Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)



ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

В VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским. Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности. Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.

 

Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

 

Согласно «Повести временных лет» (далее — ПВЛ) — древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложившие данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

В. М. Васнецов. Призвание варяжских князей.


 

Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства Российского.

 

Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности — Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир — дружинники Рюрика — покинули своего князя и заняли Киев племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

 


В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

 



НОРМАННСКИЙ ВОПРОС

 

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории являлись Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.

 

С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.

 

На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков. Вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества, этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.


 

 

Н. Рерих. Заморские гости

 



ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ

 

Олег Вещий (879–912 гг.)

 

В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика — Игорь — был ребенком, власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика — Ефанды).

 

 

В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи, Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности — Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

Литография XIX в. Убийство Аскольда и Дира Олегом.

 

В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль правителя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья — ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

 

 

 

 

С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы.

Заключение договора Олега с греками. Миниатюра Радзивиловской летописи.

 

 

В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, подтвердившее мир и заключившее новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, согласно преданию, погиб от укуса змеи.

Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя

 

 


 





Ольга (945–964 гг.)

 

 

По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян — город Искоростень — и возложила на них тяжелую дань.

В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

 

Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост — место сбора дани, для каждого племени установлен урок — точный размер дани. На подвластных Киеву землях тиуны — представители княжеской власти собирали дань. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом.

 

При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

 

С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)

 

Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

 

 



Галицко-Волынское княжество

 

Земли между Карпатами и р. Буг, населенные восточнославянскими племенами тиверцев, уличей, бужан и белых хорватов (червенские города), были окончательно присоединены к Древнерусскому государству в конце X — начале XI вв.

 

Мягкий климат и плодородие почв, обилие водных ресурсов этих земель способствовало быстрому развитию земледелия и скотоводства. По этим землям проходили важные торговые пути, соединявшие русские княжества с Южной Прибалтикой, Польшей, Венгрией, северными провинциями Византийской империи. Развитая торговля способствовала складыванию множества крупных городов: Перемышля, Галица, Владимира-Волынского, Теребовля. В первой половине XII в. здесь сложилось два крупных княжества: Галицкое и Владимиро-Волынское.

 

Галицкое княжество

 

Единое Галицкое княжество сформировалось к середине XII ст. путем объединения нескольких небольших княжений, принадлежащих роду Ростиславичей. Своего наивысшего могущество оно достигло в период правления Ярослава Владимировича Осмомысла (1153–1187 гг.). Ярослав покровительствовал городам, приглашал в свое княжество иностранных ремесленников, благоволил торговцам. При нем население княжества значительно увеличилось, вырос экономический потенциал галицкой земли. Успешной была и внешняя политика Ярослава. Ему удалось распространить свое влияние на Киев и наравне с Всеволодом Большое Гнездо стать могущественнейшим из русских князей.

 

Вместе с тем при Ярославе резко обострилась внутренняя обстановка в Галицком княжестве. Опасаясь дробления своего княжения, галицкие князья не выделяли уделов своим младшим братьям, но передавали земли в пользование боярам. К XII в. большая часть земель сконцентрировалась в руках местного боярства. Наиболее влиятельные боярские роды имели собственные вооруженные дружины, владели укрепленными замками. Во второй половине XII в. боярство вступило в открытую конкуренцию с князем за политическую власть. Ярославу Осмомыслу пришлось выдержать длительное противостояние с галицкими боярами, которые начали вмешиваться даже в конфликты в семье князя (бояре сожгли на костре наложницу князя, сыну которой он надеялся передать престол). При наследниках Ярослава Галицкое княжество, ослабленное внутриполитической борьбой, было поглощено соседним княжеством — Владимиро-Волынским.

 

Галицко-Волынское княжество

 

Владимир-Волынское княжество долгое время было яблоком раздора между потомками Олега Гореславича и старший ветви Мономашичей. Последние — Мстиславичи — окончательно укрепились во Владимире-Волынском лишь в середине XI в. Своего расцвета оно достигает при Романе Мстиславиче (1170–1205 г.). Укрепив свою власть внутри княжества, Роман перешел к внешней экспансии. После долгого противостояния с соседними князьями ему удалось установить свою власть в Галиче (1199 г.) и стать основателем единого Галицко-Волынского княжества. Впоследствии Роману Мстиславичу удалось добиться провозглашения его великим князем Киевским. Таким образом, под контролем Романа Мстиславича оказалась большая часть южных и юго-западных земель Руси. Могущество Романа было таково, что он властно вмешивался в распри польских и венгерских феодалов, совершал масштабные походы на половцев. Современники называли Романа «царем русской земли».

 

 

 

Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. Худ. Н. Неврев.

 

После смерти Романа во время похода на Польшу на землях юго-восточной Руси началась длительная смута. Его наследник Даниил Романович (1205–1264 гг.) вынужден был выдержать 40-летнюю борьбу с галичским боярством и поддерживавшими его поляками и венграми за стол своего отца. Лишь в 1238 г. Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче и восстановить единство Галицко-Волынской Руси. Однако уже в 1240 г. Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монгольским нашествием. В 1245 г. Даниил был вынужден признать себя данником хана. В 1250-е гг. Даниил Романович развернул активную дипломатическую деятельность по созданию антитатарской коалиции. Он заключил военно-политическое соглашение с венгерским королем Белой IV, начал переговоры с папой римским Иннокентием IV о церковной унии в обмен на участие европейского рыцарства в крестовом походе против татар. В 1254 г. папский легат короновал Даниила венцом «короля Руси». Однако неспособность Рима организовать крестовый поход сняла с повестки дня вопрос об унии. В 1257 г. Даниил договорился было о совместных действиях против Орды с литовским князем Миндовгом, но татарам удалось спровоцировать конфликт между союзниками.

 

После смерти Даниила Романовича королевство Галицко-Волынское постепенно теряет силы и становится ареной политических амбиций европейских государств: Венгрии, Литвы, Польши. В XIV в. земли юго-восточной Руси входят в состав владений польской короны.

 

Дата Событие
1113-1157 Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве
30-е гг. XII -конец XV Феодальная раздробленность Руси
1136-1478 Новгородская республика
1147 Первое упоминание о Москве
1153-1187 Правление Ярослава Осмомысла в Галиче
1157-1174 Правление Андрея Боголюбского во Владимире
1170-1205 Правление Романа Мстиславича во Владимиро-Волынском княжестве
1176-1212 Правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире
1185 Поход Игоря Новгород-Северского против половцев. "Слово о полку Игореве"
1199 Объединение Галицкого и Волынского княжеств при Романе Мстиславиче
1205-1264 Правление Даниила Романовича в Галиче
1238 Объединение Галицкого и Волынского княжеств при Данииле Романовиче

 


 

(4) Культура Древней Руси

 

Культура Киевской Руси являет собой синтез культуры восточнославянских племен и христианской, прежде всего византийской культуры. Принятие христианства в 988 г. определило влияние христианской эстетики на все сферы культурной жизни древнерусского общества.

 



ОБРАЗОВАНИЕ

 

Несомненным следствием христианизации стало распространение образования на Руси. Вероятно, еще в VIII–IX вв. у восточнославянских племен существовали начатки письменности (договоры Руси с Византийской империей существовали на греческом и на славянском языке), однако лишь после принятия христианства литературная культура получила широкое распространение в русских землях и княжествах.

 


Первая славянская азбука (41 буква) — «глаголица» — была создана двумя византийскими монахами-просветителями Кириллом (Константином) и Мефодием для центральноевропейского славянства в IX в.

 

 

Первые древнерусские книги (в основном переводы с греческого) были написаны на пергаменте с помощью чернил или киновари, украшались изящными миниатюрами иллюстрациями, сделанными от руки. Переплет наиболее ценных кодексов представлял собой настоящее произведение искусства: украшался драгоценными камнями, финифтью, оковывался золотом. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Самым крупным было собрание книг при Софийском соборе в Киеве.

 

 

 

Остромирово Евангелие, середина XI в.


ЛИТЕРАТУРА

 

С XI ст. на Руси появляются первые оригинальные литературные произведения. Древнейшими книгами Руси являлись Новгородский кодекс XI в., Остромирово Евангелие (Евангелие, написанное в 1056–1057 гг. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира) и Изборник Святослава 1073 г. (сборник нравоучительных рассуждений). Наиболее популярными на Руси были следующие литературные жанры:

 

  1. Летописание (хроники) — погодная запись событий, составленная очевидцем или со слов очевидца. Русские летописи создавались в монастырях. Наиболее известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором приблизительно в 1113 г. Данное произведение описывает историю восточных славян с древнейших времен и до современной автору эпохи.

 

  1. Житийная литература (агиография) — жизнеописания христианских святых: «Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского».

 

  1. Риторическая литература — слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы. Так, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона Киевского обосновывалась значимость принятия христианства, прославлялись русская земля и князья. «Поучение Владимира Мономаха» одновременно является автобиографией, а также политическим и нравственным завещанием князя. Оригинальным образцом риторической литературы является «Моление Даниила Заточника», созданное на территории Владимиро-Суздальского княжества в начале XIII в. Данное произведение представляет собой льстивый панегирик княжеской власти и критику боярства и церкви.

 

  1. Хождения (хожения) — рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину».

 

  1. Эпические поэмы, в числе которых наиболее известное произведение древнерусской литературы домонгольского периода — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор описывал неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Данное произведение отличается исключительными художественными качествами. В нем нашли отражение не только влияние христианской традиции, но и элементы древнерусского народного творчества. Автор призывал к прекращению княжеских усобиц, к единению русских земель.

 

Наравне с официальной (высокой) литературой на Руси бурно развивалось устное народное творчество, проявившееся, прежде всего, в оформлении к XII–XIII вв. былинных циклов. Выделяется два основных былинных цикла: Киевский и Новгородский. Былины Киевского цикла повествовали о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев — богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои былин Киевского цикла имели исторические прототипы. Так, великий князь Владимир Красное Солнышко вобрал в себя черты Владимира I и Владимира Мономаха. Мудрый богатырь Добрыня Никитич являлся былинным отражением реального исторического лица — дяди Владимира I Добрыни. Богатырь-оборотень Волхв Всеславович был отражением народной памяти о Вещем Олеге и полоцком князе Всеславе Брячиславиче. Героями новгородских былин были персонажи иного плана. Новгородцы ценили не столько воинскую удаль и храбрость, сколько ловкость и хитрость купца. Поэтому главными действующими лицами Новгородского цикла стали богатые купцы-гости, например знаменитый Садко.

 

АРХИТЕКТУРА

Высочайшего уровня достигло в X–XIII вв. русское зодчество. Строительство из камня приносится на Русь из Византийской империи, первыми зодчими были греки, поэтому первоначально каменные строения в значительной степени копировали византийские образцы. Так, Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), построенная в Киеве при Владимире I в конце X в., являлась типичным образцом византийского крестово-купольного храма. В настоящее время от Десятинной церкви остался только фундамент.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

Мощное влияние византийской культуры испытало и изобразительное искусство Древней Руси. На Руси была распространена фресковая живопись, мозаичное дело и иконопись.

 

  1.  

    Фреска — техника письма по сырой штукатурке. Фресковая живопись была чрезвычайно распространена при внутреннем украшении храмов. Изображались сцены из Евангелия, житийной литературы, иногда княжеской семьи.

 

 

  1. Широкое распространение нашла и техника мозаики — складывания изображения из кусочков окрашенного стекла (смальты). В технике мозаики, наиболее сложной и дорогостоящей, выполнялись композиции в куполе и апсиде. Одной из наиболее известных древнерусских мозаик является изображение Богоматери Оранты (молящейся) в Софийском соборе.

 

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора, XI в.

 

  1. Первоначально иконы ввозились на Русь из Византии (до сих пор наиболее почитаемой иконой в России является написанная византийскими мастерами на рубеже XI–XII вв. Владимирская Богоматерь). Икона была привезена из Вышгорода во Владимир князем Андреем Боголюбским, чудом выжила во время разорения города монголо-татарами, в 1395 г. была перевезена в Москву.

 

 

Впоследствии и в русских княжествах появились свои иконописные школы, которые, восприняв каноны византийской иконописи, творчески обогатили их в русле местных живописных традиций.

 

Основные типы икон Пресвятой Богородицы:

  1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»)

На этой иконе Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях (с древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На ее лоне на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.

 

Иконы этого типа также называются «Оранта» (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. «всесвятая»). На Руси этот образ получил наименование «Знамение». 27 ноября 1169 г., во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки…

 

В православном храме иконы этого типа помещают в верхней части алтаря.

  1. «Путеводительница» («Одигитрия»)

Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

 

Богородица говорит всем, что путь истинный это путь ко Христу. На этой иконе она является путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу святому апостолу Луке.

 

 

  1. Умиление» («Елеуса»)

 

Младенец-Христос припал левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Богородица символизирует Церковь Христову, поэтому икона показывает полноту любви между Богом и человеком. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

 

 

Божия Матерь задумалась: она знает, какие страдания ждут ее Сына.

  1. «Всемилостивая» («Панахранта»)

 

     
 

Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

 

 

  1. «Заступница» («Агиосортисса»)

 

Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе.








ИМПЕРИЯ ЧИНГИСХАНА

 

В XII ст. у монгольских племен, кочевавших на территории между Байкалом и Великой Китайской стеной, началось разложение родоплеменного строя, выделилась родовая аристократия (нойоны). Начал складываться кочевой феодализм, появились предпосылки к возникновению государственности.

 

 

Крупный союз монгольских племен, вобравший в себя большинство монголов, создал в конце XII в. хан Есугей. После его смерти племенной союз распался, и его сыну Темучину (1162–1227) пришлось в течение нескольких десятилетий приводить к покорности монгольские племена. В 1206 г. курултай (съезд монгольской знати) признал Темучина верховным правителем всех монголов — Чингисханом.

Портрет Чингисхана. Китай. XIV в.

 

Чингисхан провел реформу монгольской армии, разделив общее ополчение монгольских племен на тумены (десятитысячные отряды), тысячи, сотни и десятки. В армии Чингисхана царила строжайшая дисциплина: за бегство с поля боя или непослушание наказывался не только провинившийся, но и весь его десяток.

 

Войско Чингисхана отличалось мобильностью и слаженностью. Каждый воин были вооружен двумя-тремя луками, колчаном со стрелами, топором, арканом(петля), саблей. Его защитой служили железный шлем и панцирь из кожи.

Тяжеловооруженные монгольские воины рядом с осадным оружием.

 

В основе завоевательных походов монголов лежало стремление нойонов к обогащению, приобретению новых пастбищ для скота, контролю над торговыми караванными путями и обеспечению безопасности монгольских границ.

 

В 1207–1211 гг. войска Чингисхана завоевали Южную Сибирь. В 1211–1235 гг. монгольская армия покорила китайскую империю Цзинь. В 1218–1221 гг. была разграблена Средняя Азия. В 1223 г. два тумена под предводительством военачальников Джэбэ (Джебе) и Субэдэя (Субедея) выступили в новый поход. Монголы разорили Грузию, разбили аланов и половецких ханов.

 

Для борьбы с монгольской угрозой половецкие ханы попросили военной помощи у русских князей. 31 мая 1223 г. объединенное русско-половецкое войско под предводительством Мстислава Мстиславовича Галицкого, Мстислава Романовича Киевского и Мстислава Святославича Черниговского было наголову разбито в битве у реки Калки, впадающей в Азовское море. Причинами поражения стали умелая тактика монголов, бегство половцев в начале битвы и разногласия между русскими князьями.

 


После битвы выжившие русские пленники были зверски умерщвлены монголами: раздавлены досками, на которых пировали победители. Нашествия на русские земли не последовало — после разграбления окраин Киевского княжества монголы повернули на северо-восток, где были разбиты булгарами.


П. Рыженко. Калка

 

 



МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ

 

 

Неудача похода Джэбэ и Субэдэя в Волжской Булгарии не остановила монголов. Уже после смерти Чингисхана в 1235 г. на очередном курултае новый великий хан Угэдэй призвал монголов к великому походу на Запад. Командование монгольскими войсками было вверено внуку Чингисхана — Батыю (Бату).

 

Бату хан (Батый). Средневековый китайский рисунок

Штурм Рязани. Современная реконструкция

 

В 1237 г. войска Батыя уничтожили Волжскую Булгарию и подступили к границам русских земель.

 

В декабре 1237 г. объединенное войско Монгольской империи под командованием Батыя вторглось в пределы Северо-Восточной Руси. Разгромив рязанские полки, монголы осадили Рязань и на шестой день (21 декабря) разграбили и сожгли ее, жителей перебили.

 

Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», после уничтожения города на родину вернулся рязанский боярин Евпатий Коловрат, который, собрав небольшой отряд выживших рязанцев, напал на орду Батыя и вместе со своими товарищами принял героическую смерть.

 

 

Затем Батый разбил под Коломной владимирскую рать и, несмотря на упорное сопротивление, захватил Владимир 7 февраля 1238 г. Город был опустошен, сожжен, в огне погибли ценнейшие памятники литературы, искусства, архитектуры. 

 

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

 

В течение февраля монголы разрушили 14 городов (Ростов, Суздаль, Углич и др.). Пять дней сопротивлялась монголам Москва под руководством воеводы Филиппа Нянка. Великий князь Юрий Всеволодович попытался собрать ополчение с северных рубежей своего княжества. 3 марта 1238 г. его отряд встретился с монгольским войском у реки Сити. Великий князь и почти все его воинство пало в битве.

 

 

Разорения избежал Новгород — начавшаяся весенняя распутица вынудила Батыя оставить планы захвата города. В 100 км от Новгорода, взяв Торжок, оборонявшийся две недели, монголы повернули назад. Отходя на юг, Батый опустошил восточные районы Смоленской и Черниговской земли. Русские города ожесточенно сопротивлялись захватчикам. Особенно громкую славу обрели защитники небольшого города Козельска («злого города») во главе с 12-летним князем Василием, семь недель отбивавшие атаки монгольских отрядов.

Осада Козельска. Миниатюра XVI в. из Никоновской летописи

 

Весной 1239 г. началось нашествие на Южную Русь. Южнорусские князья, занятые междоусобицами, даже не пытались объединить свои силы для отпора врагу. Борьба с захватчиками свелась к самоотверженной, но обреченной на поражение обороне городов. Было разгромлено Переяславское княжество, и осенью 1240 г. Батый осадил Киев. Защитники Киева под командованием воеводы Дмитра стояли насмерть, но монголо-татарам удалось проломить стены и захватить город, после чего он был разграблен, сожжен и надолго утратил свое былое значение.

В. Шаталин. Оборона Киева от монголо-татарских завоевателей

 

 

Захватив Киев, монголы обрушились на Галицко-Волынскую Русь. Взятые ими города были разорены, некоторые навсегда исчезли с лица земли. В сельской местности после нашествия оставались одни лишь пепелища. Батыев погром не сломил волю русского народа к сопротивлению. Народные восстания против захватчиков вспыхивали в Новгороде, Владимире, Суздале, Ярославле, Ростове и других городах. Ханам Золотой Орды потребовалось еще около 10 лет, чтобы закрепить свое господство.

В 1241–1242 гг. Батый опустошил европейские страны (Польшу, Чехию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, Молдавию, Болгарию), которые хоть и были разграблены, но, заслоненные Русью, избежали многолетнего ига. Дойдя до берегов Адриатики, понеся большие потери, Батый повернул обратно, узнав о смерти хана Угэдэя. Русь своим сопротивлением спасла Западную Европу от ордынского ига. «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силы монголов и остановили их на краю Европы…», — писал А. С. Пушкин.

 

Батый вошел с истории не только как завоеватель, но и основатель государства. Результатом монгольских завоеваний стала империя Чингисидов, состоящая из четырех улусов. Территория от Карпат до Иртыша составила улус Джучи, который на Руси был известен как Золотая Орда, столицей которой стал город Сарай на Волге. Позже окруженные тюркоязычными народами, монголы переняли тюркский язык и вскоре растворились среди тюрков, образовав татарский этнос. Золотая Орда достигал своего расцвета в правление хана Узбека (1312-1342), когда ее официальной религией стал ислам. Период феодальной раздробленности Золотой Орды пришелся на XIV-XV столетия, когда из нее последовательно выделились среднеазиатские владения, Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства.

 









ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА

 

В VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским. Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности. Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.

 

Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

 

Согласно «Повести временных лет» (далее — ПВЛ) — древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложившие данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

В. М. Васнецов. Призвание варяжских князей.


 

Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства Российского.

 

Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности — Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир — дружинники Рюрика — покинули своего князя и заняли Киев племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

 


В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

 



НОРМАННСКИЙ ВОПРОС

 

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории являлись Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.

 

С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.

 

На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков. Вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества, этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.


 

 

Н. Рерих. Заморские гости

 



ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ

 

Олег Вещий (879–912 гг.)

 

В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика — Игорь — был ребенком, власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика — Ефанды).

 

 

В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи, Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности — Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

Литография XIX в. Убийство Аскольда и Дира Олегом.

 

В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль правителя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья — ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

 

 

 

 

С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы.

Заключение договора Олега с греками. Миниатюра Радзивиловской летописи.

 

 

В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, подтвердившее мир и заключившее новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, согласно преданию, погиб от укуса змеи.

Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя

 

 


 





Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

 

 

Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.

К. В. Лебедев. Полюдье

 

 

В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем».

Сожжение русских кораблей греческим огнем. Миниатюра Радзивиловской летописи.


 

Повторный поход 944 г. был успешнее. Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г. был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа. В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

 

 




Ольга (945–964 гг.)

 

 

По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян — город Искоростень — и возложила на них тяжелую дань.

В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

 

Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост — место сбора дани, для каждого племени установлен урок — точный размер дани. На подвластных Киеву землях тиуны — представители княжеской власти собирали дань. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом.

 

При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

 

С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)

 

Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.209 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь