Бзерпский карниз- Озёра Дзитаку- Лагерь Холодный

Был ясный солнечный день. Мы переночевали на Бзерпском карнизе одну ночь. Мы встали, плотно покушали и собрались в дорогу.

Нас ждал путь на лагерь Холодный через долину семиозёр Дзитаку.

Время 8: 02 мы выходим на маршрут. Настроение у всех отличное. Мы все в сборе.

Наш путь проходил через Альпийские луга. Идти было довольно легко, и нас это только радовало. От Бзерпинского карниза туристическая тропа лежит через долину Псеашхо. Долина длиной пять километров и шириной около пятисот метров, выработана древним ледником, ныне не существующим. Продольный уклон долины настолько мал, что прохождение перевала Псеашхо (2014 м) можно не заметить. Именно этим путем в 1835 г. русский офицер-разведчик, барон Фёдор Фёдорович Торнау, прошёл с севера Кавказского хребта в аул Кбаадэ (старое название пос. Красная Поляна) и далее на юг к Чёрному морю. Варианты перевода топонима " Псеашхо" с кавказских языков - " многоводная гора" (видимо, из-за большого числа ледников и вытекающих из них рек).

В 9: 15 мы дошли до развилки. Одна тропа вела к лагерю Холодный, а другая к озеру Малое. Мы оставили рюкзаки на этой развилке и пошли по тропе в сторону озера.

У этого озера мы отдохнули, помочили ноги и через некоторое время пошли обратно к рюкзакам.

Озерная долина Дзитаку (Семиозерье) - перевального типа, то есть Главный водораздельный хребет проходит здесь по дну долины. В долине - пять озер, находящиеся на высоте 1900 метров над уровнем моря, расположены недалеко друг от друга. Самое значительное озеро - Большое - площадью 20000 кв. м и максимальной глубиной до 10 м. Феномен другого озера - Двуликого в том, что сток из него осуществляется как на северный склон, так и на южный, то есть в бассейны рек Уруштена и Лауры. Это очень редкое явление. Другие озера своих названий не имеют и постепенно зарастают. Мы же успеем побывать лишь на озере Малом Дзитаку, находящемся на высоте около 2000 м над уровнем моря. С тропы его почти не видно, так как оно прикрыто сбоку обширным лавинным холмом, поросшим буйной травой, и поэтому остается незамеченным проходящими мимо путниками. Красоту почти круглого голубого «глазка» можно оценить, поднявшись на десятиметровую высоту оконтуривающего лавинного вала. По своему происхождению оно относится также к озерам лавинного выбивания. Благодаря огромной ударной силе (несколько десятков тонн на квадратный метр) падающей массы снега с крутого склона (более 45°) горы Перевальной у подножия была выбита глубокая яма 16 метров, которая заполнилась водой, и образовалось озеро. Глубина его составляет около 16 м (по данным Ю.В.Ефремова). Озеро оконтуривает резко очерченный серповидный вал высотой 10 метров, образованный отложениями, выброшенными лавинами со дна озерного водоема. Он порос буйной травой и прикрывает озеро Малое сбоку. Именно в этом озере, по мнению историков, отступающие к лагерю Холодный в конце 1942 г, солдаты вермахта утопили часть своего оружия и аммуниции, чтобы идти налегке.

К 10: 35 часам мы дошли до беседки. Там мы тоже посидели, перекусили, отдохнули.

Дальше наша цель была дойти до следующей развилки. До неё мы уже дошли в 11: 10. Там мы оставили свои рюкзаки, переоделись и пошли по тропе, которая вела к озёрам Дзитаку.

В 12: 20 мы пришли к реке Уруштен. Через неё мы уже прошли босиком.

Дальше по дороге к озёрам нам встречалась субальпика, но через некоторое время мы опять шли по альпийским лугам.

В 12: 40 мы подошли к камню, на котором лежали документы о Битве за Кавказ- перевал Псеашхо.

Осенью 1942 года фашисты стремились прорваться к нашему черноморскому побережью Кавказа. Выполнить эту задачу гитлеровцы могли лишь на нашем участке фронта, преодолев перевалы Псеашхо и Аишха. Военные действия осенью 1942 года с элитными, отлично экипированными подразделениями вермахта, в частности, с солдатами «Эдельвейса» из 49-го горного корпуса вели бойцы нашей 20-й горнострелковой дивизии. Специальные горные дивизии Вермахта - любимчики фюрера, помимо современного автоматического оружия, станковых и ручных пулеметов, имели на вооружении 50-мм и 81-мм специальные минометы, а также 75-мм горные пушки, которые легко разбирались и переносились на вьючных животных. Амуниция и специальное снаряжение были лучшими в Европе. Богатый опыт ведения боевых действий в условиях пересеченной горной местности, являлся еще одним преимуществом нашего сильного, умного и коварного врага. Но это ему не помогло. Ни здесь - в горах Красной Поляны, ни на равнине под Сталинградом, ни на побережье в районе Туапсе. Наряду с боями за весь кавказский горный массив протяженностью 130 км, разворачивалась аналогичная боевая операция по защите нашими бойцами перевала «Псеашхо». На самом перевале совершили подвиг шестеро минометчиков лейтенанта Лимаренко 174-го горнострелкового полка, которые отступая после ожесточенных боев на основной перевал Псеашхо, несли на себе четыре миномета в полном снаряжении. Имея достаточное количество боеприпасов, шесть бойцов – минометчиков, двое суток сдерживали натиск наступавшего элитного австрийского горнострелкового полка. Неоднократно пытались фашисты с лагеря Холодного атаковать наших бойцов «в лоб», а также зайти в тыл наших солдат по скалам и подавить их огонь, но им никак не удавалось этого сделать. Вражеские пикирующие бомбардировщики атаковали позиции наших бойцов с воздуха, но несмотря, ни на что, четыре миномета все били и били, заставляя гитлеровских егерей, каждый раз с потерями возвращаться к своим позициям в лагерь Холодный. Все попытки врага овладеть перевалом Псеашхо были тщетны. На вторые сутки непрерывных боев на помощь минометчикам подошли два отделения автоматчиков со станковыми пулеметами, которые полностью сцементировали оборону перевала, сделав её непреступной. В результате на перевал Псеашхо так и не ступила нога захватчиков. После этой самоотверженной защиты у горы «Перевальная» появилось второе название «Минометная». Один из командиров полка «эдельвейсовской» дивизии Алекс Бухнер в своих мемуарах о войне на Кавказе утверждает, что это была образцово-показательная боевая операция по окружению и разгрому противника в горах. Для советских же воинов это был один из трагических эпизодов боев за Псеашхо. Всего в боях за перевалы Аишха и Псеашхо 20-я горнострелковая дивизия понесла безвозвратных потерь более 250 солдат и офицеров. Светлая память погибшим!
Историки проводят еще одну параллель, связанная еще с одним с геройским переходом русских солдат через перевал Псеашхо зимой 1864 года. Его совершили бойцы 75-го пехотного Севастопольского полка и казаки, под командованием генерала Граббе. Неожиданное появление с этой стороны русских солдат, позволило поставить победную точку в столетней русско-турецкой войне. Тогда отважные русские воины, из армии Суворова, совершили бросок через Псеашхо, осуществив его в неимоверно сложных погодных условиях. Они шли в полной экипировке по глубокому снегу, и лютый студеный ветер насквозь пронизывал их солдатские шинели. Отряд под командованием Граббе преодолел труднейший маршрут из четырех возможных по взятию Кббаде (Красная поляна), за что смелый генерал был награжден золотой саблей с алмазами.

В 13: 07 мы уже подошли к Большому озеру. Там мы остановились, покупались. Это озеро расположено на высоте 1913 м над уровнем моря, имеет площадь около 20 000 м2 и максимальную глубину до 10 м. Оно обязано своим происхождением тем же лавинам, которые выбили озерную котловину и образовали вокруг нее дугообразный лавинный вал, за которым расположен другой озерный водоем, но уже полностью заросший болотной растительностью. Озеро Большое не зарастает. Этому мешают снежные лавины, периодически падающие в его акваторию, и выплескивающие воду вместе с донными отложениями.

Так же мы подошли к рядом протекающей речке Уруштен и попили там воды.

УРУШТЕН - горный массив в истоках рек Уруштен (бассейн р.Малой Лабы) и р. Киша (бассейн р.Белой). Название вершины, по-видимому, происходит от названия реки Уруштен (Уарыстан), с адыгейско-кабардинского предположительно переводится как < Белая река>.

В 13: 50 мы отправились обратно, в сторону к нашим рюкзакам.

В 14: 25 мы мы отправились с долины озёр Дзитаку в сторону к лагелю Холодный.

В 15: 45 мы подошли к указателю.

Через 10 минут мы уже переходили по мосту через реку Холодная.

В 16: 20 мы пришли в лагерь Холодный.

На этом наш маршрут на 11.07.2018 закончился.

12.07.2018

Лагерь Холодный- Ледник Холодный
Реки, через которые мы проходили и видели…

Трекинг на ледник Холодный начинается от лагеря Холодного. От лагеря следует перейти по мосту реку Холодную и повернуть налево. Тропа идет вдоль реки, пересекая поляны и заросли криволесья. Постепенно она набирает высоту, деревьев становится все меньше, склоны становятся все более каменистыми. Эти каменные россыпи представляют собой остатки древней конечно морены – обломочной породы, оставшейся после вытаивания ледника. От лагеря Холодного до нижнего окончания языка ледника Холодного 5 км пути, которые можно преодолеть в среднем за 1, 5-2 часа. В этом районе одиннадцать ледников. Ледник Псеашхо, площадью 1, 5кв.км, самый крупный в Краснодарском крае. К северу от вершины Северный Псеашхо, расположен ледник Мраморный. Он даёт начало одноимённой реке. На северных склонах лежит ледник Холодный (ледник №30 по Каталогу ледников СССР), из которого вытекает река Холодная, впадающая через несколько километров в реку Уруштен.

В лагерь Холодный мы пришли 12.07.2018 в 16: 50. Мы расселились в балагане и приготовили покушать. Остаток дня мы пролежали в балагане.

Утром 13.07.2018 мы собирались на Ледник Холодный.

К леднику мы подошли в 12: 45. Присели, покушали и несколько человек в составе 7 детей и 2 взрослых отправились на Ледник. Но мы  не смогли добраться до ледника, из-за опасного прохождения пути. Чтобы туда добраться, необходимо было туристическое снаряжение.

В 15: 08 мы вернулись обратно. В 15: 30 мы выдвинулись обратно в сторону лагеря. В 16: 40 мы вернулись в лагерь Холодный.

Река Холодная, правый приток р. Уруштен, берет начало на западных склонах массива Псеашха из ледника Холодного. В долине реки Холодной сосредоточено много интересных природных достопримечательностей – озер, скал, пещер. В месте слияния рек Холодной и Уруштен расположен приют Кавказского заповедника, известный под названием «лагерь Холодный». Он имеет богатую историю.

От перевала Псеашха основная тропа идет альпийскими лугами по левому берегу р. Уруштен и через 4 км плавного спуска приводит к мосту через р. Холодная. За мостом тропа выходит на субальпийские поляны, на которых расположился лагерь Холодный и домики для ночевок. Ночевка организуется в одном из свободных домиков, либо в палатках на поляне перед лагерем Холодный.

С юго-запада массив Псеашхо ограничен долиной реки Пслух, с востока долинами рек Малая Лаба и Чистая, с севера — долинами рек Холодная и Мраморная.

Пслух - горная река в Краснодарском крае; протекает по территории Кавказского государственного заповедника, является правым притоком р.Мзымты. В долине реки имеются нарзанные источники; в ней же расположен одноименный кордон заповедника.

Малая Лаба берёт начало на северных склонах перевала Аишха (2401 м) на территории Краснодарского края в пределах Кавказского биосферного заповедника. Протекая по территории Кавказского природного
заповедника, река принимает на его территории притоки рек и ручьёв.

Река Чистая - левый приток реки Малая Лаба. Берёт своё начало с ледника Псеашхо.
Не только сама речка была кристальной по сравнению с только что перейденной Мутной. Вся долина с ее привольными полянами и четкими парковыми группами пихт, разбросанными в разных планах и на разных высотах, и все горное
окружение - восточный фасад Псеашхо и торцовая сторона горы Мраморной, тыльная по отношению к видной из Холодного лагеря, - все это создавало ощущение прозрачности, совершенства.

Уруштен (кабард.-черк. Уэрыщтын) — река на территории Краснодарского края. Левый, наибольший из всех притоков реки Малая Лаба. По местному наречию Уруштен переводится как «Чёрная река».Берёт начало на северных склонах Главного Кавказского хребта в районе перевала Псеашхо, на высоте около 2000 м. Протекает по территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника в глубоком, покрытом девственными лесами, ущелье. Впадает в реку Малая Лаба недалеко от кордона Черноречье.