Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пробуждайте святые чувства



 

Хорошая проповедь способствует пробуждению «святых чувств»: ненависти к греху, восхищения Господом, упования на Его обетования, благодарности за Его милость, стремления к святости и тихого смирения. Отсутствие святых чувств у христиан отвратительно. «Вера сама по себе настолько велика, что проявления сердца, по своей природе и важности, не будут соответствовать ей, если они не будут живыми и сильными. Ни в чем так не важно наше рвение в поступках, как в религии; и ни в чем другом равнодушие не выглядит так отвратительно»[61]. Далее Эдвардс замечает, что «если истинная вера наполнена святыми чувствами, то мы можем сделать вывод, что нам необходимо проповедовать Слово таким образом, чтобы глубоко проникнуть в сердца наших прихожан»[62].

Конечно же, полное чувства собственного достоинства духовенство Бостона посчитало стремление пробуждать в верующих чувства крайне опасным экспериментом. Например, Чарлз Чанси писал: «Очевиден и неоспорим тот факт, что сегодня мы в основном видим, как проповедники обращаются к пылким чувствам верующих, как будто главной целью религии является нарушить их спокойствие»[63]. Ответ Эдвардса был весьма дипломатичен и взвешен:

 

Я не думаю, что проповедников можно обвинять в том, что они пробуждают в своих слушателях очень сильные эмоции, если эти чувства достойны, а их высота соответствует важности обсуждаемого вопроса… Почитаю своей обязанностью создавать накал эмоций у моих слушателей до такой степени, насколько это возможно, при том только условии, что в их сердцах в этот момент горит истина, если только они чувствуют то, что соответствует природе обсуждаемой темы. Я знаю, что на протяжении долгого времени искренняя и трогательная манера проповедовать оставалась в презрении; хорошим проповедником назывался только тот, кто обладал наибольшими знаниями, силой логики, правильными методами и хорошей риторикой. Но я, со всяким смирением в сердце, стал задумываться: а не в силу ли недостатка нашего понимания и игнорирования самой природы человеческой души мы считаем лучшим образцом именно такую манеру проповедовать, думая, что именно она отвечает чаяниям и нуждам слушателей? Обилие же фактов из настоящего и прошлого подтверждает эту точку зрения[64].

 

Пожалуй, сегодня кто-либо, может, и спросил бы Эдвардса: «А почему ваша цель — чувства, а не дела любви, милосердия и справедливости?» На это можно ответить, что мишенью проповедей Эдвардса было не поведение верующих, а именно чувства их сердца, которые отражаются на их поведении. На это есть две причины. Во-первых, доброе дерево не может приносить худые плоды. Самая большая глава в «Трактате о религиозных чувствах» посвящена доказательству тезиса о том, что «благодатные и святые чувства найдут свой выход в практической жизни христианина»[65]. Эдвардс был нацелен на чувства потому, что считал их источником праведных поступков. Посадите доброе дерево, и оно принесет вам добрые плоды.

Во-вторых, Эдвардс понимал, что пробуждать святые чувства необходимо, поскольку «нет такого плода, который был бы благ и не происходил бы из благих чувств»[66]. Другими словами, добрые и милостивые поступки проистекают только из нового, данного Богом сердца, радующегося, что может теперь положиться на Бога, искать Его славы; в противном случае наши благие дела — просто законничество и не приносят чести Господу. Если и отдадим свое тело на сожжение, а любви не имеем — нет в том никакой пользы (1 Кор. 13:3).

Таким образом, хорошая проповедь должна про-буждать святые чувства в тех, кто слушает. Мишень проповеди — сердце.

 

Просвещайте разум

 

Да, Эдвардс говорил, что «нашим прихожанам нужно не столько заполнить головы, сколько смягчить сердце. Им нужна именно такая проповедь, которая предназначена прежде всего для их сердец»[67]. Тем не менее существует разница между тем, как Эдвардс действовал на сердца своих слушателей, и тем, как проповедуют современные, ориентированные на психологию, вооруженные психоанализом проповедники.

За основу проповеди в день своего назначения на должность пастора в 1744 году Эдвардс взял отрывок из Евангелия от Иоанна об Иоанне Крестителе: «Он был светильник, горящий и светящий» (Ин. 5:35). Через всю проповедь красной нитью проходил основной тезис: «Проповедник должен гореть и светить». В сердце должен быть огонь, а в голове — свет, но тепла должно быть не больше и не меньше, чем света.

 

Если служитель церкви светит без тепла, развлекает слушателей заученными речами, пустыми из-за отсутствия святости, в которых нет и намека на огонь духа, рвения о Господе и благосостоянии душ, то он просто доставляет удовольствие ушам прихожан, заполняя их головы пустой болтовней, которая не может ни сердце согреть, ни душу спасти. Если же слова проповедника полны неистового и неуемного рвения, обжигающего огня, но сам он не дает света, то в сердцах слушателей может появиться подобие святого огня, искаженные страсти и чувства; эти чувства никогда не сделают прихожан лучше, не помогут им сделать еще один шаг к Небесному Царству, а, наоборот, быстро собьют их с дороги[68].

 

Тепло и свет. Пламя и сияние. Крайне важно про-светить разум. Чувства не могут быть святыми, если они не проистекают из разума, просвещенного истиной. Например, Эдвардс пишет: «Если в вере нет духовного света, то это не вера детей света и дня, а самонадеянность детей тьмы. Следовательно, проповедник, настойчиво призывающий к вере, но не светящий, сильно способствует обману князя тьмы»[69].

Эдвардс прибегает даже к еще более сильным словам: «Предположим, что святые чувства действительно возникли на почве крепкого убеждения в истинности христианской веры. Однако такие чувства не лучше, если эта убежденность неразумна . Под разумной убежденностью я подразумеваю убеждение, возникшее на основании реальных, действительных доказательств , или хороших доводов, или достойных причин»[70]. Поэтому хороший проповедник, стремясь про-будить святые чувства, должен объяснить «что, где и почему». Эдвардса нельзя обвинить в том, что он пытался манипулировать чувствами людей. Для него его слушатели были разумными созданиями, и чувства в сердцах он пробуждал только светом истины.

Именно поэтому Эдвардс учил, что «для служителей церкви будет весьма полезно научиться ясно и разборчиво объяснять учения Библии, раскрывать смысл трудных доктрин, убеждать силой доводов и аргументов, придерживаться простых и понятных методов и порядка в рассуждениях, чтобы легко усвоить и запомнить Слово»[71]. Таким образом, проповедь должна просвещать разум слушателей святой истиной. Почти 250 лет тому назад Бог пробудил Новую Англию удивительным сочетанием: теплом и светом, пламенем и сиянием, разумом и сердцем, учением и чувствами. А разве сегодня Бог не может использовать это сочетание для просвещения разума и зажигания сердец?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь