Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА



Дисциплину «Концепции современного естествознания» трудно отнести к «легким» предметам. И, тем не менее, студенту гуманитарного вуза не следует разбрасываться, стремясь охватить как можно больший круг источников для получения максимально точных и объемных знаний по предмету. Специалистом в области естественных наук он в этом случае не станет, а вот время и силы может потерять напрасно. Лучше всего для начала сосредоточиться на самых необходимых текстах, а уж потом переходить к дополнительной литературе. На наш взгляд, знакомство с концепциями современного естествознания наиболее оптимально начинать с чтения книг В. Гейзенберга «Физика и философия. Часть и целое» и М. Борна «Моя жизнь и взгляды». Прекрасной иллюстрацией истории развития науки являются тексты Р. Тарнаса «История западного мышления». Блистательным примером научного синтеза рубежа XX-XXI вв. можно считать книгу П. Дэвиса «Суперсила. Поиски единой теории природы». Из учебников по предмету довольно выигрышно смотрятся: Бондарев В.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов гуманитарных специальностей и направлений подготовки – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010; Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2009.; Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 

Предмет “Концепции современного естествознания” в соответствии с требованиями Государственного стандарта является одной из наиболее важных мировоззренческих дисциплин, изучение которой признано необходимым при получении высшего гуманитарного образования. Для понимания этих концепций требуется наличие твердых знаний фактического и исторического материала, связанного с естественнонаучными проблемами (астрономия, физика, химия, биология, психология), и владение понятийным аппаратом. Поэтому обсуждение концепций современного естествознания требует предварительного ознакомления с конкретными явлениями природы и их законами. При этом необходимо ответить на вопросы о том, что эти законы означают и почему именно эти законы считаются справедливыми. Наиболее простой и логичный способ освоения данного предмета основан на последовательном изучении материала в исторической ретроспективе и на основе научного метода – основной методологии естественно-научного исследования. Любой закон природы или принцип рассматривается как следствие наблюдений. Анализ этих законов и принципов приводит к формулировке различных концепций и предсказанию новых, ранее не наблюдавшихся явлений. Экспериментальная проверка этих предсказаний подтверждает справедливость предлагаемых концепций. При таком подходе можно существенно ограничить понятийный аппарат, необходимый для изучения данного предмета, а сформировавшаяся у учащихся общая картина позволяет на более высоком уровне обсуждать всю глубину и значение современных представлений об окружающем мире. 

Другой существенный методологический прием в освоении данной дисциплины основан на использовании антропного принципа, позволяющего объединить проблемы естествознания и гуманитарные науки.

Научный метод

 Именно научный метод позволяет отделить науку от паранауки. В настоящее время интерес к всевозможным явлениям, не рассматриваемым официальной наукой, значительно выше, чем к открытиям и концепциям, признаваемым научным сообществом. Почему же существует такое неприятие официальной наукой многих сенсационных концепций, обсуждаемых в различных средствах массовой информации? Дело в том, что с точки зрения научного метода, если вы предлагаете какую-либо новую концепцию, то необходимо, чтобы она не противоречила и, даже более того, могла бы объяснить многочисленные явления, наблюдаемые экспериментально и имеющие объяснение в рамках общепринятых в официальной науке взглядов. Следует отметить, что и взаимоотношения в рамках научного сообщества развиваются на основе аналогичных принципов. Любая новая теория принимается только в том случае, если она объясняет наблюдаемые явления, и ее предсказания подтверждаются экспериментально. Хотя могут обсуждаться и различные умозрительные теории. Особое место занимает математика, которую нельзя отнести к естественнонаучным дисциплинам. В математике на основе некоторого набора аксиом можно построить математический мир, не имеющий никакого отношения к реальности. Это напоминает некоторые фантастические произведения, особенно в жанре fantasy, в которых строится некоторая абстрактная внутренне непротиворечивая конструкция мира. Часто происходит так, что при изучении реальных явлений абстрактные математические конструкции становятся необходимыми для их объяснения. Тогда этот раздел математики начинает быстро развиваться и изучаться, как практически необходимый. Примером может служить геометрия Лобачевского.

Антропный принцип

 В современном естествознании все возрастающую роль играет другой методологический принцип – антропный или антропоцентристский. Слово antropos означает человек. Таким образом, антропоцентризм отражает предположение о центральном месте человека в чем-либо. Чтобы отметить отличие данного принципа от традиционного антропоцентризма, его часто называют антропным. Его можно сформулировать следующим образом: мы наблюдаем Вселенную такой, какая она существует, потому что присутствуем в ней в качестве наблюдателя. Хотя в такой формулировке выделяется центральное место наблюдателя (человека), он означает на самом деле единство законов природы, объясняющих развитие Вселенной, и существование в ней Человека – наблюдателя, а также единство законов природы для всей Вселенной в целом и ее частей. Как методологический, антропный принцип является принципом, объединяющим различные естественные науки в единое целое, причем объединяющим внутренне непротиворечивым образом. Поскольку человек является разумным существом, объединенным с другими людьми в социальную систему, то антропный принцип, в широком смысле слова, объединяет естественные и гуманитарные науки. Этот принцип возник в результате рассмотрения проблем поиска внеземных цивилизаций, где позволил объединить проблемы микро-, макро- и мегамира, а также соотнести понятия Вселенная, жизнь, разум.    

Научная картина мира

Проблема определения понятия “научная картина мира” и ее взаимоотношений с наукой сложна и в настоящее время обсуждается и философами и представителями естественных наук. История естествознания свидетельствует о существовании на протяжении длительных периодов времени определенной устойчивых представлений о свойствах действительности, под влиянием которых развивалась наука данного периода. Эти представления определяют границы приемлемых с точки зрения данной эпохи гипотез, стимулируют постановку одних научных проблем и не способствуют появлению других.

 Одновременно с развитием науки, как процесса накопления контролируемых знаний, на базе ее наиболее общих гипотез и концепций формируется гипотетическая, умозрительная единая система представлений – модель общего устройства действительности и ее конкретных аспектов – физических, химических, биологических. Такая модель включает и представление о “правилах поведения” познающего ее разума. Такая целостная система идей и представлений составляет научную картину мира. Научная картина мира возникает как результат экстраполяции более достоверного, но ограниченного знания на всю мыслимую действительность, т.е. на область, где полная проверка идей принципиально недостижима. Построение картины мира - это, по существу постулирование универсальности открываемых законов природы и, в конце концов, общей упорядоченности объективного мира, без чего невозможно никакое суждение о нем, кроме как о полном хаосе, недоступном познанию.

С накоплением сведений о мире объясняющая его картина рано или поздно расходится с наблюдением. Смена научной картины мира происходит в результате научных революций. Кризисная предреволюционная ситуация в науке возникает либо с открытием новых явлений, необъясняемых в рамках традиционной картины мира, либо с обнаружением внутренней противоречивости традиционных теорий, что сказывается в появлении парадоксов, неразрешимых в рамках этих теорий. Но к научной революции могут привести только такие идеи, которые объясняют целую совокупность явлений, реально связанных между собой, но либо не объясненных до сих пор, либо объясненных неудовлетворительно. Отрицая предшествующую картину мира, новая должна, тем не менее, опираться и на те результаты исследований, которые лежали и в основе отвергаемой.

Наиболее важные понятия

Содержание научного метода

Три стадии научного исследования: наблюдение, размышление, опыт.

Наблюдай происходящее; на основании этих наблюдений разработай теорию, которая может дать истинное представление о действительности; проверь теорию дальнейшими наблюдениями и опытами; проследи, сбываются ли предсказания, основанные на этой теории.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь