Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Исторические сведения о балалайке.
Существуют различные точки зрения на происхождение балалайки. По словам историков, балалайка не является истинно русским инструментом. Она пришла к нам от татарского народа или киргизов. Некоторые источники указывают, что ее предшественницей была Кыргызская домбра; высказывают предположение, что она заимствована у татар и в подтверждение приводят перевод на русский язык слова «балалар», которое означает «дети» (лар – в татарском языке признак множественного числа). ». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балаболить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне. Эта мысль не так далека от истины, ведь если к «балалар» добавить русское окончание «ка», да изменить одну букву, то и получится сначала «балаларка», а затем уже и «балалайка». Впрочем, теория татарского происхождения интересна тем, что увеличивает возраст этого любимого русского народного музыкального инструмента на 400 лет: до времени монголо-татарского нашествия. Однако, это – одно из мнений, не базирующееся на исторических источниках. Исследователи народных инструментов полагают, что слово балалайка произошло от слов «балакать» или «балаболить», что означает болтать или пустозвонить. Вероятно, такое название инструмента возникло из-за его специфического бренчащего звучания. Существует пословица: На словах - как на гуслях, а на деле-как на балалайке. Никто точно не знает, когда появилась балалайка на Руси. Первое упоминание о ней найдено в старинном документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ» в 17 веке (1688 г.). Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание. Веселье долго продолжаться не могло, и, наконец, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку в Малороссию. Собирали инструменты очень долго, получилась огромная гора на Московской площади, которая горела и дымилась несколько дней. Но, несмотря на запреты, все еще существовали бродячие артисты и музыканты, игравшие на ярмарках, свадьбах и других торжествах. Скоморохи пользовались большой популярностью в народе, и поэтому духовенство и власть, их обвинили в язычестве и изгнали из Москвы. Преследуемые властями скоморохи были вынуждены покинуть большие города, оставив тем самым производителей инструмента без работы. Музыканты сами начали мастерить балалайки. Иногда балалайку делали не из дерева, а из… тыквы! Тогда балалайка получалась овальной формы, внутри тыквы приклеивали порошок битого хрусталя, тогда звук получался очень звонким. В результате появились новые модели. После смерти царя балалайка снова зазвучала по всей стране – она стала популярной не только в народе, но и среди профессиональных музыкантов. Но опять ненадолго. Шло время. Вновь потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. (Приложение 2.) Андреева поразило звучание этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов. Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он собрал мастеров: Пасербского и Налимова, и они, работая совместно, изготовили балалайки: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. (Приложение 3.) Только в результате творческого сотрудничества и дружбы этих двух талантливых людей был создан существующий до сих пор комплект инструментов для струнной группы русского народного оркестра. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. (Приложение 4.) Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. Андреев сначала сам играл в оркестре, потом дирижировал им. Одновременно он давал и сольные концерты, так называемые вечера балалайки. Все это способствовало необыкновенному всплеску популярности балалайки в России и даже за ее пределами. Более того, Василий Васильевич воспитал огромное число учеников, которые также старались поддерживать популяризацию балалайки.И в этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Совместная творческая работа С. И. Налимова и В. В. Андреева зародилась и продолжалась много лет на некоммерческой основе: оба они стремились добиться наилучшего усовершенствования инструмента, а не своей личной выгоды.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы