Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первое Болгарское царство и ранние сербские княжества.



Городская жизнь практически отсутствовала, редкие укрепленные поселения в первую очередь исполняли функции крепостей и административных центров, лишь в самую последнюю очередь служили местами сосредоточения ремесла и торговли. Исключением являлись болгарские Плиска, Преслав, Охрид, в которых относительно высокое развитие ремесла и торговли стимулировалось специфически нуждами центральных органов государственной и церковной власти.

Хозяйственная (налоговая) практика болгар и сербов носила исключительно натуральных характер, денежно обращение и чеканка монеты отсутствовали. Крупные денежные суммы от Византии подвергались тезаврации или возвращались в империю как плата за импорт из нее предметов роскоши и др.

Второе Болгарское царство и Сербия Неманичей и их приемников.

Время значительно отличалось от предыдущего. До образования Второго Болгарского царства – в период византийского правления произошло прекращение военных действий, интеграция в общеимперскую систему путей сообщения и торговых связей, перевод налоговых обязательств из натуральных в денежную форму – все это дало мощный толчок развитию здесь общественного разделения труда, отношений обмена и денежного обращения.

В сербских землях подобную роль сыграл подъем горнорудного дела и металлургии (с XIII в.), во многом обусловленный появлением здесь сасов (саксов) – горняков и металлургов немецкого происхождения, чьи компактные поселения получили под властью сербских правителей широкую внутреннюю автономию.

Хозяйственно-экономическая практика: профессиональная ремесленно-торговая деятельность, регулярное денежное обращение (f. e., византийские, венецианские монеты и собственная чеканка монет).

Повторная урбанизация Балкан – возрождение старых и появление новых городов в Болгарии еще под Византией, в Сербии позже с подъем горнорудного дела и металлургии. Сама городская жизнь развивалась под знаком сильнейшего византийского влияния (отличалась от латинского Запада):

· За некоторым исключением сербские и болгарские города не обладали особым административно-судебным статусом, не говоря уже о полноценном городском праве, так как византийская практика не предполагало действия в городах иного права, кроме общегосударственного, не выделяла горожан из общей массы подданых

· Города состояли в прямом ведении специальных должностных лиц – кефалиев, назначавшихся сверху.

· Города были прочно встроены в систему провинциального управления и во многих случаях играли роль «провинциальных столиц»

· Горожане в качестве подданных никак не противопоставлялись сельскому населению, точно также несли налоговое бремя перед казной => квартала и города = сельские общины в качестве налогов округов. В болгарских и сербских землях отсутствовали профессионально-производственные цехи западного образца со своим самоуправлением. Исключением являлись в некоторых болгарских городах корпорации византийского образца и религиозные братства, связанные с храмом или городским монастырем. В сербских землях исключение составляли латинские города Южной Далмации (имели полноценное коммунальное управление и собственное законодательство в виде статутов) и города сасов.

Города в подавляющем большинстве случаев были только локальными центрами, обеспечивающими обмен продукции в рамках города и сельских окрестностей, лишь города морского побережье и Дуная были включены в систему международной торговли. Ремесло и торговля сохраняли мелкотоварный характер, в основном ориентируясь на конкретный заказ и ярморочную продажу, а не на постоянный рыночный спрос.

Характерные формы организации – небольшие мастерские и лавки (принадлежали одной семье, подмастерьев и учеников было мало). При этом многие горожане попутно занимались сельскими видами деятельности (огородничество, садовство), что придавало городам отчетливый полуаграрный облик.

Международная торговля была связана прежде всего с экспортом сельхоз продукции и сырья. В роли продавцов выступали в основном крупные земельные собственники, так как обладали достаточным для реализации объемами товарной продукции, необходимыми площадками в городах (склады), поэтому спокойно обходились без посредников (инкастелламенто не было, земельные собственники предпочитали жить в городах). Однако ведущая роль в международной торговле принадлежала купцам из Венеции, Генуи и далматинского Дубровника (действовали как в Византии, следовательно, сербские, болгарские купцы просто были вытеснены).

Таким образом, ко времени османского завоевания даже повторная урбанизация не смогла преобразовать традиционную специфически-аграрную местную жизнь.

Хорватия XII-середина XIV вв.

XIII в. на территории Славонии шел интенсивный процесс развития городской жизни. В течение этого столетия особые привилегии (городское право) получили 10 населенных пунктов на территории современных Хорватии и Боснии (девять славонских и один боснийский). Среди «фундационных грамот» особо выделяются грамоты «свободных королевских городов», первым из которых стал Загреб.

«Свободный королевский город» отличает то, что его городская община в качестве юридического лица пользуется правом благородного сословия, т.е. представляет собой коллективного сеньора.

Материал грамот позволяет сделать вывод, что доходы загребской коммуны включали в себя элемент сеньориальной ренты: принцип территориальной юрисдикции предусматривал взимание в пользу городской казны штрафов за правонарушения, совершенные на территории города, не только с горожан, но и с лиц любой принадлежности, кроме того, уже булла 1242 г. прямо упоминает крестьян из принадлежащих коммуне сел. Коммуна неустанно и успешно заботилась о расширении своих земельных владений, и доходы от них с течением времени возрастали. С XV в. горожане начали вести упорную борьбу за расширение торговых привилегий, увенчавшуюся в последующий период значительными успехами: булла 1242 г. гарантировала им право на беспошлинную торговлю в пределах королевства, а впоследствии они приобрели право на доходы от рыночного сбора и добились от государственной казны отчислений с торговых пошлин и «королевской таксы» - основного государственного налога.

Важнейшим этапом на пути уравнения города в правах с бла­городным сословием стало правление Сигизмунда Люксембургского (начало XV в.), когда городские делегаты получили доступ в высший законодательный орган. Отныне город не только эксплуатировал непосредственно зависящих от него крестьян и извлекал доходы от территориальной юрисдикции, но, по крайней мере опосредованно, участвовал в эксплуатации всего непривилегированного населения через определение норм его платежей и служб.

Аграрное производство определяло совокупную социально-имущественную структуру и политическую организацию балканских государств.

Расселившись на Балканах, славяне долго оставались носителями племенного строя, позже появляются надплеменные, военно-территориальные объединения – «славинии».

Первое Болгарское царство и ранние сербские княжества.

Население по социально-имущественному облику было однородным. Крестьяне – большинство, землевладельческая знать только формируется (и племенная, и новая служилая), как и ремесленно-торговая прослойка. С утверждением христианства появляется слой духовенства.

Социально-политическая организация – со временем первичным звеном закреплялась малая семья. На высоком уровне на смену угасающим традициям племенного строя приходило подданство на территориальной основе, налагаемые крепнущей государственной властью и сопряженные с разного рода обязательствами в ее пользу.

В сербских землях государственная власть вырастала из самой славянской среды (результат развития местных славянских объединений), во владениях Первого Болгарского царства представлена преимущественно институтами протоболгарского происхождения, коренившимися в традициях древних тюрок и их кочевых держав.

Верховный правитель Болгарии – хан, опирался на кавхана (непосредственное руководство военной организации государства) и ичиргубоила (действия центральных органов власти в столице и ее ближайших окрестностях). Отказ от такой титулярной практики произошел в конце IX в. сын Бориса-Михаила Симеон принял титул князя. На менее высоком уровне болгарскую государственность представляли носители разных тюркско-протоболгарских титулов и должностей вплоть до византийского завоевания. Еще одним остатком не забытого племенного прошлого является конвент – собрание взрослых и полноправных мужчин воинов (первоначально только тюрок-протоболгар), которое могло созываться для обсуждения важнейших вопросов общегосударственного значения. Последний конвент был созван в 893 г. в связи с передачей высшей власти отозванному из Константинополя Симеону и его низложенного старшего брата Владимира-Расате.

Второе Болгарское царство и Сербия Неманичей и их приемников.

1. Выделились Средневековые группы:

· Светская землевладельческая знать

· Зависимые крестьяне (при сохранении слоя свободных крестьян-налогоплательщиков казны)

· Духовенство

· Прослойка торговцев и ремесленников

2. Освоение государственно-политического наследия Византии (неоднородно), полнее и точнее данную модель копировала Болгария, а пик византийского влияния в Сербии связан с Неманичами. Как и в Византии, главное место в военных силах перешло от ополчения к отрядам светской земледельческой знати, включая держателей проний, а также к наемникам.

· Государства представляли собой относительно централизованные монархии, военные, административно-сдебные и налоговые полномочия которых формально распространялись на всю подвластную им территорию и все постоянно проживающее здесь население. Система хор (= фем в Болгарии при Иване Асене II) и кефалий (Стефан Душан, подвластная территория делилась на множество сравнительно небольших по размеру административно-судебных округов во главе с «кефалиями»).

· Монархическая власть носила самодержавный византийский, наследственный характер.

· В Болгарии и Сербии не сложилась система сословно-территориального представительства как у «латинян». Во ВБ царстве конвенты уже не собирались, в Сербии существовали саборы с участием светской знати и высшего духовенства, но собирались от случаю к случаю. Вместо этого в этих государствах существовал совет при особе правителя (синклит) византийского образца. Не было и «латинской» иерархической, с несколькими уровнями соподчинения, системы вассально-ленных связей.

· Не стоит преувеличивать степень централизации в Сербии и Болгарии.

Отчетливо обособленное положение было у албанских и влашских скотоводов-горцев, которые заведомо не поддавались такому же плотному контролю, какой был возможен к оседлому населению. Автономию имели «сасы»

Правители щедро жаловали налоговые и административно-судебные привилегии крупным собственникам (передача от государства самим собственникам полномочий не только к имуществу, но и к зависимым людям)

Передача районов под управление родственников действующего правителя (апанаж).

=> Децентрализация, сепаратизм, приватизация политической власти, истощение местного населения, неизбежное отчуждение широких масс подданых - одна из причин османского завоевания.

3. Имперский характер государственности (по своему составу государства не были этнически однородными).

· Этническая разнородность населения. Большинство сербы в Сербии и болгары в Болгарии, но жили и греки, влахи, албанцы, общины армян и евреев, потомки печенегов и узов, куманы (половцы). Этническая разнородность не учитывала система провинциального управления, строившаяся строго по территориально-административному принципу. Неоднородной была и правящая элита.

· Этническое самоопределение оставалось частным делом самих подданных. Идеи национального государства не было, несмотря на существование политических институтов, чьи официальные наименования включали в себя эпитеты «болгарский», «сербский» должно было так или иначе поддерживать этническую идентичность самих болгар и сербов.

· Политическая ортодоксия. Специфически религиозный характер обоснования права государства на существование. В Болгарии проявлялось еще до принятия христианства, когда источниками сакральной санкции государственной власти выступали главные действующие силы тюрско-протоболгарской языческой мифологии. С принятие христианства идеологи стремились вписать свои государства и действия их правителей в общий план Божественного Промышления о мире и человеке. Каноны Православной Церкви имели силу государственных законов, ассимиляционное давление государства было направлено не на этнические меньшинства, но на иноверцев и христиански еретиков.

Общее церковно-политическое пространство, где правители уступали роль верховного главы и арбитра православному византийскому императору.

Единая византийско-православная эсхатология.

Ветхозаветные проекции. Православные христиане – Новый Израиль, Константинополь – Новый Иерусалим, Велика Церковь (Св. София) – Новый Храм, император – Новый Соломон и Новый Константин. (f.e. Тырново – Новый Царьград).

· Данное восточно-христианское представление опиралось на реальный и едва ли не единственный опыт самых широких масс рядового болгарского и сербского населения, так как не только болгары и сербы являлись подданными Византии, но и византийцы оказывались среди подданных болгар и сербов. А перемена конкретного подданства воспринималась как просто переход из одной части общего церковно-политического пространства в другую.

Хорватия

Формирование сословной монархии началось в землях «Короны св. Стефана» с изданием «Золотой буллы» 1222 г. Параллельно шел процесс размежевания в среде свободного населения, из которого выделилась прослойка мелких землевладельцев, уравненных в политических правах с магнатами.

«Золотая булла» гарантировала особый правовой статус «сервиентам» - служилым людям короля. Единственной обязанностью сервиента отныне становилась личная военная служба, за которую следовало вознаграждение: имения сервиентов освобождались от денежных и натуральных платежей в казну, за участие в заграничных экспедициях полагалось жалованье, в случае же гибели сервиента король обязывался воз­ наградить (по своему усмотрению) его наследников. Главное же, сервиентам дозволялось ежегодно, в день св. Стефана, являться на собрания в г. Секешфехервар, где в присутствии короля или его наместника рассматривались судебные дела. Тем самым были заложены основы сословно-представительных органов, которые выполняли не только судебные, но и законодательные функции.

Спустя полвека после издания «Золотой буллы» состоялось первое заседание хорватского сабора, принявшего «законы королевства и баната», переданные на утверждение хорватскому бану (постановления из области процессуального и семейного права, налогообложения и др.). В заседании наряду с нобилями (крупные землевладельцы-иммунисты, занимавшие ответственные государственные должности) принимали участие служилые люди.

Решающим шагом на пути уравнения в правах этих двух сословий стало издание декрета 1351 г., провозгласившего подтверждение «Золотой буллы» и дополнившего ее новыми статьями, в том числе утверждающими равноправие всех нобилей королевства, к которым отныне причислялись сервиенты.

Помимо сервиентов, несших гарнизонную службу при крепостях, в Хорватии существовала еще одна значительная категория населения, претендовавшая на сословные привилегии на том основании, что ее представители вели свое происхождение от тех древних родов, которые якобы предводительствовали хорватскими племенами со времен императора Ираклия, а в 1102 г. при заключении унии получили привилегии от короля Коломана (их хорватское название «племичи», «племенитые люди», ставшее впоследствии синонимом латинского термина «nobiles»).

Та часть населения, которая не вошла в разряд нобилей­племичей, оказалась лишенной важнейших прав. В основном это было крестьянское население - кметы(колоны), проживавшие в имениях короля и королевы, прелатов и баронов (иммунистов), а также прочих нобилей и свободных королевских городов. Основными признаками их неполноправного положения (не считая главного - отсутствия политических прав) было

· подчинение патримониальной юрисдикции

· обложение службами и платежами в пользу как собственных господ, так и государства в целом.

Формы и размеры этих обязанностей устанавливались сверху, без участия непосредственных производителей.

Процесс формирования сословной структуры общества, также связан с историей далматинских городов. Рассматриваемый период ознаменовался здесь оформлением патрициата, завладевшего монополией на политическую власть, в результате чего социальная структура городов в миниатюре обрела черты государства. Указанный процесс в основном завершился к середине XIV в. в период венецианского управления.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь