Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак
Дни памяти: 12 / 25 Июня (Обретение мощей), 3 / 16 Июля Родился в первой половине XVI века в Вологодской земле и в молодости трудился на солеварнях. Юродствовать начал, переселившись в Ростов. Носил тяжелые вериги и на голове железный колпак, за который и получил свое прозвище. Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (1616 г.; память 13/26 января) и предсказал ему нашествие поляков и их поражение.
Последние годы жизни провел в Москве, где даже в самые жестокие морозы ходил почти обнаженным, не снимая с себя железных вериг. Он безбоязненно говорил правду всякому, часто обращаясь с обличительным словом к сильным мира сего, не щадя и царей. Перед самой смертью у блаженного открылся дар исцелений. Так, однажды на пути из храма исцелил не владевшего ногой человека: блаженный как бы нечаянно наступил на ногу, и она стала здорова. Предсказал свою кончину, испросив у настоятеля Покровского собора место для своего погребения. Скончался 3 / 16 июля 1589 г. и был погребен в Покровском соборе на Красной площади. Согласно Житию, накануне кончины блаженный пришел в Покровский собор и попросил протоиерея Димитрия подыскать ему место для погребения вблизи гробницы Василия Блаженного. Настоятель позволил святому выбрать место, которое святой указал «своим жезлом». Во время его погребения исцелился человек, двадцать лет страдавший глазной болезнью. Во время погребения святого поднялась буря, в храме опалились иконы, ризничий Рязанского архиерея был убит молнией в алтаре, покровского диакона Пимена вынесли во двор едва живым, и он успел лишь покаяться перед кончиной, священника. Иоанна из коломенского поместья Ф. Н. Романова (будущий патриарх Филарет) бурей подняло над церковными дверьми и ударило о землю, мн. люди были оглушены, лишились рук и ног. В сказании о погребении блаженного суровая небесная кара объясняется тем, что блаженного похоронили ранее назначенного срока (т. е., вероятно, 4 / 17 или 5 / 18 июля), сняв с него «пояс его, который взят был во Иерусалиме от Гроба Господня». Нетленные мощи блаженного Иоанна обретены в 1672 г. Мощи святого были положены под спудом в Ризоположенском храме, ставшем приделом Покровского собора (для церкви была использована угловая часть галереи подклета собора; в настоящее время в этом приделе богослужения не совершаются). Согласно ружной книге 1699 г., Ризоположенский придел был в соборе важнейшим после главного Покровского храма и Васильевского (в честь блаженного Василия Московского) придела. В 1694 г. в Ризоположенский придел царская семья сделала вклад - напрестольный крест с надписью: «Положен сей крест в храм Пресвятыя Богородицы Ризы Положения и Троицы на Рву в пределе, идеже лежат мощи Иоанна Блаженнаго». Впоследствии Ризоположенский придел был переосвящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В сент. 1812 г. Покровский собор был разграблен французскими войсками (тогда же был утрачен колпак, хранившийся при гробнице блаженного Иоанна). Освящение восстановленного собора состоялось 1 / 14 октября 1813 г. В XIX в. металлическое надгробие над местом упокоения блаженного. под золоченой резной деревянной сенью находилось в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы на южной стороне, в углу у окна висели вериги блаженного весом 1 пуд 30 фунтов (28,6658687 кг.), четки и колпак. В 1876 г. настоятель Покровского собора прот. Николай Надеждин и церковный староста А. Лузин подали прошение о переименовании Рождественского придела в придел во имя блаженного Иоанна и свтятителя Филиппа, митр. Московского. Переосвящение во имя названных святых состоялось 17 / 30 января 1916 г. Сам собор в 1918 году стал музеем. В 1929 году в соборе окончательно запретили богослужения, сняли и переплавили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о его сносе, но искусствоведам удалось это предотвратить. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили реставратору Петру Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов дочери реставратора, Барановский отправил в Кремль телеграмму, что вместе с собором взорвёт себя. С 1991 году в храме возобновились службы, что не мешает собору оставаться музеем. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы