Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРОРОЧЕСТВА МАТУШКИ ШИПТОН



 

Матушка Шиптон — вполне реальное историческое лицо. Урсула Сугейя (1488—1561) родилась в дворянской семье в городке Нэрсборо в графстве Йоркшир (Англия). Ее мать Агата умерла во время родов, отца убили за месяц до этого. После рождения все присутствовавшие вместо крика ребенка услышали странные громкие стоны из‑под земли. Девочка закричала только после того, как эти стоны прекратились. Урсулу отдали на попечение некой уважаемой городской даме.

Однажды та оставила годовалую девочку одну дома. Когда она вернулась домой с друзьями и соседями после ярмарки, все они подверглись влиянию непонятных высших сил. Мужчины прилипли к летающей кочерге и повисли в полуметре от пола. Женщины были вынуждены плясать по кругу, а как только пытались остановиться, чувствовали уколы в пятки. Через час обессилевшие гости и хозяйка пришли в себя и обнаружили, что младенца нет. Люльку с мирно спавшей Урсулой нашли в дымоходе на высоте четырех метров над полом.

Таинственные события преследовали дом опекунши, пока девочка взрослела. Двигалась и летала мебель, скрипели лестницы, иногда с тарелок испарялась еда прямо на глазах перепуганных гостей. Никто не понимал в чем дело, пока тихая и молчаливая девочка в 8 лет не рассказала, что это делает именно она. И доказала, продемонстрировав свои силы.

В 24 года Урсула вышла замуж за красавца Тоби Шиптона из Йоркшира, родила троих детей и получила широкую известность как предсказательница "матушка Шиптон". Красотой она не блистала, роста была высокого, со скрюченным телом и угловатыми движениями. Она не любила коней и ездила исключительно на прирученных оленях. Ее экстрасенсорные способности были признаны даже недругами, все считали ее доброй ведьмой, и о ее неблаговидных поступках история умалчивает.

Личная жизнь матушки Шиптон вызывала жгучее любопытство соседей, о ней ходили легенды, особенно о ее способности привораживать мужчин. Однажды ее терпение лопнуло, и она собрала всех своих недоброжелателей на вечеринку. Во время трапезы всем гостям внезапно стало холодно, потом их подняло над полом и вынесло из дома, каждого преследовал гном.

Пострадавшие обратились в магистрат с жалобой, и ведьма предстала перед судом. А в те времена ведьм сжигали на костре! Матушка Шиптон спокойно сообщила судьям, какие страшные вещи могут случиться, если ее не оставят в покое. Потом она выкрикнула магические слова: "Упдракси, вызываю Стагнициан Хзлуэй", после чего появился крылатый дракон и унес ее из зала суда. Наконец от нее отстали. Эта чертовщина описана в английских хрониках XVI века.

Дом матушки Шиптон сохранился, и в городке Нэрсборо его показывают туристам как главную достопримечательность. Особым интересом пользуется ее склеп, расположенный у чистого быстрого ручья. Почему — станет ясно после прочтения последних куплетов пророчества.

Пророчества матушки Шиптон пользовались популярностью и при жизни, и после смерти. В частности, она предсказала знаменитый гигантский пожар в Лондоне в 1666 году. Когда известие о пожаре дошло до принца Руперта, он воскликнул: "Сбылось пророчество Шиптон!"

Первый бестселлер о ее жизни и пророчествах увидел свет в 1684 году. Книга Ричарда Хеда "Жизнь и смерть матушки Шиптон" оставалась популярной до середины XVIII века. Никаких точных дат в ее пророчествах не содержалось. В середине XIX века политики обратили внимание на ее предсказание о том, что после сооружения "Дома из хрусталя" начнется война между язычниками и турками. В 1851 году для всемирной выставки в Лондоне был построен "Хрустальный дворец" — павильон из стекла и стали, а потом началась Русско–турецкая война.

Во второй половине XIX века публикации пророчеств наделали много шума в связи с появлением телеграфа и железных дорог. Книгу Хеда в 1862 году переиздал и дополнил некий Чарлз Хиндли, сильно нажившийся на этом гадании. В книге Хиндли содержались и "новые" строки о конце света в 1881 году. В 1873 году, припертый к стенке учеными, Хиндли признался, что сфабриковал куплет о 1881 годе, что, однако, не уменьшило панических настроений в Англии. Некоторые считают Хеда и Хинли соавторами. Но, несомненно, оба они являются соавторами матушки Шиптон, так как ее пророчества были написаны на старом английском языке дошекспировской эпохи (который соотносится с современным примерно как старославянский с русским). Хиндли как минимум перевел тексты, а при переводе случается интерпретация, сильно искажающая смысл. Эта проблема хорошо известна специалистам по Нострадамусу. Встречались толкования одного стиха, относившие его к совершенно разным временам и странам.

Часть пророчеств появилась и в наше время. Тексты предсказаний матушки Шиптон были присланы во многие редакции, занимавшиеся данной темой. По утверждению одной из редакций, читательница, пожелавшая остаться неизвестной, 30 лет назад прислала собственные расшифровки старинных рукописей. Рукописи якобы хранились в одной из библиотек города Сидней (Австралия) в глиняном сосуде в запертой комнате, вместе с другими ветхими старинными документами, не предназначенными для публичного доступа. Читательнице якобы удалось украсть рукописи и расшифровать их. Редакция впервые опубликовала отрывки из них в 1990 году, полную версию — в 1993 году. Авторство этих стихов установить, по–видимому, невозможно.

Конкурирующий журнал "Мир скептиков" (США) предпринял попытку разоблачить подделку. Но оказалось, что в описи указанной библиотеки, произведенной в 1921 году, действительно фигурируют манускрипты XVI века, предположительно принадлежащие перу ведьмы Шиптон. В то рационалистическое время работники библиотеки классифицировали их как фольклорный источник, не представляющий научного либо исторического значения. С тех пор никаких документированных обращений к ним не зафиксировано. В 1995 году, когда проводились исследования, документов на месте не нашли. Когда и как они пропали и что в них в действительности было — никто не знает.

Но известно, что небольшая часть пророчеств относится к XX веку, к большим странам, а также к будущему (возможно, недалекому).

Конец света предсказывали многие, и по мере приближения конца столетия человечество всегда вспоминает о таких прогнозах. Большинство апокалипсических прогнозов и пророчеств связаны с Откровением Иоанна Богослова. Даже Нострадамус высказывает подозрительно глубокое знание евангельских текстов.

В пророчествах матушки Шиптон (фрагмент о хвосте Дракона известен был еще в XVIII веке) отсутствуют популярные в аналогичных писаниях Зверь, Антихрист, Блудница, саранча и прочий плагиат от Иоанна. Спасенными оказываются не праведники, а случайным образом выбранное население страны у края, где цветет каштан, где людей не разделяют на святых и грешных. А упоминание о "ясновидении" детей Золотого века и пришельцах, "изрыгаемых серебристым Змеем", вообще не имеют аналогов в провидческих произведениях.

Отметим также, что она предсказала появление новой страны на суше, которая поднимется со дна моря. Ее описание похоже на описание Атлантиды. Конечно, матушка Шиптон получила хорошее образование и могла читать Геродота (латинский перевод в Англии уже был). Но у нее впервые встречается идея о том, что легенда об Атлантиде относится не к прошлому, а к будущему.

 

ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИЗ БОЛОНЬИ

 

Бартоломео Коклес делла Рокка, по прозванию Андре Корвус, запечатлел свои мысли, опыты, наблюдения, кропотливые измерения в трактате "Руководство по физиогномике и хиромантии", в котором каждый мог открыть для себя тысячу тайн, сокрытых в будущем, о которых лучше бы не знать. Основу его классификации составили наблюдения за друзьями. Он выделил их индивидуальные признаки: форму лица, цвет кожи, глаз, размер рук, пропорции пальцев, ногтей и другие характеристики. А завершенность его эмпирической дедукции придала геомантия.

Однажды, когда Коклес принимал у себя друга, слуга доложил о неожиданном визите: это был Люк Гаурик, один из знаменитых экспертов в области астрологии.

Что же могло понадобиться этому представителю церкви, известному астроному–астрологу, научные трактаты которого имелись в библиотеках пап, королей и знатных сеньоров, для которых он составлял предсказания чрезвычайной важности?

Когда слуга доложил о приходе такой важной персоны, Бартоломео задрожал от волнения и радости… Он почтительно склонился перед епископом Чивита Дюкале, для которого карта звездного неба была проста, как детская игрушка.

— Не удивляйтесь моему приходу, Коклес. Ваша книга совершенна, она добавляет к моим знаниям сведения по хиромантии, которые я по большей части не учитывал. Я составлял гороскопы сильных мира сего, но не могу составить свой: я не знаю час и место своей смерти. Посмотрите на мои руки, пожалуйста, и будьте откровенны!

Коклес внимательно рассмотрел линии, пересечения, черточки и точки на руках гостя и сказал:

— Монсеньор, вам предстоит вскоре подвергнуться вопиющей несправедливости. Вы не сможете ее избежать, но, к счастью, она не будет стоить вам жизни.

— Не могли бы вы сделать ваше предсказание более точным?

— Нет. Линии позволяют мне только открыть то, что с вами произойдет. Монсеньор, вы выйдете живым из этой опасной ситуации, но она здесь, очень отчетливая и близкая…

Люк Гаурик ушел в отставку, мучимый тревожными мыслями. Кто же может ему угрожать? Знатных вельмож, обращавшихся к его услугам, было так много, что он не мог догадаться, кто же будет его палачом.

Он не догадывался, что Джованни Бентивольо, властитель Болоньи (сын Ганнибала Бентивольо, умершего от руки убийцы во время праздника), вынашивал темные замыслы. Среди придворных Джованни II были такие приверженцы астрологии, которые скептически относились к предсказаниям Люка Гаурика. Однажды один из этих придворных при встрече сказал ему шутя:

— Мессир, знаете ли вы, что говорит о вас Люк Гаурик?

Заинтересованный и удивленный Бентивольо увлек болтуна вверх по лестнице, заставил пройти бесконечными коридорами роскошного дворца, где двустворчатые коринфские окна пропускали свет, смягченный разноцветными витражами, через висячие сады и лоджии в потайные комнаты, которые хозяин дворца выбрал для разговора из двухсот сорока четырех покоев. С последнего этажа этого здания, из крытой галереи с бойницами, открывался живописнейший вид.

Перепуганный придворный думал, что его последний час вот-вот пробьет в башне дворца. Джованни II усадил его на каменную скамью и приободрил:

— Скажи мне по секрету, что ты знаешь о Люке Гаурике. Какую дерзость позволил себе этот прелат–предсказатель относительно меня? Церковь слишком интересуется моими делами. Мне безразлично, что епископ пользуется большим авторитетом. Я, со своей стороны, не испытываю к нему никакого почтения. Однако кругом полно предателей. Мой отец умер при трагических обстоятельствах. Говори, я тебя вознагражу.

— Мессир, — продолжал повеселевший придворный, — мне известно, что предсказатель говорил, что он прочел по астральным фигурам вашего "неба" о серьезной борьбе между вами и папой, которая кончится изгнанием вас из вашего государства до конца нынешнего, 1506 года.

Бентивольо задрожал от гнева, бросил придворному кошелек с золотом и исчез.

Его преследовала одна мысль: наказать дерзкого, который посмел предсказать такое.

Однажды вечером, когда Люк Гаурик наблюдал звезды, в его двери постучались двое неизвестных, сославшись на большую беду. Один из их близких не вернулся якобы в родной дом. "Не можете ли вы, самый известный ученый Болоньи, дать какое‑нибудь указание, которое позволит найти пропавшего?" — спросили они.

Едва астролог приготовился делать вычисления, как эти двое набросились на него и заткнули ему рот. Они силой поволокли его и бросили в карету, где ждали еще два сообщника. Вскоре он очутился во дворце Бентивольо перед Джованни II, окруженным верными друзьями и слугами. Гаурик, освободившись от своих четырех стражей, хотел говорить, но государь не позволил ему произнести ни одного слова. Предсказание Коклеса, как молния, пронзило его мозг.

— Вы, монсеньор, такой ученый предсказатель, разве вы не предвидели, что сегодня вы пять раз будете вздернуты на дыбу?

Прежде чем несчастный успел задать вопрос, его схватили, связали руки и ноги, привязали к веревке и подняли на виселицу, построенную в одном из дворов. Пять раз веревка быстро раскручивалась, и бедный астролог падал на землю, разбиваясь при падении. Когда пытка кончилась, он остался лежать без сознания с переломанными ногами. Бентивольо распорядился перенести раненого домой. Обезумевший слуга позвал на помощь соседей. Больше трех месяцев Гаурик не мог подняться с постели…

Жулиано делла Ровере после девятнадцати лет терпеливого ожидания и интриг был избран в четвертом конклаве папой под именем Юлия II. Амбициозный и воинственный, он в первую очередь решил вернуть бывшие владения церкви и избавиться от врагов и государей, мешавших его экспансии. Перуджа и Болонья, владения Джампаоло Бальоне и Джованни II Бентивольо, стали его главной добычей.

26 августа 1506 года Юлий II в сопровождении девяти кардиналов и отряда из пятисот человек отправился в Орвието, где вступил в переговоры с Бальоне, который уступил ему, предав таким образом Джованни II. Людовик XII, получивший привилегированное право на бенефиций, наложенный на миланцев, помогал папе. Бентивольо, деморализованный предательством Бальоне и бывших союзников, отправил послов к Папе Римскому, который остался непоколебим в своих требованиях и отказался от всяких соглашений. Для Бентивольо оставалось одно средство: раздобыть себе охранное свидетельство.

2 ноября, в три часа утра, когда со всех сторон палили французские бомбарды, он выехал из города в сопровождении своих сыновей и преданных людей через ворота Сан–Мамоло, где его встретили Галеас Висконти, Антонмария Паллавичино и восемьсот всадников, которые сопроводили его во французский лагерь и позволили проехать в Буссето, а затем в замок Паллавичино. Болонья открыла ворота Юлию II и его кардиналам.

На следующее утро выборные от народа двадцать человек преподнесли папе ключи от города на пороге дома, где он провел свою первую ночь, а епископ, в соответствии с обычаем, дал поцеловать свой крест новому властителю, который в своем кресле на носилках сделал круг по городу в сопровождении 22 кардиналов, герцогов Мантуи и Урбино, префектов Рима, Венеции, Флоренции и Генуи. Тринадцать триумфальных арок были возведены на разныл перекрестках, на которых были сделаны огромные надписи:

 

"Юлию II, победителю тиранов,

Болонья свободна от угнетателей".

 

Народ теснился в окнах, украшенных гирляндами цветов и драпировками. Папа приветствовал подданных, а вечером семьдесят тысяч пеших и двенадцать тысяч всадников сопровождали его на службу, чтобы получить апостольское благословение.

Бентивольо был побежден и в 1506 году едва не умер.

Коклес, потрясенный правильностью своих предсказаний, построил однажды свой собственный гороскоп. Он определил день и час, когда должен умереть от удара по голове. Предупрежденный таким образом, он пытался противиться судьбе, подготовившись заранее к возможным нападениям. Он заказал оружейнику железный шлем, который собрался постоянно носить под головным убором, и не выходил из дома без шпаги, которой он научился действовать весьма ловко.

Подбодрив себя этими предосторожностями, он продолжал свои труды. Но когда Юлий II объединился с испанцами и венецианцами, Людовик XII стал покровительствовать Гермесу Бентивольо, сыну Джованни II, который с помощью французов снова захватил Болонью 23 мая 1511 года.

Сын Джованни II часто думал о предсказании Гаурика. Сделавшись после пятилетней борьбы хозяином города, он, в свою очередь, захотел узнать свою судьбу и настоятельно просил Бартоломео открыть ему будущее. Коклес, помня, какие беды навлек на себя несчастный Гаурик, долго отказывался. Гермес, становясь все настойчивее, добился наконец от ученого согласия. Предсказатель построил звездный гороскоп для своего знатного клиента и тщательно рассмотрел линии его рук…

— Мессир, то, что я вижу в вашем будущем, заставляет меня трепетать. Не пожалеете ли вы о том, что захотели знать свою судьбу, которая не уготовила вам ничего хорошего?

— Говори, я приказываю, открой мне ее, чтобы я смог вооружиться против обстоятельств.

— Вы будете изгнаны, как ваш отец, и погибнете в бою!

Гермес отбросил ногой стул, на котором сидел, кинул яростный взгляд на предсказателя и вышел вне себя от гнева.

— Я отомщу этому человеку! — твердил он. — Астрологи проклятые люди, они всегда видят только зло, одно зло. Может быть, они всего лишь выражают чувства народа? Я прикажу его убить Каппони, одному из лучших наемных убийц моего отца!

Возвратившись в свой дворец, он велел позвать Каппони и сказал ему:

— Я только что был оскорблен предсказателем, который предрек мне изгнание и смерть. Люди этой профессии все должны быть уничтожены. Ты самый смелый из доверенных лиц моего отца. Я выбрал тебя, чтобы убить дерзкого, который нанес мне тяжкое оскорбление.

— Мессир, — отвечал, дрожа, Каппони, — неужели слова презренного астролога заслуживают такого сурового наказания? Я не чувствую себя в силах совершить это преступление. Мессир, моя дрожащая рука промахнется, и что тогда будет со мной?

Гермес, недовольный этим почтительным сопротивлением, в котором чувствовалась твердость, долго настаивал и обещал хорошее вознаграждение. Каппони продолжал отказываться, оправдываясь страхом и угрызениями совести, но затем, сам интересуясь предсказаниями астрологов, пошел тайком и постучался в дверь предсказателя, который его не узнал.

— Я знаю, — сказал он Бартоломео, — что вы прославились точностью ваших предсказаний. Тяжелая забота мучает мою душу, будьте проводником на дороге, которую приготовило мне будущее. Я вручаю себя вашему ясновидению.

Коклес прочитал преступление на его встревоженном лице. Чтобы подтвердить свои выводы, он построил астральную карту.

— Вы совершите, если не будете контролировать свои мысли и действия, несправедливое преступление, и раньше, чем наступит ночь.

Каппони ушел от предсказателя с более угрюмым видом, чем был у него перед приходом, с трудом подавляя в себе приступы бешенства.

— Сеньор Гермес прав, — сказал он громко, выйдя на улицу. — Эти люди опасны, они вкладывают вам в голову мысли, которых там не было. Предсказатели вредоносны, и к ним следует относиться как к врагам!

Вернувшись к своему господину, он сказал:

— Мессир, я согласен исполнить ваше желание. Прежде, чем настанет ночь, Коклес перестанет жить.

Тяжелые золотые монеты звякнули, упав в его ладонь. Выбирая наиболее удобный способ осуществления своего замысла, он решил, что, переодевшись носильщиком, он сможет бродить по улицам, не привлекая внимания прохожих. С наступлением сумерек он встал неподалеку от дома Бартоломео, ожидая, когда тот выйдет или войдет в дверь. В это время Коклес находился у постели молодого человека, приговоренного к смерти всеми врачами. Возвращаясь домой, он как раз приготовился вставить ключ в замок своей тяжелой двери, когда позади него выросла тень, двумя руками поднявшая вверх тяжелый топор, который проломил железный шлем… Коклес осел на землю с расколотой головой… Каппони исчез в наступающей ночи.

На рабочем столе Бартоломео Коклеса делла Рокка, по прозванию Андре Корвус, осталась книга, написанная его рукой и содержащая предсказания судеб всех его знакомых. Манускрипт оканчивался его собственным гороскопом:

"Звезды предсказывают мне, что я умру с черепом, расколотым ударом топора, хотя я не заслужил такой казни…".

Все его предсказания сбылись.

Гермес Бентивольо, изгнанный из Болоньи, 10 июня 1512 года навсегда покинул город и погиб в бою при Виченце 7 октября следующего года, когда пытался снова взять Болонью.

 

ЗАГЛЯНУВШИЙ ЗА ГОРИЗОНТ

 

Портовая контора располагалась на берегу, в десятке метров от кромки прибоя. 20 июня 1782 года погода была превосходной. Служащий конторы Этьен Боттино долго вглядывался в даль, потом прогулялся вдоль берега, снова посмотрел в сторону моря. За его действиями внимательно следили десятки любопытных жителей. Все ждали чуда.

Боттино неспешно подошел к конторе, открыл дверь.

— Ну и как? — спросил управляющий.

— Все в порядке, — отвечал Боттино. — Кораблей еще не видно, но я чувствую: через четыре–пять дней они войдут в порт.

В указанный срок корабли не появились. Не пришли они и через неделю. На Боттино посыпались насмешки.

Суда французской эскадры вошли в Порт–Луи через девять дней. Их задержал штиль.

Об Этьене Боттино и его удивительных предсказаниях не подозревают многие знатоки истории Маврикия. Единственное упоминание о нем на русском языке приведено в книге южноафриканского писателя Лоренса Грина "Острова, не тронутые временем".

В общем‑то, жителям острова, такого незаметного рядом с огромным Мадагаскаром, грех жаловаться на недостаток литературы об их родине. Сообщения первых португальских, голландских путешественников, зарисовки знаменитых европейских художников, губернаторские отчеты, научные доклады геологов, зоологов и географов, восторженные произведения всемирно известных писателей (здесь в свое время жили Твен, Конрад, Парни), сухие записи британских, французских и прочих флотоводцев. А до них здесь бывали и арабские купцы, и индонезийские мореходы…

На Маврикии много необычного. Именно здесь обитала крупная, похожая на индюка бескрылая птица дронт, истребленная задолго до учреждения Красной книги. Знамениты цветные пески Шамарель: словно застывшие волны — оранжевые, лиловые, синие. Если перебросить горсть песка в соседнюю волну, он тут же, как заправский хамелеон, меняет цвет: зеленое становится красным, желтое растворяется в пурпуре…

Удивительна здешняя культура — причудливая смесь индийских, китайских, английских и африканских обычаев и языков. Литература о Маврикии насчитывает тысячи книг и статей.

Несмотря на это разыскать дополнительные сведения об Этьене Боттино оказалось непросто. Запросы в крупнейшие библиотеки мира ничего не дали. Библиотека Конгресса, Вашингтон — отказ. Библиотека Британского музея, Лондон — отказ. Музей Человека, Париж — нет сведений.

И вдруг, когда надежда почти угасла, приходит пакет из Порт-Луи, от друзей из посольства, а в нем — ксерокопии исторических документов, сведения о Боттино, почерпнутые в Государственном национальном архиве Маврикия.

Согласно "Биографическому словарю маврикийцев" (Порт-Луи, 1955) он родился в 1739 году во французском местечке Шантосо, умер на Маврикии 17 мая 1813 года. "В 1762 году на борту одного из судов Королевского флота Франции ему пришла в голову идея, будто бы движущиеся корабли должны производить в атмосфере определенный эффект".

Год спустя Боттино прибыл на Иль‑де–Франс (так прежде назывался Маврикий) и годом позже получил должность инженера. "Плененный чистым небом в большее время суток и тем, что лишь немногие суда проходили вблизи острова без того, чтобы появиться в пределах видимости, Боттино возобновил опыты. Через шесть месяцев он настолько преуспел в тренировках, что стал заключать пари. Вовсе без подзорной трубы он предсказывал за два–три дня появление на горизонте любого судна".

В 1780 году Боттино сообщил о своих способностях морскому министру Франции маршалу де Кастри. Тот распорядился регистрировать все наблюдения Боттино в течение двух лет. Они начались 15 мая 1762 года. Боттино сообщил тогда о скором появлении трех судов, которые и показались 17, 18 и 26 мая. А потом произошел тот самый случай, с которого и начался наш рассказ…

Свой секрет Боттино оценил в сто тысяч ливров плюс ежегодное пособие в 1200 ливров— ведь в 1778—1782 годах он предсказывал приход 575 судов за четыре дня до их появления в пределах видимости. Однако губернатор вместо испрошенных денег вручил Боттино рекомендательное письмо и отправил его во Францию.

За время плавания в Европу он немало удивил команду и пассажиров, угадав появление 27 встречных судов, и неоднократно заявлял, что может определять близость земли, скрытой за горизонтом. Однажды он предупредил капитана, что до земли, не различимой невооруженным глазом, осталось не более тридцати лиг. "Капитан сказал, что этого не может быть, — писал Боттино. — Однако внимательно просмотрев навигационные расчеты, вынужден был признать, что в них вкралась ошибка, и тотчас изменил курс. На протяжении пути я определял землю трижды, один раз на расстоянии 150 лиг".

В июле 1784 года Боттино прибыл во Францию, однако аудиенции у министра ему добиться не удалось. Однако он не терял времени даром и "всячески развлекал публику Лорьяна, привычно применяя свои способности в порту этого городка". А в вестнике "Меркюр де Франс" появились "Выдержки из собственных воспоминаний месье Боттино о "наускопии" ("морское видение" — такое название дал он своему таинственному дару).

Способностями служащего с далекого острова в Индийском океане заинтересовался Жан Поль Марат, писавший в то время трактат по физике для того же издания. Марат сообщил о таланте Боттино в Лондон, но побывать в Англии тому так и не удалось. В июне 1893 года он вернулся на Маврикий, где "многие граждане просили его продолжить опыты по наускопии".

(Кстати, обнаружить в трудах Марата упоминания о Боттино нам пока не удалось. Видимо, в московских книгохранилищах имеются не все сочинения француза.)

О сущности своих методов Боттино высказывался весьма туманно. "Судно, приближающееся к берегу, производит на атмосферу определенное воздействие, — писал он Марату, — и в результате приближение его можно выявить опытным глазом, прежде чем корабль достигнет пределов видимости. Моим предсказаниям благоприятствовали чистое небо и ясная атмосфера, которые господствуют большую часть года на Иль‑де–Франс. Я пробыл на острове шесть месяцев, пока не убедился в своем открытии, и оставалось только набраться опыта, чтобы наускопия стала подлинной наукой".

Тем не менее на Маврикии у Боттино нашлись последователи. 22 ноября 1810 года житель Панплемусса некто Фейяфе, который работал прежде у Боттино и наблюдательным пунктом которому служила вершина Монтань–Лонг, обнаружил, по его утверждению, английский флот, направляющийся к Иль‑де–Франс. Чуть позже Фейяфе отчетливо распознал на северо–востоке скопление судов, которые двигались в сторону острова Родригес, но не смог определить точное их число. Он продолжал наблюдения и убедился в своей правоте, когда флот подошел ближе, хотя и не появился еще на горизонте.

Фейяфе отправился в Псрт–Луи. "Через 48 часов, — заявил он, — мы увидим английский флот". В городе началась паника. Фейяфе "по причине распространения ложных слухов" посадили за решетку, однако на всякий случай послали судно на Родригес — узнать, что там происходит. Но было уже поздно. 26 ноября сначала двадцать, а затем еще тридцать четыре корабля британского королевского флота появились у берегов Иль-де–Франс…

Фейяфе освободили лишь после взятия острова англичанами. Маврикийский историк Пьер де Сорнэ, рассказавший об этом эпизоде в своей книге, считает, что Фейяфе был, вероятно, единственным, кого обучил Боттино своему удивительному мастерству.

Скупые сведения о загадочном таланте Этьена Боттино есть и в "Секретных мемуарах, служащих для освещения истории Республики с 1764 года до наших дней". В томе 12 этой своеобразной летописи Франции XVIII века имеется запись от 30 апреля 1785 года:

"Месье Боттино, старый служащий Ост–Индской компании на островах Иль‑де–Франс и Бурбон (ныне — Реюньон), только что опубликовал записку для правительства, в которой настаивает на том, что нашел физический метод обнаружения кораблей на расстояниях до 250 лье. Он открыл его около двадцати лет назад; изучил его, прошел путь ошибок и неуверенности, действовал на ощупь, пока не добился успеха — стал заранее сообщать о приходе судов, их числе и удалении от берегов. Из 155 судов, чей приход был им предсказан (цифра сильно занижена по сравнению с другими данными), половина пришла в порты, а что касается остальных, то он дал такое объяснение: ветры, боевые действия или иные препятствия побуждали капитанов неожиданно изменить курс. Одним из самых впечатляющих его результатов было предсказание появления английского флота, в том числе корвета и фрегата, подошедших два дня спустя. Этот факт упоминали офицеры и адмиралы, бывшие в то время на островах".

А вот запись от 28 июля 1785 года: "Боттино в одном из писем объясняет свои феноменальные способности тем, что он закончил школу животного магнетизма в Коломбо, где жил и общался с индусами, которые могут творить чудеса. В Париже над способностями Боттино посмеялся граф М. де Сегюр, высмеивавший вообще всех гипнотизеров".

И наконец сообщение от 1 марта 1786 года. Здесь приведены выдержки из собственных воспоминаний месье Боттино о наускопии.

"Уважаемая публика может вспомнить о моих опытах, проделанных в июле 1783 года при большом скоплении народа, а также организованных "Сосьете попюлер" города Порт–Луи в мае 1784 года. Впрочем, это не гарантировало меня от нападок: меня высмеивали в тех случаях, когда я предсказывал приход судна, а оно не появлялось. Разгадка тут простая, оно шло не к нашему острову. Эти люди, в действиях которых нет проблеска мысли, не верят ничему, сомневаясь во всем, все подвергают осмеянию, говорят, что я шарлатан, а того, что я делаю, не может быть. Я вынужден жить среди этого сброда, тупых и жестоких людишек, погрязших в рутине, в штыки воспринимающих любое открытие и даже новость, хотя бы на йоту выпадающие из их собственного примитивного понимания мира".

Между тем факты предугадывания Боттино прихода или близкого прохождения судов подтверждались в конце XVIII — начале XIX века газетными сообщениями и записями в судовых журналах.

В своих воспоминаниях, из которых до нас дошли лишь фрагменты, Боттино жалуется на атмосферу непонимания, неверия в его способности, окружавшую его несмотря на тридцатилетний опыт работы и безошибочные предсказания прихода сотен судов. "Я стал очередной жертвой колониальной рутины на далеких, забытых богом и наукой островах, которые страдают от деспотизма чиновников, — писал он. — Если раздражение и разочарование станут причиной моей кончины, прежде чем я смогу объяснить свое открытие, то мир лишится на некоторое время знания об искусстве, которое сделало бы честь XVIII веку".

Так оно и случилось: Боттино умер, не доверив своих секретов. В чем суть его открытия? Возможно, достижения современной науки биолокации помогут раскрыть его тайну?

 

ПРОРОЧЕСТВА МОНАХА АВЕЛЯ

 

6 ноября 1796 года умерла Екатерина II. Ее сын и наследник Павел Петрович сразу же бросился в ее кабинет разбирать бумаги и нашел, среди прочего, тетрадку в осьмую часть листа. Писал ее какой‑то монах Авель, и говорилось в ней о том, когда и как умрет императрица Екатерина. Были там и другие предсказания.

Павел Петрович велел немедля разыскать и представить ему этого монаха. Монаха нашли. Он уже восемь месяцев сидел в Шлиссельбургской крепости, куда его поместили по указу Екатерины. И сидеть бы ему в заточении до самой смерти, да сбылось его пророчество. Узника помыли, переодели и доставили в Зимний дворец. Император Павел встретил его ласково. Он вообще хорошо относился к тем, кого преследовала его мать. Павел принял от монаха благовоние, спросил, где он собирается дальше жить. Авель ответил, что хотел бы остаться монахом. Тут же Павел повелел определить Авеля в Александро–Невский монастырь в Петербурге.

Авель родился в 1757 году в крестьянской семье. Звали его тогда Василием Васильевым. С юности он мечтал посвятить себя Богу и в двенадцать лет покинул родную деревню Акулово, отправившись странствовать. В одном из монастырей он был пострижен в монахи и принял имя Авель.

Через девять лет он оказался в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Затем были годы строгой монашеской жизни, одиночество в келье на безлюдном острове. 1 ноября 1787 года "случися ему видение": два ангела дали ему великий дар прорицания будущего и велели сообщать "избранным", что им предстоит. Авель покинул Валаамский монастырь, снова странствовал и через девять лет в другом монастыре в Костромской губернии создал "книгу мудрую и премудрую, в ней же написано о царской фамилии". В частности, там было предсказано, что Екатерине II жить осталось восемь месяцев и умрет она скоропостижно.

Авель имел неосторожность показать эту книгу одному монаху, а тот сразу же донес о ней настоятелю. Книгу вместе с ее автором направили в консисторию в Кострому, потом в губернекое правление. И везде Авеля допрашивали. Наконец под караулом его отправили в Петербург.

Попал он в руки генерал–прокурора графа А. Н. Самойлова. Заглянув в книгу, тот набросился на монаха с бранью: "Како ты, злая глава, смела писать такие титлы на земного бога?" и трижды ударил его по лицу. Авель же все стерпел и смиренно ответил: "Меня научил писать сию книгу тот, кто сотворил небо и землю, он же повелел мне и тайны раскрывать".

Самойлов решил, что монах юродствует, велел посадить его в секретную камеру и доложил обо всем императрице. Екатерина, расспросив об Авеле, велела посадить его в Шлиссельбургскую крепость, а писанные им бумаги запечатать печатью генерал–прокурора и хранить в Тайной экспедиции. Всего провел он в Шлиссельбурге десять месяцев и десять дней. Оттуда его и доставили к Павлу Петровичу…

Через год Авель перебирается опять в Валаамский монастырь. Тут бы ему жить в покое да Бога славить. Однако он пишет новую книгу пророчеств, в которой говорилось и о скорой трагической кончине императора Павла. Эту книгу он сам отдал игумену Назарию. И почти сразу закрутилось новое дело. Книга Авеля попала в Тайную экспедицию при Сенате к генералу Макарову. О ней сразу же доложили императору Павлу, и тот распорядился заключить Авеля в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где Авель опять просидел десять месяцев и десять дней. А потом его отправили в Соловецкий монастырь "под присмотр". Не помогло и то, что в марте 1801 года Павел 1 был убит и на трон вступил новый император, Александр I. Пророчество Авеля, таким образом, исполнилось, но свободы ему это не принесло.

Правда, теперь он был монахом, а не арестованным, но покинуть монастырь не мог. И здесь он писал свою третью книгу пророчеств. В ней, в частности, говорится о том, "как будет Москва взята и в который год". Узнав об этой новой книге, Александр I повелел заточить Авеля в Соловецкую тюрьму и держать его там, доколе его пророчество не исполнится. Еще одиннадцать лет Авель провел в заточении. "Десять раз был под смертью, — говорится в его "Житии" — сто раз приходил в отчаянье, тысячу раз находился в непрестанных подвигах, а прочих искусов было отцу Авелю число бесчисленное". И вот пришел 1812 год. В начале сентября наполеоновские полчища заняли Москву, а уже через два дня город был охвачен пожарами. И вот тогда Александр I вспомнил о пророчестве монаха Авеля и приказал министру духовных дел князю А. Н. Голицыну послать императорское повеление в Соловецкий монастырь игумену Иллариону: "Монаха отца Авеля выключить из числа колодников и включить в число монахов на всю полную свободу". И еще: "Ежели он жив и здоров, то ехал бы к нам в Петербург: желаем мы его видеть и с ним нечто поговорить".

Игумен Илларион, очень притеснявший Авеля, отписал в столицу, что‑де "ныне отец Авель болен и не может к вам быть, а разве на будущий год весною". Тогда Александр 1 послал Синоду указ, чтобы Авеля из Соловецкого монастыря выпустить, дать ему паспорт во все российские города и монастыри, снабдить деньгами и одеждой. Пришлось игумену Иллариону этот указ исполнить, и наконец 1 июня 1813 года Авель вышел из стен Соловецкого монастыря.

Он приехал в Петербург, был хорошо принят князем А. Н. Голицыным (царь в то время был в заграничном походе). Но Авеля снова потянуло странствовать. Он отправился к святым местам, посетил греческий Афон, Иерусалим, Стамбул и Святую Софию. От этого времени сохранились письма Авеля к графине П. А. Потемкиной, помогавшей монаху материально. В одном из писем она просит его сообщить что‑либо из его пророчеств. Ответ его, относящийся к 1815—1816 годам, очень характерен: "Знаете ли, что я вам скажу: мне запрещено пророчествовать именным указом. Так сказано: ежели монах Авель станет пророчествовать вслух людям или кому писать на хартиях, то брать тех людей под секрет (арест), и самого монаха Авеля тоже, и держать их в тюрьмах или в острогах под крепкими стражами. Видите, Прасковья Андреевна, каково наше пророчество или прозорливство. В тюрьмах ли лутче быть или на воле, сего ради раз мысли… Итак, я ныне положился лутче ничего не знать, хотя и знать, да молчать".

В 1820 году Авель объявился в Москве. Известно, что московские барыни не раз спрашивали у него совета касательно будущих женихов для своих дочерей. Он обычно отвечал, что не провидец и только тогда предсказывает, когда велит ему высшая сила.

Авель прожил еще четверть века, но об этих годах мало что известно. "Житие и страдание отца и монаха Авеля" написано им вскоре после его путешествия по святым местам, и последующие годы в нем не отражены. Сохранились, однако, кое–какие официальные документы. В отношении от 2 ноября 18 года князь А. Н. Голицын сообщает, что монах Авель по случаю потери паспорта просит снабдить его новым документом для свободного в Москве или ином городе проживания, а также содействовать в помещении его в Шереметевский странноприимный дом. Александр I, узнав об этом, нашел неприличным, чтобы монах продолжал скитаться по России, и повелел объявить Авелю, чтобы тот непременно избрал себе монастырь и там поселился. Авелю предложили Пешношский монастырь в Димитровском уезде Московской губернии, но он в этот монастырь не явился и скрылся из Москвы.

6 октября 1823 года митрополит Московский Филарет распорядился определить Авеля в Высотский монастырь под Серпуховом. Однако через три года митрополиту донесли, что "монах Авель, забравши все свои пожитки, самовольно из монастыря отлучился неизвестно куда и не является". Об этом доложили и императору, уже Николаю I, и он повелел беглеца "заточить для смирения" в Суздальский Спасо–Евфимьевский монастырь, главную церковную тюрьму того времени. Полиция нашла Авеля в Тульской губернии, в родной деревне Акулово, и "водворила" в эту последнюю его тюрьму. Там он прожил еще пятнадцать лет, но об этих годах нам ничего не известно.

В "Житии" Авеля много удивительного. Есть там и следующая поразительная вещь (на нее первым обратил внимание историк Ю. В. Росциус). В начале "Жития" говорится: "Жизни отцу Авелю от Бога положено восемьдесят и три года, и четыре месяца…". Мы теперь знаем, что ошибся он меньше чем на полгода, то есть на каких‑нибудь полпроцента. Удивительная точность самопредсказания!

Помнили об Авеле и в царской семье. Сохранилось интересное мемуарное свидетельство М. Ф. Герингер, обер–камерфрау последней российской императрицы. В Гатчинском дворце была небольшая зала, посредине нее на пьедестале стоял довольно большой ларец с затейливыми украшениями. Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг ларца на четырех столбиках был протянут красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ. Было известно, что в этом ларце хранятся бумаги, которые были положены туда вдовой Павла I императрицей Марией Федоровной. Было завещано открыть ларец и прочитать бумаги только тогда, когда исполнится сто лет со дня кончины Павла I, и только тому, кто в этом году будет в России царствовать. Жребий вскрыть этот таинственный ларец достался Николаю II.

"В утро 12 марта 1901 года, — рассказывала М. Ф. Герингер, — и Государь, и Государыня были очень оживлены и веселы, собираясь из Царскосельского Александровского дворца ехать в Гатчину вскрывать вековую тайну. К этой поездке они готовились как к праздничной веселой прогулке, обещавшей им доставить незаурядное развлечение. Поехали они веселы, но возвратились задумчивые и печальные, и о том, что они обрели в этом ларце, никому, даже мне, с которой имели привычку делиться своими впечатлениями, ничего не сказали. После этой поездки я заметила, что Государь стал вспоминать о 1918 годе как о роковом для него лично и для династии".

Что же было в этом ларце? Проникнуть в эту тайну в какой‑то мере может помочь одна публикация в церковном эмигрантском журнале "Хлеб небесный", который издавался в Харбине в конце 1920–х годов. Там была напечатана такая легенда: "Предсказание "о судьбах Державы Российской" сделал Павлу I монах–прозорливец Авель из Александро–Невской лавры: "Николаю Второму — Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит Он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая… По воздуху люди как птицы летать будут, под водою как рыбы плавать, серою зловонною друг друга испепелять начнут. Измена же будет расти и умножаться. Накануне победы рухнет трон Царский. Кровь и слезы напоят сырую землю…".

Если данное пророчество действительно принадлежит Авелю, пишет Ю. В. Росциус, то оно поразительно точно описывает события, которые произойдут лишь через три четверти века после его смерти. Поражает упоминание конкретного царя — Николая II, "Иову Многострадальному подобного". Николай II родился 6 мая 1868 года, в день Св. Иова Многострадального.

О книгах же Авеля мы почти ничего не знаем. Трудно, однако, предположить, что в XIX веке они были уничтожены. Скорее всего, лежат где‑нибудь среди бумаг романовской династии, и никто их не ищет. А ведь там говорится не только о судьбах российских государей…

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь