Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: 5 / 18 июля, Собор новомучеников Российских.



Преподобноисповедник Агапит родился в 1894 году в Гатчине, что в Санкт-Петербургской губернии в семье барона Михаила Таубе и был крещен, как и отец, с именем Михаил. Отец — Михаил Фердинандович (1855–1924) — выпускник института Инженеров путей сообщения, православный философ, историк, публицист и церковный деятель. Он был членом "Союза Михаила Архангела", православным богословом, интересовался вопросами философии и религии, опубликовал более трех десятков книг и брошюр, выступал с докладами

в "Христианском содружестве учащейся молодежи". После 1917г. остался в России. В 1919г. читал лекции в Братстве св.Софии в Петрограде и богословских кружках. После революции под его руководством были организованы религиозно-философские чтения при храме священномученика Исидора Юрьевского. В последние годы жизни организовал кружок православной интеллигенции, который собирался раз в две недели у него дома на Английском проспекте д.38. Кружок существовал и после кончины Михаила Фердинандовича в 1924г., но в 1928г. был разгромлен чекистами.

Мать — Анна Александровна фон Таубе, урожденная Баранова (1862–12 / 25 мая 1915).

В семье Михаила Фердинандовича и Анны Александровны были дети: Михаил и Сергей (1894–1937) — родились одновременно 4 / 17 ноября 1894г. (они были двойняшки-близнецы), Иван (впоследствии белый офицер, эмигрировал), Александр (был до революции дипломатом, позже преподавал языки в Военной Академии им.М.В.Фрунзе в Москве, Мария (1899–1929).

Брат Михаила Фердинандовича — Сергей Фердинандович (1877–1931), работавший экономистом ВСНХ, был расстрелян 29 апреля 1931г.

Сестра Михаила Фердинандовича (родная тетя Агапита Оптинского и Сергея Михайловича фон Таубе)

— баронесса Александра Фердинандовна фон Таубе (23 апреля / 6 мая 1859–1919) была бездетной и очень богатой. По наследству от матери она получила два дома в Санкт-Петербурге, один из которых — на Английском пр-те д.38 ("Дом баронессы фон Таубе") она подарила своему брату Михаилу Фердинандовичу, имевшему нескольких детей. Оба родителя будущего иеромонаха Агапита Оптинского были православного

исповедания.

26 ноября / 9 декабря 1894г. Михаил был крещен в полковой церкви Лейб-гвардии Кирасирского

Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка. Восприемниками при крещении были записаны полковник Александр Александрович Перрен и дочь генерал-майора Анна Ивановна Вашутина.

Кормилицей его была Мария Алексеевна Волкова, дочь заведующей кухней Прасковьи Ивановны Красенковой. Анна Александровна фон Таубе не единожды бывала в гостях у Прасковьи Ивановны, когда она уже не работала в доме. Могила кормилицы сохранилась на Волковском Православном кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1905г. Михаил поступил во 2-й класс гимназии Карла Мая, которую окончил в 1912г. с золотой медалью Успел окончить три курса юридического факультета Санкт-Петербургского университета, и был призван на первую мировую войну, где получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь в Петрограде. В Петрограде он подал прошение о зачислении в университет вольнослушателем с правом держать экзамены, которое было удовлетворено. В 1919 году он был призван в Красную армию, где состоял в штабе Западного фронта. После возвращения в Петроград он служил делопроизводителем в управлении начальника артиллерии Петроградского военного округа.  В 1922 году (по другим данным – в 1921) демобилизовался и подал прошение о приеме вольнослушателем в Петроградский Богословский институт и был зачислен. В институте он считался "активным" вольнослушателем. Проучился он полтора года и уволился, уже будучи на втором курсе. В 1923 году уехал в Оптину пустынь[82]. В 1924 году обитель была закрыта и Михаил стал сотрудником музея, который власти устроили в Оптиной Пустыни, став хранителем монастырской библиотеки. При этом он давал и частные уроки. Здесь Михаил познакомился со святоотеческой литературой и богатейшими по своему духовному содержанию рукописями. Также он познакомился со старцами. В Оптиной он жил на пасеке Скита, где жили два монаха.

Его принял в число своих духовных детей о.Нектарий (Тихонов). М.М.Таубе много времени проводил у старца, записывал его поучения. От записей сохранились лишь краткие заметки. Часто М.М.Таубе читал ученикам старца Нектария доклады на богословские темы. После высылки старца Нектария из Оптиной М.Таубе стал духовным сыном иеромонаха Никона (Беляева), который постриг его в мантию с именем Агапит. В 1925 году о.Агапита уволили из музея, он жил то около Оптиной, то на родине – в Петрограде, зарабатывая преподаванием иностранных языков 16 июня 1927 года он был арестован. Обычно он ходил в светской одежде, а когда пришли его арестовывать, с радостью надел рясу, точно только и ждал этого момента. Монах Агапит долгие годы провел в тюрьмах, ссылках и лагерях. В 1936 году, освободившись из очередного заключения, он тяжело заболел. Его страдания возрастали с каждым днем, он уже не мог ни есть, ни говорить, но при этом не терял бодрости духа. 18 июля старушка-хозяйка, у которой монах снимал угол, увидела, что Агапит лежит, не сводя глаз с иконы Божией Матери. Лицо его было сосредоточено и кротко. Ни боль, ни страх не искажали его. Он не стонал, только дыхание становилось все реже. Впоследствии хозяйка рассказала, что монах Агапит переносил свои страдания так светло, что она молится ему, как святому. В 2007 году Преподобноисповедник Агапит был прославлен в лике Новомучеников и исповедников Российских решение Священного Синода 27 декабря 2007г. по представлению Свято-Введенской Оптиной пустыни.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня, а также утреня с полиелеем в честь преподобного Сергия Радонежского. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Христово благо и бремя Его легко. Об этом в один голос говорят все подвижники. Но эти подвижники, эти Сосуды Духа Божия водимы самим Господом и с апостолом Павлом могут воскликнуть, что от любви Божией их не отлучит ничто. Лишь покоряющийся Богу познает Его благость, поскольку идет в том направлении, куда его ведет Господь, а также потому что Бог не спасает человека без его желания. Живущий по заповедям Господним и не уклоняющийся от них живет с Богом и уже на земле Господь в нем созидает Царство Свое. Но как далеко все это от нас, непрестанно согрешающих и отклоняющихся от заповедей Божиих. Потому для нас соблюдение заповедей становится тяжелейшей борьбой, ибо бороться приходится с самым естеством падшего человека. Потому, желая не гневаться, не предаваться нечистым помыслам, не осуждать, человек понимает, что… не может этого сделать. И тогда он взывает о помощи к Богу и лишь с Его помощью он оказывается способным бороться. И лишь к концу этой борьбы, когда греховная грязь отступает из души и Благодать созидает в человеке Царство Небесное, тогда и бремя Христово становится легким, так как сам Бог ведет его через Дух, живущий в нем и во всем руководящий человеком. Мы от этого далеко, а потому для нас с вами эти слова кажутся непонятными и далекими….


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь