Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые хадисы от семейства пророка о невозможности видеть Аллаха



Абу Карре, известный мухаддис, как-то пришёл к его светлости имаму Риде (мир ему! ) и спросил о запретном и дозволенном. Затем разговор зашёл о единобожии. Абу Карре говорит: «У нас есть хадисы о том, что Всевышний Аллах поделил два качества между двумя. Способность видеть дал Мухаммаду, способность говорить - Мусе». Его светлость имам Рида (мир ему! ) сказал: «Аллах говорит:

 

ل ا ّ َ ت ُ د ْ ر ِ ك ُ ه ُ ا ل أ َ ب ْ ص َ ا ر ُ و َ ه ُ و َ ي ُ د ْ ر ِ ك ُ ا ل أ َ ب ْ ص َ ا ر َ و َ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ط ِ ي ف ُ ا ل ْ خ َ ب ِ ي ر ُ

 

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ» [602]. Также: «Не объемлют Его знаниями». Или: «Нет ничего подобного ему». Разве эти аяты священного Корана были ниспосланы кому-то помимо Мухаммада (мир ему! )? ».

 

Абу Карре говорит: «Несомненно, они были ниспосланы посланнику Аллаха».

 

Имам Рида (мир ему! ) сказал: «Так как же возможно, чтобы человек с одной стороны от Аллаха принёс бы такие аяты как

 

ل ا ّ َ ت ُ د ْ ر ِ ك ُ ه ُ ا ل أ َ ب ْ ص َ ا ر ُ و َ ه ُ و َ ي ُ د ْ ر ِ ك ُ ا ل أ َ ب ْ ص َ ا ر َ و َ ه ُ و َ ا ل ل ّ َ ط ِ ي ف ُ ا ل ْ خ َ ب ِ ي ر ُ

 

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен, сведущ», с другой стороны, говорит что «видел Его своими глазами», «мои знания охватили Его», и «Аллаха был в виде человека»?!

 

Как вам не стыдно? Даже зиндики[603] не имели смелости приписать такое посланнику Аллаха. Чтобы он принёс от Аллаха что-либо, затем своими же словами опроверг сказанное». Абу Карре сказал: «Аллаха говорит:

 

و َ ل َ ق َ د ْ ر َ آ ه ُ ن َ ز ْ ل َ ة ً أ ُ خ ْ ر َ ى

 

«И видел он Его при другом нисхождении[604]».

 

Его светлость имам Рида (мир ему! ) сказал: «Поистине, в последующем аяте Всевышний Аллах ясно сказал, как он видел Аллаха

 

م َ ا ك َ ذ َ ب َ ا ل ْ ف ُ ؤ َ ا د ُ م َ ا ر َ أ َ ى

 

«Сердце ему не солгало в том, что он видел» [605]. После этого Аллах говорит, что видели его глаза:

 

ل َ ق َ د ْ ر َ أ َ ى م ِ ن ْ آ ي َ ا ت ِ ر َ ب ّ ِ ه ِ ا ل ْ ك ُ ب ْ ر َ ى

 

«Он действительно видел из знамений своего Господа величайшее» [606].

 

Помимо всего, Аллах говорит: «Не объемлет Его знание», следовательно, если бы человек мог бы видеть Его глазами, то, несомненно, он мог бы познать Его знанием[607]. Абу Карре сказал: «значит, вы отрицаете эти хадисы о возможности видеть Аллаха? » Имам сказал: «Если хадисы противоречат Корану, мы их считаем ложными. Все мусульмане имеют общую точку зрения на то, что невозможно познать Всевышнего Аллаха, значит, Его невозможно видеть глазами, и нет ничего равного Ему[608]».

 

Абдалла ибн Синан был рядом с имамам Бакиром (мир ему! ), когда к имаму зашёл человек из хаваредж[609] и сказал: «Эй, Абу Джафар! Кому ты поклоняешься? ». Имам ответил: «Я поклоняюсь Аллаху! ». Тот снова спросил: «Видел ли ты Его? ». Его светлость имам Бакир (мир ему! ) сказал: «Глазами его не видят, но сердца посредством истиной веры видят Его. Его нельзя познать посредством сравнения и невозможно почувствовать своими чувствами. Он не имеет схожести с людьми, но Его познают по признакам и знамениям. Он никогда не совершает гнёт, и Он - Господь, помимо которого нет божества». Абдалла ибн Синан говорит: «Тот человек встал и при выходе сказал: «Поистине, так! Аллах лучше знает, где оставлять свою миссию[610]».

 

Ахмад ибн Исхак написал имаму Хади (мир ему! ) письмо о том, что люди верят в то что, видеть Аллаха возможно. Имам написал в ответ: «Невозможно видеть что-либо, если только между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, нет определенного пространства, через которое проходил бы взор смотрящего. Помимо этого, если не будет света между смотрящим и той вещью, на которую устремлён взор, то видеть вещь невозможно.

 

 

Исследования аятов Корана, используемых ашаритами как довод того, что Аллаха будет видим в Судный День.

 

Довод первый:

 

Всевышний Аллах говорит:

 

) ‏ ك َ ل ّ َ ا ب َ ل ْ ت ُ ح ِ ب ّ ُ و ن َ ا ل ْ ع َ ا ج ِ ل َ ة َ (20) و َ ت َ ذ َ ر ُ و ن َ ا ل ْ آ خ ِ ر َ ة َ (21) و ُ ج ُ و ه ٌ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ن ّ َ ا ض ِ ر َ ة ٌ (22) إ ِ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ه َ ا ن َ ا ظ ِ ر َ ة ٌ (23) و َ و ُ ج ُ و ه ٌ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ب َ ا س ِ ر َ ة ٌ (24) ت َ ظ ُ ن ّ ُ أ َ ن ي ُ ف ْ ع َ ل َ ب ِ ه َ ا ف َ ا ق ِ ر َ ة ٌ

 

«Но нет, вы любите ближнюю и оставляете последнюю. Лица в тот день – сияющие, на Господа взирающие. И лица в тот день мрачные: они думают, что совершается над ними сокрушение хребта[611]».

 

Ашари приводит несколько значений слова «взирающие» « ن َ ا ظ ِ ر َ ة ٌ »

 

1) В значении получать какое-либо назидание, урок.

 

Например:

 

أ َ ف َ ل َ ا ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل َ ى ا ل ْ إ ِ ب ِ ل ِ ك َ ي ْ ف َ خ ُ ل ِ ق َ ت ْ

 

«Разве они не берут назидание с верблюдов, как они созданы? » [612].

 

2) В значении «ожидания».

 

م َ ا ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا ص َ ي ْ ح َ ة ً و َ ا ح ِ د َ ة ً

 

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика».[613]

 

3) В значении «милости»

 

4) В значении «видимости» («возможности видеть»).

 

В конечном итоге, он для данного аята выбирает значение «видеть, взирать, смотреть». Ашари говорит: «Первое значение для данного аята будет неправильным, так как мир последний не является местом назидания и получения каких-либо уроков. Значение «ожидания» также не является правильным, так как относится в данном аяте к «внешнему облику» - «Лица в тот день сияющие на Господа взирающие». Помимо всего, ожидание имеет некий негативный оттенок, поэтому оно не может относиться к райскому наслаждению. Значение «милости» также не подходит, так как не правильно, чтобы творения испытывали милость по отношению в своему Творцу».

 

Затем Ашари принимает значение «видеть». Он пишет: «Слово «назара», когда приводится с предлогом «ила» - إ ِ ل َ ى имеет значение видеть. Что касается значения «ожидания», то это значение не приводится с предлогом «ила».

 

م َ ا ي َ ن ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا ص َ ي ْ ح َ ة ً و َ ا ح ِ د َ ة ً

 

«Они не ожидают ничего, кроме как единого вскрика[614]». Так, в этом аяте слово «назара» имеет значение «ожидания», именно поэтому не приводится предлог «ила». Что же касается аята:

 

و ُ ج ُ و ه ٌ ي َ و ْ م َ ئ ِ ذ ٍ ن ّ َ ا ض ِ ر َ ة ٌ (22) إ ِ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ه َ ا ن َ ا ظ ِ ر َ ة ٌ

 

«Лица в тот день сияющие, на Господа взирающие», то в этом аяте - значение «взирать», поэтому приводится предлог «ила». Так, Всевышний в этом аяте приводит слово «лица» и «взирать», то, несомненно, из этого аята мы получаем значения того, что можно будет видеть Всевышнего непосредственно двумя глазами». Также Ашари говорит, что в этом аяте невозможно употреблять значение «ожидания» (интизар), так как ожидание обычно сопровождается страданиями. Такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай место получения вознаграждений и наслаждений»[615].

 

Ответ на мнение Ашари

1) Что касается того, что слово «назара», если будет в значении «видеть», то употребляется с предлогом «ила», если же имеет значения «ожидания», то - без предлога. В ответ необходимо сказать, что ن ا ظ ر ه (назира) относится к действующему лицу, которое, как известно, в действии является следующим[616] глаголу (фи’ль), с другой стороны, всякий следующий непосредственно «ослабевает» в своём действии, и нуждается для этого в подкрепляющем его. Помимо всего, в арабском языке мы много встречаем когда слово «назара» становится переходным посредством предлога «ила» имея при этом значения «ожидания». Так, например, Джамиль ибн Муамар говорит:

 

و ا ذ ا ن ظ ر ت ا ل ی ک م ن م ل ک و ا ل ب ح ر د و ن ک ز د ت ن ی ن ع م ا

 

И когда в ожидании царя,

 

подобного тебе, в то время,

 

как между мной и тобой

 

расстояние подобно морю.

 

Тогда ты дашь мне больше милостей.

 

Значит, слово назара может применяться в значении «ожидания» и с предлогом «ила», и нет здесь никаких проблем.

 

 

Также Хисан ибн Сабит говорит:

 

و ج و ه ی و م ب د ر ن ا ظ ر ا ت ا ل ی ا ل ر ح م ن ي ا ت ی ب ا ل ف ل ا ح

«В день «Бадра» все лица были в ожидании

 

Милостивого, который принесёт победу! »

 

Помимо всего, существуют и другие яркие примеры того, что слово «назара» имеет значения ожидания с предлогом «ила». В священном Коране назара стала переходным с предлогом «б».

 

ف َ ن َ ا ظ ِ ر َ ة ٌ ب ِ م َ ي َ ر ْ ج ِ ع ُ ا ل ْ م ُ ر ْ س َ ل ُ و ن َ

 

«и посмотрю, с чем вернутся посланные» [617].

 

2. Если мы скажем «такое в свою очередь не может быть в потустороннем мире, ибо рай - место получения вознаграждений и наслаждений», то необходимо сказать, откуда нам известно, что этот аят относится к раю? Внешний смысл аята ясно указывает на то, что здесь имеется в виду период до распределения между адом и раем. Предыдущий аят и последующий аяты также указывают на данный смысл.

 

На этом основании Ашари не имеет права говорить, что этот аят имеет значение «видеть». Если же мы признаем, что здесь имеется в виду значение ожидания, то видеть Аллаха полностью будет исключено. Если же мы признаем значение «видеть», то необходимо иметь в виду переносный смысл этого слова. Разум также склоняется к такому пониманию данного аята.

 

Второй довод:

و َ ل َ م ّ َ ا ج َ ا ء م ُ و س َ ى ل ِ م ِ ي ق َ ا ت ِ ن َ ا و َ ك َ ل ّ َ م َ ه ُ ر َ ب ّ ُ ه ُ ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ِ أ َ ر ِ ن ِ ي أ َ ن ظ ُ ر ْ إ ِ ل َ ي ْ ك َ ق َ ا ل َ ل َ ن ت َ ر َ ا ن ِ ي و َ ل َ ـ ك ِ ن ِ ا ن ظ ُ ر ْ إ ِ ل َ ى ا ل ْ ج َ ب َ ل ِ ف َ إ ِ ن ِ ا س ْ ت َ ق َ ر ّ َ م َ ك َ ا ن َ ه ُ ف َ س َ و ْ ف َ ت َ ر َ ا ن ِ ي ف َ ل َ م ّ َ ا ت َ ج َ ل ّ َ ى ر َ ب ّ ُ ه ُ ل ِ ل ْ ج َ ب َ ل ِ ج َ ع َ ل َ ه ُ د َ ك ّ ا ً و َ خ َ ر ّ َ م و س َ ى ص َ ع ِ ق ا ً ف َ ل َ م ّ َ ا أ َ ف َ ا ق َ ق َ ا ل َ س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ك َ ت ُ ب ْ ت ُ إ ِ ل َ ي ْ ك َ و َ أ َ ن َ ا ْ أ َ و ّ َ ل ُ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ

 

«И когда пришёл Муса к назначенному Нами сроку, и беседовал с ним Господь, он сказал: «Господи дай мне посмотреть на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но посмотри на гору, если она удержится на своём месте, то ты увидишь меня». И когда открылся его Господь горе, Он обратил её в прах, и пал Муса пораженным. Когда же он оправился, то сказал: «Хвала Тебе я обратился к Тебе, и я первый уверовавший»[618].

 

Абу аль Хасан Ашари не опирался на этот аят, однако ашариты в последствии сделали это. В частности, шейх Баджури приводит:

 

«1) Пророк Аллаха Муса просил у Всевышнего, чтобы тот показался ему. Естественно, Муса лучше, чем мутазилиты знает, что возможно, а что нет. Естественно, что если бы видеть Аллаха было бы не возможно, Муса никогда не обратился бы к Аллаху с такой просьбой».

 

2) Всевышний Аллах указал в конце аята на то, что видеть Его возможно, т.к. Он открылся горе, и она рассыпалась в прах, т.е. непосредственно руйят (видимость Аллаха) стала причиной того, что гора превратилась в прах».

 

 

Третий довод

Многие мутазилиты считают, что вопрошание Мусы было по причинам того, что этого хотел его народ. Однако, это не правильно, так как согласно мутазилитской идеологии вера в возможность видеть Аллаха есть куфр (неверие). На этом основании Мусе не правильно было бы давать отсрочку их просьбе. Например, касательно ширка, когда они (его народ) сказали: «Сделай нам Бога как у них», Муса незамедлительно сказал: «Поистине вы народ невежественный»[619]. И в этом случае он должен был бы дать им незамедлительный ответ. Кроме этого Аллах сказал:

 

ق َ ا ل َ ل َ ن ت َ ر َ ا ن ِ ي

 

«Сказал: «Ты не увидишь Меня», не сказал: «Меня не возможно увидеть! » Ибо в таком случае было бы лучше сказать вторую фразу.

 

Это вкратце основные доводы ашаритов касательно возможности видеть Аллаха. Давайте же рассмотрим эти их доводы и дадим на них ответы.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь