Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шри Шримад Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу



 

шри кришна чаитанйа крипайка виттах

йах марйада ракшати ваишнаванам

крипавалам мадхава прештха ками

шри бхактидам бхаратим ашрайамах

Я принимаю прибежище у лотосных стоп наиболее почитаемого Шри Шримад Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, для которого сокровище милости Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху - единственное богатство. Он является олицетворением следования вайшнавскому этикету на уровне наивысшей чистоты. Для него безграничная милость Шри Шримад Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа – сама жизнь и душа, и он всегда стремится вечно оставаться его самым дорогим слугой [тем, кто знает и исполняет самые сокровенные желания, манобхишта, своего возлюбленного учителя]. Он дарует Шри Бхакти [высочайшее служение в качестве служанки Шримати Радхики] всем и каждому, без ограничений.

......

Перевод: Гаятри д.д.

Редакция: Латика д.д.

2

Пранама-мантра

Шри Шримад Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу

 

нама ом вишну падайа кришна прештхайа бхутале

шри шримад бхактивигйана бхарати госвами ити намине

шри варшабханави дайита мадхава даса прийам

шри найана-натха дасанудаса бхарати сварупам

тринад апи суничата бхакти-вигйана сарам

анукулйена гуру ваишнава сева анушиланам

Я выражаю своё почтение Шри Шримад Бхакти Вигьяне Бхарати Госвами Махараджу, который очень дорог Господу Кришне, поскольку нашёл полное прибежище у Его лотосных стоп.

Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж - очень дорогой слуга Джагад-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура Прабхупады и Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Госвами Махараджа. Он слуга слуги Шри Радхи Наяна-натхи, и его внутренняя любовь и привязанность к ним всегда возрастают. Он является воплощением смирения. Его учение позволяет постичь суть трансцендентного знания о бхакти, и он всегда оказывает благотворное служение, чтобы удовлетворить шри гуру и вайшнавов.

……………………………….

Составитель: Пуджьяпад Бхактиведанта Махавир Махарадж

Перевод: Гопинатх д.

 

 

***

nama om visnu padaya krishna presthaya bhutale

sri srimad bhaktivijnana bharati gosvami iti namine

sri varshabhanavi dayita madhava dasa priyam

sri nayana-natha dasanudasa bharati svarupam

trinad api sunicata bhakti-vijnana saram

anukulyena guru vaisnava seva anusilanam

Srila Bhakti Vijñana Bharati Gosvami Maharaj is a very dear servant of Jagad-guru Srila Bhaktisiddhanta Sarasvati Gosvami Thakur Prabhupāda and Srila Bhakti Daiyta Madhava Gosvami Maharaj. He is the servant of the servant of Sri Rādhā Nayana-nātha and his intrinsic love and attachment for Them is always expanding. He is the embodiment of humility. His teachings comprehend the essence of the transcendental knowledge about bhakti, and he is always rendering favorable service in order to please Sri Guru and Vaishnavas.

«Паломничество в Нилачалу»

Дневник паломника

Г.

Ари Мардан дас

Фрагменты

Услышав о том, что сюда пребудет известный святой - Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж, который ныне является одним из самых признанных и почитаемых святых, мы устремились, минуя тысячи километров пути на самолёте к тому месту, где он будет давать хари-катху. Непосредственное общение с гуру очень благоприятно для тех, кто желает очень быстро двигаться в преданном служении. Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж писал: «Увидеть Господа можно, лишь слушая трансцендентный звук (шрутекшита-патхах). Духовный учитель - это проявление Господа, поэтому и Его можно воспринять только через божественный звук» (2002 г. Журнал «Rays of The Harmonist»).

***

Не смотря на это к Шриле Бхарати Махарадже нет у всех единого притяжения. Некоторые люди, рядящиеся в вайшнавские одежды, завидуют ему, и запрещают своим ученикам посещать его лекции, даже не смотря на то, что он не даёт формальных посвящений и является признанным маха-бхагаватой (совершенным преданным). Они боятся потерять своих последователей, которые приносят им деньги и славу. Самозваные лидеры некоторых вайшнавских школ понимают, что если их ученики уйдут к Шриле Бхарати Махарадже, то они могут их уже не увидеть. Этот страх у них лишь подтверждает факт того, что Бхарати Госвами Махарадж является совершенной душой. Именно от такого вайшнава можно получить не формальное посвящение, а подлинную дикшу, которая и является абсолютно необходимой для вайшнава.

***

Вечером, после интенсивной джапы состоялась первая встреча с Шрилой Бхакти Вигьяной Бхарати Госвами Махараджем. Перед его лекцией было вечернее арати и киртана с обходом вокруг Туласи и алтаря с Божествами Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Радхи и Шри Кришны.

Увидев приближающего вайшнава, все преданные встали, приветствуя его. Он сел на кресло стоящее перед столом, на котором лежали две священные книги. По всей видимости, они должны были лечь в основу его сегодняшнего выступления. Но позже я заметил, что он не стремился ими воспользоватья. Он говорил от сердца, прославляя вайшнавов и служение им. Позже он прославил Йогини-экадаши, прочитав славу этого дня из «Брахма-вайварта Пураны».

***

Слушая Шрилу Бхарати Госвами Махараджа, и наблюдая за ним во время лекции, я пытался прислушаться к своему сердцу и чувствам, которые возникали у меня в связи с поставленной задачей - провести гуру-парикшу. Я также учитывал свой прошлый опыт пребывания возле шри гуру, коим являлся и является до сих пор мой духовный учитель – Шрила Нараяна Госвами Махарадж. Я пришёл к заключению, что не смогу провести гуру-парикшу должным образом даже за месяц пребывания возле него. Это было также, как и с моим Шрилой Гурудевом. Как и в случае с ним, мне придётся наблюдать за Шрилой Бхарати Махараджем продолжительное время, возможно не один год, чтобы иметь личное полное убеждение в том, что он маха-бхагавата. Предварительно, в оценке Шрилы Бхарати Махараджа мне уже помогли до некоторой степени старшие санньяси санги (сообщества) Шрилы Гурудева. Как правило, в одиночку, ученик не в силах разглядеть уттама-адхикари.

***

Размышляя над самим желанием проверить Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа, я вдруг понял, что этого желания у меня нет в сердце. Разум говорил о том, что гуру-парикша очень важна, но сердце не требовало этого. Я стал думать над причиной этого. Подобное чувство возникло у меня также и со Шрилой Нараяной Махараджем, когда я ещё не принимал его в качестве сад-гуру, хотя и изучал его книги, принимая его в качестве возвышенного вайшнава.

***

Когда я в первый раз, в 2012 году увидел выступление Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа по интернету, у меня в голове сразу проявились два образа, которые как будто были им навеяны, это образ Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа и образ Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа. Оба были и остаются всеми признанными маха-бхагаватами. Это чувство породило у меня большой интерес к личности Шрилы Бхарати Махараджа.

В течение последующих двух лет я время от времени редактировал его лекции и помещал на сайте sampradaya.ru. Меня удивило то, что его катха была абсолютно идентичной тому посланию, что доступно через бхакти-шастры и учение нашей гаудия-парампары. Также я общался по «Скайпу» с его представителями, такими как Мадан Гопал Прабху (Словения). Не последнюю роль в понимании положения Шрилы Бхарати Госвами Махараджа сыграли старшие ученики Шрилы Гурудева, такие как Шьямарани диди, Неми Махарадж, Падманабха Махарадж, Враджанатха Прабху, Мадхава Махарадж, Сиддханти Махарадж, Мадхава-прия Прабху и Бхагавата Махарадж. Все они признают Шрилу Бхарати Махараджа великим вайшнавом, уттама-адхикари. Их мнение и личный опыт помогает осознать положение этого вайшнава, который до некоторого времени оставался в тени для нас, увлечённых Личностью Шрилы Гурудева. Как бы то ни было, сейчас наш Шрила Гурудев явился в облике иного святого, который открылся нам недавно и мы все познали ещё одно настроение, в котором может проявиться великий вайшнав, раздающий прему (23 июня).

***

Утром мы отправились на встречу с Шрилой Бхарати Махараджем, однако он не вышел из своей комнаты даже для прогулки. Обычно он прогуливался возле Шримати Туласи, которая была посажена на территории Матха. Но в этот раз, он просто раздал прасадсамосы с поджаренной со специями вермишелью внутри. Самосы похожи на треугольные, поджаренные пирожки с начинкой. В России, я не припомню такого, чтобы муку готовили в муке, поэтому меня удивила такая комбинация. Даже если мы ранее приготавливали самосы для предложения Божествам, то всегда делали их с овощной или бобовой начинкой. Однако такую странную самосу, я ел первый раз в жизни. На вкус это было очень даже неплохо и сытно. Особым образом подобранные специи придали вермишели неповторимый аромат и вкус. Но более всего приятно было получить этот дар из рук самого маха-бхагаваты!

Нас было не более шести человек, которые ожидали маха-маха-прасад от Шрилы Бхарати Махараджа. Мы по очереди заходили в его комнату и, поклонившись его стопам, получали от него маленькую чашечку, сделанную из листьев баньяна, в которой лежала свежеприготовленная горячая самоса. Для меня это была очень важная возможность приблизиться к нему и заглянуть ему в глаза. Именно этого я раньше желал, когда у меня состоялись первые встречи со Шрилой Гурудевом в Волгограде 2004 года. Каждое мгновение таких встреч было необычайно важным для меня и моей веры. На таких мгновениях поначалу покоится духовная жизнь ученика.

Дверь Шрилы Бхарати Махараджа была открытой. Я получил маха-прасад и стоял присев на перила возле его комнаты. Ко мне подошла Мадхумати диди. Мы разговорились с ней на тему пратиштхи и её разновидностей. Мы обсуждали отличие духовной гордости от материальной. Я, пользуясь случаем, время от времени поглядывал в сторону открытой двери комнаты Шрилы Бхарати Махараджа, чтобы видеть, что он делает. Он спокойно сидел на кровати, а возле его стоп, на полу, находились два санньяси Гаудия Матха. Они обсуждали какую-то важную проблему. Шрила Бхарати Махарадж терпеливо выслушивал их и потом спокойно отвечал на их вопросы. Иногда он поглядывал из комнаты и смотрел на меня, разговаривающего с Мадхумати диди. Даже просто сидеть и наблюдать за возвышенной личностью, для меня было очень важно. Всё, что он делал и как реагировал, было наполнено вайшнаватой, культурой и совершенным этикетом. Вайшнавата это преданность Богу.

***

Снова утром нам удалось увидеть Шрилу Бхарати Махараджа в окружении его личных слуг. Нам вынесли маха-прасад от него. Мадхумати диди поначалу регулярно заботилась о том, чтобы мы получали от него не только утренний маха-прасад, но и вечерний. По всей видимости, к нашему счастью, ей было не безразлично наше духовное благо.

К сожалению, нам всем, кто приехал из Кемерово, не удалось пообщаться с ним утром в этот день и это обстоятельство печалило нас. Мирской рационализм говорил внутри, что мы опять приехали не получив возможности побеседовать с великой душой и поэтому мы зря опять потратили свои деньги на мото-рикшу. Однако духовный рационализм говорил иное. Маха-прасад от уттама-адхикари так же редок, как и сам уттама-адхикари. Поэтому для обретения священной пищи можно пожертвовать даже всей своей жизнью, поскольку жизнь посвящённая связям с тем, что не духовно или не несёт в себе премы – абсолютно бессмысленна. С абсолютной точки зрения всё в бхакти-йоге имеет совсем иной смысл, чем мы привыкли, обученные слугами маха-майи. Маха-прасад от сад-гуру так могущественен, что может дать всё, даже то, о чём джива не может мечтать в своём ограниченном сознании. Поэтому Шрила Бхактиведанта Свами в комментарии к пятому стиху «Упадешамриты» писал, что нужно всегда искать общества такого возвышенного вайшнава.

Шрила Бхарати Махарадж в связи с этим на прошлой лекции упоминал стих о трёх самых могущественных источниках, через которые джива получает милость Господа: 1) пыль со стоп уттама-адхикари, 2) вода со стоп уттама-адхикари и 3) остатки пищи уттама-адхикари. Проявив сострадание к нам, Господь послал нам через преданных маха-прасад от Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Полностью счастливые, мы приняли подарок духовной судьбы (25 июня).

***

Шрила Бхарати Махарадж поднял правую руку и сразу же с готовностью благословил нас обоих. Мы поклонились его стопам. Он даровал нам прасад из своих рук и мы, поблагодарив его от всего сердца, вышли из комнаты.

Когда обещание даёт великий преданный, оно непременно сбудется. Господь сделает всё для того, чтобы слова любящего Его преданного стали истиной и явью. Миряне не всегда способны исполнить свои обещания, однако, чистые преданные не такие. Всё чего желает уттама-адхикари непременно исполниться.

Вечером, мы снова приехали в Чайтанья Гаудия Матх для того, чтобы послушать выступление Шрилы Бхарати Махараджа. В этот раз он сидел не один за большим столом, покрытым ярко жёлтой тканью. С ним рядом сидели два человека. По левую сторону от него сидел один из слуг Господа Джаганнатхи, что руководил поклонением Ему в Джаганнатха Мандире. По правую руку от него сидел представитель администрации города, который был выбран ведущим собрания. Оба они выражали необычайное почтение Шриле Бхарати Махараджу, который говорил первый и дольше всех. С ним считались совершенно все без исключения, как представители Пури, так и лидеры Матхов. В свою очередь Бхарати Махарадж говорил очень ярко и сильно. Его слова было отточенными, преисполненными веры, божественной мудрости и твёрдости. Трудно было поверить, что на такую мощь способен человек, которому скоро исполнится девяносто лет. Однако, в духовной реальности всё возможно и это становится очевидным, когда видишь таких могущественных личностей, как Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махарадж.

Его лекции в основном были понятны даже по тем отрывочным переводам, которые удавалось сделать Дхаранидхаре Прабху мне на русский язык. Я сидел с ним рядом, а он переводил катху Махараджа с англоязычной версии перевода, которую делал один преданный с хинди. Многое было нам уже известно, поскольку мы прослушали не одну тысячу лекций и прочитали не один десяток книг, вместе с моим духовным братом. Всё услышанное нами сопровождалось тем, что мы могли видеть, глядя на могущественного ачарью, умудрённого огромнейшим духовным опытом.

Несомненно, были в его хари-катхе и особые моменты, которые я слышал впервые. Поскольку духовная жизнь не имеет каких-либо границ и познание бесконечного вечно, я снова и снова, кое-что брал для себя и старался запомнить для того, чтобы передать другим. Если брахман не делится тем, кто обретает в своей духовной жизни, он становится подобен дырявому горшку, из которого невозможно никому напиться. Всё что заливаешь в емкость с пробитым дном, оказывается бесполезным, протекая на землю. По этой причине, я имею обязанность ради своего блага и блага ближних, распространять истины, услышанные из уст возвышенного садху. Тот, кто живёт в священном месте, таком как Джаганнатха Пури, может усилить плоды пребывания в нём, если будет занят духовной деятельностью (26 июня).

***

Каждый день мы читаем гаятри-мантры, повернувшись лицом к храму Шри Джаганнатхи. Ожидая с каждым днём приближающийся праздник Ратха-ятры, мы размышляем над тем, как он будет проходить, и как мы сможем увидеть Его божественный лик. Шрила Бхарати Госвами Махарадж рассказывает всё больше и больше во время своих лекций о том, что из себя представляет это древнее Божество и традиция поклонения Ему. В голове каждый день возникают слова из бхаджана Шрилы Шанкарачарьи: джаганнатхах свами найана-патха-гами, найана патхагами бхавату ме – пусть же Господь вселенной явит Себя моему взору.

Раз за разом во время хари-катхи наше восприятие Божества Нилачалы оживает. Шрила Бхарати Махарадж погружает в понимание сути Ратха-ятры также, как это делал ранее наш Шрила Гурудев. То, что не проявилось в сердце тогда, когда Гурудев был явлен нашему взору, теперь доводит до совершенства Шрила Бхарати Махарадж. От этого начинаешь понимать неделимость – акханду одного ачарьи и другого. Они служат одному делу и ведут нас – слепых к чистой вере.

Господь Джаганнатха не является каким-то идолом или выдуманным божком, Он сваям-бхагаван, снова и снова утверждал Бхарати Махарадж на лекциях (27 июня).

***

Войдя на территорию храма, мы почти сразу получили даршан Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа, который спрашивал девушек из нашего города о том, удалось ли им потянуть канаты колесницы Господа Джаганнатхи. Некоторым их них действительно это удалось сделать. Все были счастливы (28 июня).

***

В этот день я заметил, что на вечернюю лекцию Шрилы Бхарати Махараджа пришёл Рамачандра Прабху, глава делийского храма Шрилы Гурудева. Он был известен, как хороший проповедник. Я помню его, он всегда сидел в первых рядах, возле Гурудева и всегда был очень активен в том, чтобы задавать вопросы по сиддханте.

Прослушав лекцию, Рамачандра Прабху поклонился Шриле Бхарати Махараджу. Ачарья Шри Чайтанья Матха принял его поклон и благословил своим жестом. Это лишний раз доказывало то, что Шрила Бхарати Махарадж является ныне самым возвышенным вайшнавом.

Во время хари-катхи Шрила Бхарати Махарадж акцентировался на танце Господа Шри Чайтаньи во время Ратха-ятры. Обсуждая каждое слово стихов из «Чайтанья-чаритамриты», он давал обширные комментарии. Когда он говорил, то буквально чеканил каждое слово. Было видно, что он вкладывает душу и сердце в смысл сказанного. Общаясь вне лекций, он был гораздо спокойнее. Иногда даже казалось, что его наполняет совершенное беспристрастие. Однако во время лекций, он говорил с очень большим воодушевлением и чувством, наполняя силой каждое произнесённое слово. Ему нравилось проповедовать слово ачарьев. Его слуги лимитировали его выступление также, как Шрипад Мадхава Махарадж регулярно останавливал Шрилу Гурудева ради сохранения его сил и здоровья. Если бы не слуги Шрилы Бхарати Махараджа, то он мог бы говорить очень долго.

Шрила Бхарати Махарадж говорил, всегда цитируя шлоки и паяры. Не смотря на очень преклонный возраст, его память была замечательной. Было видно, что он посвятил много времени своей жизни изучению и запоминанию таковых. Время от времени, он приводил различные истории, которые иллюстрировали его хари-катху. Он действительно проявлял замечательную пандитью (учёность).

Его слуга – Мадхава-прия Прабху, является очень талантливым в служении старшим. Когда он переводил его ответы во время обеденных или утренних даршанов, то делал это так замечательно, что лучше трудно было представить. Он был очень корректен, внимателен, серьёзен, ответственен, тактичным и обстоятельным. Отвечая на вопросы преданных, Шрила Бхарати Махарадж говорил на хинди. Мадхава-прия переводил ответ Бхарати Махараджа на английский язык и прежде чем это сделать, он обсуждал свой перевод и дополнения к нему с Бхарати Махараджем. Только после этого, Мадхава-прия Прабху стоя на коленях возле ачарьи, в течении часового даршана, детально отвечал на поставленные вопросы, расширяя ответ в два или четыре раза. Было видно, как Мадхава-прия брахмачари, слушая Махараджа, глубоко погружался в его настроение. Их взаимодействие было идеальным. Мадхава-прия не старался заигрывать с ачарьей, играя тем самым на публику. Он вёл себя как подлинный ученик, соблюдая духовную субординацию. По его поведению было видно, что он не позволял себе излишне отдаляться от Шрилы Бхарати Махараджа, но и не фамильярничал с ним. В шастрах сказано, что с гуру нужно вести себя именно так: не приближаться слишком близко, но и не отдаляться от него далеко. Если человек будет поступать иначе, тогда его постигнет гибель. Только решение самого учителя может изменить это правило ради блага ученика. Совершенный учитель должен сам определять дистанцию между ним и учеником. Если ученик берёт в этом инициативу на себя, тогда он совершит оскорбление учителя. Мадхава-прия брахмачари не заигрывал с Шрилой Бхарати Махараджем перед публикой, демонстрируя степень своей удачи. Также он никогда не заигрывал с преданными ради популярности своей персоны. Он был внимателен к преданным и в то же самое время всегда держался на дистанции, не позволяющей кому-либо паразитировать на его личности. Причём, это настроение у него было не вызвано искусственно, это была его естественная природа. Он никогда не шатался без дела и не был праздным. Думаю, что он мог бы быть примером идеального ученика (1 июля).

***

Ближе к обеду, Шрила Бхарати Госвами Махарадж должен был дать даршан. Он планировал ответить на вопросы, которые принесли ученики Шрипад Парам-адвайти Махараджа из «Вишва-вайшнава-раджа-сабхи». Они привезли с собой видео-камеры для того, чтобы заснять на видео ответы Шрилы Бхарати Махараджа.

***

Когда лекция подошла к концу, каждый преданный подходил к Махараджу и получал из его рук маха-прасад. Я также подошёл к нему и Мадхава-прия Прабху сказал Шриле Бхарати Махарадже о том, что у меня сегодня день рождения. Я протянул ему деньги, он принял пожертвование. После, Махарадж снял гирлянду с шеи и одарил ею меня. Было очень приятно получить такой замечательный подарок от Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Я и мечтать не мог когда-либо, что смогу обрести такой необычный подарок от такой замечательной личности! Меня удручало лишь одно, что мне не удалось с ним поговорить и попросить о благословении.

Когда я вместе с Дхаранидхарой Прабху пришёл в нашу комнату, то счастливый начал осмыслять то, что произошло. Неожиданно я почувствовал в сердце, то, что хотел, я чувствовал, как у меня появилось больше желания служить делу и миссии Шрилы Гурудева! Мне стало даже до некоторой степени странным то, что я мог бы после даршана обрести больше желания связи с Шрилой Бхарати Госвами Махараджем, но это было не так.

***

Утренняя хари-катха Шрилы Бхарати Госвами Махараджа началась с темы гуру-таттвы. Он видел то, как много преданных озабочены ситуацией, которая произошла в связи с уходом Шрилы Гурудева. Многие возлагали на сангу Шрилы Нараяны Госвами Махараджа много надежд и наивно считали, что все окружающие Шрилу Гурудева преданные, являются маха-бхагаватами или шуддха-вайшнавами. Теперь из-за недостатка знания их настигло разочарование. К сожалению подобная ситуация исторически повторяется снова и снова из столетия в столетие.

Видя страдания людей, Шрила Бхарати Махарадж не дожидаясь вопросов от преданных, начал говорить о природе подлинного духовного учителя. Ему хотелось защитить начинающих преданных. Шрила Бхарати Махарадж во время своей лекции по гуру-таттве фактически полностью повторил те истины о сад-гуру и его природе, что проговаривались ранее не один раз в присутствии Шрилы Гурудева. Даже его старшие ученики много раз говорили подобное. Поэтому Бхарати Махарадж не сказал ничего нового для тех, кто слушал Шрилу Гурудева внимательно. Похоже, те, кто ранее просто слушал об этой теме из уст Шрилы Гурудева не думая, теперь задумаются над ней. Как говориться: пока гром не грянет – мужик не перекрестится (4 июля).

***

Перед обедом, мы снова могли получить даршан Шрилы Бхарати Госвами Махараджа, посетив его хари-катху. Он отвечал на вопросы преданных. Один из вопрос был крайне актуальным для большинства преданных. Он звучал так: «Гурудев (возможно Шрила Нараяна Госвами Махарадж) перед своим уходом сказал мне жить всегда в Навадвипе. Я поехала туда и некоторое время жила. Но обнаружила, что никак не меняюсь, проживая в этом священном месте. Материальные желания как были, так и остались во мне. Тогда я уехала оттуда. Что мне теперь делать? Как мне исполнить наказ Шрилы Гурудева?»

Шрила Бхарати Махарадж сказу же сосредоточил внимание на подлинном понимании проживания в Навадвипе. Он отвечал на вопрос, повторяя идеи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, которые были опубликованы у нас в книге «Священный месяц картика». Подлинная жизнь в святом месте не ограничивается одним физическим присутствием в ней. Даже:

1) если ученик получил указания от сад-гуру,

2) если он прошёл анустаник-дикшу (формальное посвящение) от уттама-вайшнава и повторяет регулярно гаятри-мантры,

3) если он исполняет свой обет читать шестнадцать кругов джапы и следовать четырём регулирующим принципам,

4) если он имеет достаточно бхакти-сукрити что бы воплотить вышеупомянутые пункты,

5) если ученик послушен, искренен и смиренен и выполняет указания, полученные от сад-гуру внешним образом, ему не суждено поселиться в святой дхаме.

Что необходимо получить ещё, помимо того, что уже имеет ученик?

1) Необходимо понимать, что такое подлинная жизнь в святом месте и чем она отличается от мнимого существования там.

2) Нужно иметь правильное настроение для истинной жизни в святой дхаме, а не думать, что в дхаме может пребывать каждый, кто купит туда билет.

3) Необходимо иметь адхикару (способность), чтобы действительно жить в святом месте и не полагаться лишь на то, что выполняешь указания гуру в буквальном выражении.

4) Необходимо жить сердцем, а не лишь умом или телом.

5) Надо знать подлинные критерии жизни в святом месте, а не те, что очевидны для любого поверхностно мыслящего человека.

Тот, кто поселяется в дхаме, которая неотлична от духовной обители уже не сможет возвратиться назад. Единство священных мест духовного мира и тех, что явлены на планете Земля, подчёркивается снова и снова в учении учителей бхакти во всех сампрадаях. Шри Кришна утверждает несколько раз в «Бхагавад-гите» истину о том, что тот, кто достигает Его обители, не может вернуться назад. Об этом говорит следующий стих:

на тад бхасайате сурйо на шашанко на паваках

йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама

«Эта Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни электричеством. Тот, кто однажды достиг ее, больше не возвращается в материальный мир».

Чем освящается обитель Шри Кришны? Она освящается славой, доблестью и любовью Бхагавана! Эти качества Всевышнего постигают в святой дхаме через хари-катху маха-бхагават, совершеннейших учителей, лучших среди всех вайшнавов. Тот, кто посетил дхаму, увидел солнце и луну в небе, но при этом так и не смог вынести из услышанной хари-катхи славу Шри Радхи и Кришны, не должен утверждать, что посещал святую землю (5 июля).

***

На лекции Шрилы Бхарати Госвами Махараджа я снова попытался определить, какая категория вайшнавов окружает его. В этот раз вокруг него находилось почти девяносто процентов учеников Шрилы Гурудева! Киртании, которые пели перед его приходом и после его прихода, были воспитанниками Премананды Прабху. Переводчиком был Мадхава-прия Прабху. Слугами – два высокого роста брата индийского происхождения с острова Фиджи. Они также переводили катху Махараджа с хинди на английский. К ним присоединился также ученик Шрилы Гоур Говинды Махараджа – Ананта Прабху. Когда Шрила Гоур Говинда Махарадж ушёл в апраката-лилу, он направился к нашему Шриле Гурудеву. Когда и Гурудев оставил праката-лилу, тогда он нашёл прибежище у Шрилы Бхакти Вигьяны Махараджа.

Приехали две женщины, принявшие обет отречения от мира из Америки, они также ученицы Шрилы Гурудева. Они были активными слушательницами и старались участвовать в подготовке помещения для очередной утренней встречи. Чаще всего они расстилали большие подстилки для всех, кто пришёл слушать Махараджа.

Появился также седой пуджари из Гопинатх-бхавана. Гопинатх-бхаван был освящён и организован Шрилой Гурудевом и там служили у алтаря также опытные в поклонении Божествам западные преданные. Он регулярно ходил на все лекции Шрилы Бхарати Махараджа. Я уже не говорю о слушателях. Они почти все были учениками Шрилы Гурудева. Только к вечерним лекциям стекались преданные, которые не являлись учениками Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. На утренних встречах было примерно двадцать пять процентов матхаваси (жителей Матха). Вечером приходило много индусов.

Самый главный лидер Джая Шри Дамодар Гаудия Матха – Вамши-вадана Прабху снова и снова приходит на вечерние лекции и после каждой катхи подходит близко к стопам Бхарати Махараджа, чтобы предложить ему полный дандават.

Никто здесь не озабочен тем, что Шрила Бхарати Махарадж не так часто говорит о расе, как это делал Шрила Гурудев. Ни западные преданные, ни индийские совсем не обеспокоены этим. Каждый понимает, что всё, что может дать чистый вайшнав крайне важно. Ведь его слова пронизаны премой, чего не скажешь о тех, кто не является уттама-адхикари. Все просто почитают старшего вайшнава и его преданность. Атмосфера чиста и не содержит даже капли политики. Это и есть подлинное международное общество сознания Кришны, которое сейчас в Нилачале для присутствующих олицетворено маха-бхагаватой и служением его лотосным стопам. Он сидит перед преданными на вьяса-асане (троне гуру) и все чувствуют автоматически защиту, как это было при Шриле Гурудеве.

Наблюдая в другой атмосфере за происходящим, становится ясно, что те, кому за пределами Индии, морочат голову политики, рядясь в вайшнавские одежды, не знают о том, что вайшнавизм в чистом виде свободен от сектантских предрассудков. Когда есть на планете великий вайшнав, то все проблемы в его присутствии отпадают как бесполезная шелуха. Принципы начал в настоящем бхакти основывались всегда, и будут основываться только на служении маха-бхагавате. Всё остальное, если служит этому принципу – приемлемо. Если нет – должно быть решительно отброшено.

Весь вечер был посвящён работе на компьютере. Также я специально стал изучать книгу по аюр-ведическим травам для их предстоящей покупки в местных магазинах. Надо повышать свою квалификацию в ведической медицине, чтобы служить преданным не только словом, но и поддерживать их тела для долгой жизни, посвящённой практике бхакти. Вся слава Шриле Гурудеву! (6 июля).

***

Сегодня день явления Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа! Он пришёл в этот мир в день Падма-экадаши. Что несколько символично для нашего Шри Падма Гаудия Матха. Кто знает, какую роль он сыграет для нашего сообщества в будущем.

Натья-мандир, где обычно проходили лекции Махараджа, была заполнена гостями. В основном пришли индусы. Они ожидали приход виновника торжества. Мы стали ждать Махараджа возле бхаджан-кутира Шрилы Бхакти Дайита Мадхавы Махараджа. Неожиданно появился Шрила Бхарати Махарадж, и мы поклонились ему. Заняв быстро место перед алтарём, мы приготовились петь бхаджаны, посвящённые вайшнава- и гуру-таттве.

Местные брахмачари и грихастхи пели по очереди бхаджаны, которые у нас содержатся в «Гаудия гити-гуччхе». Поскольку мы давно поём их, нам не сложно было подпевать им. Потом микрофон передали ученику Шрилы Гурудева – Уттаме Прабху. Он также спел красивым и приятным голосом бхаджан Шрилы Нароттамы даса Тхакура «Эи-баро каруна коро». Матхаваси в этот момент готовились к омовению стоп великого вайшнава. Принесли параферналии для пуджи. Через некоторое время трое старших вайшнавов Матха склонились перед Шрилой Бхарати Махараджем для того, чтобы омыть его стопы. Все собравшиеся сидели вокруг и пели. Все преданные Джая Шри Дамодар Гаудия Матха, который организовал наш Шрила Гурудев, также были на празднике. Они пришли выразить своё почтение могущественному вайшнаву.

После омовения стоп, Шрила Бхарати Махарадж дал небольшую лекцию. Дхаранидхара Прабху заснял её на свою видеокамеру. Когда выступление Махараджа закончилась, все стали предлагать ему пожертвования и поклоны. Каждый нёс небольшой цветочек, чтобы предложить его стопам Шрилы Бхарати Махараджа. Первыми почтили его санньяси и брахмачари Матха. Пришёл также и Яшоданандана Прабху. Он предложил Махараджу гирлянду, а Махарадж повесил на шею Яшоданандане такую же в благодарность. Потом пушпанджали стали совершать гости. Специально для этого дня я берёг те пожертвования, которые должен был передать Шриле Бхарати Махараджу от преданных Волгограда, Кемерово и Норильска. Они доверили мне свои средства, и я предложил их все ему.

Шрила Бхарати Махарадж не смотря на очень преклонный возраст, не бывает рассеянным. Его сознание очень чёткое, а реакция достойна человека средних лет. Он принимал поклоны всех собравшихся. Лидеров и старших преданных он одаривал собственноручно цветочными гирляндами. Нам с Дхаранидхарой Прабху, Шрила Бхарати Госвами Махарадж одел цветочную гирлянду на шею. Опять, как и в день своего рождения, я почувствовал себя очень счастливым. Его подношение нам выражало его признание нашего положения и заслуг. Признание мирян не так важно для преданных. Гораздо важнее получить признательность от старших преданных и маха-бхагавата-вайшнава. Шрила Бхактивинода Тхакур указывал в своих бхаджанах посвящённых вайшнава-таттве и гуру-таттве об этом не однократно. Также Шрила Нароттама дас Тхакур писал:

прати-джанме кори аша чаранера дхули

нароттаме коро дойа апанара боли

«О вайшнав Тхакур! Я хочу жизнь за жизнью осыпать себя пылью с твоих лотосных стоп. Будь милостив ко мне, скажи, что я твой» («Эи-баро коруна кори», стих 6).

Когда пушпанджали стопам Махараджа закончилось, мы пошли поклониться большому изображению Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Махараджа. Это изображение стояло на вьяса-асане в просторной, чистой комнате. В ней останавливался ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, когда приезжал в Нилачалу для проповеди. Она располагалась напротив главного алтаря так, чтобы из неё всегда можно было видеть Божества Матха.

Когда всё закончилось, Шрила Бхарати Госвами Махарадж встал и медленно сопровождаемый своими слугами отправился в свою комнату, которая находилась в глубине Матха. Его сопровождали также все западные преданные и брахмачари Матха. В тех местах, где он проходил преданные брали пыль и помещали её себе на голову. Это древняя традиция имеет как внешнее, так и внутреннее значение. Нанесение пыли святых на голову известен тысячи и тысячи лет. В древние времена Шри Прахлада Махарадж говорил: «До тех пор пока пыль со стоп чистых преданных не благословит человека, он не может даже прикоснуться к преданному служению, которое является решением всех проблем материальной жизни» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.32).

Когда бы я не кланялся Махараджу, я повторял прежде пранама-мантру своему духовному учителю. Если бы не он, я бы не смог встретиться с таким выдающимся преданны Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда-то, более пятнадцати лет назад, я узнал о Шриле Нараяне Госвами Махарадже и начал читать его книги. Его хари-катха поддержала меня, указав на дальнейший путь развития. Находясь в некотором застое в бхакти, я нуждался в каком-то мощном толчке в своём развитии. Этот толчок я получил от Шрилы Гурудева благодаря помощи со стороны Дхаранидхары Прабху, Шрипада Неми Махараджа и некоторых других преданных. Если бы не Шрила Гурудев, я не смог бы идти дальше по пути бхакти. Его санга спасла меня, и я смог открыть для себя бесконечные перспективы. Благодаря Гурудеву я снова и снова отправлялся в Индию для того, чтобы послушать его хари-катху и увидеть его в окружении его слуг. Теперь, получая милость и маха-прасад от другого великого вайшнава, я понимал, что это стало возможным благодаря моему духовному учителю. Всё происходящее вокруг и приносящее духовное благо – это был его дар, даже после его ухода. Я понял, что это стало возможным благодаря тому, что моё обучение у него не прошло в прошлые годы даром.

Как только Махарадж зашёл в свою комнату, уже через пять минут его комната снова открылась и он начал раздавать маха-прасад. Каждый получил из его рук банан. Однако все были настроены также получить чаранамриту с его стоп. Бхакти-шастры говорят:

бхакта-пада-дхули ара бхакта-пада-джала

бхакта-бхукта-авашеша – еи тина маха-бала

«Пыль с лотосных стоп чистых преданных, вода, которой омыли их стопы и их маха-маха-прасад – (остатки трапезы и хари-катха) эти три субстанции – обладают очень большим могуществом» («Чайтанья-чаритамрита», Антья, 16.60).

Мы с Дхаранидхарой Прабху решили прочитать гаятри-мантры возле его комнаты и ожидали когда кто-нибудь из преданных вынесет чаранамриту от Махараджа. Пока мы повторяли мантры, все преданные не дождавшись её, постепенно разошлись. Однако в самый последний момент, когда гаятри-мантра уже была прочитана, появился Амритананда Прабху. В его руках был небольшой глиняный горшочек с чаранамритой. Он с радостью дал нам её почтить, налив в ладонь правой руки. Казалось, что мы получили всё, что можно было получить в этот день. Каким-то образом Господь всё неожиданным образом устраивал.

Вся слава Шриле Гурудеву дарующему вечно свою милость! (8 июля).

***

Сегодня снова встреча с Шрилой Бхарати Махараджем. День за днём, мы можем получать его строгие наставления. Его стиль был всегда очень серьёзен. Это настроение удерживает замечательным образом от праздности и поверхностного отношения к бхакти. Через его подход можно понять подход предыдущих ачарьев. Это совсем не то же самое, что можно видеть у многих проповедников, заигрывающих со своей свитой и слушателями во время лекции. Все эмоции Шрилы Бхарати Махараджа сосредоточены на темах сиддханты и шастр. Когда он даёт лекцию, он сосредоточен на своём отношении к словам священных писаний. Чтобы не происходило в аудитории, его совсем не беспокоит. Он просто несёт божественную мудрость тем, кто его слушает.

Однажды какой-то сумасшедший дед прошёл на территорию Матха. Он также перед лекцией, как и все пел киртан. Его излишняя артистичность выдавала в нём некую неадекватную личность. Его одежда тоже была странноватой. Его бёдра были обёрнуты ярко красной парчой, и он выглядел как петух, желающий привлечь к себе внимание. Вайшнавы сампрадаи так не одеваются. Тело было голым, а борода с усами была как у садху. На глазах у него красовались солнцезащитные очки как у Сильвестра Сталлоне. Скорее всего, неискушенного человека его вид заставил бы его уважать.

Когда Шрила Бхарати Махарадж уже прошёл во внутрь натья-мандира и сел, киртан начал уже заканчиваться. Неожиданно для всех, пришлый дед встал, и вышел на середину. Встав ко всем сидящим лицом, он поднял руки вверх, как будто являлся центром кришна-киртана и начал дирижировать ими. В этот момент он находился между преданными и Шрилой Бхарати Махараджем. Естественно этот странный человек стоял, нагло повернувшись спиной к Шриле Бхарати Махараджу. Это вызвало бурю негодования и протесты со стороны преданных. Кто-то просто смеялся над нелепым поведением чудака. Несмотря на такое поведение, Шрила Бхарати Махарадж сохранял полное спокойствие. Было такое ощущение, что ничего особенного не происходит. Однако, как только санньяси Матха увидели такое, они быстро осадили безумца резкими выкриками и проводили его за ворота Матха. Шрила Бхарати Махарадж и после этого ничего не сказал. Он просто продолжал служить словам «Шри Чайтанья-чаритамриты» и парампаре.

Неверно думать, что в Матхе всё идёт как по маслу и только русские преданные постоянно совершают ошибки во время преданного служения. Каждый день можно было заметить что-то из того, что не позволяло выполнить севу матхаваси идеальным образом. Нужно понимать, что мы пребываем в мире, где душа должна тренироваться, в своих усилиях служить Шри Кришне. Идеальные усилия проявляются только у сиддх и в духовном мире. Бхагаван знает лучше нас о наших несовершенствах и тем не менее готов принимать от Своих несовершенных преданных всё, что они делают ради Его блага искренне, от всего сердца.

Многие преданные бояться совершать усилия в преданном служении, думая, что могут ошибиться. В действительности чистота деятельности приходит только через множество совершаемых проб и ошибок. Такие ошибки имеют место даже у тех, кто живёт в Индии и служит постоянно в Матхе. Даже во время празднования дня явления Шрилы Бхарати Госвами Махараджа, один из певцов прославляющих членов парампары, почему-то позабыл после этого прославить самого виновника торжества - Бхарати Махараджа. Он сконфузился, остановившись на несколько секунд, и пропел чуть позже также и имя Махараджа. Подобные недочёты естественны для несовершенных душ (9 июля).

***

Прибыв в Матх, непосредственно перед лекцией, мы снова стали свидетелями небольшого конфликта. Один наркоман пришёл в Матх в невменяемом состоянии. Его шатало, лицо выражало безумие, и он что-то бормотал. Он танцевал перед Божествами как сумасшедший, крутился, молился, припадал в поклоне перед алтарём, странно выгибаясь. Я сразу сказал своим друзьям, что он не в себе. Как только его увидел организатор (санньяси) встреч Шрилы Бхарати Госвами Махараджа, то он сразу понял, что этот наркоман будет мешать встрече. Тут же он резким окриком прокричал, что бы тот убирался восвояси из храма. Тот в ответ улыбался, гримасничая и шатаясь, пытался что-то говорить язвительным тоном. Он явно не уважал санньяси. Через некоторое время он всё-таки вышел и санньяси припал в поклоне перед Божествами.

Вероятно, он молился о том, чтобы Божества не гневались на него за то, что он прогнал безумца. Важно понять то, что санньяси стремился защищать других преданных, которые пришли на утреннюю лекцию, а также он защищал Шрилу Бхарати Махараджа.

***

Шрила Бхарати Махарадж снова отвечал на вопросы преданных. Среди них регулярно приходил один преданный из ИСККОН. Он посещал лекции утром и вечером с завидной регулярностью. Не отрывая глаз от Махараджа, он очень внимательно всегда слушал его лекции. Было видно по его жестам и мимике, что он глубоко уважает Шрилу Бхарати Махараджа. У него также было не мало вопросов к Махараджу, так он разъяснял для себя сиддханту (10 июля).

***

Сегодня мы тоже получили доказательство того, что преданные Гаудия Матха вполне хорошо уживаются с преданными ИСККОН. Доказательства были перед нашими глазами. Каждый день мы видели преданных ИСККОН на лекциях Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа. Они посещали его хари-катху. И хотя их не было много, поскольку у них по вечерам проходили свои программы, тем не менее, некоторые из них пользовались возможностью слушать великого возвышенного вайшнава, пока он проповедовал в Пури.

Мы узнали, что сегодня утренней лекции Шрилы Бхарати Махараджа не будет. Тем не менее, мы пришли забрать вайшнавские книги, которые оставили у него в комнате, чтобы получить от него на память автограф. Также мы договорились о небольшом даршане, который стал возможен для нас благодаря Мадхава-прие брахмачари. Махарадж должен был уезжать и его утренние лекции прекратились. Мы также должны были уезжать в тот же самый день, в который должен был уехать Махарадж.

Через десять минут, Махарадж позвал нас к себе в комнату, что бы выслушать нас. Мы зашли и предложили дандаваты Махараджу. Он как обычно сидел у себя на кровати в позе лотоса. С нами вместе к Шриле Бхарати Махараджу в комнату зашёл Доял-хари Прабху, преданный из нашего города. Он воспользовался случаем и тоже хотел получить возможность слушать нашу беседу с Махараджем.

Дхаранидхара Прабху: Дорогой Махарадж, в нашем Шри Падма Гаудия Матхе есть преданные, которые очень стараются в своём служении, но по причине недостатка финансовых средств не могут посетить святую дхаму. Нам очень хочется, чтобы они были вдохновлены. Поэтому просим сказать для них несколько вдохновляющих слов, чтобы они могли активно продолжать совершать своё служение Господу.

Среди них есть Лаванга диди. Она является старшей преданной среди женщин. Она очень старается в своей духовной практике. Много повторяет джапы. Ежедневно служит трижды в день своим Божествам, которые у неё находятся на алтаре. Она поёт Им бхаджаны. Памятует о духовном и старается жить в святой дхаме в своём сознании. Уже больше пятнадцати лет, она помогает угощать преданных прасадом и чаранамритой.

Мадхави диди, активно служит на кухне. Она очень ответственно относится к своему служению. Безотказно помогает любому преданному, когда у него возникают какие-то трудности. Вместе с Лавангой диди, она всегда покупает бхогу для программ. Её характер как у настоящей преданной.

Ачьютананда Прабху уже больше двадцати лет находится в бхакти. Он добрый и оптимистичный преданный. Иногда он подвозит преданных на своей машине. Он хороший друг и хорошо знает философию бхакти. Все они ученики Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Они помогают, по мере своих сил, когда мы приглашаем в гости различных проповедников и в праздники.

Ачьютананда Прабху очень нуждается в ещё большей устойчивости, и поэтому мы хотим попросить вас, чтобы вы поддержали его и других преданных нашего Матха.

Шрила Б.В.Бхарати Госвами Махарадж: В таком случае нужно им служить в духе разлуки, служить Бхагавану в облике Божеств и Его преданным. В Десятой Песне (14.3), господь Брахма говорит:

гйане прайасам удапасйа наманта эва

джйванти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам

стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир

йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам

«Те, кто, даже продолжая занимать своё место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трёх мирах не способен победить Тебя».

Ум превосходит физическое тело. Если даже вы находитесь у себя, там, где вы живёте, но при этом всегда думаете о святых местах – это означает, что вы живёте в этих местах. Но если вы приезжаете в эти места, а ваши мысли устремляются вновь и вновь обратно домой, тогда вы не живёте в дхаме. Поэтому нужно продолжать совершать хари-бхаджан, служение Божеству и вайшнава-севу.

Ари Мардан Прабху: Достаточно ли шастрия-садху-санги для преданного, чтобы можно было успешно развиваться в разлуке с садху?

Шрила Б.В.Бхарати Госвами Махарадж: Несомненно. Если нет возможности прийти к садху, нужно принять прибежище у шастр.

Ари Мардан Прабху: Мы прослушали Ваши лекции, за то время пока мы находились рядом с Вами. Мы старались слушать Вас, пока провидение позволяло быть рядом с Вами. Мы очень благодарны Вам за то, что Вы делились с нами хари-катхой и словами ачарьев. Такая прекрасная катха! Мы вдохновлены словами учителей нашей парампары!

Шрила Б.В.Бхарати Госвами Махарадж: Я лишь посланник. Я повторяю слова своего Гуру, Шрилы Вьясадевы и Шри Чайтаньи Махапрабху. Я лишь передаю то, что Они говорили. Если в результате этого приходит что-то хорошее, то это Их заслуга. Если же что-то произошло не так, то это мой недостаток. Поскольку я лишь их посланник, во всём этом нет моей заслуги.

Ари Мардан Прабху: Четыре года назад, после ухода нашего Шрилы Гурудева, перед нами встал вопрос: как нам развиваться дальше? Потому что после его божественного ухода, мы все стали как беспризорные дети.

Мы не понимали ясно, в каком направлении мы должны теперь развиваться. Два года назад, мы нашли информацию о Вас и стали к Вам ездить и посылать к Вам преданных нашего Матха и наших знакомых из других городов России. Мы надеемся на Вашу благосклонность к нашему Шри Падма Гаудия Матху. Мы надеемся на Вашу милость, чтобы мы могли правильно развиваться. Наша группа существует уже семнадцать лет, и мы хотим, чтобы Вы помолились о нашем дальнейшем благополучии.

Шрила Б.В.Бхарати Госвами Махарадж: (Поднял обе руки, направив их к Ари Мардану Прабху и Дхаранидхаре Прабху, он с желанием дал аширват (благословения) Обращаясь к переводчику на хинди Махарадж сказал: «Раздай им маха-прасад» (указывает рукой на место, где они лежат).

Преданный с Фиджи раздал нам каджи (жаренный во фритюре сладкий «хворост») и фрукты.

Дхаранидхара Прабху: (Протягивая деньги Махараджу) Это Вам от меня Махарадж.   

Ари Мардан Прабху: У нас есть преданный, чей брат погиб в автомобильной катастрофе. Эти деньги принадлежали ему. Возьмите их пожалуйста Махарадж в качестве пожертвований.

Махарадж взял деньги и мы, получив из его рук маха-прасад, предложили ему дандават и вышли. Попрощавшись до вечерней лекции, мы пошли на обед.

На вечерней хари-катхе Махарадж погрузился в объяснение природы любовного гнева гопи. Он говорил много об этом как никогда до этого, пока пребывал в Нилачале. Махарадж рассказывал о разновидностях мана (гнева) в зависимости от типа гопи.

Вся слава моему Шриле Гурудеву! (11 июля).

***

Как только вечерняя программа законилась, мы не теряя ни минуты вместе с другими преданными Джая Шри Дамодар Гаудия Матха направились в Шри Чайтанья Гаудия Матх. Там нас ждала последняя программа Шрилы Бхарати Госвами Махараджа. Он должен был завтра улетать из Нилачалы и мы хотели увидеть его. Это был нас последний шанс в этом году, увидеть его.

Добравшись до Матха, мы сели в ожидании Махараджа. Он обычно был пунктуален. Он начинал и заканчивал программу всегда вовремя, даже если его хари-катха обрывалась внезапно, он делал короткое завершение своей лекции одним предложением. Потом он повторял вайшнава-пранаму и уходил окружаемый своими слугами и преданными. В основном его свита состояла из западных преданных. По видимому, индийские вайшнавы доверяли своим братьям с запада и позволяли им заботиться о Махарадже.

Шрила Бхарати Махарадж говорил в этот вечер о Вьясе. Он опирался на «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарату», рассказывая фрагменты жизни этого удивительного воплощения Бога. В конце лекции он также затронул тему жизни Шрилы Санатаны Госвами. Он сказал: «Сегодня тиробхава-махотсава Шрилы Санатаны Госвами. Если мы ничего не скажем о нём сегодня, то совершим апарадху». Это говорило о том, что в дни ухода или явления ачарьев и святых, обязательно необходимо вспоминать о них и хотя бы сказать несколько слов о их жизни. Поскольку времени у Махараджа было мало, он лишь немного упомянул о том, как Шрила Санатана Госвами встретился с Махапрабху и получил от него философские наставления, известные ныне как санатана-шикша. Благодаря Бхактиведанте Свами Прабхупаде, западные преданные имеют возможность читать об этих наставлениях из «Учения Господа Чайтаньи» и «Чайтанья-чаритамриты».

Когда лекция закончилась, Шрила Бхарати Махарадж сказал очень сухо: «Завтра я покину это место». Больше он ничего не сказал в конце, кроме вайшнава-пранамы.

Все преданные встали стали прощаться с могущественны вайшнавом. Киртания запел «Дже анило према дхана». Лидеры местных групп подходили к Махараджу и отдавали ему полный дандават. На тех, кто был близок Махараджу и имел вес в обществе преданных, он вешал гирлянду, снимая её со своей шеи. Подходя к нему, преданные снова одевали на него новые гирлянды, благодаря за хари-катху, которой он вдохновлял всех всё это время. Я подуал, стоя на коленях в стороне: «Насколько нужно быть удачливым, чтобы получить от Шрилы Бхарати Махараджа признание! Когда наступит тот день, когда он маха-бхагавата будет рад видеть меня. Может быть это произойдёт не в этой жизни. Как же много нужно ещё пройти в жизни, чтобы иметь возможность гордиться тем, что ты не безразличен великому преданному, который посвятил всю свою жизнь, без остатка, Бхагавану?».

Махарадж всегда очень терпеливо, не торопясь и тактично приниал поклоны всех преданных, кем бы они не были. Я также поклонился ему издалека не очень желая становиться препятствием на его пути. Он двигался медленно, шагая к своей комнате. Взади «развивался шлейф» из идущих за ним преданных. Все понимали, что очередная встреча с ним не предсказана. Всё в руках у Господа.

Двигаясь за ним, преданные, проводили его до комнаты. Слуги Махараджа подготовили маха-прасад для всех и передали его Махараджу. Махарадж раздавал каджу, сладкий хворост, который в Пури готовят горами. Его продают на каждом шагу в городе. В ИСККОН эти, своего рода печенья, называют Джаганнатхи. Бхарати Махарадж милостиво и со спокойным лицом, раздавал его тем, кто пришёл к его комнате прощаться с ним. Некоторые получилв прасад от него плакали. Другие пели «Джая Джаганнатх!» Кто-то был очень хмур, уже чувствуя разлуку с Махараджем. Когда очередь дошла до меня, я также подошёл к его стопам и встав на колени приготовился принять сладость. Взяв её, я поклонился и решил отойти, чтобы не мешать другим преданным получать маха-прасад от вайшнава. Неожиданно Махарадж снял с себя гирлянду и стал протягивать её ко мне, пытаясь одеть на шею. Я был просто на седьмом небе и чуть не прослезился от удачи, которая стала возможной благодаря тому, что рядом был Махарадж. Несомненно, что без Дхаранидхары Прабху этого также могло не произойти. Я всегда следовал за ним в этой поездке и если бы он ушёл раньше, я пошёл бы за ним.

Неожиданно появился Мадхава-прия брахмачари и остановил нас, уже повернувших к выходу. «Примите ещё прасада! Есть ещё прасад! Возмите его!» Мы обрадовались и снова стали ожидать милости Шри Кришны. Принесли фруктовый салат в одноразовых пластиковых стаканчиках. Получив его, мы отошли в сторону чтобы сесть на лавочку и почтить его (12 июля).

***

Утром мы подготовились к отбытию из гостиницы. Покидая её на нас начал капать слепой дождь. Согласно шастрам, именно этот дождь является благоприятным, поскольку он является очищающим. Снова судьба благословила нас тем, что мы, пребывая в аэропорту города Бхуванешвар встретили Мадхава-прию брахмачари, Нароттаму Прабху и самое главное – Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Госвами Махараджа! Мы летели одним рейсом до Дели. Не смотря на то, что рейс задержали из-за приближающихся очень густых и чёрных грозовых туч, мы поняли, что с нами в любом случае, всё будет очень хорошо.

Аэропорт – это море лиц, наполненных кармическими заботами. В этом, кажущимся бескрайним водоёме, необычайно приятно видеть одно лицо, которое принадлежит человеку с бескрайним мышлением. «Тот, кто знает Меня, тот знает всё» - заключил Шри Кришна в «Бхагавад-гите». Сейчас, глядя на него – сидящего напротив нас, я время от времени вглядываюсь в его лицо. Таким образом, я дописываю последние строки этого дневника паломничества.

Пришло время чтения гаятри-мантры. Духовная жизнь ни при каких обстоятельствах не должна прекращаться! (13 июля).

 

Явление Шрилы Бхакти Вигьяны Бхарати Госвами Махараджа ки - джай!

……………………….

Компиляция материалов:

Ари Мардан д., Камала д.д.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.144 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь