Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конкуренция между страхом и любовью



 

«Любовь есть красота души».

Блаженный Августин

 

 

Н
екоторое время назад в одной замечательной церк- ви мы с Джоном провели вечер вопросов и ответов, посвященный теме семьи и брака. В этот воскрес-

ный вечер здесь собрались все те, кто еще только планировал создать семью. Когда встреча уже подходила к своему завер- шению, прозвучал, пожалуй, самый главный вопрос вечера.

«Теперь, когда вы женаты вот уже более трех десятков лет, оглядываясь назад, есть ли что-нибудь, что бы вам хотелось изменить или сделать иначе?» Этот вопрос достался мне. Бу- дучи сильно ограниченной во времени, я хотела быть одно- временно лаконичной и откровенной. Я собралась с духом и выпалила: «Пожалуй, я бы дала Джону право на ошибку, и я бы любила его более бесстрашно».


 

В этот момент по залу прокатилась волна. С того места, где я сидела, я видела, как мужчины и женщины торопливо вы- тирают слезы, многие глубоко вздыхали и лишь молча кивали в знак согласия. Страх — это величайший соперник любви, который ничуть не уступает ей по силе и обладает смерто- носной способностью сеять вокруг себя разрушение и гибель. Многое из того, чего я так боялась в своей семейной жиз- ни, как и большинство моих страхов, никогда не нашло сво- его воплощения. И все те опасения, которыми я терзалась по ночам, лишь оставляли глубокий след на моем изможденном лице, прибавляя мне морщин. В то время как это было не что иное, как мазок мастера на холсте моей жизни. Но вовсе не потому, что я была такой уж искусной художницей, а лишь благодаря Божьей верности, которая приводит меня в изу-

мление.

Я не люблю ошибаться, и в этом мы с вами похожи. Но теперь, оглядываясь назад, я бы, пожалуй, рискнула. Я нико- гда не узнаю, во всяком случае, в этой жизни, как многого мы оба лишились по причине моего страха. Одно я знаю точно… Страх — плохой советчик. Он парализует и мертвой хваткой держит все то, что любовь отчаянно жаждет привести в дви- жение в нашей жизни. Понимаем мы это или нет, но любовь и риск идут рука об руку.

Я родилась и выросла в семье, где движущей силой был страх, а не любовь. Страх играл решающую роль в семейной жизни моих родителей. Страх мешал им заводить друзей, в то же время истощая семейный бюджет. Как следствие, нам все- гда не хватало денег, мы постоянно испытывали недостаток любви, и у нас никогда не было того, кому мы могли бы дове- риться. Страх эхом носился по комнатам нашего прекрасного дома, отражаясь от голых стен. Мой отец был строителем, но


 

страх сделал все для того, чтобы мы жили в помещениях, от которых не веяло домашним теплом и уютом. Много ночей кряду мы с братом тихонько лежали в своих кроватях, пыта- ясь заснуть, в то время как родители продолжали ссориться до поздней ночи. При тусклом свете ночника я вела дневник и давала себе клятву. Мне казалось, что мои торопливые ка- ракули смогут меня защитить. Я поклялась себе, что никогда не буду ранимой и беззащитной. Кончилось тем, что мои ро- дители развелись — дважды — и пошли каждый своей доро- гой как враги, а не  друзья.

Когда я стала христианкой, мое сердце обрело дом, но я не знала, как мне себя вести. На первых порах нашего брака я столкнулась с множеством несовершенных защитных меха- низмов, я попала в сети, которые сама себе выдумала, будучи ребенком. Когда я отказываюсь быть беззащитной и рани- мой, это говорит о том, что я не знаю, как прощать и как при- нимать прощение. Я запуталась в этих сетях, и они чуть было не погубили наш брак. И хотя мой муж и близко не напоми- нал мне отца, а я не была похожа на свою мать, подчас меж- ду нами возникали разногласия, когда я повторяла те обид- ные слова, которые слышала, когда мои родители думали, что я уже сплю.

Я привносила наследие их страха в свое будущее, и мне следовало остановиться прежде, чем он овладеет теперь уже нашим домом. Недостатки Джона выявляли мои собст- венные недостатки в гораздо большей мере, чем я себе это представляла. Но вместо того чтобы реагировать на это пра- вильно, я действовала по тому сценарию, который усвоила с детства.

И хотя мне очень многое было прощено, по отношению к Джону я была скупой на милость. Наш брачный завет стре-


 

мительно превращался в контракт, при этом любовь также стремительно улетучивалась.

Я отказалась бесстрашно любить Джона, потому что я бо- ялась.

В попытке защитить себя, я все больше замыкалась в соб- ственном мирке. Для меня стало откровением, что у Джона проблемы с порнографией и мастурбацией, которые он при- внес в наши отношения. (Мы с Джоном открыто говорим об этом.) Начисто позабыв о том, что Джон с пониманием отнес- ся к моему прошлому, я отдалилась от него.

Почему-то в тот момент, когда я узнала о грехе Джона, по- веление Иисуса прощать, как и нам было прощено, вылетело у меня из головы. Я жила в страхе и стыдилась его, в то время как он отчаянно пытался освободиться от своей зависимо- сти, практически без какой-либо поддержки с моей стороны. На мой взгляд, это была не наша проблема… Это была его проблема. Отчасти причина моего бездействия и нежелания или неспособности помочь состояла в том, что в этот мо- мент я почувствовала на своих плечах тяжесть собственного прошлого и решила, что недостойна лучшей жизни, чем та, которая выпала на мою долю сейчас.

Мы стали часто ссориться. Я отдалилась от него в эмоцио- нальном плане и со стороны наблюдала за его борьбой. В ка- ком-то смысле, осуждая его, я чувствовала себя гораздо более защищенной. Если он не изменится, мне не придется его про- щать. Это привело к тому, что и другие сферы нашей жизни стали испытывать напряжение. Я не сомневаюсь в том, что именно поэтому первые годы совместной жизни выдались го- раздо более трудными, чем могли бы быть.

Как-то раз я, устав от негодования и отчаяния, воззвала к Богу: «Я прощу его, когда он изменится».


 

Насколько я могла судить, в тот момент доверие между нами было полностью разрушено, и мне вовсе не хотелось снова испытать жесткое разочарование. На мое резкое без- апелляционное заявление Бог ответил вопросом. Он спросил:

«Ты доверяешь Мне, Лиза?»

«Да».

«Хорошо. Мне нужно, чтобы ты простила Джона, чтобы он мог измениться».

После чего Он дал мне те слова, которые я должна была ему сказать: «Я верю, что ты хочешь измениться, и прощаю тебя».

Это резко отличалось от моего привычного подхода, ко- гда я говорила: «Я поверю в твое раскаяние, когда ты изме- нишься».

Подобный образ мышления был настолько далек от всего того, что я когда-то знала, что я поняла, это Бог направляет меня.

В тот момент, когда я проявила к Джону безусловную ми- лость, для нас обоих начался процесс исцеления. Он нашел  в себе силы выйти из тьмы стыда на Божий свет, где обрел свободу от своего рабства. Когда изменился мой взгляд на него, это стало для нас поворотным моментом. Я смогла дове- риться неизменному Богу.

 





Бесстрашная любовь

Бесстрашная любовь зиждется не на поведении человека, не на том, что я делаю или не делаю, а на любящей верности Бога. Когда я признаюсь в своих грехах и проступках перед Отцом во имя Иисуса, мне никогда не будет стыдно. Он уго- товил мне лучшую долю.


 

Нет ничего необычного в том, что когда люди нас разочаро- вывают, мы урезаем порцию любви соразмерно их проступку, в попытке минимизировать будущие риски. Мы боимся идти ва-банк… Мы боимся любить. К. С. Льюис в своей книге «Лю- бовь» разъясняет, в чем состоит ошибка подобного  подхода.

 

«Любить значит быть уязвимым. Застраховаться невозмож- но, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твое в опас- ности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотя- ми, запри в ларце себялюбия. В этом надежном, темном, ли- шенном воздуха гробу оно не разобьется. Его уже нельзя бу- дет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Любить значит быть уязвимым»1.

 

Так вот оно что. Любить — значит быть уязвимым. Нам может не нравиться подобное соседство, но насколько я по- нимаю, избежать этого невозможно (и поверьте мне, я пыта- лась это сделать). Но не думайте, что, становясь уязвимым, вы становитесь узником, этакой жертвой, за которую некому вступиться. На самом деле теперь вас есть кому защитить, по- тому что любовь никогда не перестает.

А теперь давайте разберемся, чем мы рискуем, становясь уязвимыми. Одно из определений уязвимости — это откры- тость, когда я вся на виду как на ладони. Уязвимость можно сравнить с тем, когда человек обнажен. Когда я снимаю с себя одежду, я сильно рискую, потому что в этот момент мне неку- да спрятаться, и я совершенно беззащитна.

Любовь — это убежище. Это то безопасное, хорошо защи- щенное место, где вы можете быть самим собой, быть полно- стью обнажены, и вам не будет стыдно.


 

В нашем привычном понимании «обнаженный» чаще все- го тождественно сексуальности. Но в моем понимании «об- нажиться» значит безбоязненно открыть свое сердце, излить душу, выставить напоказ все свое нутро. Мы занимаем самые прочные позиции, когда мы открыты, распахнуты перед Бо- гом. Это может показаться парадоксальным, но по мне гораз- до лучше быть беззащитной, открытой перед Богом, чем по- напрасну пытаться спрятать свои слабости под лохмотьями стыда или в одеждах самоправедности.

Иисус стал уязвимым ради нас, когда снял с Себя Свою божественную природу, уподобившись нам, чтобы мы мог- ли уподобиться Ему. Иисус стал уязвимым, чтобы открыть нам Божью любовь. По этой причине наша любовь может быть бесстрашной, вера — чрезмерной, а надежда — возму- тительной.

Человека с бесстрашной любовью отличает запредельная вера, вера, которая выходит за рамки привычного, и надежда, которая простирается настолько глубоко, что дух захватыва- ет. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. Они живут в гармонии, тесно переплетаясь друг с другом, прида- вая нам силу выстоять. При этом любовь является величай- шей силой на земле. Без любви не может быть настоящей веры. А еще без любви нет надежды.

Бог есть любовь. Любовь — вечна. Любовь никогда не пе- рестает. Ничто из того, что вы вверили любви, никогда не потеряется, и ничто из рожденного любовью никогда не ум- рет. Но есть такие места, где любовь не может произрастать; любовь не сможет расцвести в обществе своего соперни- ка — страха. Страх — это путь в никуда, то есть, по сути, это тупик. Страх — это нечистый дух, который терзает свою жертву. Голос страха доносится из пучины сомнений, тогда


 

как любовь черпает мудрость в свете веры. Если вы будете слишком долго прислушиваться к голосу страха, вы потер- пите неудачу.

Много лет назад, когда я писала свою первую книгу, я по- лучила откровение о том, что противоположность страха — это не вера и даже не смелость, а любовь. Мне следовало хо- рошенько усвоить детские уроки, когда я узнала, что именно любовь сделала трусливого льва из детской сказки «Волшеб- ник страны Оз» смелым и отважным. Эта мысль получила свое развитие, когда я подставила свойства страха к тринад- цатой главе Первого послания к  Ко-

ринфянам: «Страх нетерпелив и не-                   добр, и в то же время завистлив


и хвастлив. Страх заносчив и груб. Страх настаивает на своем; он раздра- жительный и злопамятный; он радует- ся неправде, вместо того чтобы обра- доваться истине. Страх никого не  за-


Противоположность

страха — это не вера и даже не смелость, а любовь.


щищает, ничему не верит, ни на что не надеется, не желает ничего терпеть. Страх закончится».

Плод и движущая сила страха являются прямой проти- воположностью путям любви. Все то доброе, что я когда-ли- бо сделала, и все те жизненные уроки, которые я извлекла, смогли в полной мере проявиться и найти свое воплощение в моей жизни лишь тогда, когда я переступила через страх.

Есть такие экстремалы, любители острых ощущений, у ко- торых в крови стремление к опасности. И это, безусловно, от- чаянные смельчаки, но лишь тех, кто любит, можно назвать поистине бесстрашными людьми.

Бог есть любовь. Любовь бесстрашна. Бог бесстрашен. Мы Божьи дети. Мы наделены способностью любить бесстраш-


 

но. Принимая Божью бесстрашную любовь, мы можем лю- бить бесстрашно. Лишь тот, кто бесстрашно любит, живет без страха.

Казалось бы, это очевидно. При этом находятся те, кто ве- дет себя так, словно Бог был застигнут врасплох. Так, будто бы это стало для Него полной неожиданностью. Мы раздра- жены или разгневаны тем, что видим и слышим, и нам кажет- ся, что Его реакция на жестокость, на людские пороки и не- счастья должна быть точно такой же, как наша. Но это не  так.

 








Совершенная любовь

Без любви даже самая отчаянная смелость, есть не что иное, как показуха. Их поступки призваны произвести впечатление на окружающих, нежели служить примером их любви. Мало произвести впечатление смелого человека, потому что под- линная смелость проявляется тогда, когда я подвергаю себя опасности, риску ради другого человека. Это значит, что бы- вают времена, когда я полагаю свою жизнь, приношу себя в жертву, вместо того чтобы стать всенародным героем.

 

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

 

В переводе «The Message» написано:

 

«Лучше всего ваша любовь проявляется в тот момент, когда вы подвергаете свою жизнь риску ради друзей».

 

Не на показ, а за друзей. Первое послание к Коринфянам (13:3) дает такую оценку смелости и жертве без любви:


 

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожже- ние, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

 

Обет бедности или акт самопожертвования без любви есть не что иное, как религиозная жертва. Иисус был горячо лю- бим Своим Отцом и сделал выбор любить нас так же силь- но, как Отец возлюбил Его. Любовь придала Ему сил устоять в вере, и Он пошел на это ради нас и возлагает на нас боль- шие надежды.

Иисус возлюбил меня, невзирая на мое прошлое. Его не испугало и то, что я буду ошибаться в будущем. А ведь Он знал, что так оно и будет. И хотя мы все ошибаемся, это вовсе не значит, что вы ошибка. Если вы думаете, что вы ошибка… вы ошибаетесь.

Даже согрешая, я не становлюсь грешницей. Не важно, что я чувствую, ведь Иисус сделал меня праведной. И единст- венное, как я могу продемонстрировать Ему свое бесстрашие и любовь в ответ на кредит доверия, данный мне авансом, это почтить Его веру жизнью в  послушании.

 

«Того, Кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом, чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведно- стью» (2 Кор. 5:21, совр. перев.).

 

Иисус обещал стать тем ответом, который намного пре- восходит любые наши проблемы. Вы можете потратить все свое время и силы, ковыряясь в себе и в своих грехах, и сов- сем скоро это станет единственным, что вы будете видеть. Вы будете подавлены собственной греховностью, и когда этот груз станет для вас непосильным, вы обратите свой взор на чужие грехи. Для меня не секрет, что те руководители,  ко-


 

торые чрезмерно требовательны к другим людям, чаще все- го еще более требовательны к себе. Когда я смотрю на себя, я вижу недостатки; когда я обращаю свой взор на Христа, все мои изъяны растворяются в Его сиянии. И мне гораздо боль- ше нравится то, как я выгляжу в лучах Его славы.

 

«Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» (Пс. 33:6).

 

Иисус не допустит, чтобы наши грехи заслонили собой Его любовь. Когда мы чувствуем свою уязвимость, самое время поднять свой взор с надеждой, вместо того чтобы прятать глаза от стыда. Его совершенная любовь изгоняет все наши страхи.

Так зачем же я позволяю своим несовершенным страхам вставать на пути Его совершенной любви? И пусть я не все- гда понимаю «зачем» и «почему» происходят те или иные вещи, я уверена, что могу довериться Ему. Потому что ничто не сравнится с Божьей любовью. Он возлюбил меня, а посе- му я принимаю решение довериться Ему. Потому что Он моя единственная надежда. Позвольте мне перефразировать девя- ностый псалом, чтобы мы услышали то послание, с которым Бог обращается к женщине.

 

«За то, что она крепко возлюбила Меня, избавлю ее; защищу ее, потому что она познала имя Мое» (Пс. 90:14).

 

Только вдумайтесь… Как может любовь поставить нас под угрозу, подвергнуть риску, если она никогда не перестает и не подводит? Любовь способна исцелить любые жизненные раны.


 

Существует множество способов, как мы можем любить бесстрашно.

И безбоязненная любовь к своему супругу — это лишь один из них. Детей и родителей также надлежит любить бес- страшно. Отношения с друзьями тоже должны строиться на любви, а не ревности, зависти, собственнических инстинктах и страхе. Вы можете любить свою профессию и то, где рабо- таете. Вы можете любить свою церковь. Кто-то любит читать, а кто-то смеяться. Где бы вы ни встретили любовь, рано или поздно вам наверняка придется столкнуться с трудностями и даже разочарованием.

Что подводит нас к следующему шагу: любить своих вра- гов. С чего бы это Иисусу говорить подобные вещи?

Потому что это тот тип, та разновидность любви, когда происходит отделение овец от козлов. Мы отличаемся, выде- ляясь из общей массы, когда любим тех, кто желает нам вре- да. Когда вы сознательно выбираете любить тех, кто может ущемить ваши интересы и нанести вам вред… все меняется. Даже если ваши обстоятельства не изменятся, вы больше ими не связаны, вы свободны.

Мне вспоминается история о рабе во время Гражданской войны в США, который принял решение отвезти своего из- раненного хозяина в больницу, вместо того чтобы убежать и оставить его умирать на поле боя. Это был нелегкий выбор, но это его решение показало, что он по-настоящему свобо- ден. Благодаря своему поступку он обрел свободу задолго до того, как армия Союза подавила бунтовщиков.

Кто-то может всю жизнь внушать вам, что вы свободны,  а вы все равно сознательно, по собственной воле остаетесь рабом, или же вы можете выбрать свободу, в то время как ка- кие-то люди ошибочно считают вас своей  собственностью.


 

Я понимаю, что формально рабство может никогда вас не коснуться, при этом, если кто-то думает, что вы у него в долгу или вы ему чем-то обязаны, такой человек держит вас в раб- стве. Есть люди, которые считают себя свободными, будучи рабами. Вы не можете проконтролировать все то, что люди говорят о вас, или то, как они вас воспринимают, при этом вы можете выбрать то, как будете на это реагировать.

Любовь — это выбор. Страх — это реакция. Любовь — это свобода. Страх — это зависимость. Совершенная любовь изгоняет страх.

 





Все равно люби

Нижеследующую цитату Кента Кейта часто приписывают ма- тери Терезе, потому что она постоянно держала ее перед гла- зами как напоминание. Я уверена, что тот или иной отрывок из этой цитаты вы уже слышали, но мне бы хотелось привес- ти ее здесь целиком.

«Люди часто нелогичны, неразумны, самолюбивы.

Все равно люби их.

Если ты делаешь добро, тебя обвинят в скрытых мотивах и эгоизме.

Все равно делай добро.

Если ты добьешься успеха, то наживешь фальшивых дру- зей и настоящих врагов.

Все равно добивайся успеха.

Добро, которое ты сделаешь сегодня, завтра же могут забыть.

Все равно делай добро.

Честность и откровенность делают тебя беззащитным.

Все равно будь честным и откровенным.


Даже самые великие мужчины и женщины, чью голову посещают грандиозные идеи, могут пасть жертвой малень- ких людей ограниченного ума.

Все равно мысли глобально.

Люди жалеют проигравших, но следуют только за побе- дителями.

Встань на защиту проигравших.

То, что ты строил годами, могут разрушить в одну ночь.

Все равно строй.

Людям и вправду нужна помощь, но если ты протянешь им руку помощи, они могут ее укусить.

Все равно помогай людям.

Ты сделаешь все, что можешь, и получишь по зубам.

Все равно делай все, что можешь»2.

 

Люди разочаруют вас… Все равно любите их. Если бы вы знали, как часто я соотносила эти его слова со своей собст- венной жизнью, понимая, что, да, так оно и есть. Вы кого-ни- будь разочаровывали? Я — да. Быть может, они качали голо- вами и уходили, бормоча себе под нос: «Я в ней разочаровал- ся». Враги, а порой и друзья, будут предавать и ранить вас. Вы знаете, что делать… Все равно любите их. Если вы хотите прожить жизнь, которой нет равных, то вам предстоит выйти на новый уровень жизни, жизни за пределами возможностей и человеческой логики.

Я знаю, что на первых порах это может показаться бессмы- сленным, но если вы дадите людям возможность учиться на своих ошибках, вы поможете им стать лучше в будущем.

Как это ни печально, но мне кажется, что сейчас самое время позволить себе небольшую, но существенную оговор- ку. Те ошибки, о которых я здесь говорю, не включают в  себя


 

насилие, предательство или противозаконные действия. Те ошибки, которые я имею в виду, относятся к категории за- блуждений, непонимания или ошибочных суждений. Это не касается тех развратных действий, жестокости и злого умы- сла, которые человек совершает умышленно. Я говорю о тех промашках и падениях, которые случаются с каждым из нас, в то время как мы движемся в верном направлении.

Все мы люди, и всем нам свойственно ошибаться, будь вы хоть трижды праведник или прожженный грешник. С той лишь разницей, что любовь побуждает праведника поднять- ся на ноги. Тогда как грешники остаются лежать и часто пы- таются утащить за собой других, праведник встает, поднима- ет других и продолжает свой путь (см. Притч. 24:16). Любовь всегда поднимается и поднимает.

 

«Если будем говорить правду с любовью, то будем расти, во всем приближаясь к Нему. Он же, Христос, есть Глава. Благо- даря Ему сохраняет единство все Тело, части которого связа- ны тесными узами: каждый его орган исполняет свое пред- назначение, и все Тело растет и созидается любовью» (Еф. 4:15, 16, совр. перев.).

 

Когда мы говорим истину в любви, это созидает Его Тело. Любовь производит рост в каждой сфере нашей жизни. Сло- ва, исполненные ненависти, ведут к ослаблению и тормозят рост. И все же любовь сильнее ненависти и  страха.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь