Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лист 3. АЗИАТСКАЯ ВЕНЕЦИЯ



…Инле – это большое озеро. Живущие на нем плетут свои жилища из трав и веток. На высоких сваях стоят дома-гнезда. Но живут в них не птицы, а люди озера Инле. Живут крестьяне и ремесленники, целители и монахи. А еще рыбаки. Вернее, все они еще и рыбаки. И не только потому, что в воде живет основная их еда – рис и рыба. Буддийский рыбак знает, что после смерти он превратится в того, кого ел при жизни. Рыбак ел рыбу. Когда он умер, его тело опустили в воду озера. Теперь рыба ест рыбака, а это значит, что она станет в своей следующей жизни рыбаком. Маленькая рыбацкая хитрость – и рыбак вновь и вновь, вечно рыбак.

Передвигаются жители по улицам своего города чуть ли не на выдолбленных бревнах, взяв в ногу весло, точнее, обняв его ногой. И в гости, и на работу, и на рынок. Ну а чтобы десятилетняя дочурка не выпрашивала у вас на рынке, например, кулек жареной саранчи или кусочек соленой змеи, ее оставляют в большой детской лодке. Оттуда она никуда не денется, а будет вместе с остальной детворой, покуривая свою трубочку, дожидаться возвращения родителей.

Отправляясь торговать зеленью, можно прицепить багром к лодке и всю свою плавающую грядку, чтобы напрасно не срывать душистые побеги. Подплыв к лодке продавца, можно купить у него сочные водоросли, меч для дочери, юбку для мужа или сына, за ту же цену пару лопат земли для своего огорода или коробочку косметического порошка.

Как и все азиатские женщины, бирманки чрезвычайно дорожат светлой кожей. Для того чтобы уберечься от загара, они готовят специальный порошок из коры дерева танака. Затем эту пудру разводят водой, и полученной пастой покрывают себе и малышам лицо и руки. Одни это делают небрежными мазками, другие старательно выводят различные геометрические фигуры и даже замысловатые узоры.

 

 

Лист 4.РАНГУН

Рангун – не только нынешняя столица, которую еще недавно сами ее граждане называли "сонной столицей", но это и своеобразные ворота в удивительный мир Мьянмы. Этот мир более всего знаком нам по творчеству Киплинга, который был очарован им во время своего пребывания в Бирме в составе английского экспедиционного корпуса. Вместе с героями писателя – Маугли, Багирой, удавом Ка, мангустом Рики-Тики-Тави – миллионы детей погружаются в жизнь джунглей, открывают затерянные в "зеленом океане" древнейшие города, прикасаются к рубинам и золоту ушедших правителей.

Я наизусть помню многие строчки о Бирме одного из любимых с детства авторов – Кира Булычева. Это из его "взрослых" книг я узнал о том, что Паган существует взаправду. Что его не поглотили непроходимые джунгли, как случилось это с храмами Ангкора и пирамидами майя, его не засыпали горячие пески пустынь, как Хара-Хото или Хорезм. Он и поныне, безлюдный, древний и прекрасный, одно из самых почитаемых мест в стране.

Не напрасно царь Анируда собрал когда-то в Паган лучших ремесленников со всех концов своего огромного в те времена царства. Новая столица должна была превзойти все известные царю грады. Пирамиды и храмы, пагоды и библиотеки – сотни монументальных сооружений воспели величие Паганского царства. Первым из европейцев увидел Паган, еще процветающим и многолюдным, великий путешественник Марко Поло, находившийся в то время на службе императора Хубилай-хана, внука Чингисхана.

В отличие от храмов, пагоды не имеют входов-выходов. Это глухие сооружения, под фундаментом кладки которых покоятся священные "реликвии". В большинстве пагод замурованы священные буддийские тексты. В чреве других строений вечная жизнь уготована статуэткам различных божеств, изготовленным мастерами из дорогих минералов и камней. Более глубокое почтение вызывают у подвижников буддизма те пагоды, что возведены над емкостями с лоскутами монашеской тоги самого Будды. Ну и, наконец, особое поклонение – каменным и кирпичным сооружениям, хранящим в себе волосы, зубы или кости Великого Учителя.

Зато никто не знает, где покоятся многочисленные и могущественные при жизни короли Паганского царства. Ни пирамид, ни величественных надгробий, ни мавзолеев. Они увековечивали свои имена, строя не гробницы для себя, а храмы для богов.

 

 

Лист 5. ШВЕДАГОН

В Рангуне находится самый знаменитый храмовый комплекс Мьянмы – величественный Шведагон – врата в историю. Давным-давно два брата -Таписса и Бхалика – увидели в Индии Будду, сидящего под священным деревом Бо. Они получили в дар восемь волос с его головы и наставление хранить их в родном городе братьев Оккале. Вернувшись домой, братья исполнили волю Просветленного: выстроив пагоду, они замуровали в ее стены волосы Великого Будды. Священные хроники свидетельствуют: "Волосы взлетели на высоту семи пальм, от них исходили сверкающие лучи. И глухие услышали, немые заговорили, а земля оказалась усыпанной жемчужинами…"

Оккалла был тогда городом, стоящим на месте современного Рангуна. Некогда скромная пагода стала позже великим Шведагоном, одетым в тонны золота. Почти каждый из правителей покрывал пагоду золотом, равным его собственному весу.

Сегодня главная стометровая "огненная ступа" покрыта золотом уже снизу доверху. Плотным кольцом, как верные стражи, ее окружают семьдесят две золоченые пагоды. Между ними покрытые мозаикой и позолотой фигуры духов нагов – покровителей всего живого. Венчает главную Золотую пагоду Тхи (на вершине) короля Миндона. Унизанный полутора тысячами золотых и серебряных колокольчиков, он разливает окрест волшебный звон. Вращаясь под порывами горячего ветерка, сверкает сотнями бриллиантов, изумрудов и рубинов тридцатикилограммовый золотой флюгер, и вместе с ним кружится в танце "алмазный бутон сейнпью" – инкрустированный тысячами самоцветов золотой шар диаметром в четверть метра.

За пагодой восьми планет стоит на земле колокол судьбы Махаганта. Это один из самых больших и красивых колоколов в мире. Во время англо-бирманской войны англичане выкрали колокол из пагоды, пытаясь увезти его в Англию на пароходе. Но пароход опрокинулся, и поднять колокол со дна своенравной реки англичане сколько ни пытались, используя свои передовые технологии, так и не смогли. Из вязкого ила свою святыню вызволили бирманские ныряльщики, привязав к колоколу тысячи полых бамбуковых стволов. Говорят, он исполняет любое заветное желание. Паломники идут к нему со всей Юго-Восточной Азии. Придя, они неделями могут сидеть подле него, но многие так и не решаются произнести свое сокровенное желание. Их не трудно понять. Попросишь здоровья, можешь потерять надежду, попросишь богатства, потеряешь любовь и дружбу. Паломники молятся, скрестив ноги или преклонив колени. В руках многих цветок лотоса – символ очищения от непристойных помыслов.

Я поднимаю с земли тяжелую деревянную колотушку. Сотни глаз смотрят на меня. С завистью или с осуждением, с радостью и благословением. На секунду задумавшись, трижды бью отполированной тысячами рук колотушкой о землю и в колокол, как того требует ритуал. Я просто хочу пить. Кто-то легонько трогает меня за плечо. Оборачиваюсь. В руках девушки кувшин с холодным, чуть сладким напитком. Желание исполнилось мгновенно. Впрочем, я и не сомневался.

Десятиметровые львы-чинте, стерегут вход в пагоду, но не от людей. Кто, явившись сюда, может стать их добычей, ведают сегодня лишь они.

– Хотите получить самое дорогое почти даром? – спросили меня у выхода.

– А что, по-вашему, самое дорогое? – спросил я.

– Естественно, свобода, – ответили мне и предложили купить плененную птичку, чтобы подарить ей свободу. Я купил и подарил свободу птичке. Но она, сделав круг, вернулась в клетку. Продавец улыбнулся. Как же я забыл две важные истины: 1) свободу можно продать, но нельзя купить; 2) в свободе тела нуждается лишь свободный духом.

 

 

Лист 6. СЛОНЫ

Все, кончился бензин, и мы бросаем на слоновьей тропе, раздвигающей рубиновые джунгли, купленный за двести долларов джип. Хозяин джипа теперь сможет, как мы с ним и договорились, найти и забрать свой антикварный автомобиль…

Спустя сутки мы за небольшую плату арендуем в деревне два новых транспортных средства. Это настоящие вездеходы на четырех ногах, мощностью в одну слоновью силу. Бирма издревле славилась не только своими упалитейнами (хранилищами книг), дворцами и храмами, мудрыми правителями и просвещенными монахами, но и слонами. Бирманская элефантерия – войска из боевых слонов-делали Бирму грозным противником. Слоны не только несли на своих спинах лучников и копьеметателей, но топтали и рассеивали вражескую пехоту. Страшно трубя, они ударами бивней легко сметали деревянные оборонительные сооружения. Иметь боевых слонов, это как сегодня иметь наши танки, хотели все. Однажды король вдвое поднял цены на слонов. Это, естественно, привело к войне с Цейлоном, который их покупал. Получилась слоновья война.

 

"Инструкция по эксплуатации слона в полевых, простите, джунглевых условиях"

1. Содержи слона в чистоте. Помывка слона сближает его с погонщиком. Мытье должно проводится пенящейся корой дерева, в проточной воде, кругообразными движениями. Похрюкивание слона свидетельствует о завершении процедуры. После чего можно помыть себя и окатить товарища водой из шляпы.

2. Выйдя на сушу, слон посыпает себя белой как мука пылью. Глядя на этот большой пельмень, недоумеваешь, зачем ты его мыл?

3. После помывки-посыпки необходимо с помощью фиников и коротких энергоемких русских слов самостоятельно вывести "мьянмского слоняру" на оперативный простор. После чего слон условно считается прирученным.

4. Перед выездом необходимо привести слона в походное положение, закрепив на его спине хозяина-погонщика. Осуществляется это посредством подарков хозяину.

5. Управление слоном самому лучше не осуществлять, потому что слон лучше вас знает куда идти.

 

Если верблюд – это "корабль пустыни", то слон, безусловно, "самолет джунглей". С высоты его авторитетной холки мы можем, наконец, спокойно рассматривать обитателей джунглей, зная, что к нам не рискнет приблизиться ни один хищник. Иншаков не только отличный конник, но и гимнаст. Сидит на спине слона почти на шпагате. Кричу: "Господин каскадер, а слабо слона в галопе подсечь?" "Не слабо, – говорит. – Погонщика жалко, он поди даже с печки не падал".

Да, печек здесь действительно не видывали.

От деревни к деревне продвигаемся по-восточному неспешно. Вновь привал. Слоны отдыхают после каждого трехчасового перехода. Кстати, больше трех часов слоны вообще не работают. Такой у них природный профсоюз.

– Есть будешь? – спрашиваю напарника. – Буду, если пообещаешь не говорить мне, что мы едим.

– Обещаю, – и жареная саранча становится нашим ужином.

 

 

Лист 7. КАРЕНЫ

К вечеру, буквально продираясь сквозь джунгли, достигаем очередной точки маршрута, деревни каренов. Карены – уникальная народность Мьянмы. В стране, где господствует буддизм, карены являют собой маленький островок христианства. Хотя их уклад, пожалуй, незначительно отличается от жизни остальных сообществ страны. Разве что кресты на крышах домов, вместо разномасштабных фигур Просветленного. Старейшина предлагает нам невест. Просит по десять свиней за каждую. Но у Александра при себе только с десяток кредитных карточек. От карточек, попробовав золотую на зуб, отказываются.

Во власти радушного гостеприимства жителей мы вынуждены расслабиться. Программа отдыха составлена старейшиной и обсуждению не подлежит:

1. Приветствия и знакомство с каждым(!) жителем деревни. Некоторые пытаются проделать эту процедуру дважды.

2. Обмен подарками. Я получаю экзотический музыкальный инструмент (согнутую палку с двумя струнами), а Саша – старую саблю. Счастлив миротворец, это у него в экспедиции уже третий "ятаган". При этом все мы стараемся соблюсти три важных для бирманцев условия: дарующий должен быть бескорыстным, дар – добрым, а принимающий дар – достойным его.

3. Художественная самодеятельность деревни. Детский хор, женские притчи, мужские танцы под барабаны у костра. Пытались уговорить станцевать и нас. Но Иншаков отшутился: "Братва не поймет". Русской шутки хозяева не поняли, но отстали.

4. Легкий ужин (рис, рис и рис с перцем). Никаких вилок и ложек предложено не было. Перехватив наши взгляды, хозяин нравоучительно произнес: "Есть рис, прикасаться к святыням и обнимать женщин нужно руками".

В полной темноте босые, наконец выходим из дома старейшины на высоченное крыльцо. (Высота – метра четыре, очевидно, от диких зверей и ползучих гадов.) Спрашиваю напарника:

– Саша, ты не видел здесь моих сапог?

– Нет, – спокойно отвечает он. Но почему его голос раздается откуда-то далеко снизу.

– Ты где? – спрашиваю я.

– Внизу, – отвечает он. – Упал, хоть бы перила делали.

Вот что значит каскадер – ни малейшей царапины…

 

 

Лист 8. ЖЕНЩИНЫ-ЖИРАФЫ

Спустя двое суток мы добрались до очередной цели нашего маршрута. Это было маленькое селение. Избушки на курьих ножках, стены из плетеной циновки, чумазая детвора, цыплята, щенки, маисовое поле…

В далекие-предалекие времена в одно из таких селений повадился по ночам ходить тигр-людоед. Не в том смысле, что он ел всех по списку, а перегрызал горло одной из девочек и затем надолго скрывался в густой чаще леса. Это повторялось из года в год. И тогда мужчины изготовили для всех своих дочерей широкие медные ошейники…

Так гласит одна из легенд. А вот и сами женщины в сверкающих медно-бронзовых ошейниках выплыли нам на встречу. Нет, женщины, конечно же, просто вышли к чужеземным гостям. Но передвигались они так плавно и осторожно, что напоминали лебедей, плывущих по водной глади. Но на лебедей они были похожи скорее по другой причине. Шеи падуанских женщин, казалось, занимают, чуть ли не четверть от их роста. Впрочем, шей-то как раз видно и не было. Просто головы этих созданий абсолютно отдельно покоились на высоких, бликующих на солнце гофрированных пьедесталах, установленных на их узких плечах. Зрелище не для слабонервных, скажу я вам.

Первый обруч надевается на девочку в пятилетнем возрасте. Накануне этой торжественной процедуры знахарка втирает в шейку девочки мазь из собачьего жира, кокосового сока, пчелиного меда и трав. Через двадцать четыре луны второй обруч удлинит ее шею. И так до тех пор, пока шея не вытянется до тридцати сантиметров. Такие же обручи надеваются здесь зажиточными модницами на запястья рук и икры ног. Эта традиция давно уже является способом украшения у падуанок, а не средством их безопасности. Впрочем, даже наоборот, я бы сказал, что для них это средство повышенной опасности. Обручи не позволяют красотке ни обернуться, ни наклонить голову. А при закованных в металл конечностях, она едва передвигается. Мыть и смазывать шею можно лишь лоскутом материи, продетым сквозь это массивное сооружение. С ним не то что работать, а даже спать-то непросто. Пятнадцатикилограммовая "спираль тщеславия" может быть снята с дамы лишь мужем за ее супружескую измену. В результате женщина, конечно же, погибнет.

Падуанки чрезвычайно гостеприимны и приветливы. В нашу честь они даже спели и, представляете, станцевали. Танец, конечно же, не был похож на зажигательную ламбаду, он не возбуждал чувств, он завораживал ритмом вечности и дыханием глубокого, спокойного оптимизма.

 

 

Лист 9. ХОЗЯЕВА ДЖУНГЛЕЙ

Сегодняшний день богат неплановыми встречами с истинными хозяевами джунглей. В Мьянме запрещено всяческое убийство животных ради забавы. Поэтому человека здесь звери не боятся. Утром мы были вынуждены уступить дорогу дикой слоновьей семье, в полдень бандерлоги, простите, обезьяны, прямо из машины сперли у нас гроздь бананов. Не знаю как Александр, но я, каждый раз заходя в джунгли, на всякий случай произношу заветный закон, которому учил человеческого детеныша в этих краях медведь Балу: "Мы с тобой одной крови, ты и я". Как знать, может быть, поэтому удача сопутствовала нам при тесном общении с "братьями меньшими". Но большое впечатление с напарником мы все же получили, столкнувшись в джунглях нос к носу с самим Шерханом. Огромный, к счастью, сытый тигр (вполне вероятно, дальний родственник "падуанского" людоеда) при щелчке затвора моей камеры, лишь погрозил нам, как пальцем, кончиком хвоста и беззвучно растворился в сельве. С минуты мы стояли как вкопанные, а потом, посмотрев друг на друга, будто очнулись.

– Ну скажи, что ты совсем не испугался? – глупым вопросом нарушил я затянувшееся молчание.

– А что, надо было? – как обычно невозмутимо произнес Иншаков.

– Уже нет.

Потому что впереди нас ждали стада почти ручных оленей, засовывающих свои головы в окна автомобиля, величавый павлин, гордо перешедший дорогу, и много-много диких обезьян, назойливо требующих к себе внимания. Экспедиция в глубь волшебной страны продолжалась…

 

ЖИВЫЕ ДИКАРИ И МЕРТВЫЕ ИНОПЛАНЕТЯНЕ

 

"Мне говорят, что я своими утверждениями хочу перевернуть мир вверх дном. Но разве было бы плохо перевернуть перевернутый мир?" Джордано Бруно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь