Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пещерные храмы и храмы-хенджи



Из изложенного ясно, что храмы Макоши, равно как и храмы Рода не могли появиться сразу же как крытые сооружения; полагаю, что им предшествовали не полностью закрытые формы, а именно: прототипом храмов Рода были круглые открытые святилища со стенами (хенджи), тогда как прототипами хрмов Макоши были пещерные храмы (открытые в окнах и неожиданных отверстиях в стенах). Доказательству этого положения я и посвящаю данный раздел, и хотя материала в нем не так много, как в предыдущих, все же и он оказывается достаточно информативным.

Мадарская скала. Мадарская скала хорошо известна в Болгарии; на ее плато находится крепость, а в подножии раскопками Болгарского археологического музея в 1924 году был обнаружен древний город95. Саму скалу можно видеть на рис. 15696.  

 

Рис. 156

Мадарская скала и мое чтение надписей на ней

 

Мадарская скала представляет собой отвесное обнажение скальной природы, на поверхности которой расположен кустарник и остатки крепости; внизу имеется склон, поросший редкими деревьями. Возможно, что черные крупные полосы вдоль скалы — это весьма большие углубления на отвесной стене, и если за ними помещаются какие-то полости, то они играют роль окон. Возможно, что вход в пещеры был сверху, но как глубоко можно было спуститься — неясно. Наличие надписей на скале я пометил рамочками. В самой крупной левой я читаю слова ХРАМ, и дважды слово МАКАШИ. Правее, в узкой небольшой рамочке можно прочитать слова ХРАМ, МАКАЖЬ. Ниже, в более крупной рамочке читаются слова ХРАМ, МАКАЖЬ, и еще выше, в самой маленькой рамочке справа в прямом цвете можно увидеть слово ХРАМ, а в обращенном — слово МАКАЖИ. Таким образом, мое предположение о наличии пещерного храма Макоши в Мадарской скале подтверждается надписями. К сожалению, мне ничего не известно о том, найден ли туда путь и попал ли этот храм в поле зрения археологов. Тем не менее, мое предположение о существовании пещерных храмов именно Макоши (а не Рода) в данном случае подтверждаются. Правда, единственный недостаток — это наличие данного храма в Болгарии. Неужели нет ничего русского? Покопавшись, я такое место нашел.

 

Рис. 157

На Ловозере

 

Храм Ловозера. Во время экспедиции “Гиперборея-97” на Ловозере (Кольский полуостров) было сделано несколько фотографий; одна из них помещена на рис. 15797. В редакционном комментарии к его статье говорится следующее: «На стенах скальных руин, о которых пишет Е. Лазарев, — множество вертикальных “пропилов”, желобков. По форме и размерам они соответстуют геологическим “бороздчатым” пробам, однако такие пробы делают на расстоянии сотен метров, а тут — десятки “пропилов” с интервалом чуть более метра. К тому же некоторые из них имеют горизонтальные отростки; таких проб, по свидетельству опытных геологов, не делают. Так что это или следы невероятно трудоемкой деятельности какой-то забытой экспедиции (может быть, одной из погибших экспедиций, о которых в прошлом номере упоминал В. Демин), илинекие древние знаки похожие на огамические письмена друидов. В одном из ближайших номеров мы вернемся к загадке святилища в Ловозерских горах. Во всяком случае, уже существует вариант прочтения этих знаков (если это, конечно, и в самом деле письмена)»98.

Рис. 158

Скалы Ловозера и мое чтение надписей

 

Итак, в данном отрывке утверждается существование пропилов и дается две интерпретации, геологическая и ритуальная. Показывается несостоятельность геологической трактовки, утверждается (без всяких доказательств), что перед нами — святилище и делается предположение о существовании каких-то знаков, причем с одной стороны, высказывается сомнение в том, что это письмена, а с другой стороны, говорится что уже есть вариант их прочтения. Словом, тут для членов редакции многое неясно.

Разумеется, в дальнейшем никаких знаков журнал не дал и никаких дешифровок никто не сделал. Но мне попали в руки фотографии данной экспедиции, и я воспроизвожу фрагмент одной из них, рис 45, с видом на ту самую выемку, которая показана на рис. 44. К сожадению, фото было сделано на ярком солнечном освещении, так что глубокие тени скрыли все тонкие детали рельефа. Прежде всего внутри выемки выбиты письмена, которые при таком увеличении и темноте не поддаются прочтению (с большим трудом различается слово РУСЬ). Однако вполне различимы надписи, выдолбленные в скале по обе стороны от выемки. Я их читаю сначала справа, затем слева от выемки. Поскольку порядок чтения задан строчными буквами (от “а” до “к”), и каждая надпись обведена рамкой на снимке, локализация надписей и их вид вполне понятны без дальнейших пояснений.

Итак, я читаю: МАКОШЬ И МАРА ВМЕСТЕ. МАКЪШЬ, ЧУЙ РУКУ МАРЫ! МАРА. МАКЪШЬ. ЗАЛ МОЛИТВЫ. ЗАЛ. ВЪ ЗАЛЪ. СЕ — МЪРАКЪ КОБЕЛИНЪ. ВЪ МРАК, КЪ МАРЕ! В отличие от многих надписях на камнях, гле постоянно повторяется имя божества, здесь мы имеем более или менее связный текст. Я тут вычитал 22 слова, хотя их много больше. Где-то внизу, под выемкой, в полной темноте, расположен ЗАЛ МОЛИТВЫ богини МАРЫ или МОРЕНЫ — богини болезней и смерти. Это сразу же означает, что вход туда простому смертному грозит гибелью. При этом МРАК там нарочитый, продуманный, его нельзя разгонять светом факелов. Это — МРАК КОБЕЛИН. Напомню, что славянская КОБЕЛА, родственная фригийкой КИБЕЛЫ — это богиня плодородия. Следовательно, выражение МРАК КОБЕЛЫ — это метафора; ее можно понять так: ТЕМНО КАК У КОБЕЛЫ В УТРОБЕ. Последний призыв — для тех жрецов, которые знают, как противостоять чарам Мары (а ведь Мара несколько раз отправляла на “тот свет” даже своего мужа, Дажьбога! ), — в мрак, к маре! Вместе с тем, это еще и молельный зал Макоши. Воспользовавшись знаниями, полученными в предыдущем разделе данной главы, могу связать зал Макоши с более низким залом Мары, куда имеется ход из зала Макоши; в предыдущем разделе высказывалось предположение, что крытый храм Макоши должен быть непременно связан с какими-то останками умершего. Теперь мы видим подтверждение этих предположений: молитвенный зал, то есть зал Макоши, заканчивается входом в зал Мары, то есть связью с остатками умершего. Так что НЕ ПОЧУЯВ РУКИ МАРЫ (то есть не имея останков покойника), невозможно представить себе и ЗАЛ МОЛИТВЫ МАКОШИ. И еще одна деталь, о которой мы прежде не имели представления — это наличие темноты, мрака; останки покойника не должны быть освещены. Так что рака, ковчег или надгробье должны покоиться либо в полном мраке (и тогда перед нами предстанет весьма совершенный храм Макоши), либо в неком полумраке (и тогда мы имеем алтарь православного храма, отгороженный от основного помещения церкви иконостасом и царскими вратами).

 

Рис. 159

Плита на тропинке и мое чтение надписей

 

На другой фотографии изображена плита на тропинке, пересеченной выемкой; это вид сверху. На дне видна надпись, которая, однако при сканировании не видна. С большим трудом эти светлые буквы можно прочитать как текст ЕСТЬ БОГ МИРА, КОТОРЫЙ НАМ ДАЛ ЖИЗНЬ. Это — весьма примечательная надпись, указывающая на существование Бога, но не называющая его по имени; полагаю, что речь идет о Свароге. Однако мелкие надписи вдоль основной сканер передал неплохо, и я поместил их на врезке, развернув на 900 вправо. Не передавая особеностей орфографии и следуя буквам нумерации, я передаю надпись так: К МАКОШИ ЛАЗ. МАКОШЬ. ЗОВ МАКОШИ. НА ЛАЗ — ПО ТРОПКЕ, ПОТОМ МИ(МО)... — Получается текст из 12 слов. Он говорит о том, как попасть в святилище Макоши: сначала идти вдоль тропинки, потом пройти мимо какого-то ориентира... К сожалению, затем чтение становится невозможным. Таким образом, помимо зала Мары имеется и лаз Макоши, а “пропилы” или выемки играют роль указателей и девизов.

Таким образом, экспедиция “Гиперборея-97” открыла существование одного из горных храмов, точнее, пути к нескольким его залам. Сами залы скрыты в горном массиве, к ним можно пройти только через потайные лазы. а я, прочитав данные надписи, смог доказать, что перед нами святилище, причем двух богинь, Макоши и Мары. Более подробно, в силу плохой разрешающей способности снимков, сказать ничего нельзя. Наверняка на местности можно обнаружить много больше интересных надписей. При этом полагаю, что пока данный пещерный храм, видимо, еще не обследован никем.

Таким образом, пещерные славянские языческие храмы существуют и по сей день, однако они, подобно языческим крытым храмам, выявлены впервые мною в рамках данной книги и пока никому не известны. Естественно, что в них вряд ли кто заглядывал, поскольку пока что их существование никому известно не было. А это жаль, потому что было бы весьма интересно заглянуть внутрь. Впрочем, полагаю, что это возможно сделать, опираясь на известные пещерные христианские храмы, но не современного типа, а самые первые, катакомбные. Такую возможность мы имеем.

Христианские катакомбы. Хорошее описание катакомб мы встречаем у Н.В. Покровского: «Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужений во времена гонений. Таких катакомб найдено доселе в разных местах очень много: в Риме и его окрестностях до 60, в Отрикоди, Реньяно, Сполетто, Кьюзи, Лукке, Падуе, Брешии, Милане, Кастеллямаре, Неаполе, Мессине; в Испании — в Арконе и Эльвире; во Франции — в Арле, Отене, Клермоне и Лионе; в Кёльне, в Эфесе, в Центральной Азии, в Африке, на острове Кипр, в Сирии, Фригии, Палестине, Египте и в Крыму. Общее число их простирается свыше 70, но не все онп имеют одинаковую древность и, главное, одинаковую научную важность. Наиболее богаты археологическим содержанием и лучше других обследованы катакомбы римские, а потому о них и будет наша речь... Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности как на Западе, так и на Востоке, и это положение с каждым годом все более и более подтверждается вновь открываемыми памятниками древности. Под влиянием этого дохристианского обычая явился и христианский обычай погребения в катакомбах». Прерву пока цитирование, чтобы отметить, что и тут христианство впитало в себя традиции язычества, во всяком случае так объясняет Н.В. Покровский. Кроме того, подчеркну, что катакомбы были не местом добычи строительного материала, каменоломнями, а именно местом погребения.

«Обычай погребений мертвых в катакомбах был довольно распротранен в дохристианской древности как на Западе, так и на Востоке, и это положение с каждым годом все более и более подтверждается вновь открываемыми памятниками древности. Под влиянием этого дохристианского обычая явился и христианский обычай погребения в катакомбах. Ни трупосожжение, ни иные способы погребения не соответствовали характеру воззрения христиан на тело и загробную жизнь и в древнехристианской погребальной практике не применялись, как это доказывают памятники древней письменности. Но, приняв катакомбный способ погребения, древние христиане все-таки не пошли по пути рабского подражания иудеям и язычникам и внесли сюда немало отличий, по которым мы теперь можем узнавть христианские катакомбы. Не говоря пока об отличиях гробниц с надписями и символами, котороые с полною очевидностью свидетельствую об их происхождении, отметим лишь одну общую отличителую черту их устройства, вызванную основными чертами характера христианства как религии, заранее оговариваясь, что будем иметь в виду не отдельные частные факты, но лишь общие. Катакомбы дохристианские устраивались в виде отдельных камер разных форм, расположенных по склонам гор; по стенам камеры высекались гробницы в один, два или несколько рядов — один над другим. Если требовалось расширить помещение камеры, то высекали другую — над нею или под нею и соединяли их посредством лестниц; таким образом являлась камера в несколько этажей. Подобные гробгицы найдены в Этрурии, на острове Мальта, близ Сиракуз, на южном берегу Сицилии и в Кирене; к этой же категории мы посзаоляем себе относить и пещеры Тепе-Керменские близ Бахчисарая, считая их пещерами погребальными, по крайней мере если иметь в виду их первоначальное происхождение, а не позднейшее назначение». Это — весьма интересный пасаж. Обычно считается, что у славян практиковалось только трупосожжение, но не трупоположение. Перечисленные местности входят в ареал обитания протославян, включая Крым с его тавроскифами, так что данное описание имеет к славянским пещерным храмам самое непосредственное отношение.

«Все эти камеры, даже составленные из двух и трех, представляют собою отдельные, независимые от других, личные или семейные усыпальницы. Больших некрополей, в виде огромной цепи соединенных между собою камер, в язычестве не было. Если и встречаются здесь эпитафии, указывающие на то, что известные погребальные камеры предоставляются всем вольноотпущенникам и их потомкам, то в этом нужно видеть лишь исключительные примеры личной филантропии, малопонятной для большинтва. Большинство смотрело на усыпальницу как на личную собственность и остерегалось, чтобы не поместился в этой камере кто-либо из лиц, не принадлежащих к фамилии владельца: эгоизм язычества, личная и феодальная обообленность покойника даже и за гробом. Только в низших слоях граждан и ремесленников существовали ообые погребальные тоарищества, которые на известных условиях гарантировали члену погребение в общих усыпальницах, да плебеи и рабы погребались в общих ямах. То же самое следует сказать и об усыпальницах еврейских, построенных по той же схеме усыпальниц языческих, за исключением нескольких примеров позднейшей эпохи, когда политические невзгоды и рассеяние заставили евреев сплотиться между собою и когда они стали устраивать обширные некрополи наподобие христианских катакомб». Хотя под язычеством Н.В. Покровский понимает тут греческую и римскую религии, таковы же были, видимо, и славянские погребения, ибо, как мы видели по предыдущему разделу, и греки, и римляне в своих культовых постройках следовали славянским традициям.

«Итак, усыпальницы языческие и иудейские суть по преимуществу личные или семейные; иной характер имеют катакомбы христианские — они общественные, и это объясняется из различия религиозных воззрений иудеев и язычников, с одной стороны, и христиан с другой»99. Замечу, что и у славян идея общины развита очень сильно, поэтому все, что сказано о христианах, вполне приложимо и к славянским катакомбным усыпальницам.

 

Рис. 160

Коридор христианской катакомбы

 

Рассмотрим теперь иллюстрации христианских катакомб. Коридор одной из них показан на рис. 160100. Вдали виден верующий с факелом, провожающий своего спутника, ближе к нам расположена дверь во внутреннее помещени, в стенах находтся, видимо, мощи умерших. Надписи видны на крышках ящиков; на нижней читается слово РАХ, то есть МИР, вероятно, начало выражения МИР ПРАХУ ТВОЕМУ. Надписей по русски при таком масштабе изображения, как обычно, не видно, и как всегда, они читаются при большом увеличении. Я их поместил на врезке на рис. 161.

 

Рис. 161

Мое чтение надписей в коридоре катакомб

 

Первые надписи можно обнаружить, рассматривая дальнюю часть пола в увеличенном размере (ее я обвел рамочкой и вывел на врезку). Там читается не только слово ХРАМ, но и слово МАКОЖИ, а также МАКАЖИ. На полу ближе к нам (следующая врезка) можно прочитать как слово МАКАЖЬ, так и слово МАРИЯ. Тем самым, славянский языческий катакомбный храм Макоши позже стал христианским храмом Марии. В самом низу этой врезки после обращения в цыете можно прочитать слова МАКАШИ ХРАМ. Наконец, в правом нижнем углу пола читается слово МАРИЯ. Что же касается стен, то слева и выше, и ниже, как показывает содержание рамочек, можно прочитать слова ХРАМ МАРИЯ или просто МАРИЯ. На храм Рода здесь нет ни малейших намеков. Таким образом, связь подземных катакомбных святилищ с пешерными храмами и именно с храмами Макоши подтверждается.

 

Рис. 162

Другая гравюра коридора катакомб и мое чтение надписей

 

Осталось только подтвердить данные надписи чтением аналогичных текстов на изображении катакомбного коридора в книге Н.В. Покровского, рис. 162101. Прежде всего меня заинтересовала надпись на потолке коридора; обведенную рамочкой часть я показал на врезке справа. Сначала пошел уже привычный текст: ХРАМ (в маленькой рамочке), затем МАРИЯ над рамочкой, а затем новое слово в привычном контексте: КАТАКОМБА В ХРАМЕ МАКОШИ. Меня это несколько удивило, ибо я полагал, что храм Макошиоказался в катакомбе, а не наоборот. Вероятно, для наших предков храм Макоши значил больше, чем место, в котором он располагался. Но дальнейший текст был крайне удивительным: МАРИЯ — ЖРИЦА ХРАМА МАКОЖИ. Если Мария, Богородица, являлась жрицей храма Макоши, то христианство было не просто через храмы свзано со славянским язычеством, но гораздо теснее. Правда, я не вполне поверил этой единичной надписи и решил ее проверить, обратив в цвете низ врезки; тут я прочитал слова: СЛАВЯН ЖРИЦА МАКОЖИ. Таким образом, подтверждено, что Мария являлась жрицей Макоши, и особо подчеркивалось, что она — жрица славян. Такого откровения я пока еще не встречал.

Данные надписи читаются более или менее определенно. К сожалению, надписи на полу и стенах, гораздо более многочисленные и сложные, читаются уже не столь однозначно, и потому я их не привожу.

 

Рис. 163

Папская крипта катакомб и мое чтение надписей

 

В книге Н.В. Покровского имеется также гравюра папской крипты катакомб Святого Каллиста, которую я воспроизвожу на рис. 163102. Это — небольшая комната с единственным окном на потолке, свидетельствующая о том, что катакомбы располагались недалеко от поверхности земли. На стенах — надписи, причем на потолке и арке они неявные, а в нарисованных рамках — явные. Я наинаю чтение с неявных надписей, выделив их, как и прежде, рамочкой и поместив на врезке. На потолке можно прочитать текст: МАКАЖИ СЛАВЯН СВЯТАЯ МАРИЯ, а чуть ниже — МАРИЯ — ЖРИЦА (последнее члово читается в рамочке). Тем самым надпись на предыдущем рисунке получает здесь свое подтверждение и развитие. Святая Мария служит Макоши славян в качестве жрицы — вот основная мысль данного текста; на предыдущем рисунке о святости Марии ничего не сообщалось. Таким образом, Святая Мария оказывается совершенно не чуждой славянскому язычеству, она, как выясняется, являлась одновременно и языческой, и христианской святой, а сами катакомбы — и храмом Макоши, и местом почитания (но пока еще не храмом) Марии, ибо ни в одном тексте нет словосочетания ХРАМ МАРИИ, хотя говорится, ХРАМ, МАРИЯ. Следовательно, это храм Макоши и почитание в нем ее жрицы Марии. На арке под потолком (помещено на врезке чуть ниже) можно прочитать аналогичный текст: МАРИЯ — МАКОЖИ ЖРИЦА. Здесь, и на следующей врезке, изображающей верхнюю часть стены, слово ЖРИЦА я обвожу рамочкой; текст тут такой же — МАРИЯ — ЖРИЦА МАКОШИ.

Можно предполагать, что явные тексты на стене содержат нечто необычное, хотя их очень труждно читать. Верхний текст я поместил на врезке, но правее дал его обращение в цвете. Действительно, тут написано хотя по содержанию то же самое, но иными словами: МАРИЯ — ПОРУЧИЦА ТВОЯ, МАКОЖЬ! Это означает, что Мария выступает от имени Макоши и с ее поручением. А далее следует очень важная фраза, причем первое слово прочитано в прямом цвете, а остальные три — в обращенном: ДЛЯ РАЯ НАС СПАСАЛА. Идея спасения присутствует только в христианстве; следовательно, ранние христиане почитали не только Святую Марию, но и ее богиню Макошь, в чьем храме и жила Мария, работая там жрицей. А в таком случае христианство должно было появиться только как развитие славянского язычества, а не иного, например, иудейского. Вспомним, что в разделе о храмах российской Руси именно га храмах Макоши часто было написано слово МАРИЯ. Из этого можно сделать очень важный вывод: христианство не могло появиться до оформления славянского святилища Макоши в полноценных храм. Верной является и другая мысль: святость Марии была обеспечена ее служением в качестве жрицы богини; а также иной поворот этой мысли: введение Марии во храм подразумевало ее введение в храм Макоши.

Однако, дочитаем надписи в крипте до конца (из тех, что мне удалось прочитать). А на этом, верхнем тексте далее начертано: РАЯ МАКАЖИ НАМ С НИМИ. Это — очень важные слова, хотя и не вполне понятные на первый взгляд. Во-первых, говорится не о рае Саваофа (Иеговы, Яхве), но о рае Макаши. Из этого следует, что в раннем христианстве учение о рае еще было целиком заимствовано из язычества. А на современном уровне развития знаний о славянском язычестве известно только то, что в рай (ирий, вырий, арий) души умерших проводит Велес (и только души воинов — Перун). А о том, кто является хозяином рая, можно только догадываться, и по ряду косвенных сведений представляется, что им является бог Сварог, живущий в Сварге. Точнее, известно, что бог Сварог перенес Рай-Ирий в Лазоревый мир и провел туда Звездный путь, Ра-реку или Рай-реку (она же Молочная река, Кисельные берега), а то, что он хозяин этого мира, приходится только домысливать. Теперь же мы понимаем, что подлинной хозяйкой Рая-Ирия является Макошь. Весьма важными представляются и слова РАЯ НАМ С НИМИ. Это означает, видимо, что МЫ — это христиане, а ОНИ — поклонники Макоши, то есть славянские язычники. Но и тех, и других, то есть и христиан, и язычников, ждет одно место — РАЙ МАКОШИ. Получается, что к моменту заселения катакомб во время гонений христиане Рима переместились в подземный храм Макоши и мечтали о рае Макоши, ибо учение о собственных, христианских рае и аде еще создано не было. Оно возникло позже. Но это тоже приводит к исключительно важному следствию: христианское Спасение предполагало загробную жизнь в Раю Макоши на ранних этапах развития христианства.

Наконец, на нижнем явном тексте мне удалось прочитать слова МАРИЯ ДЛЯ РАЯ НАМ. Иными словами, не Спаситель, а Мария должна была обеспечить рай для уверовавших в нее. От этих откровений голова идет кругом; разумеется, пока это только предварительные сведения, которые должный найти дальнейшее подтверждение. Но и даже на том уровне знаний, которые мы получили из анализа крытых храмов, следует, что масса храмов Марии возникла именно из храмов Макоши, и лишь на более позднем этапе они превратились в христианские храмы того или иного святого. И если христианство возникло от имени Христа, который и должн был обеспечить Спасение в раю, то учение перед ним, связанное со жрицей Макоши Девой Марией, имеет смысл назвать мариинством. Получается, что мариинство — промежуточная ступень между язычеством и христианством. 

 

Рис. 164

Разрез церкви Острианских катакомб и мое чтение надписей

 

Посмотрим теперь на разрез Острианских катакомб, заимствованный также из книги Н.В. Покровского и воспроизведенный на рис. 164103. Здесь мы видим очень светлые поверхности стен и пола; потолок не показан, та что надписи могут скрываться только в тени арок и в арочных окнах. Лева и правая арки у потолока показаны справа на врезках; на первой я читаю слова ХРАМ МАКОЖИ, МАРИЯ, РАЙ, на второй — ДЕВА, ХРАМ МАКОЖИ, ХРАМ ЛЮБВИ. Итак, как мы уже знаем по надписи на камне Макоши из Твери, храм Макоши представлял собой храм любви, и жрицы храма являлись жрицами любви, пока они оставались девами; но стоило им стать женщинами, как они покидали храм и переставали быть жрицами Макоши. Так что пока Мария оставалась жрицей храма Макоши, она оставалась и девой. И непорочное зачатие Иисуса было совершено именно с целью того, чтобы Мария продолжала оставаться девой и, следовательно, имела право продолжать служить Макоши в качестве жрицы. А сюжет с раем мы уже рассмотрели выше. На третьем арочном окне, там, где можно прочитть более всего надписей, я с трудом различил такие слова: ХРАМ, ХРАМ МАКОШИ, ЖРИЦА МАРИЯ. Они подтверждают те надписи, которые были прочитаны ранее, так что на их трактовке я оставаться не буду.   

 

Рис. 165

Фрагмент плана катакомб Каллиста и мое чтение надписей

 

В той же книге помещен план второго этажа катакомб Каллиста, фрагмент которого я воспроизвожу на рис. 165104. Внизу на врезке изображена лестница — это вход в катакомбы. Справа от нее расположена папская крипта (А), над ней — усыпальница Святой Цецилии (В). Как видим, храм Макоши обязвтельно должен содержать усыпальницу. То, что это ХРАМ, можно прочитать правее на врезке, изображающей крупным планом участок правее лестницы. Там же видна подпись, читаемая в обращенном цвете — СТЕНА (слог ТЕ.начертан руницей). Видимо, в коридоре было необходимо поставить крепления против обрушения. На основном фрагменте плана видны коридоры и отдельные комнаты с буквами “с” — катакомбные помещения (целлы). Левый верхний участок я помесил крупным планом. На нем более темными буквами написаны слова ХРАМ СЛАВЯН. На другой врезке показан фрагмент участка под ним, повернутый на 900 вправо. На нем сожно прочитать слова МАКОЖИ ХРАМ, КАТАКОМБЫ. Таким образом, не остается сомнений ни в славянской принадлежности подземного храма, ни в том, что он принадлежал богине Макоши, ни в наличии в его составе усыпальницы, причем рядом с помещением папской крипты, которое, видимо, и играло роль алтаря (точнее, алтарь составлял комплекс из усыпальницы и крипты). Остальные многочисленные надпии на данном плане, как я смог убедиться, повторяют уже названные. Примечательно, что коридор правее входной лестницы, помеченный буквой q, вытянут в направлении с севера на юг, и в том же направлении первоначально располагалась усыпальница. Зато крипта вытянута в направлении с запада на восток и, вероятно, выкопана уже в христианские (или, скорее всего, в мариинские) времена.

Приведенные рисунки и прочитанные на них надписи свидетельствуют о том, что действительно, существовали пещерные храмы, и все они, включая и храмы катакомб, были храмами Макоши. Но если пещеры Кольского полуострова связывали храм Макоши с именем богини смерти Мары, то римские катакомбы показали возникновение культа Девы Марии, которая, как оказалось, являлась жрицей храма Макоши. При этом само слово МАКОШЬ употреблялось в более архаической форме МАКОЖЬ.

Храмы-хенджи. Перейдем теперь к прототипам храма Рода. Ясно, что эти прототипы следует искать в круговых постройках типа хенджей. Польский исследователь Ежи Цепек по этому поводу пишет (перевод мой): «Индоевропейская Европа осталась при своих культовых святых кругах, или при своих святилищах, которые представляют собой огромных размеров бога-небо. В Стоунхендже (рис. 79), и в кругу Эйвбери, в старом культовом кругу в Лерно (открытом на плне крупного дома), и в относящейся к эпохе бронзы минойской культуре, и в округлом святилище в Дельфах. Предыстория символа круга заключена и во многих других примерах, выявленных археологией: в круговом могильнике на Акрополе в Микенах (рис. 80), в знаменитой солнечной культовой повозке из Труднохолма (рис. 81), в солнечных культовых рвах из времен шведского неолита, в славянско-кельтских каменных кругах, в очень древних святилищах на Радуни в Силезии, и в журанском кургане около Брно, из времен оксивской культуры в Польше (рис. 82), в дакских святилищах в Гродистеа де Мунте (рис.. 83), и в плане скифского кургана VI века до н.э., и в планах селений...»105. Попробуем взглянуть на некоторые рисунки; так в круговом могильнике в Микенах (рисунок 80 польского автора, наш рисунок 166106) мы видим два храма: круговой ближний и прямоугольный вдали. Естественно, что тут же возникает предположение о том, что ближний храм — Рода, а более далекий — Макоши.

 

Рис. 166

Круговой могильник на Акрополе в Микенах

 

К счатью, на остатке каменных стен сохранились надписи. На дальней постройке можно прочитать ндписи ХРАМ МАКОЖЬ (на врезке справа я показал участок в рамочке в увеличенном виде), на ближней — РОД (на дальней стене), ХРАМ РОДА (на верхней кладке стены прямо перед зрителем, причем слово РОДА можно прочитать в обращенном цвете), ХРАМ РОДА на верхней кладке ближней стены чуть подальше. Таким образом, перед нами два славнских храма, где, как и следовало ожидать, крунрый представляет собой храм Рода, а прмоугольный — храм Макоши. Трудно сказать, имелась ли над ними в свое время крыша. Отмечу, что надписи в данном случае мы читаем не на гравюрах, а на фотографиях, где соответствующие гравировки осуществлены на самих камнях. Таким образом, не приходится говорить о “заговоре граверов”. Что же касается некрополя, то как прежде, так и теперь могильники любили устраивать возле храмов, так что правильнейй было бы назвать не “круговой могильник” на Акрополе в Микенах, а “храм Рода и храм Макоши с прилегающим к ним могильником”. Еще раз хочу обратить внимание на то, что перед нами — руины храмов второго тысячелетия до н.э., то есть от нас их отделяет почти 4000 лет. 

 

Рис. 167

Вид Стоунхенджа на реконструкции

 

А на рисунке 79 этой же книжки автор приводит реконструированный вид Стоунхенджа, что я воспроизвожу на моем рисунке 167107. Как видим, здесь имеется круговой храм, где верхнее каменное кольцо сплошное, и оно опирается на вертикальные менгиры не вполне правильной формы. А внутрь встроен другой храм, преимущественно продольный, хотя и с несколько округленными длинными стенами из таких же вертикальных, но несколько более высоких менгиров. В этом внутреннем храме легко узнать храм Макоши, вписанный в храм Рода. Тем самым перед нами находится та же конструкция, что и в гораздо более поздних церквях Святого Георгия в Солуни и Святого Виталия в Равенне. Читатель в таком случае может спрочить: а где же тут символ язычества, восьмиконечная звезда? — На мой взгляд, она тут имеется, и это — просвет между вертикальными менгирами. Храм Макоши открывается свободным пространством, и это — основной лепесток (как мы помним, в храм Макоши вход находился на северной стороне), напротив, в портике — второй лепесток, 4 отверстия нам дают стоящие к нам боком внутренние портики, и еще 2 — расстояния между этими боковыми портиками. Так что символика храма Рода выражена полностью, но через опоры храма Макоши. А перед южным портиком храма Макоши находится горизонтальная плита; она должна быть надгробьем. Таким образом, рконструкция Стоунхенджа доказывает его принадлежность к славянскому храму Рода-Макоши.    

В подпункте “Большое каменное кольцо” раздела “Стоунхендж” Нора Молони пишет: «Самые крупные камни Стоунхенджа вырублены из твердого песчаника, так называемого сарсена. Эти сарсеновые блоки просто огромны, они весят целых 45 тонн (как девять взрослых слонов-самцов), а в длину достигают 7 м. В наши дни большое центральное кольцо состоит из 17 гигантских вертикальных сарсеновых блоков, хотя остатки камня и большие ямы указывают на то, что перовоначально кольцо состояло из 30 камней. Поверх этих вертикальных сарсеновых блоков было уложено кольцо горизонтальных сарсенов, так называемых перемычек. На обоих концах перемычек с нижней стороны видны специально сделанные углубления. Они точно соответствуют выступам, расположенным в верхней части вертикально стоящих сарсенов. Хотя большая часть перемычек уже обрушилась, создается впечатление, что когда-то жестко скрепленные друг с другом вертикальные камни и перемычки образовывали точное кольцо. Форма вертикальных прямоугольных сарсенов несколько изменена: они немного сужаются в верхней части, так что кажутся выше, чем на самом деле. Перемычки же несколько искривлены, так что все они вместе образуют окружность. Совершенно ясно, что для того, чтобы вырубит камни для Стоунхенджа, придать им нужную форму и сгладить их поверхность, было приложено немало усердия и сил: ведь все это сделано с помощью одних только каменных орудий»108. Тут же приводится и фотография этих камней, сделанная с вертолета; я воспроизвожу ее на рис. 168108.

 

Рис. 168

Стоунхендж и мое чтение надписей на камнях внешнего и внутреннего кольца

 

Для чтения надписей я взял три камня внешнего кольца, трилит + камень слева от него (на фотографии они самые левые) и трилит, образующий П-образную фигуру из внутреннего кольца. Их увеличенном и более темном виде я показал на врезке. На центральном внешнем камне можно прочитать у подножия слово РОД, на боковой поверхности примерно на середине — ХРАМ РОДА; на правом камне нверху — ХРАМ РОДА. На правом камне внутреннего кольца на самом верху (на перемычке) читается слово ХРАМ, ниже — слово МАКАЖИ. Как говорится, что и требовалось доказать. Так что действительно, внешние камни относятся к храму Рода, камни внутреннего кольца — к храму Макоши.

Было бы любопытно прочитать также надписи более мелкого масштаба, чтобы, возможно, увидеть какие-то подробности. Такая возможность имеется, ибо уже на следующей странице помещены фотографии тех же камней в более крупном масштабе, и я их рассматриваю на отдельном рисунке, рис. 109109.

 

Рис. 169

Мое чтение надпией на крупном изображении камней внешнего и внутреннего кольца

 

Здесь можно прочитать (обведено рамочками): слева на камне внешнего круна на перекладине при обращении цветов слова РОДА ХРАМ, ниже в цетре на маленьком пространстве РОД, правее при обращении цветов ХРАМ РОДА, слева бех обращения цветов — РОДА; ниже в трех вертикально вытянутых рамочках — РОДА, РОД, РОД; в горизонтально вытянутой рамочке — РОД, в самом низу, после увеличения — МАКАЖИ. Разумеется, я прочитал только часть горздо более многочисленных надписей, так что у мен не осталось ни малейшего сомнения в том, что внешнее кольцо образовывало храм Рода, и что этот храм был только внешней частью более значимого храма Макоши. Казалось бы, зачем ломиться в открытую дверь и постоянно подчеркивать, что внешнее кольцо принадлежит храму Рода? Ведь это было ясно при первом беглом анализе вида реконструированного сооружения и затем подтверждено чтением титульных надписей. Сейчас вроде бы снова и снова подтверждаются очевидные вещи, что отнюдь не продвигает нас в понимании происхождения храма Рода. С этим я решительно не могу согласиться. Прежде всего, становится все более и более ясным, что письменность существовала и в эпоху бронзы, причем не просто письменность, но кириллица, которая, вроде бы была изобретена в девятом веке Святыми Кириллом и Мефодием. Уже одно это положение будет дружно оспариваться историками, поскольку в качестве следствия оно обружит многие привычные представления.

Вторым удивительным следствием является то, что данный храм принадлежал славянам, а точнее — русским, которые, как получается, жили в Великобритании задолго не только до кельтов (в частности, бриттов, давших имя Британии), но и до более ранних иберов. «...Совершенно точно, что Стоунхендж строился в течение долгого периода, примерно между 3000 и 1000 годами до н.э. Радиоуглеродный метод, примененный к кирке изоленьего рога, найденного на дне рва показал, что ров и вал являются самыми первыми сооружениями Стоунхенджа, относящимися примерно к 3000 году до н.э.... Сарсены были установлены на своих местах между 2100 и 1800 годами до н.э.»109. Таким образом, держава русских оказалась столь мощной, что после 900-летней подготовки было начато строительство грандиозного, примерно двадцатиметрового в диаметре славянского храма Рода-Макоши, наиболее грандиозного из всех известных. Именно поэтому данные, начертанные на камнях, необходимо проверять и перепроверять. Слишком серьезны выводы, которые можно сделать на основе данных наблюдений.

Вернувшись теперь ко второй тройке камней из внутреннего кольца, расположенной на рисунке справа, я читаю на верхнем горизонтальном камне слова РОД МАКАЖИ, и то же самое внизу — РОД МАКАЖИ. Казалось бы, тут должно быть написано ХРАМ МАКЖИ, а не РОД МАКАЖИ, однако, как я полагаю, и начертанные слова правильно отражают суть дела: сарсены внутреннего круга-прямоугольника действительно одновременно принадлежат и храму Рода, и храму Макоши, так что могут быть обозначены как храм Рода-Макоши. И тем не менее, именно эти внутренние камни требуют дополнительного исследования.

 

Рис. 170

Вид еще одного трилита внутреннего храма

 

Вид еще одного трилита внутреннего кольца я показал на рис. 170110. На левом камне я выделил несколько зон (они обведены рамочками), и в каждой я постарался прочитать несколько надписей. В первой рамочке знаки пришлось обращать в цвете, и получились слова МАКАЖИ РУНЪ, то есть НАДПИСИ МАКОШИ. Чуть ниже я читаю слова ХРАМ МАКАЖИ. Так что здесь уже нет слов о Роде. Еще ниже фрагмент камня я обращаю в цвете и читаю слова МАКЪЖЬ, МАКЪШЬ, а также в рамочке — МАКАЖИ ХРАМ. Очень важным предтавляется четвертый фрагмент, где слева вверху начертано слово РУСЬ, чуть правее — РУСЬ МАКАЖИ, а ниже крупными знаками и буквами — РУСЬ ХРАМА МАКОЖИ. Таким образом, Британия за 1200 дет до прихода туда бриттов была Русью. Мне известна ЖИВИНА РУСЬ — Балканы, а также территория древней Греции и Рима; ПЕРУНОВА РУСЬ — территория Прибалтики, ПОРУСЬЕ — территория Франции и Германии. Теперь к ним добавилась РУСЬ ХРАМА МАКОЖИ — Британия и Северо-Западные страны Европы. Разумеется, эту информацию необходимо подтвердить. И она подтверждается: на пятом фрагменте снова можно прочитать слова РУСЬ ХРАМА МАКОЖИ. Те же слова читаются и на шестом фрагменте. Так что чтение надписей на одном из трилитов дало нам ценную информацию.

 

Рис. 171

Мои чтения надписей на горизонтальном и правом камнях трилита

 

На рис. 171 я решил посмотреть надписи на горизонтальном менгире, обратив их в цвете. На вертикальном участке слева верх читается как РУСЬ ХРАМА МАКОЖИ, а низ в прямом и обращенном цвете содеожит дважды слово МАКАЖИ. Внизу горизонтального менгира содержится еще одна надпись РУСЬ, помеченная рамочкой, а правее нее можно прочитать слова ХРАМА МАКОЖИ. Отчасти руницей начертано слово МАКАЖИ в правой части того же камня. Наконец, на правом менгире предыдущего трилита можно прочитать слова как МАКОЖЬ, так и РОД. Таким образом, чтения на предыдущих камнях подтверждаются и тут. Возникает вопрос, почему ни горизонтальный менгир, ни левый не содержали слова РОД или ХРАМ РОДА? Полагаю, что такте слова на камнях внутреннего круга наносились только на тех местах, которые можно было видеть снаружи. Изнутри же везде сообщалось о том, что данный камень принадлежит храму МАКОЖИ или МАКАЖИ. Таков и только что обследованный трилит, расположение которого я указал правой вертикальной стрелкой, пометив левой диагональной расположение наклонного камня перед ним, рис. 172111.

 

Рис. 172

 Стоунхендж. Вероятное место расположения рассмотренного трилита храма Макоши

 

 Итак, мои предположения относительно того, что внешний храм представляет собой храм Рода, а внутренний — храм Макоши, полностью подтвердились. Замечу при этом, что форма храма Макоши является переходной между круглой и прямоугольной. Она уже не круглая (хотя и скругленная), но еще и не прямоугольная, представляя собой некий усеченный овал в плане. Как мы помним по конце первой главы, там святилище имело в центре (несколько смещенном в сторону) круглое строение.

Стоунхендж — очень интересный памятник. Выше было показано, что за много веков до возведения каменного храма были возведены земляные валы и курганы. Не имеем ли мы дело в данном случае с открытым храмом Рода-Макоши, то есть храмом, развернутом на местности, но еще не воплощенном в камне? Для проверки этой гипотезы необходимо опять читать надписи. По храму в Арконе мы помним, что славяне умели писать не только на камнях, но и на земле; видимо, изымались слои почвы и замещались на другой грунт, так чтобы трава и иная зелень имели бы на нем несколько иной оттенок. Не существует ли надписей такого рода в Стоунхендже? Для роверки рассмотрим еще одну фотографию, рис. 173112.

 

Рис. 173

Стоунхендж с птичьего полета и мое чтение надписей на земле

 

Легко видеть, что надписи такого рода действительно есть. Правда, они находятся на грани возможнотей данного сканера (для него темнозеленая поверхность рисунка предельно темна) и потому можно различить только наиболее крупные из них, то есть самые близкие к зрителю. Более близкую к нам поверхность в рамочке (нижняя) я даю на врезке с увеличением, и на ней можно прочитать слова ХРАМ РОДА. На более далекой без увеличения я читаю МАКОЖИ ХРАМ. Таким образом, еще до постройки каменных сооружений внешняя часть открытого святилища представляла собой храм Рода, а внутренняя, столь же круговая, являлась храмом Макоши. Тем самым Стоухендж представляет собой переходный этап от полностью открытого (без стен или менгиров) к полностью закрытому (со стенами и кровлей) святилищу, а именно святилище типа хенджа.

 

Рис. 174

Мое чтение надписей вблизи трилитов

 

Нет ли в таком случае надписей на земле в непосредственной близости от трилитов? Для проверки такого предположения рассмотрим еще раз фрагмент изображения трилитов на рис. 168 с большим увеличением и с макисмальной контрастностью, поместив его на рис. 174. Мы видим, что, действительно, такие надписи имеются у основания трилитов (невооруженным глазом я вижу такие надписи и на некоротом удалении от них, но доступная мне электронная техника уже не в состоинии их передать). В рамочке вертикальной ориентации я читаю слова МАСТЕРСКАЯ ХРАМА РОДА, а в рамочке горизонтального расположения — И ХРАМА МАКОЖИ, ЦАРЬ-ХРАМА. Таким образом, опять центре святилища располагалась мастерская, как на рисунке деревянных сооружений села Боршево Х века или как на постройках Флавиев в Риме. Выскажу осторожное предположение, зная по камню из Твери, чем занимались в той и другой мастерской: если мастерская Макоши занималась изготовлением надписей (а на рис. 170 мы выявили надписи МАКАЖИ РУНА), то мастерская Рода, судя по всему, занималась земляными и строительными работами. То еть, в соответствии с внешним или внутренним храмами, мастерские и производили, соответственно, материальные или духовные виды деятельности; точнее, материальный труд преимущественно направленный на внешнюю или на внутреннюю сторону языческого культа. Остается лишь восхищаться продуманности и целесообразности такого разделения труда. Более того, полагаю, что именно мастерские и были разработчиками новых видов святилищ, то есть своеобразными научно-исследовательскими центрами развития славянских культов, а, следовтельно, и культов всей Европы. Следовательно, руководить мастерскими должны были жрецы самого высокого ранга.

А если говорить откровенно, то встретить слово МАСТЕРСКАЯ в надписях самого начала третьего тысячелетия до н.э. я не предполагал. Во-первых, в традиционной историографии это понятие вполне определенно связано со средневековьем и с цеховой организацией труда. Во вторых, по предположению Энгельса, после разделения земледелия и скотоводства вторым типом общественного разделения труда было отделение ремесла от сельского хозяйства. Здесь же ремесло вплетено в мифологию и религию, и уж если и придется говорить о более позднем выделении ремесла из чего-то, то о его отделении от культовой деятельности. К такого рода повороту исторический материализм и трудовая теория развития общества не готовы. В-третьих, в слове МАСТЕРСКАЯ, начертанным кириллицей, имеется буква Я, которая, как считают многие палеографы, появилась позже других. Однако из данной надписи следует, что уже в третьем тысячелетии до н.э. наши предки-русы из далекой от нас во времени и пространстве РУСИ ХРАМА МАКОЖИ спокойно пользовались весьма развитой кириллицей, не подозревая, что через 4 000 лет родится Кирилл, которому и припишут изобретение этого выдающегося общеславянского достояния, а еще через 1100 лет устроят праздник славянской письменности и культуры в честь этого мнимого события и академик Флоря от имени Института славяноведения РАН будет глубокомысленно изрекать: «Изгнанные из Великой Моравии ученики Кирилла и Мефодия в 868 году нашли приют в Болгарии, куда они принесли созданную солунскими братьями глаголическую письменность. Здесь, однако, ко времени их прихода получила значительное распространение практика записи слаянских текстов греческими буквами. Начавшиеся в этой связи споры между сторонниками греческого письма и глаголицы получили свое отражение в сочинении Храбра “О письменах”, написанном в конце IX (или начал Х века). Его автор, сторонник глаголического письма, доказывал непригодность греческой азбуки для записи славянской речи и старался рассеять предубеждение против особого славянского письма как чего-то нового и неслыханного. Результатом этих конфликтов стало создание новой славянской азбуки, в основу ее был положен греческий алфавит, дополненный новыми буквами, созданными для передачи особых, характерных для длявянского языка звков по образцу соответствующих букв глаголической азбуки»113. Какое такое “новое и неслыханное письмо” изобрели ученики Кирилла и Мефодия “по греческому образцу”, если, как мы видим, вглядываясь в приведенные рисунки, кириллица уже существовала ко времени постройки земляного святилища Стуонхендж несколько тысячелетий, а греки пришли на Балканы лишь через полторы тысячи лет после его постройки и, заимствовав у местного населения, писавшего слоговым письмом “линейное А” свое письмо, более простое “линейное Б”, создали еще 700 лет спустя свой греческий алфавит по образу и подобию кириллицы? С позиций открывающейся ретроспективы на историю славянской культуры подобные благоглупости выглядят особенно нелепо. Я еще мог бы понять, если бы маститый ученый весьма осторожно выдвигал такого рода предположение — тогда можно было бы сказать, что предположение не оправдалось. Нет, он вещает так уверенно, словно сам присутствовал при изложеных им событиях, так, будто истина лежит у него в кармане. Между тем, мы видели, что кириллицей были подписаны и храмы Равенны (за 400 лет до Кирилла), и катакомбные храмы Рима (за 700 лет до Кирилла), и каменные постройки Стоунхенджа (3000 лет до Кирилла), и вот теперь земляные постройки Стоунхенжда (3800 лет до Кирилла). Короче говоря, принятая на сегодня версия происхождения кириллицы под напором приведенных фактов трещит по всем швам.

Храм Ромова. А.А. Бычков пишет об этом городе так: «РОМОВ — хнаменитое языческое святилище, расположенное в Пруссии, особо почитаемое житеоями Польши, Литвы и Белоруссии... Интересен тот факт, что иезуиты имели список имен архипопов — служителей культа в Ромове, начиная с 503 года и вплоть до 1265 года, после чего служение языческим богам в Ромове было прекращено За этот период правили 74 криве-кривейто, начиная от Вайдавутиса и кончая Аллепсом (на 74 жреца приходится 762 года, из чего можно предположить, что список все же был неполным»114. Заметим, что если храм посещали поляки, белоруссы и русское население Литвы, то он был настолько же пруссим, наколько и славянским. Тут же помещена и иллюстрация, которую я отображаю в виде рис. 175114. На ней видно, что стены образуют несколько округлый прямоугольних (храм Макоши), тогда как все, что находится по окружности за деревянной оградой, можно принять за храм Рода. По сути дела, город Ромов и есть один большой храм. Отсюда у меня возникает предположение, что сначала онг и назывался ХРАМОВ, но позже под влиянием различных причин А першло в О, и он стал называться ХРОМОВ. Еще позже потерялся и начальный звук Х, и город получил странное для славянского уха именование РОМОВ.

 

Рис. 175

Город Ромов и мое чтение надписей  

 

На рис. 175 мы видим прежде всего крупное дерево, которое при большом увеличении демонстрирует свои надписи. На верхних ветках, читая черные знаки и иногда привлекая и белые, обращая их в цвете, я читаю: ВЪ ПРУССКОМ ВЗМОРЬЕ ХРАМ МАКАЖИ, а чуть ниже — СЛАВЯН. И отдельно черные знаки — МАКАЖИ ХРАМ. Таким образом, храм исторически являлся не прусским, а славянским, а именно храмом Макоши (внутренняя часть), и, как мы уже неодноратно отмечали, говоря о греках, римлянах и христианах, вполне мог использоваться ими для отправления их религиозных потребностей. Как я уже отмечал, Пруссия первоначально являлась ПОРУССИЕЙ, то есть землей, окаймляющей Русь (Балканско-дунайскую и Аппенинско-Австрийскую), и, следовательно, содержала значительное количество славян и руссов. То, что позже на этой земле появились и римляне, и эсты, и балтские племена, то есть более поздние пришельцы, повторяет историю древней Греции и древнего Рима; еще позже сюда вторгаются германцы и Пруссия становится частью Германии. Однако местное славянское население не исчезает, а продолжает отправлять свой религиозный культ на Прусском взморье.

 

Рис. 176

Мое чтение надписей на дереве Ромова

 

Правда, всех надписей на дереве достаточно много, и на одном рисунке они не уместились. Поэтому я продолжил чтение последующих светлых и темных пятен на кроне дерева, воспроизведя его еще раз, чтобы понимать, откуда какие надписи взялись. Текст получился повторяющимся, как раз в стиле обычных средневековых письменных традиций. Я читаю: МАКОЖИ ХРАМ ПРУССКИМ И ПОМОРСКИМ СЛАВЯНАМ. Поскольку под ПОМОРЬЕМ обычно понималась часть Польши, речь идет как о славянах Порусья (скорее всего, склавинах, а также о русских из Литвы и Белорусии), так и о поляках. Таким образом, отмечена обычная паства храма. ХРАМ МАКОЖИ МАКЪЖИ ХРАМ РОМОВА. Здесь типология храма связана с особенностью храма именно данного города. МАКОЖИ МАСТЕРЬСКАЯ СЛАВЯН И СКИФОВ РОМОВА ДВОРА ХРАМА МАКОЖИ. А это длинное предложение содержит несколько мыслей. Хотя сам храм для скифов не предназначался, однако мастерская двора храма Макожи использовалась, видимо, для камнерезных и ювелирных работ у скифов, и не исключено, что некоторые ритуальные украшения скифов могли быть созданы славянскими мастерами этого двора. Далее, мастерская размещалась не в самом храме, а во дворе. Наконец, мастерская Макожи совсем не обязательно должна была помещаться во дворе Макожи, поэтому на это тоже обращено внимание автора текста. Наконец, финальная надпись гласит: ДВОРА ХРАМА МАКОЖИ И РОДА. Здесь впервые встречается слово РОД, так что храм, как и положено, состоит не только из половинки Макоши (но зато к ней относится дерево с надписями), но и из далекой половинки — храма Рода. Так что и в данном случае наши предположения полностью подтвердились.

Некоторые дополнительные сведения можно почерпнуть из монографии В.А. Кулакова по истории Пруссии. «В центре святилища Ромове, судя по тексту Симона Грунау, рос вечнозеленый (? ) дуб, среди ветвей которого находились изображения богов Перкунос пламевидными волосами, Потримпо с венком из злаков на голове и Патолло. Древо, под которым горел постоянно поддерживающийся жившими поблизости вайделотами священный огонь, на расстоянии одного шага было окружено шестами с растянутыми между ними полотнищами. Видимо, одно из них описание которого находилось в не дошедших до нашего времени текстах епископа Христиана (середина XIII века) и было приведено Симоном Грунау под видом “знамени Видевута”, упоминавшегося выше. За священную занавесь могли заходить лишь сам Криво-Кривайтис и особо приближенные вайделоты для проведения особо важных обрядов. В рамках соответствующих культовых церемоний богу Перкуно был посвящен негасимый огонь, Потримпо — змея, пьющая молоко из большого сосуда, Патолло — череп человека, коня и быка. При молениях, вне всякого сомнения, производились возлияния священных напитков пруссов — молока и меда (во всяком случае — последнего). В орденское время их заменило пиво. Моления проводились как в рамках периодических народных праздников (календарных), так и в экстраординарных случаях (угроза войн, стихийные бедствия)»115. Во-первых, становится ясным, почему не удалось отыскать языческих храмов Перуна — ему молились в том же храме Макоши, но воплощенному в негасимом огне. Прусским богам молились перед изображением пьющей молоко змеи и перед черепами человека и животных.. Затем, то, что я принимал за стены храма Макоши, оказалось полотнищами, натянутыми на шесты. В таком случае, храм ограждался вообще временными и очень тонкими стенами, что типологически оказывается более ранней фазой развития, чем каменный, но не сплошной хендж. Город в данном отрывке именуется Ромове, что является развитием моей гипотезы: ХРАМОВ-ХРОМОВ-РОМОВ-РОМОВЕ. Но не исключено, что и первоначально город назывался ХРАМОВЕ (то есть либо ХРАМЫ, либо ХРАМОВЫЙ). Наконец. этот храм по своему значению вполне соответствует алтарю христианских церквей. И хотя приведенные данные относятся, видимо, к XIII веку, к текстам епископа Христиана, они помогают понять многие подробности язычества древних славян. К приведенному тексту В.И. Кулаков прилагает гравюру того же вида, что и на рис. 176, однако крона дерева там изображена настолько темной, что по ней было бы невозможно прочитать надписи. А на облаках по-латыни начертано: К ЧАСТИ 1 ГЛАВЫ 5, ЧАСТИ 3 В И С ГЛАВЫ 7 И 3 и, кроме того, дается ссылка на автора, К. Харткнох, 1684 год.

Промежуточный итог. Хотя рассмотрено всего 2 пещерных храма (и то только снаружи), 2 катакомбных и два храма типа хенджа, всего 6 сооружений, они позволяют понять процесс перехода от открытых святилищ к закрытым. В данном разделе рассмотрены экзотические храмы — пещерные, катакомбные, типа хенджа, храмы вокруг дерева. Это существенно пополняет разнообразие славянских языческих культовых сооружений. Кроме того, весьма расширяется и география: сюда уже входит не только Рим (катакомбы Святого Каллиста и Остринские) или Болгария (Мадара), но и Кольский полуостров (Ловозеро), Пруссия (Ромов), даже Британия (Стоунхендж в Солсбери). Но они помогают понять и разные типы организации святилища, от вроде бы полного беспорядка (катакомбные, пещерные) до весьма совершенных конструкций (Стоунхендж).

Эволюция храмовой постройки теперь представляется таким образом. На святилище было желательным иметь могучее дерево в качестве центра будущего священного комплекса, что мы видели на примере храма Ромова. В ряде случаев это дерево ограждалось шестами и завешивалось полотнищами — очевидно, в периоды мистерий. Эти временные экраны выгораживали священное пространство будущего храма, куда имели право заходить либо боги, либо некоторые, самого высокого ранга жрецы. Полагаю, что именно тут, у подножия священного дерева, позже стали производиться захоронения наиболее достойных и, вероятно, святых людей, скорее всего жрецов. Если дерево усыхало, храм можно было создать вокруг нового дарева, для чего вокруг храма имелась целая священная роща. Позже, когда в период оседлости появилось желание увековечить храм, место священного дерева занял камень (лежень), а еще позже — идол. Ведь дерево все-таки ограничено сроком своей жизни, а его увядание и засыхание, вероятно, переживалось всей общиной верующих весьма болезненно. Священные рощи по традиции сохранялись, однако производственной необходимости в них уже не было. Заменены были и шесты с веревками, куда вешались полотнища, на более капитальные конструкции — каменные столбы со сплошым камненным горизонтальным кольцом на их верху. Вероятно, в периоды мистерий они тоже завешивались полотнищами, тогда как в непраздничные дни храм мог использоваться в других целях, например, в качестве астрономической площадки. Это мы уже видим на примере храма Стоунхендж. Правда, этот колоссальный храм бронзового века можно было бы считать чудом света. Позже храмы стали делать компактнее, а менгиры были заменены более изящными колоннами, и во времена древних греков появиись круглые здания с колоннами (а затем и со стенами) типа толосов, которые первоначально могли играть роль храмов. А еще позже появляются здания с колоннами уже прямоугольной формы, периптеры. При этом поначалу форма ограды вокруг древа роли не играла, затем она стала круговой, а еще позже вытянулась, стала эллиптической (Стоунхендж) и, наконец, для храма Макоши перешла в прямоугольную. Что же касается второй ограды вокруг всего святилища, то она появляется позже, и остается на стадии круговой и на последующее время, составив храм Рода. Таким образом, выявляются все основные этапы развития крытых храмов, где сначала возникли стены (и внутренние раньше наружных), а уже позже появилась крыша.

Представляет интерес вяснить, почему и как кольцо храма Макоши вытянулось в эллипс. В Стоунхендже эллипс открыт в сторону северо-востока (и тем самым предсталяет собой типичный для храма Макоши вход) и подходит близко к кольцу храма Рода на юго-западе. Стало быть, эллипс втягивается в направлении храма Рода именно там, где должен быть вход в храм Рода. Что же касается причины, то, как я полагаю, храм Макоши продолжал быть кольцевым, пока окружал священное дерево или идола, на котором еще не была моделирована фигура человека или животных. Если же такая фигура была обозначена, то, ходя по храму Макоши, можно было зайти за спину лику божества. Полагаю, что из-за этого идола стали отодвигать от центра к периферии храма Макоши. Однако такое эксцентрическое положение не спасало потому, что идола можно было обойти по храму Рода, и тогда храм Макоши вытянулся в эллипс, доставая до стенок храма Рода, и именно тут стояло божество. Позже на этом месте возник алтарь, а одна из стен храма Рода превратилась в апсиду. Но перед божеством должно было находиться надгробье, образующее суть храма Макоши. А на противоположном конце, северо-восточном, где имеется вход в храм Макоши из хрма Рода, судя по рисунку храма в Ромово, находился священный огонь, связанный с культом Перуна (Перкуно). Эти предположения можно будет проверить, перейдя в следующей главе к рассмотрению идолов (ликов) языческих богов.

При храмах существовали также храмовые мастерские, занимавшие место недалеко от центра храма. Как удалось понять из материала предыдущей главы, мастерские храма Макоши занимались преимущественно камнерезными работами, проектируя и выбивая на камнях тексты и, вероятно, изготавливая скульптурные изображения ликов (а позже, в христианское время, выбивая на камнях изображения крестов). Иными словами, мастерские храмов Макаши занимались гравировкой, резьбой по дереву, изготовлением амулетов, оберегов, иконок и прочих предметов культа. А мастерские храмов Рода, видимо, специализировлись на земляных работах по расчистке места под святилище, а позже — на проектировании строений и производстве строительных работ по возведению наземных святилищ и храмов. Вероятно, как руководители, так и мастера мастерских были жрецами.

Пещерные храмы представляли очень небольшие помещения природного или искусственного происхождения, где в храме Макоши особо выделялся нижний этаж с погребениями святых — храм Мары. В дальнейшем он становится храмом первого этажа катакомб (мне не удалось раздобыть подобный план). Но, судя по римским катакомбам Святого Каллиста, такого рода захоронение находилось на первом этаже под усыпальницей Святой Цецилии на втором.

Катакомбные храмы помогли понять происхождение первых христианских церквей, которые сохранили несколько переосмысленный храм Макоши, отдав часть его Деве Марии как жрице богини Макоши. О том, что Дева Мария имела отношение к языческой вере славян, удалось узнать только по надписям катакомбных храмов. Поскольку позже все мариинские храмы были переименованы (на Руси большинство из них стало Успенскими, хотя некоторые стали церквями русских святых, например, Святых Бориса и Глеба), возникает предположение, что христианскому культу предшествовал промежуточный мариинский культ, отчасти языческий, отчасти христианский. Позже, с победой христианства, мариинские церкви были переименованы по-христиански. Священные рощи, как мы помним из предыдущего раздела, в мариинский период еще сохранялись, но при переходе к христианству полностью потеряли свое значение и исчезли. Хочу подчеркнуть, что мариинские храмы еще не вышли из языческих представлений и, вероятно, использовлись для почитания всего пантеона языческих богов.

Если в предыдущем разделе данной главы было найдено два царь-храма, основной в Греции (Солунь-Фессалоники), и второй — в Италии, прешедшей от римской к европейской средневековой культуре (Равенна), то здесь найден еще один царь-храм, на территории будущей Британии (Стоунхендж), существование которого мной не предсказывалось. Этот царь-храм окрасил собой целую часть тогдашнего мира, добавив к Перуновой Руси (Прибалтике) и Живиной Руси (Балканам, Апеннинскому полуострову и нынешнем районам Северо-Запада России) еще и Русь Храма Макоши. Напротив, царь-храм в Порусье (Пруссии) мне выявить не удалось, хотя с известной вероятностью не такую роль мог претендовать храм города Ромова (Храмова). Возможно, что я просто не слишком внимательно читал надписи данного храма, и что-то от меня ускользнуло. Но, возможно, я не там искал.

В данном разделе удалось продвинуться и в решении одной, но важной палеографической задачи — отодвинуть дату создания кириллицы от древнегреческих времен (железного века) к эпохе бронзы. На территории храма Стоунхенджа удалось прочитать начертанные кириллицей слова, и не только МАКОЖЬ или МАКАЖЬ, но и РОД, а также МАСТЕРСКАЯ, тоесть слово, имеющее в своем составе букву Я. Но, вероятно, кириллица возникла еще раньше. 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь