Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности исторического становления



Русского государства

По подсчетам В.О. Ключевского, великорусская народность за 234 года своего формирования (1228–1462 гг.) вынесла 160 внешних войн[81]. В XVI–XVII веках Россия продолжала отстаивать свою государственность с оружием в руках. Как отмечает Ф.Ф. Нестеров, «в XVI веке Московия воюет на северо-западе и западе против Речи Посполитой, Литовского ордена и Швеции 43 года, ни на год не прерывая между тем борьбы против татарских орд на южных, юго-восточных и восточных границах. В XVII веке Россия воевала 48 лет, в XVIII веке – 56 лет»[82]. Следует отметить, что в XIII–XV вв. это были прежде всего войны с кочевниками, когда война велась в полном смысле за физическое выживание, ибо кочевники, воспитанные в традициях войны за пастбища, стремились полностью уничтожить противника от младенцев до стариков. В XV–XVIII вв. Россия собирает древнерусские земли, преодолевает экономическую изоляцию, укрепляет русскую государственность.

Располагая слабой экономической базой, русские великие князья вопреки европейской военной традиции, в военных действиях не только использовали феодальную дружину, но и активно привлекали пешее ополчение – крестьянское и ремесленное. При отмеченных размерах военных действий можно с уверенностью сказать, что в них участвовало большинство мужского населения.

Московское государство ...складывалось медленно и тяжело. Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать, каких жертв стоил его склад народному благу, как он давил частное существование. Можно отметить три его главные особенности. Это, во-первых, боевой строй государства. Московское госу­дарство – это вооруженная Великороссия, боровшаяся на два фронта... Вторую особенность составлял тягловый, неправовой характер внутреннего управления и общественного состава с резко обособлявшимися сословиями... Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, то есть кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан, т.е. гражданин превратился в солдата и работника, чтобы подруководством командира оборонять отечество или на него работать. Третьей особенностью московского государственного порядка была верховная власть с неопределенным, т.е. неограниченным пространством действия[83].

Военные действия требовали сплоченности пешей рати на фоне осознания крайней опасности. Жертвы от военных действий были огромны.

Ярким подтверждением этого может служить Куликовская битва, где пешая рать выдержала основной удар и сама почти полностью полегла под сабельными ударами. Непрекращающиеся войны, боевой строй государства, широкая вовлеченность в военные действия гражданского населения, чрезвычайная экономическая напряженность формировали характер русского человека. Его отличительными чертами стали смелость и мужество, героизм, принявший характер массового героизма, высокая дисциплина, преданность Родине, патриотизм.

Выше всего ставились интересы государства. Показателен в этом отношении пример, который описывает Ф.Ф. Нестеров. В 1491 г. Иван III заключает своего брата Андрея Васильевича в тюрьму, где тот позднее и умирает. Митрополит приходит к великому князю и «печалуется» о заключенном, просит освободить его. Сам Иван Васильевич в это время опасно болен и готовится, как и всякий религиозный человек, предстать перед «судом господним». Тем более искренен его ответ-самооправдание: «Жаль мне очень брата, и я не хочу погубить его... но освободить его не могу. Иначе, когда умру, будет искать великого княжения над внуком моим, и если сам не добудет, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут русскую землю губить, жечь и пленить, и дань опять наложат и кровь христианская опять будет литься, как прежде, и все мои труды останутся напрасными, и вы снова будете рабами татар»[84].

Ту же жертвенность мы видим и в поведении Петра I, соглашающегося со смертным приговором сыну Алексею. Героизм и мужество проявлялись как на поле брани, так и в осажденных городах, которые никогда не выносили ключей неприятелю, оборонялись до конца. Ярчайшим примером является оборона Смоленска (21 сентября 1609 – 3 июня 1611) против войск польского короля Сигизмунда, оборона Севастополя (1856; 1941–1942), оборона Ленинграда (1941–1944).

В войнах формировались такие качества русских людей, как стойкость, умение побеждать и умирать в строю (сплоченность), стремление не к личному успеху, а к общей победе. Л.Н. Толстой так характеризовал русского солдата: «Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны. Для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности. Напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера»[85]. Русский человек в минуты опасности работящ и неутомим, воздержан в пище, бескорыстен, бьется до конца.

Всякий раз, когда иностранная армия вторгалась на территорию России, война превращалась в народную, каждый русский сознает себя частью всей державы. По этому поводу Бисмарк, которого нельзя упрекнуть в особых симпатиях к России, писал: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей»[86]. Не дай нам Бог растерять это качество.

Таким образом, военный строй российского государства, особенности его становления формировали следующие черты характера русского человека: мужество, воинскую отвагу, бесстрашие в ожидании смертного часа, способность к правильному рассуждению в минуты Опасности, стойкость в исполнении долга; смелость, решительность; отвагу, неустрашимость перед лицом наступающего зла; сплоченность (воинский коллективизм); миролюбие, спокойствие перед лицом враждебности; милостивость; великодушие, снисходительность к другим до готовности пожертвовать своими интересами; верность, стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях; державность, стремление к укреплению державы, дисциплинированность; жертвенность, готовность на самопожертвование; жизнеспособность, способность к выживанию в различных условиях; несгибаемость, непреклонность; патриотичность, проникновение любовью к родине.

 

Природа страны

Еще Геродот, посетив северные берега Черного моря, отмечал, что племена, населяющие эту территорию, ведут образ жизни в согласии с природой. Выдающийся историк С.М.Соловьев пишет: «Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одни другими, образовалось могущественное государство (Русь), но явление, замеченное Геродо­том, остается по-прежнему в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям»[87].

Какова же природа той территории, на которой формировалось русское государство? С.М. Соловьев описывает ее так. Обширная равнина без значительных возвышенностей, простирающаяся от Белого до Черного и от Балтийского до Каспийского морей. По этой равнине протекают большие реки Волга, Дон и Днепр с многочисленными притоками. В южной части эта равнина представляет собой бескрайнюю степь с плодородными землями, способствующими занятию земледелием, в остальной части это местность, покрытая лесом со скудными почвами, требующими большого труда.

Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость обычаев, нравов и верований исключает враждебные столкновения, одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятие обширность Русской государственной области, однообразие и крепкая связь между ними[88].

Отсюда же миролюбивый характер русского народа, высокое трудолюбие, так как хлеб насущный возможно было добыть только путем постоянного и упорного труда, воздержанность и умеренность в по­требностях, терпеливость и способность перенести различные тяготы. Природа, скупая на свои дары, требует от человека напряжения не только физических, но и умственных сил, настойчивости в достижении цели, что способствует формированию волевых качеств, изобретательности, активности. В свою очередь, «народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоположным»[89]. Суровая природа способствует формированию характе­ра, склонного более к полезному, чем к приятному, выдвигает на первую роль мужчин и исключает из общества женщин.

Длительный период славяне вели родовой образ жизни. Этому спо­собствовал тот факт, что леса и болота служили хорошей естественной защитой, а обширность и девственность территории позволяли расселяться без ущерба для других. Родовой быт обуславливал общую, нераздельную собственность, сочетающуюся с малочисленностью нужд и простотой быта. «Люди жили сообща, не врозь, не отчужденно, как потом; не было еще гибельного различения между моим и твоим – источника последующих бедствий и пороков; все, как члены одной семьи, поддерживали, защищали друг друга, и обида, нанесенная одному, касалась всех. Такой быт должен был воспитывать в русских славянах семейные добродетели: кроткие, тихие нравы, доверчивость, необыкновенное добродушие и простосердечие»[90].

Славяне не обращали пленных в рабов и по прошествии определенного срока предоставляли им возможность или вернуться домой, или остаться жить между славянами в качестве вольных людей. Относительная изолированность, разбросанность родов по территории способствовали формированию гостеприимства, так как гость приносил много новостей и полезных сведений. Русский быт формировал бескорыстие и скромность, люди довольствовались немногим, не видели в наживе цели жизни. Не принимающие рабства, они и сами не могли быть рабами. Это в свою очередь формировало свободолюбие, стремление к независимости, гордости, чувству собственного достоинства. «О наружности древних славян современники говорят, что они все похожи друг на друга: высоки ростом, статны, кожа у них не совсем бела, волосы длинные, темно-русые, лицо красноватое»[91].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь