Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 9. Принятие христианства и церковные институты в средневековых славянских странах Балканского полуострова (до османского завоевания).
Болгария. Признанная Византией еще в 681 г., Болгария приняла новую религию лишь почти два века спустя, при хане Борисе I (852-889). В 855-856 проиграл в борьбе с Византией. Византия обусловила заключение мирного договора принятием христианства от Константинополя. Византия в обмен пообещала вернуть отторгнутые территории. В 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей. Акт не был публичным. Народ не принимал новую религию. Стал духовным сыном византийского императора Михаила III. Подавил антихристианское выступление. Борис хотел добиться самостоятельной церковной организации. Поэтом лавировал между Константинополем и Римом. Фотий – морально-этическое послание, в котором нет ни слова о статусе болгарской церкви. Рим – (866) 106 ответов на болгарские вопросы. История с определением статуса болгарской церкви завершилась на Константинопольском Вселенском соборе 869-870 гг. Кирилл и Мефодий в нач. 60-х IX в. перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги и стали проводиться богослужения в Великой Моравии. Когда их учеников (Климент, Наум, Ангеларий, Константин) отовсюду гнали, Борис их приютил. Наум проповедовал в Плиске, Климент – в Охриде. В 889 г. Борис ушел в монастырь. Его сын Владимир-Расате пытался вернуть язычество. Поэтому Борис вернулся из монастыря. На его месте воцарился Симеон. Строительство новых церквей. В эпоху I Болгарского Царства (681-1018) было переведено много текстов Ветхого и Нового заветов и сочинения болгарских книжников на церковную тему. Создать болгарскую патриархию удалось лишь сыну Симеона Петру (927-970), который был женат на внучке византийского императора. Возникает в его правление множество монастырей. Наиболее яркая фигура этого времени – св.Иоанн Рильский, который основал в горах Рильского горного массива монастырь. В правление Петра – богомильское движение. Трудное социально-экономическое положение после войн Симеона, вдобавок все еще помнили язычество. Гонения после возникновения движения в 920-е. Но движение богомилов распространялось вплоть до XV в. Сильнейший удар – 1018 г.: Болгария под властью Византии. Болгарская патриархия уничтожена. Архиепископ в Охриде. После освобождения от власти Византии в 1187 г. – попытки восстановления независимости. Один из болгарских царей – Калоян – добился признания патриаршего достоинства для ее главы, даже заключил унию с Римско-католической церковью (1205). IV крестовый поход. Болгары против крестоносцев. Уния невозможна. Патриархию в Болгарии удалось восстановить лишь с 1235 года после окончательного разрыва с Римом и благодаря союзу с Никейской империей. Тырновская патриархия просуществовал вплоть до завоевания турками в XIV в. Сербия. По сведениям Константина Багрянородного крещение свершилось при императоре Ираклии (первая половина VII в.), а епископы были из Рима. Процесс длительный, т.к. процесс великой схизмы 1054 г. не отразился здесь настолько широко. Главный оплот православия – Рашка. Со времен Кирилла и Мефодия в сербских землях распространились византийские сочинения. Усилиями Стефана Немани и его младшего сына был создан на Св. горе первый сербский монастырь – знаменитый Халидар. Стефан Первозванный. Для предания веса своим притязаниям на коронацию перенес мощи отца в Студеницкий монастырь, на территорию Рашки. Это состоялось 1208 году, а в 1217 г. – коронация Стефана. В 1219 г. – провозглашение автокефальной Сербской архиепископом с кафедрой в монастыре Жича. Первым главой архиепископии стал соратник Стефана Савва. При Неманичах в монастырях Сербии и Св. Горы расцвела сербская агиография. В это время в периферии державы Неманичей уже существовало два крупных церковных центра: архиепископия в приморском г. Бар, основанная в конце XI в., и Охридская патриархия, низведенная во время византийского господства до автокефальной церкви, однако сохранила значительное влияние не только в Македонии, но и в Сербии. Барские архиеписокпы – политика Рима, охридские митрополиты – Константинополь. Соперничество духовных владык давало себя знать в правление Неманичей, поскольку и Рим, и Константинополь желали упрочить свои позиции в сербских землях, что, правда, не привело к слишком острым конфликтам. Стефан I, кот. приобрел корону с санкции папы Гонория III, не изменяя православной ориентации, стремился поддерживать контакт с католическим миром. Савва также ладил с западными соседями. 1346 г. – при Стефане Душане провозглашена сербская патриархия с благословения тырновского и охридского владык, а также представителя Святой Горы. Босния. С XIII в. в источниках появляются упоминания о «боснийской вере» как еретическом учении дуалистического типа, обычно отождествляемом с распространенном на Балканах богомильством и итальянским патаренством. Но стоит помнить, что это движение носило антисеньориальный характер. Босния также была подвержена внешнеполитическим факторам. Например, борьба за сферы влияния восточной и западной церквей, используемой правителями соседних государств (Венгрия и Сербия). В результате в боснийских землях сложилась оригинальная ситуация: формально в церковном отношении они подлежали юрисдикции одного из католических архиепископов, имевших резиденции в далматинских городах (Бар, Сплит, Дубровник), но богослужение велось здесь на славянском языке и, вероятно, по восточному образцу, а главное – католическое духовенство не получало с боснийской паствы десятин. Поэтому боснийские земли – убежище для еретиков. Хорватия. Христианизация Хорватии началась после завершения переселения славян на берега Адриатики в VII в. под влиянием того, что римские христианские города в Далмации были очень близки к хорватским. Процесс начался на юге закончился на севере, в Паннонии в IX в. Есть вариант – князь Порин, который начал крещение под влиянием императора Ираклия. Другой – князь Порг, который крестит свой народ после посещения римских миссионеров. Народные предания сообщают, что крещение началось во время правления далматинского князя Борна. Возможно, это вообще это одно и то же лицо. В правление князя Томислава (910-930 гг.) состоялся церковный собор в Сплите, датируемый 925 г., который учредил (или восстановил) архиепископию в Далмации с кафедрой в Сплите, подчиненную Риму, и осудил «доктрину Мефодия» (богослужение на славянском языке), распространённую в Центральной Европе и на Балканах со второй половины IX в. В 928 г. был созван Второй Сплитский собор, подтвердивший постановления Первого и ликвидировавший Нинскую епископию, глава которой, «епископ хорватов», притязал на роль митрополита Далмации и Хорватии. В 1060 г. после Великой Схизмы хорватский правитель поддержал Рим и на очередном соборе в Сплите осудил славянское богослужение и утвердивший целибат. Насчет Далмации: вошла в состав Сербии в IX веке, следовательно, и население приняло христианство. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы