Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Когда, отделившись, возникли руки вселенской формы, в них вошел Индра, царь небес. Так живые существа обрели способность вести дела и добывать средства к существованию.
Стих 22 प ा द ा व स ् य व ि न ि र ् भ ि न ् न ौ ल ो क े श ो व ि ष ् ण ु र ा व ि श त ् । падав асйа винирбхиннау локешо вишнур авишат
падау - ноги; асйа - вселенской формы; винирбхиннау - отделившись, появились на свет; лока-ишах вишнух - полубог Вишну (не являющийся Личностью Бога); авишат - вошел; гатйа - способностью двигаться; сва-амшена - со своими частями; пурушах - живое существо; йайа - с помощью которого; прапйам - места назначения; прападйате - достигает.
Затем, отделившись, возникли ноги вселенской формы, куда, вместе с двигательной функцией, вошел полубог по имени Вишну [не являющийся Личностью Бога]. Так живые существа получили возможность двигаться и достигать места назначения.
Стих 23 ब ु द ् ध ि ं च ा स ् य व ि न ि र ् भ ि न ् न ा ं व ा ग ी श ो ध ि ष ् ण ् य म ा व ि श त ् । буддхим часйа винирбхиннам ваг-ишо дхишнйам авишат буддхим - разум; ча - также; асйа - этой вселенской формы; винирбхиннам - отделившись, появился на свет; вак-ишах - Брахма, повелитель Вед; дхишнйам - власть; авишат - вошел в; бодхена амшена - с функцией разума; боддхавйам - объект познания; пратипаттих - познаваемым; йатах - с помощью которого; бхавет - становится.
Когда, отделившись, возник разум вселенской формы, в него, вместе со способностью постигать, вошел Брахма, владыка Вед. Так живые существа обрели способность познавать объекты этого мира.
Стих 24 ह ृ द य ं च ा स ् य न ि र ् भ ि न ् न ं च न ् द ् र म ा ध ि ष ् ण ् य म ा व ि श त ् । хридайам часйа нирбхиннам чандрама дхишнйам авишат
хридайам - сердце; ча - также; асйа - вселенской формы; нирбхиннам - отделившись, появилось на свет; чандрама - полубог Луны; дхишнйам - наделенный могуществом; авишат - вошел в; манаса амшена - с мыслительной функцией; йена - с помощью которой; асау - живое существо; викрийам - решения; пратипадйате - принимает.
Затем, отделившись, на свет появилось сердце вселенской формы, и в него, вместе с мыслительной функцией, вошел полубог Луны. Таким образом живое существо обрело способность рассуждать.
Стих 25 आ त ् म ा न ं च ा स ् य न ि र ् भ ि न ् न म भ ि म ा न ो ऽ व ि श त ् प द म ् । атманам часйа нирбхиннам абхимано 'вишат падам атманам - ложное эго; ча - также; асйа - этой вселенской формы; нирбхиннам - отделившись, появилось на свет; абхиманах - ложное самоотождествление; авишат - вошел; падам - в положении; кармана - деятельность; амшена - частью; йена - с помощью которого; асау - живое существо; картавйам - целенаправленные действия; пратипадйате - совершает.
Затем, отделившись, возникло материальное эго вселенской формы, куда, вместе со способностью к деятельности, вошел Рудра, повелитель ложного эго. Так живые существа обрели способность целенаправленно действовать.
КОММЕНТАРИЙ: Ложное эго, которое заставляет живое существо отождествлять себя с материей, находится во власти полубога Рудры, являющегося воплощением Господа Шивы. Рудра - это воплощение Верховного Господа, которое отвечает в материальном мире за гуну невежества. Деятельность ложного эго направлена на удовлетворение потребностей тела и ума. Большинство людей, руководствующихся в своей жизни ложным эго, подвластны Господу Шиве. Когда невежество человека принимает более утонченные формы, он начинает мнить себя Верховным Господом. Это убеждение обусловленной души, также продиктованное ложным эго, - последняя западня, которую расставляет для нее иллюзорная энергия, держащая в своей власти весь материальный мир.
Стих 26 स त ् त ् व ं च ा स ् य व ि न ि र ् भ ि न ् न ं म ह ा न ् ध ि ष ् ण ् य म ु प ा व ि श त ् । саттвам часйа винирбхиннам махан дхишнйам упавишат
саттвам - сознание; ча - также; асйа - вселенской формы; винирбхиннам - отделившись, появилось на свет; махан - совокупная энергия, махат-таттва; дхишнйам - наделенная властью; упавишат - вошла в; читтена амшена - вместе со Своей частью сознания; йена - с помощью которого; асау - живое существо; виджнанам - прикладное знание; пратипадйате - постигает.
Когда, отделившись, возникло сознание вселенской формы Господа, в него, вместе с функцией сознания, вошла махат-таттва, повелевающая совокупной энергией. Так живое существо обрело способность постигать прикладное знание.
Стих 27 श ी र ् ष ् ण ो ऽ स ् य द ् य ौ र ् ध र ा प द ् भ ् य ा ं ख ं न ा भ े र ु द प द ् य त । ширшно 'сйа дйаур дхара падбхйам кхам набхер удападйата
ширшнах - голова; асйа - вселенской формы; дйаух - небесные планеты; дхара - планеты земного типа; падбхйам - на Ее ногах; кхам - небо; набхех - из живота; удападйата - появились; гунанам - трех гун природы; вриттайах - взаимодействия; йешу - где; пратийанте - появляются; сура-адайах - полубоги и другие живые существа.
Затем из головы вселенской формы появились райские планеты, из ног - планеты земного типа, а из живота - небо. Эти планеты, в соответствии с разными гунами материальной природы, населили полубоги и другие живые существа.
Стих 28 आ त ् य न ् त ि क े न स त ् त ् व े न द ि व ं द े व ा ः प ् र प े द ि र े । атйантикена саттвена дивам девах прапедире
атйантикена - превосходные; саттвена - гуной благости; дивам - на высших планетах; девах - полубоги; прапедире - находятся; дхарам - на Земле; раджах - гуна страсти; свабхавена - по природе; панайах - человек; йе - все те; ча - также; тан - их; ану - подопечные.
Полубоги, находящиеся под влиянием гуны благости и наделенные присущими ей замечательными качествами, живут на райских планетах, а люди, находящиеся под влиянием гуны страсти, вместе с другими существами, их подопечными, населяют Землю.
КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (14.14-15) говорится, что живые существа, находящиеся под преимущественным влиянием гуны благости, поднимаются на высшие, райские планеты; те, кто находится под влиянием гуны страсти, попадают на средние планеты земного типа, а те, кто пребывает во власти гуны невежества, опускаются на низшие планеты или появляются на свет в животных формах жизни. Полубоги развили в себе качества, присущие гуне благости, и потому живут на райских планетах. животные находятся на более низкой ступени эволюции, чем люди, хотя некоторые из них живут вместе с людьми. Так, например, коровы, лошади, собаки и т.д. испокон веков находятся под защитой человека. Особенно важным в данном стихе является слово атйантикена. Развив в себе качества, присущие гуне материальной благости, живое существо может попасть на райские планеты. Когда же человек культивирует в себе качества, присущие гунам страсти и невежества, он убивает тех животных, которых должен опекать. Те, кто занимается бессмысленным уничтожением животных, находятся в плену гун страсти и невежества и лишены возможности подняться на уровень гуны благости. Тем самым они обрекают себя на рождение в низших формах жизни. Деление планет на высшие и низшие производится с учетом того, какие типы живых существ на них обитают.
Стих 29 त ा र ् त ी य े न स ् व भ ा व े न भ ग व न ् न ा भ ि म ा श ् र ि त ा ः । тартийена свабхавена бхагаван-набхим ашритах
тартийена - под преобладающим влиянием третьей гуны материальной природы, гуны невежества; свабхавена - будучи таковыми от природы; бхагават-набхим - пупок на животе вселенской формы Личности Бога; ашритах - те, кто находится там; убхайох - между двумя; антарам - посередине; вйома - небо; йе - все они; рудра-паршадам - спутники Рудры; ганах - население.
живые существа, составляющие окружение Рудры, находятся под влиянием третьей гуны материальной природы - гуны невежества. Они населяют планеты, расположенные в небе между земными и райскими планетами.
КОММЕНТАРИЙ: Среднюю часть небосвода называют Бхуварлокой. Это подтверждают Шрила Вишванатха Чакраварти и Шрила Джива Госвами. В «Бхагавад-гите» говорится, что живые существа, находящиеся под влиянием гуны страсти, населяют средние планеты. Те, на кого влияет гуна благости, рождаются на планетах полубогов; те, кто находится под влиянием гуны страсти, получают человеческое тело, а те, в ком преобладает невежество, рождаются среди животных или привидений. В этом утверждении нет ничего противоречивого. Вселенная населена многочисленными живыми существами, которые живут на тех или иных планетах в зависимости от того, какими качествами обладают и под влиянием какой из гун материальной природы находятся.
Стих 30 म ु ख त ो ऽ व र ् त त ब ् र ह ् म प ु र ु ष स ् य क ु र ू द ् व ह । мукхато 'вартата брахма пурушасйа курудваха
мукхатах - из уст; авартата - вышла; брахма - ведическая мудрость; пурушасйа - вират-пуруши, вселенской формы; куру- удваха - о глава династии Куру; йах - который является; ту - благодаря; унмукхатват - склонные к; варнанам - из сословий общества; мукхйах - главным; абхут - стали; брахманах - называют брахманами; гурух - признанный наставник или духовный учитель.
О глава династии Куру, ведическая мудрость возникла из уст вират-рупы, гигантской формы Господа. Людей, склонных к постижению ведического знания, называют брахманами; они по праву играют в обществе роль наставников и духовных учителей всех остальных сословий.
КОММЕНТАРИЙ: «Бхагавад-гита» (4.13) подтверждает, что четыре сословия человеческого общества сформировались вместе с частями тела гигантской вишва-рупы Господа: Его устами, руками, талией и ногами. Уста Господа - это брахманы, Его руки - кшатрии, талия - вайшьи, а ноги - шудры. Каждый человек занимает отведенное ему место в теле гигантской вишва-рупы Всевышнего. С этой точки зрения, ни к одной из каст нельзя относиться свысока, ибо все они связаны с той или иной частью тела Господа. Мы одинаково относимся ко всем частям нашего тела, не отдавая предпочтения какой-либо одной из них, скажем, рукам или ногам. Все части тела выполняют важные функции, однако самой важной его частью является рот. Лишившись любой другой части тела, человек будет продолжать жить, но, оставшись без рта, он обречен на гибель. Вот почему эту, наиболее важную часть тела Господа называют местом пребывания брахманов, которые занимаются изучением Вед. Человека, которого больше привлекают мирские занятия, нежели постижение ведической мудрости, нельзя считать брахманом, даже если он родился в семье брахманов или от отца-брахмана. Рождение в семье брахмана еще не делает человека брахманом. Главное качество брахмана - это его склонность к изучению Вед. Местом пребывания Вед являются уста Господа, поэтому всякий, кто склонен изучать их, связан с Его устами и имеет право называться брахманом. Склонность к изучению Вед не является привилегией какой-либо определенной касты или сословия. Эту склонность может проявить любой человек, независимо от его происхождения и страны, в которой он родился, и одного этого вполне достаточно, чтобы считать его настоящим брахманом. Настоящий брахман по праву играет в обществе роль наставника или духовного учителя. Тот, кто не обладает знанием Вед, не может быть духовным учителем. Совершенное знание Вед заключается в познании Господа, Личности Бога, что является вершиной и целью ведического знания, или ведантой. Тот, кто достиг уровня безличного Брахмана, но ничего не знает о Личности Бога, может стать брахманом, но он не имеет права становиться духовным учителем. В «Падма-пуране» говорится: аваишнаво гурур на сйад ваишнавах шва-пачо гурух Имперсоналист может быть квалифицированным брахманом, но, до тех пор пока он не достигнет уровня вайшнава, то есть не станет преданным Личности Бога, его нельзя считать духовным учителем. Господь Чайтанья - великий знаток ведической мудрости, живший в современную эпоху, - говорил: йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа «Любой, кто в совершенстве знает науку о Кришне, будь то брахман, шудра или санньяси, достоин стать духовным учителем» (Ч.-ч., Мадхья, 8.128). Таким образом, главным качеством духовного учителя является не брахманическая квалификация, а знание науки о Кришне. Того, кто знаком с ведической мудростью, называют брахманом, однако духовным учителем может стать только тот брахман, который является чистым вайшнавом и разбирается во всех тонкостях науки о Кришне.
Стих 31 ब ा ह ु भ ् य ो ऽ व र ् त त क ् ष त ् र ं क ् ष त ् र ि य स ् त द न ु व ् र त ः । бахубхйо 'вартата кшатрам кшатрийас тад анувратах бахубхйах - из рук; авартата - возникла; кшатрам - способность защищать; кшатрийах - связанные со способностью защищать; тат - эти; анувратах - последователи; йах - тот, кто; джатах - становится; трайате - избавляет; варнан - другие сословия; паурушах - представитель Личности Бога; кантака - людей, нарушающих покой общества - грабителей и развратников; кшатат - от преступлений.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы