Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Владимир I Святославич (Святой) (980–1015 гг.)
Перед смертью Святослав разделил свои владения между тремя сыновьями. Старший — Ярополк — получил Киев, Олег сел в древлянской земле, а «робобич» (то есть сын служанки) Владимир сел на княжение в Новгороде. В 977 г. между Ярополком и Олегом разгорелся военный конфликт, закончившийся смертью последнего и присоединением его владений к землям Ярополка. Владимир, опасаясь участи брата, бежал из Новгорода в Скандинавию, откуда вернулся вместе с сильной варяжской дружиной. В 980 г. при поддержке скандинавских наемников Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк, а в дальнейшем организовать убийство своего брата Ярополка и захватить Киев.
После утверждения своей власти над Древнерусским государством Владимир в течение нескольких лет совершал походы на племенные объединения, вышедшие из-под власти Киева в результате междоусобицы. Были вторично покорены вятичи, радимичи, обложены данью белые хорваты, волжские булгары и балтское племя ятвягов. Кроме того, Владимир успешно воевал с молодым Польским королевством за обладание Червенскими городами.
Постоянной угрозой для государства Владимира были печенежские орды, кочевавшие в степях Северного Причерноморья и регулярно совершавшие опустошительные набеги на земли Киевской Руси. Для предупреждения печенежских набегов на южных и юго-восточных границах Руси были возведены земляные валы и организованы заставы, призванные предупредить жителей княжества о новом нашествии.
При Владимире окончательно исчезают последние племенные династии, вся власть над землями, входившими в Древнерусское государство, перешла к потомкам Рюрика (местная династия сохранилась лишь у вятичей, слабо контролируемых Киевом). Для организации управления в регионах Владимир «сажал» в городах своих сыновей. Помимо старых племенных центров в период правления Владимира появляются новые города. Князь заложил новые города Владимир-Волынский, Белгород, Переяславль.
На период правления Владимира приходится и утверждение на Руси христианства в качестве государственной религии. Стремление укрепить центральную власть вынуждало Владимира искать идеологическую (религиозную) опору для своей власти. После захвата Киева в 980 г. он попытался провести реформу языческого культа. Был выработан единый пантеон языческих божеств (главным богом признавался громовержец Перун — покровитель князя и дружины), в Киеве выстроено роскошное капище. Однако рыхлость язычества — отсутствие догматики и стройной жреческой организации — вынудила Владимира отказаться от идеи использования язычества для укрепления княжеской власти.
В Повести временных лет (далее — ПВЛ) сохранилось предание о «выборе веры», согласно которому Владимир выбирал новую религию из ислама, иудаизма и христианства. Согласно летописи в 986 г., в Киев прибыли представители трех стран с предложением принять их веру. «Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». За ними пришли иноземцы из Рима и обратились к Владимиру: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Потом прибыли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраамова, Исаакова и Иаковля».
Ислам князь отверг, так как ему показалось обременительным воздержание от вина. От иудаизма отказался из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение посланцев папы римского.
После проповедников из болгар, немцев и иудеев в 986 г. в Киеве появился греческий философ. Ответом на его речь — изложение библейской истории, Ветхого и Нового заветов — стала осторожная фраза Владимира: «Пожду еще мало».
«Испытание вер» продолжилось на следующий год. В 987 г. Владимир созвал бояр и старцев градских для совета, что ответить посланникам. В ответ он услышал: «Знай, княже, что своего никто не бранит, но всяк хвалит. Если хочешь разузнать лучше, то вот есть у тебя мужи, пошли их, пусть испытают, у кого какая служба и кто как служит Богу». Были избраны десять мужей, «добрых и смысленных», которые отправились сначала «в болгары», а затем к немцам. Церковная служба у «болгар» и немцев посланникам не понравилась. Затем они прибыли в Царьград, где предстали перед «царем». Их восхитила красота и торжественность церковной службы, убранства храма, богатство святительских облачений. Вернувшись в Киев, посланники предстали перед Владимиром.
Однако это красивая легенда. Выбор Владимиром христианства был обусловлен рядом объективных факторов. Во-первых, христианство уже имело прочные корни в Киеве. Его исповедовали бабка Владимира — княгиня Ольга и, возможно, его старший брат Ярополк. Во-вторых, христианство было официальной религией Византийской империи — наиболее могущественного европейского государства X в. и главного торгового партнера Руси.
В 987 г. флот Владимира подошел к Херсонесу (Корсуню) — столице византийских владений в Крыму. Владимир взял город и в обмен на возвращение его под власть империи потребовал прислать христианских священников для крещения (кроме того, Владимир потребовал отдать ему в жены сестру императора — Анну). В Корсуне Владимир и его дружина крестились. Вернув Корсунь Византии, Владимир вместе с женой Анной вернулся в Киев.
Согласно ПВЛ, в 988 г. греческие священники, привезенные Владимиром в Киев, массово окрестили жителей Киева, в потом и других русских городов. Однако не все исследователи согласны с летописной хронологией. Некоторые историки (О. М. Рапов, А. В. Карташев) полагают, что крещение киевлян происходило не в Днепре (как часто считают), а в его притоке Почайне, протекавшей по территории ремесленно-торгового района Киева — Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г. (известная дата крещения Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно принял в Корсуни).
Идол Перуна был свержен и утоплен в Днепре. Навязывание населению новой веры не обходилось без сопротивления. В ряде земель вспыхнули народные восстания (наиболее известное — в Новгороде). Отдаленные регионы (например, земля вятичей) еще несколько столетий держались старой веры. Даже там, где христианство утвердилось относительно быстро, языческие божества продолжали долгое время почитаться вместе с христианскими святыми либо же под видом христианских святых (Перун как Илия Пророк, Велес, «скотий бог», как св. Власий, покровитель скота). Кроме того, в полной мере сохранялась вера в низших божеств: домовых, русалок, леших. Подобное сочетание в массовом сознании язычества и христианства получило название двоеверие. В. Васнецов. Крещение святого князя Владимира К. Лебедев. Крещение киевлян С. Иванов. Христиане и язычники
Несмотря на незавершенность христианизации, принятие новой веры имело исключительное значение для дальнейшей истории России. Вместе с христианством на Русь пришла высокая культура христианского мира (грамотность, иконопись, каменное строительство). Под влиянием христианства началось постепенное смягчение нравов восточных славян. Кроме того, принятие новой веры укрепило власть киевского князя. Христианская церковь учила, что любая власть происходит от Бога, и, соответственно, утверждала, что неповиновение князю является сопротивлением божественному замыслу. «Князь! Мы поставлены от Бога в земле русской, чтобы удержать вас от кровопролития», — говорил митрополит Киевский Никифор II (1195 г.) великому князю Рюрику Ростиславичу.
Оценивая роль Владимира I в истории Древнерусского государства, можно утверждать, что при нем оно превратилось из союза слабо связанных друг с другом славянских племен в европейскую державу с мощной центральной властью и единой религией. В народной памяти Владимир под прозвищем «Красное Солнышко» сохранился как мудрый и великодушный князь, защитник русской земли от внешних врагов и заступник несправедливо обиженных. Христианская церковь сохранила память о Владимире как о крестителе Руси и возвела его в равноапостольный чин.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы