенести сокровище на остров, расположенный за рифом, который назывался Пальмирой. Находясь там в течение года, они якобы зарыли золото инков под деревом на Пальмире и затем отплыли на сделанных ими плотах. Один плот был подобран американским китобойным судном, причем на плоту оказался выжившим лишь один человек, который вскоре умер от пневмонии. О другом плоте больше ничего не слышали.

В 1855 году одно китобойное судно потерпело крушение на рифах Пальмиры, но попытки обнаружить корабль и его команду не увенчались успехом. В 1862 году Пальмира была аннексирована государством Гавайи, которое в 1897 году присоединилось к США.

Право на владение островом было передано судье Генри Э. Куперу с Гавайских островов в 1911 году за 750 долларов. Он в конечном счете продал все, за исключением одного островка Пальмиры — Хоум–айленда. Очевидно, он все же верил слухам о том, что бесценные сокровища, часть пиратской добычи "Эсперансы", по–прежнему хранятся под деревом. За исключением Хоум–айленда, остальная Пальмира в 1922 году перешла в собственность семьи Фуллер–Лиоу, которая в 1940 году была втянута в юридический спор с США из‑за Пальмиры. США хотели, чтобы Пальмира была передана под юрисдикцию Министерства военно–морского флота ввиду угрозы распространения Второй мировой войны на Тихий океан. Хотя вопрос о статусе собственности был в конечном счете решен в пользу семьи Фуллер–Лиоу, остров использовался ВМС США во время войны. В наши дни на острове можно найти орудийные окопы, склады для боеприпасов и горючего, брошенное военное оборудование, пулеметные бункеры, подземные туннели и здания, а также остатки взлетно–посадочной полосы. Пальмира во время войны использовалась как база для дальних патрульных полетов. Остров был атакован лишь однажды, когда японская субмарина всплыла на небольшом расстоянии от берега и начала обстреливать берег палубным орудием. Огнем береговой артиллерии подводная лодка была отогнана. Хэл Хортон, бывший военно-морской офицер, находившийся на Пальмире с 1942 по 1944 год, рассказал следующее:

"Однажды один из наших патрульных самолетов упал около острова. Мы долго и упорно искали его, но не нашли даже болта или куска металла. Это было странно и поразительно. В другой раз самолет оторвался от взлетно–посадочной полосы, набрал высоту около 60 метров и повернул в неправильном направлении. Полагали, что самолет полетит на север, а вместо этого он полетел на юг. День был ясный. Мы ничего не могли понять. На борту было два человека, которых мы больше не увидели. Нам очень не везло на этом острове. Бывалые моряки называли его проклятым. Однажды мы услышали над собой звук самолета, который искал нас, но он рухнул в воду, прежде чем нашел взлетно–посадочную полосу. Мы не добрались до парня вовремя. Первыми его обнаружили акулы".

В 1974 году на Пальмире произошло убийство двух человек, совершавших плавание на яхте. Согласно свидетельским показаниям на последовавшем судебном процессе, Мэк и Мафф Грэмы из Сан–Диего были убиты, возможно, из‑за их дорогого парусного судна "Си уинд" и запасов продовольствия на нем бывшим заключенным, поселившимся на острове. В 1980 году останки Мафф Грэм были обнаружены другой парой яхтсменов — Шарон и Робертом Джорданами. Проходя по берегу, Шарон Джордан нашла череп и кости, которые, очевидно, выпали из металлического ящика времен Второй мировой войны, который волны выбросили на берег. Поразительно, что Шарон оказалась именно в данном месте и в данное время: следующий отлив навсегда бы унес кость обратно в море. Факты наводят на мысль о том, что Мафф была или застрелена, или убита дубинкой, сожжена с помощью ацетиленовой горелки, расчленена и ее останки положены в небольшой металлический контейнер, взятый с одной старой военной спасательной лодки на острове, и который затем был затоплен в лагуне. (Тело Мэка Грэма не было найдено и, как полагают, было спрятано во втором контейнере где‑то на острове или вблизи его).

Джон Брайден, свидетель на процессе по делу об убийстве, был искателем приключений, который провел 14 месяцев на Пальмире, безуспешно стараясь развести плантацию кокосов. Брайден выглядел человеком, которого трудно запугать, однако он показал на процессе, что "временами Пальмира, казалось, предвещала несчастье".

Том Вулф, яхтсмен, который был на Пальмире как раз перед убийствами, давал свидетельские показания на четырех различных процессах, связанных с преступлением. За месяц до процесса Вульф ощутил то, что еще раз подтверждает влияние странной силы на тех, кто имел контакт с Пальмирой. Однажды утром после жестокого шторма Вульф, дом которого расположен в Пьюджит–Саунд в Вашингтоне, вышел прогуляться, чтобы посмотреть, что шторм мог выбросить на берег. Всего за 12 метров от своего дома он заметил цилиндрический объект, вынесенный волнами на скалы. Раскрыв его, он был удивлен тем, что в трубке содержалась навигационная карта острова Пальмира! Подробно излагая эту историю одному из адвокатов защиты на судебном процессе, Вульф мог только удивляться тому, какие странные силы доставили карту Пальмиры буквально к крыльцу его дома накануне его запланированных свидетельских показаний на критической стадии процесса. Он отметил, что "обнаружение этой проклятой карты вызвало страх перед чем‑то неведомым. Я не суеверен, но признаю, что это действительно потрясло меня. Казалось, что Пальмира вытянулась и коснулась меня с расстояния в три тысячи миль".

Список странных событий, происходящих в связи с Пальмирой, продолжает расти. Возможно, подобно сиренам из греческой мифологии, чье волшебное пение завлекало моряков на скалистые берега, где они находили свою смерть, Пальмира продолжает притягивать мореплавателей…

В 1987 году летчики самолета береговой охраны заметили парусное судно к юго–востоку от Пальмиры. Осмотр с воздуха не обнаружил никаких признаков жизни на борту дрейфующего судна. Экипаж заметил, что мачта была сломана, паруса порваны. Спустя неделю на судно высадились сотрудники береговой охраны, обнаружившие на борту останки скелета владельца судна Эдуарда Мэннинга. Причина смерти была неясной. Но до отправления в продолжительное трехлетнее морское путешествие через Тихий океан Мэннинг говорил о намерении посетить необитаемый остров Пальмира.

В 1989 году другое парусное судно "Си дример" при переходе от Сан–Диего до Гавайев попал в шторм, который сбил его с курса, и оно оказалось южнее, у Пальмиры. После короткого пребывания на острове судно снова направилось к Гавайям и исчезло. Интенсивные поиски "Си дример" береговой охраной между Пальмирой и Гавайями и вдоль побережья США не дали никаких результатов.

23 июня 1998 года в Интернете прошло сообщение о том, что остров Пальмира якобы собираются продать за 47 миллионов долларов. Возможно, покупатель Пальмиры унаследует ее проклятие…

 

ЛИКИ БЕЛМЕЗА


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь