Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 25 июня / 8 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1886 году в селе Извольском Юхновского уезда Смоленской губернии в семье псаломщика. По окончании Смоленской духовной семинарии работал учителем в школе в селе Торбеево Сычевского уезда (ныне Новодугинский район Смоленской области). В мае 1915 года был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новый Покров Гжатского уезда Смоленской губернии (ныне деревня Новопокров Можайского района Московской области). В 1928 году был предан суду за то, что обратился к прихожанам с просьбой о помощи в выплате налогов за пользование храмом, и приговорен к двумстам рублям штрафа. В 1931 году был арестован по обвинению в неуплате налогов и приговорен к восьми месяцам исправительно-трудовых работ с конфискацией дома и имущества. Священник подал жалобу на неправый приговор, суд его оправдал, и он вернулся к служению в храме. При этом имущество, по сведениям БД ПСТГУ, возвращено не было. 20 ноября 1937 года заведующий избой-читальней в соседнем с Новопокровом селе Острицы отправил в районный отдел НКВД заявление с просьбой «принять меры к служителю церковного культа Новопокровской церкви Василию Сергеевичу Протопопову, так как в беседе... в сентябре 1937 года высказывал контрреволюционные взгляды по поводу закрытия Острицкой церкви... Мне неоднократно приходилось слышать от школьников и молодежи Острицкого сельсовета... что поп их останавливает и уговаривает ходить в церковь молиться Богу, а избу-читальню называет антихристовым сборищем». На следующий день следователь допросил избача-комсомольца, который сказал: " Василий Сергеевич Протопопов, ввиду того что у нас закрыта в селе Острицы церковь, взял в свой приход и наш Острицкий сельсовет и то и дело ходит по деревням и ведет контрреволюционную агитацию, чтобы ходили в церковь и молились Богу. Об этом мне неоднократно приходилось слышать от молодежи и от школьников, приходящих в избу-читальню, которые мне, как заведующему избой-читальней, заявляли: “Вот мы шли в избу-читальню, и с нами встретился поп Новопокровской церкви... и говорит нам: “Куда вы, ребята, идете? ” А когда ему сказали, что идем в избу-читальню, то после этого Протопопов, как мне передавали школьники, говорил: “Вы еще младенцы, не ходите в антихристово сборище, не надо вам согрешать. Вам надо учиться Божественным молитвам. Вам надо ходить в церковь, молиться Богу...” Кроме этого, Протопопов взял под свое влияние учительницу, имеющую высшее образование... и она в настоящее время бросила работать в школе... и регулярно посещает Новопокровскую церковь, где поет как певчая... В сентябре 1937г. я был в кооперативе в селе Новый Покров. Выходя из магазина встретился с Протопоповым... Я задал ему вопрос: " Вы все еще работаете в церкви? Пора бы кончить. Ведь, наверное, к тебе в церковь никто не ходит? " На это Протопопов ответил: " Вы не думайте, что все люди такие тупые, как у вас в Острицах, которые допустили, что вы надругались над Божиим храмом, загрязнили его пылью и зерном. Это безобразие. Нужно верующим решительно идти на то, чтобы очистить храм от зерна и более решительно требовать открытия церкви. В Конституции и то сказано, что вероисповедание свободное, а вы здесь на месте нарушаете это, закрываете церкви. Недолго вам осталось сбивать людей, чтобы они шли против Бога, скоро этому подойдет конец..." В справке на арест священника сотрудники НКВД написали: «За последнее время Протопопов проявляет особенную активность среди верующих. По его предложению в селениях проводятся тайные сборища верующих по сбору средств на украшение храма, на ремонт церкви и сбор продуктов для него». 24 ноября 1937 года отец Василий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и через несколько дней допрошен. – Следствием установлено, что вы среди населения вели антисоветскую деятельность, распространяли контрреволюционную клевету против советской власти. Вы подтверждаете эти данные следствия? – спросил его следователь. – Антисоветской деятельности и клеветы против советской власти я не высказывал. Это ложные данные, – ответил священник. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался 8 июля 1940 года в Темниковском лагере в Мордовии. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Использованные материалы
События дня. Всенощное бдение. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Антоний Новицкий. Он же возглавлял чин полиелея (сослужил ему о.Александр Корниенко). Пели оба штатных хора собора. Воскресная служба совмещалась со службой святым благоверным князьям Петру и Февронии. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[190] пело духовенство в алтаре. Евангелие на бдении (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба. 3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. 10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят[191] от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́ те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Каноны читались Воскресный (два тропаря), Иоанну Предтече и святым князьям Петру и Февронии (по одному тропарю). Стихиры в конце утрени были сокращены до всего трех… По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником и сказав расписание служб, заметил, что после поздней литургии в соборе состоится молебен о даровании благополучия в семейной жизни. О каких-либо торжествах при недостроенном храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, что на набережной, на углу с улицей Черняховского, ничего не было сказано. Литургия. Да простит меня читатель, что я лишаю его такого интересного действа, как описание празднества на месте недостроенного храма святых благоверных князей Петра и Февронии. Однако если в прошлые годы о том, что в этот день там будет молебен или даже литургия, неизменно объявлялось заранее. В этот же раз не было сказано ровным счетом ничего. Будь другие обстоятельства, и я бы поехал бы туда, даже не зная – будет там что-то или нет. Но обстоятельство требовали, чтобы ваш покорный слуга четко знал – будет там литургия, как это было в прошлом году или нет. А потому, не зная этого, я был на поздней литургии в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Антоний Новицкий, без диаконов (что является неопровержимым доказательством, что правящий архиерей сегодня где-то совершает богослужение), при пении верхнего хора. На службе, помимо воскресения Христова и святых князей Петра и Февронии, вспоминался и вчерашний праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 4Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, 5так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. 15Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. 16Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; 17никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 18Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. И снова апостол говорит о братолюбии, призывая с нежностью заботиться друг о друге, делить с ближним его радость и горе (если они не откровенно греховны). Нет сомнений, что пишет он от себя, советуя стяжать то, что уже имеет сам, в том числе, когда передает Господню заповедь о любви к врагам, чуждую для нас. Но нам, зараженным гордостью и раздражительностью легче рассуждать об этом, чем говорить. Эти добродетели вырабатываются с помощью Божией, ведь труд человек должен приложить, но результат дает сам Господь. Но то, что достижение этой великой высоты возможно лишь с помощью Божией, не значит, что нам все это не нужно. могие, оправдывая свое нерадение, начинают рассуждатьтак, будто святые – это какие-то инопланетяне с другой природой. Но не говорил ли Господь нам: «… будьте совершенны, как и Отец ваш небесный совершенен …». Мы призываемся к подражанию Богу, дабы состояние душ наших сближалось с Духом Божиим, ибо и Бог желает людям только добра и заботится о человеке. Только так человек достигает единения с Богом (естественно, не без помощи Божией и не без укрепления от Таинств Церкви, в которых и только в которых на человека нисходит Дух Божий). Еще примечательно, что апостол призывает к постоянству в молитве. На деле мы переменчивы, как ветер, так что и в молитвах мы просим то одного, то другого. Подчас наши желания за короткое время меняются на противоположные, а с ними – и наши прошения к Богу. Здесь же апостол призывает к постоянству, что на деле означает необходимость умерить полет наших сиюминутных желаний. Неизменно лишь то, что необходимо нашим душам возводит к небесам, а значит, к этому мы и призываемся. Желания же плоти нашей переменчивы, как ветер, а подчас – греховны… «… Итак, не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ваш же Отец Небесный знает, что вы имеете во всем этом нужду прежде вашего прошения. Ищите же прежде Царства Божия, и правды его и все прочее приложится вам » - Говорит Господь. Эти слова здесь, как нельзя, кстати, так как выражают суть всего, что было написано и сказано о нашей манере все мысли посвящать земным нуждам, а то, что неизменно – оставлять на потом…. Евангелие (от Матфея): 1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Господь исцеляет парализованного человека, являя власть над тварью. В других Евангелиях упоминается, что несшие носилки с этим человеком, не имея возможности ойти в дом, где был Господь, пронесли его через крышу, спустив к ногам Его. И Господь, видя веру их, ради которой они предприняли такой труд, помогает этому человеку. Вероятно, и сам расслабленный много молился, прося помощи Божией об исцелении болезни. Мы не знаем этого, но видим результат – Господь исцеляет его. Но при этом Он указывает на причину болезней – грех. Согрешая, человек отдаляется от Бога, приближаясь по своему состоянию к духам злобу и тем самым, подпадая под их власть. Чем больше человек склоняется ко греху, тем большую власть над ним имеют духи злобы. Потому Господь нередко попускает им мучить человека, дабы он осознал неправильность своего образа жизни. Одна из форм такого мучения – болезни (какие бы физические причины их ни вызывали). Если же человек осознал пагубность тог образа жизни, что он вел, раскаявшись в грехах своих, то и Бог часто исцеляет его. Мы с вами неохотно расстаемся с нашими грехами и потому наши мольбы об избавлении от болезней часто остаются не услышанными. Что сказать? Нам полезней болеть, нежели исцеляться. Если же сей человек был исцелен, то значит, Господь видит, что это может принести пользу, притом, не только видевшим чудо, но самому больному, ведь Господь ищет пользы, в том числе, самому больному (а потому не будет его исцелять, если видит, что он не раскаялся в грехе, а получив исцеление, вернется к его совершению). И вместе с тем, Господь говорит о своем Божественном достоинстве, о власти прощать грехи. Поэтому Он прежде говорит больному о прощении его грехов, а потом уж исцеляет. Это вызывает неприятие со стороны фарисеев, даже несмотря на совершенное чудо. Господь пред ними совершил множество чудес, но тем более сильно явилась их духовная слепота, не заметившая их. Видя явные чудеса и не имеч ничего сказать против, они все-таки не верят и находят разные неуклюжие попытки обосновать свое неверие. Так и здесь. В ответ на слова о прощении грехов следуют обвинения в хуле, хоть, казалось бы, совершаемые Им чудеса должны были всех убедить. Но ожесточенные души этих фарисеев и их последователей не желали этого, так как Господь обличал их, призывал к отвержению греха, поразившего их, и ставшего удобным для них (ведь они все внимание уделяли внешним обрядам, внутреннюю духовную жизнь оставив вовсе). Нам же полезно помнить об этой связи между грехом и болезнями, дабы меньше впадать в грехи… И чтения праздника святых князей. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу. 14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. 16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Глава 6. 1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Дела плоти и плоды духа. Дела плоти – есть грехи, ибо для плоти сделались естественными многие греховные влечения. А без борьбы с ними человек не наследует Царства Божия, так как грех будет роднить его не с Богом, но с духами злобы, искушающими его. Но борьба с ними, ввиду склонности человека ко греху, сложна, почему апостол и уподобляет ее распятию плоти, намекая на то, что зачастую в борьбе с грехом придется идти против падшего естества человека, ведь гордость и гнев стали естественными для падшего человека. Плоды же духа, о которых пишет апостол, созревают в тех, кто борется и побеждает, разумеется, не без помощи Божией. Эти плоды, как явствует само слово, появляются в результате некоей духовной работы над собой. Суть же этой работы – возделывание поля своей души с искоренением сорняков греховных влечений и стяжанием добрых навыков. Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею[192] 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. 17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия [193], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Глава 5. 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. И снова звучат заповеди блаженства, точнее, это вернее назвать не заповедями, а свидетельством о похвале, что ждет исполняющим волю Божию. Разъяснение того, что же означают эти слова, звучат так часто, что я начинаю сомневаться – стоит ли писать это снова. Однако эти слова – очень важны. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый! По окончании службы о.Антоний поздравил всех с праздником, а причастников – с причащением Святых Таин, пожелав, что Таинство было им на пользу. После этого он говорил на тему нынешнего праздника, заметив, что святые князья считаются покровителями семьи и семейной жизни. А с семьей у нас проблемы, так как более половины браков у нас распадаются спустя всего лишь несколько лет. Но куда это годится? Сто лет назад такого не было. Люди не знали, что брак можно расторгать, тем более, что те времена решение об этом принимал сам император. А ведь семья – это малая Церковь. Далее он говорил на тему взаимных уступок. Начал он с цитирования чьих-то слов, дескать, семья ему мешает вести духовную жизнь, ответив, что семья – это и есть духовная жизнь (это если в семье все верующие…. А если в семье есть неверующие? Тогда на практике неверующие члены семьи могут очень серьезно препятствовать духовной жизни своих верующих собратьев, вплоть до начала настоящих гонений на их веру, как раз по Евангелию: «… и враги человеку домашние его. .». прим моё). Также он сказал, что если муж хочет помолиться, а жена посылает его в магазин, то это и есть духовная жизнь, потому что заставляет супругов уступать друг другу (На практике, если члены семьи исповедуют разную веру или один из членов вовсе неверующий, то неверующая сторона может начать настоящие гонения на веру своих собратьев, специально придумывая разные дела, чтобы отучить их от молитвы, посещения храма или еще чего-то, дескать, я тебя заставлю делать то-то и то-то, чтобы отчуить тебя молиться твоему Богу а такое бывает и сегодня - прим моё). Еще он приводил в пример себя, говоря о том, что прежде чем готовиться к совершению литургии, читать священническое правило (в том числе, последование ко святому причащению, которое у священника больше, чем предназначенное для мирян), сначала играет с сыном, «уделяет внимание жене»… При этом, как бы объясняя эти слова, он говорил о том, что молитва большинства из нас поверхностна и невнимательна, а о ближних мы забываем вовсе. На эту тему он говорил много, при этом упомянув случай, когда женщина позвала священника, дабы освятить квартиру. Он приехал, а пока он и женщина молились, ее муж с детьми смотрели телевизор, даже не выйдя и не поинтересовавшись – что происходит там. Но это уже не семья, если ее члены так отчуждены друг от друга! Муж – глава семьи, а потому не должно быть такого, что всем командует жена, но не должно быть такого, что жена на себе тащит всю работу, а муж только командует…. Итак, этот день есть день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. Их молитвами Господь да укрепит наши семьи…. После этого он напомнил расписание служб на следующую седмицу. Упомянутый выше молебен состоялся уже после целования Креста, по сути, являясь обычным молебном с малым чином освящения воды с добавлением особых молитв и прошений…. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы