Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Законы функционирования внутреннего мира
Длительное время, начиная с Декарта, европейская наука развивалась под влиянием идей детерминизма. В классической картине мира законы природы выражают определенность, т.е. при заданных начальных условиях мы можем с определенностью предсказать будущее или восстановить прошлое. Аналогичным было утверждение, что наука занимается изучением причин, а не случая. Кант возвел универсальный причинный детерминизм в критерий любого научного знания. Однако данная точка зрения все большем количеством ученых начинает подвергаться сомнению. В наиболее яркой и доказательной форме это высказано И. Пригожиным[55]. Изучение физики неравновесных процессов привели к выводу о фундаментальной роли вероятностей. «Нам необходимы, – писал он, – не только законы, но и события, которые привносят в описание природы элемент радикальной новизны... Человечество достигло поворотного пункта – начала новой рациональности, в которой наука более не отождествляется с определенностью, а вероятность – с незнанием»[56]. Весьма примечательно, что представители точных наук пришли к этому выводу в конце двадцатого столетия. Для представителей философии и психологии позиции жесткого детерминизма всегда создавали методологические трудности в описании поведения человека. Например, как разрешить проблему свободы выбора и ответственности. Если поведение человека детерминировано внешними факторами и у него нет свободы выбора, то он не ответственен за свои поступки. Но если он свободен в выборе и несет ответственность за свой выбор, то его поведение не детерминировано. Следовательно, нарушается фундаментальный признак науки. Отказ от требований жесткого детерминизма открывает перед психологией новые возможности. Именно с позиций вероятностного подхода, признавая роль и закона и события мы можем подойти к описанию функционирования внутреннего мира человека. Первый закон, который необходимо сформулировать, будет звучать так: «Внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам». Развитие внутреннего мира осуществляется по закономерностям, отражающим внешние воздействия. Но не меньшую роль в его становлении играют отдельные события. Можно с определенным основанием утверждать, что в жизни человека есть только цепь событий и именно они определяют характерные особенности его внутреннего мира. Один поступок может изменить всю жизнь человека, все его мировосприятие. И мы недооцениваем роль и значение поступка и случая в развитии личности. Обычно мы обращаемся к типичному и постоянному в жизни человека, когда пробуем раскрыть причины формирования его личностных качеств, в то время как не меньшее значение имеют отдельные события и поступки этого человека, которые в силу их событийного характера выпадают из поля нашего внимания. В результате поведение человека становится для нас неожиданным, непредсказуемым. В то время, как во внутреннем мире были для этой неожиданности основания, оставленные отдельными событиями. Нам еще только предстоит осознать фундаментальную роль случая в развитии внутреннего мира. Законы в психологии должны формироваться не столько на определенности, сколько на возможности. Второй закон, описывающий функционирование внутреннего мира можно сформулировать так: «Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий». Даже незначительные, казалось бы, события могут иметь большой отсроченный эффект. Случайно сказанное слово может остаться незамеченным, а может вызвать цепь размышлений, приводящих в движение весь внутренний мир человека. С обозначенных позиций внутренний мир человека следует отнести к неустойчивым система. Это дает возможность при описании внутреннего мира использовать методы, используемые для изучения неустойчивых систем[57]. Законы, описывающие неустойчивые системы, носят статистический характер. Неустойчивость внутреннего мира имеет следствием не только непредсказуемость поведения человека, но и объясняет такое явление как творчество и новации. Именно отсутствие жесткой детерминации порождает новые состояния и мысли. Третий закон можно сформулировать так: «Внутренний мир человека является самоорганизующейся системой». Внутренний мир стремится в своей самоорганизации к устойчивому состоянию, которое характеризуется устранением чувства неопределенности и неудовлетворенности, стремлением перейти на стереотипные формы поведения. Последнее отражает передачу управления поведением с более высокого уровня (уровня сознания) на более низкий уровень (уровень бессознательного и подсознательного). Устойчивое состояние нарушается мотивацией и внешними воздействиями, которые часто ставят новые задачи перед индивидуумом, которые нельзя решить с помощью отработанных форм поведения (стереотипов). В процессе самоорганизации у системы внутреннего мира остается много состояний «выбора», которые и проявляются в новациях и творчестве. В качестве особого фактора, нарушающего внутреннее равновесие, выступает воздействие одного человека на другого. Внутренний мир, отраженный в мыслях и чувствах одного человека, воздействует на внутренний мир, мысли и чувства другого человека. В результате изменяется внутренний мир обоих взаимодействующих субъектов. С позиций самоорганизации становятся понятными попытки определить структуру внутреннего мира и уровневого функционирования психики. Самоорганизация всегда проявляется в структурировании целого. Четвертый закон характеризует «необратимость состояний внутреннего мира». Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит «настоящее». Развитие внутреннего мира отражает стрелу времени и характеризуется необратимостью. Человек никогда не может стать таким, каким он был, как бы он к этому не стремился. С высказанных позиций нуждается в уточнении высказывание С.Л. Франка о невременности душевной жизни человека, который в любой момент времени может пережить любой момент своей жизни. В своих воспоминаниях человек действительно может вернуться к определенным периодам и отдельным событиям своей жизни, но он не может вернуться к внутреннему миру, характеризующему его в эти моменты и воспоминания идет всегда с позиций настоящего внутреннего мира с соответствующими оценками и переживаниями. И утверждение Франка о том, что мы в мире знаний возвышаемся над временем и живем в вечности представляет собой скорее образное выражение. Живем мы всегда в настоящем. Наше прошлое входит в наше настоящее преобразованным в процессах самоорганизации внутреннего мира. Прошлое же человечества включается через знания в наш внутренний мир и мы можем его воспринимать только с позиций нашего настоящего внутреннего мира. Такая трактовка знания делает во многом понятной его значение в текущем внутреннем мире. Это значение определяется личностным смыслом знания.
3.3. Периодизация процесса формирования внутреннего мира С учетом стохастичности формирования внутреннего мира трудно провести жесткую периодизацию данного процесса. Однако, на макроуровне анализа можно выделить две тенденции: эгоцентрическую и моральную направленность развития внутреннего мира. Как уже отмечалось ранее, первый период развития внутреннего мира связан с отражением внутренних состояний младенца, его потребностями и связанными с ними переживаниями. Ребенок переживает себя и свои состояния. Этот период продолжается от рождения до 2-3 месяцев жизни. Главным факторов, формирующим внутренний мир ребенка на этом периоде, является сам ребенок и его ощущения. Второй этап начинается с обращения ребенка к внешнему миру, который совместно с внутренними переживаниями определяет дальнейшее развитие внутреннего мира. В субъективном образе внешний мир раскрывается как «мир для меня». Как и на первом этапе здесь продолжает доминировать эгоцентрическая позиция. Ребенок знакомится с окружающим миром под углом зрения удовлетворения своих потребностей. Основу внутреннего мира составляют опредмеченные чувственные данные. Этот этап продолжается от 2-3 месяцев до приблизительно 2 лет. Третий этап начинается с овладения ребенком устной речью и с освоения языка. В содержании внутреннего мира включаются не только информации и переживания, связанные с организацией бытового поведения, но и информация, передаваемая словом. С освоением языка и речи начинает формироваться сознание ребенка. Это принципиально важный момент. Психика начинает функционировать как уровневая система, в которой выделяется сознательное и бессознательное. В этот же период начинают предъявляться первые ограничения на проявление эгоцентрической позиции. На основе предъявляемых к ребенку требований начинает развиваться волевая регуляция поведения. Ведущей формой активности выступает игра. Исключительно важно, что объект игры частично берется из действительного мира, а в главной своей части творится воображением. Это придает новое качество внутреннему миру – ребенок начинает свободно манипулировать в своем внутреннем мире, начинает творить, обогащая внутренний мир продуктами своего творчества. Для этого периода характерна чрезвычайная тяга к эстетической жизни. Дети любят рисовать и лепить. Действия становятся все более произвольными, в то время как эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. Данный этап можно отнести к дошкольному возрасту от 2 до 6-7 лет. Четвертый этап – начало школьного образования. Внутренний мир начинает обогащаться систематическими знаниями. Продолжают развиваться волевые качества, основы будущих свободных поступков. Ребенок переходит к систематическому усвоению моральных норм. На этой основе осуществляется дальнейшее ограничение эгоцентрической позиции. Развивается интеллект практического действия. В совокупности знаний и умственных действий совместно с волей создаются условия для проявления себя в качестве самостоятельной личности. Важнейшим фактором формирующейся духовности является стремление к проникновению в сферу смыслов. Ребенок осознает себя среди других детей, формируется система межличностных отношений. Период длится с 6-7 лет до 10-11 лет. Пятый период с 10-11 лет до 14-15 лет. В это время внутренняя жизнь определяется двумя факторами: становлением морального сознания и половым созреванием. К 11 -12 годам поведение ребенка все в большей мере определяется моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри личности. Внутренняя жизнь характеризуется различного рода внутренними конфликтами между желанием и нравственными ограничениями. Вместе с моральным сознанием в жизни ребенка развивается и чувство ответственности за свои поступки, формируется совесть человека. Подросток все глубже стремится проникнуть в сферу смыслов и ценностей, у него начинает формироваться научное мировоззрение, что делает духовную жизнь беднее, суше и скованнее. Значительная часть психической жизни уходит в подсознание. Важнейшим фактором становления внутренней жизни является половое созревание. Новая сила – пол – выступает на первый план. У подростка рушится устоявшийся порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Обостряется эгоцентрический характер духовного мира. Весь мир вращается вокруг личности подростка. Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов. Подросток начинает ощущать безграничность и иррациональность своего внутреннего мира, моральный конфликт и свою противопоставленность социальному миру, переживает действия мощной, темной, неясной силы в глубине себя. Воображение подростка занято сексуальными сюжетами, которые проявляются в явлениях «влюбленности». Одновременно для этого периода свойственно чувство одиночества, которое придает внутренней жизни своеобразную окраску. В дальнейшем это сильное чувство может присутствовать и на других этапах жизни человека. Шестой этап – ранней юности (14-15 лет 17-18) – характеризуется идеализированной духовной жизнью. Это период увлечений и вдохновений, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Юность характеризуется творческими планами, надеждами на доброе и светлое, моральной чистотой. Мировоззрения этого периода, в основном, складывается на основе книг, в большинстве случаев не прошло через столкновения с повседневной жизнью. Юность стремится к абсолюту, не знает компромиссов, старается быть добродетельной, нерасчетлива, не ищет личной выгоды, склонна к жертвенности. В этот период в яркой форме проявляется стремление к свободе, самовыражению, самоутверждению, веры в идеалы. Седьмой период – профессионального самоутверждения (18-35). Здесь уже невозможно указать точные сроки. У одних он наступает в начале трудовой карьеры, у других – этому предшествует длительный поиск, у третьих – человек никогда не находит себя в профессиональной деятельности и работают только потому, что надо жить и зарабатывать. Люди профессионально самоутвердившиеся получают определенный жизненный стержень, в их жизни появляется смысл, они могут реализовать себя в профессии и через профессию. Это вносит стабильность во внутреннюю жизнь, способствует формированию стереотипов поведения и конкретных личностных качеств, отражающих эти стереотипы. Вступая в этот период на путь широких социальных отношений, человек склонен сомневаться в правильности сделанных им выборов, принятых решений. Сомнения заполняют внутреннюю жизнь, делают ее неопределенной. Человек старается не замечать своих проблем, но их искусственное отрицание не придает уверенности. Сомнения требуют разрешения. Для этого периода характерны состояния внутреннего конфликта и раздвоения. Эти состояния возникают, когда одно влечение идет вразрез с другими. В результате возникает конфликт с самим собой. Несомненно, что отдельные конфликты могут возникать и в более раннем возрасте, но именно на этапе профессионального самоутверждения требования жизни резко возрастают. Стойкий конфликт с собой порождает чувство неполноценности. Общество поощряет результат, достижения, полезность индивида, тем самым дает вектор разрешения личных проблем. Но этот путь часто вступает в конфликт с личностными установками и ценностями. При этом следует помнить, что серьезные жизненные проблемы никогда не разрешаются полностью, и человек вынужден обращаться к ним на протяжении всей жизни неоднократно. «Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдена правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения... Однако, остается без внимания тот факт, что утверждение социальной цели происходит за счет цельности личности»[58]. В определенные моменты жизни, приблизительно, к сорока годам, могут наступать моменты осознания, что жизнь прожита напрасно. Наступают периоды депрессии. Период профессионального самоутверждения совпадает по времени с вступлением человека в брак. Это событие накладывает отпечаток на всю внутреннюю жизнь, насыщая ее глубокими эмоциями, проблемными ситуациями и конфликтами. Как правило, мотивы вступления в брак не осознаются во всей своей полноте. В этот период человек еще мало сознает себя и еще меньше осведомлен о мотивах другого. В брак вступают под влиянием чувства влюбленности (если нет расчета или влияния родителей). Нормальная сексуальность, одинаковые переживания усиливают это чувство влюбленности и единства. Это состояние переживается как огромное счастье. В дальнейшем женщина становится матерью, а мужчина отцом, возникает ответственность перед ребенком, взаимное ограничение свободы, изменения личных ценностей и смыслов жизни. Но брак редко развивается без кризисов и конфликтов. Люди в браке должны приспосабливаться друг к другу, ведь они очень разные по устройству своего внутреннего мира, по своим установкам и мировоззрению, обладают часто несовместимыми чертами характера, разным объемом духовного развития. В каждом из них живет образ идеальной женщины (мужчины). С одной стороны, в процессе совместной жизни, женщина (мужчина) осуществляют проекцию качеств своего идеала на своего супруга (жену). В результате образ мужа (жены) становится еще более привлекательным. Но, одновременно, может оказаться, что образ мужа (жены) глубоко расходится с бессознательным идеалом. Следствием этого является неизбежная переоценка всех действий и мыслей, связанных с браком. Эти переоценки наполнены глубокими переживаниями, они во многом меняют весь внутренний мир человека. Восьмой период (50-далее) – зрелый возраст, когда человек начинает задумываться о смерти, о конечности своего жизненного пути. Смерть ставит вопросы, а что будет за ней? для чего жил? так ли жил? обостряет вопрос о смысле жизни. Она ставит вопрос о вечности. В этот период человек часто обращается к мысли о Боге. Все это наполняет духовную жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмыслению и переоцениваю всего предшествующего периода. Многое из того, что казалось важным, теряет свое значение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведение человека. Изменяется весь строй духовности личности. Смерть усугубляет тайну бытия человека. К этому времени человек часто оставляет свою работу, в которой видел смысл своего существования, и вновь вынужден обретать себя. Вместе с мыслями о смерти это образует принципиально новую смысловую среду жизнедеятельности и ведет к глубоким перестройкам во внутренней жизни. Важно, чтобы человек осознавал, что старость он не может прожить по той же программе, что и зрелые годы. В этот период человек должен больше внимания уделять себе. Искусству жить в старости необходимо учиться. Мы отметили лишь принципиальные критические точки (фазы, периоды) в жизни человека, которые имеют биологическую или социальную природу. Вместе с тем, как следует из изложенных выше законов функционирования психики большую роль в формировании внутренней жизни играет случай, отдельный поступок, высказанная мысль. Наиболее ярким примером может выступать вера (в Бога, в революцию, в героя) или крушении веры. Внутренняя жизнь находится в постоянном движении, развитии, переструктуризовании. Вместе с тем она сохраняет определенные структурные компоненты, отражающие прежде всего деятельностный характер существования человека, и уровневое строение психики. На каждом этапе жизненного пути, в любом возрасте, на любой ступени психического развития, человек имеет свой образ мира, свою собственную психологическую истину и свою правду. Душевная жизнь может остановиться в своем развитии на любой ступени. Человек может не только духовно развиваться, но и деградировать.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы