Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О великий мудрец, как и следовало ожидать, ты дал мне замечательные разъяснения. Невзгоды обусловленной души не имеют под собой иной причины, кроме колебаний внешней энергии Господа.



 

КОММЕНТАРИЙ: Греховное желание живого существа во всех отношениях сравняться с Богом - основная причина возникновения материального мира. У Господа нет никакой иной причины для его сотворения, этот мир не нужен Ему даже для того, чтобы являть здесь Свои игры. На обусловленную душу, попавшую в плен внешней энергии Господа, в материальной жизни обрушиваются тысячи бед и несчастий, причиняющих ей мнимые страдания. живые существа в материальном мире находятся под властью внешней энергии, майи, а Господь повелевает ею. Тщетные попытки живого существа занять место Господа, то есть самому стать повелителем материальной энергии, являются причиной его материального рабства, а стремление живого существа слиться с Богом - последняя западня, приготовленная ему майей.

 

 

Стих 17

य श ् च म ू ढ त म ो ल ो क े य श ् च ब ु द ् ध े ः प र ं ग त ः ।
त ा व ु भ ौ स ु ख म े ध े त े क ् ल ि श ् य त ् य न ् त र ि त ो ज न ः ॥ १ ७ ॥

йаш ча мудхатамо локе йаш ча буддхех парам гатах
тав убхау сукхам эдхете клишйатй антарито джанах

йах - тот, кто; ча - также; мудха-тамах - последний глупец; локе - в мире; йах ча - и тот, кто; буддхех - к разуму; парам - трансцендентен; гатах - поднялся над; тау - из них; убхау - и тех, и других; сукхам - счастье; эдхете - наслаждаются; клишйати - страдают; антаритах - занимающие промежуточное положение; джанах - люди.

 



В материальном мире счастливы только последние глупцы и люди, поднявшиеся над уровнем разума. Те же, кто занимает промежуточное положение, обречены на страдания.

 

КОММЕНТАРИЙ: Безнадежные глупцы не ведают материальных страданий, они беззаботно проживают свой век, не задаваясь вопросами о причине страданий, сопутствующих материальной жизни. По сути дела, такие люди находятся на уровне животных. Людям, находящимся на более высокой ступени развития, жизнь животных представляется исполненной страданий, но сами животные не сознают этого. Свинья имеет весьма примитивные представления о счастье: она живет в грязи, при каждом удобном случае совокупляется со своим партнером и ведет тяжелую борьбу за существование, - но сама она даже не подозревает об этом. Люди, подобные свиньям, то есть те, кто не ведает о страданиях материальной жизни, кому для счастья достаточно иметь возможность совокупляться и работать до седьмого пота, - последние глупцы. И тем не менее, поскольку такие люди не способны ощущать страдания, они «наслаждаются» так называемым счастьем. По-настоящему счастливы в этом мире только парамахамсы, то есть люди, которые обрели освобождение и, поднявшись над разумом, достигли трансцендентного уровня. Те же, кто занимает промежуточное положение, то есть уже не ведет существование свиней и собак, но еще не достиг уровня парамахамс, испытывают бесчисленные материальные страдания и потому им надлежит задавать вопросы об Абсолютной Истине. «Веданта-сутра» гласит: атхато брахма-джиджнаса - «Настало время вопрошать о Брахмане». Вопрошать о Брахмане должны все, кто занимает промежуточное положение между парамахамсами и глупцами, которые, закружившись в водовороте чувственных наслаждений, забыли о том, что такое духовное самоосознание.

 

 

Стих 18

अ र ् थ ा भ ा व ं व ि न ि श ् च ि त ् य प ् र त ी त स ् य ा प ि न ा त ् म न ः ।
त ा ं च ा प ि य ु ष ् म च ् च र ण स े व य ा ह ं प र ा ण ु द े ॥ १ ८ ॥

артхабхавам винишчитйа пратитасйапи натманах
там чапи йушмач-чарана севайахам парануде

артха-абхавам - не имеющий под собой никакой основы; винишчитйа - установлено; пратитасйа - мнимых ценностей; апи - также; на - никогда; атманах - души; там - то; ча - также; апи - итак; йушмат - твоим; чарана - стопам; севайа - служа; ахам - я; парануде - смогу покончить.

 



Но я, мой господин, в неоплатном долгу перед тобой, ибо благодаря тебе я понял, что материальный мир, который кажется нам таким реальным, на самом деле призрачен. Я нисколько не сомневаюсь в том, что, служа твоим стопам, смогу наконец избавиться от своего заблуждения.

 

КОММЕНТАРИЙ: Страдания обусловленной души иллюзорны и не имеют под собой реальной основы, подобно переживаниям человека, который видит во сне, как ему отрубают голову. Но хотя теоретически данное утверждение - непреложная истина, обыкновенному человеку или неофиту, стоящему в самом начале трансцендентного пути, чрезвычайно трудно осознать это на практике. Однако, служа стопам великих трансценденталистов, подобных Майтрее Муни, и постоянно общаясь с ними, человек сможет избавиться от заблуждения, заставляющего его думать, будто душа испытывает материальные страдания.

 

 

Стих 19

य त ् स े व य ा भ ग व त ः क ू ट स ् थ स ् य म ध ु द ् व ि ष ः ।
र त ि र ा स ो भ व े त ् त ी व ् र ः प ा द य ो र ् व ् य स न ा र ् द न ः ॥ १ ९ ॥

йат-севайа бхагаватах кута-стхасйа мадху-двишах
рати-расо бхавет тиврах падайор вйасанарданах

йат - которого; севайа - служа; бхагаватах - Личности Бога; кута-стхасйа - неизменному; мадху-двишах - врагу демона Мадху; рати-расах - привязанность в различных взаимоотношениях; бхавет - достигает; тиврах - высшего экстаза; падайох - стопам; вйасана - страданий; арданах - избавляется.

 



Тот, кто служит стопам духовного учителя, достигает состояния трансцендентного экстаза в служении Верховному Господу, заклятому врагу демона Мадху, Господу, служа которому можно избавиться от всех материальных страданий.

 

КОММЕНТАРИЙ: Общение с истинным духовным учителем, подобным мудрецу Майтрее, безусловно, способно помочь человеку развить в себе трансцендентную привязанность к личному служению Господу. Господь является врагом демона Мадху, иными словами, Он - враг страданий, которые испытывает Его чистый преданный. Особенно важным в этом стихе является слово рати-расах. Служением Господу можно заниматься в различных трансцендентных расах (отношениях). Это могут быть отношения нейтралитета, служения, дружбы, родительской или супружеской любви. Освобожденное живое существо, занимающееся трансцендентным служением Господу, испытывает влечение к одной из перечисленных рас и, поглощенное трансцендентным любовным служением Господу, оно естественным образом избавляется от привязанности к служению в материальном мире. Как сказано в «Бхагавад-гите» (2.59), раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате.

 

 

Стих 20

द ु र ा प ा ह ् य ल ् प त प स ः स े व ा व ै क ु ण ् ठ व र ् त ् म स ु ।
य त ् र ो प ग ी य त े न ि त ् य ं द े व द े व ो ज न ा र ् द न ः ॥ २ ० ॥

дурапа хй алпа-тапасах сева ваикунтха-вартмасу
йатропагийате нитйам дева-дево джанарданах

дурапа - редко получают; хи - безусловно; алпа-тапасах - те, кто совершает мало аскез; сева - служение; ваикунтха - трансцендентное царство Бога; вартмасу - по пути, ведущему; йатра - где; упагийате - прославляют; нитйам - всегда; дева - полубогов; девах - Господа; джана-арданах - повелителя живых существ.

 

Людям, не склонным к совершению аскез, едва ли представится возможность служить чистым преданным, которые идут по пути, ведущему в царство Бога, на планеты Вайкунтхи. Чистые преданные беспрестанно прославляют Верховную Личность Бога - Господа полубогов и повелителя всех живых существ.

 

КОММЕНТАРИЙ: Все авторитеты сходятся в том, что путь, ведущий к освобождению, - это служение махатмам. По определению «Бхагавад-гиты», махатмами являются чистые преданные, которые следуют путем, ведущим на Вайкунтхи, в царство Бога; они беспрестанно слушают и пересказывают повествования, воспевающие Господа, и не проявляют никакого интереса к бесплодным обсуждениям абстрактных философских систем. На необходимость общения с чистыми преданными с незапамятных времен указывают все мудрецы и святые, однако Господь Шри Чайтанья Махапрабху особенно подчеркивал необходимость подобного общения в текущий век - век раздоров, лжи и лицемерия. Даже тот, кто не накопил необходимого запаса аскез, может продвинуться по пути, ведущему домой, к Богу, если будет общаться с махатмами, которые слушают и пересказывают произведения, повествующие о величии Господа.

 

 

Стих 21

स ृ ष ् ट ् व ा ग ् र े म ह द ा द ी न ि स व ि क ा र ा ण ् य न ु क ् र म ा त ् ।
त े भ ् य ो व ि र ा ज म ु द ् ध ृ त ् य त म न ु प ् र ा व ि श द ् व ि भ ु ः ॥ २ १ ॥

сриштвагре махад-адини са-викаранй анукрамат
тебхйо вираджам уддхритйа там ану правишад вибхух

 

сриштва - сотворив; агре - в начале; махат-адини - совокупную материальную энергию; са-викарани - вместе с органами чувств; анукрамат - в процессе постепенной дифференциации; тебхйах - из этого; вираджам - гигантскую вселенскую форму; уддхритйа - явив; там - в нее; ану - затем; правишат - вошел; вибхух - Всевышний.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь