Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Обеспечь овец безопасным пастбищем



• Держи свой коллектив в курсе событий.

• Внедри понимание важности каждой позиции.

• Изолируй хронического провокатора от стада.

• Регулярно выводи овец на новые, хорошие пастбища.

• Ободряй овец своим присутствием.

• Не жди, пока возникшая проблема отравит все стадо.

 

 

Глава 5

Посох направляющий

Моя следующая встреча с доктором Ньюманом произошла в его офисе. Его секретарь позвонила мне и сообщила, что доктор Ньюман был очень занят и просил меня приехать к нему в офис, если меня это не затруднит. Я ответил, что это мне совершенно не составит никакого труда. В Техасе лето наступает рано, поэтому предложение провести часы занятия в здании с кондиционером мне пришлось по сердцу.

Я приехал немного раньше. Во время ожидания доктора Ньюмана я начал разглядывать его офис. Меня впечатлила чистота и аккуратность вокруг. В его офисе не было гор старых журналов, обычно захламляющих университетские офисы, которые мне довелось повидать прежде. Книжные полки были плотно заставлены книгами исключительно по теме бизнеса и стратегии менеджмента.

«Да уж, вероятно, он редко смотрит телевизор», — подумал я.

Затем я принялся рассматривать стены, увешанные всевозможными пергаментами, наградами и благодарственными сертификатами. Восхищаясь заслугами доктора Ныомана, я начал бормотать, высказывая свои мысли вслух.

— Стэндфордский диплом, степень магистра по менеджменту из Уартона, степень докторских наук из Гарварда! Да ты, парень, совсем не смотришь телевизор.

Фотографии и сувениры со всего мира красовались в его офисе.

— Похоже, он побывал во многих странах, — пробормотал я. — Столько безделушек, я даже не знаю значения и половины всего этого.

— Эти безделушки, как ты назвал их, — сказал Ньюман, — мои сокровища, собранные со всего мира. — Он закрыл за собой дверь и продолжил: — Два экземпляра моей коллекции являются главной причиной, почему я решил провести наше занятие здесь. Плюс ко всему, я действительно очень занят проверкой курсовых работ перед окончанием семестра, среди них есть и твоя курсовая.

— Извините, — проговорил я, откашливаясь в смущении. — Мне неловко, что я назвал все это безделушками. Я не подразумевал ничего плохого.

— Не переживай об этом, — сказал он. Затем осторожно снял две деревянные палки со стены и положил их на стол. Обойдя стол вокруг, Ньюман протянул мне палку, что была подлинней, и сел в кресло. Палка была чуть больше полутора метров в длину с изогнутым концом с одной стороны. Она была похожа на вопросительный знак.

— Знаешь, что это, Тед?

— Напоминает трость, — ответил я.

— Это очень старый пастуший посох, — пояснил он.

— Прикольный, — сказал я. — Откуда он у вас?

— Я привез его из Англии, — ответил он. — Мне довелось преподавать в Оксфорде целое лето, там я его и приобрел. Этому посоху, который ты держишь в руках, уже более двухсот лет.

— Вот это да! — воскликнул я. — Ему больше лет, чем нашей стране.

— Пустяки, — ответил Ньюман. — Вот, например, овцы были приручены примерно восемь тысяч лет назад. Как факт, еще за четыре тысячи лет до Рождества Христова в Вавилоне носили одежду из шерсти — само название «Вавилон» в переводе значит «земля шерсти».

— Ого, действительно давненько, — удивился я.

— Посох и жезл, — сказал Ньюман, указывая на палку покороче, лежавшую на столе, — предшествующие скипетру, являлись атрибутами власти древних царей, которых называли пастырями народа.

Он посмотрел на меня, затем продолжил.

— Дело в том, что я преподаю тебе уроки, в основе которых заложены древние принципы. Именно эти принципы лидерства помогали могущественным царям управлять своими народами. Они были испытаны столетиями и доказали свою истинность, Тед. А теперь давай поговорим с тобой о применении посоха. Что тебе известно об этом?

— Ну, я думаю, что пастырь опирается на него, когда оказывается в труднопроходимой местности, — предположил я.

— Да, я лично испытал, что посох очень кстати в подобном случае, — сказал Ньюман. — Но это не самое главное предназначение посоха.

— Ага... и в чем же тогда заключается его главное предназначение? — спросил я, заинтригованный.

— Посох является главным инструментом пастыря, при помощи которого он может направлять своих овец, Тед.

Ньюман помолчал мгновение, чтоб я проанализировал прозвучавшее утверждение.

— Вы хотите сказать, что посох является инструментом в искусстве лидерства? — спросил я, внимательно рассматривая посох, который держал в руках.

— Именно так, — подчеркнул Ньюман.

Он подался вперед и принял серьезный вид.

— Существует четыре функции посоха, которые необходимы пастырю в искусстве лидерства. Каждая функция отображает ответственность, свойственную пастырю-лидеру. Если ты пренебрежешь ими, то потеряешь свое стадо, Тед.

— Понимаю, — сказал я.

— Во-первых, — продолжал Ньюман. — Посох символизирует твою обязанность указывать направление людям. Самая первая задача пастыря — ежедневно выводить стадо из загона и направлять его на злачные пастбища. Поэтому для пастыря важно не только знать, где эти пажити и какие они, но и как туда привести стадо. Подобное под силу опытному пастырю, который способен самостоятельно выводить за собой большое стадо на огромное расстояние.

— Невероятно, — проговорил я в изумлении. — Каким образом он это делает?

Ньюман улыбнулся.

— Это искусство лидерства, — сказал он, — когда опытный пастырь применяет то, что ты держишь сейчас в руках.

— Посох? — спросил я.

— Да. У овцы, как и у остальных животных, инстинктивно развито стадное чувство, и она следует за овцой, которая идет перед ней. Поэтому пастырь может управлять всем стадом, находясь во главе его и тихонько направляя овцу-вожака в желаемом направлении.

— Могу себе представить, как это зрелищно, — сказал я.

— Само чувство восторга чего стоит, когда ты ведешь свое стадо и уверен в выбранном направлении, — ответил Ньюман. — Однако какое разочарование может постигнуть пас-тыря, когда его стадо голодное и жаждет, а он сбился с пути!

— Бедные овцы, тяжко им с таким пастырем, — прокомментировал я с неким сарказмом.

— Ты прав, — ответил Ньюман. — Помнишь жалкое стадо, которое мы видели на прошлой неделе? Они избежали бы подобного бедствия, если бы пастырь перевел их на хорошую пажить. Но стадо продолжали пасти на грязном поле.

— Простите, — сказал я, приняв снова серьезный вид.

— Ничего страшного, — ответил Ньюман. — Все дело в том, что овца концентрирует свое внимание на траве, которая у нее перед носом. Поэтому необходим лидер, который следил бы за ними и контролировал, в верном ли направлении движется стадо.

В управлении людьми срабатывают тс же принципы. Они с головой зарываются в работу, проводя таким образом целый день. Соответственно им нужен человек, который исследует горизонты в поисках злачных пажитей. Его задачей будет следить за стадом, чтоб никто не потерялся, и вести их в заданном направлении. В финансовом отделе «General Technologies» этим человеком будешь ты. Желаю тебе стать хорошим пастырем в управлении доверенным тебе стадом. Тебе необходимо знать направление, идти впереди и следить, чтобы овцы не отставали.

Он замолчал на некоторое время, пока я переваривал информацию, затем продолжил.

— Однако очень важно, чтоб в управлении стадом ты не путал применение посоха и жезла. — Он указал рукой на палку, что лежала на столе. — Зачастую лидеры теряют авторитет в глазах своих подопечных, управляя при помощи жезла вместо посоха.

— Не могли бы вы пояснить это, — сказал я. — Думаю, что понимаю вас. Однако сначала хочу услышать ваше пояснение.

— Если смотреть на основное предназначение посоха, — начал пояснять Ньюман, — то важно отметить, что это орудие обладает более мягким характером в применении в отличие от жезла. Пастырь использует его, чтобы направлять стадо не при помощи ударов, а легонько постукивая овец по бокам. Таким образом он вызывает доверие у овец, которые преданно следуют за ним не из чувства страха.

— Да, вполне согласен, — сказал я. — Мне довелось столкнуться с подобным в жизни. Помните, я вам рассказывал о начальнике, который набрасывался на нас, словно лев на добычу, если мы допускали ошибки в работе?

— Да, — подтвердил Ньюман.

— Он является наглядным примером того, как лидеры применяют в руководстве жезл, а не посох.

— Верно, — согласился Ньюман. — Какие чувства вызывало у вас подобное отношение руководителя?

— Ничего хорошего, — ответил я. — Мы его терпеть не могли. Откровенно говоря, мы все побаивались его.

— Вы жили в страхе, поэтому не прекращали работать под его руководством, — ответил он. — Пастырь направляет, а лающий пес принуждает.

Я сделал глубокий вдох, затем сказал:

— Я бы очень не хотел, чтоб мои подчиненные воспринимали меня так. Скажите, как я должен направлять их, чтобы они воспринимали меня как своего пастыря, а не злобного пса?

— Будь мягким и не дави на них, — ответил Ньюман. — Во-первых, когда хочешь показать им верный путь, не путай настойчивость с насилием. Применяй тактику просьб, а не приказов. Предлагай им возможные варианты или идеи. Ни в коем случае не позволяй себе превратиться в диктатора. Вместо того чтобы требовать, наставляй их и рекомендуй предполагаемый выход из положения. Во-вторых, чтоб они шли в заданном направлении, тебе необходимо идти впереди них, указывая путь. И в случае ошибки не кидайся на них, как твой бывший начальник, а помогай извлекать ценный урок из случившегося инцидента.

— Чудесный совет, — прокомментировал я.

— Спасибо, — ответил он. — Перейдем теперь к следующему пункту. Вторая функция посоха — определять границы дозволенной территории. Несмотря на то, что овцам свойственен инстинкт стадного чувства, они также имеют тенденцию отбиваться от стада.

— Не понимаю, — запротестовал я. — Как они могут делать что-то противоречащее их инстинкту?

— Это случается у них непреднамеренно, Тед, — пояснил Ньюман. — В основном они пасутся на поле, наклонив головы вниз, полностью поглощенные своим занятием. Проблема состоит в том, что овцы недальнозоркие и способны видеть, что происходит, на расстоянии до 13 метров. Поэтому овца может не заметить как, щипля травку в противоположном направлении, она отбилась от стада.

— Мне все меньше и меньше симпатична эта аналогия сравнения овец с людьми, — сказал я. — Я чувствую себя по-идиотски.

Ньюман рассмеялся.

— Скажи мне, Тед, а тебе никогда не доводилось в жизни принимать, казалось бы, незначительные решения. В один момент ты оглядывался по сторонам, спрашивая самого себя:

«Как же я здесь оказался?»

— Доводилось, — признался я. — Столько раз, что стыдно и признаться.

— Ну и... чем же ты отличаешься от овцы?

— Ладно, я сдаюсь, — сказал я. — Пусть будут овцы. Вернемся к ним.

— А точнее, — проговорил Ньюман, — вернемся к теме о пастыре. На нем лежит ответственность следить, чтобы овцы держались вместе в стаде и шли в заданном направлении. Когда пастырь видит, что овца уклоняется от стада, он протягивает к ней прямой конец посоха и слегка постукивает ее с внешней стороны. Этим он дает ей знать, что направление неверно. Если она не понимает его, он переворачивает посох изогнутым концом и накидывает его ей на шею, затем рывком затягивает овцу обратно в стадо.

Ньюман заметил, что его слова немного смутили меня.

Он продолжил:

— Посох сам по себе не очень длинный и применяется еще как опора при переходе; его длина обозначает пределы дозволенности для овцы и дистанцию досягаемости пастыря. Когда ты приступишь к работе, помни о том, что тебе необходимо будет указать своим людям на дозволенные границы. В случае, если кто-то пересечет эти пределы, ты должен дать знать сотруднику об этом.

— А если предупреждение не поможет? — поинтересовался я.

— Тогда приводи в действие храповый механизм — настойчивость, — ответил Ньюман. — Нет ничего эгоистичного в проведении границ дозволенности. Скорее это несет в себе суть практичности и безопасности.

Твой отдел не сможет выполнить поставленную перед ним задачу, если коллектив не будет трудиться как одна команда. Более того, ты не сможешь помочь сотруднику, если он выйдет за пределы твоей досягаемости и тем самым подвергнет себя опасности. Поэтому определение границ не является чем-то превратным, а даже наоборот — это очень полезный фактор в лидерстве. Но не стоит путать границы с уздой.

— То есть, другими словами, — сказал я, — нужно провести границы дозволенного, но дать им свободу передвижения внутри этих пределов.

— Вот именно! — подтвердил Ньюман. — Узду мы надеваем коням для езды верхом. Но мы не используем овец в тех же целях. Одна из наиболее распространенных ошибок, совершаемая неопытными менеджерами-новичками, — это контроль подчиненных до малейшей детали. Они думают, что командная работа заключается в том, чтобы все выполняли свою работу по шаблону.

Тед, тебе необходимо будет следить за тем, чтоб твои люди не оказывались впереди тебя. Однако постарайся, чтобы они не чувствовали себя словно в клетке. Ты указываешь им на-правление и поясняешь, чего ты от них ожидаешь, затем дай им свободу действий в достижении этого. Если они начнут отклоняться в сторону, тогда сделай предупредительный знак, чтобы они поняли.

— Или запустить храповый механизм, — сказал я.

— Или запустить храповый механизм, — повторил Ньюман.

— Удивительная штука этот посох, — сказал я, поднявшись со стула при помощи посоха.

Затем я начал крутить его в руках, словно уже знал, как им пользоваться.

— Он способен на большее, чем кажется на первый взгляд. Какие еще функции есть у него?

— Это всего лишь посох, — проговорил Ньюман, наблюдая за мной с некой усмешкой во взгляде. — Однако ты прав, он способен на многое, если окажется в руках опытного пастыря.

— Например?

— Его третья функция заключается в том, чтобы помогать пастырю в спасении заблудшей овцы.

— Заблудшей овцы? — переспросил я.

— Да. Ты можешь быть отличным пастырем и выполнять свою роль на высшем уровне, и тем не менее у тебя иногда будут случаи, когда овца отобьется от стада. Помнишь тот день, когда я познакомил тебя со своими овцами?

— Ну, как я мог забыть? Конечно, помню, — ответил я.

— А помнишь ли, что я попросил тебя сделать вначале?

Я задумался, затем ответил:

— Вы попросили меня пересчитать овец.

— Правильно, — сказал Ньюман. — Хорошая память. Я хотел убедиться в том, что все овцы на месте. У меня бывали такие случаи, когда несколько овец находили дыру в ограждении и убегали.

— И что вы тогда делали? — спросил я.

— Я шел искать их, — ответил Ньюман. — Как я уже говорил тебе, овцы — очень уязвимые создания. И если они выходят за пределы ограждения, их поджидает много опасностей.

— Вы имеете в виду хищников? — рассуждал я.

— Не только хищники опасны для них. Они могут застрять где-нибудь. Я видал овец, застрявших в расселине скал, другие попадали в ловушку колючих кустарников, запутавшись в их ветках своей густой шерстью. Если бы я пришел чуть позже, они могли бы погибнуть от жажды или, как ты сказал, стать легкой добычей какого-нибудь хищника. Поэтому, когда какая-нибудь из моих овец теряется, я беру посох и отправляюсь на поиски. А когда нахожу заблудшую овечку, протягиваю изогнутый конец посоха и вытягиваю ее из ловушки. Иногда я провожу часы в поисках овцы.

— Даже если идет дождь? — спросил я с любопытством.

— Погода не имеет значения. Это мои овцы. Я несу ответственность за их благополучие и безопасность. Если они попадают в беду, я иду выручать их.

«Несомненно людям нравится работать с вами», — подумал я. Ньюман начинал нравиться мне все больше и больше.

— Подобное отношение необходимо в работе с людьми, — сказал он. — Несмотря на то, что ты будешь стараться следить за целостностью стада и указывать им правильный путь, некоторые люди будут выходить за пределы и навлекать на себя неприятности. Это неизбежно. Я видел подобное везде, где только побывал. — Ньюман покачал головой. — Когда ты лично столкнешься с этим, Тед, когда один из твоих подопечных потеряется и окажется в ловушке, найди его и спаси!

— Например, в какие проблемы они могут впутаться? — спросил я.

— Тебя поджидают разные сюрпризы, — продолжал Ньюман. — Они будут изумлять тебя своей изобретательностью. Кто-то испортит заказ, кто-то упустит хорошего поставщика, кто-то разозлит очень важного клиента, а кто-то переступит рамки дозволенного. И ты, будучи их пастырем, должен вытягивать их из этих неприятностей. Впоследствии ты увидишь, как сильно они будут тебя ценить и доверять тебе.

У меня закружилась голова от множества уроков, которые я извлекал из знакомства с обычным посохом. Однако это было не все.

— Ив завершение, — сказал Ньюман, — мы поговорим с тобой о четвертой важной функции посоха, лежащей в основании лидерства.

— Отлично, — сказал я, положив посох обратно на стол и заняв свое место.

— Посох еще символизирует обязанность пастыря ободрять свое стадо, — провозгласил он.

— Я не сомневаюсь, что это необходимо, — ответил я. — Однако каким образом пастырь ободряет своих овец палкой?

— Посохом, — поправил меня Ньюман.

— Да, я имел в виду посох, — повторил я.

— Есть несколько способов, как он может это делать. Иногда пастырь при помощи посоха отделяет овцу от остальных и подтягивает ее к себе. В другой раз он может посохом нежно погладить овечку по шерстяным бокам или спине. Для овцы эго знак, что пастырь обратил на нее внимание.

— А почему им так необходимо его внимание? — поинтересовался я.

— Это ободряет их, — ответил он. — Помни, ничто так не придает уверенность овце, как присутствие ее пастыря, которому она полностью доверяет.

Помню как-то в детстве я вывел стадо овец на пастбище, и на одну из них напала собака. Я вовремя подбежал к ним, чтобы отогнать пса, однако он успел изрядно поцарапать ее. На протяжении нескольких дней, выводя стадо на пастбище, я вел эту овцу рядом с собой, чтобы она чувствовала себя под моей охраной и не боялась. Таким образом я выказывал ей свою поддержку. Прошло много времени с тех пор, царапины уже затянулись на ее спине, однако эта овца постоянно подбегала ко мне и терлась о мои ноги.

Ньюман пристально посмотрел на меня и продолжил:

— Хороший пастырь никогда не забывает ободрять своих подопечных, Тед. В твоей практике будут случаи, когда самое лучшее, что ты сможешь предложить истерзанному сотруднику, это уделить ему безраздельное внимание и ободрить. Даже если он допустил ужасную ошибку в журнале бухучета... Что бы там ни было, в этот момент как никогда человек нуждается в помощи. Ему необходимо вернуть прежнюю уверенность в себе. Твое внимание и поддержка помогут ему понять, что его ошибка не конец света в отделе Теодора Макбрайда. Поступая так, ты станешь пастырем, за которым овцы будут следовать с радостью.

— Что ж, — сказал Ньюман, подвешивая посох обратно на стену. — У тебя есть еще вопросы ко мне?

— Нет, — ответил я. — Я получил полную меру хороших наставлений сегодня. Думаю, что вы дали мне более чем достаточно пищи для размышления.

— Ну, а у меня более чем достаточно курсовых работ, которые еще надо проверить, — ответил он, отступив в сторону и любуясь посохом. — Неплохая безделушка.

Вечером того дня я пересматривал свои заметки о том, какое значение имеет для пастыря умение владеть посохом. И вот что я отметил для себя из всего вышесказанного:

 

Тропа пастыря

Направляющий посох

• Необходимо знать направление, идти впереди и следить, чтобы овцы не отставали.

• В руководстве применяй настойчивость, а не насилие.

• Дай свободу действий людям в пределах дозволенных границ. Не путай границы с уздой!

• Спасай тех, кто попал в неприятности.

• Напоминай своим подчиненным, что ошибка — это не фатально.

 

 

Глава 6

Жезл дисциплины

С приближением дня окончания семестра я ощущал, что мои встречи с доктором Ньюманом также приближались к своему завершению. Я приобрел много полезных советов на протяжении последних недель и знал, что все это останется жить во мне до конца моих дней.

Я понял, что все необходимые атрибуты лидерского искус­ства воплощены в наглядном примере жизни пастыря. Еще я четко понял, что Джек Ньюман лично следовал всем принци­пам, которым учил меня. Он сам жил так, как учил других!

Его студенты прекрасно знали, каким требовательным он был; он добивался от нас самых лучших результатов и не согла­шался на меньшее. Зачастую наши курсовые были исчерканы красной пастой, словно Ньюман истекал кровью в процессе их проверки. Однако каждый студент без исключения знал на сто процентов, что он был всецело посвящен тому, чтобы вложить в нас эти знания. Он больше всех желал, чтобы мы достигли успеха.

Теперь я уже не просто желал, но с нетерпением ожидал моей очередной встречи с доктором Ньюманом. Я ощущал не­кую привилегию в том, что у меня была возможность общать­ся с этим великим учителем вне классных стен. В то время как я жаждал вырваться на свободу из объятий учебной рутины,

я также ощущал, что мне будет очень не хватать этих уникальных встреч с Джеком Ньюманом.

Я уже заранее знал, о чем пойдет речь на нашей очередной встрече. В 10 часов в субботу мы встретились с ним на пустынном поле. До окончания учебного курса оставалось всего несколько дней; одни студенты тщательно готовились, повторяя пройденный материал, другие отсыпались, набираясь сил.

— Привет, Тед, — сказал Ньюман, шагая по полю мне навстречу.

— Добрый день, доктор Ньюман, — ответил я.

Я обратил внимание, что в руках он нес деревянную палку, напоминавшую своей формой дубинку. Она была не очень длинная по размеру. Это был второй экземпляр посоха, который я видел у него в офисе в прошлый раз.

— Мне кажется, что я знаю, что это такое, — сказал я.

— Это ивизи, — пояснил Ньюман.

— Иви... что? — переспросил я.

— Ивизи. Вообще-то у этого предмета есть несколько названий. Так его называют в Африке. Пастырь и воины из племени зулу пользовались этим. А в Ирландии его называли «нобкерри». На Среднем Востоке — «шебет». А нам он известен как пастуший жезл. Несмотря на то, что им пользовались народы на разных континентах, жезл был практически идентичной формы, — рассказывал Ньюман, передавая его мне.

Я принялся крутить его в руках и внимательно рассматривать. Жезл был около 45 сантиметров в длину, узкий со стороны рукоятки и расширяющийся в обратном направлении, плавно переходя в набалдашник.

— Он вырезан из корня, — сообщил Ньюман. — Его набалдашник — это луковица, узловатая часть корня. Именно эта часть жезла очень важна в нем как в военном орудии. Она также помогает в навигации удерживать заданный курс при броске.

— А причем здесь навигация? — спросил я. — Что вы хотите этим сказать?

Ньюман взял жезл и, хорошенько размахнувшись, подбросил его в воздух. Он стремительно взвился вверх, затем обрисовал дугу и приземлился на другом конце поля. Меня удивило, как далеко эта дубинка могла долететь.

— Вот это да! — изумился я. — Это просто невероятно!

— Это пустяк, — ответил Ньюман. — Вот если бы ты видел, на что он способен в руках африканского пастыря! В наши дни, естественно, мы заменили жезл ружьем, чтобы охранять стада от хищников. Но в некоторых странах его все еще применяют пастыри. Они могут метать его в заданном направлении с невероятной точностью. В руках опытного пастыря ивизи может превратиться в смертельное оружие.

Ньюман дал мне знак следовать за ним в конец поля, в направлении того места, куда упал жезл.

— На прошлой неделе мы говорили с тобой о посохе и о том, как его применяет опытный пастырь, что очень важно в управлении стадом. Мы рассуждали также о том, что входит в твои обязанности как пастыря коллектива в отделе «General Technologies».

— Я все помню, — сказал я. — Вы говорили о том, что нужно применять настойчивость, а не насилие; людям необходимо давать свободу действий в рамках дозволенных пределов, но напоминать о существующих границах. Вы также говорили, что в мою ответственность входит спасение заблудших и увязнувших в сетях проблем.

Я перечислил все пункты усвоенного материала, чтобы показать своему учителю, как прекрасно запомнил его наставления.

— Да, очень хорошо, — сказал он. — Спасибо.

Он опять взглянул на ивизи, затем сказал:

— Сегодня мы поговорим с тобой об неотъемлемо важной части в лидерстве, которая не очень приятна.

— О применении жезла, — вставил я.

— Верно, — согласился Ньюман. — Посох представляет собой твою ответственность направлять своих подопечных, а жезл — ответственность дисциплинировать их.

Именно в этой области многие лидеры, особенно начинающие, допускают распространенную ошибку. Если применять жезл часто или неправильно, можно потерять расположение своих подчиненных. И наоборот, можно совсем утратить их уважение, если редко пользоваться им или вообще не применять. Тед, ты не сможешь завоевать расположение, преданность и доверие своих подчиненных, если не научишься навыкам дисциплины.

Когда мы подошли к месту, куда приземлился жезл, Ньюман наклонился и поднял его. Держа жезл в руках, он сказал:

— Тебе необходимо усвоить, как и когда применять его. Люди будут любить и уважать тебя за умение справедливо и мудро использовать жезл. В противном случае они станут подыскивать другого пастыря. Давай присядем и поговорим об этом.

Мы присели на поляне. Ньюман продолжал:

— Жезл, как и посох, определяет границы досягаемости пастыря. Он применяет его в трех случаях. Во-первых, он защищает им овец от хищников.

— Каких именно? — попросил я уточнить.

— Это зависит от местности, — ответил Ньюман. — Обычно это койоты, собаки динго, волки, иногда горные львы.

— Вы хотите сказать, что этим можно справиться с горным львом? — удивленно спросил я, с нескрываемым недоверием во взгляде. — С таким оружием пастырю надо подойти очень близко к зверю.

Я снова посмотрел на короткий жезл, который не впечатлил меня своими размерами.

— Очень верно подмечено, — ответил Ньюман, улыбаясь. — Иногда пастыри брали с собой пращу и камни. Если зверя не удается испугать камнями, тогда пастырю приходится воспользоваться жезлом, чтобы защитить свое стадо. Я уверяю тебя, Тед, что для пастыря орудием, которое он использует лишь в крайнем случае, является жезл, вырезанный из дубового корня. Когда на горизонте появляется изголодавшийся по свежей баранине хищник, между ним и его сочным обедом становился пастырь, вооруженный жезлом.

— А это не опасно? — спросил я. — Я имею в виду для пастыря.

— Да, и даже очень страшно. Однако только хороший пастырь способен на подобный риск. Он встанет в пролом за своих овец. Тебе придется рисковать ради своих подопечных, если ты хочешь быть хорошим пастырем. Верю, что ты будешь именно таким.

— Я ценю ваше доверие, — сказал я. — Но мне хотелось бы узнать, что вы подразумеваете под этим.

— Иногда в «General Technologies» твое стадо будет подвергаться нападению. Атаки приходят с разных сторон. Агрессорами могут быть как обстоятельства, так и люди. Поверь мне, ты столкнешься с людьми, которые будут требовать голову твоего сотрудника на отсечение. Возможно, ты еще не знаком с подобным. Однако в свое время узнаешь.

Ньюман на момент погрузился в воспоминания, о чем можно было судить по его взгляду. Затем он продолжил:

— Помню однажды, еще до того, как я начал практику преподавания в Техасском университете, я работал на одном предприятии в отделе по заключению сделок, проводя анализ уровня риска. Каждое предложение мы подвергали тщательной проверке, чтобы убедиться, не поставит ли она компанию под угрозу банкротства. Проблема заключалась в том, что наш отдел не отвечал за разработку этих сделок. За это отвечал другой отдел в компании. А от результата нашей оценки зависел ответ, который получали разработчики, корпевшие над своими проектами. Однажды наша коллега аннулировала предложение некоего разработчика, который работал над этим проектом семь месяцев и, должен заметить, проект сулил ему бонус в кругленькую сумму в качестве поощрения. Когда он услышал об отказе, то просто взорвался.

— И что было дальше? — заинтригованно спросил я.

— Он влетел к нам в офис, меча гром и молнии, как сорвавшийся с цепи цербер, — продолжал свой рассказ Ньюман. — Он с криками накинулся на эту сотрудницу и словесно начал угнетать ее. Слышал бы ты, какими изысканными ругательствами он бомбил ее! Мало назвать это просто публичным выговором: она чувствовала себя раздавленной и униженной. Он был на три разряда выше ее по положению в компании.

— Каков был ваш ход в этой ситуации?

— Я показал ей, что являюсь ее пастырем и вполне оправдываю ее доверие. Как ванька-встанька, которого толкают, а он стоит на месте, покачиваясь, я встал прямо между ними. Он метал огненные взгляды то на нее, то на меня.

— Ваше присутствие не остановило его? — спросил я.

— Поначалу нет. Он просто перевел весь огонь на меня. Именно этого я и добивался — принять весь удар, направленный на члена моей команды, на свои плечи. Этот человек совсем потерял контроль над собой. После того как он немного успокоился, мы ушли в мой офис, где я и применил свой жезл.

— Каким образом?

— Я объяснил ему, что если у него возникают трения с кем- либо из моих подчиненных и он не в силах решить этот вопрос спокойно, он должен идти ко мне. Вскоре всем в компании было ясно, что если они захотят напасть на кого-то из моих подчиненных, им придется вначале потягаться силами со мной.

Не исключено, что за годы моей работы в компании бывали случаи, когда работники компании имели веские причины жаловаться на кого-то из моих подопечных. В подобных случаях я принимал обвинение и лично подходил к провинившемуся сотруднику, помогая ему выпутаться из затруднительного положения.

— Готов поспорить, ваши люди очень ценили вас за это, — сказал я.

— Ты прав, ценили, — согласился Ньюман. — Поскольку они чувствовали себя защищенными и менее уязвимыми, когда я был рядом.

— Мне еще не доводилось прежде работать с таким человеком, как вы, — признал я с неким сожалением в голосе. — Менеджер, на которого я работал, никогда не заступался за нас. Если мы не выполняли план по доходам, поставленный перед нами, он жаловался на нас начальству. Затем приходил к нам и обвинял начальство в том, что они плохие руководители.

— Как мерзко, — сказал Ньюман. — Нет никакого извинения такому лидеру! Ничто так не угашает дух единства, как лидер-размазня, разносящий кляузы по обе стороны забора. Тед, когда ты займешь свое место в «General Technologies», постарайся зарекомендовать себя в глазах подчиненных как лидер, на которого они могут положиться во всякое время, зная, что он встанет за них в пролом. Если ты будешь так поступать, люди будут любить тебя. И не только любить. Они с готовностью встанут в пролом за тебя, если кто-то возжелает твоей головы на отсечение.

Пока я мысленно представлял эту картину, Ньюман перешел к следующему этапу нашей встречи.

— Ну а теперь давай перевернем страницу, — сказал он. — Жезл обладает еще и другой функцией помимо того, что им пастырь защищает овец от хищников. Зачастую он защищает им овцу от самой же овцы.

— Овцу от самой себя? — не понял я. — Зачем пастырю защищать ее от самой себя?

— Потому что овцы порой сами не знают, что может навредить им, а что во благо, — пояснил он. — В результате чего они сами подвергают себя опасности.

— Но это же глупо, — отреагировал я. — Я понимаю, что овцы не самые умные животные. Однако должны же они по крайней мере знать, что для них во благо.

Ньюман пристально посмотрел на меня.

Тед, неужели ты никогда не делал ничего, что впоследствии наносило вред тебе же самому?

Мне не пришлось долго думать и вспоминать, что такое было в моей жизни.

— Ну, типа того, выехать в дождливую погоду в десять вечера из Феникса, проехать за ночь расстояние свыше полутора тысяч километров только лишь для того, чтоб увидеться с моей девушкой в Далласе рано утром? — спросил я.

— Верно.

— Нет, мне никогда не доводилось делать ничего подобного, — отшутился я. — Давайте продолжим нашу беседу об овцах.

Ньюман весело усмехнулся и сказал:

— Когда пастырь замечает, что овца подвергает опасности себя или целое стадо, он применяет жезл в качестве дисциплинарного инструмента. Если он заметил, что она удаляется от стада или собралась полакомиться чем-то ядовитым, он кидает жезл в ее сторону, чтобы спугнуть глупую овечку и отогнать ее обратно в стадо.

— Мне казалось, что на прошлой неделе вы утверждали, будто посохом пастырь защищает и спасает заблудшую овцу, — сказал я. Как оскорбительно это может показаться овце, представлял я себе.

— Да, я говорил такое, ты прав, — подтвердил Ньюман. — Хороший пастырь приложит все свое старание, чтобы оградить свою овечку от напасти. Однако если овца отстала от стада на приличное расстояние, она оказывается в положении, где пастырь не способен оказать ей немедленную защиту даже при помощи посоха. В радиусе его видимости и досягаемости, из добрых побуждений, пастырь бросает жезл в ее сторону, чтобы дать овце предупредительный знак и вернуть ее в стадо, где нет опасности.

Я кивнул головой соглашаясь. Ньюман продолжал.

— Есть еще другой момент, когда пастырь применяет жезл вместо посоха по отношению к овце, — сказал он. — Тебе это станет более понятным, когда ты начнешь работать в «General Technologies».

— Ив чем же заключается это применение? — поинтересовался я.

— Некоторые овцы вынуждают пастыря повышать на них голос. Овцы могут быть очень упертыми и непослушными созданиями. Всегда так было, и наше время не исключение; в твоем стаде будут упрямые люди, которых придется подталкивать чаще, чем других овец. И, тем не менее дело даже не в том, упертая это овца или послушная. За годы своей практики менеджера, Тед, ты столкнешься с разными ситуациями. Однажды ты увидишь, как одна овца уклонилась от стада, выйдя за безопасную черту. Будучи пастырем, который способен видеть наперед, ты увидишь, что ее поджидает западня. Овца не способна видеть далеко. Инстинктивно ты понимаешь: если овцу не остановить, она пропадет. В таком случае посох не поможет, это момент, когда ты должен пустить в ход жезл.

— Звучит жестоко, — прокомментировал я.

— Лучше овце причинить кратковременную боль, нежели позволить ей погибнуть, — ответил Ньюман.

— Я сейчас говорю не об овце, — пояснил я. — А о себе.

— Забавно, — сказал Ньюман.

— Я серьезно, — продолжал я. — Для меня нет ничего хуже, чем дисциплинировать кого-то.

— Что ж, — ответил Ньюман. — Ты так чувствуешь себя отчасти потому, что не совсем понимаешь суть дисциплинарной тактики. Существует много стереотипов, противных истинному концепту о дисциплине. Это не значит указывать кому-то, где его место, или уничтожать провинившегося. Это даже не предупреждение с последним шансом на исправление или полное прекращение всякой деятельности.

— Что же это в таком случае? — спросил я.

— Это процесс восстановления. Это означает, что ты лично помогаешь человеку увидеть его ошибку, говоря: «Эй, там за чертой пропасть, и я не хочу, чтобы ты провалился в нее и погиб». Пойми, что ты дисциплинируешь их не для того, чтобы унизить, а предостеречь и предотвратить печальные последствия.

— Да, я согласен с вами, — сказал я. — Однако на личном опыте скажу, что раз или два находился на месте того, с кем проводили беседы в качестве дисциплинарного взыскания. Признаюсь честно, это было больно.

— А ключ вот в чем, — пояснил Ньюман. — Ты должен сделать это очень корректно, так чтобы не обратить человека в своего врага. И для этого необходимо найти правильный подход.

— В чем заключается этот правильный подход?

— Правильный подход как учителя к ученику, — пояснил Ньюман. — Слово «дисциплина» является производным от латинского корня discipulus. 

«Какое счастье, — подумал я, — до экзаменов осталась неделя, а он решил заняться латынью со мной!»

— Именно от этого корня в английском языке мы имеем производное слово «ученик». Понимаешь? Дисциплина не имеет ничего общего с наказанием или укорами и обвинения-ми; это инструктирование. Дисциплина, это когда ты указываешь верное направление своим подопечным, помогая им увидеть исход выбранного ими пути. Суть дисциплинарной тактики отличается от расправы над провинившимся за совершенную ошибку. Когда пастырь бросает жезл в сторону уклоняющейся овцы, он тем самым показывает, что она ему не безразлична.

— Теперь я понимаю, что вы имеете в виду, говоря о дисциплине, — сказал я. — Но не все воспринимают это так. Что делать в таком случае?

Ньюман задумчиво улыбнулся.

— Твои люди воспримут это правильно, если от начала воспримут тебя.

Его слова заставили меня глубоко задуматься на некоторое время.

— Я постараюсь, чтоб они восприняли меня, — проговорил я, скорее всего, сам себе, а не доктору Ньюману.

— Только будучи их пастырем, ты сможешь завоевать их доверие, Тед. Если ты будешь применять жезл в качестве орудия их защиты, я уверяю тебя, они будут уважать и слушать тебя даже тогда, когда этот же самый жезл ты применишь в качестве дисциплинарного инструмента.

— Вы хотите сказать, что это не причинит им боль? — удивился я.

— Нет, я не говорю, что дисциплинирование не поранит их, — ответил Ньюман. — Откровенно говоря, никому не нравится, когда кто-то говорит им, что они выбрали неверное направление. Однако когда это исходит от человека, который искренне желает им добра, они примут совет от него как от близкого друга. Но сначала тебе необходимо завоевать их доверие.

Ньюман сделал паузу, чтобы я успел переварить сказанное им, затем продолжил:

— Пойдем, я расскажу тебе о третьей функции применения жезла.

По дороге назад, когда мы шли вместе на парковочную площадку, Ньюман начал раскрывать мне последний фактор относительно жезла.

— Хорошо, — начал он. — Во-первых, жезл является орудием защиты. Во-вторых, он нужен для того, чтобы дисциплинировать овец. А в-третьих, он применяется для того, чтобы проверять их. На прошлой неделе, Тед, когда мы говорили с тобой о посохе и той ответственности, которую он представляет собой, я сказал, что с утра пастырь выводит стадо из загона и ведет его на злачные пажити. Помнишь?

— Да, — ответил я.

— Отлично. А в конце дня он должен найти для них безопасное место для ночлега. Он может поместить стадо в расселине скалы или соорудить ограждение. Затем пастырь становится у входа в загон и пересчитывает овец, когда они входят.

— Сейчас догадаюсь, — сказал я. — Он пересчитывает их при помощи жезла.

— Совершенно верно, — подтвердил Ньюман. — В древние времена этот процесс называли «проверка жезлом». Он не только пересчитывал их, чтоб убедиться, что все на месте, но и тщательно проверял их, жезлом раздвигая шерсть на каждой овце. Дело в том, что чем длиннее шерсть, тем сложнее пастырю определить состояние здоровья овцы. Шерсть может скрывать царапины и повреждения. Мы говорим: «Не позволяй никому натягивать тебе шерсть на глаза». Помнишь такую поговорку?

— Да, конечно, — подтвердил я.

— Отсюда пошло это выражение, — пояснил Ньюман. — Если ты хочешь быть хорошим пастырем для своих людей в «General Technologies», тебе необходимо будет следить за их прогрессом. Тебе придется, как говорится, разделять шерсть, чтоб получить ясное представление о том, как у них идут дела. Я уже говорил тебе, что обычно больная или хромая овца хорошо маскируется, чтобы не стать легкой добычей для хищника?

— Да, вы говорили.

— Люди поступают таким же образом, — сказал Ньюман. — Я видел столько раз, когда на конференции люди сидели за круглым столом, слушая инструкции с умным видом. Они кивали головой, будто все понимали. А на следующий день я слышал, как они тайком бегали от одного к другому, пытаясь выяснить, о чем говорилось на конференции. За сто-лом сидели и кивали головой, боясь признаться, что ничего не понимали.

— Это твоя ответственность, — продолжал Ньюман. — Регулярно проверять, как идут дела у твоих людей, поскольку ты отвечаешь за их рост и развитие.

— У вас есть конкретные идеи о том, как мне это делать? — спросил я.

— Думаю, что этому ты сможешь научиться в процессе, когда приступишь к работе, — ответил он. — На самом деле это не составит для тебя никакой сложности, если ты будешь уделять этому внимание. Время от времени назначай встречу со своими людьми и интересуйся их успехами. Спрашивай, есть ли у них проблемы, в чем ты сможешь помочь им и что объяснить. Ты можешь говорить подчиненным весь день напролет: «Если у вас затруднения, подходите ко мне». Однако шансы на то, что именно те, кому более всего необходима помощь, обратятся к тебе сами, очень призрачны. Они, подобно хромой овце, прячутся в стаде, пытаясь замаскироваться за спинами других. Не забывай, Тед, что ответственность разделять шерсть лежит на тебе, а не на твоих подчиненных.

Я опять задумался. Ньюман продолжил.

— Поскольку мы заговорили об этом, ты должен учесть еще кое-что, — сообщил он.

— Да, и что же это?

— Если твой подчиненный скрывает от тебя свою проблему, когда ты интересуешься его прогрессом, это означает следующее: либо ты не завоевал доверие своих людей, либо ты не делал ничего для их роста и развития. Если второй вариант оказался причиной, тогда тебе необходимо постараться, чтобы у твоих людей постоянно были проекты, которые будут способствовать их росту. Причиной, почему люди не развивают свои навыки и способности, является пастырь, который своим бездействием стопорит их рост. Ты должен научиться, как при помощи жезла проводить проверку, чтобы в твоем стаде не произошло ничего подобного.

— Вы пояснили мне, как предотвратить это во втором варианте, — подметил я. — А как же быть в первом случае?

Поле уже было позади нас. Ньюман положил мне руку на плечо и сказал:

— Поступай так, как я учил тебя на протяжении прошедших недель, и тогда люди будут доверять тебе и желать следовать за тобой. Ну, а теперь нам надо возвращаться в университет. Мне надо еще подготовить заключительный экзамен.

— Экзамен... щекотливая тема для нервов, — сказал я.

— Возможно и так, — усмехнулся Ньюман. — Однако посредством экзамена я раздвигаю шерсть, чтобы посмотреть на прогресс своих учеников.

— Попали в точку. Спасибо вам за это, — прокомментировал я. — Может, подскажете, что надо повторить получше, чтобы хорошо подготовиться к экзамену?

Я надеялся, что сейчас получу хорошенькую подсказку.

— Конечно, подскажу, — ответил Ньюман. — Повтори получше весь пройденный материал, который был дан тебе с первого дня занятий вплоть до последнего.

— Отлично. Спасибо, что подсказали, — проговорил я. — Я очень ценю вашу помощь.

— Пожалуйста. Я очень рад быть полезным. Кстати, какие у тебя планы на следующую субботу?

— После экзаменов? В общем-то, никаких планов нет. Может, залягу в берлогу и отосплюсь как следует.

— Вот и прекрасно. Думаю, что тебе придется отложить планы с берлогой, поскольку мы с миссис Ньюман приглашаем тебя на ужин к пяти вечера.

Я расплылся в счастливой улыбке, кивая головой в знак согласия. Этот план мне пришелся по душе больше. В тот вечер, прежде чем засесть за подготовку к экзаменам, я снова перечитал свои заметки. Конспект пополнился пунктами из содержания того, что я узнал от доктора Ньюмана в этот день:

 

Тропа пастыря

Жезл дисциплины

• Защищать: встать в проломе за своих овец и бороться за них.

• Дисциплинировать: практиковать подход с целью научить их.

• Проверять: регулярно поддерживать прогресс своих подчиненных.

 

 

Глава 7

Сердце пастыря

Солнце уже опускалось на запад, расплываясь в лучах на фоне вечернего неба. Я еще никогда прежде не был таким уставшим и счастливым. Уставшим от экзаменов, а счастливым, потому что они уже были позади. Два года напряженного труда, тысячи долларов, затраченные на обучение, бесчисленные лекции, множество бессонных ночей, когда я писал курсовые и готовился к экзаменам. И вот, наконец, я закончил учебу и получил степень магистра по менеджменту. Церемония вручения дипломов должна была состояться через два дня. У меня все получилось!

К моему удивлению, во мне не бушевал шквал радостных эмоций. Мне было даже немного грустно. Мы больше не будем сидеть вместе с однокурсниками за партами в учебной аудитории, как это происходило на протяжении двух лег. Как говорится, война разводит друзей в разные стороны. Думаю, что так и есть. В нашем классе были студенты со всех концов мира, разных слоев общества, но, несмотря на это, мы крепко сдружились. Вместе мы прошли все тяготы изнурительного учебного процесса. Более того, мы не только прошли его, но и вместе успешно дошли до конца.

Мои смешанные чувства триумфа и печали относительно двух лет студенческой жизни были отчасти сбалансированы оказанной мне доктором Джеком Ньюманом и его женой честью. Учителя посвящали себя студентам, но все их близкое общение ограничивалось стенами университета. И хотя профессора в университете на виду у всех и являются общественными фигурами, у них есть и частная жизнь, конечно же. Если кто-то из них приглашает к себе домой кого-либо из студентов, это значит быть приглашенным за занавес, отделяющий их частную жизнь от общественной. Для меня было огромной привилегией получить приглашение отужинать в доме Джека Ньюмана, которого я больше всех почитал и кем безмерно восхищался.

Мы наслаждались чудесным ужином на веранде. После чего мы с доктором Ньюманом за чашкой кофе рассуждали о том, что было пройдено и что предстояло еще пройти.

— Поздравляю с успешным окончанием учебы, — сказал мне доктор Ньюман. — Ты был на высоте, и я горжусь тобой.

— Спасибо, — ответил я. — Я действительно рад этому. Я горжусь, что был принят на учебу и прошел учебную программу, которая считается самой первоклассной в стране. Я горжусь, что имел честь быть одним из студентов нашего класса, и мы хорошо ладили. Но я думаю, что больше всего, чем я горжусь, доктор Ньюман, это честью быть вашим учеником.

— Спасибо, Тед, — сказал он. — Ты прекрасный человек, и я рад, что ты прошел этот курс.

— И еще, — добавил я. — Я не только не жалею, но очень счастлив, что согласился принять ваше предложение проводить дополнительные занятия по субботам.

Еще некоторое время мы сидели молча, наслаждаясь прелестью момента, когда учитель и студент разделяли совместно достигнутый успех.

— Это великолепно, — наконец заговорил я.

— Что великолепно? — поинтересовался Ньюман.

— Великолепно, что все уже позади. Даже трудно поверить в это. Казалось, только вчера я впервые сел за парту этого университета, задавая себе вопрос, как я сюда попал и справлюсь ли. А теперь все позади.

Я замолчал, уставившись в пол.

Ньюман встал, поставив чашку с кофе на столик.

— Что ж, мистер Макбрайд, — сказал он. — Возможно, вы и окончили учебный курс и получили степень магистра, однако моя программа еще не закончена, не совсем закончена. Остался еще один урок.

— Это шутка, не правда ли?! — воскликнул я, скривив физиономию, будто меня огрели по лицу сковородой.

— Нет, я не шучу, — ответил он. — Не хватает изюминки в том, что ты уже услышал от меня раньше. Пойдем, проведаем моих овечек.

Домик Ньюмана возвышался на холме, с которого можно было обозреть всю территорию ранчо доктора и поляну, на которой обычно паслось его драгоценное стадо. Овцы спокойно пощипывали зеленую, сочную травку возле журчащей речушки в живописной долине, создавая подходящую атмосферу для последнего и самого важного урока, который состоялся у нас с Ньюманом на тему «Тропа пастыря».

— Тед, — сказал Ньюман. — Я получил огромное удовольствие, передавая тебе все то, чему научился на собственном опыте. Однако есть кое-что, о чем мы еще не поговорили с тобой.

— О чем? — поинтересовался я.

— О цене. У искусства истинного лидерства есть высокая цена, которую должен заплатить каждый, кто хочет им овладеть.

— Что это за цена? — спросил я.

— Цена твоего времени, сил и огромного посвящения. Тед, эта цена требует всего тебя. Я преподавал тебе не высшую технику менеджмента, а образ жизни. «Тропа пастыря» ;— это стиль жизни, в котором паства имеет огромную ценность. Если ты хочешь стать именно таким лидером, Тед, если ты хочешь быть настоящим пастырем для своих овец в «General Technologies», тогда ты должен знать о цене, которую тебе придется заплатить. Бежать на помощь овце, попавшей в беду; применять жезл дисциплины и порой ранить своих подопечных; идти тогда, когда не хочется, и порой делать то, что не по душе.

Ньюман покачал головой в знак того, что он собирался сообщить мне дальше.

— Истинное лидерство — это тяжкий труд, — сказал он. — Плюс ко всему, этому искусству нет аналогов. Те, у кого хорошо получается следовать этому учению, платят соответствующую цену. Ты должен знать об этом.

— Я понимаю, — сказал я.

— Надеюсь, — ответил он. — Потому что если ты откажешься платить цену, вместо тебя будут вынуждены платить твои подопечные.

— В каком смысле? — спросил я.

Задумавшись на мгновение, Ньюман продолжил:

— Помнишь то несчастное стадо овец, которое мы видели несколько недель назад?

— Да, — ответил я.

— У этих бедных овец не было пастыря, который с готовностью платил бы цену, чтобы стать тем, кем должно стать настоящему пастырю. Поэтому овцам пришлось нести последствия нерадивости пастыря на собственной шкуре. Вот о чем я. Кто-то в любом случае должен платить. Вопрос заключается в том, кто? Овцы здесь ни при чем, не им решать подобный вопрос, поскольку тот, кому доверено пасти их, должен принимать это решение. Ежедневно, отправляясь на работу в «General Technologies», ты будешь сталкиваться с решением, кому платить сегодня цену лидерства, тебе или твоим подчиненным.

Ньюман пристально посмотрел мне прямо в глаза и спросил:

— Тед, а знаешь ли ты, почему гот человек не пожелал платить цену?

— Он решил, что эта цена слишком высока, — предположил я.

— И да и нет, — сказал Ньюман. — Вспомни микроэкономику. Цена, которую ты согласен заплатить за что-либо, равна цене, которой ты оцениваешь приобретаемое. Этот человек отказался платить цену не потому, что решил, что она слишком высока, но потому, что сам оценил это стадо слишком низко. Среди пастырей подобных людей называют наемниками.

— Наемниками? — переспросил я. — И что это значит?

— Наемник — это человек, который пасет стадо лишь потому, что это является его работой, — пояснил он. — Для такого человека овца не более чем средство для получения денег. Если тебе интересно узнать, в чем разница между мной и тем нерадивым пастырем и почему я хочу платить цену, а он нет, я поясню. Дело в том, что он пасет стадо ради денег. Я делаю то же самое, потому что люблю своих овец. Вот в этом и вся разница.

Мы замолчали на некоторое время, погрузившись в раздумья над глубокой истиной, прозвучавшей только что. Затем Ньюман заговорил снова:

— На протяжении последних недель мы очень много рассуждали с тобой о том, что значит быть пастырем для своих людей. Однако, Тед, я хочу, чтобы ты понял, что не посох и жезл делают тебя настоящим пастырем, а твое сердце. Разница между великим лидером и просто лидером заключается в том, что истинный лидер вкладывает все свое сердце в то, что он делает.

— Это верно, не спорю, — сказал я. — Но что под этим подразумевается ?

— Насколько ты ценишь своих людей, определяет твое отношение к ним. Если ты не ценишь их, тогда ты будешь относиться к ним, как наемник. Тебе будет казаться, что они доставляют тебе лишь убытки и являются препятствием на пути к чему-то лучшему; поэтому ты не сможешь посвятить себя всецело ради их блага в отличие от истинного пастыря. С таким отношением, возможно, ты продержишься на плаву еще некоторое время. Однако у тебя не будет стимула поступать так, как я учил тебя на протяжении последних недель. Ты уподобишься пастырю, разорившему свое стадо. В результате ты посчитаешь, что игра не стоит свеч, станешь относиться ко всему, как к своей работе, и бросишь своих людей на произвол судьбы — заботиться о себе самостоятельно.

К этому времени мы уже пришли на поле, где паслось стадо. Овцы совершенно не обращали на нас внимания, когда мы проходили через калитку в ограждении; они были поглощены своим занятием, щипали травку. Ньюман пихнул меня локтем в бок и сказал:

— Смотри, что сейчас будет!

Затем он начал издавать глухой гортанный звук, словно призывая кого-то. И тут со всех концов поля овцы начали сходиться к Ньюману, как будто их поманили волшебной палочкой. Доктор принялся гладить своих овечек. Он почесывал им ушки, поглаживал по голове, хлопал по бокам. Я восхищался тем, что для каждой овечки у него было имя, хотя к этому моменту меня не удивляло подобное.

— Привет, Черная Нога! Здравствуй, Коричневое Ухо, — разговаривал он с ними.

За последние недели я увидел, какое особенное отношение у Ньюмана было к своим овцам. Вспоминая ту субботу, когда я впервые увидел его стадо, я краснею от стыда при мысли о том, что обозвал его овец «вонючками».

Еще я понял, что поначалу смотрел на его овец, как на помеху в наших занятиях с доктором, которая лишь отнимала у нас время. Конечно, я понимал, что овцы далеко не люди, однако подобное отношение к ним отображало в некоторой мере мое заблуждение; ведь я мог относиться так и к своим подчиненным, принимая их как помеху на моем пути в достижении цели, которую я перед собой поставил. Это доставляло мне дискомфорт.

Я наблюдал за доктором Ньюманом, общающимся со своим стадом. Было явно видно, что они взаимно наслаждались этим общением. В одном я был вполне уверен: Джек Ньюман не был наемником для своих овец, поскольку он их любил!

Ньюман посмотрел на меня и заметил любопытство, с которым я наблюдал это зрелище.

— Ну, что скажешь? — спросил он.

— Очень впечатляет, — ответил я. — Как вы это делаете?

Ньюман выпрямился.

— Я воспроизвожу этот звук в гортанной части. Вот так...

Он снова немного опустил подбородок и повторил призыв,

которым обычно созывал своих овец:

— Тах-ху-у-у.

— Звучит не так уж и сложно, — сказал я.

— Хочешь попробовать? — предложил Ньюман.

— Нет, у меня не получится, — ответил я. — Боюсь, это прозвучит очень смешно.

— Не смущайся, — настаивал Ньюман. — У каждого пастыря есть свой клич. Это мой клич, который знают мои овцы и откликаются на него. Давай, попробуй. У тебя получится.

— Ну ладно, — согласился я. — Но только не смейтесь.

— Не буду, Тед. Ты только попробуй.

Я сделал несколько шагов назад, наклонил голову и изо всех сил как мог, попытался скопировать клич Ньюмана.

— Тах-у-у!

Ньюман улыбнулся и подошел ко мне.

— Неплохо, Тед, — ободрил он. — Можно сказать, что почти получилось. Хочешь теперь попытаться позвать овец?

— О, да... очень! — ответил я.

— Отлично, тогда отойди на конец поля, упрись спиной в ограду и что есть силы позови их, так, чтобы они услышали тебя.

— Хорошо, — сказал я. — Сейчас я покажу им настоящий клич!

Я уже почувствовал себя более уверенным, однако по дороге к месту назначения я тихо практиковал клич. Я не хотел упасть лицом в грязь перед своим учителем и немного переживал, как у меня выйдет.

— Я готов, — прокричал я, заняв положение у ограды.

— Давай, Тед.

— Тах-ху-у-у! — закричал я громко.

Овцы даже не шелохнулись.

— Очень хорошо, Тед, — крикнул Ньюман. — Еще раз попробуй.

— Ладно, — послушался я. — Тах-ху-у-у!

Овцы продолжали меня игнорировать.

— У тебя отлично получается, Тед, — снова крикнул Ньюман, торопливо шагая в мою сторону на помощь. — Не сдавайся. Сейчас попытайся произнести клич на тон ниже.

Я кивнул головой.

— Та-ах-ху-у-у-у-у-у!

На этот раз пара овец повернулась в мою сторону. Ньюман уже почти подошел ко мне, продолжая давать мне инструкции:

— Ты уже у цели, Тед. Теперь крикни немного громче.

Я сделал глубокий вдох.

— Та-а-ах-ху-у-у-у!

Уже несколько овец с интересом посмотрели на меня. Ньюман встал возле меня и сказал:

— Еще разок, у тебя отлично получается.

— Хорошо, — ответил я, хватая ртом воздух. — Та-а-ах-ху-У-У-У-У-У!

Наконец все овцы подняли головы и посмотрели в мою сторону. Поморгав в недоумении, они снова отвернулись и принялись щипать травку.

— Они не идут ко мне! — воскликнул я растеряно.

— Нет, не идут, — шепнул Ньюман. — Но я уверен, ты их очень позабавил. И меня вместе с ними.

Ньюман расхохотался так, что у него слезы потекли от смеха.

— Доктор Ньюман, будь у меня сейчас жезл в руках, я не задумываясь запустил бы его в вас!

Мне стоило немалых усилий, чтоб не рассмеяться вместе с ним над собой.

Ньюман вытер слезы с глаз.

— Мне будет очень не хватать наших субботних встреч, — усмехаясь проговорил он.

— Что ж, я рад, что смог повеселить вас, — ответил я.

— О-о... — протянул он, переводя дыхание. — Мне не следовало так смеяться после плотного ужина. Аж желудок заболел.

— И все-таки, я не понимаю, — не унимался я. — Почему они не подошли ко мне? Ведь у меня хорошо получилось сымитировать ваш клич.

Ньюман расплылся в широкой улыбке.

— У тебя клич получился лучше, чем у меня, — сказал он. — Скажу тебе по секрету, мне еще не доводилось слышать клич лучше, чем твой!

— Вы никак не уйметесь, — отреагировал я. — Я же серьезно спрашиваю. Почему они не пришли ко мне, как к вам?

— Ладно, слушай, — ответил он. — Несмотря на то, что порой овцы делают глупости, Тед, они очень чувствительны к голосу и не ко всякому подойдут. Как факт, они вообще не признают голос чужого.

— Почему? — заинтересовался я.

— Потому что они не доверяют чужаку. Они его просто не знают. Тед, ты можешь быть самым лучшим пастырем в мире, но если овцы не знакомы с тобой, ты будешь для них не более чем чужак. Здесь кроется очень важный принцип. Истинное лидерство не определяется твоей способностью командовать овцами, оно определяется твоей способностью вести стадо за собой, Тед. Если твои подчиненные не будут смотреть на тебя как на своего пастыря, они не смогут доверять тебе, чтобы следовать за тобой. Причина, по которой овцы ответили на мой клич и проигнорировали твой, в том, что они знают меня и доверяют мне как своему пастырю.

— Теперь понимаю, — ответил я. — Я смогу завоевать доверие своих подчиненных и они будут следовать за мной лишь в том случае, если я проявлю себя как хороший пастырь.

— Верно. Именно этому мы учили вас на лекциях. Качество прибыли зависит от качества инвестиции. Если ты желаешь, чтоб люди доверяли тебе и оставались верными, ты в первую очередь должен проявить доверие и верность к ним. Поэтому мы и называем это прибылью, или отдачей. Будешь наполовину отдавать себя людям, будешь получать соответствующее отношение от них. Но если будешь делать это всем сердцем, если будешь искренне любить своих людей, они в ответ будут относиться к тебе так же.

Ньюман собрался с мыслями, затем продолжил:

— Секрет моего успеха заключается именно в этом принципе, Тед. Более тридцати лет назад я принял решение, что не хочу быть наемником или чужаком. Я решил стать пастырем. Несколько недель назад ты попросил меня научить искусству лидерства. И я научил тебя всему, что лично знал. Теперь твоя очередь решать, каким лидером будешь ты.

— Доктор Ньюман, — решительно заявил я. — Я хочу быть пастырем.

Ньюман улыбнулся в ответ.

— Я знаю.

— Я не собираюсь быть наемником или чужаком, — утверждал я.

— Ты им не будешь, я верю.

— Спасибо, — сказал я. — Доктор Ньюман?

— Да?

— Почему вы так уверены, что я стану пастырем, а не наемником? — полюбопытствовал я.

— Помнишь тот день, когда ты пришел ко мне в офис и попросил научить тебя, как руководить людьми?

— Конечно, помню, — ответил я.

— А что я ответил тебе, помнишь? — спросил Ньюман.

— Вы сказали, что будете учить меня, если я согласен пожертвовать своими субботами до конца семестра.

— Верно. Отчасти я сказал тебе так, потому что в будние дни, кроме субботы, я действительно очень занят. Но ты даже и не догадывался, что, с другой стороны, Тед, я испытывал

тебя. Я хотел увидеть, насколько ты был готов посвятить этому свое свободное время, которого у тебя и так было очень мало. И если бы ты не согласился заплатить цену для того, чтобы овладеть принципами «Тропы пастыря», само собой разумеется, ты не стал бы платить цену, чтобы применить это на практике.

В этот момент я осознал, как много Джек Ньюман вложил в меня. Он не просто открыл мне секрет к успеху, указав на «Тропу пастыря», но и на личном примере показал его в действии. Меня охватила волна благодарности и чувства долга перед ним. Человек, которого я так сильно уважал и которому хотел подражать, верил в меня. Я желал достичь успеха в «General Technologies» по многим причинам. Однако теперь к списку этих причин добавилась еще одна: я хотел, чтобы доктор Джек Ньюман гордился мной.

— Я даже не знаю, как могу отблагодарить вас за все, что вы для меня сделали, — проговорил я.

— Не стоит благодарить меня, Тед, — ответил Джек. — Для меня было огромным удовольствием проводить занятия с тобой. Особенно мне понравилось, когда ты осваивал искусство клича на холме. — Он положил руку мне на плечо. — Тед, ты действительно отблагодаришь меня, когда я увижу отдачу от своего вложения в тебя. Поступай так, как я учил тебя, и учи этому других.

— Именно так я и поступлю, — сказал я. — Обещаю.

 

Тропа пастыря

Сердце пастыря

• Великое лидерство — стиль жизни, а не техника

• Каждый день принимай решение, кто будет платить цену за твое руководство — ты или твои люди.

• Самое главное — сердце, отданное подопечным.

 

 

Конец интервью

Июля 2002 года

— Сорок пять лет прошло, мистер Пентак, — сказал Теодор Макбрайд, отходя от окна своего офиса, находившегося на сороковом этаже. — Все эти годы я каждый день живу так, как пообещал тогда. С первого дня моей работы в «General Technologies» я принял решение посвятить себя своим людям. Образ пренебреженного стада, которое мы видели с Джеком Ньюманом, живет в моей памяти до сих пор.

Макбрайд посмотрел на меня, затем продолжил:

— Я решил, что такого не произойдет с моим стадом, пока я их пастырь. Несмотря ни на что, как бы нереально это ни звучало тогда, я поступал, как учил меня Джек на холмах Техаса. И на протяжении всех этих лет мои люди, за исключением некоторых, относились ко мне именно так, как говорил он.

— Результат налицо. Об этом можно судить по видимому успеху, — сказал я.

— Что ж, — ответил он. — Мы стараемся брать на работу лучших специалистов мира. Плюс ко всему, наши люди не бросают компанию в поисках пажитей, где трава зеленее. Количество людей, желающих работать в нашей компании, больше, чем тех, которые уходят. Нашим людям нравится работать здесь. К тому же наша компания имеет самый высокий процент стабильности среди пятидесяти ведущих компаний во всей Америке.

— Значит, для вас это играет очень важную роль, не так ли, — подметил я, делая записи в блокноте.

— Несомненно, — ответил Макбрайд. — Ньюман видел намного дальше своего времени. В те годы, а это был 1957-й, в стране правила промышленная экономика. Рынок держала стандартизация и сборочные конвейеры. Людей не очень волновали удобства и комфорт жизни, так, как в наши дни. Но сегодня мы живем в век сервисной экономики и информации. Здесь огромную роль играют процесс и удовлетворение потребностей заказчика. Как факт, большая часть актива компании состоит из информации.

— Простите, а что это значит? — переспросил я.

— Это значит, что уровень высокой конкурентоспособности компании состоит из знаний, умений и способностей ее работников.

— Компания стоит на их способностях и знаниях. Понимаю, — повторил я.

— Да, — продолжал Макбрайд. — И поскольку людей волнует качество условий жизни сегодня, они будут предельно осторожны в выборе пажити. Итак, секрет успеха роста конкурентоспособности заключается в развитии ваших талантов.

— Да, я понимаю, — проговорил я. — «General Technologies: наши люди — это залог нашего успеха и конкурентоспособности».

Мистер Макбрайд улыбнулся.

— Да, я несомненно сделал правильный выбор, что пригласил именно вас провести это интервью, — сказал он.

— Спасибо, — поблагодарил я, выровнявшись в кресле. — Я очень ценю ваш комплимент. Однако есть еще одна вещь, которая мне не совсем понятна.

— И что же это, Билл? — спросил Макбрайд.

— Вы сказали, что Ньюман видел намного дальше своего времени.

— Да, это так.

— Однако он сам учил вас искусству, которое существует уже на протяжении многих тысяч лет.

— Ах, вот вы о чем, — сказал Макбрайд. — Вам непонятно, почему это древнее искусство лидерства под названиехм « Тропа пастыря» столь эффективно и в наши дни. Не так ли?

— Да, — ответил я. — И еще, почему таких пастырей-лидеров, как вы, очень мало сейчас?

— Принципы, на которых основано учение «Тропы пастыря» действенно и сегодня, потому что фундаментальные нужды человека в основном не изменились, — пояснил он. — Ну, а почему в наши дни так мало хороших пастырей, на этот вопрос Джек Ньюман уже ответил. Чтобы стать вели- ким лидером, надо платить высокую цену, а на это согласны немногие.

— Доктор Ньюман, чем он сейчас занимается? — спросил я.

— Несколько лет назад он умер, — сообщил Макбрайд. — Его уже нет среди нас, однако годы не могут стереть из памяти его доброе имя.

При этих словах Макбрайд отошел от окна и направился к стене, возле которой стоял его рабочий стол. Я повернулся и увидел, что он остановился у стены, на которой висели две деревянные палки, одна была немного короче другой. Макбрайд осторожно провел рукой по длинной палке, с крючковатым изгибом на одном конце.

— В своем завещании он оставил мне это в наследство, — проговорил он. — Мне его очень не хватает. Все, что вы видите на этих стенах, мистер Пентак, это мое богатство, и в свое время каждая из этих вещиц принесла мне огромное благословение. Но больше всех драгоценностей я дорожу этими двумя вещами. Джек Ньюман оставил в моей жизни хорошую память о себе. Своим успехом в большей мере я обязан ему. Он научил меня самым великим секретам успешного менеджмента. Благодаря ему я узнал, как воспитать верных и посвященных людей, как руководить ими, чтобы они желали следовать за мной. Я всегда вспоминаю его.

Затем он медленно подошел к своему столу и продолжил:

— Думаю, он гордился бы тем успехом, которого мы достигли. По крайней мере, он гордился бы мной, поскольку я исполнил свое обещание и оправдал его огромный вклад в меня.

— Думаю, вы достаточно сделали, чтобы отблагодарить его, — сказал я.

— Не совсем. Другие должны тоже узнать об этом искусстве, — ответил Макбрайд. — Я могу научить молодое поколение студентов тому, чему обучил меня Ньюман.

— Поэтому вы согласились дать интервью? Чтобы другие узнали об этом искусстве?

— Вы правильно меня поняли, — сказал Макбрайд усмехнувшись. — Плюс ко всему, завтра в прессе от нашей компании появится статья, сообщающая о моем уходе на заслуженный отдых и о вакансии на мое место.

Я взволнованно посмотрел на него, затем быстро перевернул страницу блокнота.

— Вы уже знаете, кто встанет на ваше место? — заинтересованно спросил я.

— Об этом не сейчас. Оставим этот вопрос для следующего интервью, — заявил Макбрайд. — Одно скажу вам точно. Мой преемник не будет наемником или чужаком. Своих людей я передам исключительно в руки самого лучшего пастыря.

— Как вы думаете, что будет с компанией после вашего ухода? — спросил я. — Вы не боитесь, что дела компании пойдут под откос?

— Нет, я так не думаю. Я уже сказал вам, что у нас работают самые лучшие специалисты. Сорок пять лет я провел в огромной семье «General Technologies», напоминая им о том, кто мы и на что способны. Эти люди знают себе цену и не позволят компании потерять высоту, на которую они ее подняли. Они вполне преданы «General Technologies».

— Вы хотите сказать, что их преданность вызвана атмосферой, созданной лидерами по принципам «Тропы пастыря»? — спросил я.

Макбрайд улыбнулся.

— Верно. Благодаря принципам «Тропы пастыря».

В этот момент мы услышали голос Кристины Никель по интеркому.

— Мистер Макбрайд, через десять минут у вас начинается совещание по телефону с деканом, — сообщила она.

— Спасибо, Кристина. — Он повернулся ко мне и протянул руку в знак прощания. — Спасибо за визит, — сказал Макбрайд. — Я очень благодарен вам за время, которое вы уделили мне. С нетерпением жду, когда смогу прочесть ваши труды.

— Спасибо и вам, — сказал я, пожимая ему руку в ответ, — за предоставленную мне возможность. Буду стараться сделать все на высшем уровне.

— Я уверен, что так и будет, — ответил Макбрайд. — Всего вам доброго.

Когда я поднялся с кресла, в дверях появилась Кристина Никель, чтобы проводить меня к лифту. На выходе из офиса Макбрайда зазвонил телефон, и Кристина подбежала к своему рабочему столу, чтобы ответить на звонок. В это время я 

оглянулся назад и сквозь небольшую щель в приоткрытой двери офиса Макбрайда увидел его. Он задумчиво сидел за своим широким рабочим столом и смотрел на стену, которую украшали посох и жезл. Все эти годы, сорок пять лет, Макбрайд следовал заложенным в них принципам.

— Спасибо тебе, Джек, — прошептал он. — Я бы не сделал этого без тебя.

Он мысленно погрузился в воспоминания, уносившие его в прошлое. Вдруг его лицо озарила улыбка; он открыл левый ящик рабочего стола и достал оттуда старый, потрепанный временем блокнот. Осторожно положив его на стол перед собой, Макбрайд перевернул страницу обложки. На желтой странице блокнота выцветшими от времени чернилами красовалась надпись: «Тропа пастыря».

 

Принципы «тропы пастыря»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.526 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь