Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Махараджа Йудхиштхира сбросил свои одежды, пояс и царские украшения и утратил всякий интерес и привязанность к чему бы то ни было.
КОММЕНТАРИЙ: Чтобы стать одним из спутников Господа, необходимо обязательно очиститься от материальной скверны. Невозможно стать спутником Господа, то есть вернуться к Богу, не пройдя через подобное очищение. Поэтому, чтобы духовно очиститься, Махараджа Йудхиштхира сразу же отверг свое царское богатство, сбросив царские одежды. Кашайа, шафрановая набедренная повязка санньяси указывает на свободу от привязанности к привлекательной мирской одежде, и потому он соответствующим образом сменил свое одеяние. Он утратил интерес к своему царству и семье и тем самым очистился от материальной скверны, или, иначе говоря, материальных самоотождествлений. Как правило, люди привязаны к различным внешним обозначениям - обозначениям, связанным с семьей, обществом, страной, родом занятий, богатством, положением и многим другим. Пока человек привязан к этим обозначениям, он считается материально загрязненным. В наше время так называемые национальные лидеры связаны своим национальным самосознанием, не ведая того, что это ложное самосознание - очередное внешнее отождествление материально обусловленной души. Чтобы стать достойным возвращения к Богу, человек должен отбросить все такие самоотождествления. Глупые люди превозносят тех, кто умирает с сознанием своей национальной принадлежности, но здесь приводится пример Махараджи Йудхиштхиры, царя, который приготовился покинуть мир без этого национального самосознания. Тем не менее, его помнят и поныне, так как он был великим праведным государем, стоящим почти на одном уровне с Личностью Бога, Шри Рамой. И так как миром правили такие благочестивые цари, люди всего мира были счастливы во всех отношениях, а этим великим императорам было вполне под силу править миром.
Стих 41
व ा च ं ज ु ह ा व म न स ि त त ् प ् र ा ण इ त र े च त म ् । вачам джухава манаси тат прана итаре ча там
вачам - речь; джухава - оставив; манаси - в ум; тат пране – ум в дыхание; итаре ча - другие чувства также; там - в то; мритйау - в смерть; апанам - дыхание; са-утсаргам - с полным вниманием; там - то; панчатве - в тело созданное из пяти элементов; хи - несомненно; аджохавит - погрузил в это.
Затем он слил все органы чувств с умом, ум - с жизнью, жизнь -с дыханием, все свое бытие - с телом из пяти элементов, а тело - со смертью. И тогда, как чистая душа, он избавился от материальной концепции жизни. КОММЕНТАРИЙ: Подобно своему брату Арджуне, Махараджа Йудхиштхира сосредоточился и постепенно освободился от всякого материального рабства. Сначала он сконцентрировал всю деятельность своих чувств и слил их с умом, или, иначе говоря, обратил свой ум к трансцендентному служению Господу. Поскольку вся материальная деятельность совершается умом в виде деятельности материальных чувств и ее последствий, а он отправлялся обратно к Богу, он молился, чтобы его ум прекратил свою материальную деятельность и обратился к трансцендентному служению Господу. В материальной деятельности не было больше необходимости. В действительности остановить деятельность ума невозможно, потому что она является отражением вечной души, но ее можно качественно изменить, изменив точку приложения этой деятельности, перенеся ее с материи на трансцендентное служение Господу. Когда человек очищает свой ум от загрязнения жизненным дыханием, тем самым освобождая его от загрязнения повторяющимися рождениями и смертями и помещая его в чистое духовное бытие, материальная окраска ума меняется. Все проявляется временным феноменом - материальным телом, которое порождается умом в момент смерти, и если ум очищен практикой трансцендентного любовного служения Господу и постоянно погружен в служение лотосным стопам Господа, после смерти он уже никак не сможет создать новое материальное тело. Это освобождает ум от материального загрязнения, в котором он находился. Чистая же душа может вернуться домой, обратно к Богу.
Стих 42
त ् र ि त ् व े ह ु त ् व ा च प ञ ् च त ् व ं त च ् च ै क त ् व े ञ ् ज ु ह ो न ् म ु न ि ः । тритве хутва ча панчатвам тач чаикатве 'джухон муних
тритве - в три качества; хутва - предложив; ча - также; панчатвам - пять элементов; тат - то; ча - также; экатве - в единое неведение; аджухот - погрузив; муних - мыслящий; сарвам - совокупность; атмани - в душу; аджухавит - утвердил; брахмани - в дух; атманам - душа; авйайе - в неисчерпаемое.
Таким образом, растворив грубое тело, состоящее из пяти элементов, в трех гунах материальной природы, он погрузил их в единое неведение, а это неведение - в свое «я», Брахман, неисчерпаемый при любых обстоятельствах. КОММЕНТАРИЙ: Все проявленное в материальном мире - продукт махат-таттва-авйакты, и то, что доступно нашему материальному зрению, является не более чем комбинациями и видоизменениями этих разнообразных порождений материи. Но живое существо отлично от всех этих порождений материи. Только потому, что живое существо забыло о своей вечной природе вечного слуги Бога и из-за своих ложных концепций так называемого господства над материальной природой, оно вынуждено принять жизнь иллюзорных чувственных наслаждений. И сопутствующее этому порождение материальных энергий служит главной причиной того, что ум попадает под влияние материи. Так возникает грубое тело, состоящее из пяти элементов. Махараджа Йудхиштхира повернул эти действия вспять и погрузил пять элементов тела в три гуны материальной природы. Качественные характеристики тела - хорошее, плохое или нечто среднее - были уничтожены, а проявления качеств, в свою очередь, слились с материальной энергией, которая порождена ложным чувством чистого живого существа. Таким образом, тот, кто хочет получить возможность общения с Верховным Господом, Личностью Бога, на одной из бесчисленных планет духовного неба, и особенно на Голоке Вриндаване, должен постоянно думать о том, что он отличен от материальной энергии. Он не имеет с ней ничего общего и должен осознать себя как чистый дух, Брахман, качественно равный Верховному Брахману (Парамешваре). Разделив царство между Парикшитом и Ваджрой, Махараджа Йудхиштхира уже не думал о себе как об императоре всего мира и главе династии Куру. Это ощущение свободы от материальных отношений, как и свободы от материального заточения в грубом и тонком окружении, позволяет даже в этом материальном мире свободно действовать в качестве слуги Господа. Эта стадия называется дживан-муктой, или стадией освобождения, достигнутого еще в материальном мире. Таков метод, с помощью которого можно положить конец материальному существованию. Нужно не просто считать себя Брахманом, но и действовать как Брахман. Тот, кто всего лишь считает себя Брахманом, является имперсоналистом, но тот, кто действует как Брахман, - чистый преданный.
Стих 43
च ी र व ा स ा न ि र ा ह ा र ो ब द ् ध व ा ङ ् म ु क ् त म ू र ् ध ज ः । чира-васа нирахаро баддха-ван мукта-мурдхаджах
чира-васах - облачившись в рваную одежду; нирахарах - отказавшись от твердой пищи; баддха-вак - прекратив разговоры; муктамурдхаджах - распустив волосы; даршайан - проявил; атманах - себя; рупам - черты тела; джада - заторможенный; унматта - безумный; пишача-ват - подобно дикарю; анавекшаманах - не дожидаясь; нирагат - утвердился; ашринван - не слушая; бадхирах - подобно глухому; йатха - как будто.
После этого Махараджа Йудхиштхира облачился в рваные одежды, отказался от твердой пищи, добровольно стал немым и распустил волосы. Все это сделало его похожим на безумца или бродягу без определенных занятий. Он перестал зависеть от своих братьев и, подобно глухому, ничего не слышал.
КОММЕНТАРИЙ: Освободившись таким образом от внешней деятельности, он порвал все связи с царской жизнью и семейным престижем. Он фактически уподобился заторможенному безумному бродяге и перестал разговаривать о материальных делах. Он не зависел от своих братьев, которые раньше помогали ему. Эта стадия полной независимости по-другому называется очищенной стадией бесстрашия.
Стих 44
उ द ी च ी ं प ् र व ि व े श ा श ा ं ग त प ू र ् व ा ं म ह ा त ् म भ ि ः । удичим правивешашам гата-пурвам махатмабхих удичим - север; правивеша-ашам - тех, кто хотел войти туда; гатапурвам - путь, на который встали его предки; маха-атмабхих - широко мыслящими; хриди - в сердце; брахма - Всевышний; парам -Бог; дхйайан - постоянно думая о; на авартета - проводил свои дни; йатах - куда бы ни; гатах - пошел.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы