Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Совершенные представители Господа



Ари Мардан дас

Отрывки

 

 В современном мире бхакти-йоги, который возглавляет Шри Чайтанья Махапрабху и Шрила Рупа Госвамипад, мы можем видеть двух удивительных вайшнавов, находящихся на очень возвышенном положении и имеющих глубочайшую преданность Шри Шри Радха Кришне. Это знаменитые сегодня на весь мир Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж. Если бы не широкая проповедь Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа, то многие люди планеты так и не узнали бы про его духовного брата Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа, который очень скромно выполняет важную для всех жителей мира севу Бхагавану.

 Из писаний известно, что сева-махатмы, которые нашли полное прибежище у стоп йога-майи, поддерживают вселенную! С этим мнением согласны все фундаментальные религии мира. Этим двум вайшнавам совершенно очевидным образом подходит стих из «Бхагавад-гиты» 9.13:

махатманас ту мам партха дайвим пракритим ашритах
бхаджантй ананйа-манасо гйатва бхутадим авйайам

«Великие души, о сын Притхи, это те, кто не покрыты иллюзиями. Они находятся под покровительством божественной природы и целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я – Верховный Господь, изначальный и неисчерпаемый».

 Оба вайшнава прожили всю жизнь, посвятив её целиком, без остатка служению миссии Шримана Махапрабху. Находясь в нара-лиле, они пребывают сейчас в очень преклонном возрасте, а потому представляют старейшин в мире бхакти-йоги. Редко можно встретить в мире таких людей как они. Поскольку огромное количество людей, устремлённых к бхакти, так и не показывают того поведения, которое можно было бы назвать идеальным.

 Одни посвящают хоть и незначительную часть своей жизни семейным отношениям и, пытаясь практиковать смешанную с грехом преданность, так и не вручают себя полностью Бхагавану. Другие, придя в бхакти, по невежеству или осознанно ведут себя недостойным образом. А третьи, практикуя недолго, хоть и активно, потом отходят в сторону, в тень. Так и не освободившись от анартх, и не оценив по достоинству дар Шри Чайтаньи, за пять или двадцать лет практики они увядают под гнётом мирских самскар. Однако эти два духовных брата, ученики Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа, предались Всевышнему подобно знаменитым садху Враджи.

 Также как Шрила Нараяна Госвами Махарадж проповедовал по наставлению своего шикша-гуру Шрилы Бхакти Дживана Джанардана Махараджа возвышенные идеи бхагават-пармпары ради их сохранения и передачи последующим поколениям, также и эти два возвышенных санньяси проповедовали согласно настроению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и их духовного учителя. Только тот, кто следует наставлениям и настроению своего гуру, может считаться подлинным вайшнавом. И наоборот, если кто-то из учеников отклоняется от указанного настроения, он не является тем, кого можно назвать сат-шишьей. Идеальный ученик всегда будет послушен наказам своего гуру. Только так он принимает милость Бога. Иначе милость не придёт, йасйа прасадан на гатих куто 'пи («Гурваштака», 8).

 Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж и Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж очень строго следуют тем наставлениям, которые получили от своего духовного учителя. Их проповедь подобна проповеди могущественных маха-бхагават. Их имена нам известны – это Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж и Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами и Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Госвами Махарадж проповедуют в их настроении не отклоняясь ни на йоту. Это достойно высочайшего уважения и поэтому делает их настоящими преемниками. Этот тип проповеди гораздо более важен для большинства стремящихся к Шри Кришне. Небольшая часть ачарьев, таких как Шрила Рупа Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Нараяна Госвами Махарадж преимущественно проповедовали для тех, кто перешагнул первую половину пути к Бхагавану.

***

Насколько милостивы Шрила Бхакти Вигьян Бхарати Махарадж и Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, неся настроение большинства учителей бхагавата-парампары! Они являют его в наше время. Мы не настолько удачливы, родившись в то время, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур уже оставил этот мир. Однако встретиться с ним можно, получив даршан этих двух могущественных маха-бхагават, чья проповедь выстроена в том же ключе, что и у сына Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Они ревностно, как и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж, охраняют враджа-прему и дают доступ к ней только самым достойным. Те, кто практикует согласно четвёртому стиху, на дханам на джанам на сундарим, изречённому Самим Махапрабху, получают от этих вайшнавов высокую милость. Те же, кто заинтригован положением в этом мире и почестями, не обретают шикшу от них.

 Никогда не приветствуя сахаджию, эти махатмы бескомпромиссно уничтожают её в любом проявлении. Как только она начинает поблёскивать в глазах выскочек, тех, кто не прошёл ступень анартха-нивритти, эти вайшнавы сразу же осекают таких строгими словами. Они видят способности и уровень каждого, кто с ними соприкасается. Строго следуя наставлениям «Пракрита-раса-шата-душини», явленной во благо мира Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати, они дают возможность прикоснуться к тем идеалам, которому поклоняются гаудии. Очень осторожно они знакомят с той красотой и вечностью, что стоит в центре духовного мироздания. Делая это согласно бхакти-крама-патху (поступенчатости), они плавно подводят баддха-джив к тому, что приходит сюда с мира Голоки. Эта осторожность достойна того, чтобы принять её, поскольку преданный будет застрахован ею от апарадх в сторону Божественной Четы.

 Подлинный гуру знает, что с теми учениками, которых так и не меняет возвышенная хари-катха, не следует обсуждать возвышенные темы. Даже если они повторяют харинаму и не избавляются от греха, это значит, что они не достойны слушать о лилах, которые Божественная Чета скрывает даже от тех нитья-парикаров, что пребывают в ватсалья-расе.

«ахам-мама» бхава-саттве нама кабху хайа на

бхога-буддхи на чхадиле апракрита хайа на

«Святое имя Кришны не явится тому, кто связан телесным пониманием жизни и принципами «я» и «мое». Пока человека влечет к мирскому счастью, он не достигнет духовного уровня».

бхава-кале дже авастха садханагре боле на

вайдхи шраддха садханете рагануга хайа на

«Без садхана-бхакти (соблюдения правил, заповедей и обрядов духовной жизни) напрасно ждать наступления бхавы. Пока вера человека слаба (вайдхи-шраддха), его духовная жизнь зависит от правил и ограничений (виддхи). Ему ещё очень далеко до той естественной привязанности к служению, что называется рагануга-бхакти» («Пракрита-раса-шата-душини», стихи 3,8).

 Эти слова Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура воплощены в реальность на примере Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Махараджа и Шрилы Бхакти Вигьяны Махараджа. Следуя принципам Махапрабху, они даже во сне не помышляют о том, чтобы думать о женщинах или престиже. Все знают, что их репутация свободна от подозрений. Сколько санньяси опозорились своей связью с женщинами! Они остаются наедине с ними якобы для эффективной проповеди, касаются их без зазрения совести, обнимают, прикрываясь радостью встречи. Всё это люди, которые не устояли под натиском эпохи Кали. Им не суждено иметь все благословения Шри Махапрабху. А потому кришна-лила для таких маловеров – не более, чем предмет для разговора.

 Махараджи из санги Шрилы Гурудева (Ш.Б.Нараяны Госвами), рассказывали о том, насколько строг Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж к себе в отношениях с женщинами. Когда дочь Шрипада Шуддхадвайти Махараджа пришла на встречу с возвышенным представителем Шри Чайтанья Гаудия Матха и взяла караталы для того, чтобы подыграть гостям в киртане, её остановили. Слуги Шрилы Тиртхи Махараджа сказали, чтобы она передала караталы мужчинам, поскольку те, кто считают себя телом, передают своё настроение на тонком уровне, чем бы они ни занимались. Что говорить о том, чтобы Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж позволял себе касаться женщин. Он не делает этого даже в мыслях. В этом он схож по настроению с учениками Махапрабху. Это чудо – быть с тем вайшнавом, который смог перенять настроение бхакти времён Махапрабху и явить его миру.

 

 


Жизнь рядом с садху

Интервью с Анантой Прабху

Часть 1

2016г.

Отрывок

Ари Мардан д.: После ухода Шрилы Гурудева (Шрилы Нараяны Махараджа) в апраката-лилу Вы, как я понимаю, присоединились к Шриле Бхакти Вигьяне Бхарати Махараджу. Вайшнавская традиция рекомендует перед тем, как развивать полную преданность учителю, провести гуру-парикшу, проверку духовного учителя. Как Вы пришли к понимаю, что Шрила Бхарати Махарадж является маха-бхагаватой? Кто помог Вам присоединиться к нему? Что произошло, когда Шрила Нараяна Махарадж оставил планету в 2010 году?

Ананта Прабху: Ранее я никогда не встречал Шрилу Бхарати Махараджа. Я слышал только о Шриле Бхакти Валлабхе Тиртхе Госвами Махарадже. Я видел его в Англии во время его проповеднических туров.

В 2010 году некоторые преданные отправились в Майяпур, чтобы встретиться с ним, и я решил поехать вместе с ними. Нам удалось посетить Шрилу Бхакти Валлабху Тиртху Махараджа. Он благословлял приезжих преданных и также возложил свою руку мне на голову. Когда я вышел из его комнаты, моё внимание привлёк сидящий на стуле санньяси. У меня не было даже представления о том, кто бы это мог быть. Он посмотрел на меня так, что в моём сердце даже не возникло никаких сомнений в отношении его высокой адхикары. Это было подобно тому, как если бы на стене было написано: «Шрила Бхарати Махарадж – совершенный вайшнав!» Это было именно так. Я понял, что встреча с ним — милость гуру-варги. Это благословение Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа и других великих вайшнавов. Я полагаю, что свыше святые посмотрели на меня и подумали: «Ананта такой парень, что если он не будет рядом с возвышенным вайшнавом, если он не примет прибежища у садху, то начнёт бродить туда-сюда и заблудится».

Шрила Бхарати Махарадж смотрел на меня так проницательно, что мне казалось, будто он смотрит только на меня. Потом я ушёл, но на следующий день снова вернулся в этот матх. Я стал расспрашивать об этом вайшнаве других. Кто-то сказал мне, что это Шрила Бхарати Махарадж. Я попросил: «Пожалуйста, расскажите мне о нём. Я хочу знать об этой личности как можно больше».

Когда Шрила Нараяна Махарадж оставил этот мир, Шрила Бхарати Махарадж выступил с речью, которая была посвящена Шриле Нараяне Махараджу. Я не был на этой встрече, но слышал о ней от других. Махарадж рассказывал о том, что они со Шрилой Нараяной Махараджем были друзьями и служили вместе в одной линии преемственности. Тогда я вспомнил, как Шрила Нараяна Махарадж говорил: «Будьте в санге с близкими по духу преданными. Найдите прибежище у них». Хотя я получил это послание, я не обдумал его. Однако в моём сердце произошли некоторые изменения даже без этого. Старшие вайшнавы потом объяснили мне, что у Шрилы Бхарати Махараджа есть отношения со Шрилой Нараяной Махараджем. Мне не пришлось принимать решения, в каком-то смысле оно уже было принято за меня. Мне нужно было просто осознать то, что я услышал от старших преданных и Шрилы Нараяны Махараджа.

Приняв решение быть рядом со Шрилой Бхарати Махараджем, я пошёл к его севакам. Это были два вайшнава индийского происхождения. Я сказал им: «Мне хотелось бы отправиться путешествовать вместе с вами. Это возможно?» Сначала они были несколько недружелюбны, потому что до этого только они путешествовали с Махараджем. А тут кто-то пытается к ним приклеиться! (смеётся). Но как бы то ни было, мы стали путешествовать вместе. Так я встретил Шрилу Бхарати Махараджа и стал ему служить. Я чувствую, что всегда должен находиться рядом с настоящим садху.

Шрила Гоур Говинда Махарадж давал нам всем такую инъекцию от всех болезней. Он наставлял: «Ты должен быть рядом с садху Лично для себя я обрёл такое понимание: если я не в садху-санге, то я не двигаюсь в нужном направлении. Шрила Нараяна Махарадж спросил меня когда-то: «Поместил ли ты книги в своё сердце?» – и это стало ключевой фразой для меня, точно так же другой ключевой для меня фразой являются слова Шрилы Гоур Говинды Махараджа: «Всегда будь в садху-санге». Конечно, было ещё много идей, которые он высказывал, но эта основная. Тогда я остался со Шрилой Бхарати Махараджем, чтобы всегда быть с ним рядом настолько, насколько это будет возможным. Так я понемногу начал совершать для него севу. Сначала я убирался в его комнате, потом добавилось что-то ещё и ещё.

Как я узнал, что он маха-бхагавата? Если честно, я не знаю маха-бхагавата он или нет, я не обладаю особым видением, но я знаю, что он помог мне преодолеть очень много трудностей. Невозможно оказывать такую помощь, находясь на мирском уровне. Он разговаривал со мной и поведал о стольких многих нужных и хороших вещах, что я понял — эта личность точно знает моё сердце.

Он действительно знает о том, как дарить любовь и развивать привязанность к вайшнавам. Через него я почувствовал любовь и преданность к Шриле Б.Нараяне Махараджу, Шриле Гоур Говинде Махараджу… В Шриле Бхарати Махарадже живёт эта любовь к великим вайшнавам, она просто исходит от него. Поэтому у меня не возникало сомнений на счёт его уттама-адхикары. Я не чувствую, что я должен как-то по-другому убедиться в его особых качествах. Когда встречаешь такого вайшнава, то естественным образом чувствуешь себя с ним так же, как в прошлом чувствовал себя, находясь рядом с истинным садху.

Вы спросили: «Как я встретил Шрилу Бхарати Махараджа, как принял прибежище у него?» Неправильно будет сказать, что я принял у него прибежище. Такие вайшнавы, как он, сами проникают в сердце. Ты приходишь в их общество, а они крадут твоё сердце. И только после этого ты уже отдаёшь им свою жизнь, чувствуя сильную привязанность к ним.

 

Конец 1 части

……………………………….

Транскрипция: Камала д.д.

Перевод: Санкаршана д.

Редакция: Аударья д.д.

Жизнь рядом с садху

Интервью с Анантой Прабху

Часть 2 (Окончание)

2016г.

 

Ари Мардан д.: Спасибо большое за Ваши чувства и описание личной жизни. Я хотел бы задать ещё некоторые вопросы. Какие качества Вас больше всего привлекли в Шриле Бхарати Махарадже?

Ананта Прабху: Первое — это, конечно, его жизнь. Удивительно то, как он прожил её, как самозабвенно служил вайшнавам. Как-то раз мой сын написал письмо своему Гуру, Шриле Бхактиведанте Нараяне Махараджу, в котором задал ему вопрос: «Как Вы смогли стать таким великим вайшнавом?» Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж ответил: «Я служил вайшнавам». В этом же письме Шрила Гурудев перечислил всех вайшнавов, которым он служил в своей жизни. Подобным образом и Шрила Бхарати Махарадж служил многим возвышенным вайшнавам.

Еще в самом начале, как только Бхарати Махарадж присоединился к матху, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж сказал: «Всегда оставайся в обществе старших и служи им». Следуя наставлению святого, Шрила Бхарати Махарадж всегда искал возможности общения со старшими вайшнавами и служил им. Таким образом, его преданность гуру-варге и то, как он посвятил себя служению вайшнавам, является очень важным для меня. В людях меня интересует, как они проживают свои жизни. Интерес представляет практическая, повседневная деятельность: как бхакты совершают те или иные действия. В Махарадже меня как раз привлекло желание служить старшим вайшнавам. Вообще, он любит помогать всем преданным, и любой может учиться у него.

Так же удивительно то, как он строил в своей жизни отношения с разными людьми. Было очень много сложностей и трудностей, поскольку он был главным секретарём Шри Чайтанья Гаудия Матха. Он руководил строительством храмов, а когда руководишь строительством, то поневоле приходится иметь дело с деньгами и кармически настроенными людьми. Одни люди хотят пожертвовать деньги, другие хотят использовать их для корыстных целей. Возникают разные сложные ситуации, и не так-то просто с ними разобраться достойным образом.

Когда я вижу, как Шрила Махарадж действует в разных ситуациях, это напоминает мне об идеальном поведении вайшнава. С большим уважением и заботой он общается с людьми и всегда использует любую возможность служить вайшнавам. Хотя мы слышим об этих вещах и знаем о них, но он прошёл через столько аскез, чтобы воплотить эти истины в своей жизни и реализовать в своём поведении!

Он полностью отказался от комфорта. Махарадж рассказывал мне множество историй о том, как они были на Ратха-ятре. Во время Враджа-мандала-парикрамы часто старшие санньяси, ученики Прабхупады (Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати), спрашивали: «Где этот брахмачари,Нароттама? Мы хотим, чтобы он жил рядом с нами». Шрила Махарадж всегда глубоко осознавал, сколь необходимо служить таким вайшнавам. А у них было столько привязанности к нему!

Я припоминаю один случай, рассказанный Махараджем на день явления Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Госвами Махараджа. Однажды Шрила Шридхар Махарадж был очень болен и Бхарати Махарадж пришёл навестить его. В дверях стоял личный севака, он охранял покой Шридхара Махараджа. Увидев Бхарати Махараджа, он сказал: «Вы не можете сейчас войти». Однако когда Шрила Шридхар Махарадж услышал голос Бхарати Махараджа, то окликнул его: «Эй! Подойди-ка сюда! Ты хочешь уйти, не одарив меня своим даршаном?» У них было столько любви к Шриле Бхарати Махараджу! Это очень необычно, когда возвышенные вайшнавы испытывают привязанность к тебе. Начинаешь чувствовать, как ты близок им.

Ари Мардан д.: Какой у Вас распорядок дня, когда Вы выполняете своё служение, находясь рядом со Шрилой Бхарати Махараджем?

Ананта Прабху: Как только я присоединился к служению Шриле Бхарати Махараджу и начал жить в Матхе, я просыпался примерно в пять утра и выполнял севу до десяти часов вечера вместе с Нароттамой Прабху. Поскольку в самом начале нас было только трое, весь день мы были заняты в служении. Каждый день мы убирали комнату, чистили овощи, мыли посуду... Мы часто выполняли простую севу и таким образом весь день были заняты. Я и сейчас продолжаю служить, выполняя все эти виды севы. Также я делаю Махараджу массаж. Порой я помогаю на кухне, чищу овощи и фрукты, убираюсь. Вот такая сева. Я часто присматриваю за Махараджем, если он в чём-то нуждается, я стараюсь ему помочь. Иногда приношу ему в комнату прасад, иногда помогаю готовить его.

Ари Мардан д.: Что Вы обрели за годы служения Махараджу? Какие духовные реализации Вы получили, находясь рядом с ним?

Ананта Прабху: Для меня это не так просто описать, потому что обретаемое от общения с шуддха-вайшнавами очень сокровенное и трудно передаваемое. Это трансцендентное обретение. Это подобно тому, как обретаешь всё. Всё, что необходимо, постепенно проявляется в твоём сердце. Как будто вырастает цветок. Растение самодостаточно, в нём есть своего рода завершённость. Цветок таков потому, что растёт благодаря матери природе. Она питает и взращивает его. Я ощущаю себя именно так. Нет ни одной сферы в моей жизни, на которую бы не повлиял Шрила Бхарати Махарадж. Очень многое изменилось во мне, что-то усилилось. Это очень тонкие вещи. С ним я обретаю внутреннюю силу. Приходит сила, позволяющая видеть вещи более ясно. Каждый день перед хари-катхой мы слышим стих:

ом аджнана-тимирандхасйа джuананджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

Гуру открывает нам глаза, и наше духовное видение расширяется. Сейчас я по-иному вижу свою жизнь, ситуацию и самого себя. Приходит понимание, как реагировать в той или иной ситуации. Это мудрость, которая проявляется не на платформе ума, возникает глубокое понимание того, что происходит сейчас и было обретено в прошлом.

Ари Мардан д.: Каждый вайшнав в нашей линии по-своему уникален. У каждого из них есть свои особенности. Есть ли в Шриле Бхарати Махарадже какие-то особенности в его проповеди, практике, какие-то моменты, которые он особо подчёркивает, что делает его неординарным и отличает от других садху?

Ананта Прабху: Есть одно, что делает его оригинальным — это его взаимоотношения со многими учениками Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Он встречал в своей жизни очень многих учеников и санньяси Шрилы Прабхупады, общался с ними и большинству из них служил. Для меня это, действительно, необычно и особенно. От Шрилы Бхарати Махараджа я столько узнал о знаменитых парикарах Шрилы Прабхупады. Они как будто ожили для меня. До этого я не знал почти никого из них, не знал даже их имён! О некоторых вайшнавах того времени я слышал, но совсем немного знал о них. Когда слушаешь от Шрилы Бхарати Махараджа, они словно оживают в твоём сознании и это один из великих даров Махараджа. Он несёт этот дар всему миру. Слушая из его уст о спутниках Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, чувствуешь большое вдохновение.

Ещё Махарадж уникален тем, что он не упускает деталей. Конечно, я это видел и у других великих вайшнавов, однако это качество особенно проявлено у Шрилы Бхарати Махараджа. Он никогда не забывает чьи-либо имена. Может пройти 20 или 30 лет, а он всё и всех помнит! Если кто-то дорожит людьми, то он будет внимателен к ним и будет помнить о них. Он помнит имена разных вайшнавов, помнит, чем они занимаются, их детей и многое другое. Когда он встречает чьих-либо детей, он всегда узнаёт их всех. Его память уникальна.

Расскажу одну небольшую историю. В Шри Чайтанья Гаудия Матхе жила одна женщина. Она приехала с Запада и уже думала о том, чтобы покинуть матх. Ей трудно было оставаться там. Я её даже не знал, один раз только мне удалось увидеть её. Шрила Бхарати Махарадж спросил меня:

– Где эта леди?

– Не знаю, Махарадж.

– Неужели ты не беспокоишься о них?!

Я не знал, что ответить. Тогда я пошёл к ней и сказал: «Диди, Махарадж спрашивал о Вас, он беспокоится, где Вы и как Ваши дела?» Она начала плакать. Я спросил: «Что случилось?» Она ответила: «Дело в том, что я собиралась оставить матх, думая, что никому здесь не нужна».

На самом деле Шрила Махарадж думал о ней, подобно Сверхдуше, которая присутствует в сердце каждого.

Ари Мардан д.: По вашему мнению, насколько близко учение Шрилы Бхарати Махараджа и Шрилы Гоур Говинды Махараджа, а также Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады? Насколько их учение тождественно? Есть ли какие-то особенности в их подаче учения Шри Чайтаньи?

Ананта Прабху: Есть некоторое отличие. В отношении таттва-сиддханты различий никаких нет, а в отношении тем, которые они преимущественно освещали — есть. Шрила Гоур Говинда Махарадж много говорил о том, что необходимо стать квалифицированным учеником, а также он давал много лекций по «Чайтанья-чаритамрите» и ещё говорил о раса-таттве. Раса-таттву он подавал не слишком развернуто, но когда кто-то из присутствующих поднимал эту тему, он погружался в неё довольно глубоко. Шрила Свами Махарадж проповедовал в основном новым людям. Шрила Гоур Говинда Махарадж говорил нам: «То, что я говорю, — это лишь для вас, и потом вам нужно будет объяснять это другим. Но предупреждаю, не все это поймут».

Шрила Бхарати Махарадж очень консервативен. На сокровенные темы он говорит очень осторожно, потому что в Шри Чайтанья Гаудия Матхе довольно редко и лишь слегка касаются тем, связанных с раса-таттвой и раса-лилой. Шрила Бхарати Махарадж в этом отношении соблюдает уже выстроенный ранее этикет этого Матха. Все три ачарьи учитывают личность, организацию и ситуацию, при которых они говорят. Всё можно примирить. Нужно прояснять и обсуждать, чтобы понять как взаимосвязаны друг с другом эти три личности и их стиль проповеди.

Ари Мардан д.: Какая анга-бхакти Вас привлекает больше всего?

Ананта Прабху: Думаю, что слушание хари-катхи вайшнавов, то есть шравана. Когда я слушаю или читаю кришна-катху великих святых, то чувствую, что обретаю жизнь. Я оживаю и становлюсь частью святого мира. Хари-катха — это средство переноса из материального мира забот в мир Истины. Жить хари-катхой и в самой хари-катхе — это очень важно. Хари-катха — счастливое место для того, чтобы пребывать там всегда.

Ари Мардан д.: Что удерживает Вас внутри традиции Гаудия-вайшнавов и вдохновляет больше всего оставаться в ней?

Ананта Прабху: Снова и снова — это вайшнавы, чистые преданные, использующие всю свою жизнь для служения Господу. Я хочу посвятить свою жизнь служению им и Богу. Это причина того, почему я нахожусь в сознании Кришны и вообще присоединился к этому движению. Только ради этого. Где Бог? Кто Бог? Как я могу служить Ему? Что я узнал и чему научился, находясь здесь? Ответы на все вопросы приходят через служение вайшнавам. Когда мы служим им, Господь Кришна становится очень доволен нами. Меня удерживает прямая связь с божественностью через служение вайшнавам. Находясь с такими вайшнавами, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, вы можете ощутить в какой-то степени Самого Кришну. Этот опыт нематериальный.

Конечно, это выражение моей индивидуальной веры, но когда я вижу, как живут такие святые, как Шрила Гоур Говинда Махарадж, Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж... Когда наблюдаешь за их жизнью, ответы о смысле жизни приходят сами собой. Да, снаружи все вайшнавы одинаковы, все они – преданные Кришны, но когда ты присматриваешься и видишь, как они прожили или проживают свою жизнь, то видишь, что есть среди них такие, которые отличаются от многих. Невольно переполняешься уважением к ним и наполняешься великим энтузиазмом.

Шрила Бхарати Махарадж один из самых уникальных вайшнавов нашего времени. Он никогда не имел связей с женщинами и не находился в грихастха-ашраме. Он всегда был брахмачари. Махарадж родился в семье очень высокого класса брахманов. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу. Когда духовный учитель Махараджа испытывал трудности в осуществлении тех или иных планов, и никто не мог справиться с ними, он звал к себе Шрилу Бхарати Махараджа. Шрила Бхарати Махарадж делал просто невозможные вещи и решал труднейшие задачи. Враджа-мандала-парикрама проходила очень много раз. Пока силы позволяли Махараджу, он всегда совершал паломничество вместе со всеми.

Каждые три дня восемнадцать лагерей должны были переезжать в следующее место, и Шрила Бхарати Махарадж организовывал всё это должным образом. Всё всегда проходило гладко. В то время у Шри Чайтанья Гаудия Матха не было даже машин, только телеги, запряжённые быками. Таким простым способом в те времена передвигались все преданные. Шрила Махарадж успешно всё это организовывал. Сейчас есть много разных компаний, предоставляющих всевозможный сервис, технократия ныне используется вайшнавами в служении Богу. Но в те времена люди очень просто путешествовали по святым местам, они ехали через леса на буйволиных повозках. Всё происходило естественным образом, и Шрила Бхарати Махарадж с этим всем управлялся. На самом деле он выполнял достаточно сложные вещи. Мало кто по-настоящему владеет организаторскими способностями лидера. Подвиг Шрилы Махараджа в прошлом пытались повторить многие, но у них ничего не получалось. Шрила Бхарати Махарадж даже объяснял в деталях, обучая других, как нужно всё делать правильно, но никто не смог так хорошо организовать парикраму, как Шрила Бхарати Махарадж, большинству энтузиастов это было не по силам.

Было время, когда Шрила Бхарати Махарадж организовывал тур для преданных Чайтанья Гаудия Матха по Южной Индии. Он не просто покупал билеты для всех преданных, он организовывал целые вагоны, в которых паломники располагали кухню и готовили для себя прасад. Ночью ездили на этих поездах, готовили в них, спали, а днём посещали святые места. Так выглядела вайшнавская экспедиция в те времена.

Вы, наверное, слышали историю о том, как путешественники-первооткрыватели отправились на Северный полюс. Корабль их застрял во льду, и тогда они продолжили путь на собаках. По пути некоторые собаки замёрзли насмерть, там много всего было. Так происходила борьба за выживание ради открытия новых земель. В отношении Шрилы Бхарати Махараджа было нечто подобное. Его жизнь исполнена духа приключений и в то же время полного предания и глубокого осознания, что всё происходит по воле Шри Гуру и Шри Кришны.

Ари Мардан д.: Что Вас больше всего вдохновляет в традиции Гаудия-вайшнавов и в Шриле Бхарати Махарадже?

Ананта Прабху: Он является живым примером идеального вайшнава. Так же меня вдохновляет в этой линии то, что здесь можно обрести то, чего мы все ищем — безопасность и желание путешествовать. В обществе вайшнавов это может удивительным образом осуществиться.

Когда я путешествовал со Шрилой Гоур Говиндой Махараджем, было столько приключений! Мы совершали падаятру и каждый день останавливались в новом месте. Иногда я переходил вброд по реке, это было в центре Ориссы. Там не было никого, одни джунгли. В этом месте была большая река, широкая, но не очень глубокая. Я просто бежал по дну реки, счастливый, в одной гамче, в центре неизвестности, совершенно позабыв о том, кто я. Когда я вернулся обратно, Шрила Гоур Говинда Махарадж увидел меня счастливым и сказал: «Ты живёшь на природе, ты счастлив, пребывая в естественных условиях». И это на самом деле было так. В то время мне было около тридцати лет.

Жизнь Шрилы Бхарати Махараджа полна удивительных приключений. Рядом с ним я чувствую настоящую жизнь, духовно живу и делаю всё, чтобы обрести нечто чудесное, что ждёт всех нас по достижении совершенства. Честно говоря, я уже давно забыл обо всём, что существует помимо этого. У меня нет желания делать что-то ещё помимо служения вайшнавам. Но хочу сказать, что жить в Индии одновременно и просто, и сложно. Много всяких неприятных мелочей, однако внутренняя награда несоизмеримо превосходит всё это. Конечно, пока ко мне не приходят такие феноменальные откровения, как даршан Господа, но я чувствую, что двигаюсь в этом направлении. Если ты удовлетворяешь Бога, Его преданных, то приходит чувство удовлетворения прямо из глубины сердца.

Ари Мардан д.: В России есть преданные, которые уважают и почитают Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа и хотят знать о нём как можно больше. Могли бы Вы рассказать какую-нибудь историю из его жизни, которая Вам особенно запомнилась?

Ананта Прабху: Как то раз в Майяпуре случилось наводнение (Ганга вышла из берегов), и в матхе было мало продуктов. Тогда Шрила Бхарати Махарадж каждый день переплывал через Гангу без лодки. Махарадж набирал продуктов и переплавлял их обратно. Физически он был очень сильным. Он постоянно плавал, благодаря чему стал очень хорошим пловцом.

Однажды в матхе в Калькутте не было воды. Там также не было достаточно комнат для омовения. Рядом с этим новым матхом находилось большое озеро, Равиндра-саровара. В четыре часа утра все бхакты принимали там омовение, а потом возвращались в храм. Это была зима и многие вайшнавы сильно мёрзли. Они надевали всевозможные тёплые вещи: свитера, шарфы, шапки... Одним из этих вайшнавов был Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, он всегда носил шапки, перчатки, носки, шерстяные свитера и всё равно мёрз, а Шрила Бхарати Махарадж ходил в одной майке и не замерзал. Все говорили ему: «Ты что, сумасшедший? Ты же умрёшь!» Такая у него была естественная энергия. Его можно сравнить с Бхимой.

***

Недавно Махарадж очень интересно объяснял то, как нужно медитировать на Гурудева. Он намекал на идею, что у истинного духовного учителя имеется садхака-рупа и сиддха-рупа. Ученикам Шрилы Махараджа тоже хочу пожелать следующее: медитируйте на него, приезжайте к нему, совершайте вместе с ним карттика-врату и постоянно слушайте его хари-катху.

Памятуя о вайшнавах, мы начинаем жить в бхакти по-настоящему. Особенно это происходит, когда мы с внешней деятельности в преданном служении переходим во внутреннюю. Но даже памятование о каких-то простых вещах, связанных с их жизнью, поможет нам в самом начале. Благодаря этому достигается совершенство в жизни, то есть према-бхакти. Я желаю, чтобы вы делали это всё больше и больше.

………………………………..

Транскрипция: Камала д.д.

Перевод: Санкаршана д.

Редакция: Аударья д.д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.079 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь