Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Никодим Кожеезерский чудотворец
Дни памяти: 3 / 16 Июля, 31 Октября / 13 Ноября Преподобный Никодим Кожеезерский (Хозьюгский), в миру Никита, родился в селе Ивановка Ростовского уезда в крестьянской семье. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!», предвещавшие ему будущее иночество. После смерти родителей он выучился кузнечному мастерству в Ярославле и пришел в Москву. Никита вел самую скромную жизнь, довольствовался малым, отдавая избыток своего заработка нищим. В свободное время он усердно посещал храмы и иноческие обители. Приятель, с которым работал Никита, имел злую жену. Она задумала отравить мужа и насыпала в пищу яд. Муж ее умер, а Никита, обедавший с ним, получил тяжелое заболевание желудка и долго страдал от этой болезни. Однажды ему явился блаженный Василий и дал выпить из сосуда. С тех пор болезнь оставила Никиту. Как-то, проходя Кулишки, Никита остановился у хижины юродивого Илии, который, увидев его, закричал: «Хозьюгский пустынник пришел!» Эти слова сильно поразили Никиту, и он принял их как призвание к монашеской жизни: продав имущество, он пришел к архимандриту Чудова монастыря Пафнутию и попросил принять его в число братии. В монастыре он принял постриг с именем Никодим. Одиннадцать лет преподобный был примером для братии монастыря в смирении, послушании, нестяжании, и братолюбии. В 1602 году архимандрит Пафнутий был поставлен митрополитом Сарским и взял с собой преподобного Никодима. Но угодник Божий искал жизни уединенной и подвижнической. Через год преподобный Никодим, по благословению архипастыря, отправился на север и поступил сначала в общежительную Кожеезерскую обитель[16], в которой прожил полтора года. Желание безмолвия привело его на речку Хозьюгу в 5 верстах (5,333905 км.) от Кожеезерского монастыря. Там он поставил себе в лесной чаще небольшую келлию и прожил в ней уединенно 35 лет, подражая преподобному Павлу Фивейскому. В полной тишине, вдали от мира совершал святой строгое молитвенное правило о мире. Он делился с братией обители рыбой, которую любил ловить на удочку. Дикие олени безбоязненно ходили и кормились около пустынника. Ночь преподобный Никодим проводил в молитве и только изредка позволял себе дремать сидя. Пламенная молитва и упование на помощь Божию не раз спасали преподобного от бед. Так, однажды загорелась его келлия, но он не оставил ее. Взяв икону Божией Матери, святой стал молиться Богу; неожиданно пошел дождь, и огонь угас. В другой раз святой Никодим избавился молитвой от наводнения. Когда построенная преподобным келлия пришла в такую ветхость, что грозила рухнуть, иноки Кожеезерской обители поставили старцу новую келлию. Рядом с ней преподобный Никодим своими руками выкопал могилу и часто спускался в нее для молитвы. Однажды он молился в могиле всю святую Четыредесятницу. Суровыми подвигами он достиг высоких духовных дарований, стяжал дар слез и непрерывной молитвы. Бог наградил его благодатной прозорливостью и силой исцеления болезней. Однажды святому Никодиму явились два светоносных мужа: святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Дионисий, архимандрит Свято-Троице-Сергиева монастыря. Они возвестили преподобному о времени его отшествия ко Господу, которое и совершилось через 40 дней, 3 / 16 июля 1640 года. Мощи преподобного Никодима покоились под спудом в Богоявленском храме Кожеезерской обители. Житие святого написал его ученик иеромонах Иаков. У гроба преподобного Никодима и в пустыне, на месте келлии святого, где позднее был водружен крест, больные получали исцеления. Иноческая мантия и посох святого также получили целебную силу. Преподобный Никодим многим являлся в сонных видениях, особенно заблудившимся путникам и мореплавателям, направляя их на верный путь и спасая от смерти. В 1758 году обитель была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю, а затем вовсе упразднена секуляризационной реформой в 1764. Вместо неё был открыт сельский приход. Возобновлена в 1851 году, с целью борьбы с расколом. По указу Святейшего Синода он был сначала приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу 1853 года стал самостоятельным монастырем. В обители был введен общежительный устав, настоятель носил сан архимандрита. Вскоре после революции, в 1918 году, группа крестьян из соседнего села Кривой Пояс решили примкнуть к большевикам, после чего разгромила и разграбила обитель, убив настоятеля Арсения и нескольких других насельников. Оставшиеся в живых покинули опустевшую обитель. Монастырь был изъят у Церкви и в нём была устроена коммуна. Затем тут разместился поселок ссыльных "Кожпоселок," который был расформирован в 1954 году. С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники. С начала 1990-х годов пошли разговоры о возврате монастыря верующим. В 1997 году в обители был воздвигнут поклонный крест. В следующем году появились первые насельники - двое монахов из Оптиной пустыни и послушник. Наконец, в 1999 году монастырь был официально возобновлен. Тропарь Никодиму Кожеезерскому, глас 8: От царствующаго града пресельник явися / и яже в нем великия обители / и, промышлением Божественнаго разума окормляемь, /к морским странам устремися, /вселися же в пустыню, уклоняяся мирския молвы, /и силою Святаго Духа вооружился еси, /крестным оружием враги своя прогоняя, / постом и непрестанною молитвою жизнь свою совершая, / сревнуя великим отцем Антонию, и Онуфрию, и Павлу Фивейскому, /с нимиже Господеви молися, отче Никодиме, / спастися душам нашим. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы