Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Цигун изменения мышц и сухожилий



Цигун промывания костного и головного мозга

 

Автор и издатель этого материала НЕ НЕСУТ НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за какие бы то ни было телесные повреждения, которые могут быть получены в результате следования инструкциям данного руководства.

Вся деятельность, физическая и любая другая, описанная в этой книге, может оказаться для некоторых людей опасной или потребовать от них слишком большого напряжения, поэтому, прежде чем приступить к ней, читатель должен посоветоваться с врачом.

 

Д-ру Томасу Дж. Гатхейлу, доктору медицины, — с благодарностью за постоянную поддержку

 

Благодарности

 

Я хочу поблагодарить А. Резу Фарман-Фармайена за сделанные им фотографии, У Вэньцина и Рэймела Роунза за общую помощь, Майкла Уайдерхолда за типографский набор и Сьерру за рисунки и оформление обложки. Спасибо также Дэвиду Рипианзи, Джеймсу О ’Лири-Младшему и многим другим сотрудникам YMAA за чтение и обсуждение рукописи и внесение множества ценных предложений. Особо мне хочется поблагодарить Алана Дугалла за проделанную редакторскую работу и моего брата Ян Цинмина за его помощь в сборе информации о человеке, дожившем до 250 лет, — Ли Циньюне. И особая благодарность — художнице Чжоу Лян Чэньин за ее прекрасную каллиграфию для этой книги.

 

Ли Циньюнь

 

Ли Циньюнь — 250-летний долгожитель (Фотография предоставлена Internal Arts Magazine»)

 

Ли Циньюнь родился в 1678 г. в провинции Сычуань. Умер в 1928 году, в возрасте 250 лет. Когда ему исполнился 71 год (в 1749 г.), он вступил в войско Юэ Чжунци, главнокомандующего провинции. Большинство его жен умирали рано, так что за свою жизнь он женился четырнадцать раз.

Ли был знатоком лекарственных трав, прекрасно владел цигуном и много времени проводил в горах. В 1927 г. генерал Ян Сэнь пригласил Ли в свою резиденцию в Ваньсянь в провинции Сычуань. Именно тогда Ли был сфотографирован. В следующем году, возвратившись из этой поездки, Ли умер.

После его смерти генерал Ян занялся изучением биографии Ли, чтобы узнать правду о его жизни, и позднее по результатам своих исследований написал отчет, озаглавленный «Записки о 250-летнем счастливом человеке» (Эрбай уши суй жэиь жуй шицзи ). Этот отчет был опубликован «Хранилищем китайской и всемирной литературы» (Чжун вай вэнь ку ) в Тайбэе (Тайвань).

Вся дошедшая до нас информация говорит о правдивости этой истории. Для нас наследие Ли Циньюня — это подтверждение факта, что человек, если он знает, как нужно жить, способен прожить больше 200 лет. Поэтому мы глубоко уверены в том, что наши скромные поиски и исследования помогут приблизить день, когда 200 лет станут обычной продолжительностью жизни каждого человека.

 

Об авторе

 

Д-р Ян Цзюньмин, доктор философии

Доктор Ян Цзюньмин  

 

Д-р Ян Цзюньмин родился на Тайване в 1946 году. В возрасте пятнадцати лет он начал заниматься ушу (гунфу ) под руководством мастера шаолиньского стиля «Белый Журавль» (Байхэ ) Чэн Цзиньцзао. После тринадцати лет занятий (1961–1974) под руководством Мастера Чэна д-р Ян стал специалистом по защите и нападению в стиле «Белого Журавля», как с пустыми руками, так и с различными видами оружия: саблей, палкой, копьем, трезубцем и двумя короткими стержнями. Под руководством этого же мастера он освоил циньна «Белого Журавля», массаж и траволечение. В шестнадцать лет д-р Ян под руководством Мастера Гао Тао начал изучать тайцзи-цюань (стиль Ян ). Закончив обучение у Мастера Гао, д-р Ян продолжил изучение и исследование тайцзи-цюаня у других мастеров в Тайбэе и вскоре получил право преподавания тайцзи. Он в совершенстве овладел одиночным комплексом тайцзи для пустой руки, «толкающими руками», парным боевым комплексом, мечом и саблей тайцзи, а также методами развития внутренней энергии.

Когда д-ру Яну исполнилось восемнадцать лет, он поступил в тайбэйский колледж Тамканг, чтобы изучать физику. В годы учебы (1964–1968) он посещал Клуб Гошу Колледжа Тамканг, где под руководством Мастера Ли Маоцина изучал традиционный шаолиньский «Длинный Кулак» (чан-цюань ) и со временем стал инструктором-ассистентом Мастера Ли. В 1971 году окончил Национальный Тайваньский Университет, получив степень магистра наук, после чего с 1971 по 1972 год служил в тайваньских ВВС. Во время службы д-р Ян преподавал физику в Академии тайваньских ВВС и преподавал ушу. В 1972 году, после демобилизации, он вернулся в колледж Тамканг, где преподавал физику и возобновил занятия под руководством Мастера Ли Маоцина. Мастер Ли научил д-ра Яна северному стилю ушу, который включает как приемы безоружного боя (особенно удары ногами), так и многочисленные техники для самого разного оружия.

В 1974 году д-р Ян переехал в Соединенные Штаты, чтобы заняться изучением инженерной механики в Университете Пердью. По просьбе нескольких студентов д-р Ян начал проводить занятия по «кунфу», что весной 1975 года привело к основанию в Университете Пердью Клуба Изучения Китайского Кунфу. Кроме того, в период обучения д-р Ян вел оплачиваемые университетом курсы тайцзи-цюаня. В мае 1978 года он окончил университет и получил степень доктора философии по инженерной механике.

В настоящее время д-р Ян вместе со своей семьей живет в штате Массачусетс. В январе 1984 года он отказался от карьеры инженера, чтобы иметь возможность посвящать больше времени исследованиям, писательской деятельности и преподаванию в основанной им Ассоциации Боевых Искусств Яна (YMAA ) в Бостоне. Эта организация, постепенно расширяясь, в июле 1989 года превратилась в одно из подразделений Ассоциации Восточных Искусств Яна (YOAA ).

Доктор Ян больше двадцати лет занимается китайским ушу (кунфу ). Из них он тринадцать лет посвятил изучению шаолиньского «Белого Журавля» (байхэ ), шаолиньского «Длинного Кулака» (чан-цюаня ) и тайцзи-цюаня. Д-р Ян имеет более чем двадцатичетырехлетний опыт преподавания: семь лет на Тайване, пять лет в Университете Пердью, два года в Хьюстоне и одиннадцать лет в Бостоне (штат Массачусетс).

 

Кроме этой книги, опубликованной в 1989 г., д-р Ян написал еще двадцать книг по боевым искусствам и цигуну:

1. Шаолиньское циньна (1980)

2. Шаолиньское кунфу «Длинный Кулак» (1981)[1]

3. Ян-стиль тайцзи-цюаня (1981)

4. Введение в древнее китайское оружие (1985)

5. Цигун — здоровье и боевые искусства (1985)

6. Северный шаолиньский меч (1985)[2]

7. Ян-стиль тайцзи-цюаня для продвинутых учеников, том 1: теория тайцзи и тайцзи-цзинь (1986)[3]

8. Ян-стиль тайцзи-цюаня для продвинутых учеников, том 2: боевые применения (1986)[4]

9. Анализ шаолиньского циньна (1987)

10. Восемь Кусков Парчи (1988)

11. Корень китайского цигуна: секреты цигун-тренировки (1989)[5]

12. Синьи-цюань: теория и практика (1990)[6]

13. Основы тайцзи-цигуна (1990)

14. Цигун против артрита (1991)[7]

15. Китайский цигун-массаж (1992)

16. Как защитить себя (1992)

17. Эмэйская школа багуа-чжан: теория и практика (1994)[8]

18. Основы шаолиньского «Белого Журавля»: боевая сила и цигун (1996)

19. Тайцзи-циньна: искусство захвата в тайцзи-цюане (1996)

20. Все применения шаолиньского циньна: самозащита при помощи китайского искусства захвата  (1996)

 

Предисловие

Ян Цзюньмин, доктор философии

 

После того как в 1974 году я приехал в США, моей мечтой стало познакомить Запад с традиционной китайской культурой. Я считаю, что каждая культура в этом мире обладает своими собственными, уникальными достоинствами, которые прошли испытание многовековой историей. В древние времена различные культуры и традиции были разобщены большими расстояниями и отсутствием надежной связи. Но в наши дни людям уже намного легче перемещаться по планете и связываться друг с другом, и я считаю, что пора уничтожить старые границы. Разные культуры должны искренне принять и обогатить друг друга. Если мы разделим опыт, накопленный различными человеческими культурами, мы всегда будем помнить боль, страдания, ненависть и любовь всего человечества и мы сумеем избежать повторения некоторых ошибок. Мы сумеем помочь самим себе в достижении более высоких стандартов умственной, духовной и физической жизни.

История Китая насчитывает более семи тысяч лет. Человечество может извлечь большую пользу, изучая эту историю, — оно может разделить те знания, которые были накоплены Китаем в области изучения ци. Этим будет внесен вклад в развитие медицины, религии, боевых искусств, а также методов поддержания здоровья и увеличения продолжительности жизни. Опыт и экспериментирование, насчитывающие тысячи лет, являются надежной гарантией того, что древние медицинские и духовные знания могут оказать реальную помощь человечеству.

Чтобы получать удовлетворение от жизни, мало просто поддерживать физическое существование своего тела, — вы должны достичь умственного и духовного равновесия. Счастье — результат ваших чувств, а не просто наслаждения материальными благами. Сравнивая китайскую и американскую культуры, я вижу, что на Западе материалистические науки люди ставят выше духовных. Единственным местом, где большинство людей находит душевное успокоение, являются религиозные заведения. И лишь немногие умеют находить комфорт и душевное равновесие в самих себе. Вот почему западная культура никогда не уделяла большого внимания исследованию нашего внутреннего энергетического поля, так что эта внутренняя духовная наука никогда не имела возможности развиваться.

В Китае наукой о внутренней энергии занимались в течение тысячелетий. Китай является пионером в этой области, но теперь и для Запада пришло время принять эту науку — для того, чтобы увидеть, чему здесь можно научиться и какой вклад можно внести в нее в свою очередь. Я глубоко верю в то, что цигун способен помочь людям лучше понять себя, восстановить свое психическое равновесие и развить душевное спокойствие.

 

Ян Цзюньмин , д-р философии

 

Предисловие

Мастер Мантэк Чиа

 

Как в Китае, так и во всем остальном мире в настоящее время наблюдается все возрастающий интерес к цигуну. Одним из наиболее важных условий для изучения цигуна является наличие квалифицированного инструктора. К сожалению, существует слишком мало мастеров, которые действительно знают всю внутреннюю систему развития ци, и появляются они не часто.

Даже если кому-то повезет найти квалифицированного инструктора, это еще не значит, что он сумеет воспользоваться его инструкциями. Когда я в 1987 году был в Тайване, за десятичасовый курс «Нэйгуна костного мозга» (той части, которая посвящена изучению цигуна «Железная Рубашка») платили около двух тысяч долларов США. Кроме того, от учеников требовали, чтобы они давали клятву хранить все в полной тайне и не обучать никого этому искусству. Другие мастера, прежде чем открыть ученикам свои секреты, требовали от них, чтобы они долгие годы служили им верой и правдой, и даже после этого открывали им лишь немногое из того, что знали. Мастер, посвящая ученика в свое учение, мог утаивать часть этого учения из страха, что ученик сумеет превзойти своего учителя в знаниях и умении и занять его место.

Но в наши дни мир изменился. В былые времена использование практик Железной Рубашки для укрепления тела, чтобы оно могло противостоять ударам, считалось важнейшей военной тайной и поэтому держалось в секрете. В двадцатом столетии, при наличии пушек, самолетов и бомб, необходимость в такой секретности отпала. Теперь на первое место выходят более глубокие преимущества, которые дает обучение подобным искусствам, — такие, как омоложение и пробуждение энергии тела и ума для обеспечения здоровья, духовного развития, а также для избавления от болезней. Я считаю, что пришло время полностью раскрыть эти сокровища, чтобы улучшить энергетическое и духовное состояние мира.

Если китайские мастера традиционно хранили тайну при обучении настоящим методам своих китайских учеников, то еще больше они сопротивлялись обучению иностранцев. К счастью, несколько мастеров, в том числе д-р Ян Цзюньмин и я, сумели преодолеть это воздвигнутое разницей культур препятствие и предложили свои услуги по обучению людей, которые искренне интересуются этим вопросом, независимо от их национальности.

Д-р Ян провел значительные исследования ицзинь-цзина и цигуна «Железная Рубашка» как в историческом, так и в научном контекстах. Теперь читатели, не владеющие китайским языком, имеют возможность познакомиться с различными древними текстами, в которых описываются эти методы, и все они могут насладиться его анализом различных исторических задач, которые ставили перед ицзинь-цзином и Железной Рубашкой даосы и буддисты.

Кроме того, мы с д-ром Яном сходимся во мнении, что очень важно приложить все усилия к тому, чтобы стало возможным понять цигун в свете современной науки, сохраняя уважение к мудрости и находкам, которые мы получили в наследство от наших мастеров прошлого. Китайская медицина обладает глубоким пониманием ци и энергетической сети тела. Если нам удастся объединить эти знания со знаниями западной анатомии, физиологии и психологии, а также последними открытиями в области биоэлектричества, мы наверняка сможем воспользоваться самым лучшим из того, что есть в обоих мирах.

Книга д-ра Ян Цзюньмина — существенный вклад в литературу о китайском ищу не. Я надеюсь, что и впредь будут появляться подобные работы, так что стандарты практики цигуна во всем мире не будут вырождаться за стеной секретности, но благодаря открытому обмену знаниями достигнут небывалого совершенства.

 

Мастер Мантэк Чиа  

 

Вступление

 

Цигун изменения мышц и сухожилий (ицзинь-цзин-цигун) и цигун промывания костного и головного мозга (сисуй-цзин-цигун) были известны в Китае еще во времена династии Лян (502 год н. э.). Но они долгое время держались в секрете, и только в последние пятьдесят лет эти знания постепенно стали открываться для широкой публики. В течение короткого периода времени эти два искусства не только стали повсеместно использоваться практикующими китайскими врачами, но ими заинтересовались также многие китайские ученые в области медицины и биологии.

Цигун изменения мышц и сухожилий имеет дело с циркуляцией ци в двенадцати главных каналах ци и двух основных сосудах ци (т. н. Сосуде Зачатия и Сосуде Управления). Практика этого цигуна поможет вам укрепить свое тело, включая мышцы и сухожилия, и поддерживать равномерную циркуляцию ци в главных каналах и внутренних органах, что является ключом к поддержанию здоровья и замедлению старения физического тела.

Обычно практикующий, познакомившись с цигуном изменения мышц и сухожилий, стремится проникнуть в более глубокую сферу цигуна промывания костного и головного мозга. Этот цигун учит, как заполнять энергией ци «восемь чудесных сосудов ци ». В китайской медицине сосуды считаются резервуарами ци; они же регулируют циркуляцию ци в основных каналах и органах тела. Обильные запасы сильной ци — ключ к здоровью вашего тела и продлению жизни. Теоретически, ваше тело по мере старения разрушается главным образом потому, что кровь утрачивает свою способность питать и защищать тело. Ваш костный мозг продолжает производить красные и белые кровяные тельца, но когда вы становитесь старше, костный мозг становится «грязным» и в результате производит все меньше полезных кровяных клеток. Однако если вы сумеете «промыть» костный мозг, он опять начнет производить свежие, здоровые клетки крови. Ваше тело начнет омолаживаться и восстановит здоровье и бодрость, которым оно обладало в молодости.

Но важнее всего то, что человек, занимающийся цигуном промывания костного и головного мозга, способен направлять ци в свой мозг для того, чтобы обеспечивать его питание и поднимать свой дух. Для даосов и буддистов цигун промывания костного и головного мозга — это путь к достижению конечной цели: просветления, или «состояния буддовости». В цигун промывания костного и головного мозга входит, как составная часть, стимуляция половых органов. Работая со всей присущей им добросовестностью, древние последователи цигуна обнаружили, что половые органы, кроме того что они производят гормоны, являются мощным источником ци, необходимой для данной практики.

Предлагаемая вам книга написана на основании множества публикаций, которые мне удалось собрать. Ознакомившись с ними, я отфильтровал все спорные моменты и, основываясь на своих собственных знаниях, добавил теоретические рассуждения и комментарии. Хотя я уверен, что настоящая книга дает глубокое описание этих двух видов искусств, возникает одна трудность, а именно, то, что мы обсуждаем обучение этим искусствам только мужчин. Для этого существует две причины. Первая состоит в том, что в имеющихся документах содержится слишком мало информации об обучении женщин. Вторая — это то, что я, будучи мужчиной, не обладаю необходимым опытом. Однако я уверен, что независимо от того, мужчина вы или женщина, теория обучения остается одной и той же. Читательницы, которые захотят получить больше информации об этих двух искусствах, могут обратиться к книге Мантэка Чиа и Мэниван Чиа «Нейгун — искусство омоложения организма»[9].

В ближайшие несколько лет издательство YMAAA продолжит публикацию книг из серии фундаментального цигуна для тех читателей, которые стремятся к более глубокому изучению теории и практики цигуна.

 

Вся серия будет состоять из следующих книг:

1. «Корень китайского цигуна: секреты цигун-тренировки» (опубликована в 1989 году)

2. «Секреты молодости: цигун изменения мышц и сухожилий и цигун промывания костного и головного мозга» (настоящая книга)

3. Цигун-массаж (техники туйна, акупрессуры, аньмо, дяньсюэ)[10]

4. Цигун и здоровье (методики лечения и оздоровления)

5. Цигун и боевые искусства (ключ к овладению высшими техниками боевых искусств шаолипь, удан, эмэй и др.)

6. Буддийский цигун (чань как корень дзэн)

7. Даосский цигун (Дань-дин-дао-гун)

8. Тибетский цигун (Ми-цзун-шэнь-гун).

Первый том, «Корень китайского цигуна», знакомит с историческими предпосылками и различными категориями цигуна, теорией и принципами цигуна, а также ключами к его изучению. Эта книга дает карту «мира цигуна». Мы рекомендуем вам прочесть ее прежде всех остальных [11].

В предлагаемом вашему вниманию втором томе, «Секреты молодости: цигун изменения мышц и сухожилий и цигун промывания костного и головного мозга», первая часть посвящена описанию общих концепций этих двух искусств. Во второй части обсуждаются теория и тренировочные принципы цигуна изменения мышц и сухожилий. В третьей части обсуждаются теория и тренировочные принципы цигуна промывания костного и головного мозга. Наконец, четвертая часть содержит перечень вопросов, о которых я всегда помню, и заключительные замечания.

 

Часть I

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

 

Глава 1

Введение

 

Прежде чем вы приступите к чтению этой книги, мы советуем вам прочесть первый том этой серии: «Корни китайского цигуна: секреты цигун-тренировки». В нем рассказывается история китайского искусства цигун, объясняются важнейшие понятия и терминология, и что самое главное — там вы найдете базовые знания об общих принципах цигуна и его тренировочной теории. Не зная этих основ, вы можете запутаться и неправильно понять то, что излагается в этой и последующих книгах по цигуну, издаваемых YMAA.

 

 

Значение традиции

Вплоть до нашего столетия понимание человеком окружающей его природы было весьма ограниченным, еще не было развитой технологии. Общение не было столь легким, как в наши дни, и человеческий ум был еще слишком закрытым. Мышление человека ограничивалось традиционными, консервативными представлениями. В то время древние пути и сохранившиеся письменные источники считались абсолютными авторитетами для большинства сфер человеческой жизни. Каждый, кто сворачивал с традиционного пути, воспринимался как предатель.

В этом старом, консервативном обществе накопленный опыт являлся источником знаний и считался наиболее ценным из сокровищ. Младшие всегда уважали старших за их опыт. Если что-нибудь случалось с человеком в те времена, самой первой и самой важной вещью была его эмоциональная реакция на случившееся. Когда потом эти переживания находили свое объяснение с точки зрения «мудрости» (мудрого размышления и суждения), количество накопленных знаний увеличивалось. Человек, обладающий большим опытом и знаниями, приобретал способность лучше чувствовать и понимать «великую природу», что, среди прочего, включало небесные ритмы (сезонные изменения), геомантию и человеческие взаимоотношения. К такому человеку относились с уважением, считая его мудрецом, праведником или святым. «Человеческая природа», которая в значительной степени определялась чувствами и суждениями, возникающими в результате контактов с природой и другими людьми, изучалась и исследовалась очень широко. Появлялись философские учения. Накопленный опыт привел к возникновению традиций и правил общественного поведения, которые явились основой для развития культуры.

Нетрудно понять, что традиция — это результат накопленного опыта, отфильтрованного человеческим сознанием. Различные расы исходят из различных исторических предпосылок, поэтому они придерживаются различных традиций и правил. Эти традиции отражают характерные особенности каждой расы, и развивались они тысячелетиями.

В наше время благодаря современной науке связь между различными уголками земного шара значительно упростилась. Обладающие широкими взглядами молодые люди стали подвергать сомнению все «традиционное» и вернулись на путь «проб и ошибок», уже давно пройденный предками. Однако, позволив себе отойти от традиций, они утратили опору, которую давали эти традиции. Не имея опыта, на который можно было бы положиться, они чувствовали себя потерянными и жизнь казалась им лишенной смысла. Это вызывало боль и растерянность. Чтобы убежать от них, молодежь обратилась к наркотикам и алкоголю, которые приносили временное облегчение. Сейчас это стало всеобщей проблемой, масштабы которой продолжают расти, и я уверен, что причиной является то, что в последние два десятилетия мы стали полностью игнорировать свою культуру и традиции.

По мере развития материальных наук людей все больше влекут материальные удовольствия. Их сознание и чувство своей значимости стали определяться материальными вещами. Традиции и накопленный эмоциональный опыт стали главной причиной возникновения разрыва. Люди старшего поколения утратили уважение к молодежи и стали ненужными этому современному обществу. Духовность человека пришла в упадок, он утратил способность воспринимать культуру и классическое, прекрасное, зовущее к творчеству искусство.

Но в последнее время наше общество постепенно приходит к пониманию значения традиций и опыта. Это в первую очередь относится к тем знаниям и опыту, которые основаны на чувстве духовности. Новое общество начинает понимать: для того чтобы чувствовать себя счастливым, человек нуждается не только в материальных благах, но, что куда важнее, в обеспечении духовного мира и спокойствия. Многие начинают верить, что традиционные практики древних духовных сообществ являются ключом к решению многих душевных проблем и улучшению жизни. Пришло время вновь оценить по достоинству традиции и духовные учения. Особенно эта тенденция стала заметна в последние десять лет, когда культурный обмен между Востоком и Западом стал возрастать. Людям наконец предоставилась возможность увидеть, как решают свои проблемы жители других континентов.

Начался расцвет китайского цигуна на Западе. Все больше людей приходят к убеждению, что, кроме поддержания здоровья и долголетия, цигун может стать одним из наиболее эффективных путей духовной жизни.

Цигун — одно из величайших китайских достижений. Он возник на основе опыта, накопленного множеством поколений мудрых людей. Эти мудрецы, изучив традиционные знания, модифицировали практику, дополняя ее тем, что они могли взять из своего опыта. Наконец это сокровище попало в наши руки. И теперь мы несем ответственность за то, чтобы сохранить его и дать ему возможность развиваться дальше.

Многие теории и тренировочные метода цигуна держались в тайне и лишь недавно стали доступны широкой публике. Для соблюдения тайны было много причин:

1. Каждый стиль цигуна считает свою теорию и метода настоящим сокровищем, которое дает нечто такое, чего нельзя купить за деньги, — здоровье и долголетие. А так как это то, что ценится выше всего, многие мастера не хотят делиться этим с чужими.

2. Многие тренировочные теории цигуна сложны для понимания, а неправильное пользование практиками опасно. Только самые продвинутые ученики достигают необходимого уровня понимания, и число их невелико.

3. Многие из тех, кто занимается цигуном, считают, что, чем больше знаний они хранят в тайне, тем ценнее и дороже их достижения.

4. Некоторые из практик цигуна, например цигун промывания костного и головного мозга, включают стимулирование половых органов. В старом консервативном обществе это считалось аморальным.

Многие секреты цигуна передавались только нескольким ученикам или ближайшим родственникам по крови. В религиозном цигуне ограничения еще более строгие. Религиозные упражнения передавались только священнослужителям. Это в большей степени относится к цигуну промывания костного и головного мозга. Фактически, эта техника традиционно передавалась только очень немногим ученикам, которые понимали теорию цигуна и достигали высокого уровня мастерства. Такие мастера скрытно существовали до начала нашего столетия, когда их постепенно стали обнаруживать непрофессионалы. Только в последние двадцать лет многие секреты стали доступными для широкой публики.

Никто не станет отрицать, что западная наука в том виде, в каком она существует в наше время, главным образом направлена на материальные ценности. Духовные науки приходят в упадок. Основная причина этого в том, что мир духовной энергии труднее увидеть и понять. Настоящая духовная наука все еще находится в зачаточной стадии. Недавно появилось сообщение, что даже сегодняшняя наука в состоянии понять лишь около 10 процентов функций человеческого мозга. Отсюда ясно, что, по сравнению с «великой природой», которая все еще ждет нашего понимания и объяснения, современная наука переживает младенческий возраст.

Поэтому не слишком разумно использовать такую науку для того, чтобы судить о накопленном опыте и явлениях прошлого. Я уверен, что если мы будем относиться с уважением к традициям и опыту прошлого и продолжать свои поиски и исследования, мы сможем в конце концов понять и научно объяснить все эти естественные явления.

Традиционная теория и тренировочные методы цигуна должны оставаться основным источником и авторитетом для вашего обучения. Правильное отношение к практике цигуна должно заключаться в уважении и понимании прошлого при одновременном рассмотрении всего, с чем вам приходится сталкиваться, с современной, научной точки зрения. Таким образом, вы сможете совершенствоваться, опираясь на знания и опыт прошлого. «Секреты» должны быть раскрыты людям и признаны современной наукой, потому что секрет является секретом только тогда, когда вы его не знаете. Как только секрет становится общеизвестным, он перестает быть секретом.

У многих из вас это может вызвать недоумение: если в древности человек тратил пятьдесят лет своей жизни на то, чтобы достичь более высокого уровня, например просветления, какие шансы есть у нас? Слишком немногие в нашем занятом обществе могут потратить столько времени, сколько тратили древние. Дело в том, что, поскольку используемая при обучении теория сохранялась в тайне, большинству последователей цигуна для ее изучения и понимания требовалось очень много времени. Если же мы сначала изучим теории и основополагающие принципы, а потом приступим к тренировкам, мы сразу окажемся на правильном пути и сможем избежать долгих лет непонимания и путаницы. Если вы собрались поехать куда-то, где вы никогда не бывали, то, прежде чем искать самую короткую дорогу, лучше сначала изучить карту. Но если вы поведете свою машину, руководствуясь лишь туманным представлением о том, где находится место вашего назначения и как его достичь, вы можете никогда туда не попасть. Как сказано: «Если выразить Великое Дао словами, получится всего несколько слов, и цена им — полгроша». Это означает, что так называемые секреты содержат лишь некоторые простые теории и принципы. С помощью современной науки мы можем найти путь, который позволит сократить продолжительность обучения.

Поэтому мы должны с уважением относиться к прошлому и старательно учиться и тренироваться. Как только мы сумеем воспользоваться современной наукой для объяснения некоторых вещей, мы сможем бросить вызов традиционным убеждениям и сделать их переоценку. Только таким образом можно понять древнюю науку и использовать ее в настоящем и в будущем.

Предлагаемая читателю книга делится на четыре части. В первой части после введения общих понятий приводится традиционная история Ицзинь-цзина («Трактата об изменении мышцей сухожилий») и Сисуй-цзина («Трактата о промывании костного и головного мозга»)[12]. После этого мы поговорим о религиозных источниках тренировочной практики: буддизме и даосизме. Так как многие документы относятся к даосским источникам, в третьей главе дается сравнение различных даосских подходов к цигуну. И наконец, для того чтобы помочь читателю понять основные ключевые моменты всего обучения, четвертую главу мы посвятили общему обзору концепций Кань (Воды) иЛи (Огня), что позволит вам глубже понять, как регулировать и уравновешивать свою ци.

Во второй части этой книги мы сначала излагаем теорию и принципы ицзинь-цзина, после чего подробно описываем традиционные методы обучения. Описание сопровождается большим количеством переведенных документов и комментариями к ним.

Третья часть книги посвящена теории и основным принципам и методам практики сисуй-цзина. Естественно, здесь также даются переводы документов и комментарии к ним. Наконец, в четвертой части приводится множество вопросов, которые возникли у автора относительно этих двух искусств.

 

 

1–2. Что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин?

Прежде чем вы продолжите читать дальше, очень важно, чтобы у вас было правильное понимание того, что такое ицзинь-цзин и сисуй-цзин и какую роль они могут сыграть в поддержании вашего здоровья и долголетия. Это краткое вступление даст вам общее представление о том, чего вы можете ожидать и к чему приведут ваши занятия. Во второй и третьей части книги эти вопросы обсуждаются значительно глубже.

И означает «изменять, заменять или переделывать», цзинь означает «мышцы и сухожилия», а цзин — «классическая, каноническая книга». Сочетание этих слов может переводиться как «Канон (книга, трактат) изменения (преобразования, укрепления) мышц и сухожилий (связок, мышц и костей)». Мы будем употреблять название «Трактат об изменении мышц и сухожилий».

«Мышцы и сухожилия» в данном случае не означают буквально только мышцы и сухожилия. Это понятие относится ко всей физической системе, связанной с мышцами и сухожилиями, включая внутренние органы. Ицзинь-цзин дает описание теории цигун и практических методов, которые могут помочь вам улучшить свое физическое тело и из слабого сделать его сильным. Естественно, эти же метода очень эффективны и для поддержания физического здоровья.

Си означает «мыть, чистить». Понятие суй включает в себя гу-суй, что означает «костный мозг», и нао-суй — головной мозг, включая мозжечок и продолговатый мозг. О цзин мы уже говорили. Сисуй-цзин часто переводят как «Канон промывания костного мозга», но более точным нам кажется наш перевод: «Трактат о промывании костного и головного мозга». Первый вариант стал, очевидно, популярным из-за неправильного понимания всего объема работы, которая в течение длительного времени сохранялась в тайне. Кроме того, целью «промывания головного мозга» является достижение просветления, или «состояния буддовости», что, кроме трудности понимания, вызывает меньше интереса у мирян. Многие из секретных документов, которые позволяют яснее и полнее представить всю картину обучения, стали доступны широкой публике совсем недавно. Правильный перевод показывает, что Сисуй-цзин посвящен работе и с костным, и с головным мозгом. Однако практика не сосредоточена исключительно на физической стороне костного и головного мозга. Напротив, основным в этой технике является забота об энергии ци своего тела и обучение тому, как направлять ци в костный и головной мозг с тем, чтобы питать их и поддерживать их работу на оптимальном уровне.

Для того чтобы дать вам общее представление о том, как эти два искусства вписываются в общую картину китайского цигуна, мы хотим вкратце изложить основные понятия, которые обсуждались в первом томе этой серии, книге «Корни китайского цигуна». Сначала мы обсудим понятие здоровья, потом обратимся к различным категориям цигуна, которые были разработаны в Китае, и сделаем обзор тех задач, которые они перед собой ставят. Это подготовит вас к пониманию той роли, какую играют в китайском обществе трактаты Ицзинь-цзин и Сисуй-цзин. Наконец, мы обратим внимание на те различия, которые имеются между ицзинь-цзином и сисуй-цзином. Когда вам станут понятны эти основные представления, вы сможете приступить к изучению более глубоких аспектов цигуна, не теряясь среди мистических «тайн».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь