Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


С. С. ПРОКОФЬЕВ —Н. Я. МЯСКОВСКОМУ



Июня 1913 г., Париж

1913

 

Милый Колечка, сегодня я приехал в Париж и пребываю от него и большом удовольствии. До сих пор он мне представлялся либо в виде точки на географической карте Европы, либо в виде города, по-

<стр. 107>

среди которого стоит Эйфелева башня. На самом деле он много интереснее.

Привет.                                                                                                                              СП.

Открытка куплена в Германии, где по поводу XXV-летнего юбилея императора продают Вильгельмов на каждом углу.

С. С. ПРОКОФЬЕВ—Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Июня 1913 г., Лондон

Лондон. 11/24 июня 1913

 

Милый Колечка, был я в Париже в дягилевских балетах1, и вот Вам мое мнение. «Петрушка» до последней степени забавен, жив, весел, остроумен и интересен. Музыка — с массой движения и выкриков — отлично иллюстрирует малейшие детали сцены (точно так же как и на сцене очень удачно иллюстрируют мельчайшие фразки оркестра). Инструментовка прекрасная, а где надо препотешная. Но теперь о главном: есть в балете музыка или ее нет? Чтобы сказать да — так нет; чтобы сказать нет — так да. Несомненно, что в балете не одно место, где музыка прямо хорошая, но огромная часть его модерный рамплиссаж. Однако в каких случаях он пользуется рамплиссажем? Вообще, когда допустим рамплиссаж? (если вообще он допустим). Мне кажется — в местах служебных или скучных, вызванных неудачным сценарием. А Стравинский? Он в самых интересных моментах, в самых живых местах сцены пишет не музыку, а нечто, что могло бы блестяще иллюстрировать момент. Это нечто есть не что иное, как рамплиссаж. Но раз он в самых ответственных местах не может сочинить музыки, а затыкает их чем попало, то он музыкальный банкрот. И если можно согласиться, что Стравинский пробивает новую дверь, то пробивает он ее маленьким, очень острым ножичком злободневности, а не большим топором, который дал бы ему право на звание титана.

«Жар-птицу» и «Нарцисса» я не слыхал. «Дафнис» скучен и водянист, снотворен, когда дело касается поэзии, и смешон, когда дело доходит до драмы или движения. Если он имеет успех, то благодари прелестно поставленной сценической части. Флоран Шмитт со своею «Трагедией Саломеи» просто безвкусен. «Шехеразада» поставлена пышно и в удачном соответствии с музыкой. Постановка «Карнавала» скучновата и неизобретательна. Инструментовка производит забавное впечатление, вообще удалось недурно, кроме мест мелкой фортепьянной техники. Половецкие танцы из «Игоря» всегда приятно послушать.

Ну, вот, мой ангел. Я на пять дней в Лондоне — посмотреть великобританскую столицу. Очень был рад Вашему письму. Очевидно,

<стр. 108>

мои письма в «комариное болото» все-таки доходят, а то я хотел уже писать по садовому адресу. Концертом — позор, тоска! — еще не занимаюсь, но с будущей недели засяду рьяно2.

Всего хорошего, пишите на бульвар Malesherbes.

Ваш СП.

С. С. ПРОКОФЬЕВ —Н. Я. МЯСКОВСКОМУ

Июня/3 июля 1913 г., Руая

Royat. 20 июня 1913

 

Миленький Колечка, Вы получите это письмо в период исполнения Вашей симфонии1. Опять она исполняется в конце [и]юня, опять я нахожусь на другом конце света и должен довольствоваться отзвуками исполнения, а не самим исполнением. Очень жалею о том, и прошу подробно сообщить, как она прошла, и как отнеслись публика и пресса. Я теперь застрял в Руая, достал пианино и погрузился в g-moll’ный концерт, решив выучить его залпом. Кажется это удастся, потому что я сижу над ним не менее 4-х часов в день, и скачки уже начинают выходить.

У меня к Вам большущая просьба: мой ангел! по дороге в Павловск или из Павловска зайдите к моему швейцару (I рота, 4, подъезд Глазной лечебницы), спросите у него, нет ли мне или маме писем, заберите их, положите в конверт и пошлите мне сюда, чем премного обяжете Вашего покорного слугу. (Если будут какие-нибудь печатные объявления, которые часто присылают всякие магазины, то их конечно, пересылать не надо).

Мой адрес: France. Auvergne. Royat. Grand Hôtel des Sources.

Получили ли из Лондона мое «особое мнение» о балетах, слышанных мною в Париже? Если Вы писали мне на m-me Guyonnet, то не смущайтесь, что я оттуда уехал; она мне перешлет.

Обнимаю Вас и извиняюсь, что моею навязчивою просьбой заставляю Вас модулировать из поэтичного cis-moll’a в прозаичную глазную лечебницу.

 

Ваш С. Пркфв


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь