Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 3 / 16 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



В миру Быстров Николай Михайлович, родился 11 / 24 октября 1858 года в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии семье священника Михаила Ивановича Быстрова, служившего в Никольской церкви Нюбского прихода.

Родители его были весьма страннолюбивыми людьми. Однажды в дом страннолюбцев вошел старец-странник и начал рассказывать о монашеской жизни. Во время рассказа его взор остановился на мальчике, который оказался сыном этих благочестивых людей. В конце беседы он сказал родителям: "А он у вас будет архиереем". Беседа о монашестве глубоко запала в сердце юноши и он стал мечтать об иночестве.

В 1873 году окончил Яренское духовное училище по I разряду[21], в 1879 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду[22]. Стремление к монашеству в нем укрепилось окончательно, но усердная просьба родителей остановила его. Он женился и 11 / 24 октября того года определился псаломщиком в Вологодской Предтеченский церкви. Псаломщиком он прослужил там три года.

15 / 28 января 1882 года был назначен исправляющим должность настоятеля Степуринской Рождественской церкви Грязовецкого уезда. 2 / 15 февраля того же года был рукоположен во священника этой же церкви.

В том же году родилась дочь Мария, но вскоре умерла жена.

С того же года стал законоучителем местной земской школы.

С 27 августа / 9 сентября 1884 года - настоятель Степуринской Рождественской церкви, а с 23 октября / 5 ноября того же года - исправляющим должность благочинного 1-го округа Грязовецкого уезда.

В 1884-1886 годах был наблюдателем церковно-приходских школ.

7 / 20 февраля 1888 года принял монашество с именем Антоний во Владимирской Заоникиевой пустыни[23].

18 февраля / 2 марта того же года был назначен управляющим Кадниковского Григориево-Пельшемского Лопотова монастыря[24], а в 1889 году - его настоятелем.

В 1890 году был перемещен в Корнилиев-Комельский монастырь[25] той же епархии, где в 1892 году возведен в сан игумена. В 1906 году возведен в сан архимандрита. За время служения в Корнилиевой обители проявил себя опытным руководителем духовной жизни братии.

В 1907 году был переведен настоятелем Вологодского Свято-Духова монастыря.

1908 год - штатный член Вологодской духовной консистории.

17 / 30 января 1910 года был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. Хиротонию совершали в Санкт-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополиты Санкт-Петербургский Антоний, Московский священномученик Владимир, Киевский Флавиан и другие иерархи[26].

В 1911 году временно управлял Вологодской епархией (в связи с болезнью правящего архиерея).

За время своего почти семилетнего настоятельства епископ Антоний положил немало забот и труда, чтобы привести обитель в благоустроенный вид.

Глубокий знаток церковного устава, он истово и благоговейно совершал богослужение и сам отправлял установленные на седмице акафистные моления. Приходя в обитель, богомольцы невольно обращали внимание на общее благолепие и утешались настроением и строгостью в жизни иноков - священнослужителей, стройным пением (с канонархом) и тем общим образцовым порядком, который замечался во всем решительно укладе монастырской жизни.

В 1919 году в Вологде был арестован и выслан в Северодвинск.

С марта 1921 года - епископ Архангельский и Холмогорский. Начал помогать ссыльному духовенству. Организовал нечто вроде кассы взаимопомощи для духовенства и монашествующих из числа ссыльных и заключенных. Нуждающимся оказывалась помощь деньгами, продуктами. Каждый приход вносил лепту в это благое дело.

27 декабря 1922 года, по обвинении в "контрреволюционной деятельности", был выслан в Нарымский край[27] на три года.

Отбыл ссылку полностью, после чего в начале 1926 года возвратился в Архангельск. Троицкий кафедральный собор к тому времени оказался захвачен обновленцами. Служил сначала в Рождественской церкви, затем в церкви подворья Николо-Корельского монастыря[28] и в Михаило-Архангельском монастыре[29]. Затем кафедра перенесена в Воскресенскую церковь.

В это период много занимался устройством ссыльного духовенства. Монахини и прихожане в церквях вновь начали сбор денег для заключенных, масла, крупы, муки и одежды. Квартира владыки стала тем местом, где прибывавшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты питания, одежду. Из квартиры епископа, в лагеря регулярно отправлялись посылки, письма, денежные переводы. Был духовным руководителем женского патриотического движения и "Союза духовенства и мирян" в Архангельске.

7 октября 1926 года опять арестован. Во время следствия содержался в тюрьме Архангельска. Очень многие заступались за владыку и вскоре он был освобожден под подписку о невыезде, а 4 февраля 1927 года совещание коллеги ОГПУ дело прекратило.

В 1929 году был возведен в сан архиепископа и стал управляющим епархиями Северного края[30] - Архангельской, Вологодской, Северодвинской и Коми АО[31].

К тому времени большинство храмов города были закрыты, поэтому его кафедральным собором стала бывшая кладбищенская Ильинская церковь. По прежнему оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. С его разрешения в Воскресенской церкви был создан хор под управлением ссыльного Дягилева, в который вошло много ссыльного духовенства.

23 января 1931 года был вновь арестован. Вместе с ним арестованы 20 человек, в том числе ссыльные епископы - Аверкий (Кедров), Тихон (Шарапов), Иннокентий (Тихонов). Проходил по групповому "Делу контрреволюционной группировки духовенства епископа Антония (Быстрова), Архангельск, 1931г."

Власти обвинили епископа Антония в том, что он благословил сбор средств для ссыльного духовенства и оказывал помощь сосланным священникам, выдавая им ежемесячное денежное пособие. Во время допроса в конце февраля, несмотря на угрозы следователей, владыка Антоний отказался оговорить кого бы то ни было. Находясь в тюрьме, раздавал заключенным получаемые им посылки, делился с ними тюремным пайком, читал им Евангелие, проповедовал. Строгий пост, молитвенность епископа Антония расположили к нему многих заключенных, в том числе ранее не веровавших в Бога.

Скончался 16 июля 1931 года в Архангельске в тюремной больнице от дизентерии. Был погребён на Вологодском кладбище. Спустя некотрое время перезахоронен на Ильинском кладбище.

31 августа 1989 года был реабилитирован по 1931 году репрессий.

26 декабря 2006 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Родственники:

  • дочь Мария - рано овдовела, воспитывала одна сына Николая (1915/1916 г. р.), в 1927 году была заключена в тюрьму
  • два брата-священника - на 1931 год были в живых и находились в переписке с владыкой

Документы, литература

  • ГА РФ, ф. 6343, оп. 1, д. 263, л. 75.
  • Архив УФСБ по Архангельской обл. Д.П-11397.
  • "Церк. Вед." 1910, № 1, с. 1.
  • "Приб. к "ЦВ" 1910, № 3, с. 118, № 4, с. 139, 157-158, 1911, № 47, с. 2026, 1913, № 30, с. 1381.
  • "Церк. Вед." 1917, № 36-37, с. 324.
  • Булгаков, с. 1397.
  • "ЖМП" 1932, № 7-8, с. 8.
  • БЭС т. I, стб. 198.
  • "Русск. Паломн." 1911, № 30, с. 479, 1912, № 22, с. 334, № 38, с. 583.
  • ФПС III, с. 1.
  • ФАМ I, № 24, с. 3.
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год, Пг., 1917, сс. 222-223.
  • Польский М. А., протопресв., Новые мученики Российские, М., 1994 (репринт изд. 1949-1957 гг., Джорданвилль), ч. 2, сс.100-104.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 1, сс. 263-265.
  • Губонин М. Е., сост., Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях, М., 1994, сс. 839-840, 962.
  • Дойков Ю. В., "По ком звонит колокол", Волна, Архангельск, 1994, 29 марта.
  • Пащенко Е. В., Архангельский Патерик (Очерки о церковных подвижниках Архангельской области 14-20 вв.), Архангельск: АГМА, 2000, сс. 129-130.
  • Суворова С. В., "Терновый венец Владыки Антония", Архангельский епархиальный вестник, 2002, № 4, с. 10-11.
  • Фаст М. В., Фаст Н. П., Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период, Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, сс. 123-124.
  • Суворова С. В., сост., За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник, Архангельск: 2006, сс. 21-22.

Использованные материалы

  • "Антоний (Быстров Николай Михайлович)", БД ПСТГУ Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.:
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/docum/no_dbpath/koi/new...mY*
  • Дамаскин (Орловский), игум., "АНТОНИЙ (Быстров)", Православная энциклопедия, т. 2, с. 620-621:
    • http://www.pravenc.ru/text/115942.html
  • Страница портала Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_415

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. Службу совершал о.Антоний Новицкий при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий при

пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

2Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.

3Вот мое защищение против осуждающих меня.

4Или мы не имеем власти есть и пить?

5Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа[32]?

6Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.

16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!

17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.

18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

19Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; 22для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

23Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

Апостол обличает злословящих его, как апостола. Эту главу полезно читать всем, кто смущается, входя в церковные лавки, тут же вспоминая разговоры о «поборах и взятках» в Церкви. Апостол говорит о повелении, данном еще ветхозаветному священству, жить от благовествования, с запретом заниматься чем-то другим. Он защищает право апостолов и их преемников собирать пожертвования верующих и жить на них, дабы заградить уста злословящих. Эти доводы актуальны и сегодня, когда байки о «жирующих попах» ходят в определенных СМИ не меньше, чем это было в советские годы, а зачастую основаны они на сплетнях, выходящих из церковной ограды. В то же время, апостол при этом замечает, что сам не желает пользоваться этим правом, предпочитая зарабатывать на жизнь самому, благо, трудиться своими руками он умел. Делает он это не только, чтобы получить похвалу от Бога, но, как он пишет в другом месте, «чтобы не давать повода ищущим повода», то есть, заградить уста злословящим. Увы, таковых много и сегодня, а значит, текст этот более чем полезен.

Евангелие (от Матфея): 1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ясно, потому что небо красно; 3и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

И снова иудеи, видевшие массу чудес, совершенных Христом, не вняли им, а требуют еще чего-то. Господь может сделать все, что угодно, но нужно ли это? Ведь сластолюбивым натурам нужны эффектные фокусы, поражавшие воображение. Такие фокусы, яркие, эффектные, но совершенно бесполезные, характерны для бесов, Бог же делает только то, что полезно для человека. Человеку же, зараженному гордостью, такие чудеса бы явно повредили. Зато диавол охотно льстит человеческому самомнению по принципу, воспетому в известной детской песенке: «на гордеца не нужен нож, ему немного подпоешь и делай с ним, что хош….». И чудеса, совершенные Христом, были явны, но лишены яркого внешнего эффекта, так как Господу это не нужно. Такие сластолюбивые натуры охотно принимают ложные чудеса, совершенные бесами, но как видно из этого текста, не принимают чудес от Бога. Почему этот текст читается нам? Чтобы мы не приобщались к этим настроениям и не искали ярких фокусов и чудес ради одного только праздного любопытства, дабы не попасть в бесовскую ловушку…. И Господь покидает их, показывая, что совершенно лишен пагубной гордости, которая бы потребовала у любого из нас показать, что «я что-то могу». Но Господь в этом не нуждается, притом понимая, что даже эти усилия будут бесполезны и даже вредны. Тут выясняется, что даже ученики были глухи к чудесам, совершенным Им. Господь призывает остерегать учения фарисейского и садукейского. Саддукеи отрицали всеобщее Воскресение мертвых, в то время как фарисеи известны были своей приверженностью внешним обрядам при полном забвении внутренней духовной работы. Поэтому Господь и призывает остерегаться их примера (не попускать поврежденному грехом уму перетолковывать истины веры в соответствии с собственными представлениями о мире, а также и не превращать исполнение внешних правил в главную цель религиозной жизни). Однако апостолы озабоченные тем, что забыли взять с собой хлеба, думают, что Он говорит на эту тему. Но Господь напоминает о чудесах насыщения пятью хлебами пяти тысяч и семью хлебами – четырех тысяч. Для Бога нет ничего невозможного и Он ли не позаботится о них?! Он знает, в чем человек имеет нужду и всегда подает ему полезное. Напомню, что Господь еще раньше говорил им: «не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ваш же Отец Небесный знает, что вы имеете в том нужду прежде вашего прошения…. Итак, ищите прежде Царствия Небесного и правды его и все прочее приложится вам». Господь обличает их за маловерие, что они после таких чудес, явленных Им, еще беспокоятся о хлебах, словно они и не видели насыщения нескольких тысяч человек всего несколькими хлебами, при том, дважды. А Господь учит их доверять Богу, заботящемуся о них, вверив в Его руки заботу о себе, самим же заботиться только о спасении…..

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- 12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Речь идет о почитании духовных наставников, проповедующих Слово Божие и наставляющих на пути спасения, то есть, о почитании священства. А если обычный человек отвечает преимущественно за свои грехи, родитель ответит на Суде за то, как он воспитывал своих детей, то священник ответит за то, каким путем он вел паству, какой пример он подавал ей, наконец, куда он вел ее – к Богу или к себе. Об этом служении сказано очень много. Например, святитель Иоанн Златоуст приводит знаменитые слова из книги пророка Исаии о пастухе, который должен заблудшую овцу вернуть, больную – излечить, а буйную и разжиревшую – истребить. Притом, если говорить об ответственности священника за души вверенной ему паствы, то на ум приходят и другие слова, сказанные Богом пророку Иезекиилю: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.» Притом, пророку, чтобы он сказал слово вразумления, нужно было некое особое откровение от Бога, тогда как нам все откровение уже ниспослано и написано в Евангелии и иных книгах Священного Писания. И при этом эта великая ответственность за паству не отменяет ответственности за собственные грехи, а даже усиливает, ибо в миру прегрешения священников обсуждают с удвоенным энтузиазмом, даже подчас и сами православные. Сказанное же ими выходит из церковной ограды и распространяется, по пути, как водится, приукрашиваясь и обрастая дополнительными подробностями. Итак, таково священническое служение. Итак, эти слова апостола – не только призыв к почитанию священного сана, но и повод задуматься, а каковы бы были мы сами на их месте…. Итак, поостережемся судить их…

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

И снова о Пастыре и об овцах. Лжеучителя, коих Господь сравнивает с волками, приходя, ведут людей не к Богу, а к себе, венец их деятельности – погибель, как гибельно все, что не Церкви. Пришедший откуда-то еще, кроме Церкви, есть лжец, ведущий в погибель. Иного учителя, кроме пастыря Святой православной Церкви, быть не может (если, конечно, не встретится укрывшийся в овечьей шкуре волк, по виду, член Церкви, а по факту – проповедующий нечто свое и ведущий людей не к Богу, а к себе, устраивая в Церкви секту). И далее Господь предъявляет требования к пастырям…. Здесь вспоминаются слова Божии, адресованные пророку Иезекииля: «Если Я повелю тебе обличить человека и ты не обличишь, и погибнет человек этот, то кровь его будет на тебе. Если же Я повелю тебе обличить и ты обличишь, а он не послушает тебя и погибнет, то ты свободен от крови его». Таково было служение пророков, таково, в немалой степени, также и служение современных священников, пусть сегодня не нужно откровений от Бога – оно уже ниспослано и записано в книгах Священного Писания..... Таково пастырское служение, не удивительно, почему многие даже из великих святых избегали священного сана, а святителя Иоанн Златоуст воздыхал, что лишь немногие из пастырей спасаются…. Но это – о священстве, нам это нужно, скорей, чтобы меньше судить священников, что многие из нас очень любят делать……

По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, а причастником – с приобщением Святых Таин, пожелав, чтобы они были их телам во здравие, а душам – во спасение. Также он напомнил всем о завтрашнем празднике святых царственных страстотерпцев, сказав, что в честь этого праздника будет совершаться полиелей.

Вторник 17 июля.

Этот день имеет множество праздников. Так, в этот день совершается полиелейный праздник святых Царственных страстотерпцев, который всегда с особой торжественностью отмечался в храме Новомучеников. В этом году, кстати, исполняется сто лет расстрелу царской семьи, потому праздник этот приобретает особое значение. Есть, впрочем, и другие, не связанные с такой торжественностью, но весьма знаменательные, такие, как день памяти святителя Андрея, архиепископа Критского, создателя знаменитого покаянного канона, читаемого в Великий пост. Об этих и других праздниках будет написано ниже. Отдельно упомяну лишь чтимых в этот день мучеников Феодота и Феодотию Кесарийских, о которых известно лишь то, что они пострадали в 108 году вместе с мучеников Иакинфом, чья память чтилась вчера.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь